Боровик Юлия Викторовна,

кандидат исторических наук,

УФУ, Екатеринбург

 

"КАМЕНЬ ПРЕТЫКАНИЯ" И "ПРОТИВОГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАСКОЛ" (О СТРАННИКАХ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX в.)*

[Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5. Екатеринбург. 2003. С. 261–272.]

 

Согласие странников (бегунов) отличается разнообразием местных наименований его последователей, В Пермском уезде они были известны под названием "пустынники", "красноверы", "федоринцы", "ярославское согла­сие" и "голбешники", в Нижнем Тагиле, Невьянске, Висимо-Уткинске — как "лучинковцы", на Салдинских заводах — "пахтеи", в Староуткинске — "воро­нова вера"1.

Основная масса уральских бегунов принадлежала к "статейникам"2. На территории Урала у них располагалось несколько пределов, в состав ко­торых входили общества в заводских поселках и селах, а также скитские общины. Связи поддерживались как с монастырем странников в г. Данилове Ярославской губернии, так и со скитами в Томской губернии. На томские скиты как на источник распространения странничества по Тобольской губер­нии указывали местные знатоки "раскола старообрядства"3.

В ходе обследования 1912 г. удалось учесть лишь минимальное число странноприимцев. Произошло это из-за скрытности сторонников согласия и плохой осведомленности местных властей о состоянии староверия на подве­домственной территории. При более подробных изысканиях обычно выявля­лось, что количество приверженцев сей "вредной секты" превосходит пред­полагаемые цифры. Так, например, только по закамским деревням Пермско­го уезда, тяготеющим к с. Ильинскому, в 1914 г. обнаружилось 118 дворов странников с 10 молельными домами4 (в то время как по данным 1912 г. во всей Пермской губернии их указано всего 249 чел.). Неудивительно, что о трудноуловимости странников слагались почти легенды: "поговаривают, что в Нейво-Рудянском заводе земская квартира помещается в доме пристано­держателя странников. В то время, когда господин становой пристав вверху (во 2-м этаже) занят служебными делами, а хозяин дома вертится тут же в передней, предупреждая желания начальника, в подземелье подполья проис­ходит у странников заседание"5.

В Екатеринбургской епархии центрами странничества в конце XIX — начале XX вв. числились Невьянский, Верхнейвинский и Нейво-Рудянский (там проживал главный местный странноприимец — невьянский крестьянин Павел Дормидонтов Кадцын) заводы, деревни Федьковка и Обжорина Ека­теринбургского уезда, а также Висимо-Уткинский, Верхне- и Нижнесалдинские заводы Верхотурского уезда6. В обоих уездах в 1903 г. миссионеры на­считывали 561 бегуна7. В 1901 г. священники прихода Верхнесалдинской православной церкви (включал в себя завод и д. Северную) жаловались, что секта странников-"пахтеев", известная здесь еще с 1820-х гг., в последнее время сильно умножилась и насчитывает уже не 2-3 семьи как раньше, а более трех десятков последователей8. В Верхней Салде они собирались на моленье у братьев Бабкиных, а в Северной — у крестьянина Вернигоры. На­ставником был крестьянин Анисим Назаров Зуев9. Даже составив список наиболее активных "пахтеев", местные церковные власти пребывали в рас­терянности и не были уверены в его полноте, поскольку "сектанты" уклонив­шимися от церкви открыто себя не признавали, крестились, венчались и при­чащались в местном православном храме, от принятия в дом священника с крестом не уклонялись, но из их семей регулярно исчезали люди10.

Во второй половине XIX в. появилась тенденция перехода к бегунам наиболее радикально настроенных представителей часовенного согласия. Самое примечательное присоединение к странническому согласию в Перм­ской губернии в начале XX в. было связано с именем крестьянина Богород­ской волости Пермского уезда, проживающего в с. Ильинском — Василия Ивановича Рукавицына. Приблизительно в 1897-1898 гг. он, считавшийся на­четчиком часовенных, любителем книжной мудрости и владельцем большой библиотеки, познакомился со странниками и в течение 3-4 лет размышлял над их учением11. Известно, что примерно в это же время неким Рукавицыным: начинают распространяться порицания веры, обрядов и жизни у часо­венных. В ответ один из авторитетных деятелей согласия, предположитель­но в тагильских скитах, пишет опровержение на подобные заблуждения12. Неизвестно, являлись ли объект разбирательства данного послания и В. И. Рукавицын одним и тем же лицом, но даже в случае их совпадения и при усло­вии, что обличения скитского старца дошли не только до смущенных укора­ми часовенных, но и до самого "лжеучителя", результат остался малоутеши­тельным, поскольку на позиции обеих сторон послание, по всей видимости, повлияло довольно слабо. В июле 1901 г. В. И. Рукавицын объявил бывшим единоверцам о том, что "отказывается" от их общества, поскольку сомнева­ется в том, что часовенные правильно совершают чиноприем приходящих от ересей, обоснованно пишут на кресте "титлу пилатову" и причащаются Свя­тыми Дарами. Он потребовал от них развернутого обоснования по этим воп­росам, а также доказательств соответствия взглядов часовенных на церков­ную иерархию духу учения первых идеологов староверия13. Демонстративно отделившись от часовенных, Рукавицын тем не менее заявил, что к странни­ческому согласию он никогда не принадлежал и не принадлежит, а лишь ищет истину. Вместе со своим другом Григорием Демидовым Хомутовым он составил сборник цитат из разных книг, в том числе из академических изда­ний новых переводов творений отцов Церкви, а также из сочинений "язы­ческих" писателей о неповиновении властям. Назвав свое творение весьма своеобразно — "Камень претыкания" — и размножив его на гектографе, они начали распространять сборник среди местных жителей. В результате такой бурной деятельности через 2-3 месяца в обществе часовенных появились "нестроения": несколько семей стали уклоняться вслед за Рукавицыным. Оставшиеся забили тревогу и для прений с возмутителем спокойствия выз­вали из Саратова известного начетчика А. А. Коновалова, обычно защищав­шего часовенных. В. И. Рукавицын, в свою очередь, призвал бегунских ве­роучителей. Совершенно "неожиданно" в его доме как раз накануне беседы остановились ехавшие к поморцам Ивановской волости Соликамского уезда "и далее на Юм" четыре старца, в числе которых, очевидно, также совсем случайно оказался один из первых помощников главы страннической иерар­хии — Александр Васильевич Рябинин. Стоит сказать несколько слов о нем. Этот весьма известный деятель являлся уроженцем Висимо-Уткинского за­вода Верхотурского уезда Пермской губернии и в 1882 г. чуть было не попал на каторгу из-за соучастия в убийстве жены хозяина лавки в Невьянском за­воде, где он тогда служил приказчиком, однако, сумев бежать, он через не­сколько лет объявился в Ярославской губернии и вскоре вошел в число лиц, близко окружавших главу странников Никиту Семенова, а после смерти пос­леднего переехал в Пермь, где исполнял в течение 5 лет должность помощ­ника "старшего" Казанского предела. Пока можно лишь предполагать, что именно в этот, "пермский" период у А. В. Рябинина и состоялось знакомство с начетчиком из Ильинского, вероятно, ставшее поворотным в судьбе В. И. Рукавицына. В 1900 г. в страннической иерархии произошла смена руководства и А. В. Рябинин "пошел на повышение": он занял при "преимущем стар­шем" должность помощника, ответственного за проповедническую работу. Известно, что на этом поприще он весьма активно проявил себя: в г. Данило­ве Ярославской губернии им было создано духовное училище странников, при котором собрана большая библиотека14, но и полемическая деятельность на второй план не отходила, по крайней мере в первые годы XX в., о чем свидетельствует его появление у Рукавицына в Ильинском в 1901 г.

"Битва титанов" с его участием состоялась 1 ноября 1901 г. в одном из частных домов в д. Масляны Пермского уезда, длилась с 8 часов утра до 10 ча­сов вечера и касалась, в первую очередь, вопроса, каким образом следует принимать еретиков. Странники, естественно, настаивали на крещении всех приходящих15. Как обычно, расставшись после многочасовой дискуссии, каж­дая из сторон считала себя победительницей, что местным часовенным, впро­чем, принесло определенные плоды: смятение в их рядах удалось остано­вить, однако вернуть Рукавицына и его сторонников они все же не смогли16.

Этот бывший "столп, украшение часовенного согласия", возглавил небольшое общество последователей, которое первоначально наблюдатели из епархии определяли следующим образом: "... в среде часовенных появи­лось учение о необходимости перекрещивания, но последователи этого уче­ния к поморцам не пристали, а образовывают нечто близкое к странни­кам ..."17. Когда же открылось, что в семьях новоявленной "секты" стали про­падать дети, а их родители отказывались от каких-либо объяснений, не оста­лось сомнений в том, что Рукавицын "со товарищи" примкнули к странни­ческому согласию18. Теперь наступило время встревожиться епархиальным миссионерам, прежде предоставлявшим Рукавицыну место для высказыва­ния своих взглядов на страницах "Пермских епархиальных ведомостей".

Благодаря радушию новоявленного странноприимца в пермские пре­делы стали часто наведываться, кроме уже упомянутого А. В. Рябинина, ста­рец Спиридон Кузмин, некие Фома и Христофор Васильевы19. С их одобре­ния и помощью Рукавицын, считавшийся теперь главным начетчиком перм­ских странников, развернул деятельность по созданию и распространению гектографов и рукописей20. Более того, после провозглашения веротерпимос­ти он исходатайствовал у губернатора разрешение провести в августе 1906 г. в здании Ильинского волостного правления четырехдневный "разбор" уче­ний разных старообрядческих согласий, причем роль главного "разборщи­ка" он скромно отводил себе21. Представителей господствующей церкви на беседы не приглашал и, но поскольку присутствовать на них никому не воз­бранялось, в Ильинское приехали миссионеры Л. Ершов и В. Морозов. Уже в первый день, 27 августа, длинная речь В. И. Рукавицына, изобилующая порицаниями официального православия, возмутила их до такой степени, что они пожелали сразу же изложить свои возражения, однако получили очень дерзкий ответ: "... более двухсот лет старообрядчество было в гонении. Ка­ких только бед и мучений не претерпело оно! Старообрядцев ссылали, коле­совали, им резали языки. И только теперь они получили свободу. А миссио­неры хотят отнять ее. Нет, пусть слушают, кто они и какова их церковь. Те­перь мы не дадим себя в обиду. Если миссионеры приехали, то пусть поуча­ются, если же будут волновать народ, то мы попросим их удалиться, даже можем вывести их из нашего собрания. Губернатор только нам одним раз­решил беседы"22. Таким образом, оба представителя епархии были вынуж­дены в течение четырех дней слушать хвалебные слова странническому уче­нию и осуждение часовенных, беглопоповцев, поморцев и вкупе с ними "ни­конианцев", щедро льющиеся из уст организатора собраний. Лишь после завершения намеченной Рукавицыным программы миссионеры смогли про­вести беседу от своего имени, пригласив на нее и начетчика странников. Тем не менее у них осталась "тяжелая и глубокая скорбь на сердце"23. Выводы были сделаны сразу же. При устройстве следующих старообрядческих пре­ний в июне 1907 г. там же, в Ильинском, миссия потребовала пригласить ее представителя в качестве одной из ответствующих сторон. В результате были устроены беседы между защитником часовенных А. А. Коноваловым, сино­дальным миссионером Ксенофонтом Крючковым и главой местных стран­ников В. И. Рукавицыным, снискавшим к тому времени широкую извест­ность24. Совершенно радикальные взгляды отстаивались им и на этот раз: поскольку в мире иссякло истинное священство, то все браки, совершаемые без священнословных молитв, незаконны; всех от ереси приходящих, даже крещенных в три погружения, нужно перекрещивать. Наиболее лояльным, по вполне понятным причинам, был ответ начетчика-странноприимца на вопрос "следует ли повиноваться властям?". Он объяснил, что "у нас учения, чтоб не давать царям дани, нет... мы не покоряемся власти... чтоб соблюсти свою веру"25, выказав тем самым хорошее усвоение идей страннического согласия.

Уже после 1906 г. при участии В. И. Рукавицына был отпечатан на пишущей машинке сборник, явно предназначавшийся для полемики с часо­венными. 300-страничное “Собрание Писания и снимков с крестов древняго изображения, для доказательства о том, что титлу пилатову I. Н. Ц. I. на кре­стах не следует писать, но писать на крестах "Исус Христос" или "Царь Сла­вы, Исус Христос"" для наглядности было проиллюстрировано несколькими десятками фоторепродукций и для пущей убедительности снабжено приме­чанием: "Означенныя в настоящем собрании книги имеются все налицо в библиотеке Василья Иван. Рукавицына в с. Ильинске Пермской губ. и уез­да"26. "Означенных" источников ссылок, цитат и рисунков в нем насчитыва­лось более 50, в числе которых старопечатные книги (Толковое Евангелие, псалтыри, потребники, четьи минеи, Соборник и др.), рукописи типа "Хро­нограф древлеписьменный", а также ставшие в то время традиционными в старообрядческих книжных собраниях труды "расколоведов" митрополита Макария, П. С. Смирнова, Н. Ивановского, К. Плотникова и др.27 составля­ли лишь малую часть. Значительно чаще В. И. Рукавицын обращается к но­вым переводам творений авторитетных деятелей церкви, изданиям россий­ских исторических обществ, исследованиям по русской старине. В его биб­лиотеке хранились "Труды VIII археологического съезда в Москве в 1890 г.", "Русские древности в памятниках искусства" И. Толстого и Н. Кондакова, "Заметки о древнерусском иконописании" В. И. Успенского, "Памятники рус­ской старины в западных губерниях" П. Н. Батюшкова, отдельные выпуски "Трудов Киевской духовной академии"28 и многое другое.

Преуспевал он и на торгово-промышленном поприще. Так, например, в Ильинском Рукавицын имел маслобойный паровой завод, на котором рабо­тали живущие у него на содержании бегуны29. В 1909 г. пермский губернатор сообщал в Департамент духовных дел МВД о нем как о главном странно­приимце Пермской губернии, в усадьбе которого в с. Ильинском "все “красноверы” и живут"30. Однако никаких действенных мер против Рукавицына власти применить не сумели: очевидно, ему играло на руку преобладание старообрядцев среди должностных лиц в местном волостном правлении, а также всегда имеющийся в его распоряжении шанс уладить дело путем сво­евременных "подношений".

Покровительство странникам в Пермском уезде одним с. Ильинским не ограничилось; около 1909 г. оказалось, что они довольно прочно закрепились в Курашимском заводе, где раньше числились только часовенные и по­морцы. В завод наезжали начетчики бегунов Фома Васильев и Христофор Васильев, "очень боевые", устраивающие религиозные споры "на каждом шагу", что вызывало сильное недовольство других беспоповских наставни­ков31. Ситуация складывалась иногда весьма парадоксально: миссионер В. Мо­розов, прибывший беседовать со странниками, удостоился за это благодар­ности от поморцев и часовенных, особенно после того как стало известно, что оба пропагандиста-бегуна, не дождавшись дебатов, скрылись32. Однако, исчезнув в одном месте, они неизменно появлялись в другом, ловко уклоня­ясь от встреч с представителями властей и устраивая новые беседы с кресть­янами с целью убедить их присоединиться к "истинно православным хрис­тианам". Неудивительно, что столь активная пропаганда, обращенная, в пер­вую очередь, к староверам других согласий, начала приносить плоды и изве­стия о присоединении к странникам перестали быть редкостью.

В д. Кленовой Пермского уезда все часовенные перешли к "голбешникам"33. В с. Губернском Екатеринбургского уезда в 1905-1909 гг. были заме­чены активные проповеди страннических деятелей в среде часовенных и еди­новерцев. В результате число последователей "истинной православной веры" за указанные четыре года в этом селе увеличилось с 2-3 до 15-20 семей34. Странноприимец, проживающий в Губернском, бывший часовенный Анд­рей Полиектович Димитрин, высказывая полицейским чинам (проводившим в 1909 г. предварительное следствие о "вредных беседах пяти неизвестных бегунских проповедников) свою интерпретацию учения страннического со­гласия, отметил следующие аспекты:

— церковь не признаем, так как священство утратило свою силу ("свя­щенник должен быть небесный человек и земной ангел. Между тем ваши священники пьют водку, курят табак, играют в карты и танцуют");

признаем только "трехпогружательное" крещение (совершается оно в случае ухода человека из мира, а когда рождается младенец, делают только оглашение);

— таинство брака совершать не обязательно ("хотя браки и существу­ют между нами, но это простое сожительство, которое мы считаем за грех и терпим только ради немощи нашей плоти");

— причащения у нас нет из-за отсутствия священства;

— покаяние должно принимать только при смерти;

— гражданская власть отделена от нас верою, но если она "не идет против веры", то ей должно повиноваться.

Обращает на себя внимание, что исполнение всех таинств было све­дено к минимуму. Это могло быть одним из крайних вариантов развития тезиса об отсутствии истинного священства, который активно рассматривал­ся часовенными в 1880-е гг. В данной версии была принята формула "нет священников, следовательно, нужно полностью отказаться от тех обрядов, которые доверены духовным лицам". Допускаемое у бегунов участие мирян в совершении таинств действительно имело место только в двух самых край­них случаях: при уходе человека из мира (в странствие) его крестили, при смерти — принимали покаяние. Именно это, очевидно, и стало основанием для сближения часовенных с бегунским согласием. Примечательно обстоя­тельство, что один из базовых постулатов учения странников об отношении к "антихристовым" властям вновь примкнувший воспринял с меньшим пони­манием. Его слова подтвердили еще двое местных "истинно православных" — Игнатий Григорьевич Архипов и Трефилий Никитьевич Маркин. Хотя, воз­можно, на показания бегунов (а допрошенные были из разряда страннопри­имцев, а не странствующих) повлияло присутствие представителя тех самых властей — полицейского урядника. Он, в свою очередь, опираясь на показа­ния православных и единоверцев, в рапорте настаивал на том, что речи при­ехавших неизвестно откуда и отбывших в том же направлении проповедни­ков (их, кстати, задержать не удалось, и поэтому следствие было прекращено из-за отсутствия обвиняемых) носили противоправный характер: "... вычи­тывали собравшейся толпе народа следующее: не нужно иметь правитель­ственные власти, священство, православную церковь ... не нужно иметь ни­каких видов на жительство — все это подлежит Антихристу..."35.

Власти всегда причисляли "странников" к наиболее вредным и опас­ным "раскольническим сектам" и поэтому уделяли особое внимание пресе­чению их деятельности. Успех в этом сопутствовал полиции в 1911 г. Нача­лось все совершенно незамысловато: известный в среде уральских старове­ров защитник страннического вероучения крестьянин Оханского уезда Перм­ской губернии Архип Евдокимович Пинаев в беседах с пермским епархи­альным миссионером в январе 1911 г. высказал вызывающие мысли в адрес официальной церкви и государственных властей. Поэтому сразу же после окончания дебатов в его доме в д. Кунеты полиция произвела обыск и нашла несколько адресов, которые вскоре были проверены36. На одном из них, в Нижнем Тагиле, у странноприимца Федора Ивановича Бушина удалось за­держать "за бесписьменность" старца, назвавшегося Трофимом Михееви­чем, крестьянином Суксунского завода, в 1906 г. крестившимся в Томской пустыни у Иоанна Меркульевича37. В доме Ф. И. Бушина изъяли крестильню, иконы и библиотеку из 339 книг. Спустя четыре месяца, в июле 1911 г., в Нижней Салде был арестован старший Нижнетагильского предела Феодорит Дмитриевич, у которого нашли тетрадку с записями о денежных расходах38. Таким образом, слухи о богатстве странников получили документальное под­тверждение. Согласно этой отчетности, в 1910 г. по пределу было израсходо­вано 11 тысяч рублей и еще 5 тысяч числилось в остатке, часть которого предполагалось потратить на устройство и содержание кельи старца Алек­сандра Васильевича, в августе 1910 г. избранного старшим преимущим39.

Однако часть задержанных в ходе этой акции вскоре вновь оказалась на свободе. Не нашлось достаточно оснований для длительного содержания в тюрьме старца Трофима40. Е. А. Пинаев, обвиненный в 1911 г. ни много ни мало в призыве к "учинению бунтовщического или изменнического деяния"41, в 1913 г. вновь, как ни в чем не бывало, разъезжал по Васильевскому и Филатовскому приходам Пермского уезда и "вел в ночное время беседы о цар­стве антихриста"42.

Постоянно тревожили власти сообщения о бесследных исчезновениях людей43. В большинстве случаев факты подтверждались, однако ни одно из известных по документам расследований не завершилось отысканием ви­новных. В 1908 г. из Надеждинского завода безвозвратно уехала якобы в Нижний Тагил к доктору крестьянка Мария Злоказова. Местный фельдшер, незадолго до отъезда осматривавший Марию, показал, что у нее была после­дняя стадия туберкулеза и шанс прожить не более месяца. Возмущенная мать пропавшей требовала разбирательства, поисков дочери, людей, увезших ее, и обвиняла во всем семью Злоказовых. Муж Марии, Степан Злоказов, на предварительном следствии открыто заявил: "... во всем следую учению Хри­ста, но в церковь не хожу, так как замечаю, что попы много делают неправ­ды. Крестился и венчался я в церкви. Ни к какой секте я не принадлежу, хотя могу назваться странником, ибо придет время, когда я должен буду бежать от света в пустыню и странствовать"44, — но заметил, что жена его уехала по своей воле, а не была увезена насильно. Известно было, что сестра Степана, за год до того отославшая "в пустынь" свою дочь, приня ла постриг и под именем Лидии тоже отправилась в странствие. Она, кстати, и сопровождала Марию в поездке до Тагила, а затем планировала добраться "может быть в Челябинск, потом в Казань", хотя конечной целью ее были томские скиты. Казалось бы, факт преступления налицо, хотя виновную Лидию еще пред­стояло найти. Однако, когда следователю были предоставлены письма про­павшей к ее родным, стало ясно, что нашумевшее исчезновение женщины было ею заранее спланировано: "Уведомляю вас, маменька, письмо мы ваше получили и оно нас сильно опечалило. С этого письма тебе меня уже будет не видать. Ты пишешь, что Степе будет стыд, если я уеду. А если ты предлага­ешь схоронить меня в белом гробу как пьяницу — не стыдней ли ему будет? Он был властен только в моем теле, а в душе никто не властен. После этих угроз ты мне не мать, я тебе не дочь!"45. Тогда родители Марии попытались выдвинуть требование о возвращении ее приданого, "так как детей у Злока­зовых нет", но этим только дали товарищу прокурора основание саркасти­чески заметить: "Мария... сама пожелала уехать куда-то от своих родных, дороживших, по-видимому, ея приданым более чем ею самою"46. На этом дело и было прекращено за отсутствием признаков преступления.

В 1916 г. полицейскому уряднику Нижнесалдинского завода одна из прихожанок местной единоверческой церкви, Степанида Алексеева Плешивова, сделала заявление о том, что у нее пропал маленький сын Виктор47. Муж Степаниды был взят на службу солдатом и находился в Перми, сама же она не всегда имела возможность сидеть с ребенком и потому иногда остав­ляла его на несколько дней в доме свекрови Любови Константиновой Плешивовой. По утверждению матери, когда она видела своего ребенка в послед­ний раз, он был здоров и весел. Однако уже через день мальчик исчез, и ее свекровь сказала, что он "на покое у дедушки Анатолия", который давно умер. Уряднику удалось дознаться, что ребенок перед исчезновением захворал, а Любовь Плешивова пригласила "каких-то старух", заперлась с ними в доме и оттуда были слышны духовные песни. Надопросе она спокойно признала: "... веру исповедую христианскую, без попов, по-народному пахтеев. Про мальчика ничего не знаю". Около месяца за Любовью Плешивовой был ус­тановлен полицейский надзор, но каких-либо новых улик для ее обвинения найти не удалось, и в конце концов Екатеринбургский окружной суд прекра­тил дело "за отсутствием вещественных доказательств" преступления48.

Не особо удавшимся следует признать и преследование невьянского крестьянина Василия Яковлева Рябинина, уличенного в январе 1915 г. в поно­шении православной религии и оскорблении императора49. Находясь в числе рабочих в одном из заводских помещений, он позволил себе восхвалять свою секту "лучинковцев", которые царя не признают и ему не служат, называл ере­тиками всех православных вместе и императора в отдельности. В. Я. Рябинин убеждал слушателей переходить в его веру, поскольку тогда не надо будет "слу­жить своему государю"50. По утверждению свидетелей, такие речи он выска­зывал неоднократно и ранее, однако к суду был привлечен только в этот раз. С июня 1915 г. за ним установили особый полицейский надзор по месту житель­ства, а 12 февраля 1916 г. состоялся суд, который вынес приговор — за неува­жение к особе царствующего монарха заключить В. Я. Рябинина на 4 месяца в крепость и удержать с него все расходы по данному делу. Однако тот дваж­ды подавал прошение о пересмотре дела и добился сначала, в декабре 1916 г., уменьшения срока до 2 месяцев и 20 дней, а затем, в июне 1917 г., на основа­нии указа Временного правительства — полной отмены наказания с приняти­ем всех издержек за счет казны51. Накал страстей в этом деле уменьшался по мере того, как происходили политические изменения в стране.

С началом военных действий в 1914 г., вызвавших волну патриотизма в стране, странников стали обвинять даже в подготовке революционных вы­ступлений. Один из православных "поборников веры", как он себя называл, из д. Русский Турыш Ачитской волости Красноуфимского уезда пожаловал­ся епархиальному миссионеру на рост последователей секты бегунов в окру­ге: "... как я помню, было дома два, а теперь уже более наполовину в дерев­не"52. Он доносил, что у них в Русском Турыше скрывается от военной служ­бы странник Пинаев. "Поборник веры" выражал удивление по поводу мол­чания и бездействия красноуфимского исправника, которому была послана надлежащая бумага о происходящем, в то время как "странники собирают поболее народа, чтобы ополчиться на царя и на нас, православных... здесь перед нами в полном смысле угроза революции, етот раскол становится про­тивогосударственным"53.

В целом же, дознания о лицах, распространяющих "изуверское уче­ние", серьезных последствий в большинстве случаев не имели. Проповедни­ки, "хулящие православную церковь и власть", стремительно отъезжали в неизвестном направлении, а их слушатели не имели никакого представления о фамилиях и именах посетителей. Осторожность бегунов и умение странноприимников договориться с представителями местных властей всегда иг­рали большую роль в выживании этого согласия.

 

Примечания

 

* Статья подготовлена при поддержке научной программы Министерства образования РФ "Университеты России".

1 Зафиксированы современные варианты объяснения некоторых из этих названий: "лу­чинковцы" так как молились не при свечах, а при лучинах (Архив ЛАИ УрГУ. Дневники. Д. 6. С. 26), "воронова вера" — жили по ул. Вороновой в пос. Староуткинск (Там же. С. 28).

2 В 1860 г. собор странников одобрил написанные одним из руководителей и идеологов согласия Никитой Семеновым (Киселевым) Статьи для управления братством. Статьи предназ­начались для регламентации внутренней жизни странников и обосновывали введение иерархии: по территориальному принципу и с учетом численности последователей были созданы "преде­лы", во главе каждого из них должен был стоять старший предела ("в подобие епископа"). Два-три предела образовывали "страну" (митрополию), во главе которой (старшим страны) становился наиболее авторитетный из старших предела. Один из начальствующих над странами, превосхо­дивший других "честью и властью", избирался главой страннического согласия — "преимущим старшим". С 1860 г. эту должность занимал сам Никита Семенов вплоть до своей смерти в 1894 г. Несколько наставников не признали введения статей и выступили с критикой их автора. Это при­вело к расколу внутри бегунского согласия на статейников (иерархитов) и противостатейников. Главные центры последних располагались в основном в Поморье и Сибири (см.: Духовная лите­ратура староверов востока России XVIII-XX вв./ Под ред. Н. Н. Покровского (История Сибири. Первоисточники. Вып. IX). Новосибирск, 1999. С. 532-575, 752-761; Мальцев А. И. Статьи Ни­киты Семенова (1860 г.) и раскол страннического согласия // История церкви: изучение и препо­давание. Материалы науч. конф., посвящ. 2000-летию христианства, Екатеринбург, 22-25 нояб­ря 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 222-227).

3 Соловьев Л. Сведения о состоянии раскола и сектантства в Тобольской епархии // ТЕВ. 1909. № 17. С. 457.

4 См.: Куляшов А. Миссионерский съезд в с. Ильинском // ПЕВ. Неофиц. отд. 1914. № 35. С. 730-732.

5 ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 107. С. 31.

6 Там же. Д. 85. Л. 22-23.

7 Там же. Д. 172. Л. 12 об.

8 Там же. Д. 70. Л. 3-4, 53, 66.

9 Там же. Л. 66; Д. 85. Л. 56.

10 ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 70. Л. 3 об. -4.

11 См.: Собеседование старообрядцев-беглопоповцев со старообрядцами-странниками- бегунами в селе Ильинском Пермского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1901. № 24. С. 640-644.

12 ОРК БРАН. Собр. (43) Тагильского скита. № 28. 26 л.

13 См.: Рукавицын В. И. Собеседование старообрядцев в с. Ильинском // ПЕВ. Неофиц. отд. 1902. №5. С. 64.

14 С 1910 по 1914 гг. А. В. Рябинин возглавлял иерархию странников. Подробнее о нем см.: Мальцев А. И. Старообрядческий наставник XX в. инок Арсений (А. В. Рябинин). Материа­лы к биографии // http//philosophy.nsc.ru; Он же. Старообрядческая повесть XX в. "Последние дни и кончина отца Арсения" //Традиция и литературный процесс. Новосибирск. 1999. С. 433-440.

15 См.: Собеседование старообрядцев-беглопоповцев со старообрядцами-странниками- бегунами в селе Ильинском Пермского уезда //ПЕВ. Неофиц. отд. 1901. № 24. С. 640-644; Рукавицын В. И. Собеседование старообрядцев в с. Ильинском // ПЕВ. Неофиц. отд. 1902. № 5. С. 64-69; №6. С. 89-97.

16 См.: Ашихмин А. Несколько слов по поводу миссионерских бесед в селе Ильинском // ПЕВ. Неофиц. отд. 1903. № 17. С. 152.

17 Морозов В. Состояние раскола и деятельность миссии за 1902 год в пределах Перм­ского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1903. № 5. С. 63.

18 См.: Ашихмин А. Несколько слов по поводу миссионерских бесед... С. 152.

19 См.: Пермское епархиальное братство во имя св. Стефана Пермского и его преемни­ков Герасима, Питирима и Ионы в 1907 году. Отчет о деятельности за 25 год существования Братства // Приложение к ПЕВ [за 1908 год]. С. 21.

20 См.: Отчет о деятельности Пермского епархиального братства во имя св. Стефана Пермского // Приложение к ПЕВ за 1904 год. С. 4.

21 См.: Логиновских Г. Собрание старообрядцев и миссионерские беседы в с. Ильинском Пермского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1906. № 27. С. 558-561.

22 Морозов В. Краткий очерк состояния раскола старообрядчества и деятельности мис­сии в пределах Пермского уезда за 1906 г. // ПЕВ. Неофиц. отд. 1907. № 6. С. 91-92.

23 Там же. С. 91.

24 См.: Морозов В. Беседы в с. Ильинском Пермского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1907. № 19. С. 352-363; №21. С. 392-403; № 27. С. 521-527; № 29. С. 575-583; № 30. С. 598-607.

25 Морозов В. Беседы в с. Ильинском Пермского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1907. № 19. С. 352.

26 ЛАИ УрГУ. VII (Нижнетагильское) собр. 28р/179. Л. 3 нн. об.

27 Имеются в виду: Макарий, митр. Московский. История русского раскола. СПб., 1889; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898; Ивановский И. Руковод­ство по истории и обличению раскола. Ч. 1. Казань, 1886; Плотников К. История русского рас­кола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1894.

28 Имеются в виду: Труды VIII археологического съезда в Москве в 1890 г. Т. 1. СПб., 1892; Кондаков Н., Толстой И. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 4. Христиан­ские древности Крыма, Кавказа и Киева. СПб., 1891; Успенский В. И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения: св. Алимпий и Андрей Рублев. СПб., 1901; Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях. Вып. 7. Холмская Русь. СПб., 1885; Труды Киевской духовной академии. 1865. Сентябрь. Киев, 1865.

29 См.: Логиновских Г. Картинка из жизни закамских странников // ПЕВ. Неофиц. отд. 1906. № 36. С. 786-790.

30 РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 585. Л. 57-58 об.

31 См.: Курашимский завод Пермского уезда // ПЕВ. Неофиц. отд. 1909. № 8. С. 151-153.

32 См.: Там же.

33 См.: Морозов В. Краткий очерк состояния раскола старообрядчества... С. 88-98.

34 ГАСО. Ф. 11. Оп. 5. Д. 2595. Л. 10 об.

35 ГАСО. Ф. 11. Оп. 5. Д. 2595. Л. 6.

36 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 63. Л. 87-88 об.

37 ГАПО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 522. Л. 1-10 об.

38 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 63. Л. 87-88 об.

39 См.: Здравомыслов А. Каторжник — патриарх старообрядцев "странников" // ТЕВ. Неофиц. отд. 1915. № 16. С. 224.

40 В заключении он провел не более одного месяца (ГАПО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 522. Л. 10-10 об.).

41 Свод законов Российской империи / Под ред. и с примеч. И. Д. Мордухай-Болтовского. Т. 15. Кн. 5. СПб., 1912. С. 255(Уголовное Уложение, ст. 129); ГАПО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 522. Л. 3.

42 Куляшов А. Миссионерский съезд в с. Ильинском // ПЕВ. Неофиц. отд. 1914. № 35. С. 731.

43 ГАПО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 158. Л. 81-81 об.; ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 172. Л. 7 об.; Ф. 11. Оп. 5. Д. 2190, 2339.

44 ГАСО. Ф. 11. Оп. 5. Д. 2190. Л. 13.

45ГАСО. Ф. 11. Оп. 5. Д. 2190. Л. 69.

46 Там же. Л. 70 об.-71.

47 Там же. Д. 2339. Л. 11 об.

48 Там же. Л. 42.

49 ГАСО. Ф. 11. Оп. 5. Д. 3358. Л. 4-17.

50 Там же. Л. 4.

51 Там же. Л. 6-17.

52 ГАПО. Ф. 95. Оп. 1. Д. 34. Л. 22-23 об.

53 Там же.