ПОСЛАНИЕ
ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИОАННУ АВВАКУМОВИЧУ О СВЯЩЕНСТВЕ —
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РАННЕГО ЭТАПА СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ*.
[Из сборника РАН: Археографические и источниковедческие
аспекты в изучении истории России. Под ред. А. Х. Элеарта. Новисибирск.
* Статья подготовлена в рамках проекта
РГНФ (№ 14-01-00217а).
Л.
В. ТИТОВА
канд. филол. наук,
Институт истории СО РАН
г. Новосибирск
е-mail: titova_istochnik@mail.ru
В статье анализируются полемическое
Послание дьякона Федора сыну протопопа Аввакума Иоанну
о священстве и компиляция, созданная на его основе путем продуманной выборки
отдельных фрагментов и дополненной толкованием 13-й главы Апокалипсиса
протопопом Аввакумом. Дана характеристика обеим версиям текста о священстве и
осуществлена его публикация по лучшим спискам. В Приложении представлен
археографический обзор 36 списков Послания и 2 списков компиляции.
Ключевые слова: Послание о священстве, дьякон Федор,
полемический текст, старообрядчество, текстология, археографический обзор.
Послание Иоанну Аввакумовичу о священстве
представляет собой одно из значительных в идеологическом плане для всего
старообрядческого мира сочинение, которое было написано дьяконом Федором летом
Впервые Послание было опубликовано Н. И.
Субботиным в 6-м томе «Материалов для истории раскола за первое время его существования»2
под названием «Послание в Москву из Пустозерска»3. Во введении,
характеризуя издаваемые тексты, он ошибочно идентифицировал сочинение с
«Ответом православных»4.
Помимо Послания дьякона Федора к Иоанну
Аввакумовичу, существует достаточно близкий ему текст «Послания к некоему Иоанну», опубликованный Н. И. Субботиным в 5-м томе
«Материалов» в ряду сочинений Аввакума, о котором П. С. Смирнов писал: «Издатель послания имел только одно основание приписать его к
сочинениям Аввакума — то, что послание находится в сборнике сочинений
последнего, принадлежащем библиотеке Хлудова, № 257 (V, 224, сн. XI). Поэтому и так как это послание представляет в первой,
большей, части своей сокращение послания к Иоанну, писанного диаконом Феодором
(VI, с. 60-79), — возникает вопрос, не ошибочно ли оно приписывается Аввакуму?»5.
Краткий анализ
сочинения был предпринят в конце XIX в. такими авторитетными исследователями
старообрядческой литературы, как А. К. Бороздин и П. С. Смирнов. Кроме высказанных сомнений относительно
авторства Аввакума «Послания к некоему Иоанну», их внимание было направлено на
рассмотрение взглядов дьякона Федора на церковную иерархию и, соответственно,
его суждений о светской власти, с помощью которой будет осуществляться «последнее
отступление» от веры6.
Опираясь на проделанную
работу предшественников, мы попытались продолжить исследование Послания
дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу с целью выявления особенностей краткой
переделки, приписываемой протопопу Аввакуму, и определения ее места в
рукописной судьбе памятника. Итогом наших наблюдений стала статья «Две версии
Послания дьякона Федора к Иоанну Аввакумовичу»7. Краткий текстологический анализ обоих текстов откроет
возможность выбора лучших списков для их публикации.
Итак, что же представлял
собой ответ дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу о прежде посвященных и вновь
поставленных попах?
В общих чертах содержание Послания
сводится к следующему: после небольшого традиционного вступления, в котором
дьякон Федор призывает единоверцев к твердости в вере, он дает обстоятельное
разъяснение вопроса, можно ли без вреда для правой веры принять благословение
от священника, прежде посвященного, но не устоявшего в вере, потом же раскаявшегося и вернувшегося к истине. От таковых
Федор предлагает благословение принимать, но только по крайней нужде, при
чрезвычайных обстоятельствах, поскольку они нарушили свой долг в отношении
веры.
Постоянно же сомневающихся наставников,
как уверяет Федор, следует избегать, а еще лучше — обходиться вообще без
пастыря. Они, хотя и служат по-старому, но «мыслят двоедушно», так как они, по
словам Федора, «на время веруют, и во время напасти отпадают»8.
Более категорично высказывается дьякон
Федор относительно вновь посвященных пастырей, которые «от Никона отступника
ставлены и от никониян ... поставляемии от них попы и дияконы не священи суть,
по правилом, вси они
отступницы сами и еретицы глупии, и поставленнии от них каноному суду подлежат
и анафеме. Православным християном ныне не подобает их благословения приимати,
ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому.
То есть часть антихристова полка ...»9.
И далее, разъясняя вопрошавшим его
единомышленникам, какая сложная ситуация сложилась в это трагическое время для
всех приверженцев старой веры — приближающийся приход в мир антихриста — он,
апеллируя к Священному Писанию, толкует 13-ю главу Апокалипсиса. Дьякон Федор
вводит сложное понимание апокалипсических «рогов антихристовых» как царей, с
помощью которых будет происходить на Руси «последнее отступление» от веры: «И
то от часа сего на горшее происходити будет цари10 нечестивыми: то суть рози антихристовы ... Два рога от земли
исходяща виде Богослов: един от тех есть, вторый же
по нем будет, пособитель же злу»11. Такие дерзкие рассуждения дьякона
Федора о «рогах антихристовых» как о царях, причем не
только о ныне правящем монархе, но и о тех правителях, которые последуют за
ним, звучат здесь впервые и проводятся им последовательно в дальнейшем во
многих сочинениях, касающихся данного вопроса.
Следует отметить, что толкование этой же
главы Апокалипсиса есть и у Аввакума, но оно заметно отличается от предложенного дьяконом Федором: «Два же рога у зверя —-
две власти знаменует един победитель, а другой —
пособитель; Никита, по Алфавиту, или Никон, а другой — пособитель — Алексей»12.
Заметим, что в этом тексте Алексею отведена только роль «пособителя», тогда как
в интерпретации дьякона Федора он показан основным носителем зла. Это
истолкование Аввакумом «двух рогов антихриста» как патриарха Никона и царя
Алексея было принято частью старообрядцев, свидетельством чего является
создание нового варианта «Послания к некоему Иоанну»,
которое в списках имеет название: «Выписано из епистолии великих отцев и
страдальцев за истинную соборную и апостольскую Церковь ис пустозерской
темницы»13. Данный текст представляет собой
тщательную выборку из Послания дьякона Федора к Иоанну Аввакумовичу с
использованием смягченного аввакумовского варианта толкования 13-й главы
Апокалипсиса14. Возможно, это и позволило Н. И. Субботину поместить
его в 5-м томе «Материалов», объединившем сочинения Аввакума, однако прямых
указаний на его авторство в Послании не имеется.
Начинается эта версия Послания так же,
как и полный федоровский вариант текста, с обращения к адресату: «Брату
верному о Господе, благодати тезоименитому Иоанну ...
и всем верным братиям ...»15. Опущены здесь сведения об авторе (ср.:
«Неключимый раб великаго Бога и Спаса нашего Исуса Христа диакон, Божий дар нареченный от крещения, Феодор ...»16). Далее
Федор призывает единоверцев стоять «неподвижно в вере», несмотря на
одолевающие их беды, нужды и скорби, чего нет в компилятивной версии Послания,
автор которой сразу же переходит к ответу на главный вопрос, заданный
пустозерским сидельцам, а именно, рассуждениям о священниках, «рукоположенных
от прежних православных святителей» и нового поставления.
Автор этой версии умело сокращает
ненужные для его замысла подробности источника. Так, здесь полностью
отсутствуют рассуждения Федора о «мерзских» и «студных» священниках, нет в ней
и его собственных размышлений о «лжеучителях» — одной из самых ярких картин его
толкования Апокалипсиса. Федор, призывая «испытывать»
Писание «опасно» (т. е. тщательно), углубляется в описание видений из
«Откровения» Иоанна Богослова, повествует о священниках, служащих по-новому,
как о «лжеучителях настоящаго века сего ...»17. Завершается
данная версия Послания толкованием 13-й главы Апокалипсиса протопопом Аввакумом.
Ее текст составляет всего одну треть объема федоровского Послания. В настоящее
время сведений об авторе этой компиляции нет. Вполне вероятно,
что текстологическое обследование всех известных (а их на данный момент 36)
списков Послания к Иоанну дьякона Федора, а также компиляции, созданной на его
основе (ее значительно меньше — нами обнаружено лишь два ее списка), позволит
в дальнейшем прояснить рукописную судьбу обоих вариантов текста Послания,
даст какое-то представление об авторе этой краткой версии Послания и прольет
свет на ее назначение.
Итак, уже первое знакомство с известными
на сегодняшний день списками Послания дьякона Федора Иоанну
Аввакумовичу18 показал, что все они принадлежат одной редакции с
изменениями, в основном не имеющими принципиального характера. Исключение
составляет лишь один из смысловых пропусков текста в отдельных списках, а
именно, изъятие фрагмента, в котором Федор дал Никону резкую характеристику:
«сын геены», «пагубный сосуд сатанин», «адов пес», «злейший и лютейший паче
всех древних еретик». Последнюю характеристику он объяснил тем, что если прежние
еретики не смогли поколебать Православную Церковь, то Никон, по его мнению,
«положиша всю вселенную пусту, и грады огнем неверия зажже, паче же богоборство
воздвиже и гонение велие и благочестию кончание сотворил».
Таким образом, Федор обвинил Никона не
только в распространении неверия на всю вселенную, но и в гонении на
противников церковной реформы. Именно эта резкая
характеристика, данная патриарху уже на раннем этапе распространения Послания,
более осторожными единомышленниками изымалась из авторского текста, она
отсутствует уже в самом раннем списке сочинения (БАН, 45.6.7, 70-е гг. XVII
в.), а также в группе списков, восходящих к этому варианту (РГБ, собр. Барсова,
№ 862, 1022, 1207.I; собр. Ундольского, (Ф. 310), № 518; БАН, собр. Дружинина, № 197). Кроме того, в этих списках
наблюдаются некоторые изменения относительно объема текста и его заголовка.
Так, в списке РГБ, собр. Барсова, № 862 и схожим с ним списком БАН, собр.
Дружинина, № 197 название следующее: «Послани<й>це от заточения
страдальца священнодьякона Феодора Московскаго верховнаго краснаго крыльца о
нуждах на<д>лежащих ко спасению нашему»; в
списке РГБ, собр. Ундольского, № 518. — с небольшими вариациями: «Послание от
заточения страдальца священнодиякона Господина Феодора Московскаго верховнаго
краснаго крыльца о нуждах, лежащих ко спасению нашему
настоящего времени»); в списке РГБ, собр. Барсова, № 1207.I несколько
сокращенное: «Послание священнодиякона Господина Феодора о нуждах надлежащих ко спасению нашему настоящего времени». Завершаются списки
этой группы (не считая списка Барсова, № 1207.I, он обрывается, не завершив
предложения, на л. 6 об., далее с л. 7 следует другой
блок — явно механическая утрата) рассуждениями автора о вере со ссылкой на
Златоуста, типа «... божественный Златоуст, воздохнув, рече: "В вере, иже
и мало что изменяющим, анафема". Зри Беседы, лист 1474-й» (список
Барсова, № 862), схоже в списках собр. Дружинина, № 197 и собр. Ундольского №
518, но более туманно: «... божественный Златоуст, зело воздохнув. Аминь»). Очевидно, протограф этих списков грешил механической
утратой конца текста, составляющего значительную часть (треть) объема всего
сочинения. Все остальные списки (не считая отрывков и выписок) отличаются
относительной полнотой текста.
Основным списком для издания нами был
выбран самый ранний список из сборника сочинений протопопа Аввакума 70 — начала
80-х гг. XVII в. (БАН, 45.6.7), имеющиеся у него пропуски легко
восстанавливаются при обращении к другим спискам. Текст компиляции,
представленной в рукописной традиции только двумя списками XIX в., публикуется по рукописи ГИМ,
собр. Хлудова, № 260.
Считаем
необходимой публикацию Послания дьякона Федора Иоанну
Аввакумовичу о священстве, которое, безусловно, являлось общественно-значимым
идеологическим документом для всего старообрядчества, почитаемым его
представителями наравне со Словами одного из авторитетнейших идеологов раннего
этапа старообрядческого движения «пророка, богомудрого старца Спиридона Потемкина,
чудного мужа словом и делом», как характеризует его дьякон Федор. В Книгу Слов
Спиридона Потемкина оно было помещено еще в XVIII в.19 и продолжало
переписываться и тиражироваться в Выголексенском скриптории.
Публикация текста Послания и компиляции20
осуществлена по традиционным правилам ТОДРЛ. Разбивка на абзацы и пунктуация
принадлежит издателю.
Примечания
1 Бубнов Н. Ю., Демкова Н. С. Вновь найденное послание
из Москвы в Пустозерск «Возвещение от сына духовнаго ко
отцу духовному» и ответ протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 141; Титова Л. В. Две версии Послания дьякона
Федора Иоанну Аввакумовичу // Гуманитарные науки в
Сибири. 2015. № 4. С. 5-9.
2 В рукописи, по которой издан текст (ГИМ. Собр. Хлудова. N9 260), он назван: «Список с епистолии великих отцев и
страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о
Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже несть
ничто лестно зде, но вся истинна, имущим ум от Господа истиннаго. Аминь».
3 Материалы для истории раскола за первое время его
существования: в 9 т. /под ред. Н. И.
Субботина. М., 1881. Т. 6. С. 60-79 (Далее: Субботин. Материалы).
4 Там же. С. XVI.
5 Смирнов П. С.
Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории
раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898. С. LXIII-LXIV, сн. 94.
6 Смирнов П. С.
Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. С. LXIII-LXIV, 6-7, 133-136; Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк
из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. СПб., 1900. С. 141-144.
7 Титова Л. В. Две
версии Послания... С. 5-9.
8 Субботин.
Материалы. Т. 6. С. 63.
9 Там же. С. 64.
10 Безоговорочным, наглядным подтверждением
того, что не только адресат и адресант осознавали опасность такого
категоричного суждения о «рогах антихристовых» как о «нечестивых» царях, и,
более того, о правящем царе, но и все единоверцы, которым предназначалось это
Послание, служит один из списков XVII в. Послания дьякона Федора Иоанну, где в
этом фрагменте текста слово цари тщательно выскоблено (см.: РГБ. Собр. Ундольского. (Ф. 310). №
11 Субботин.
Материалы. Т. 6. С. 66.
12 Субботин.
Материалы. М., 1879. Т. 5. С. 224.
13 Там же.
14 Подробнее о толковании Аввакумом 13-й главы Апокалипсиса см.: Демкова Н. С.,
Титова Л. В. Из литературного
наследия пустозерских узников: неизвестная компиляция «Се ныне прииде час
искушения на всю вселенную ...» // Уральский сборник. История. Культура.
Религия. Екатеринбург, 2009. Вып. 7, ч. 2. С. 96-108.
15 Субботин.
Материалы. T. 5. С. 224.
16 Там же. Т. 6. С. 60.
17 Там же. С. 66.
18 Перечень всех известных на сегодняшний день списков
Послания с учетом фрагментов и выписок из него дается в хронологическом порядке
в Приложении, вслед за изданием Послания и его компилятивного варианта. Исследователи XIX в. неоднократно отмечали, что это сочинение
дьякона Федора очень редко встречается в рукописях (см.: Описание рукописей и
каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова / сост. А. Попов.
М., 1872. С. 517; Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова /
сост. И. А. Бычков. СПб., 1893. Вып. 2. С. 8). Работа с рукописями и выявление списков Послания дьякона Федора о
священстве указывает на достаточно активную жизнь очень важного
общественно-выраженного и общественнозначимого идеологического документа для
старообрядчества, о чем свидетельствует широкое использование его
старообрядцами в XVIII в. при составлении полемических сочинений в защиту
староверия.
19 Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в
России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 137-138, 384.
20 Приношу искреннюю благодарность Н. С. Гурьяновой, сверившей
для нас текст по оригиналу.
------------------------------
«Список с епистолии великих
отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно
всякому о Христе живущему прочитати и творити, да угоден будет Богови, занеже
ничтоже несть зде лестно, но вся истинно, имущим ум от Господа истиннаго, и се
аминь»
Неключимый раб Господа и Спаса нашего
Исуса Христа диякон Феодор, Божий раб, нареченный от святаго крещения, по
милости Исус Христове брату верну о Господе благодати тезоименитому Иоанну,
присному чаду восточныя Церкви, радоватися и здравствовати в вере православной,
юже на основании Исус Христове святии апостоли положиша в Сионе и богоноснии
отцы седми Вселенских соборов и девяти поместных утвердиша Святым Духом, и всем верным братиям
благодать и мир от Начальника (т. е. Основателя. — Л. Т.) веры и Совершителя Исуса.
Стойте,
возлюблении, мужайтеся и утвержайтеся, и непоступни бывайте во
отеческих преданиих, да с ними наследуете вечное царство в горнем Иерусалиме.
А
еже писал еси, брате, и молих отца своего, святителя Христова и прочих с ним
святых отец, страдальцев, подвизающихся до смерти за Церковь Исус Христову
вкупе, и о укреплении святых правил, и приписании рук
к ним на подтвержение, гонимой Церкви от антихристова воинства, и то прошение
твое о Христе исполнися.
А о горьких бедах, нал ежащих на вас, не
скорбите, вси бо, хотящии благочестно жити о Христе Исусе, гонимы будут,
лукавии же человецы и чародеи преуспевают на горшее, прельщающе
и прельщаеми, глаголет апостол Павел, сосуд Христов. И тако апостольское слово
действенно и доныне. Но горе миру от соблазны, да и нужда им быти, по словеси
Христову, да познани будут благочестивии и нечестивии, вси, кои бодрствуют во
истинне Христове и стоят неподвижно в ней и кои дремлют в прелести противнаго
духа, и шатаются в той, и уклоняютсяа [ а — В слове пропущено у, исправлено тем же почерком на левом поле; (- примечания по спискам и далее – ред.)] в развращение, их же отведет Господь с творящими
беззаконие. Мир же на вас благочестивых християнех в новем
Израили, да будет вовеки.
А еже вопрошаеши о попех, рукоположенных
от прежних православных святителей и соблазнившихся от Никона богоотступника
прелести, инако жертву приносяще, и познавшеся и подвизавшеся паки по древнему
служити начаша, и таковии подлежат суду по священным правилом, понеже не сопротивищася ни мало
прелести нововводным преданием. На то бо священник всяк рукополагается, яко за
закон страдати хощет, по Златоусту; и добрый пастырь душю свою полагает за овца1, по Евангелию. И они, не
ведуще вину своего священническаго сана и достоинства, тако от простоты (т. е.
глупости. — Л. Т.) погрешиша,
се же и страха ради мучительских запрещений слицемериша вмале, и от таковых по
нужди мощно всякую святыню приимати, непорочнаго ради на них благословения первых наших святых пастырей: крещение,
исповедь, и причащение, и протчая. Кроме же нужды —
никакоже, понеже слюбодействоваша в догматех и невозможно ныне обрести праваго
священства.
Ох и горе, и увы! Третие прииде на всю
землю, иже под небесем, но надеяйся на Христа истиннаго, не оставлен будет всяк правоверный. Да и старии ставленники, коснувшеися
агньца неправеднаго, по священномученика Ипполита, папы Римскаго, аще паки
обратившеся ко истинней службе, и с таковым намерением держати начаша священство,
яко и умрети за старое благочестие, и не предати паки, то от таковых достоит
благословение приимати и во всем сообщатися, помянувше им Петра верховнаго2, яко по отречении своем, плача горько, прият
Христом бысть и апостольства не отлучен. И аще не с таковым
обращением и старые попы по падении своем служат, но мыслят двоедушно, егда
понуждени будут от отступник к прелести новых дохмат, и тогда второе и третие
отступити хотят, паки вертящеся, яко прах ветром в разуме своем, и в
неигрательных играти смышляюще, то отнюдь от таковых, яко от Июды-предателя,
чюждатися православным, яко на время веруют, а во время напасти и
отпадают. Ибо апостол Христов Петр по покаянии своем
не отвержеся паки, но посдрада (!) и умре за Христа и веру Его, и душу свою
положи за Христово стадо. И лучше ни от когоже наставлятися, нежели от злаго
водиму быти3, по Златоусту Иоанну, на послание
ко евреом беседа 34, и прочая там пространно.
А которые попы от
Никона отступника ставлены и от никониян после мору, паче же от 174 году, егда
совершенно православие все отринуша древняго предания святых апостол и
богоносных отец, и оболгаша их льстивно и охулиша, нечестие же всякое прияша, и
оправдаша, и укрепиша, и новоразвращенныя богомерзския книги со многими нечестивыми
ересьми в них похвалиша, и всех еретик крещение римское и священство их гнусное
прияша, ихже вси святии отцы наши проклинаша и от святыя Церкви отметаша,
понеже Рим всех ересей приятелище и источник всякого нечестия, латынское
мудрование и богомерзское. И тем отступлением своим, с латыни сообщением чюжи
себе сотворища архиерейства, по священным правилом святых апостол и
богоносных отец седми Вселенских соборов и девяти Поместных. И
поставляемии от них попы и дияконы не священи суть, по правилом; вси они —
отступницы сами и еретицы глупии, и поставленнии от них канонному суду подлежат
и анафеме, и православным християном ныне не подобает их благословения
приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися,
ниже в дому. То есть часть антихристова полка и от исполнения церковнаго
самовольне отсекшеся. Ноб и от
всепагубнаго сына геены, пагубнаго сосуда сатанина, явльшагося во свое время настоящее, о нем же вам изреку. Никона еретика,
адова пса злейши и лютейши паче всех древних еретик, иже быша под небесем: они
бо аще и зли суть, но на благочестие не возмогоша, но сами снята быша и
падоша, сей же положи всю вселенную пусту и грады
огнем неверия зажже, паче же богоборство воздвиже и гонение велие и благочестию
кончание сотворил. Антихристово царство темноев [б-в
— восстановлено по списку: РГБ. Собр.
Рогожское. № 518, в ркп нет;] и всех их действо
и вера в прелести содержима суть и укрепляема не любовию Святаго Духа и не
советом, но гордостию сатаниною и мучением различным. В том
им судия истинный Христос, Бог наш!
А отступление их указует Дух Святый
истинный во Апокалипсисе, во главе 13, по числу зверя
666, и Книга о вере, глава 30-я. И святый Ипполит, папа Римский, о нем же выше
речено, пишет в Слове своем о Страшном суде и о
антихристе за полторы тысящы лет и боле, и отселе Святым Духом провиде о ныне
наченшемся времени, и рече о пастырех злых, губящих души: в та времена будет
злый вождь, то есть неправое священство — ныне збысться, и агнец неправедный
Титин, то есть жертва неправедная в числе зверином: Титинг [г
— повторено дважды;]
бо тоже 666 в числе стоит. Посему и инии богословцы глаголют мнози, что
в последняя времена Христовы веры не будет, кроме в
малых токмо останется, крыющихся в пустынях и в горах. И сего ради Христос, Сын
Божий, в последняя дни, назад не оглядываяся, бегати
повеле от прелести, поминая жену Лотову. И паки глаголет: «Егда придет Сын
Человеческий, обрящет ли веру свою на земли?»4. И на се богословцы глаголют
и толкуют: «Не обрящет». И паки рече Христос: «Егда узрите мерзость запустения,
стоящу на месте святом» — и протчая, рече: «Чтый да разумеет»5.
Мерзость запустения — непреподобное священство и прелесть антихристова на
святом месте поставися, сиречь на олтари неправославная служба, еже и видим
ныне збывшееся. Инаго же уже отступления нигде не будет: везде бо бысть,
последнее — Русь зде. И то от часа сего на горшее происходити будут царьми
нечестивыми: то суть рози антихристовы, — ими сильно дело все отступническое,
без тех же не мощно. Два рога от земли исходяща виде Богослов: и един от тех
есть, вторый же по нем — пособитель же.
А десять рогов и инде преже быша по
престатии царства Греческаго, о нихже пишет Ияков Жидовин в книге своей
богословской. И всяк верный да внимает испытая писание
опасно, попросив от Вышняго помощи. А лжеучителие настоящаго века сего — кони
сотонины, ихже виде Иоанн Богослов. Главы у них
львовы, то есть рыскание их зверское являет, обтичют бо сушу и море, ища
вернаго поглатити в прелесть свою; а в хвостахд [— исправлено на левом поле тем же почерком, в
строке хостах;] их виде жала, то есть учение их смертное, — жало, егоже
аще кто приимет прельщенный от них, то жив не будет во
веки, умрет душею и телом; а хвост — то лесть знаменует их, прежде бо льстят и
обманывают, потом же мучат не приемлющих. В хвостах их жала, сиречь прелестнаго
и смертоноснаго учения их. Того ради судиша богоноснии отцы каноны своими праведными ничего от еретик не приимати, ни
благословения, ни молитвы. Кого еретицы благословляют и молятся о ком, того
Христос, Сын Божий, со святыми своими проклинает таковых, и отвращается
гнусные молитвы их, и даров ненавидит от тех приносимых: «Жертвы, — рече, — нечестивых — мерзость Господеви»6. А еретицы и
отступницы аще кого проклинают и отлучают, то тех сам Христос благословляет, и
обимает и милует и вси святии его похваляют и заступают таковаго. Все Бог наш еретиком противно творит и святии Его вси, о том
пространно пишет святый Иосиф Волоцкой в книзе своей Просветителе, в последних
словах о еретической клятве, не последует им Божий суд, — не токмо отступнической
клятве, но аще и православной святитель не по правилом кого свяжет, сам связан
будет от Христа. Неправедное убо запрещение не вяжется у Бога. Праведен
Господь Бог наш и несть неправды в Нем; правду возлюби, правая виде лице Его,
по пророку Давыду7. И кроме бо отступления
своего много блудят и беззаконуют чрез правила святых апостол и богоносных
отец. Сами началнии отступницы, не дверию внидоша во двор овчий, но, яко татие
суть и разбойницы, по словеси Христову, прескочиша ограду8 священных
правил: попы бывше в миру и
растленное житие проходяще. Таковых святая правила отнюдь отсецают их, не быти
епископом мирскому попу постригшуся, ниже патрахилиими прощают наложити, не токмо на архиерейство дерзати таковым. А они и вси мирстии
попы бывше, кроме малых; и каковы сами преступницы отеческих законов, таковых
же и в причет поставляюще, неискусных Писанию простаков, воров же и пьяниц, и
гнусное житие от юности проходящих многих, и детем несмысленным вручающе
страшное таинство, девяти лет и меньши в четцы и певцы поставляюще, и таковыми
блуда исполниша церковь, и во алтаре бо копают друг
друга во афедрон, не смысляще, бесящеся.
Оле, скаредия церковнаго и мерзости
запустения на святом месте стоящия! Когда тако бысть у православных святителей:
во дияконы их 15 лет поставляют, а в попы 20 лет, овых же и меньши! А священная
правила вся сия отметают беззакония и анафеме предают: вся, рече, кроме
церковнаго предания содеянная и содеятися хотящая, анафема 3-жды.
И они, слепыя вожди, сами себе на всякой
год проклинают в неделю православия, и то дело, яко игрушку, вменяют, глухие
аспиды! Чтец бо и певец меньши 15-ти лет отнюдь не
бывает по правилом, подиякон 20 лет, дьякон 25 лет поставляется, а меньши того
и не дьякон, поп же 30 лет рукополагается; а меньши того в возрасте не поп по
правилом святых отец. Сие бо им подобаше исправляти,
а не догматы отеческия превращати. Да ослепи их сатана, ум омрачил не познати
блага Церкви, но паче беззаконни к беззаконию
прилагают, и праведным отеческим законом досаждают преступлением своим, паче
же Святому Духу хулу приносят, глаголавшему усты святых своих и утвержающему
предания их. «Всяко бо пророчество книжное по своему
сказанию не бывает. Ни бо волею когда бысть пророчество [книжное]е [е — так в ркп, в квадратных скобках;], но от Святаго Духа просвещаеми
глаголаша божии человецы»9, по божественному апостолу Петру. Плакате
достоит таковых предерзателей, яко сами бо не видят,
что творят, да и весь народ с собою погубляют, прелагатаи онии злии. И не дивно
есть то, что тако творят волю дияволю. Глаголет Иоанн Дамаскин в Слове своем на
еретики, в 1-ю неделю поста: «Егда бо, — рече, — диявол хощет погубити
человека, тогда первие ослепляет ему ум, да не познает благое».
Тако и они ослепли суть от древняго врага, и блудят без матери и без пастыря
Христа, на всяко лето себе преправливают, а в познание истинны никогда не
приидут, но от часу в горшее приходят нечестие, верным
же мучение прибавливати будут на всяк год, и месяц, день и час: их бо година
прииде и область темная. Зде бо есть терпение и вера святых.
Явныя бо от никониян жиды проявляются
новыя, яко же оный поп богоотступной Сисой Нова-града, что сослан бысть в
Никонове разбойстве на Вологду10, егда Петров посох
приехав нощию в Москву и украде из церкви соборной Никон, а тот поп в шишах
бысть у татя церковнаго. И тут на Вологде при множестве народа глаголя хулныя
глаголы на Христа, истиннаго Бога нашего, вором называя Творца небу и земли:
«По делу, — рече, — жиды Христа распяли за воровство его!» — тако блядословяше
скверный он поп, поборник Никонов, паче же самого сатаны сын, ему же, псу
бешеному, нестерпеша тут християне, хотяще его камением побити, он же, яко волк,
убеже ко архиепископу Симону на двор, к подобному себе
врагу, и той укры его у себе в дому. А они врази Христовы, друзи антихристови,
и в книгах прилагают явно, грешным безгрешнаго Сына
Божия нарицающе сице: яко же бы Христос за своя согрешения распят бысть, тако
и мы за своя согрешения распинаемся. А в старых святых книгах
истинно стоит та речь: якоже владыка Христос за наша согрешения распятся, тако
и мы за своя согрешения распинаемся со страстьми. В коей же книге тако,
умолчим зде до времени и пождем праведнаго Судии.
Во время се ни царя, ни святителя. Един
бысть православный царь на земли остался, да и того не внимающаго себе,
западни еретицы, яко облацы темнии, угасили христианское солнце и свели во тму
многия прелести и погрузили, да не возникнет на истинный свой свет правды.
Увы, увы, бысть! И се, возлюбленнии, не явно ли антихристова прелесть показует
свою личину? Да не внимает себе, сиречь отвсюду себе
обзираем и с нечестивыми себе не смешаем, — путь бо нечестивых погибает, — и
развращеннаго их учения не слушаем, да не осудимся вечно от Христа и святых Его
с ними, отступницы бо и еретицы едино, но бегаем от них и крыем Главу свою —
Христа, да не разлучимся с Ним во веки.
Аще бы они, лукавии наставницы, житие
свое порочно имели, то не подобаше нам того испытывати, по Златоусту Иоанну и
прочим святым; аще же, рече, в вере прогрешает, то бегай от них и отрицайся их:
бес[еда] ко евреом на Послания 34-я. Приводит Златоуст
Павлов глагол: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся»11. Что убо, рече, егда лукав будет, не повинуемся ли лукава?
Како глаголеши? «Аще убо веры для, то бегай ево и отрицайся, не токмо аще человек будет, но аще и ангел с небеси сшед», и
прочая. И паки Златоуст втораго Послания к Тимофею, нравоучение 2-е.
«Святитель аще убо учение имать развращенно, аще и ангел будет, не повинуйся;
аще право учит, не житию внимай, но глаголом», и прочая. Ниже: «И что глаголю»?
Ниже: «Павлу повиноватися подобает, аще нечто свое глаголет, аще нечто
человеческое», по апостолу, Христа имущему глаголющая
в себе. Видите ли, братие, в колику высоту дело веры возведе крайний учителем
вселенныя, божественный Златоуст! Зело в догматех церковных
нам непоступным быти подобает и блюстися еретического развращеннаго учения. Той
же к галатом глаголет: «Аще и мало что подвигнут,
анафема да будет»12. Тако проклинает Златоуст всех еретиков и
отступников, прелагающе пределы вечныя, яже они, святии отцы наши, положиша. А
нынешнии отступницы немалое что в вере православной
подвигнуша, но и вся догматы превратиша, и его самого, Златоуста, творение
литоргии святыя исказиша во многих местех, — ово отъяша, ово же свое ухоботье
(остатки от первичной обработки зерна веянием, охвостье. — Л. Т.) вметаша тут, и вся книги святыя
развратиша и уставы и чины церковныя инако премениша. И
таковым злохитрием лукавством своим отступническим все исполнение Российския
Церкви возмутиша и всех православных христиан в сумнение велико вложиша,
гонение же и мучение на верных превелие воздвигоша, дабы ни един христианин
явне был старого благочестия держася. И се знамение есть настатия
антихристова: готовят бо ему путь предотечи его. Того ради
всяку церковную истину изметают вон, да не обличен будет и опален от истинны
Христовы сопротивник Христов, но на готовое место сед, и начнет последнюю
прелесть свою простирати и чюдеса творити привидением, яко же глаголют
богословцы святии о нем. И того ради ныне раздвоение в людех, да познает
пагубник, кто Божий и кто егов, кто держится преданнаго, кто колеблется,
да в тех слабых человецех и век сей любящих власть свою имать. Его же есть
пришествие не просто, но по действу сатанину, сказует апостол Павелж
[ж — на правом поле тем же
почерком Кор. 275 и 205;].
«И может в погибающих, — рече, — кои
истинныя любви не прияша, во еже спастися им, да суд
примут вси не веровавшеи истине», и прочая. Сего ради
Бог послет им действо лсти. Тако же и попы на два чина разсеклися студныя и
мерзския стали, как при Илии бысть воаловы жерцы. Что студныя те тогда быша.
Кои жертву Богу приношаху по закону данному им и
освящении суть Богу до Ахавля отступления. Егда же Ахав им повеле жертву
принести Воалу, вместо Бога, тогда они нечестиваго веления послушавша царева и
служаху Воалу, яко Богу, и сего ради и студныя
глаголются священники по отступлении. И сему подобни суть попы старых архиерей ставленники, покинувше истинную службу отец
своих и наченше льстивую и развращенную приносити по новым служебником
еретическую жертву. Мерзскияз [з — в строке мирския, исправлено на левом поле тем же почерком;] же воаловы жерцы се есть: кои в новой службе поставлени
суть, Воалу паче же бесовом служити. И сего ради сии
мерзския глаголются, они же студнии, обои нечестивии суть все. Вкупе их
мерзских и студных седмь сот и пятьдесят един святый Илия, обличивше и
ревности Божии исполнися, закла ножем, яко свиней. И новыя ставленики ныне от
новых отступников мерзским оным подобни, к новой службе поставлени. И они обои
неправи суть: духовным вожем святых отец ревностию отсекаются священства. Да по
нужди от старых рукоположенцов мощно благословение приимати, обратившихся паки
на истинну, яко же выше рехом о сем, понеже от
православных поставлени. А от новых ставлеников, аще и по
старому служат, отнюдь не подобает благословения приимати, по правилом ни мала,
ни велика: понеже от еретик поставлени и не освященни суть, но паче осквернении
суть от рук их. Помяните при Златоусте бывших
христиан, причетников и простых: аще и не о вере у них бысть тогда вражда и
раскол, но неправеднаго ради Златоустаго изгнания, иоанновы ученицы, великаго
святителя, отнюдь не восхотеша врагом иоанновым сообщатися и комкати от
арсаковы и от аттиковы части, аще и царевыми законы принуждаемся, но мнози от
них того ради и до смерти пострадаша, к собором их не присташа, и за сие токмо с мученики причтошася. Добрыя овцы за благаго
пастыря душу свою положиша, а он за них. Зрите же: аще за святаго мужа
христиане правии пострадаша и венчашася светло; а нынешнии отступницы самого
Сына Божия гонят и хулят, и святых Его предания отмещут многая, и Пресвятую
Матерь Христову, воистинну сущую Богородицу, безчестят во многих местех новых
книг, а не единаго Златоуста. И како нам с таковым врагом Божиим сообщатися
ныне? Не буди. А еже глаголют нецыи слабость растленнии
человецы от противных и верных безумныя глаголы на апостольское вещаниеи
[и — на левом поле тем же
почерком к евреом;] сие: по нужди закону пременение бывает и сим апостольским
гласом слабость свою и отступление подпирающе, и законы Христовы многия, и
апостольские и отеческия преступающе, льстяще блудную свою мысль, сим словом, а
не ведуще разума апостольскаго отнюдь, ни силы в нем. Сие рече апостол,
избранный сосуд Христов, о июдейском прешедшем священстве и законе их, на
время данному им до Христа Исуса. И начало там речи
сие есть: прелагаему убо священству, по нужде и закону пременение бывает, сице:
аароново священство Ветхаго Завета преста, егда Христос, архиерей грядущих
благ, прииде и воплотися от Пречистыя Девы, тогда священство им преста, тогда и
закон Моисеов премени Христос на свой благодатный закон новой. Тамо
безсловесная животная закалаху архиереи на жертву,
овцы, и волы, и птицы: зде же Христос изволи сам закалаем быти нашего ради
спасения, словесный агнец, ветхое же упраздни священство и закон порочный.
Тойже апостол глаголет к жидом тако: «Аще бы, — рече, — первой закон непорочен
был, не бы второму искалося место; тем же отъемлет первое,
да второе поставит». И инде рече Павел: «Древняя мимо идоша, и се быша вся
новая». И Богослов Иоанн глаголет: «Закон Моисеов дан бысть, благодать же и
истинна Исус Христом бысть». И се есть истинна апостальскаго разума: о законе
ветхаго времени, а не о догматех веры Христовы то реченно бысть, не от апостольских и отеческих преданиях. За то бо должно есть
всякому християнину страдати и умирати, а не пременяти и не предавати. Слышите
апостола о догматех правил, како глаголет страшно: «Аще, — рече, — и аггел
инако благовестити вам будет, анафема есть». Не токмо
человека проклинает, но и аггела. И сия вся слыши, аще опасно разумеваем
писание, что о нем глаголет. Неведение бо ереси породило неведение Церкве,
превратило; неведение всех ересей злее, по Златоусту. Глаголет же Исидор
Пилусиот о кривотолкующих писания по своему разуму, не християны тех наричет,
сице: «Яко ниже во християнех сих праведно было бы, иже тако на священная досаду наносящим писания, и в неигрательных
играющим, и прочая. Аще же кто не верует моим словесем и отречение ему: и растешет
бо ево Христос полма и часть его с неверными положит. Аминь».
Мир тебе, брате, и сущим всем с тобою,
тако о Христе мудрствующим. Да молитеся и о нас, писано бо есть: исповедуйте
друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете, сиречь здравы
будете, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Да простите, молю вас, — в бедности
писано, скорым делом и без книг, — токмо что Христос
подал, и где аще кое слово не так написано, не против книг: и вы собою исправите.
А богомудраго старца Спиридона
преподобная слова написанныя на еретики приемли, как и прочих богословцов
святых: Григория, и Василия, и Дамаскина, и Иоанна и иных, — тот же истинный
Параклит глагола в нем. Отец Спиридоний и пророк бысть: что он говорил про
собор отступнической, и збысться все. На мне ево
пророчество збысться, — не едино что, преставляяся, глагол мне. Чюден муж бысть
делом и словом и в премудрости инаго таковаго ныне несть.
У подлинной же
епистолии, покрай ея, и рука приписана преосвященнаго Аввакума протопопа: сице
протопоп Аввакум чел, сие и разумев, сие истинно, к тому и руку приписал. И
сия до зде. Аминь.
Комментарии
8 «... не дверию
внидоша во двор овчий, но, яко татие суть и разбойницы ... прескочиша ограду ...» — ср.: Ин. 10: 1.
------------------------------
Выписано из епистолии
великих отцев страдальцев за истинную соборную и апостольскую Церковь ис
пустозерской темницы
Брату верну о Господе благодати
тезоименитому Иоанну, присному чаду восточныя святыя
Церкви, радоватися и здравствовати в вере православней, и всем верным братиям
благодать и мир от Начальника веры и Совершителя Исуса.
А еже вопрошаеми о попех, рукоположенных
от прежних православных святителей и соблазнившихся от Никона богоотступника
прелести, инако жертву приносяще, и познавшеся паки по древнему служити начаша,
и таковии подлежат суду священных правил, понеже не сопротивишася ни мало
прелести нововводным преданиям. На то бо священник всяк рукополагается, яко
законно страдати хощет, по Златоусту; и добрый пастырь душу свою полагает за овцы, по Евангелию. И они, не ведуще, мню, своего
священническаго сана и достоинства, тако от простоты погрешиша, все же и страха
ради мучительских запрещений слицемериша вмале, и от таковых по нужи мощно
всякую святыню приимати, непорочнаго ради на них благословения первых наших святых пастырей: крещение,
и исповедь, и причащение, и прочая. Кроме же нужи —
никакоже от них не примай, понеже слюбодействоваша в догматех. А лучше тех
ныне и невозможно обрести праваго священства. Ох и
горе, и, увы! Третие прииде на всю землю, иже под небесем! Но надеяйся на
Христа истиннаго, не оставлен будет всяк правоверный. Да и старии ставленники, коснувшеися агнца неправеднаго, по
священномученика Ипполита, папы Римскаго, аще паки обратившеися ко истинней
службе, и с таковым намерением держати начнут священства, яко и умрети за
старое благочестие, а не предати паки, то от таковых достоит благословение
приимати и во всем сообщатися, помянувши Петра верховнаго, яко по отречении своем,
плакася горко, прият Христом бысть и апостольства не отлучен. И аще не с таковым обращением и старыя попы по падении своем
служат, но мыслят двоедушно, егда понуждени будут от отступник к прелести новых
догмат, и тогда второе и третие отступити хотят, паки вертящеся, яко прах
ветром в разуме своем и в неигрательных играти смышляюще, то от таковых, яко от
Июды-предателя, чюждатися православным, яко на время веруют, а во время
напасти и отпадают. Ибо апостол Христов Петр по покаянии
своем не отвержеся паки, но пострада и умре за Христа и за веру Его, и душу
свою положи за Христово стадо. И лучьше ни от когоже наставлятися, нежели от
злаго водиму быти, по Златоусту Иоанну, ко Евреом,
беседа 34, и прочая тамо пространно.
А которые попы от
Никона отступника ставлены и от никониян после мору, паче же от ста седмдесят
четвертаго году, егда совершенно православие все отринуша, древнее предание
святых апостол и богоносных отец, и оболгаша их льстивно и охулиша, нечестие же
всякое прияша, и оправдаша, и укрепиша, и новоразвращенныя богомерския книги
со многими ересьми в них похвалиша, и всех еретик крещение римское и священство их гнусное
прияша, ихже святии отцы наши проклинаша и от святыя Церкви отметаша, понеже
Рим всех ересей приятелище и источник всякаго нечестия, латынское мудрование
богомерское. И тем отступлением своим и с латины сообщением чюжи себе
сотвориша архиерейства, по священным правилом святых апостол и богоносных отец
седми Вселенских соборов и девяти Поместных, и поставляеми от них попы и
дияконы не священи суть, по правилом; вси они отступницы
глупии, и поставляеми от них канонному суду подлежат и анафеме, и православным
християном ныне не подобает их благословения приимати, ни службы, ни крещения,
ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому. То есть часть антихристова
полка и от исполнения церковнаго самоволне отсекшеся, и все действо и вера в
прелести содержими суть и укрепляеми не любовию Святаго Духа и не советом, но
гордостию сатаниною и мучением различным. И в том им судия истинный Христос Бог
наш!
А отступление их указует Дух истинный во Апокалипсисе, в 13 главе, по числу зверя 666, и Книга о
вере, глава 30. И святый Ипполит, папа Римский, о сем
же выше речено. Той пишет в Слове своем о Страшном суде и о
антихристе, — за полторы тысящи лет и боле Святым Духом провиде о ныне
наченшемся времени, и рече о пастырех злых, губяй души: в та времена будет злый
вождь, (то есть неправое священство: ныне сбысться), — агнец неправедный,
Титин, то есть жертва не правая в числе зверином: Титин бо тоже 666 в числе
стоит. Посем и инии богословцы глаголют мнози, что в последняя времена Христовы
веры не будет на земли, кроме в малых токмо останется,
крыющихся в пустынях и горах. Сего ради Христос, Сын Божий, в последняя дни, назад не оглядываяся, бегати повеле от
прелести, поминая жену Лотову. И паки глаголет: «Егда придет Сын Человеческий,
обрящет ли веру свою на земли?» И на се богословцы глаголют, толкуя: «Не
обрящет». И паки рече Христос: «Егда узрите мерзость запустения, стоящу на
месте святом» — и прочая, рече: «Чтый да разумеет». Мерзость запустения
непреподобно священство и прелесть антихристова на святом месте поставится,
сиречь на олтари неправославная служба, еже видим ныне збывшееся. Инаго же
отступления уже нигде не будет: везде бо бысть, последняя — Русь зде. И то от
часа сего на горшее происходити будет царьми нечестивыми: то суть рози
антихристовы, — ими силно дело отступническое, без тех же не можно. Два рога от
земли исходяща виде Богослов: и един от тех есть,
вторый же по нем будет пособитель злу.
Во время се ни царя, ни святителя. Един
бысть православный царь на земли остася, да и того не внимающаго себе,
западнии еретицы, яко облацы темнии, угасили христианское солнце и свели во
тму многия прелести и погрузили, да не возникнет на истинный свой первый свет
правды. Увы, увы, бысть! И се, возлюбленнии, не явно ли антихристова прелесть
показует свою личину? Да внимаем себе, сиречь отвсюду
себе обзираем и с нечестивыми себе не смешаем, — путь бо нечестивых погибнет, —
и развращеннаго их учения не послушаем, да не осудимся вечно от Христа и святых
Его с ними, отступники и еретики, но бегаем от них и крыем Главу свою — Христа,
да не разлучимся с Ним во веки.
Воньмем Апокалипсис, главу 13. И видех
(глаголет Богослов) зверь восходящь от земли, имяше два рога, подобна агньчим,
и глаголаше, яко змий, и власть перваго зверя всю творяше, и творяше землю и
вся живущия на ней поклонятися первому зверю.
Толк. Прежде виде
Богослов на песце стояща ссдмиглаваго зверя. Сие назнаменует римскую власть и
державу, и весь запад со иными государствы по тысящи
летех вочеловечения Христова отпадоша от православныя веры хрисстиянския. Потом
же виде из земли восходяща двоерогаго зверя. Сие знаменует Рускую державу, в лета наша бысть сей зверь
двоерогой. Чтый да разумеет.
И дано бысть ему дати дух образу зверину,
да глаголет икона зверина, и сотворит, да иже, аще не поклонится образу
зверину, убиен будет. И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия,
свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их, и на челе, да
ни кто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто их
имать начертание, или имя зверя, или число имени его. Зде есть мудрость. Иже
имать ум, да почтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его 666.
Толк. Не явно ли есть сего двоерогаго
зверя в Русии нашей действо и малым детем? Во 160 году поставлен бысть Никон
патриархом при царе Алексие: и начаша оба, патриарх и царь, казити в Русии
християнскую веру. И сперва триперстную ересь в Церковь внесоша, сиречь печать
антихристову, и нача ю силою и лестию давати людем на десную руку, малым и
великим, богатым и убогим, свободным и работным, а нехотящих прияти печати, на
тех муки великия и смерти налагаху, и иныя безчисленныя воровския умыслы
творяху ко истреблению православныя веры. Богослов
глаголет: зде мудрость есть. Гораздо мудрено и
умысловати есть. И сперва царь, до соборища того,
бутто и не ево дело, а волю Никону всю дал, вору. Он же, со дияволом на складу, что захотел, то и делал:
в седми летех своея власти вся превратил в церкви, и бысть вся горняя долу.
Потом и соборище собра царь Алексей на подкрепление тоя бляди в лета та, иже
Богослов назнаменует: число бо человеческое, и число его 666. Человеческое
число отступление римско, — столько лет, как отпали; а число его имя антихристово,
о немже Ипполит священный повествует. Да и зверь двоерогой
в том числе летех прииде от земли нашей и подклоняет первому зверю свою землю,
сиречь папе римскому в дух един, еже в веру, люди своя нудит, а непокоряющихся
ему убивает. Две печати Богослов глаголет, едина на руце, а другая на челе
(печатает) три перста на руце сам на себя скудоумный возлагает печать, и на
челе печатают святители з бесами. Два же рога у зверя — две власти знаменует:
един победитель, Никита, по Алфавиту, или Никон, а другий — пособитель —
Алексей, пишется в книгах рожка круглинки, в космах,
яко у барашка, добродетель знаменует, льстя житием, являяся добрым, бодый
Церковь рогами и уставы ея стирая. Еще же ли не разумееши? Да слыши: аз ти дебело возглаголю. Царь Алексей девять лет добро жил, в
посте и в молитве и милости. А Никон егда на патриаршество вкрался, показуя
человеком лукаву добродетель. Егда же слюбление сотвориша, яко Пилат и Ирод,
тогда и Христа распяша: Никон побеждать учал, а Алексей пособлять
испоттиха. Тако бысть исперва. Аз самовидец сему. Ей, аминь.
ГИМ, Собр. Хлудова, №
Приложение
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР СПИСКОВ
1. БAH, 45.6.7.
(Нoв.), XVII в., (70-80-е гг.), 8°,
2. РГБ, coбp.
Рогожское (Ф. 247), № 518, последняя четверть XVII в., 4°,
3. РГБ, собр. Ундольского (Ф. 310), №
518, конец XVII в., 8° (14,5 х 11),
4. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1207.I,
конец XVII в., 8° (15,8 х 10,5),
5. БАН, собр. Каликина, № 65, XVII в.
(80-е гг.) и XVIII в. (20-е гг.), 8°,
6. БАН, собр. Дружинина, 23 (39), XVIII
в. (60-70-е гг.), 8°,
7. БАН, собр. Каликина,
№ 77, XVIII в. (70-е гг.), 4°,
8. БАН, собр. Дружинина, 605 (641),
вторая половина XVIII — первая половина XIX в., 8°,
9. БАН, собр. Дружинина, 197 (237), XVIII
в. (90-е гг.), 4°,
10. БАН, 17.9.5. (Рос. акад. 35), XVIII
в. (70-80-е гг.), 4°, 214 + + VI л., скоропись, л. 21-24 об.:
«Сказание страдальца диякона Феодора о попех». Нач. словами: «А еже вопрошаеши о попех ...» (см. нашу публикацию, л. 162-165
об., 175-178 об.; описан: Бубнов I, с. 148).
11. БАН, Ржевский сборник. 21.4.11.
(Плиг. 69).
12. БАН, собр. Колобова, № 132, вторая
половина XIX в., 4°,
13. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 305,
XVIII в., 8°,
14. РГБ, собр. Барсова
(Ф. 17), № 359, XVIII в., 8°,
15. ИРЛИ. Древлехранилище.
Северо-Двинское собр., № 25, конец XVIII — начало XIX в., 4°,
16. ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 24, № 87,
XVIII в., 8°,
17. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 666,
XVIII в., 4°,
18. ИРЛИ. Древлехранилище, собр.
Карельское, № 550, XVIII — конец XIX в., 8°,
19. РНБ, Q.I.1060. XVIII в., 4°,
20. РНБ, Q.I.1076, конец XVIII — начало
XIX в., 4°,
21. РНБ, Q.I.1363, конец XVIII — начало
XIX в., 4°,
22. ИРЛИ. Древлехранилище. Северо-Двинское собр., № 350, XIX в., 4°,
23. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 862,
XIX в., 4°,
24. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1022,
XIX в., 8°,
25. РНБ, Q.I.486. XIX
в.,
26. РНБ, Q.I.1229, XIX в., 4°,
27. РНБ, собр. Титова, № 2666, XIX в.,
4°,
28. БАН, собр.
Дружинина, 474 (504), XIX в. (40-е гг.), 4°,
29. БАН, собр. Дружинина, 750 (795), XIX
в. (20-е гг.), 4°, 75 + + VI л., полуустав, л. 124 об.-140: «Список
с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую
Церковь, еяже должны всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден
будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от
Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 210).
30. БАН, собр.
Дружинина, 36 (56), XIX в. (20-е гг.), 4°,
31. БАН, собр.
Дружинина, 35 (55), XIX в. (30-е гг.), 8°,
32. БАН, собр. Дружинина, 977 (240), XIX
в. (10-е гг.), 4°,
33. БАН, собр. Археографической комиссии
№ 219 (368), вторая половина XIX в., 4°, 188 + IV л., скоропись, л. 145-171
об.: «Послание от заточения страдальца священнодиякона Федора московского
Благовещенскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждах, надлежащих ко спасению нашему» (описан: Бубнов I, с.
240).
34. БАН, собр. Каликина, № 62, начало XX
в., 2°, 255 + VI л., полуустав, л. 216-239: «Список с
епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую
Церковь, еяже должни всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден
будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от
Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 249).
35. БАН, собр. Дружинина, 125 (157), XIX
в. (1800-е гг.), 8°, 444 + I л., полуустав и скоропись разных почерков, л. 123
об.-135: «Выписано из епистолии Аввакума протопопа». Нач. словами: «А еже вопрошавши о попех ...» (см. нашу публикацию, л. 162-165
об., 175-178 об.; описан: Бубнов II, с. 103).
36. ГИМ, собр. Хлудова, № 260, XIX в.,
4°,
37. ГИМ, собр. Хлудова, № 257, начало XIX
в., 4°,
38. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1000,
третья четверть XIX в., 4°,