Симеон Денисов

 

Показание о речении образ.

[Предисловие и примечание издателя, П. С. Смирнова, «Христианское Чтение», СПб., 1911, апрель, стр. 485]

 

Предисловие.

Мы полагаем, что данное «Показание» написано настоятелем Выговской пустыни Семеном Денисовым, и что поводом к его написанию послужили «раздоры», происходившие в федосеевщине, где главным противником известнаго Евстрата Федосеева выступил некий Савин Михеев, те «раздоры», весть о которых, очевидно, дошла и до Выгореции.

По поводу известных «исправлений» в старопечатных книгах, какия допустил федосеевский наставник Евстрат Федосеев, заменяя слово «образы» словом «лицы», Выговское сказание гласит: «Возсташа неции на онаго Евстрата... паче же некто... Савин Михеев, который, по согласию с прочими, от онаго Евстрата, — оле, дерзости! — и вторично крестити смелость возъиме, и долго сей раздор в них протяжеся, даже до лет настоятельства Семена Денисовича, кий своими мудрыми богословеньми оный раздор погаси». В соответствие этому сказанию, в данном сочинении мы находим следующее: во-первых, предметом его является «речение» образ; во-вторых, автором сочинения назван какой-то «господин Симеон»; в-третьих, этот Симеон именуется «настоятелем», а известно, что был настоятель Семен, именно в Выговской пустыни настоятель Семен Денисов; в-четвертых, Выговское сказание передает, что Денисову удалось «раздор погасить»: это случилось, как мы знаем, в начале 1735 года, когда Евстрат Федосеев произнес свое «исповедание» пред «собором» в деревне Ступилишках, а данное «Показание» к тому именно и наклоняло свою цель, чтобы склонить споривших к примирению.

В частности, Выговское сказание передает, что раздоры, возникшие в федосеевщине по делу Евстрата Федосеева, были очень велики и сильны, что некий Савин Михеев положил даже перекрещивать приходящих от Евстрата. Что же мы видим в данном сочинении? Сочинение упоминает о каких-то «любопрящихся» по вопросу о слове «образ» и говорит о том, что между этими «любопрящимися» начался сильный «раздор». В то время, как подобало «не раздирати согласия кафолической церкви любопрительными истязаньми и споры, но паче в единство мирное и согласие всеблагодатное слеплятися», в общине ревнителей старых книг начался «раздор» и «любопрение», так что появились «любопрящиеся» и «раздирающиеся» о «готовых речениях в готовых книгах, от святых патриарх и отец положенных, яже готово и благоговейно благочестивым разумом приимати подобает тако, яко напечаташася, яко изобразишася, яко от церкви истолковашася».

Кто такой Савин Михеев, противник Евстрата Федосеева? В определении федосеевскаго «собора» 1739 года. бывшаго в Польше, в деревне Давыдове, Савин Михеев упоминается, как «духовный человек», как видный член этого «собора», строгий ревнитель в вопросах, касающихся федосеевства. Очевидно, этот Савин Михеев и был главным противником Евстрата Федосеева, требовавший для последователей Евстрата новаго перекрещивания. Евстрат Федосеев, нужно заметить, также был на данном «соборе» под именем Фаддея Денисова, очевидно по имени, полученному при безпоповщинском перекрещивании, и по имени своего отца, в перекрещивании названнаго Дионисием.

Влияние сочинения Семена Денисова сказалось и на самом исходе даннаго «раздора». Денисов так писал: «Аще бы кто в таковых распрениях, или дерзновениях, погрешил, и, покаялся, от онаго своемышленнаго отшел разума, и совокупился согласно с кафолическою церковию: всерадостно долженствует приимати онаго к церковному согласию по древним образцем». А известно, что, когда 24 марта 1735 года, в Польше, в деревне Ступилишках, Евстрат произнес пред «собором» свое «исповедание», из котораго всякий мог видеть, что по догматическим вопросам он разсуждает вполне согласно с старопечатными книгами, то «от всех христиан, яко грамотных, тако и простых похвален» был и любезно принят в общение, так что всякий «раздор» по этому вопросу уничтожился.

 

 

 

Показание велемудраго настоятеля господина Симеона со истолкованием и ясным свидетельством о богословском речении образ, и како оно приемлется: овогда за вид естества, овогда же за начертание и лице.*

 

Аще и дерзостно есть и зело бедовметно в вышесильная таинства вметатися и в пучину неудобознаемую богословскаго вреватися моря, по Премудрому, вопиющу: высших себе не ищи, глубльших себе не пытай: Сирах, 3, но слышание любопрящихся и раздор соединенных понуди конечную нашу грубость в толь превысокое, в толь всепревзятое таинство всепревознесеннаго богословия вступити, еже о пресвятей, единосущей и пресущественней Троице младенческими немотовати языками; о единстве образа святыя, и преестественныя, триипостасныя Троицы известити; святых богословцев богословными словесы и разуменьми, даже раздельшихся писательными гласы, во един божественнаго совокупления соберем разум, еже да будет всепресвятая, триипостасная, единица Твоею преестественною благодатию. Аминь.

Удобопознания же ради чрез вопросы и отвещания сия представляем люботщательным читателем

Вопрос: Колико есть образов во Святей, Единосущней Троице?

Ответ: Един образ, яко научают нас святии богословеснии мужие: Максим Исповедник во своих о вере изложениях, еже во Псалтирях Малых Следовательных Иосифовския печати обретается, и Катехизисе Малом, тако в книзе Катехизиса Великаго, и в словесех Афанасия Великаго, и в Маргарите св. Златоуста, слово 6, лист 60, и в Троичне каноне св. Григория Синаита, и в книзе Кириллове печатней, на листу 557-м, достаточно о сем написует.

Вопрос: Что есть образ?

Ответ: Образ истее значит вид и зрак существенный естества; обаче образа имя различно во Святем Писании приемлет: овогда за вид естества, яко у апостола о Христе: иже во образе Божии сый и образом обретеся, яко человек; зде вид естества, яко божественнаго, тако человеческаго значит; по сим прикладом во Святей Троице един образ естества божественнаго богословится. Овогда же за начертание и лице приемлется, яко во Евангелии: вопросившу Христу чий образ и надписание? глаголаше: Кесарев. Не бо естество, но начертание лица Кесарева на цате бяше. Тако славенски повсемственно глаголем: образ Христов, образ Пресвятыя Богородицы, образ Николы Чудотворца; си есть подобие или начертание лица Христова, или Пресвятыя Богоматере, или святого коего; ибо естества и существа вид и образ всем человеком един есть, лиц же и начертаний виды и образы мнози и безчисленни. По сим прикладом у преподобных Никона Черныя Горы и Иосифа Волоцкаго имеется во своих им описаниих о Святей Троице едино естество и существо исповедается, и три лица, яже и образы наричутся, и собства, яко же греческое речение едино морфи многообразне знаменует: иногда зрак, иногда вид, иногда образ, иногда лице, — яко лексиконы славяногреческие изъявляют, требует же праводника, искусна разумом православным, искусно превождающаго. Тако и словенское речение образ различно знаменует: иногда вид естества, иногда подобие, иногда зрак, иногда начертание лица, яко словенские изъявляют лексиконы, еже требует на разсмотрение искусна и ведательна мужа, познавающаго православно и глаголы, и имена, согласно кафолическому благочестию.

Вопрос: В Псалтырях и Октоихах Филаретовских и Иоасафовских, в каноне Троичне, в первой песни: Пресущный едине, Господи, и трисиянне образы; в седьмой песни, в первом стисе: крепку ми мысль устрой, трисветлая образы единице; во втором стисе: образы же троично нося число, убо православно ли напечатася сие и можно ли за православное прияти?

Ответ: Всякое православными патриархи и учительми церковными печатное, или написанное, и православным разумом приятое, православно и есть, и обретается, кроме погрешения забытнаго и описи, еже всем человеком случается. Но и святейшие патриарси они, печатавшие, яко православни и быша и от нас приемлются; тако книги оныя от всея святороссийския церкви за православны имешася, и ныне от нас веруются; и оная речения, яко от православных патриархов напечатанная, православным разумом прияти долженствуем; православным же разумом сице прияти подобает: не за вид существа божественнаго, еже едино и есть и веруется всею кафолическою церковию, но за лица Божественныя, за начертания, за ипостаси, и свойства Святыя Троицы, яже три исчисляются кафолически и веруются,  яко у вышепомяненных преподобных: у Никона, и Иосифа, образы за лица и свойства написашася, иже быша православни и преподобни. Тако и предъявленнии святейшии патриархи православни и учители церковнии быша, и писания, и книги их за православныя и святыя имеем; убо и оное наречение образов за лиц и начертаний знаменование православным разумом приемлюще, православное оное и именуем и вменяем.

Вопрос: Чесо ради в печатех Иосифа патриарха напечатася вместо образов лица: Пресущный Едине, Господи, и трисиянне лицы?

Ответ: Сего ради изъяснися явственно, дабы православнии христиане, по первых святейших патриарх печатем читающие, идеже напечатано образы, ведали все разумевати и вменяти со святою церковью за лица, и начертания, и свойства Святыя, Единосущныя Троицы православным и благочестивым разумом.

Вопрос: Чего ради в Кирилловой печатной книзе напечатася: далече убо буди от нас, правоверующих, сицевое нечестие, еже три образа в Святей Троице глаголати?

Ответ: Для того, дабы читающие по первым печатем, идеже напечатано: три образы, не вменяли и не разумевали за естество и существо, еже есть богомерзко и нечестиво. Не три убо, но едино существо Святыя Троицы, яко и святии Никон Черныя горы и Иосиф Волоцкий вменяху и разумеваху, сами же дабы всегда веровали, и исповедывали, и глаголали: един образ, един вид божественнаго существа пресущественныя и вышеестественныя Троицы. Обаче ведати долженствует, яко во Святей, преестественней, пресущественней и пребожественней Троице, аще естество и существо глаголется, аще вид и образ, аще ипостаси лица и начертания, но вся сия безтелесна, невоображена, и непостижима православно веруются, и единою токмо верою всеговейно поклоняема, и почитаются, и исповедаются, яко святии богословцы и учители церковнии, и вся кафолическая церковь православно нас научает.

Сия бо кратко предложенная вопросоответствия за краткость настоящаго времени любопрящимся и раздирающимся о готовых речениих в готовых книгах, от святых патриарх и отец положенных, яже готово и благоговейно благочестивым разумом приимати подобает тако, яко напечаташася, яко изобразишася, яко от церкви растолковашася, а не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовати в смиренномудрии, а не раздирати согласия кафолической церкви любопрительными истязаньми и споры, но паче в единство мирное и согласие всеблагодатное слеплятися.

Аще бы кто в таковых распрениях, или дерзновениях, погрешил, и, покаявся, от онаго своесмышленнаго отшел разума, и совокупился согласно с кафолическою церковию: всерадостно долженствует приимати онаго к церковному согласию по древним образцем. Ибо и Феодорит блаженный, и Ива Едесский, на 3-м вселенском соборе в сопрениих со св. Кириллом Александрийским от церкви отлучишася, но паки, покаявшеся, вселенским 4-м собором не точию к церкви прелюбезно прияшася, но и в епископы всеизрядно паки учинишася, и не токмо в епископы, но Феодорит блаженный, и учитель церковный, и богословец всекрасный всекрасно почтен бысть, и дивно словесы своими и ученьми церковь украси.

Сия и мы смотряюще, мирное друг с другом гоним, по апостолу: и не раздорами и прями церковь украшается, но добрым, и благочестивым, и мирным согласием, и советы братолюбными, и спасительными, готовое отеческое православие держаще, готовая предания их соблюдающе, по готовым отеческим гласом молитвы Господеви простою и неоплазивою верою возсылаем, и друг друга мирно и братолюбно во всяком смирении приемлем; тако единостию согласия благочестиваго во единство кафолическия церкви вместимся, и добрыми, и мирными, и смиренными нравы текуще, единства небеснаго царствия сподобимся причастницы быти благодатию всепетыя и единосущныя Троицы. Аминь.

 

Примечание:

 

* Рукоп. Хлудовской библиотеки №272, лл. 42—46; здесь это сочинение подписывается так: "Показание велемудраго настоятеля господина Симеона со истолкованием и ясным свидетельством о богословском речении образ, и како оно приемлется: овогда за вид естества, овогда же за начертание и лице".

Hosted by uCoz