Вопрос:
"чесо ради ныне мнози нарицают время плача?"
(Выговское сочинение первой половины XVIII века.)
Попущением
святаго и праведнаго Бога, за умножение грех ради наших, прия пронаписанную
власть сын погибельный прельщати весь мир и прельщает и мало не весь прельсти,
ибо от лета 1666 сотворился. Уже третий Рим паде, а четвертому не быть;
совершися падение всемирное, а не частное, и в первое благочестие приити не
надежно. О сем вся Россия слухом наполнена, каковое народу от Никона и учеников
его за содержание древняго благочестия кровопролитие и с трубо-огненным
запалением сожжение, наипаче за крестное знамение, когда отец доказывал на
сына, а мати дщерь свою на суд предавала, — кто, о сем времени слышавши, не
наречет времени достойное плача? Не имеем мы с того времени над собою власти
благочестивыя, ни гражданския, ни духовныя, нет у нас ни царя благовернаго, ни
патриарха святейшаго, ни князя православнаго, ни иного кого от начальствующих,
а все пребываем под рукою хульников благочестия и ругателей креста Христова и
некому нас от враждующих на истину защитить и помиловать и паче всех язык
жизнь наша проходит в обиде и утеснении. Не есть ли се время плача достойное?
Нет у нас ни единыя освященныя церкви, в ню же мы могли бы в печалех своих
прибегнуть, аки к душевной врачебнице, а всеми церквами владеют защитницы
змиевы; нам вход в оную в конец затворися: видим врата ея отверсты, а внити в
оную боимся; слышим в ней поющих, а совокупитися с теми страшимся. Кто о сем
не взрыдает? Не слышится ныне ни в которых странах благочестием сияющаго
архиерея, от него же производилось бы православное священство, чего от начала
евангельския проповеди, видится, не бывало: и вси теперь мы пребываем, яко
овцы, не имущия пастыря. Какое плавание корабля без кормчия во время
многобурное, таковое наше житье без пастырскаго окормления. Кто о сем времени
не восплачется? Не обретаем мы православием украшеннаго священника, к нему же
мы должны бы есмы, яко к душевному врачу, во всякое время, со всякою духовную
нуждою прибегати и язвам своим врачевания искати; ныне же всего того мы
лишились. Кто о сем не взрыдает? Тайну св. крещения и покаяния заимствуем мы по
нужде от простолюдников, но тех ныне за грехи наша во всех странах умаляется,
чего ради мнози долгое время пребывают без покаяния, а другие и при смерти не
сподобляются. Кто, о сем слышав, не восплачется? Паче же всего дражайшее грех
ради наших во вся дни живота нашего и в самое разлучение души от тела надежнаго
получит спутника, тела и крови Христовой причаститися, не от кого, без котораго
охранителя всякой душе от тела разлучитися страшно. Не есть ли се время рыданию
достойное? Кто о сем не восплачет? Чему мы явились достойны, когда то бывало?
Брачныя тайны, от начала Богом установленныя во умножение человеческаго рода и
во охранение целомудрия, ныне священнословно благословить и совокупить по
закону некому. Всем языкам но всей поднебесной, всякому животному, и скотам, и
птицам, и ползающим гадам детоплодствие попустися, а от нас чрез лишение
священнаго чина отъяся и запретися, а желания к вожделению никто не освободися,
каковаго случая от начала мира не бывало; и колико чрез сию нужду страждущий
род христианский от внутренней плоти своего томления и сколько различных язв душевных
претерпеваем, — описать никто не может, кроме исчитающаго звезды. Помысли всяк
верный душею, не есть ли плача достойное се время, еже по отречении сатаны и по
обещании Христу, по приятии брачныя одежды св. крещения, паки приступити к
сидящей на змии червлене и держащей в руце чашу, полну мерзости, скверн
любодеяния, и просити чрез приятие тайны в ту же поняву облещи себя, яже прежде
совлекохся; кто не излиет слез, видев сие?
Истинный
христианин, сын благочестивыя церкви, воспитанный млеком православнаго учения,
ведый разделяти благословенное от проклятаго, и знает, коль тяжек грех
отступления, а влечется за настоящую нужду ко всемирной блуднице, аки к чистой
девице, преклоняет ей свою голову, яко к матери, и приемлет вместо Христова
благословения печать строптивнаго и соглашается с нею причастником быти вечной
погибели, — не трепещет ли его сердце, ведая известно, что от клятвы
благословения не бывает, а от злосмраднаго источника благоухание не истекает, и
от гнилаго трупа ин не исцеляется, ниже от червивых удов иному здравее
подается, ниже от ереси духовное дело исполняется, а за неимением православнаго
священника и нехотя бывает причастником их погибели; церковнаго благочестия не
видит, священника православнаго не обретает, со всегдашним томителем своея
плоти противиться не может; так жить — безстудно, градскаго наказания боится и
людского укора стыдится, того ради и плача к еретикам тащится и совлекается
одежды православнаго исповедания, и налагает вретище отступления и бывает уже
не сын св. церкви, но сын клятвы, по писанному: «прокляти, рече, уклоняющиеся
от заповедей Твоих». Кто о сем не восплачется? Любовь, без нея же, по неложному
словеси Спаса нашего, спастися невозможно в человецех, а наипаче в тех, от них
же бы имела св. Божия церковь, еже есть православное христианство, озарятися и
украшатися, в конец изсякает, без нея же церковь в крайнее безобразие приходит
и на многия части разделяется,— кто, зря сие, не излиет слезы? Приити и
получити печалем своим, отраду почти не к кому; к кому не приидешь и у кого о
чем ни воспросишь, всяк от себя прочь отсылает, и вси друг друга укоряют, и
друг на друга жалобу произносят и всяк непщует быти в чести себе; обиженных
вражда и ненависть мало не во всех угнездилась, а душепагубная клевета покрыла
всю землю. Кто о сем не восплачет?
В
какую страну ни приидешь и куда слухи не обратиши, везде услышиши церковь
православную без утешения, от раздорствующих плачущу, а помощи ни откуда не
получающу; малое Христово стадо и малые останки и те на мелкия части разсекаются;
в едином дому сын на отца ропщет, а мати на дщерь воюет и всяк точно в себе
спасение заключает, а другим ад определяет, и друг другом, аки поганым,
гнушаются, чрез что в конец истинная любовь прогналась. Кто о сем не возрыдает?
Оставляю описывати прочее горько-плачевные случаи, в христианах за страх
гонительства содевающиеся, еже по необходимости детей своих отдают еретикам
крестити; не изъявляю ношение умерших христиан в еретическую церковь погребати
и поминати; молчанием прехожу о впущающих еретиков в свои домы со всяким
осквернением и за богомерзкия их молитвы деньги им дают и скверны их святынею
нарицают; не сказую о помогающих, в церкви еретическия работою и даянием злата,
но точию вспоминаю то, яко просят христиане у еретиков, с даянием имения, да
запишут имена их в книги с причащающимися Исусова агнца, яко да будут и они
едино, якоже и еретики, не есть ли се рыданию достойное, еже христианину самому
просити еретиков, да будут и они в числе еретиков? И тако вкратце предложивши
вашему боголюбию о нынешнем горько-плачевном времени, прочее вам оставляю, яко
снискателю духовнаго разума, о сем разумети.