Арсений
Суханов
О чинех греческих вкратце.
(По изданию С. А.
Белокурова, М.
Греки пред обеднею часов отнюдь не говорят в церкви. –
На Господьския праздники и святым величания никогда нигде не поют; избранных
псалмов у них нету. А у сербов величания поют, избранныя псалмы у них есть, яко
и на Москве. Греки же канонов в келье не говорят никоих николи ни Исусу, ни
акафиста, но токмо часы едины. А сербы
каноны Исусу и акафиста говорят по вся дни. – Греки не творят
поставления патриарху, и архиепископу, и митрополиту, и архимандриту, игумену,
и протопопу, архидиакону и протодиакону, но токмо епископу, и попу и диакону. –
Греки в келье павечерницу говорят, толко псалмы одне, а канона Воду прошед отнюдь николи не говорят; а
прощения на павечернице и на полунощнице нет же. После вечерни в церкви
павечерницы николи не говорят, а изредка в паперти; павечерницу говорят в
паперти псалмы же одне, а канона в октаи отнюдь николи же не поют на
павечернице. – Литии на вечерни и на утрени заупокой николи не поют. – Блажен муж на вечерни, и Блажени непорочни и Хвалите имя Господне не поют николи, но просто говорят. – Псалтырь
на вечерни и на утрени говорят на крылосе на налое на полночь, и на полдни и на
запад лицем; а редко бывает среди церкви на восток, и то разве кто молодой
чернец или мирской робенок; а старцы и чернецы все говорят на крылосе на налое
не на восток. – Чтения николи на утрени не чтут никоих книг окроме Пролога, и
то по шестой песни; а Пролог чтут на крылосе на налое, где каноны говорят, тут
чтет, а не среди церкви чтут. – И в гостях где патриарх бывает в миру, то ества
рыбная и мясная стоит вместе блюдо на блюде разныя рыбныя ествы; и патриарх ест
рыбныя, а иныя миряня, седя с ним вместе ядят мясную. – Сказания никогда у
патриарха не бывало в церкви, но токмо сказание было в пяток великий на часех,
и то бес патриарха. – Песни говорят по вси дни кроме Светлыя недели во весь
год. – Как каноны носят по крылосам, конархают, и тогда песней не говорят, но
поют запевы песней; такоже и на все Господьския праздники запевают песньми, а
не имя праздника или святаго николи не поют запевов в каноне. В крещении все
обливаются, а в купели не погружаются. – Греки в неосвященных церквах обедни
служат; а в Ясах в Пекорицах в монастыре без антимиса служил поп обедню. – Патриарх,
и вси митрополиты, и епископы и местныя и безместныя детей духовных мужей и жен
сами исповедывают, и мирским попом исповедывати не волно никого. – А иныя
чернцы и непострижены живут, а платье чернеческое носят и служат во дьяконех, а
в потай и мясо ядят. – И свадбы венчают в монастырех черныя попы, иногда и сами
владыки венчают кого честнаго человека. – Митрополиты, сходяся, пьют табак
дымной и носовой; и попы и чернцы вси, кто хощет, и в карты играют и шахматы, а
патриарх то ведает. – В среду и в пяток во весь год рыбы не ядят; а вместо рыбы
ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и
слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. – Масло и вино то по вся дни
неизменно ядят и в среду и в пяток и в посты окроме Великого поста; в Великой
бо пост вина не пьют, а пиво и мед пьют невозбранно и в пост Великий. – Скимник
поп и владыка служит, которой преж поставления посхимится; и патриарх
Иеросалимский Феофан был схимник же. – По монастырем приспевают на поварни
еству женки цыганки вместе с мужиками; а начевать за монастырь ходят, а иногда
и спят тут. – Неженатых в попы ставят. – К патриарху Иеросалимскому боярыни,
жены и девицы и черницы приезжают в келью и для всяких дел приходят. – Молебнов
не поют никогда ни на какой праздник Владычен, и не знают того. – Патриарх, и
митрополит, и архиепископы и епископы вси ходят без манатей; такоже и все
архимандриты, и игумены и чернцы. – К патриарху кто бояр и боярынь приезжают на
исповедь, и патриарх исповедывает их, седя у себя в келье; и по исповеди,
положа на себя патрахиль и амофор, и говорит, стоя, над ним молитву; кающийся
лежит пред ним преклонився. А в церкви не исповедываются, и евангелия и образа
и креста с налоем не бывает: но просто седят в келье вместе, якоб некую беседу
беседуют меж себя. И вси греки тако творят. – Греки чернцы свитки носят белыя
лияныя и кисейныя. Киевский митрополит на одной обедни ставит ставлеников 20
или 30 попов или дьяконов, колико их случится, всех ставит вместе и говорят: то
де ведь все одно; якоже крестить многих мощно, тако и в попы ставить, то есть
едино от седми таин церковных. – Армяне и римляне и франки в церковь з греками
вместе ходят; и на обедне патриарх им святыню подает с верными вместе. А в Ясах
патриарх им на обедни и епископу армянскому святыню давал; и в келью к нему
входит и с ними и пиет патриарх, как случится. – В Ясах на водоосвящении
Крещенской воды бискуп облачился с митрополитом Варламом молдавским. – К
патриарху дохтур франский часто в келью прихаживал и лекарство от него патриарх
приимал. – Греки миряне, и владыки и чернцы в немощи венецыйский терияк ядят
целения ради; те терьяки не без мумии составляют. – Греки в церкви стоят в
шапках, а иныя в чалмах и на обедни. – Греческие старцы на обедни на евангелие
и на Достойно есть стоят, снем
клобуки, в скуфьях; а на переносе и на Со
страхом Божиим снимают и скуфьи с клобуками. – Хлеба Богородична на трапезе
николи не действуют и чтения на трапезе николи не бывает. – На утрени, егда
хотят, скорости ради первой час говорят тайно, но токмо Христе, Свете проговорят в слух, таж отпуст. – В келье и в дороге
заутрени поют без Псалтыри и без канонов, но вместо канонов песни во Псалтыри
говорят всегда неизменно и в Господьския праздники и в церкви во весь год
окроме Светлой недели. – А патриарх Иеросалимский, дорогою едучи, в шатрех и в
домех заутреню пел в три голоса: Псалтырь говорил един человек тайно, а другой
человек тайно же говорил канон, а третий человек вслух говорил псалмы, и
тропари, и песни и прочие все по ряду. – В церковь патриарх не всегда ходил к
заутрени и к обедни; и в то место поет у себя в келье заутрению без Псалтыри и
без канонов и часы. – К церкви патриарх, как похочет приити, не всегда к началу
приходит, но как захочет; а сходит от заутрени, конца не дожидается же, как
хочет, так и пойдет; а иногда побывал в келье, и опять приходит в церковь. – К
обедни редко приходит разве в праздник и в воскресной день; а часы поет у себя
в келье сам. – Девятый час всегда поют с вечернею вместе. – Полунощницу говорят
единогласно. – Лития на вечерни в праздник николи не поют: но поют тое литию на
заутрени. – Начало вечерни Приидите
поклонимся, и Благослови, душе моя,
Господа, Свете тихий и Сподоби Господи, и Ныне отпущаеши всегда патриарх говорит или иной кто всех болши. – А
на заутрени в воскресной день или в праздник начинают заутрению, Приидите поклонимся, таж Услышит тя Господь и прочее по ряду. А
как не в праздник, то всегда неизменно говорят в начале Трисвятое по Отче наш и тропари, таж ектения, а дву
псалмов не говорят; ексапсалмы говорит сам начальник или патриарх, такоже и Тебе слава подобает и Христе Свете истинный. Обедню, аще и
многии с патриархом власти, и попы и диаконы служат, а проскомидии все не действуют
того, но токмо проговорят вход. И егда начнут от того времени. – Кутию к церкви
приносят заупокой и в олтарь вносят: стоит в олтаре, а иныя в цекрви. –
Просвиры, которыя в церкви в лишке, дают на трапезу и ядят братья и миряне
вместо хлеба. – Овощи, всякия ягоды, и яблоки, и виноград, сиречь гроздие,
ядят, не дожидаяся августа 6 числа: но как что поспеет, так и ядят. А виноград,
сиречь гроздие, августа в 6-м дне к церкви приносят и молитву над ним говорят,
и с того дни и на трапезу станут носить; а в еству кладут виноград новой, не
дожидаяся августа 6 числа, но до Троицына дни начнут в еству класть. А яблок не
приносят на Спасов день, но гроздие едино, сиречь виноград; а яблоки как
поспеют, так и ядят. – Патриарх Цареградский, и Алесандрийский, и Антиохийский
и Иеросалимский в обедни говорят: в
первых помяни, Господи, всякое благочестивое епископство. – Митрополиты и
архиепископы все в сакосах, но токмо епископы в ризах, служат. – А
благословляют все епископы обема рукама. – А шапки святительския не на многих
архиепископах и митрополитах, которым от древних благочестивых царей дано; а
прочии все митрополиты и епископы без шапок. – Архимандрита в шапке у них ни
одново нет. – Греки на вечерни и на заутрени молитвы вечерния и утренния всегда
говорят неизменно, аще не служити обедни, во свое время: вечерния на Благослови, душе моя, Господа, а утренния на ексапсалмех.
Александрийский, и Антиохийский и Иеросалимский патриарх святейшии, а не
пишутся; токмо Цареградский патриарх, а прочии святейшими писатися не смеют от
Цареградскаго патриарха.