Приговор или уложение Новгородскаго
собора 1694 года [С примечаниями
издателя]
[Из соч. П. С.
Смирнова «Внутренние вопросы в расколе в 17 веке», СПб.,
…
8. Приговор или
уложение новгородскаго собора 1694 года. Ркп. Каз. Ак. № 1750, в 4-ку, лл.
256—64. Отрывки из этого уложения известны со времени издания «Полнаго
историческаго известия о раскольниках 150), но в труде перваго
историка раскола было допущено нечто такое, вследствие чего и доселе в
литературе по расколу держится неверное
мнение. Было два собора у новгородских раскольников
— один в
1692, другой в 1694 году. Между тем изследователи
говорят лишь об одном соборе — 1694 года. Причиной этого служит то, что у Иоаннова
соединены в одно два документа. Отмечая
это здесь под строкой 151), мы печатаем текст уложения 1694 года в приложениях под № 6.
Примечания
150) По изданию
151) 1. Прежде всего цитируемый в
«Полном историческом известии» протоиерея Иоаннова документ имеет две даты. В
начале стоит: «копия с грамоты, писанной новгородскими перекрещиванцами на сходбище, бывшем на лето 7200 (1692) июля в 1 день». А в конце читаем: «приговор сей писал
аз новгородец Феодосий Васильев в лето
7202 июня в 3 день». Откуда это разногласие? Изследователи обходили этот вопрос
молчанием, может быть предполагая простую ошибку. Между тем объяснение ошибкой является здесь тем более
неудовлетворительным, что разность касается не года только, но и месяца и
числа.
2. Вместе с тем, просматривая
рукоприкладства, приведенныя в книге Иоаннова вслед за датой 7202, мы не
находим здесь некоторых из тех лиц, имена которых перечислены в начале
документа, вслед за датой 7200, в том числе и двух первых «учителей», хотя, в
то же время, в конце есть подпись и таких лиц, о которых совсем не упомянуто в начале. Такое равногласие возможно объяснить
тем, что начало «копии» взято Иоанновым из
одного документа, а конец из другого.
3. В числе рукописей Казанской
Академии хранится сборннк (№ 1750), примечательный тем, что в нем раскольником собраны
— полностию
и в извлечениях — памятники, касающиеся вопроса, о котором имел суждение собор
1694 года. Поместив правило этого собора
с датой «7203, июня в 3 день», собиратель в двух местах (лл. об. 142—3, 146—7) привел еще выдержки из определений
«новгородских христиан» с датой «7200 года».
4. В одной приписке к приговору
собора 1694 года читаем: «прочее все нам творити по уставу, положенному и написанному на
первом братском соборе, егда были мы
вси духовные люди за Свинским рубежом в
прошлом в 7200 году». (Ркп. Рум. муз. №
5. Имея полный текст уложения 1694 года,
затем — извлечение из правил с датой 1692 года, мы можем определить —
что взято из того и другого документа в книге
Иоаннова. Первая половина его «копии», начиная словами «по совету всея
восточныя соборныя» и кончая «и тех духовных отцов нас самих из чину изметать и
отлучать» (стр. 91—5), есть, очевидно,
текст грамоты 1692 года, так как в уложении 1694 года ея нет. Затем следующая часть, со слов «да нам же отцам
духовным новгородцам» до слов «и девственно жить не будут, то и вовсе их
отлучить», вероятно, также есть отрывок из грамоты 1692 года (стр. 95—7).
Правда, начало этой части — кончая словами
«и им в том не потакать» — с дополнениями и вообще в переделке читается в 14,
15, 16 и 17 статьях определений 1694 года, но это легко объяснить тем, что в основу этих статей были положены статьи
1692 года. Вместе с тем последний отдел данной части — со слов «а которые до сего совета братскаго» — буквально сходен с выпиской из
грамоты 1692 года, приведенной в первой выдержке названнаго казанскаго
сборника: это ничем иначе нельзя
объяснить, как единством источника —
для того и другого извлечения, так как в уложени 1694 года в таком виде правило не повторяется. Наконец, последний отдел «копии» у
Иоаннова почти буквально приводит 8 статью определений 1694 года, в основе
которой, очевидно, лежит статья 1692 года, как эта последняя приводится в
казанском соорнике.
6. Итак, первый собор новгородцев происходил 1 июля 1692
года. Он был вызван частию нестроениями в общине новгородских раскольников, а еще более известием о
зарубежном расколоучителе Иване Коломенском. «По изветным грамоткам зарубежных
учителей... что извещали нам,
новгородцамъ, на стараго и прежняго соперника нашего... Ивана Коломенскаго с товарищи»: так гласит соборная грамота
о поводе для собора. Автор «Полнаго
историческаго известия» высказал мысль, что Иван Коломенский и его «товарищи» возбудили против себя негодование
новгородцев тем, что убедили многих обратиться к церкви (стр. 89—90). Мысль эту
подтвердил и преосв. Макарий (История
раскола. Спб. 1855, стр. 206), за которым ее повторяют и до сего дня («Отразит. писание». Спб. 1895, стр. 020). Но
это ошибочно. Собор осудил Коломенскаго за то, что «он, Иван, не правый, но
пагубный и широкий, а не Христов путь и
не христианский закон устави». Между прочим, по словам собора, последователи Коломенскаго говорили, что
«несть греха в сообщении с неверными
никонианы». Эти слова уже показывают, что последователи Коломенскаго не сделались еще «никонианами». Что же это значит? А
то, что Коломенский решился принимать беглых от церкви попов. Яснее
выражает это автор «Жития» Феодосия
Васильева, когда говорит, что Коломенский «впаде в великую слабость не хотя тесным путем ходити, но пространный возлюбив,
начат приимати от еретик крещение,
евхаристию, рукоположение, браки и пострижение» (Н. Попов. Материалы. 1870, стр. 4). В Нарве у раскольников действительно
были попы (Собр. пост. по в. п. и. V, 135).
7. Собор 1694 года имел в виду
упорядочить внутренний строй жизни собственно новгородской раскольнической общины.
«Приговор» этого собора был составлен Феодосием Васильевым, и 3 июня подписан
24 «отцами», во главе коих были: Харитон Карпов,
Феодосий Васильев и Тимофей Иевлев.
Приговор или уложение Новгородскаго
собора 1694 года.
По совету братскому и по любви Христовой, и по преданию всея восточныя соборныя и апостольския церкви и по грамоте за руками всех нас, бывших на том соборе духовных лиц учителей, грамотных и простых отцов, и в Новгороде жительствующих и около – всех уездов Новгородских христиан, и по совету братскаго союза утверждаем следующее учение, и церковное чиноуставохранение нашей церкви и предание обязуемся с клятвою хранить вечно. Аминь.
1-е: Несомненно нам верить и прочим учение творить, еже есть: по грехом нашим в кончину века достигохом, в няже и антихрист царствует в мире ныне, но царствует духовно, в видимой церкви, седе на престоле Бога Живаго, под именем инаго Iисуса, показуя себе яко Бога, и тем, чрез воинство антихристово, раззоряющее церкви Божия, и вся таинства ея истребил и всякую святыню омрачил и свое новодействие возстановил.
2-е: И посему приходящих от оной церкви никонианской к нашему правоверию и благочестию, сим собором узаконяем и повелеваем отцем духовным вторично крестить, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, понеже еретическое крещение несть крещение, а паче осквернение.
3-е: Крестить же приходящих в чану, на то нарочито изготовленном, крещая же с возженнома свещама, и с возложением руки отца духовнаго верх главы крестящагося, и тако погружая и возгружая, како церковный обычай повелевает священнику.
4-е: Приходящих от иноверия к нашей православной христианской вере: аще муж с женою, то повелеваем настоятелям и отцу духовному прежде им о том предложить искусно, что наша истинная церковь женимых в соединение не приемлет. А если согласятся они на то, еже церковь наша повелевает по крещении в чистоте и целомудрии пребывать, телеснаго же совокупления не иметь, а кольми паче мужу с женою, а жене с мужем, тако и за брак, и мужа мужем не почитать и не признавать, такоже и жену женою не нарицать, а быть по крещении в духовном братстве: того ради в удостоверение целомудреннаго и девственнаго жития повелеваем единому куму и куме воспринять их от святаго крещения. И аще на сие будут согласны, то по совершении четыредесятнаго поста крестить их по преданию соборныя нашея церкве.
5-е: Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в няже православнаго священства в конец по благочестию лишились. А посему и союзом брачным некому обязать, кроме как антихристовым попам, а безвенечныя браки имут запрещение от царя Алексея Комнина. Да и апостол глаголет, яко имущия жены яко неимущия будут. Зачало 138.
6-е: Новожен молодых и старых с общаго братскаго приговора законополагаем отнюд без роспусту, сиречь без разводу, на покаяние отцем духовным не принимать, доколе клятвою и ротою обещаются – не совокупляться с женами. Аще ли и старых кто приимет на покаяние ко общению в нашу христианскую веру, и таковаго отца духовнаго подобает отлучить, яко нарушителя предания нашего от чинодействия и сообщения христианскаго, равно и новожена онаго изврещи повелеваем, аще не согласится с женою разлучитися.
7-е: Почему и обязываем и законополагаем: всем нашего братскаго сословия жить девственно и соблюдать себя как можно от совокупления с женами. А отцем духовным повелеваем отселе смотрить и надзирать строго. Аще ли не тако, то повелеваем отлучить от священнодействия. Впрочем, и приходящих от иноверия женатых, как в четвертой статье сказано, и зде такожде подтверждаем, по принятии веры и крещения нашего исповедания, довлеет и таковых разводить на чистое житие непременно.
8-е: Потом которые наши дети духовныя, юноши или девы, будучи у нас на исповеди и по наказанию отцев своих духовных, преступят таковый закон и женитися пожелают, а девицы замуж пойдут и венчаться станут у еретиков, от русских попов, иже служат антихристу, или тако и не венчаны сойдутся, по любви и по благословению родителей брак утвердят, и приживут между собою дети, а потом похощут быти прияты на покаяние, или из нас кого духовнаго отца призывати станут в домы своя, или крестить детей своих, и нам, отцы и братия, духовнаго дела отнюд не творить, опасаяся лишения сана: на дух таковых не принимать, детей у них не крестить, и роженицам молитвы не давать, и с ними ни пити, ни ясти, ни на молитве вкупе стояти, и на службу к себе не пускати, разве только при самой смерти, понеже, ведаючи, таковое самовольное оттступление сотворили.
9-е: Таковых самовольных отступников от православныя веры церковь православная обращающихся в недра своя принимала со отлучением на 20 лет. Мы же, православнии, сим собором узаконяем и завещаем и впредь грядущим по нас братьям нашим: по немощи нынешняго рода, аще пожелают прибегнуть к соединению христианскаго общества, яко мужей или жен своих оставят и разлучатся, и за брак его почитать не станут, то и прияты да будут, единым сим добрым обращением, или малейшую дать заповедь, по разсмотрению тогда духовнаго отца.
10-е: А которые до сего собора и братскаго нашего совета духовнаго, приняты будучи на покаяние, мужи и жены от новожен, или приходящии от никонианскаго костела, такоже и молодые люди, мужи с женами, и крещены быша в нашу христианскую веру, и по слабости тогда отцев духовных и недосмотрению, яко и общежительное житье имуще мужие с женами и деторождение бывающе, отцы же, аще и ведающе сие, не отлучали таковых: ныне же и оных повелеваем на покаяние привести отцем духовным, и ептимиею исправить за прежнее совокупление с женами и за деторождение, смотря по качеству народа. Аще не покарятся сему, то и отлучить от церковнаго соединения, да и впредь прочим неповадно будет.
11-е: Отныне же, аще впредь таковое блудодейственное сожитие имут творити, мужие с женами, и деторождение у них имать быти, то повелеваем отцем духовным, сим собором общаго нашего братскаго совета, сделать снисхождение немощи ради рода человеческаго: за первое деторождение отлучить от соединения цероковнаго на 40 дней и по 1000 поклонов на день, за второе же рождение – на год, а за третье рождение повелеваем отлучить на шесть лет, и в баню к таковым из христиан отнюдь не ходить и никаких доспехов съестных не носить. Аще ли не уцеломудрятся сим наказанием и не отстанут сквернаго смешения их, и девственно жить будут, то и вовсе их довлеет отлучити отцу духовному от соединения церковнаго и братскаго союза.
12-е: К таковым отлученным от соединения церковнаго нам христианам отнюд в домы их на беседы не ходить, и кольми паче к новоженам, и разглагольствия о духовных вещах малосведущим не иметь, от чего и бывает разврат и соединение церковное раздирается. Почему блюстися и завещаваем, паче молодым юношам и девицам: дабы не наполнились слухи касающагося до браков, или до чего инаго, душепагубнаго последствия и греха. Понеже молодые люди паче поползновенны бывают к слабостям, нежели ко утверждению, понеже и от единыя искры огня великия здания погорают: тако и сии юныя сердца, егда услышат касающееся до браков, тогда огнь сладострастнаго вожделения возгорается в юных сердцах и враждуют всегда браком.
13-е: Без нужды и потребы к таковым отнюд в домы не ходить, где ум и совесть повреждается. Но аще и по требе кому приведется внити, то у таковых, как у церковников, равно и у новоженов, иконам их не молитися, и прощения по приходе и отходе – «Христа ради» не говорить, - понеже в них не живет Христос, а антихрист, а точию по обычаю введенному глаголи: «прости» и «здорόво».
14-е: Да и нам, отцем духовным, подобает противу правил святых отец чинити. Отныне повелеваем сему правилу последовать: всякому из нас отцу духовному в келиях уже на уединении с зазорными лицы и с духовными дочерьми, с девицами и с молодыми женами, не жить, и тем житием православных христиан, братию нашу, не соблазняти, как прежде доселева бывало у нас недосмотрения ради и слабенько попущено, и таковым бы нам житием яко содомляном проклятым не быть; но подобает нам жен средняго жития себе на послуженье избрать, а молодых жен и девиц в стряпухах отнюдь не держать и за келейниц их не почитать.
15-е: А которые до сего времени жили с зазорными лицы, и в тех лицех велие сомнение стяжали, в том и на веру Христову и на христиан хула и порицание и гонение воздвизается: а ныне аще ли от тех жен и девиц приидут на покаяние и обещаются уже совершенное чистое житие сохранити и веру Христову соблюсти, подобает принять на покаяние, и потом нам в то же самое время отослать во иное место спокойное для совершения душевнаго спасения, где не бывает близ мужескаго пола.
16-е: Аще ли которые из нас отцы духовные не будут по сему писанному уставу творити и тако жити, якоже собором сим узаконяем, но по своему нраву будут такоже сожительниц таковых держати и с ними единодомовне жити: и нам с ними не буди отселе ни части, ни жребия, ибо от сего бывает от верных подозрение и соблазн, от неверных же укор и хула велия. И мнози таковых ради вин велие сомнение имеют и к вере Христовой не приступают и от верных мнози сих ради вин отступают.
17-е: А которыя дети наши духовныя, живущия по келлиям юноши, или мужи, после сего нашего соборнаго уложения и братскаго приговора, буде кто возмет к себе женскаго пола или престарелую девицу на сожительство изветом немощи ради телесныя, и келейное пребывание имети будут, и если окажется у них деторождение с теми женами или девицами, и таковых явственных единокелейных сожительствующих вкупе подобает нам, отцем духовным, разводить от общаго сожития и по преданию святых отец от соединения церковнаго отлучить и во общее богомолие не впущать и в питии и в ядении не сообщаться, и в таком деле, еже есть противно христианскому положению, отнюд не потакать.
18-е: Закупаемое на торгу брашно определяем всем вообще братскому нашему сословию полагать по сту поклонов.
19-е: А посему отныне узаконяем и впредь тако повелеваем, всем нашего братскаго сословия, каждому ежедомовне пред обедом, во время семипоклоннаго начала и преднадлежащих к обеду молитв, всякое судно с кушанием и питием открывать для освящения молитвою торжищных нечистот.
20-е: И о сем буди всем христианам ведомо, яко у всех нас, духовных отцев, елико на том соборе бяше, и книжных думчих дьяков и прочих христиан, собравшихся во славу святыя единосущныя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа, и уничинивших совет общий за любовь христианскую, положено: дабы нам творити по вышеписанному изложению, елико возможно, и хранити сие свято и нерушимо, - тако и написахом повелением со всеобщаго собора и общаго совета. Во удостоверение сего и рукоприкладствуем под сим.
А приговор сей или соборное уложение писал аз новгородец Феодосий Васильев, в лето миробытия 7202 года июня в 3 день.
И вместо отца своего духовнаго Харитона Карповича, за неумением грамоте, за него и за себя руку приложил Феодосий Васильев. – К сему приговору братскому и всея соборныя церкве Тимофей Иевлев руку приложил. – Антон Симеонов руку приложил. – Никита Андреев руку приложил. – Иван Андреев руку приложил. – Дементей Иванов руку приложил. – Вместо отца своего духовнаго Симеона Ларионова неграмотнаго, его прошением, крылошанин Василий Петров руку приложил. – Терентий Васильев руку приложил. Савин Михайлов руку приложил. Егор Андреев руку приложил. – Павел Иванов. – Матвей Федотов. – Вместо Артемона Осипова руку приложил Михаил Андреев. – Никита Григорьев. – Иван Егоров. – Петр Феодоров. – Андрей Гаврилов руку приложил. – Петр Герасимов. – Степан Афанасьев. – Афанасий Симеонов. Федор Никитин. – Федул Дмитриев.
Тем же, возлюбленная братия наша, припадая молим вы, подвизатися о преданней вере святым единою сим. Аминь.