Максим Грек. Непрочитанное. СПб. 2021 г.
Послание к самодержавному царю Ивану Васильевичу о том, чтобы не
брить бороды
(перевод И. М. Грицевской)
Максиму Греку принадлежит ряд текстов, которые обеспечили ему
огромную популярность в среде русских старообрядцев, и послание о бороде —
один из них. Афонский устав требовал, чтобы облик православных христиан
соответствовал «библейской» традиции, противопоставляя этому образцу облик
латинян, бреющих бороды. Между прочим, главный атрибут Максима Грека на иконах
— его огромная ухоженная борода.
Введено в научный оборот в работе: Жмакин В. Митрополит
Даниил и его сочинения // Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1881.
Кн. 2. С. 81-84 (Приложение). В состав собраний сочинений
Максима Грека текст стал включаться на довольно позднем этапе, с XVII в. (см.,
например: РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры. № 200. Л.
354 об.-356). Источник текста для перевода: Щеглова. С. 31-34.
По указанной рукописи Троицкой лавры исправлены ошибки.
Иванов, № 313.
Послание
Максима Грека к Ивану Васильевичу о брадобритии
Благоверному царю и самодержцу всея Руси, государю великому князю
Ивану Васильевичу низко и многократно челом бью.
«Ни одно из дел Премудрости Божьей не является суетным», как
сказал один из древних умудренных Богом мужей. Боговдохновенный царь и пророк
Давид, дивясь изощренной красоте творений Всевышнего,
восклицает: «Как возвеличились дела Твои, Господи:
все сотворил Ты в премудрости!»1
Многочисленные органы составляют наше тело, и каждый из них для важнейшей цели
задуман премудрым Создателем. Так, ноги для движения, если в этом будет
потребность, руки для работы необходимы. Глаза — чтобы смотреть и понимать то,
с чем мы встречаемся, и каковы вещи, попадающиеся нам на глаза. Нос и
ноздри — для различения всяких запахов и для вдыхания и выдыхания животворного
воздуха. Некоторые органы на лице нашем не только для украшения и благолепия,
но и к немалой пользе задуманы премудрейшим
Создателем. Так, брови не только хороши своим благолепием, но и для того
нужны, чтобы расположенные под ними глаза не повредились от текущего сверху
соленого пота. Ресницы, эта малопримечательная часть
сотворенного человека, те же глаза защищают от тончайшей пыли и пуха, который
во множестве к глазу приносится воздухом и попадает туда. Усы и борода — очень
полезный замысел премудрого умельца Бога. Они нужны не только для распознания
мужского и женского пола, но и для придания нашим лицам приличествующего им
благолепия. Кто в здравом уме, стараясь угодить Богу во всем, может
возненавидеть дарованное ему Создателем это почтенное украшение так, что даже
бритвою изгладит его образ? Особенно если услышит сказанное Владыкой, который
через Моисея твердо повелел людям Израиля: «Не обсекайте бороды вашей»,
то есть не брейтесь, и «не творите сисоин на
главах ваших»2,
подобно народам, которые «прокляты, уклонившись от заповедей Божьих»3, как о том можно услышать
в священном песнопении. Тому же проклятию подлежат и истребляющие бритвой
бороды свои, противящиеся неразумно заповеди Божьей.
Но
что об этом говорят непокорные и преступные латиняне? По своим соборным
правилам, святитель Ветхого Рима отлучает, как говорят, от общения единоверных
людей, не бреющих бороды. И если это так, то, значит, папа и его собор
подпадают под евангельское запрещение, гласящее ясно: «Кто нарушит одну из
заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве
Небесном»4.
Такой при страшном Втором пришествии неподкупным
Судией осужден будет, как противившийся евангельским заповедям. Ибо есть
древнее и богоугодное предание о том, чтобы бороды не брить, есть и в иных писаниях
явные свидетельства. Наиважнейшее из них написано во 2-й книге Царств, где
сказано о том, что было при самом царе Давиде. Царь Давид послал честных мужей к Аннону, царю Аммонитскому,
сыну Наасову, утешить его, скорбевшего о смерти отца
своего. Когда же эти люди пришли, Аннон их обесчестил: «отсек их бороды и
отрезал до бедер их длинные одежды»5. Он сделал это, послушав своих бояр, сказавших
ему, что с обманом прислал мужей Давид, а не по любви и дружбе, будто бы выведать желая, какова крепость города и защитников его.
Услышал Давид об этой дерзости, об обиде и бесчестии своих послов, и велел им в
селах своих жить, пока бороды не отрастут, решив, что он будет осквернен, если
будет беседовать с обезображенными таким образом людьми. Вот до какой степени
омерзительным казалось древним праведникам брить бороды свои, поскольку они
соблюдали Божью заповедь, гласящую: «Не обсекайте бороды вашей». Если же
спросить латинян, зачем они бреются, те отвечают, что бороду отпускать — это
суетное тщеславие, и чтобы избавиться от греха тщеславия они бреют бороды
свои. Но тогда с тем большим основанием подобает им отрезать детородные члены и
стать скопцами, поскольку разжигают их эти члены к постыдному блуду и
богомерзкой похоти. Следует и глаза выколоть, руки и ноги отсечь, если
воспользоваться евангельским выражением6,
потому что все это понуждает нас ко всяким лукавым делам и похоти. Однако не
члены нашего тела отрезать нам велит Спас, а лукавые помыслы души нашей,
действующие через эти органы.
Так
подобает избегать и греха тщеславия, противясь ему смиренными подвигами, а не брея бороду, служащую указанием на почтенное
благолепие, поскольку можно видеть людей, которые и без бород люто одержимы
тщеславием. Одни вотще похваляются благородными
родителями, другие
— своим умом и премудростью. Сам пресловутый папа их, украшенный
огненно-красными одеждами, серебром и златом, и митрой высокой тройной, и
осиянный многоценными каменьями, похваляется
невоздержанно. Где у него смиренная мудрость Верховного апостола, который не
принял даже обычный приветственный поклон Корнилия,
но поднял его и сказал: «Встань, я тоже человек»7. А у столь замечательного
папы, когда он объезжает Рим, есть сопровождающие его, которые палками бьют
всех встречных, не поклонившихся папе и не угодивших ему. И не позволяет он
поцеловать себя в губы или в щеку пришедшим к нему властителям, князьям и
вельможам, но для целования кому-то дает колено, кому-то ногу. Какова та
крайняя кичливость, высокомерие и гордость, которую бы
он не превзошел! Побольше бы ему слушать Владыку
Христа, укорившего Симона за то, что тот не поцеловал
Его в знак любви, и похвалившего блудницу, облобызавшую Его пречистые ноги.
Суетна и безумна клевета латинян, как мы видим, и без бород неудержимо
одержимых тщеславием. С очевидностью отсюда следует, что, лишь гнушаясь этим
почтенным украшением, дарованным Создателем каждому мужу, они бороду бреют.
Благолепный образ был дарован не только словесным существам, но и
бессловесным. Послушайте о том, что мне однажды поведали, хотя я сам этого не
видел. Некие люди в шутку отрезали бороду у козла с большой бородой. Тот не
стерпел такой досады и сам себя убил до смерти, колотясь без милости головой об
землю. Уразумеем, насколько почтенна и любезна борода и для бессловесного
животного. Почему же я, имеющий дар слова, буду гнушаться ею? О, какой для
меня стыд и безумие!
Послушайте еще один удивительный случай.
Воевода некий, славный грек по имени Мина, ехал со своим войском по берегу
Нила. И явились ему посреди Нила два животных человекообразных, стоящих рядом
друг с другом и прекрасных видом. Одно из них было украшено большой бородой —
это был муж. Другое — женской красотой украшено было. Их красоте удивлялся
долго Мина и запретил им погружаться в воду до тех пор, пока все войско не
увидит их. Уразумеем же и мы, неразумные, как неисчислима благодать Создателя
нашего, потому что не только заповедью Своей, но и
примером бессловесных животных показывает нам, как честно жить, будучи
благочестивым, а не по обычаям неверных народов. Исправимся же и мы, послушав
слова посвященного в тайны: «Если мы живем духом, то по духу и поступать
должны»8.
То есть мы должны украсить нашу жизнь, согласно обычаям и преданиям, которые
приличествуют христианам.
Исусу Христу, Господу нашему, слава во вся веки, аминь.
Примечания
1 Пс. 103:24.
2 Ср.: Лев. 19:27. Слово «сисоин» (по-гречески «локон») Максим Грек так объясняет в
одном из своих сочинений: «Коса, волосы заплетенные
на голове, хохол» (см.: Буланин. С. 160).
3 Ср.: Пс.
118:21.
4 Мф. 5:19.
5 2 Цар. 10:4
6 См.: Мф.
5:29-30.
7 Деян. 10:25-26.
8 Гал. 5:25.
Посланіе к великому князю Ивану. Максима Грека.
Благовѣрному
царю, и самодержьцу всея русіи. государю великому князю Ивану Васильевичу ниско много челомъ.
Ни едино
дѣло премудрости Божіа суетно есть. реклъ
есть нѣкыи от древнихъ богомудрых
мужь. и богодухновенныи
царь и пророкъ Давыдъ, дивуяся преухищренным украшеніем съдѣтельства вышняго,
въпіеть глаголя: коль възвеличишася
дѣла Твоа Господи. вся премудростію
сътворилъ еси. многымъ убо сущим съвершающим тѣло наше удовом
нашим. овы убо сих, на
нужнѣйшу потребу нашу умышлены премудрым содѣтелем. якож ногы убо
въ еже движатися нам
идѣже аще треба будет.
руцѣ же въ еже
дѣлати потребнаа. очи же въ
еже глядати и раззнати
срѣтающаа; и лучающаа нам какова же и елика суть. носъ и ноздри къ разсужденію различным воням и въдышенію, и издышенію животнаго воздуха. овыж не въ украшеніе
и благолѣпіе. точію
лицом нашим, но и к немалѣи потребе умышлени бышя премудрѣйшим съдѣтелем. якож брови убода яко к еж от них
благолѣпію. да и подлежащая им очи, не вредных съблюдут
от натекающих и сланых потовъ.
рясницыж наихуждьше създаніе да тѣ же очи съблюдаютъ
нестужаемых от всякого тончайшаго
праха и пуха. яковаж
многа въздухом обносима в
глазѣх лежут. усъ же
и брада предобрѣйше умышлена бывша премудрѣйшим
хитрецем Богомъ. не точію къ разознанію
женьскаго полу и мужскаго,
но еще и честновидному благолѣпію лиць нашых.
кто здравъ умом сыи и Богу въ всем тщася благоугодити
възненавидит, когда и бритвою изьгладити
видѣніа его. дарованное ему сицево отъ съдѣтеля честнообразное
украшеніе. и наипаче слышя Владыкы крѣпце Моисеомъ,
повелѣвающаго людем израилевым.
не отсѣцете брады вашя еже есть не брейте. ниже
сътворите сисоинъ на
главах вашых якож языцы. ащеж прокляти
уклоняющейся от заповѣдеи Божіихъ. якож слышим въ священном
пѣснопѣніи. под тоиж клятвѣ подлежят и истребляющій бритвою
брады своя. противящися без ума заповѣди Божіи. но что к сим противящейся глаголют непокоривіи и презоривіи
латыня. по ветхаго Рима
святитель соборьным правилом своим отлучает глаголють съобщеніа вѣрных
небрѣющих брады. И аще сице
есть якож сказуютъ тои убо паппа и его съборъ повинни суть евангельскому
отвѣту глаголющему явѣ иж аще разорит едину от сих менших заповедѣи и научит тако человѣкы, наименшіи
наречется въ царство небесное. еж естъ
въ страшном втором пришествіи,
неумытнаго судіи осужденъ будет, аки противився евангельстѣи заповеди. яко древнее и
богоугодное преданіе есть еж брады не бреете,
явѣ есть и от иных писанных показаніи. и
наипаче о них же писано есть во втором царствіи и съдѣяся при самом цари Давыдѣ. царь Давыдъ послалъ честных мужеи, къ Аннону царю аманитскому сыну Наасову.
утѣшити его скорбяща о умерьтвіи
отца его. ихже пришедших обесчестил Анонъ, брады их отсѣкъ. и одежди
ихъ долгы отрѣзавъ до
бедръ. послушавъ своихъ боляръ глаголавших к нему,
яко с лестію послалъ ихъ Давыдъ. а не по любви и дружбе. вѣдати хотя какаа крѣпость града и людiи есть. слышав же Давыдъ
дръзну тую на посланникы
своя досаду и бесчестіе. велѣлъ им в селех их жити дондеж
пакы брады их отростут.
скверну възмнѣвъ прибыти себѣ, аще събесѣдуеть им сице безъобразившимся. толь мръско мняшеся древним праведным еже бреети
брады свои. Божію заповедь съблюдающим
глаголющую, не отсѣчете брады вашя. Въпрашаемыж латыня чего ради брѣются, глаголють
яко тщесловіе суетно притворятъ
еже браду пущати. и аще
есть от тщеславіа съгрѣшеніа избывающе, сего ради бреют бороды своя.
множае паче подобаше им отрѣзати дѣтородныя уды скопскы, аки разжигающих ихъ къ студным
блуженіемъ. и богомрьскым похотем. очи же извертѣти. руку же и ногу
отсѣкати. евангельскы рещи.
аки сими нудимым ко всячьскым лукавым дѣланіемъ и похотем.
но не уды телесъ нашыхъ
отсѣщи нам Спасъ велит, но лукавыя
похоти душь нашых сими удесы дѣйствуемых. сице подобаше бѣгати и съгрѣшеніа тщеславнаго. смиреномудреными подвигы противящимся ему. а не бороду брѣети знаменіе суще честнолѣпнаго образа. елма
есть видѣти их без бород тщеславіемъ
побѣждаемыхъ люте. овых
убо о благородіи родителеи. иных же о изобиліи многообразнаго разума и премудрости.
самогож пресловутаго
паппу их. о одежи огненобразнѣй различнѣ
преукрашаемѣ и златом и сребром, и о митріи (венцы) высоцѣ и треми,
и многоцѣнными каменми осіаваеме,
невоздръжно хвалящася. гдѣ
у него смиренное мудрованіе верховънаго,
иж ни обычное человѣкопоклоненіе Корнильево пріат.
но воздвиже его рекъ въстани, ибо и сам человѣкъ есмь.
чюднѣйши же паппа объещая
въ Римъ, аще не поклоним будет от
срѣщающих его, ничтож радитъ
ему, біемых бываемых ихъ от паличникъ своих. а еж не изволяти дати лобзание в уста или
в ланиту. приступающим к нему властелем и княземъ и велможам.
но овым убо колѣно, овем же ногу на целованіе даати. кое крайнее киченіа и высокоуміа и гръдости не превъсходит. и наипаче слыша Владыку Христа, Симона убо укоряюща
не давша ему лобзаніе
любовное знаменіе. а блудницу похваляюща
ногы его пречистыа облобызающу. Суятенъ убо въистину и безуменъ извѣтъ латынскый. показаша бо ся
и без бород невоздръжно тщеславящеся,
явъственѣ убо обличаеми
бывают. яко гнушающеся сицево честное украшеніе дарованное от създателя
мужу, бреют е. а яко не точію словесному естеству
человѣковъ. но еще и безсловесному даровася, сицевъ,
благолѣпныи образъ. Услышим внятно. нѣкоего слышалъ
есмь повѣдавша мнѣ. а самовидѣцъ не
бывалъ. яко играюще
нѣціи отсѣкоша браду нѣкоего козла, доброродна
зѣло. и той не стерпѣвъ сицевы досады. самаго себе убилъ до смьрти. біа без милости главу
свою к земли. уразумѣемь коль честно и любезно есть бородное
украшеніе и безсловесному животну. аз же словесенъ сыи гнушаюся ея.
Оле студа и безуміа моего. но и сіе
убо сицево. услышим же и ино дивно. Воевода нѣкіи славенъ
грекъ, именемь Мина. ѣздя съ
еж онемъ воиньством по
брегом Ниловым, явишася ему посредѣ Нила. дваи животна
человѣкообразна поряду стояща. прекрасна взором.
ихъж едино предоброю брадою преукрасися
мужь съи былъ. а другое женьскою добротою преукрашено зѣло. их же доброте удивляа
ся на длъго Мина. заклялъ их. не погрузитися в
водѣ, дондеж все воиньство
узрит ихъ. да
разумѣемъ убо мы несмысленіи,
коль неисчетна есть благодать яж
о нас съдѣтеля нашего. яко не точію
заповѣдію своею но и показаніемъ бесловесных животных наказает нас,
честнолѣпно жительствовати, благочестивым
сущим, а не як же языкы невѣрныя. и да ся исправим послушающе глаголющаго тайноглагольника. аще духом живем, духомъ да ходим.
еже есть христіанолѣпными обычаи и преданіи, да
украшаимъ житіе наше. о Христѣ Ісусѣ
Господѣ нашемъ, тому слава въ
вся вѣкы аминь.