Спасовцы.
Историко-догматический очерк о
происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия.
Безпоповцы Нетовцы они же Спасовцы, как известно, по вопросу о еретическом крещении держатся такого убеждения, что крещение, где бы оно не совершалось, т. е. в каком бы то ни было еретическом обществе, но коль-скоро формою православной церкви, т. е. в три погружения и три божественных ипостаси, то считают такое крещение крещением истинно законным и его не повторяют.
Такая характеристика учения Нетовцев, по
вопросу еретическаго крещения и разделяет их с остальными безпоповщинскими
согласиями, как-то: Поморцами, Федосеевцами и др. В виду того, что Нетовцы или
Спасовцы, считают себя, как и другия в отдельности старообрядческия согласия,
старообрядцами, последователями учения благочестивых первоостальцев
староверцев: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и
других, то поэтому я и намерен в настоящей статье выяснить на основании
исторических данных: что имеет ли действительно нетовское или спасовское
безпоповщинское общество, какую либо связь или преемственность учения по
вопросу о еретическом крещении с остальцами — староверцами? Остальцы древняго
благочестия, начиная с епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др. в
вопросе о еретическо-никонианском крещении и других таинствах, как это видно по
историческим данным, держались совершенно не того учения, котораго держатся
современные нетовцы или спасовцы. Священно-страдалец епископ Павел Коломенский,
протопоп Аввакум и др. остальцы православнаго до-никоновскаго рукоположения
священники учили не принимать от церкви никонианской ни крещения, ни священства. Чтобы не быть в этом
вопросе голословным, я приведу историческую справку, относительно того, как
вообще держались остальцы древняго благочестия по отношению
еретическо-никонианскаго крещения. "Яже услышавше мы, — говорится в
соборном деянии 1666 г., — и прочетше
абие богонаставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащие: яко
нынешняя церковь, несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не
крещение, архиереи не
архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не
благочестна" (Соборн. Деян. 1666 г., стр. 11).
Так говорили остальцы древняго
до-никоновскаго благочестия; таково было мнение по отношению еретическаго
крещения.
По вопросу еретическаго крещения и хиротонии, у остальцев древняго благочестия был созван собор, на котором и было постановлено не принимать от никонианской церкви ни крещения, ни хиротонии: "Около этого времени, — говорится у Александра Б. в книге. "В пользу раскола", — Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца: Спиридон архимандрит Покровский, от убогих, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское нынешнее крещение за крещение не вменяти" (кн. "В пользу раскола" А. Б., стр. 6; Разсказы из истории старообрядчества С. Максимова, стр. 28—29, издание Д. Е. Кожанчикова).
"Первые старообрядческие попы, — говорится в истории Андреева, — высказывали
дух нетерпимости. Каждый, перешедший к ним из еретиков (никониан), был перекрещеваем" (Раскол и его значение в
народной русской истории, В. В. Андреева, стр. 127; История русскаго раскола
старообрядчества, П. С. Смирнова, стр. 131; Раскол, обличаемый своею историею,
стр. 150—259).
"Они (раскольники), — говорится в книге Елеонскаго, — не признавали ничего святого в церкви православной".
(О состоянии русскаго раскола при Петре I — Елеонскаго,
стр. 22; Извещение праведное о расколе безпоповщины. Н. Субботина, стр. 17).
"Приходящих убо, — говорится в сочинении Ивана Алексеева, — от
Великороссии новокрещенных повторяху своим крещением". (Сочинение Ивана Алексеева
против мнимаго священства поповцев, стр. 18—19).
Имея в виду часть приведенных выше исторических данных об отношении древле-остальцев до-никоновскаго благочестия к еретическо-никонианскому крещению и сопоставляя с этим современное учение безпоповцев нетовцев или спасовцев, то отсюда и ясно, что вышепоименованное безпоповское общество, как не имеющее преемственнаго учения о еретическом крещении, не может считать себя последователями остальцев. Далее необходимо ко всему этому выяснить также и тот корень откуда произошло нетовское или спасовское безпоповское согласие. "Нетовское направление, — говорится в истории русскаго раскола П. С. Смирнова, — зародилось очень рано, не позже перваго десятилетия XVIII века, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался козминщиною, по имени основателя мужика Козьмы". (Истор. русск. раск. старообр. П. С. Смирнова, стр. 121).
"Согласие нетовщина или спасово, — пишет Н. Попов, — зародилось в XVIII веке, основателем онаго был крестьянин Павел, по другим сказаниям безграмотный мужик Кузьма". (Что такое современное старообр. Н. Попова, стр. 54).
"Спасово согласие (нетовщина), — говорится у В. В. Андреева, — основателем его был крестьянин Кузьма, отчего и само согласие называется иногда козьминщиною". (Раскол и его значение в народной русской истории, исторический очерк, В. В. Андреева, стр. 172).
"Основателем нетовщины или спасова согласия, — пишется в книге протоиерея Андрея Иоаннова, был некто Кузьма". (Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, протоиерея А. Иоаннова, стр. 33).
"Безграмотный селянин Козьма, — говорится в "Истории раскола", — первый начал запрещать перекрещивание и его последователи назвались сперва по его имени козьминщинаю". (Раскол, обличаемый своею историею, изд. 2, стр. 251).
Небезъинтересно также выяснить и ту характеристику учения козьминщины (нетовщины), которой первоначально держалось в своем целом это согласие. В истории русскаго раскола П. С. Смирнова, говорится по этому поводу следующее: "с течением времени нетовщина (козьминщина) подразделилась на отдельныя отрасли. Исходной точкой в данном случае послужил вопрос о крещении. Отвергнуть таинство крещения значило навлечь на себя нарекание в том, можно-ли им даже именоваться христианами (Иоанна III, 5). И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении труднаго вопроса избрали своебразный, и притом не все один и тот же путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви (никонианской) они толкуют так: "хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик". Однакоже, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять неусвояя венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретическою. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины, так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, а не пред своими стариками, и вечерни, утрени, часов по уставу не поют". (История русск. раск. старообр. П. С. Смирнова, стр. 121—122).
"Отвергают совершение таинств и богослужения мирянином, — говорится у того же Смирнова, — потому что благодать взята на небо. А как спастись без всего этого — это один Спас знает, необходимо уповать на его милость и молиться". (Там-же стр. 121).
"Спасовцами называются потому:
как де нет на земли никакой святыни, то желающие содержать старую веру,
долженствуют с нами прибегать ко Спасу, который Сам ведает как нас бедных
спасти. Нетовщиною же потому, что говорят: нет православнаго священства и
таинств в мире". (Полное историческое известие прот. А. Иоаннова, стр.
33).
"Любимая поговорка спасовцев, — говорится в историческом очерке, Н. Аристова, — следующая:
"у милостиваго Спаса много милости: он всех прокормит... Милостивый Спас
Сам знает, как спасти нас". Оттого они и получили свое название
(спасовцы). Вступающий в общество спасово проходит искус и кается в грехах
прямо Господу по скитскому покаянию, стоя пред иконою Спаса. Спасовцы принимают
крещение от православнаго священства и обличают поморян за то, что они
перекрещивают к ним приходящих. Они принимают к себе приходскаго священника, но
зовут не батюшкой, как обыкновенно, а величают по имени и отечеству. Над
умершим читают скитское покаяние". (Раскол в Симбирской губернии, исторический
очерк, А. Аристова, стр. 212—213).
"Кузьминщина, —
говорится в "Истории раскола", — сделалась в
последствии более видным под именем нетовщины, ибо утверждали, что нет в
мире благодати и истиннаго священства; назывались еще и спасовым согласием, от
их учения: что, так как наступило время последнее, антихрист уже в мире, то
желающие содержать старую веру, должны прибегать к Спасу, который Сам ведает,
как нас бедных спасти". (Раскол, обличаемый своею историею, стр. 251—252).
"Кузьминщина, — пишет В. В. Андреев, — стала называться нетовщиною от
того, что по учению этого согласия нет ныне в мире ни православнаго священства,
ни таинств, ни благодати. Отвергая все, нетовщина учит возлагать всю надежду на
Спаса, который Сам ведает как спасти нас бедных. Отсюда другое название — спасово
согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не
крестят иногда и собственных детей: по их учению Спас и без крещения может
спасти. Они отвергают также исповедь". (Раскол и его значение, В. В.
Андреева, стр. 173).
Позднее, нетовское или спасовское
согласие, —
как это видно из истории, — поделилось на
два между собою враждебных лагеря, т. е. глухая нетовщина и нетовщина открытая.
Глухая нетовщина, как это видно из вышеприведенных исторических свидетельств в
своем обществе ни совершает ни крещения, ни венчания, но за всем этим
обращаются к господствующей церкви. Нетовщина же открытая, наоборот, сама у
себя в обществе совершает крещение, брак и все богослужение простолюдинами. Так
что в этом случае открытую нетовщину едва-ли можно отличить от других
безпоповщинских согласий, в особенности от поморцев. Разница между теми и
другими лишь та, что новоспасовцы приходящих к ним еретиков имеющих крещение
формою православной церкви, т. е. в три погружения и три ипостаси, вновь не
перекрещивают. "Из всего этого (т. е. нетовщины или спасовщины), — говорится в
истории П. С. Смирнова, — выродился новый
как бы толк — ново-спасовцы, он образовался
в 40-х годах 19-го столетия. Основатель был главный наставник нетовщины Симбирский
мещанин Светов. Отличительным учением ново-спасовцев служит то, что они
позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют стариковскую
исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или попы. Они совершают
богослужение, вечерни, утрени, часы, поют, отчего и согласие названо
"поющей нетовщиной". Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от
православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают
их чрез 7-ми поклонный начал". (История русск. раск. старообр. П.
С. Смирнова, стр. 124).
Из приведенной исторической справки
видно, что нетовское или спасовское безпоповское общество появилось на свет
Божий от неграмотнаго мужика Козьмы и затем в последствии от этого же согласия
выродилось и еще новое согласие чрез Симбирскаго мещанина Светова, под
названием хотя и тем же, но совершенно с другим уже вероучением. Таким образом
ясно, что первоначальное появление нетовщины в лице мужика Козьмы, есть явление
совершенно самостоятельное, не имеющее в себе корня истиннаго старообрядчества.
Нетовцы или спасовцы того и другого согласия, как известно, считают
великороссийскую церковь еретической, даже антихристовой. Но когда случится
крестить, венчать и т. п., то первые из них, т. е. нетовщина глухая, идет за
совершением таинств к этой по их же суждению антихристовой церкви. Это-ли еще
не заблуждение? Признавая церковь еретической — антихристовой и в тоже время, обращаются к ней за совершением таинств.
Следовательно, имея надежду получить освящение чрез еретических служителей,
служителей церкви антихриста. Несчастные люди! Обратите ваше внимание на свою
явную слепоту. Обращаться к еретикам для совершения таинств, это не
святоотеческое установление, а установление самоизмышленное. Святоотеческое
учение в данном случае совершенно расходится с учением глухой нетовщины. Отцы ІV-го вселенскаго собора 14 прав.
положительно воспретили обращение к еретикам для совершения там таинств. Это
правило, —
поясняет Зонара, — предписывает не крестить у
еретиков. "Не должны обращаться к еретикам, чтобы крестить детей".
Повторяет, и другой толкователь правил Аристин (см. Кормчую полн. перев.) св.
Феодор Студит пишет: "не крещенному полезнее, если не найдется
православный (иерей), для совершения крещения, креститься от монаха, или
за неимением и этого, от мирянина".
(Твор. его, часть II, по сл. 24-е, стр.
82).
Точно также незаконно поступает и
второе нетовское общество, т. е. ново-спасовцы. Если в настоящее время оно того
и не делает,
т. е. не обращается за совершением таинств
к церкви еретиков, как это делает и сейчас их корень, то это еще не значит, что
они встали этим на путь истины. Заблуждение ново-спасовцев то, что они
принимают в свое общество еретиков, имеющих форму крещения православной церкви,
без повторения крещения. Они совершенно не входят в существо содержимой ереси.
Они говорят, что "для нас безразлично, кто-бы не крестил, хотя бы и сам
диавол, но коль-скоро формою правильною, то оно действительно". Имея такую
аргументацию, они по этому, нисколько несумняшеся, принимают крещение и от великороссийской
церкви, которую они-же сами считают антихристовой. Скажи безпристрастно,
любезный читатель, может-ли быть что-либо законное или благодатне-спасительное
в той церкви, которая "находится во власти антихриста"? Имея такое
суждение по отношению церкви великороссийской, ново-спасовское безпоповское
общество, тем самым само себе подрубает тот сук, на котором само-же сидит,
считая от антихриста крещение за истинно-законное. Нелепость сама собою ясна.
Таинства, по изъяснению отцов карфагенскаго собора, спасительны, вечны и животворящи, только в церкви православно-Христовой, в еретической же церкви (а тем паче в церкви антихриста по суждению самих же нетов), они подвергают только "великому осуждению и казни". Что во истинне, — говорят сказанные отцы, — светлее препровождало бы их (запечатлевающихся таинствами) к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим". (68 прав. карфаг. соб. по полн. перев.).
Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, — пишет великое светило церкви св. Иоанн Златоуст, — потому что у них крещение не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как Симон был крещен, но не просвещен, равно таким же оказываются и они". (твор. его, том XII, стр. 383.).
Имея в виду все вышеизложенное по отношению всего вообще нетовскаго или спасовскаго согласия, то отсюда и ясно становится, что Нетовское или Спасовское безпоповщинское общество того и другого толка, как не имеющее ничего общаго по своему вероучению, а также и по историческому происхождению, с теми первоостальцами древняго до-никоновскаго благочестия, которых они к сожалению считают своими предками, а поэтому нетовцы или спасовцы не только не могут считать себя последователями вышеуказанных столпов староверчества, но даже не имеют права и именовать себя старообрядцами.
После всего вышеизложеннаго,
обращаюсь к вам, братья нетовцы, того и другого упования, оставьте свое
лжемудрование, пока не поздно, обратитесь к истине, к той самой истине, которую
по Евангельскому изречению и врата Ада одолеть не могут. Истину эту именно и
содержит церковь безпоповско-Поморская. На этой истине вы станете твердо, как
на камени; никакой ветер и даже буря вас не поколеблет, ибо вы будете иметь
тогда, своим краеугольным камнем учение действительное, учение св. православно-Христовой
Церкви. И вот тогда-то вы и можете называть себя прямыми последователями
вышеуказанных ревнителей древняго благочестия, как-то: страдальца епископа
Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др.; до этого же вы есть чуждая
отрасль, не имеющая ничего общаго с ними, а в лице их и с Церковью Православною
Христовою.
Т. С. Тулупов
Самара, 1915 г.