Сия книга нарицаемая погречески,
КАДЕС.
И указует в ней многия веще от святаго
божественнаго писания, сие: Аллигорически,
Анагогически, и трехпологически. и прочия, вещи;
ПРЕДИСЛОВИЕ
Благостию и человеколюбием благаго Бога, Господа
нашего Iсуса Христа, по действию Святаго Духа, быв аз сохранен от языческаго преданнаго заблуждения,
издревле же и от начала от христианских родителей воспитан, от которых измлада
и священным писаниям, ведущим мене к познанию истины, научихся. А егда я достигнул мужескаго возраста, и часто странствуя, и
следственно потому входя во многия дела, приметил во всех других, в художествах
и знаниях тщателно упражняющихся, вельма великое друг с другом согласие, а в
единой токмо церкви Божией, за которую Христос умре, и Духа Святаго обильно на
нея излиял, увидел я между многими великое некое и чрезмерное, как между собою,
так и в толковании Божественнаго писания несогласие: и что всего ужаснее, самих
настоятелей ея в толикой разума и мнения разности состоящих, толико заповедем
Господа нашего Iсуса Христа противящихся, и
немилостиво церковь Божию раздирающих, и нещадно стадо Его смущающих [труд
Великаго Василия, О суде Божием, лис. 171 об.].
Якоже воставшым. /от ереси еретиков, нарицаемых
Акефалитов, безглавных и безначалных; Тако и ныне, востающим еретиков,
нарицаемых Можаевцев, подобным тем вышеписаным еретикам, Акефалитом безглавным
и безначалным, и ихнию древлеумерщвленую ересь оживляющим. И ныне глаголющих,
яко бы от лет с 1666 лета, стало церковь тела Христова, не живое
а мертвое, подобно мертвому трупу, и безглавому, и будто Христос главою церкви своей
не владеет. Это явная и прямая есть ересь змиева, по сказанию
святаго писания [На поле: Кирил., глав. 8, лис. 64]./
/Якоже воставшым, прежде бывшим,
еретиков, Акефалитов, такожде и тоже нынешныя еретики Можаевцы мудрствуют; и
оживляют древле умерщвленую ересь Акефалицкую./
И бысть во дни преподобнаго
отца нашего Анастасия игумена Синайския горы [зри месяца апреля в 19-го].
Подвизася же зело на еретики глаголемыя Акефали, сие есть безглавныя много на
них пишущи, и прящися с ними, обличаше и побеждаше, и постыждаше их, начася же
ересь та во Александрии в Зиноново царство, от
враждебников и противников четвертому вселенскому в Халкидоне святых отец
бывшему собору. А егда та ересь начинашеся, бе во
Александрии лжепатриарх еретик Петр, прозываемый Могос. К той ереси
Акефалийстей потом приста Севир, прозванный безглавный. безглавных ради ересей,
иже в царство Анастасиево похити престол патриаршества Антиохийскаго. Тех убо
безглавных еретиков преподобный Анастасий во дни своя
от божественных книг препирающи, борящеся с ними не точию в горе Синайстей, и
во всю Сирию, и Аравию, и Египет, ово писаниями своими, ово же собою пройде,
всюду ту ересь искореняюще, и прогоняющи, утверждающе же в правоверии церковь
Христову. Дозде минея.
/Якоже во дни преподобнаго отца нашего Анастасия игумена горы
Синайскии, та Акефалитская безглавная ересь в странах распространялась. И так во дни сия от воспитомцов Можаевых еретик, та древния
оживляется Акефалитская и безглавная и безначалная ересь, и распространяется./
[Далее от сего труда Великаго Вас.] Ныне паче нежели когда прежде, на них исполняется оное: От вас
самих востанут мужи глаголющии развращенная, еже отторгати ученики во след себе. Сия и другия таковая же видя, к тому же и
недоумеваяся, кая и откуду причина толикаго зла происходящаго, долговременнаго
ради человеческаго обыкновения, и познаваемыя ради в Божественном писании истины. Многое же время сие мне
страждущему, и причину сказанную мною прилежно
испытующему на память пришла книга Судей, повествующая, яко кийждо, еже угодно
есть пред очима его, творяше, объясняющая же и причину, глаголя [Суд. 21, ст.
25]: В тыя дни не бяше царя во Израили. Сия помянул я, и купно о настоящей вещей состоянии оное помыслил,
что хотя изрещи есть страшно и дивно, но егда уразумеемо будет, вельма истинно:
то есть, еда ли и ныне отметания ради единаго великаго истиннаго и единаго всех
Царя и Бога толикое несогласие и брань у сущих в церкви бывает, егда отступает
от учения Господа нашего Iсуса
Христа, и мнения некия и собственное благовествование издает своею
властию.
/Яко с 1666-го лета, стало быть
тело церковь Христова мертвым трупом, и безглавным; И якобы Христос и не стал
главою вечную церкви быти; И сию такую то богохульную ересь, и в Галате смел
некто рещи. Сих то, начальнейших еретиков, зде Кирил святыи помрачает, иже зле
веруют о Сыне Божии [Кирил. глав. 8, лис. 64]: /ниже/ Котории смеют рещи, яко
Христос возвратися ко Отцу, уже главою телу церкви
своей не пребывает. Сию ересь называет змиевою иною новоприниклою главою [лис.
64 об.]; Како смеют еретицы утверждати, яко Христос всегда не пребывает,
/главою/. И телу церкви его, иной главы потреба
которая бы всегда пребывала. И тако мерзским возгордевся живым Христом вовеки
истинною главою, смертнаго человека. /то есть мертсвому трупу/ всему телу церкви главою быти
поведают. /И паки рекут еретики/ [лис. 65] А Христос взыде на небо, и не
пребывает уставничне телу церкви своею главою, токмо действом нашим есть у Бога. на тех же еретиков наипаче
гневается Сын Божии./
И посем зрите, сочинение еретика Можаева, его
объяснения, и мудрования, наизпровержения законыи власти церковныи; И подобно
его, то есть, Можаева мудрования, вышеписанным еретикам, и той ереси змиевой.
Вот что Можаев пишет, и то проповедают.
/Но как всему миру что бы
было известно/ [речь Можаева];
Отселе можем верным заключить союзом; что пока святая
церковь, имела полное предстательство, то и могла назваться целым телом. Но как
всему миру известно что, священнорукополагаемых
предстателей церкви мы лишены рукою Божиею, следовательно труп тела
обезглавлен, и члены его отняты; Это выходит подобно мертвому трупу; Дозде
Можаев.
Вот зрите, что, и как Можаев, церковь Христову
обезглавил, и без членов, или уд, тело Христово оставил, и нарицает церковь
Христову; и уподобляет ея, мертвым трупом. И посем, и зрите правовернии, и так
всему миру известно; что где и когда церковь Христова была безглава, и не имущи
уд; и мертвым трупом слылась. Но несть и не бысть у православных християн. но токмо у иноверных, и неимущих праваго понятия; как то у
жидов, и у еретиков токмо у них мертвый труп. Да еще у нынешних еретиков
отщепенцев, церковных, воспитомцев, Можаевых, слывется, мертвый труп, и не
имущи уд. И как идол дутый, или изваяный.
И вот таковых то еретиков,
святыи апостол Павел обличает, и сице глаголет. Истинствующе же в любви, да
возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из Него же все тело
составляемо и счиниваемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере
единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самого себе любовию: Ко
ефес. глав. 4, зач. 225, глав. 1 ст. 22, Колас. глав. 1, ст. 18; и проч.
Евангелие от Лук. зач. 107. Аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей,
дондеже вся сия будут, небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти.
Толк. Аминь глаголю вам, яко не прейдет род сей, дондеже вся си будут: род рече
не тогда сущии, но род весь християнскии верныи; весть бо и
род от единонравия именовати писание: яко сей род ищущих Господа; понеже бо
мятежи и рати, и изменению рече быти стихиам и вещем, да непщуют нецыи, яко
егда христианство разорится, ни рече: не прейдет бо род сей христианскии; небо
и земля изменится, словеса же Моя и евангелие Мое, не раззорится, но пребывает;
аще и вся двигнутся, но о Мне вера не оскудеет. Являет
же зде, яко церковь честнейшу имать всех тварей. Ибо аще и тварь изменится,
верных же церкви и словеса ея, и евангелие, никогда же.
/ниже/
/Разумей что есть последний враг и паки, небо и земля
мимо идет, а словеса Моя не мимо идут;/ Дозде Бесед. апостол. зач. 223, ст. 21, лис. 639.
Апостол рече./ Тому слава, рече, в церкви о Христе Iсусе во вся
роды века веком, аминь. Толк. Златоуст., ниже: Iсусом Христом, слава Его в церкви. Добре тако рече, сия бо весть едина пребывати выну,
елма же сия выну стоит, хощет да той прославляется от
нас до скончания. сие бо яве рек, во вся роды века; /на поли подпис./ Церковь
Христова выну пребывает.
Положи Господи Твоей церкви
утвержение, непоколебимой ей, пребывати вовеки Щедрыи, бурею ереси. Дозде; Бесед. лис. 1681; Церковь бо ничтоже ино есть, но разве нашими
душами созданный дом. Дом же сей несть ввесь равночестен, но
от иже в сооружение его с вносимых камении инии убо суть сиятелнии и светлии,
инии же от онех убо меншии и темнейшии. Много же иных лучшыи, есть
видети зде многия злата чин содержащыя, злата украшающаго покров: есть видети
иныя и от образов утварь подающыя: многия есть видети и якоже столпы стоящыя.
Весть бо и человеки столпы нарицати, не силою токмо,
но и добротою многу подающыя утварь, главы имущих позлащенныя. [лис. _77] Суть
же инии убо господственнейшии, инии мине; яко глава, всего телесе
господственейшая есть, чуствия же вся в себе имущи, и души владычнее. И главы
кроме жити не может. ногам же
отсеченным бывшим, мнози много время пожиша: Апостол зач. 152, ст. 25, Апостол
рече: Да не будет распря в телеси. Златоуст, рече [Бесед лис. 918, лис. 919].
Да не будет распря, рече, в телеси, и не рече в удесех, но в телеси: Ниже: И
расторгнулися быша друг от друга, не могущи понести союза, раздравшимжеся сим,
и прочим был бы вред. Ниже [лис. 920]: Оттерзающимбося им все растлевается
тело, что бо иное есть тело, разве еже многим быти удом; якоже и сам глаголет,
зане тело несть един уд, но многии. Аще убо сие есть тело, попецемся еже и
многим пребыти многим. Зане аще сие не снабдится, о
смертных язва бывает; Дозде.
/Зрите Можаевцы, глаголюще и учаще,
что церковь тело Христово неполна и не цела; и не имущи главы и не уд, на сие
рече Златоуст, о смертных язва бывает./
/И иже негде сказано в священном писании/
А яже не веде учит без ума дмяся, и не держит Христа
главы из нея же все тело [Кирил. глав. 4, лис. 24 об.], /а ниже:/сказано/ той
есть антихрист.
[труд Великаго Василия, лис. 172 об.]
И сия то я помыслив и ужаснувся превосходящаго меру
нечестия, и таковое то злость оную, аки начертание таковаго нечестия,
сокровенно гнездо в душе имеющаго. Сея же ради причины таковое против заповедей
Господних. и противу друг
друга; и в нас обретаемое несогласие, знамением есть отступления нашего от
истиннаго Царя по оному. [лис.
173] От сих и сицевых явно быти возмнех, яко по всему зло страстей, за
неведение о Боге, неискусный разум влагает: особенно же несогласие многих между
собою от сего приключается, яко мы самих себе недостойными власти Господней
учинили, /и не имеют над собою истинаго Христа главы/; Дозде труд Вел. Василия.
И в таковым пребывают нечестие, то есть при мертвым и
безглавным трупе, и так ясное и прямое указание в священым писании сказано, по
святому Иоанну Никейскому, что от мертваго трупа, другому не ожить: и как мертвый труп, и не имеющаго в себе Духа жизни,
иному не можит преподать и оживотворить. и паки негде сказано в писании, омываяся в бани от мертвеца;
/то есть от мертваго трупа/ и кая ему польза от бани. Или кто мир приподает
мертвец, то есть от мертваго трупа; или благоухания испущает, или исходит от
гноища, мертвеца, то есть от мертваго трупа. И вот при каких таинствах Можаевцы
при исповедании остаются: подобно жидам да еретикам; при
мертвым трупе, и не имеет, ни ног, ни рук, ни главы,
ни уха, так и все и протухла, и пахнет мерзостию и запустением.
* * *
Вопрос.
Како ныне нецыи глаголющии, яко бы и не должно и не надо быть начальству и
власти и управительству, в церкви православноверующих християн. А следует быть безначалию; И сие действо и изволение соисполняющих,
и собственно деющих, то какой подлежит вине; и какому злому еретичеству, и каким собствено подобно
еретиком, то есть, прежде бывшим, и настоящим, и еще быти хотящим; И на каких
собствено еретиков и расколников, то есть безначальников, церковь православная
была вынуждена написать, сия настоящия статии; на ересь на безглавных и
на безначалных еретиков и раскольников.
Ответ.
Сие истиное разумения от святаго писания, и прямое указание на безглавную и
любоначалную ересь еретиков прелесть обличение, и указание от святаго
божественнаго писания; Книга Никона Черн. гор. Тактикон, слово 23 [лис. 141 об.].
1-е) Яко учение, /рече/ великия церкви двое некако и
раздельно не бысть когда, ниже будет; безначально же и безглавно не имуще
начальствующаго, ниже главу на себе носяще, никогда же видено бысть, ниже
видено будет. и проч. Дозде.
И вот разсудите, к сим ли убо, прилично и сродно есть. оное написанное Златоустом:
которое, заповеданое апостолом еже вся по чину и благообразно да бывают; тщатся
на опыте делом выполнить; /ето мы православныя/.
Или к тем прилично паче и сродно оное писание во
обличение: которые вопреки заповеданному апостолом, и прочими святыми, и всея
православныя церкви учению поступают: и на самом опыте и словом и делом оное
апостолом заповеданое, еже вся по чину и благообразно да бывают
нарушают. к сему же, еще оле дерзости непростительныя, иже именем прелести. ето
апостолом, заповеданое выполнение облыгают. а самоволие же и самоуправство, и
безчиние, по подобию древних еретиков, то есть, лампатиан, и акефалитов, сие
есть безглавных, вводят, и соисполняют, по указанному
в писании, на сих местех. Никон Черн. Горы, слово 2, лис. 15 на
об.
2-е) Подобно еретиком Лампатианом,
ересь, 98. Лампатиане. Иже от
Лампатиана некоего сице именуется, иже хотящим вкупе жительствовати, и во общем житии пребывати, повелевают комуждо, кое хощет
обыщет житие, в том да пребывает, и каков волит образ да одевается, не подобает
бо рече по нужди что творити християнину, яко писано есть волею пожру ти, и
паки волею моею исповемся ему: хотящим убо таковым сожительствовати. Ниже: Лампатиане учат в волях их ходити. занеже и тии накриво сказуют
писания по своей воли. И ничтоже бо ино прельщенное
учение их; но еже отступити духовнаго пребывания, и ходити комуждо по своей
воли, /значит безначальствено жити/. Дозде Никон.
К сему же приведем и от ереси акефалитов сие есть,
безглавных, весма им сродных, и по учению их о безначалии, и самоволие зело
сприближных; по оных.
3-е) От онаго окаяннаго Севира
произыде еретичествование акефалитов, сие есть безглавных, нареченных тако,
того ради, яко не хотяху быти под епископами православными начальствующии
церквам, якоже глава начальствует прочим членом: но сами себе кийждо началник и
учитель творяшеся по умствованию своея безумыя главы; Ниже: И тогда кийждо каковую хотяше, изобреташе себе
неправую веру, и самовластием власть учительства
приемля, и по своему суеумию и другия учаше, и проч. Дозде Минея.
И вот посему убо указанию священнаго писания. как безначалники, и так
любоначалники обаче онаго титула сродных тому, оных ересеначалников, то есть
акефалитов, и лампатиан и сиверьян не избегнут, яко же оныи самоволием власть
учительства приимали, и по своему суеумию и других учили, и чему сами веровали.
И так подобно сему и нынешнии новые безначальники, /Можаевы воспитомцы/ тоже
слично онем ересиначальником, самоволием власть учительства
приемля и других учат, и низпровергать начальственную власть научают; И поэтому
и титул онех ересеначальников, аки наследственное достояние на ся да
восприимут;
К сему приведем, по учению и смыслу безначалников; о
ереси древних еретик, то есть Маркиону и манихеом, и воздержником, и глаголющих
злу творца Бога быти.
4-е) [Барон. лето Господне 146, чис. 1-е] Подобно еретику Маркиону и
манихеом, и воздержником, и явно оживляют древле умерщвеную их ересь. Ибо когда
святии сказали, что безначалие всюду зло. наипаче же в церкви: и бед и смятению виновно, и в злобу
причитаемо. он же в своем смысле так полагает, что Бог сие сотворил, то есть
добрую вещь, сиречь, начальство разрушил; а злое безначалие, и бед смятения
виновное, и в злобу причитаемое ввел; по учению и смыслу
маркионския, и манихейския, и воздержников ереси [прав. Вел. Вас.]. И в том оказался их быть и последователем, и
учеником, и проч., по указанному в писании.
И вот ясное доказательство и многочислеными доводами,
святаго писания, на безначальников, в том еретичествующих, и явную ложь уверяющих, и свою безначальную ересь укрепляющих. Потому нет
таковаго сказания в писании; чтобы Бог, власть разрушил, и быть не повелел, ето
явное еретичество, злу творца Бога глаголющих; К сему
же приведем, на обличения безначальников, по учению и смыслу, о ереси
галилейской, и учителя Июды гаваанитянина, безначалию учителя.
5-е) [от Барон. лис. 10] Того же, рече, лета, воста ересь галилейская; яко
Июда гаваанитянин, от града Гамалы, отводил от него людей; дабы власти не
повиноватца./ и глаголаше, яко людем Божиим, таковаго порабощения к человеком,
терпети не подабает, довлеет единому Богу десятину давати, и его самого точию
Господом нарицати. О которой, ереси глаголет, Иосиф евреин, сице: любят рече,
зело постояно вольность, и единаго токмо Господа Бога
Владыкою нарицают, и паче изволяют умрети, и муки великия терпити, ниже
человеку смертному,/ подвластну быти, то есть нарицати властилином.
Iюда галилеянин [евангелие благовест. от Луки, зач. 70,
в толкован.], рече, закону учився зле сыи сотвори и ины галилеяны пристати тому
же учению; учаше бо, чтобы ни единому человеку, усты произносити, и рещи
господине: и никого же почтити, ни самого того царюющаго; /аще и благочестивый
царь./
Вот и зрите безначалию учители, подобно ереси
галилейской и учителю Июде; Как учитель Июда свое мнение полагал
так и учил прочих, что власти никакой не покарятся и никого над собою
властилиным не именовать; аще царю и веру неповреждающую; аще и духовный
истинный, и то не подчинятся, и не подходить под власть.
И виждь безначалию учителей, это ересь галилейская,
что власти не надо. Дозде.
К сему приведем во свидетельство святаго Иоанна
Златоуст. на обличение
безначальную, или рещи любоначальную ересь, еретиков димократистов.
6-е) [Бесед., лис. _84] Понеже и глава уд есть всего
тела. сего ради сию убо
покори, тогоже вышше положи, да мир будет, идеже бо равночестие мир не бы когда
был; ниже народовладеемому дому./ то есть димократию имущему;/ ниже всем начальствующим,
но нужда единому быти начальству. и паче всюду в телесных: понеже аще суть
мужие духовнии, да будит мир.
[Бесед. лис.
969] Таже да ово убо повинуется, ово же владеет единочестное бо многажды весть
вводити /свар [борьбу]/ не остави народоначалию быти:/ то есть димократию:/ но
царству;/ зри ниже, бесед. апостольск., о начальствах и порядки, и благочинии./
[зри буква, Д, демократически. греч.
народный, демократия от демос народ и кратис сила, греч. такое управление
государством в котором принимает участие всякии из народа; народное управление,
мироуправство;]
Вот и зрите, сию ересь учащии
безначалию, и вводящии димократию, и которую Бог не попусти, еще изначала; И
потому суть явные противницы Богу и Его Божию закону, и вводители новизны,
ересь димократию, которую церковию и Богом не преданная, и писанием святых не
указанная, но явное еретичество и димократичество, учащии безначалию, или
многоначалию, по святому Григорию Богослову; обое бо виновно; /то есть, зло.
глав. 35, лис. 165./ И злосте быть назнаменова; то
есть, закону Божию попиратели, явныя Богу противники и
еретики, учащии безначалию, или многоначалию, и вводящии еретичество
димократичество.
К сему еще приведем во
свидетельства ясное обличение, на ересь безначальных еретик, на непокаряющихся
отеческому преданию и учащии безначалию то есть еретичеству; Никон Черн. Гор. слово 18, лис. 143.
7-е) А что есть от святых писании
указание, или от отеческих обычаев, как писано; что ныне, якобы нет, и не надо
начальство, но следует быть безначалию, где сице писано; но етого от святых в
писании нет, потому сие явное еретичество.
Здесь прямое и ясное свидетельство на ересь
безначальную еретиков Можаевцев, что нет того в писании, чтобы не было
начальства. и где сие писано,
но нет в писании нигде но явная новизна и еретичество, то есть безначалию
учащии, то не по писанию мудрствующии и действующии то вси еретики; Благовест.
от Иоан. зач. 27, лис. 125. Не по писанию верующии вси еретики.
К сему приведем во
свидетельство, явное доказательство, на ересь безначальных еретиков и
отщепенцов донатистов, и подобных им нынешных новоявльшихся Можаевых
воспитомцов.
8-е) [книшка Викентия Лиринскаго,
Памятныя записки, глав. 4, стран. 20. ниже:] Во времена Доната, от котораго
получили имя свое донатисты: значительнейшая часть Африки впала, в безумныя
заблуждения его, и забывши о славе, благочестии исповедании.
/значит православной церкви; предпочли церкве Христовы нечестивое
безразсудство, одного человека./
[стран. 20 и 22, ниже:] Ибо Донат учил, что церковь
должна быть из одних совершеных, а грешных чтобы при ней не было. опасное время ето, со избытком
показало, сколко великое бедствие причиняется, введением новаго учения. Ниже
[стран. 29]: Все ето не по той ли единственой
притчини, что тогда вместо небеснаго учения, вводились суесловия, и суеверия
человеческая; хорошо основанная древность подкапывалась, беззаконною новизною,
уставленое старшими нарушалось, узаконенной отцами отменялось; [глав. 7, стран.
37, ниже:] Итак мы должны боятися греха, и изменять веру, и осквернять оную:
/то есть, изменять да и хулить тую самую, где и крещены/.
[Бесед, лис. 693(?)] Велие бо рече, прелести указание
быти мнится у них: /почему? вот потому:/ что родившися в ней, и воспитавшиися в
ней, и недоведомая ея навыкше опасно: сии внезапу преложившеся, и враждебная ей устрояют; Дозде.
Вот и зрите какой вид показывают, как прежде бывшыя еретики так и нынешныя отщепенцы от церкви, Можаевцы; то
есть в которыи церкве и собрания тут и крестились, и всему научились; и на ту
ратуют, и ту самую и хулят и порицают.
От них же нецыи развращенным и Сава нравом последующе,
братию свою единоутробную ненавидят и ратуют и ругают, утробу же матере своея,
церкви святыя любимое свое носило люте терзают, хулами
и досадами, и козноплетенным блядословием, аки рождения ехиднова, ядом
аспидовым неисцелным недугом угрызают, не помняще заповеди Божия: Иже кто
злоречит отцу или матери, смертию да умрет.
Сицевых убо молвотворцов ризы Христовы терзатели,
скорпиев вселютейших /изчадии ехидства/ утробу матере своея угрызающих;
тяжкия хулы и досады на церковь Божию изблевающих, от неразумия своего плевелы
разсевающих, и многими инеми укоризнами полку Бога живаго поношающих; И вместо
небеснаго учения, и иное благовестования проповедующих, и безначалию учащих.
А как мать наша, облюбимица святая
церковь, чад своих пораждает, паки бытия банию святаго крещения, и научает их
благочестию, заповеди закону Божию, и преданому от святых апостол, и святых
отец догмату; то есть, повиноватся християнской законый власти Божии; Это
собствено закону Божию; и быть в числе полнаго единения, уду тела церковнаго, и
под единой главы Христа. И вот такой то истиный разум, и понятия в церкви; от святых
апостол, и святых отец положеный, и в вечныя роды определеный;
А как по прошествии несколько
времени, и воспиташася в ней, и недоведомая ея навыкше опасно; сии внезапу
преложишеся; и делаются изверги и пакосники чада испорчиныя по сказанию
Златоуста, бесед., лис. 1534.
9-е) Это появившися в нынешные
последния время, с 1878-го лета; такия же изверги и чада испорчиныя; Это Савва
Васильев рыбенской, Иван Плотник, и Любовь Прокопьева; Они в начали своего
учения, и проповедания, аки бы правое и воздержное людем показующии учение; А потом стали низходить, на Донатова учение, и стали
такую проповедь держать и многих поучать тому, и чему донатисты учили, и
християн порицали, и тоже глаголали, что церковь должна быть из одних
совершенных; а грешных чтобы при ней не было; И в
таком отношение, был увлечен и убежденый, Сава рыбенской, что наиболии порицать
и гаждать стал, не точию тайно, но явно и всенародно, наиболии учителей
церковных; а и паче, Никиту Семенова, и прочих старших старцов. И от таковаго
то хуления и поношения, Савы рыбенскаго; помрачения его разума, и стал
низсходить на проповедь, и учения безначалию; и глаголюще и поучающе прочих;
что нам подчинятся и покарятся старцу Никите Семенову, он такой же; якоже и аз.
И в том своим, Сава рыбенский, и стал противится, и
всем учителем церковным; то есть всей святей церкви, якоже Корей и Дафан и
Авирон, противястася Моисею [Числ. 16], тако и он. стал вопреки распоряжению
церковному. и правому учению; И стал проповедовать и учить, открытыи главой
безначальной ереси [Матф. прав. 12, глав.]; и глаголюще, яко в нынешные последние время, при царстве последняго антихриста не должно
быть властем, и подчиненым, и послушающим, занеже вся Бог разрушил, а человек
воставить не может.
И вот Сава Васильев рыбенской, велием гласом вопиет
людем: Людие послушайте божественаго писания; Восташа бо по бежественому
апостолу глаголющему [Кормч. пред. лис.
3, Тим. зач. 295], человецы самолюбцы, величави, горди сластолюбцы паче нежели
боголюбцы, величави, горди, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имуще образ
благочестия силы же его отвергшеся, не точию же се в мирских человецех
обретеся, но паче и в духовных, их же именует писание свет миру [Мф. 11],
сиречь, в святителех пастырех, и иереох; сице вси уклонишася вкупе непотребни
быша, несть творяй благостыни несть до единаго. [Пс. 13] Погибе вера, погибе
наказание, погибоша училища детей; погибоша исправляющии божественая писания:
погибоша поучающиися в православных догматех; погибе по пророку крепкии; погибе
сила хлеба и воды; погибе исполин, и человек ратник и судия и пророк; погибе
смотреливыи и старец, и пятьдесятник, и дивный советник.
и премудр художник, и разумный послушник; и поставиша
себе юноши за князи и ругатели, да обладают ими, и проч;
дозде.
Зри на сие сказание вышеписаное
объяснения; И по тому то писанию, Савы рыбенскаго, он убидился, и в своим
мнении возмнел, то, что в последние время, в царство антихриста, что уже и вера
погибла, и не стало власти в церкви, как стареющих, и так подчененых, то есть
послушных им. И так в том и убедился;
и должно быть по его мнению безначалию, или самоволию;
А не посмотрил он пошире святаго писания. Сия погибели веры и власти, и всему тому как выше писанному, и где когда и на ком исполнилось.
Это сказано о ветхозаветной июдейской церкви. /А не о новой Христовой
благодатный;/ зри на сие божественые писания, о
погибели веры и власти, и проч. Книга Кирила Иеросалимскаго, глав. 35, лис. 313
об. О них же исполнися пророчество глаголющее [Исаиа, 3]. Се Владыка Господь
Саваоф, отъимет от июдей /и силу./ и
от Иеросалима крепкаго и крепкую силу хлеба, и силу воды. исполина и крепка, и
человека ратника, и судию, и пророка, и гадалника, и старца, и премудра
художника, и чюднаго советника, и разумнаго послушника. и поставит юношы
старейшинами их, и ругатели обладают ими. и сие пророческое слово постиже
жидовскаго народа. запустение бо разума, и запустение пророка показующаго им
спасение пострадаша. и своих премудрых установление и чин погубиша, и о
проклятии своем непрегоша. и того ради и правда
законная от них в беду впаде; дозде.
А что сказано пророком, Исаем, это не о новой
благодатный власти; а о ветхозаконным священстве, июдейской власти, и проч;
На сие довлеет на облечение ему;
пророка Малахия привести [глав. 3]:
И слыши что пророк рече. Внезапу приидет в церковь свою Господь егоже вы ищите;
дозде.
Вот какий разум и понятия, пророк Малахии
предглаголет, о церкви, что Господь в свою церковь приидет, в ту самою которую
мы в символе веры исповедуем, и веруем, во едину святую соборную и апостольскую
церковь; /а она не без власти./ понеже
она цела, и неизмена пребывает, во исповедании; от апостольских времен, до
втораго Христова пришествия.
А не якоже Рыбенскый бредет; что ныне при антихристе
власти никакой нет, что Бог разрушил, а человек воставить не может.
Вот в этим
смысли и понятия Рыбенскаго, прямо он злу творца Бога нарицает, что Бог добрую
вещь, то есть власть разрушил, а злое безначалие и в злобу причиняемое ввел; Вот
и вышло по учению и смыслу Рыбенскаго, злу творца Бога нарицает. Как еретик
Маркион и прочии еретики Манихии и воздержники, и явно оживил древлеумерщвеную
их ересь; то есть с 1855-го года, от Савы Васильева рыбенскаго, начася, в
пример подобный вышеписанных еретиков, и ереси безначалию учащих, еще до
написания статии, за три лета. И потом стало вводится,
новое учение, что в настоящия в нынешняя последния время в царства антихриста
последняго, не должно быть, и иметь старших, и не следует им повиноватся. а
должно быть всем равным. /как еретикам димократистам, и прочим подобно таковым
безначалником;/ И вот потом многия от християн смутились, и стали следовать и
слушать Рыбенскаго, и жить по самоволию, в безначалии, и не иметь никого над
собою старших. Вот и стала в христианстве появлятся зараза; и язва еретическая,
и многих видя зараженных, еретическим недугом,
безначалием, или любоначалием. /Это сие по писанию, обое зло есть;/
И тогда видя учители церковнии, Никита Семенов, и
Роман Логинов, и прочии с ним, что, Рыбенской, возмущает и учит безначалию, и
явному еретичеству, и житие оказывает зазорное; И тогда по увещанию его,
трикратным убеждением; как в первым, оставить ересь безначалную, и жить под властию как и прочие християне;
То на это церковное увещения, Сава,
рыбенской, не согласился, и не послушал церковнаго совета, и так при своем
упорным мнении и остался; и стал вопреки церкви отражать, и власть церковную
завинять, а безначалия похвалять; И того ради бысть отлучен, в ярославском
приделе, на соборе, при всех старших учителех, в 1879 года; Саву рыбенскаго отлучили от церкви; за проповедь и
учения безначальной ереси; да в прибавок
того за порочное житие его; Это бысть, отлучения рыбенскаго, до написания
статии, за два лета.
Как по отлучении, Саввы рыбенскаго, то приверженцы
его: Иван плотник, и Любовь Прокопьевна, и прочии, были заражены учением
еретическим, то есть безначалною ересию, то не отступили, от Рыбенскаго. И не
почли его за отлученаго, и стали с ним совокупно во
общении, как в молитве, и так в питии, и в прочем.
И потом между верными, и отлученными и бысть велия
распря и раскол; и проповедь не едина; одни учат что
быть при церкви власти; /это мы/ а другия учат, что при церкви, с 1666 лета,
власти не стало: /ето учение безначалных расколник/.
И так со избытком, стало
разширятся учения проповедь о безначалии; И повсюду самочинно ездили и ходили,
и учили безначалию; и отводили простый народ от учителей и церкви; и не велели
их почитать, и за правителей церковных их признавать. И бысть тогда смущение. И в маловерных сумнения; и к кому приступить и от коих крещения
принять; И так стали находится в двоемыслии; и в великом колыбании и страхе; И
так от християн маловедущих писания, и стали сумневатся; И как быть, то ли при
власти быть; или с безначалником согласится; и проч.
Вот и зрите, как учители по ереси безначалию, церковь
поколебали; и даже коих во отчаяния привели; Это было
еще до написания статии;
Вот и видя учители церковныя,
что церковь смущаема еретиками, и заражается язвою ересию безначалною; И тогда
вынудила их сия вещь, и собрать собор; старших правителей церковных; и со всего
общаго совета; то есть собора, и при убеждении всех старших учителей церковных;
И вынудила вещь, старшаго брата Никиту Семенова, написать сия
статии, и объяснить в них со свидетельством святаго законную, и Богом
определенную и сотворенную, и апостолом заповеданную власть; и как ненарушаемый
закон, или догмат, сие есть не новое введение, но старое объявляемое, и быть
таковый, и никогда не нарушимый власти, даже до самаго втораго Христова
пришествия, по сказанию святаго писания; Апостол тол. Иустина
филос. слов. 6; Апокал. печат. глав. 6, ст. 14. глав. 16, ст. 20. глав. 12, ст.
6, ст. 14. и проч.
10-е). В 7368 года месяца июня 25 дня; Со всего общаго
совета, церковных учителей, бысть написания Статии, и пункты; Это по сказанию
святаго писания; по русски главы, а белоруски пункты;
одно и тоже [зри книгу о вере Азария мних, белорусской печати, час. 4, раздел
9, лис. 277]; Сии статии, не иное что существует, а как каталог, или
указательный перст священнаго писания;
В сих статиях, указанное
писание, кое как не применуемое, и николи не изменяемое, а присно и навсегда
пребываемое;
Сие писание должно принять, за
закон, или за догмат, по сказанию святаго Григория Богослова [Григорий Назиан.
глав. 38, лис. 181, и глав. 1, лис. 1 об.]; заповедь, (то есть) закон; Богом
определенное, и апостолом заповеданное. Это быть властем; то есть ето, собственный закон, и ненарушимый
догмат; что ето самое Богом определенное и апостолом заповеданное;
А прочие писание в статиях
указанное, а кое церковным преданием определенное, и написанное, и в статиях положеное;
как то о прожитии рода человеческаго; то нельзя принять за закон или догмат, а
только то положенная вещь смотрительная; и обдержная, о прожитии рода
человеческаго; потому то переменное бывает прожитие рода человеческаго, обоего
пола, как мужескаго, так и женскаго;
а наипаче в нынешные время последнее, верныя християне, не имеют себе места
обседлаго, и изменяют места лжехриста ради; А только то и знай, ходы да переходы; беги да перебеги, таись да
укрывайся, и в землю зарывайся; и быть в страси и трепети; а тут ищут и
преследуют, и как на ятых хощут имать, и антихристу на поклонения привести, и
прочия козни учинить. Обоим полам как мужем, так и
женам; время бывает разбегатся, а потом время выдит, тесноты ради, и не имущи
где главу приклонить, то вмести сбегатся;
Это самое переменчивость, и непостояность; в
человеческой жизни, то и нельзя нарещи законом, или назвать догматом; а следует
сию вещь нарещи, смотрителную, и проч.
А что в статиях написанное, нужно принять за закон,
или за догмат, сию вещь неприменуемую, то есть, николи неизменяемую, только то,
что Богом определенное, и апостолом заповеданное. Это о властях, то есть, по
сказанию Григория Богослова, тако рече [Григория Надзиан. слов. 1, лис. 1 об.]. Начальствуемое, и водимое, тако аще и церквам зачини
Бог, равенства законом. дозде.
/А не все статии признать, и принять за закон, или
догмат:/ А только ту самою сию вещь, быть в церкви властем.
/Зри что нужно принять в
закон и ненарушимо/.
Апостол зач. 111. Всяка душа властем предержащим да
повинуется; Златоуст [Бесед. апостольския,
бес. 23, к Рим. глав. 13]; ниже: Показуя яко не на развращение общего
жительства Христос яже от себе
законы введе: /и паки рече [лис. 395]:/ И оклеветающих аки
новотворящих загради уста, и с множайшим дерзновением, с истинною догмат
разсудит и изберет, не срамляйся убо, рече, таковым повиновением; ибо Бог то
узаконоположил есть.
/Зриши ли что писание глаголет о властях; и о
повиновении. Это собственный закон, Христом Богом узаконенный, и истинный
догмат, и никогда не изменяемый:/ И паки рече, святый Иоанн Златоуст, в
толковании послания к галатом, глаголюща [книга О
вере, глав. 22, лис. 198 об.]. Человек той, иже догматы страшныя и неизреченныя
погубляяй, сей получит ли ответ на страшнем суде и
милость; не суть сия, не суть. Златоуст, рече [Бесед апостольск. лис. 1475],
Устрашитеся еретицы, а иже догматы страшныя, и неизреченныя погубляяй, сей получит ли ответ и милость; не суть сия не суть, но
самое убо сие всем есть виновное злым;
/Вот и зрите, что Богом определенная
власть, и истинный догмат, то развращают и отметают; а безначалия вводят, то те
вси еретицы; на страшным суде, и ответа не получат; а прямо в геену ввергнуты
будут;/
Апостол рече [к Рим. глав. 13 лис. 393], Всяка душа властем предержащим да
повинуется; /Златоуст, рече:/ И показуя яко всем сия заповедает, и священником,
и иноком, а не токмо житейским, от начала то явлено сотворил
есть, сице глаголя, Всяка душа властем предержащим да повинуется, аще и апостол
еси, аще и благовестник, аще и пророк, аще и кто любо, ниже бо превращает
Благочестия сие повиновение [всяк сан подлежит суду. Иезек. 1 ст. 19] ; дозде.
/Зриши ли что глаголет, святыи писание; Паки всем, и
всякому сану заповедает, не превращать сие повиновение властем;/
Вопрос. Аще ли кто либо превратит благочестия,
то есть повиновения властем; и тако скажет и содействует, что властей ныне нет,
и не надо, а должно быть безначалию; то он чему будет подобен, и какой казни?
Ответ. Святыи Григорий Богослов, рече [Григория Надзианз.
слов. 20, лис. 104 об.]. Единоже беду, иже приражатися
оному, и отчуждение от Бога мнети, от онаго растояния; (ниже рече:) и яко гласу грома подклонишася;
Святыи Златоуст рече [Бесед. апостольск. лис. 1473], Благочестия отступити Бога есть
отступити. дозде.
/Вот и зрите разум святых, Златоуста, и Григория
Богослова, таковых Божиих отступников и еретиков, и как их оценяют; кои иное
благовествованиа вводящих:/
Златоуст рече: И не рече, от благовествованиа прелагаетеся но от призвавшаго вас Бога; ниже: Ныне же
оставльше их в вере еще, и прелести благовествованиа имя возложившее, со многим
дерзновением прокоповаху здание; ниже; Понеже убо благовествование нарицаху
свою прелесть.
/И зри разум священнаго писания; что не писанное, и
чего апостолом не заповеданное, еже бы не быти власти; и то проповедают, и то
благовествуют, и тому учат; И потому то их есть
собственная прелесть благовествование безначалию;/
Апостол рече [лис. 1474], Точию нецыи суть смущающее вас, и хотящее превратити благовествование
Христово; Златоуст рече, ниже: Сиречь, донележе здравствуете умом, не познайте,
не познайте инаго благовествованиа донележе прая зрите а не развращенная; ниже;
Но показуя яко мало нечто притворено бывшее все погубляет, рече
благовествованию превратитися, якоже бо в царских цатах, иже
мало от образа начертанное пресек, всю цату непотребну содела; сице иже здравыя
веры и малейшую часть превратив, все погубляет, на горшая происходит от начала.
Где убо суть судящии нас от любопрения ради иже к еретиком раскола; Где ныне
суть глаголющии ни едино же посредство быти между нами, и онеми, но от
любоначалиа разнство быти: да слышат что глаголет
Павел яко благовествование правратиша иже и мало нечто ново секуще, сии же
немало нечто;
/Видиши ли что благовествование превращает,
любоначалие, или безначалие, или безначалие возжделения/
Златоуст, рече [лис. 1549], Паки зде назнаменует яко
любопрение, и распря, и любоначалие, и самомнение, сея прелести виновна им
быша, Ибо ереси есть мати, любоначалия возжделение.
/Разумейте разум Златоуста, что рече, мать всему
еретичеству; любоначалие, или безначалие; сие есть, и ино благовествование;/
Апостол рече [зач. 199, ст. 8], Но аще аз, или ангел с
небесе благовестит вам паче приасте, анафема да будет.
зри разума апостольскаго, да не глаголет бо кто, яко
тщеславиа ради своя составляет догматы, и себе проклят;
/Вот и зрите разум священнаго писания, где тако
сказано, и догматы таковы положены, чтобы при церкви не быти власти; ето явно
новыя догматы, тщеславия ради составленыя, то есть, паче апостола, и от всех
святых; таковыя учители безначалию;/
Златоуст рече, Аще бо и от
первых ангелов будет кто сущих с небесе растлевающих проповедь, анафема да
будет;
/Зри разума Златоуста, речение, аще кто от церковных
учителей возглаголет, и тако благовествует, яко при церкви Христовой, что не
должно быть, и не надо власти; анафема да будет./
Златоуст, рече, И не рече, аще противная возвестят,
или превратят все, но аще и мало нечто благовествуют паче еже благовестихом,
аще и худое что подвигнут, анафема да будут;
/Зриши ли разум священнаго писания, что Богом
определенное и апостолом заповеданное, как ненарушаемый закон, и непрелагаемый
догмат, что быти в церкви Христовой власти; А еретики эту вещь отменяют, и
противная возвещают; что не быть власти; Это немалое что превращают, а все
благовествование нарушают, и веру разрушают. таковый анафема да будет./
Апостол рече [зач. 111], Всяка душа властем предержащим да повинуется; Златоуст рече, ниже; Аще и
апостол еси, аще и благовестник, аще и пророк, аще и кто любо, ниже бо
превращает благочестия сие повиновение, и не просто рече, да покаряется, но да
повинуется. И первое есть оправдание таковаго законоположения, и помышлениам
верным лепо, еже от Бога сим завещаватися. Апостол рече, Несть бо власть, рече,
аще не от Бога; Златоуст, рече, Что глаголеше: Всяк ли
убо князь от Бога рукоположися: не то глаголю, рече, и ни о коемждо князи слово
ми есть ныне, но о самой вещи;
/Зри простране беседы, сия самая вещь, еже бытии
властем, а не иначе./
Златоуст, рече [Бесед. лис. 1473], Иже бо прелщати хотящии, не внезаапу сие
творяху, но тихо прелагающе их от вещей, от имен не прелагаху;
/Разумейте бо прельщение, и хотящии прилагати от
вещей; то есть, чтобы не быти властем; а быть безначалию;/
И паки Златоуст рече. Таковая бо
есть диавола прелесть, не нагия предлагати лщениа. аще бо убо рекли быша,
отступити от Христа, яко лестцов и губителей хранили бы ся. ныне же оставльше
их в вере еще, и прелести благовествованиа имя возложившее, со многим
дерзновением прокоповаху здание, реченных яве, якоже некоими завесами, имены
сими крыющими стенопрокопателей, понеже убо благовествование нарицаху свою
прелесть; дозде.
Сие речение, святаго апостола Павла, и святаго Иоанна
Златоустаго, о каких собственно еретиках, и о какой ереси, то не сказано. А
только то и речено, аще иное что благовествует, паче апостола заповеданное; то
есть, напротив апостола благовествующих; и вопреки
проповедающих, и учащих, то есть не по преданию святаго апостола мудрствующих,
и писания накриве сказующих, таковии, по апостолу, анафеме подлежат, и
проклятию;
Что святым апостолом благовествовано: Всяка душа
властем предержащим да повинуется, ето истинное благовествование, апостольским
речением преданное; А что кроме апостола, и даже напротив благовествование
благовествующии, то есть вопреки апостола благовествующих,
еже не быти, и не надо быть властем, в церкви Христовой, то есть собственыя
таковыя проповедники еретики, анафемы, и проклятии подлежат;
И посем зрити на вышеписаное указание священаго
писания, и праваго истинаго разумения, и с апостолом и с
святыми отцами согласное; чтобы быти властем в церкви Христовой, сие самое
истинное благочестие;
А что паче апостола благовествующее, что еже не быти
властем, или любоначалия, и самоуправство, это не истинно учение, и сказано
святыми отцами зло есть; и сопринадлежное еретичеству, и димократичеству, и
прочим еретикам, по сказанию святаго Златоуста, и прочим святыми; И посем на
сие во удостоверения, свидетельствует историограф
Карамзин, том 6-й, глава 3, речение Карамзина [Карамзин, стран. 114, мелкой
печ. на осмуш.]: Слыв в России и в Европе державою народною, или республикою, и
действительно име образ демократии. дозде
Карамзин; И такожде историк Карамзин не похваляет народную республику
демократию, и тоже самое любоначалия, или безначалия; обое бо зло есть; и кто
имеющии правыи разумения; похвалит злую вещь добрыи а токмо те кои болящии
недугом любоначалия; или безначалия, то есть самоволия; И такой то недуг
еретическии; и сеяния плевелы человека диавола, и стали проростать в чистой
пшеницы, в церкви Христовой; И видя истиныи учители,
церкви Христовы; И тако с советом искусных стареющих, и ведущих священныя
писания, и написали сия статии. И самая та речь апостольская еже быти властем,
и положенная в статиях, это есть закон Божии, и ненарушимыи догмат церкви
Христовы; самая та речь апостольская, быти властем, еже есть, и быти, и будит,
и продолжится, до суднаго Христова дни;
Еще так в писании сказанное. Совет искусных есть
закон; Матф. прав., сост. П, глав. 7, лис. 208.
А что писаное в статии 9-й, о
прожитии, рода человеческаго, в нынешныя последния время, верныя християне,
лишились местности, и своих обседлых домов; как мужескаго пола, так и женскаго
пола, купно келейно, или частно, или постоянно, или временно и случайно, и по надобности
потребе, или гонения ради и стеснения, не имеющее места, где главу приклонить; и на сие положенная вещь
смотрительная; а не обдержная, и сие редкое. Это не приемлется в закон, Никон
Черн. гор. над. слов. 52. По
смотрению не приемлется в обдержное; /закон./ Такт. слов. 1, лис. 15, и слов. 28, лис. 158. Матф.
прав., сост. В, глав. 3, лис. 79. сост. Л, глав. 1, лис. 223, и глав. 31, лис.
184. А по сказанию святаго Иоанна Златоустаго. /Сиречь бытие и случайныя
вещи; то глаголет пагубныя догматы;/ Бесед. апостолльския, зач. 278, лис. 2372. Златоуст рече, Сия убо
держимся сию да устрояем, тако вся пагубныя догматы от
души нашей изженем, сиречь бытие глаголю и случай; дозде.
Кормч. греч. двукрат. собор, прав. 17, лис. 862. Однако редко бывающаго
не поставляя в закон церкви; Зонара, толков. Но тогда что случалось редко, мы
не полагаем в закон для церкви, дабы следовать тому; Аристин. Имеющии быть
поставленным в епископа не вдруг должен быть возвышаем из мирян, или монахов:
но должен пребыть определенное время в каждом чине священных степеней. Ибо если
некоторые и прославились, несмотря на быстрое возвышение не редкое, не закон
для церкви;
Матф. прав. состав В, глав.
3. /в конце./ Что не по правилам, то в пример не приводится, и то и редкое не
закон церкви; дозде.
Вот такое вышеписанные свидетельствы священаго
писания; от написания статии, в таком разуме и понятия, и разсуждение
полагаемом; И что собственно принять в закон, или сущии догмат; то есть сущию
вещь в церкви Христовой Власть Богом сотворенная, и апостолом заповеданая; Это
есть закон, или, ненарушаемыи в церкви догмат;
А что о частных случайных случаях, и современных
событиях, и как о прожитии рода человеческаго мужескаго, и женскаго пола; это
мы не заключаем в закон или догмат. Как сказано, Златоустом,
и прочими святыми: что случайныя и бытийныя вещи, то велит Златоуст отринуть от
души, сие пагубныя догматы;
И вот такое наше умствование, бытия случайныя вещи, то
их не приемлем во обдержный закон; а токмо они в церкви смотрительныя; и
обсудительныя; так и тоже самое, и в статии, 9-й, и в
прочих положеныя; на рассмотрения и разсуждения старших;
Вот такое наше умствования, о статиях. Что не приемлем
их, то есть вси статии, за закон, или за догмат.
А как про нас говорят, раскольники, и отщепенцы от
церкви; Можаевы воспитомцы; и будто мы, вси статии единичим, за закон, или за
догмат; это есть явная лжа, и неправедная сказания; А ето им их, ложный пророк,
и софистик Можаев; в своем объяснении, лжепророчествует; как еретик Монтан;
Барон. лето Господне 182,
чис. 2;
В 1885-го года, восстал новый софистик, и силный
изворот, и испровергатель, Богом определенную и апостолом заповеданную власть,
это Василий Александров Можаев, Иосиф Семенов; явныя нарушители испровергатели,
апостольскаго предания; Как пишет Можаев в своем объяснении, аки бы завиняя
статии; а на самыи вещи, его выражению Можаева, отревает и в конец отражает;
Богом определенную, и апостолом заповеданную власть; Как и прочии вышеписанныя
еретики, то есть безначалники сивирияне, и акефалиты, и лампатиане и донатисты,
и димократисты, и прочия таковыя; /И подобныя им можаевцы;/ Тоже еретичество,
умствующии и учащи безначалию. Тако и Можаев на вид открытый главою поставляет
еретическое учение, то есть безначалию, в своем объяснение, объявляет, и
испровергает статии написанныя, Никитою Семеновым; аки бы несогласны со словом
Божиим; и с священным писанием; и противны законному
преданию, и проч.
И тако Можаев лжеумствует; со своим сотоварищем
Иосифом Семеновым, со отлученным, в Ярославском
пределе на соборе, в 1886 года; И отменен от управительства, и к тому не
допустили, и за прочия качества. И за прожития его зазорное, то есть, со единой старицой Александрой Семеновой певчый; И так
сказал Иосиф Семенов, всему собору и всем старцым, что меня, со Александрой
Семеновной, и вся Европа не разлучит; И вот за сие отлучен бысть от церкви; И
так приехал в Сибирь, и в свой придел, и его сибирския постыныя слепцы приняли,
за настоятеля и управителя; Это отлученаго от церкви собором; /А отлучения на
нем соборныя почли низачто, и так и далие, и проч./
И потом последовали Можаеву
объяснению; И затем изпровержению статии, и проч. и аки бы и неправильно в них
написано, и указано, /от святаго писания/ о власти законной; И в том зазрили и
учителей церковных; И аки бы и неправилно они мудрствуют, о власти, и
старейшинстве; и в том суд и отлучения Иосифа Семенова, вменили неправильным; И в том стали со отлученным
сами отлучены от церкви, по сказанию святых правил. И в том зделались
самочинцы, и безначалницы, и прочия волнодумцы; и от церкви отщепенцы, и
расколники, и Можаеву объяснению последователи, и Можаевы воспитомцы, и
можаевцы, и проч.
И теперь нам известно и явно о
Иосифе Семенове, и как он отлучен от церкви, на соборе; и бысть враг церкви, и
потом по безразсудной своей дерзости, зделался вождем крамолы и началником возмущению.
И так то за ним оказалось еще
новое преступления, то есть прелюбодеяния; И бысть таковым то слепцем можаевцы,
глава прелюбодейная; и посем присоединился с Можаевым мудрованием; имеющии
целью поколебать веру нашу извращением, истину опутать смертоносными ковами. И теперь стало ясно, откуда получило начало злоумышление Можаева, и
при каких пособиях укоренялось ересь безначалная, то есть, от Рыбенскаго, и от
Можаева софистика, это ложныи, или ложное суждение, из котораго выводится такое
умозаключение, которое имеет вид истины, но в сущности котораго заключается
ложь; извращать истину, своем хилоизмом, сбивчивыми и многооборотными словами;
и словами заражают, простодушных людей, аки ядом змиином угрызают, и
неисцельною язвою заражают, душа погубляют; избави нас Господи, от таковыя
еретическия схизмы; и не дай помыслити того, что они спасаются; а вечно
погибают; потому то в ересех поувязли; а учение
еретическое погубляет богоугодное дело;