Вопросы и ответы по разным случаям и предметам ИПХС (XX в).

 

[По изданию «Рукописи XVIXX вв. Из коллекции института истории СО РАН». Составители А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова; Отв. ред. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1998 г.]

 

Вопросы ин[ока] Василия и ответы ин[ока] Арсения о разных предметах.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 1—3 об. первого счета. Инок Арсений (умер в 1937 г.) — один из наиболее известных и авторитетных наставников староверов страннического согласия 1900—1930-х гг. (подробнее о странниках см.: Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII—первой половине XIX в. Новосибирск, 1996). Более 20 лет он возглавлял наиболее влиятельное направление в странничестве — так называемых странников-статейников, последователей другого знаменитого наставника Никиты Семенова Киселева (ок. 1804—1894). Сочинение следует датировать 20—30-и гг. XX в. { Примечания (и далее) — Мальцева А. И.}]

 

1. Вопрос. Во время моления христиан можно ли отступнику петь вместе с ними? Ответ. Нель­зя (10 пр[авило] св[ятых] ап[остол]).

2. Вопрос. Старушка мать жила вместе с дочерями мирскими, взяла вынесла приглас, ее крестили здоровую или больную по болезни, и после крещения осталась жить в том же месте?

Ответ. По необходимой нужде допустимо, толь­ко необходимо укрываться.

3. Вопрос. Приходится жить християнке у родных мирских — матери у дочери или дочери у матери. Приходит незнакомый человек, увидев ее, спросит: «Это у вас чья?» Отвечают так: «Это моя мать» или «Моя дочь». Ответ. Здесь две вины: 1) название матерью, 2) вчисление в Ва­вилон косвенно. Исправа — три недели поста.

4. Вопрос. Если живет старушка неродная, на вопрос «Чья это?» или «Квартиранка?» отвечают: «Это бабушка наша». Ответ. Исправа — три недели поста. «Это гостья» — положить начал. «Это наша знакомая, живет временно, домовни­чает» — 2 недели поста. «Знакомая вчера пришла погостить» — две недели поста.

5. Вопрос. Християнка остается одна, ей го­ворят соседи: «Ваши куры у нас в огороде. Ваша коза...» и т. д. Ответ. Если умолчит, исправа — две недели поста. Надо ответить: «Это хозяйское, у меня нет ничего». Или: «Вы, гражданка, кур сво­их к нам в огород не выпускайте». Если умолчит — 2 недели поста.

6. Вопрос. Ссыльный за веру по необходи­мости ел из мирской посуды и потом вместе с мирскими питался, от прочего себя хранил, не хо­дил в кино, хотя сильно принуждали, и везде себя исповедал христианином, так он и помер. То можно ли его примирить заочно, положить начал от смершения, потом и молиться на имя за упокой? Ответ. Если он исповедывал себя христианином, можно молиться за него на имя, исповедание необ­ходимо.

7. Вопрос. О примирении живаго позаочно, если он просит. Ответ. По нужде, то можно за не­го положить начал и за него молится.

8. Вопрос. Христианка простаивает в очереди с утра до вечера, часто случается слышать бого­хульные слова. Ответ. Виновна — 3 недели поста. Избегать самим ходить христианам, да не повредишися чрез слух.

9. Вопрос. Если кто спросит: «Где вы рабо­таете?» Ответит: «Я работаю на почте или конторе». Ответ. Три недели поста. Нужно ответить: «Я, истинная православная христианка странству­ющая, по случаю записи нигде не работаю».

10. Вопрос. Если спросят: «Вы где квартиру­ете?» Ответит: «Я здесь пребываю временно, в такой-то улице». Ответ. Исправа — три недели поста. Нужно исповедать себя.

11. Вопрос. Ложкой мирской сухой почерп­нуть из христианской вазы или чашки? Ответ. Можно исправить — помыть и положить начал.

12. Вопрос. Благодетель умер без крещения, по просьбе за него христиане молятся общую панахиду за упокой на погребение, на 3, 9, 40 день. Ответ. Панахиду молиться за некрещенного не изволительно по Златоусту. Подавать милостыню и молиться мысленно в душе за милостыню.

13. Вопрос. Христианин пробыл в сылке 3—4 года, и освободили. Вышел, и ему места не оказалось, нигде не нашел места пристанища, взял паспорт и жил с ним у родных около года, просит дать исправу. Ответ. Исправа — три недели с отлучением, жил по нужде.

14. Вопрос. Бывшие христиане, отступники, жили по мирскому, будет схвачен за веру в Христа. Если будет просить у христиан примире­ния к церкви и сообщении с христианами, можно ли его примирить? Ответ. Нужно исповедать себя христианином пред гонителями и хранить себя от повреждения, по Киприяну св[ященно]муч[енику]. И без сомнения будет прощен за исповедание.

Необходимо всем христианам нужно везде и всегда себя исповедыватъ, что я — истинный право­славный христианин, странствующий Бога ради. Сам Христос сказал своими пречистыми устами: «Кто Меня не исповедует пред человеки, того и Я не исповедую пред Отцем Моим небесным».

 

Вопросы и ответы о крещении.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 1—2 об. четвертого счета. Сочинение следует датировать 30—40-и гг. XX в.]

 

О водном крещении. Во всяких опасностях, т. е. опасных случаях, когда угрожает смерть, мож­но крестить самому себя, конечно, в отсутствии христиан. Но предпочитать, если есть возможность, водное крещение, как сам Христос нас научил: «Если кто не родится от воды и Духа, то не мо­жет войти в цар[ствие] Божие» (Иоан., 3, 5).

Форма крещения. Зайти в воду, благословится: «Благосл[овите] св[ятые] отцы взойти во св[ятую] купель и получить св[ятое] крещ[ение]». Лицем встать на восток, 3-ж[ды] ознаменовать­ся, сложить руки крестообразно, говоря: «Крещается или крещаюся (т. е. сам) р[аб] Б[ожий] имярек. Во имя Отца», и погружается, и, восходя от воды, сказать: «Аминь. И Сына, аминь. И Св[ятаго] Духа, аминь» (на голову руку не полагать). И будет крещение совершенное. Только не торо­пясь, нужно совершить правильную форму с произношением Св[ятой] Троицы в три пог­ружения.

На войне. Если такое положение постигнет на войне, то после крещ[ения] нужно дерзновенно произнести исповедание так: «Я, истин[ный] правосл[авный] христианин], по религиозному убеждению не могу брать оружие и убивать людей, не принимать фамилии быв[шей] и лож[ного] года». Можно ли отказываться от работы в глу­боком тылу? Работать можно христианину с ис­поведанием, только не на оборонную мощь. Если же, не взирая ни на что, пошлют христианина в бой (под силой оружия), нужно ли повиноваться? Можно, но только с полным исповеданием без боязни, дерзновенно.

Обливательное крещение. По каким-либо тесным и безвыходным обстоятельствам жизни — при крайней опасной болезни, в заключении, на войне, где-либо угрожает неминуемая смерть — разрешается ли крестить самому себя обливательно? Разрешается, но только с большим усмотрением и разсуждением. О[тец] Арсении разрешал, только по вышеписанным причинам и тогда, когда действительно нет возможности получить водное крещение. Форма крещения и какой минимум воды требуется для поливания? Форма по предъидущему указанию — чрез троекратное поливание с произношением Св[ятой] Троицы. Так: левую руку положить на грудь, а правой поливать, глаголя: «Крещается (т. е. себя) р[аб] Б[ожий] имярек. Во имя Отца». Относя немного руку в сторону и присежая, стоя прямо, глаголи: «Аминь. И Сына, аминь. И Св[ятаго] Духа, аминь». Вода. Берем минимум (со слов о. Арсения) — не менее стакана для трекратнаго поливания, но если есть вода, то лучше три ковша для троекратнаго поливания. Может ли и другим преподавать такое же крещение? Может. Если останутся в живых таковые, то нужно ли их крестить водным крещением? Не нужно.

Групповое крещение. По особо трудным сло­жившимся обстоятельством нашим благодетелям, если будет угрожать опасность, как им поступать в этом случаи, если нет близко христиан? Кто-нибудь один из более сведущих должен окрестить сам себя, а потом и остальным должен преподать. Но если же не терпит время, то каждый себе по отдельности может совершить крещение. Осно­вание: совет м. Р[аисы]. Пример: крещение киев­лян.

Песком или землей. Можно ли в безвы­ходном положении, где нет воды, крещение совер­шить песком или землей? Можно, по примеру жидовина (кн[ига] Лимонарь, гл. 176, л. 145).

 

Ответы о. Арсения на разные вопросы.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 2 об.—5 четвертого счета. Сочинение следует датировать 20—30-и гг. XX в.]

 

Первый вопрос. Если случится христианину — помрет от пули или голодной смерти, то будет ли польза его души?

Ответ. Такой вопрос никак не возможно ре­шить, ибо при таких случаях сотни могут быть фактов и каждый факт имеет свое суждение. Если, например, христианина убили пулей за ис­поведание, то, без сомнения, он будет мученик, а если в драке или при краже и тому подобное, то тут уже надежды на помилование не приходится ожидать. Вот поэтому и не можем прежде вре­мени определять подобные вещи. А они разсуждаются при совершении факта. Тому подобное должно быть суждение и о голодной смерти. О голодной смерти. Ведь если будет христианин заключен за исповедание веры в темницу и там постигнет его голодная смерть, то тогда, без сомне­ния, он будет мучеником. Так же, не быв в темнице заключенным, и умирает в келлии по недостатку в пищи и перенося с благодарением все скорби, может причислен быть к мучеником. Да и вообще, всякую попущенную от Господа скорбь и нужную смерть человек перенесет с благода­рением без ропота, то за все сие, без сомнения, получит в будущем от Господа великия милости.

Вопрос второй. Если видовые будут убиты за исповедание прав[ославныя] християнския веры, то вменится ли им это во св[ятое] крещение?

Ответ. И на этот вопрос односторонне отве­тить нельзя, ибо и тут могут быть разные случаи. Только одно можно сказать, что убитому благо­детелю за исповедание православной] христи­анской] веры много будет милости от Господа в день воздаяния, а может быть, некоторым будет одет мученический венец, чем свидетельствуют и слова Хр[иста] Спасителя: «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем и Аз его пред Отцем Моим, иже на небесех, а иже отвергнет Мене пред человеки, отвергуся и Аз его пред Отцем Моим, иже на небесех» (Матф., 10, 32). Следовательно, умереть за исповедание правосл[авной] хр[исти­анской] веры лежит долг на каждом верующем человеке. И, кроме того, мы видим в Бож[ест­венном] Писании, что кроме воднаго крещения есть крещение своею кровию за исповедание. Но во всяком случаи благодетелям нужно первым долгом помнить те слова Хр[иста] Спас[ителя]: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в цар[ствие] Божие» (Иоан., 3, 3). Поэтому благодетели должны решиться первоначально принять св[ятое] крещение, тогда идти и на муче­ние, но если же, при крайнем случаи, что не будет возможности принять св[ятое] крещ[ение], то и тогда, уповая на милость Божию, должны с дерзновением идти на смерть. Помяни вышеска­занные слова: «Иже исповесть Мя пред человеки» и проч. (Матф., 10, 32).

Третий вопрос. Во время опасности видовые неотступно просят св[ятаго] крещ[ения], а мы отлагаем, не исполняя просьбу их, ставим на вид церковныя необходимыя нужды. И вот, если они умрут от внезапной смерти неисправленными, будет ли их душам польза? Или же мы должны всецело отвечать за их души?

Ответ. И в этом отношении должны смотреть — какая видовым предстоит опасность. Если же благодетель приговорен к растрелу или вообще к смертной казни и будет просить св[ятое] креще­ние], то необходимо таковому преподать, чему уже и свидетельствует факт над благодетелем у Агап[ия] Яковль[ча]. Из-за отказа в таких случаях христи­анину лежит большая ответственность. Но если же самые близские благодетели, на которых состоит весь дом, питают и укрывают христиан, и он, мало-мали заслышав победный страх, не угрожающий явной их опасности, будут просить св[ятое] крещ[ение] — в таком случаи должно быть особое смотрение. То таковые благ[одетели] могут еще и послужить для христиан и видовыми. Что касается принявшему св[ятое] крещ[ение], и быть видовому без повреды веры пребыть невоз­можно. Готовность благ[одетелей]. Но прежде всего мы для наших благ[одетелей] вот что дол­жны сказать, что человек, имеющий страх Божий, и искренний служитель христианский никогда не будет лишен св[ятаго] крещ[ения], но Господь по своей благости ими же веси судьбами сподобит его. Но если же человек, не имеющий страха Божия, живущий порочно, хотя и при купели будет, может не сподобиться просвещения, как недостойный. Поэтому Бог требует прежде поста добродетель­ную жизнь и всегда иметь пред очима Господа. Тогда Господь, видя их усердие и добрые намере­ния, никогда не оставит их.

 

Суждение о. Арсения по вопросу «Для чего попускаются Богом кровопролитие, вой­ны и стихийные бедствия?».

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 5—5 об. четвертого счета. Сочинение следует датировать 20—30-и гг. XX в.]

 

Рационалисты и материалисты говорят: ес­ли есть Бог милостивый, благосердый и любвео­бильный, то почему попущает всякия бедствия и кровопролитные войны?

Ответ. Да, действительно, с человеческой точ­ки зрения, Бог как бы допущает зло для человеческаго рода. Но, с Божественной точки зре­ния стороны, и по великой бездне щедрот Божиих, и на основание Божественнаго Писания, Гос­подь не зло делает своему созданию. А по вели­кой благости и любви изливает великую милость и безграничную любовь для грешнаго, беззаконнаго и недостойнаго милости человечества, т. к. чрез временныя страдания на сем свете, многообразныя казни Божия и стихийные бедствия или чрез происходящия кровопролитныя истребления от войн грешное и беззаконное человечество по­лучит великия милости от Господа Бога, умень­шение мук. Со слов о. Арс[ения].

Ветхозаветныя казни. Ветхозаветныя казни и истребление людей за беззаконие могут повто­риться пред Судным Днем. Со слов о. Арсен[ия].

 

Достопримечательный случай с больной чёрной оспой.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 5 об.—6 четвертого счета. Судя по содержанию, сочинение написано уже после смерти о. Арсения. Таким образом его можно датировать концнм 30-х—началом 40-х гг. XX в.]

 

Бытность о. Арсения в его пределе, но при отсутствии его, произошел такой случай. Привез­ли в келию женщину за 50 верст крестить, которая болела черной оспой и ничего не говорила, только показывала рукой, просила св[ятое] кре­щение. Все присутствующие в кельи, принимая во внимание заразную болезнь, отказались крес­тить. В таком плачевном состоянии больную увезли домой, в половине пути она скончалась. Изследуя произшедшее, о. Арсений отказавшимся сказал: «Что вы думаете? Ведь с вас со всех кре­щение снялось!» И предъявил 12 человекам по 12 недель каждому эпитимию. (Со слов Анны Алексеев[ны].)

 

Чудесное видение на небе.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 6—6 об. четвертого счета. Сочинение следует датировать 40—50-и гг. XX в.]

 

Чудесное видение на небе, которое видел надсмен (по национальности татарин), шедши домой по дороге в ночное время (по нов. ст.) в 1942 г. Он увидел на небе 2 надписи золотыми буквами. Первая: «Бог есть». Вторая: «В вось­мой тысячи последний век!» Сам неграмотный, попросил прочитать деревенских жителей. С того времени пришел в сокрушенное состояние духа, стал разбираться в вере. Сначала перешел к старообрядцам, принял у них крещение, а потом промысл Божий вразумил его присоединиться ко християнск[ой] церкви, и стал християнин. Эта секта, к которой он принадлежал, была из числа поклонников. (Со слов самого видевшего.)

 

Разные вопросы.

 

[Публикуется по единственному дошедшему до нас списку — ИИ СО РАН, собр. рукописей, №95/86, л. 6 об.—12 об. четвертого счета. В сочинении рассмотрен обширный круг вопросов уставного характера. Оно имеет компилятивный характер и датируется приблизительно 60—70-и гг. XX в.]

 

Насколько вредна похоронна? Умершему не может вредить, но морально действует на совесть взявшего ее и лишает именного помяновения, если получается без исповедания.

О крещении. До крещения нужно снять с учета и нарушить документы. Если не успеют, то при болезни обязательно крестить и после кре­щения снять с учета с проповедию. А если не исповедуют, то сами за себя отвечают пред Богом.

О полиелиосах в пост. Полиелиосы ставить в свои числа 40 мучеников, Предотечи. А осталь­ные — в субботы и в воскресения (от обычая). Служба Лествичнику, Марии Египетской ставится в назначенныя воскресения и во своем числе.

Вопрос. Нужно ли гостей угощать скоромным в пост? Нельзя, хотя бы были и неверны. Не соблюдающие этого правила сам будет отвечать пред Богом.

Кормовые панахиды (в пост). Помолиться можно, но обед перенести на субботу.

Можно ли молоко продавать в пост? По­ложительного запрещения нельзя сделать в на­стоящее время. Но если не усматривается крайней нужды, то лучше сохранить пост.

За какие пороки благодетели не сподобляются св[ятого] крещения? 1) Осуждение християн. 2) Брадобритие. 3) Табакокурение (со слов м. Р[аисы]).

Чистотные обычаи. Кто не соблюдает чистотные обычаи, т. е. плохо разбирается в чистом и поганом, плохо закрывает посуду, или совсем ос­тавляет непокрытую, или систематически поганит посуду (по небрежению), таковый не избежит геены. Основание: со слов о. Арсен[ия].

Указание из практики м. Р[аисы] о подканонных, т. е. несущих исправу. Несущим канон эпитимию что можно питаться в сплошные недели, т. е. мытаря, сырную. От Рожест[ва] Хр[истова] до Крещения, после Троицы и на Пасхе Хрис­товой]? Ответ. Можно питаться молочную, но за эти недели потом дополнять.

Вопрос о эпитимиях живущим в отступлении. Во-первых, надо знать, как они жили в миру и не согрешали ли в вере. Я думаю, есть у тебя отсту­пления обращающихся, например, за то, что были взяты; если за веру, то как исповедывали? И как в лагерях жили? Т. е., Григор[ий] Алексеевич] (?), ты и по своему исправлению применяйся, ведь время гонительное со свободой не равняется. Я думаю, если не было особых недоразумений, то 4 четыредесят[ницы], 2-е отлучением и молиться тысячное правило, канон — можно трапезу, т. е. 5 лестов[ок]: 3 — по Исусовой земные, 4-ю — Пресв[ятой] Богород[ице], 5-ю — ангелу по­ясные. А старушка — 3 лестовки: 2 — по Исусовой земные, 3-ю — Пресв[ятой] Богород[ице] поясную. Пища вся постная, однажды в день, кроме субботы и воскресения. В случае, старушка изнеможет, то можно снизойти, т. е. вторник и четверток питаться 2 раза. А третию четыредесят[ницу] с приобщением молитвословия, а моление — так же и пища — тако же, постная. А четвертую четыредесят[ницу] пищу можно в субботу и неделю скоромное, а на неделе также пища постная и моление также земное. Молиться всю церковную службу или за християнами сто­ять. А к Рожеству Хр[истову], если можно, то третию-то четыредесят[ницу] постную совершать, а четвертую от Рожества Хр[истова] и до Богоявления Господня — скоромную и моление поясное.

Вопрос. Какую нести исправу отступившим християнам? Хотя и не исполняется 2 четыредесят[ницы], можно разрешить, по случаю труднаго времени. А если ранее придется вам разлучаться, то, думаю, приобщить его, т. е. чрез одну четыредесят[ницу] к общению с християнами, по случаю нужнаго времени. Если он будет там один, придется так. А то будут благодетели просить у него молитву, а он связан. Поэтому во время гонения есть снисхождение. Если придется тебе его про­вожать, то положи ему начало, и пусть будет в приобщении. А продолжение эпитимии сице: 3 четыредесят[ницы] пусть понесет, 4-ю — это не убыток. В недели сплошные можно разрешить попитаться скоромное. А все же будет молиться и чувствовать себя, что разрешен скоро (в со­общении с християнами) по снисхождению. По­этому должен прибавить время покаяния. И когда приобщится общекупно молиться и питаться с християнами, то да и приими его исповедь.

Подготовка ко крещению. Если кто не может говорить, то за него благословиться войти во св[ятую] купель. Если сам кто себя крестит, то хоть как произнесет: «крещаюся» или «крещается». Кто был в отступлении и если случится кому заболеть, а християнина нет, то можно положить начало к примирению с православными христи­янами и крестить болящаго. Но если опять бу­дет жить в отступлении? Таковые крещения в судьбах Божиих. И таких на имя не поминать. Говорила м. Р[аиса].

За верных, умерших без св[ятаго] крещения, в день кончины, вместо погребения, можно помолиться общую панахиду. А также в третий, девятый и сороковой день. Говор[ил] Ник[ита] Сем[енов].

О записи младенцев. Если при болезни при­дется исправить младенца или кого-либо благоде­теля, его не выпишут, то будет ли ему повреда? Ответ. Не будет, говор[ила] м. Р[аиса]. Но все же надо благодетеля по возможности выписать (если можно) со исповеданием.

Как поступать с похоронной, когда хоронят открыто, и о записи фамилии? Ответ. Надо исповедывать косвенно.

Как поступать християнину в лагерях относи­тельно фамилии? Ответ. Не строго взыскивает­ся, а особенно, если скажешь не свою. Например Боголюбов, Добролюбов, Богомолов . В этом повреды нет.

О пенсии. Пенсию получать не разрешается. Какое наказание християнину, когда присва­ивают его к бывшей семье? Ответ. Две недели эпитимии.

Благодетель, идущий на войну по принуждению, и если его убьют, то будет им некая отрада от Гос­пода Бога за насильственную смерть.

Християне будут находиться в покровитель­стве боголюбивых мужей, носящих на себе имя зверя.

Праздники. 8 июля — Казанская, 22 октяб[ря] — Казанская, 1 августа — Спасу, 6 декаб[ря] — Николе, 20 июля — св[ятому] пророку Илие, 8 нояб[ря] — арх[ангелу] Михаилу. Эти все праздники праздновать весь день.

О крестном знамении. Кто смершится, обычай хранить, но не строго взыскивать, т. е. начал ло-жить. Говор[ила] м. Р[аиса].

Если в пост накормишь скоромным в своей семье, за то будешь участник. Говор[ила] м. Р[аиса].

Больному в пост молочное не разрешается.

Бороду бреет — не исправлять, разве при смерти.

Можно свещи делать и ставить несущим эпитимию в приобщении? Ответ. По нужде можно.

До скольки лет можно молиться младен­ческое погребение? Ответ. До 9 лет.

Можно ли за живого молиться сорокоуст и принять милостыню? Ответ. Можно. М. Р[аиса].

Можно помолиться общую панахиду взамен погребения за некрещенного? Ответ. Можно мо­литься общую панахиду за верного, умершего без св[ятого] крещения. Гов[орил] Ник[ита] Сем[енов].

Во время крещения, если по невнимательности придется не полностию погрузить какие-либо чле­ны, то это крещение во святое вменяется. Гово­рила] м. Р[аиса].

Если человека при заразной болезни хрис­тияне откажутся крестить и тот помрет без креще­ния, за это наказание християнину 12 недель эпи­тимии. О. Арсен[ий].

Мирским ходить на исповедь ко християнину нет разрешения. Говор[или] отцы и м. Р[аиса].

О посуде. Когда исправится християнин, несу­щий канон совершенно, то и посуда с ним ис­правляется.

За девочку 8 лет утонувшую молились погре­бение християнское. Добре ли? Ответ. М. Г[алина]. Если ее Господь причтет к лику святых от­роковиц — безгрешная, велики ли у ней грехи. И без погребения християнскаго (на имя) причтет. Здесь основное усердие родителей и молящихся, а чего нет в обычае, хотя бы и подросточек, не принявший св[ятое] крещение. Нам и не надо идти выше обычаев християнских: почитать кафиземки да канончик — Пресвятей Богородице Акафисту, вот и похвально и без зазора совести [далее приписка скорописью: согласно этого смотри тетрадь Вопросы и ответы с 1-м письмом, стр. 2-я].

Hosted by uCoz