Никита
Семенов
Поэма страдавшаго и освобожденнаго судьбами Вышняго
Промысла
[Из очерка М. Колчина. Ссыльные и заточенные в
острог Соловецкаго монастыря в 16-19 вв. М. 1908,
стр. 138-141]
Изложить хощу в поэму повесть
горестных причин,
Всем любимым подаему, кто свободен
злых личин.
Что есть в мире — все приложно,
постоянства тверда нет,
Доказать о том возможно тем, что явный есть предмет.
Станьте телом, будьте духом во преближных
мерах нам
И внушайте чистым слухом, ясну повесть
передам.
Уважаем был я всеми, кто свет истины любил,
Но не знаем же и теми и на верных кто
грозил.
Был вложен потом в горнило искушений, тяжких ран
И участны там, где гнило и нечестий
полный план.
Он наш древний враг завистник принял меры и успех,
Испросил нас ненавистник у Владыки Бога всех.
Оскорбил тех, кто есть верен, Богом знаем навсегда,
Всех утешил, кто зловерен, хулит
истину всегда,
Кто не смыслен как скотина и имеет
нрав зверей,
В ком нечестия вся тина и несть евангельских дверей.
Эти приняли нас в руки, столь терзали, так трясли,
Не влагая в явны муки, тех не меньше поднесли.
Чем томится ум и тело и лишаются тех
мест,
В чем стоит правды дело и терпенья Христов крест,
Явна ближних в чем разлука, и унынья
весь канал,
Столь несносна есть та мука, в самом
опыте познал.
Когда был я удаленным в страны северна
края
В полном виде всех лишенным, ближних,
Бога и рая.
Заключен в число несчастных горьку участь
понести,
Всех Спасителя подвластных в страх и трепет привести,
Где с победою спасенье верных было от
врагов*),
Теперь явное смущенье и сонм антихриста врагов,
Эта славная обитель, монастырь на Соловках,
Где Зосим был верный житель, имел крест Христов в руках,
Так как агнец в той я был, и терпел в
такой страдбине,
Меж волков тех скорбно жил, достоин той
судьбы.
Чтоб мне было во утешность — не
имелось тех в виду.
Лишь коварство и насмешность в том
нечестия саду.
Проливал там к Богу слезы, ежедневно, навсегда,
И избежен был тех грозы, богоборцев
тех следа,
И святых я призывал первобытных тех отцов,
Монастырь кто основал и их потомных остальцов,
Кои жительства все меры тех хранили навсегда,
Что не приняли той веры, где душевна
есть беда.
Верно, ясно обличали, что насеял в то дракон,
Муки горьки пострадали за Христов
святой закон.
Простирал я к тем моленье и просил их как отца,
Чтоб простить мне согрешенье, умолить о том Творца,
И не быть бы в этой мере, что несносной есть судьбой,
Но служить бы в правой вере при любимых верно мной.
Тех утешить в скорби тесной и оправдать их тем,
Это знает Бог небесный, быть желают они с кем.
Охранял кто церковь верных от всех публики врагов,
Заточен есмь от зловерных,
разлучен своих другов,
С кем имел расположенье и всю преданность хранил,
И давал над тем сужденье, как Сусанне Даниил.
Свобождал тех всякой меры от неправильных судей,
Что измыслил (?) правой веры фанатизм грубых людей.
Коих видеть он желает и разгнать в них
скорби мрак,
Коих письмам утешает, для верности им знак(?)
Их любовь не забывает и в несчастной той судьбе
Навсегда их поминает и держимый в той
судьбе.
Что ж Всевышний устрояет
внят молитвам и слезам,
Явну
милость простирает очевидну всем глазам.
Посылает в ту обитель высочайша всех
людей,
Кто россиян есть правитель и, начальник
всех судей**).
Он ходил, смотря обитель, быстрым шагом ног своих,
Как отец, и не мучитель посещал там и острог,
Был со членом самолично в самых каморах
того,
И сказал при всех публично, нужно выпустить сего.
Отвещал за мя несчастна стран поморья архирей ***),
Оправдал мя быть подвластна трону
северных царей.
Тем я дух свой оживил и в надежды план пришел,
И не много в замке был, во обитель жить
взошел.
Видя дело ко успеху, что мне Вышний
назначал
И еще послал утеху, вдруг я ближних там
встречал.
Тогда оных я целуя в духе радостных
лучей,
И в восторге уж ликуя, пустя слезы из
очей.
Видя явно Бога милость и любовь своих другов,
Это ясно изъявилось, что избуду рук
врагов.
В том не много провождали, в путь готовяся идти,
Свои вещи забирали, что возможно унести.
Вышний, видя нашу немочь, послал помощь в
наш уход,
Явил случай в явну помощь, вдруг
пришел там пароход.
Так под видом пассажиров, вещь не трудная была,
Черноризных тех кумиров из среды нас извела.
Богомольцами вменились, кто мне верные слуги,
Так наверно в том прельщались нас и Бога всех враги.
Что во внутренности в нас, это знать тем не
дано.
И табашна носа глаз почитал всех за одно,
Чем весьма было не трудно ту судьбу нам окончать,
Где стояло наших судно, к тому путь
свой совершать.
Первым долгом мы на оном оградилися
крестом.
Все управя, что при оном, парус
подняли на том.
Креста силой живоносной все способно
было нам,
Был и ветр весьма
попутный и доставил скоро там.
В недрах моря мы имели кратко время продолжать,
Знаки в пользу нашей цели Вышний начал
выражать.
Где пристанище нам было у любимых нам людей,
Первым долгом, это мило, что избывши рук судей,
Кои верных истязают как преступников всезлых,
Казни тяжки налагают с разлученьем всех
родных.
А кто добрых всех лишившись, тот и
верен есть для тех,
Табак нюхать изучившись, православнее тот всех,
Коих дело исправленье, праву веру разрушать,
Только в том и утешенье, — табак в носы набивать.
В перво(м) месте мы прибывши, себе спутники нашли,
Один день притом проживши, прямым трактом уж пошли.
В помощь Бога призывая и молитвы святых
всех,
Тем всех вредных избывали — в том и был наш весь успех.
Так приявши крепку веру на Владыку
Бога всех,
Тем скончал я скорбных меру, уж
избывши оных всех.
В церкви верных торжествуя, славя Бога и святых,
И с любимым всем ликуя, написую этот стих.
Нужно верить в Промысл Бога и быть
верным для того,
Не страшиться, чтоб острога, везде Промысл
есть Его.
Аминь.
*) [примеч. здесь и далее - Колчин] Англичан
в 1854 году.
**) Здесь разумеется посещение Соловецкаго
монастыря императором Александром Николаевичем, в 1858 году.
***) Епископ архангельский Александр, бывший соловецкий
архимандрит.