А. И. МАЛЬЦЕВ
СТРАННИКИ-БЕЗДЕНЕЖНИКИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
[Статья из сборника: Христианство
и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск,
В конце XVIII — первой половине XIX в. носителем
наиболее радикальных (в смысле отношения к государственной власти) настроений
в старообрядчестве было согласие бегунов, или странников. Его основал беглый
солдат, принявший монашеский постриг от староверов филипповского согласия —
Евфимий. В октябре
Как считал Евфимий, вероучение и практическая жизнь
различных течений современного ему староверия далека от идеалов правой веры.
Главную причину этого он видел в «обмирщении» старообрядчества. Мирская жизнь в
«богоотчужденном» царстве антихриста, по мнению основателя странничества, неизбежно
влекла за собой отступления от идеалов веры, а затем и их девальвацию. Особую
остроту проповеди Евфимия придавали его суждения о российских монархах как
главных виновниках торжества социального зла, резкая критика деятельности
«антихристовых» гражданских и духовных властей.
Мысль о том, что первопричиной утраты людьми правой
веры является мирская жизнь, привела Евфимия к простому логическому выводу: чем
меньше контактов с «греховным» миром, тем больше шансов соблюсти правую веру. В
идеале речь шла о полном, абсолютном разрыве с антихристовым миром. Евфимий
проповедовал путь побега, призывал своих последователей «стать вне мира»,
укрывшись в лесах от всесильных слуг антихриста. В соответствии с этим вскоре
после крещения Евфимий «ушел в Галицкия леса. Но здесь, — сообщает
старообрядческое сочинение по истории странничества, — он не мог прожить более
двух годов от причиняемых грабежей обывателями сих мест по научению нетовчины
из охранения своих прилепления к нему»2. Покинув скит, Евфимий нашел
убежище в доме своего старого знакомого — крестьянина д. Малышево Ярославской
губ. Петра Федорова.
Избавиться от мира оказалось очень непросто, и это
было связано не столько с неудачным стечением обстоятельств, сколько с
противоречием, заключенным в самой идее разрыва с обществом. Осуществить ее
практически «в чистом виде» было невозможно3, а допустить
определенную, пусть даже незначительную связь с миром — означало сделать идею в
какой-то степени условной. Проповедь побега, выхода за пределы антихристова мира по сути свелась к вопросу о форме и степени допустимой
связи с миром. Вопрос же такого рода подразумевает многовариантность ответов.
Не удивительно, что он стал своего рода «вечной» проблемой для странников,
ключевым в полемике радикальных и умеренных групп в согласии на протяжении
всего ХIX в. «этот
общий вопрос, в свою очередь, распадался на ряд более конкретных. Где должны
укрываться бежавшие из антихристова мира странники: в лесных скитах, или же в
домах у своих мирских благодетелей — странноприимцев? На каких условиях
последние должны участвовать в жизни согласия? Можно ли крестить
странноприимца?
Вторая крупная проблема, с которой сразу же столкнулись
странники, была связана с необходимостью выработать принципы внутреннего
устройства согласия, определиться в отношении собственности странников,
обозначить границы провозглашенных в евфимиевском учении аскетизма и нестяжания.
Каждая из перечисленных проблем стала для бегунов
предметом напряженной полемики. Она разделила странническое согласие на два лагеря.
Ортодоксально-умеренное крыло представляли сопелковцы4,
а радикальное — выражавшее интересы наиболее последовательной части странников
— безденежники и близкие к ним группировки.
Специальных исследований о безденежниках в дореволюционной
и советской историографии не было, хотя тема эта неоднократно затрагивалась в
работах, посвященных странническому согласию. В дореволюционное время в научный
оборот были введены некоторые ценные источники. Среди них —
историческое сочинение странников «О начатке старца Евфимия...», созданное в
50-х гг. XIX в.;
немалая часть его посвящена безденежникам. История «О начатке...» была
опубликована в
В советское время судебно-следственные материалы, в
частности, двухтомное дело комиссии графа Стенбока и дело «О первенствующем
наставнике секты бегунов, или странников Меркурии, по перекрещению Никите
Семенове», содержащие ряд ценных сведений о безденежниках, изучались П. Г.
Рындзюнским7.
Среди источников, использованных дореволюционными и
советскими исследователями странничества, не было ни одной рукописи, вышедшей
из среды безденежников, что, конечно же, не могло способствовать всестороннему
и адекватному освещению темы. Целенаправленный поиск источников позволил нам
выявить в рукописных хранилищах Москвы и Ленинграда семь сборников
безденежников: ИРЛИ, собр. Смирнова, №17; собр. Плотникова, №40; ГБЛ, собр.
поступлений
Среди них особенно интересны четыре цветника, представляющие,
на наш взгляд, различные варианты развития одного и того же более раннего
сборника безденежников. Цветник ГБЛ, собр. Барсова, №447 создан около 1855—1856
гг.9 Три других: ГПБ, собр. Титова, №2504;
ИРЛИ, собр. Смирнова, №17; ГБЛ, собр. Барсова, №950 появились не ранее начала
60-х гг. XIX в.10
В составе цветников — оригинальные страннические сочинения
и выписки из книг священного писания, творений отцов церкви, старообрядческой
литературы11. Среди сочинений, излагающих учение безденежников, отнюдь не
все созданы непосредственно ими. Цветники вобрали в себя целый пласт страннической литературы
20-х гг. XIX в., принадлежность которой какому-либо бегунскому
толку установить трудно. Эти сочинения направлены против гражданских властей,
официальной церкви и умеренных течений староверия. Не позднее первой трети XIX в.
созданы «Собрание от святаго писания о антихристе...»,
«Послание некоего христианина Илии узника...», «Послание от христиан в пользу
благочестивым читателям. Изобрано от божественных писании о временах спасения и
о антихристе и о царьствии его...»12,
«Свидетельство от святаго божественнаго писания о поборниках и о поклонниках
антихристовых и о слугах, и о подпищиках его, и о присяжных христианах...». В
ряде сочинений рассматривается тема «греховности» денег, они квалифицируются как «печать антихриста», что
позволяет с уверенностью предполагать здесь авторство безденежников. Мы имеем
в виду такие сочинения, как «Послание от християн... о земле Господней, сиречь
о странноприимцах...», «Вопросы и ответы о антихристе.
Християнин да соответствует...», «Свидетельство от святаго божественнаго
писания о пременении времен и о избежании из Вавилона, и где можно спастися»,
«Послание некоего християнина, свидетельство от святаго писания, краткое изъявление
вин, обретающихся у записных старообрядцев и поморцов». Так или иначе все статьи, входящие в состав цветников, раскрывают
содержание вероучения безденежников середины XIX в. и могут служить основой
для его изучения. Некоторые страннические сочинения, представленные в
цветниках безденежников, входят в состав еще нескольких рукописей: ИРЛИ, собр.
Плотникова, №40; собр. Красноборское, №216; ГБЛ, собр. поступлений
Сборник ГБЛ, собр.
поступлений
В статье, посвященной
сочинениям о Петре I-антихристе, Н. С. Гурьянова использовала сочинение,
фиксирующее момент проникновения идей безденежников в среду сибирских
странников — Послание Онисьи Осиповны и Катерины Гавриловны к Ф. (название дано
Н. С. Гурьяновой)14. Еще один список этого сочинения, обнаруженный
нами в Томске, позволил уточнить его название, автора и адресата. Томский
список озаглавлен: «Послание вопросительно М. С. к тюменскому наставнику и
учителю Федору Афонасьевичю о времени последнем и о злобе всепагубной
антихриста»15. Имя автора Послания (это — женщина) скрыто под литерами
М. С., адресат известен нам как один из лидеров тюменских филипповцев первой
четверти XIX в.
Рукописная традиция
безденежников, на наш взгляд, представляет собой самостоятельную
исследовательскую проблему и нуждается в специальном изучении. Хорошей основой
для него могут послужить рассмотренные выше рукописи.
В заключение нашего обзора
источников упомянем старообрядческое сочинение, посвященное истории странничества;
знакомство с ним позволило узнать подробности идейной борьбы между сопелковцами
и безденежниками в 20—30-х гг. XIX в. Речь идет о «Сказании о
происхождении страннического согласия и разнообразных его отраслях». Оно было
создано неизвестным автором-филипповцем (ранее он принадлежал к странническому
согласию) в середине XIX в.16 Отметим также такую группу источников, как многочисленные
полемические сочинения ближайших идейных противников безденежников —
странников сопелковского толка. Некоторые из этих сочинений используются в
настоящей статье.
Дореволюционные
исследователи правильно определили основные пункты учения безденежников. Это,
во-первых, трактовка денег как «печати антихристовой» и отказ от их
употребления; во-вторых, проповедь пустынножительства как наиболее
предпочтительного способа укрывательства странников и, в-третьих, построение пустынножительных
общин на демократических, «апостольских» началах.
Возникновение учения
безденежников связано с именами Ивана Петрова и Ивана Федорова17.
Иван Петров стал странником около
Иван Федоров первоначально
был странноприимцем Ивана Петрова21. По-видимому, «безденежное» учение разрабатывалось ими
совместно. Став странником, Федоров собрал вокруг себя группу единомышленников,
часть из которых, стремясь осуществить пустынножительную программу своего
учителя, ушла в Пошехонские леса, образовав так называемое лесопустынное
согласие.
В 1827—1828 гг. лидер
пошехонских безденежников Михаил Андреев Кувшинов стал инициатором объединения
всех радикальных толков в странничестве. Оппозиция надеялась идейно разгромить
сопелковцев и утвердить «безденежное» учение в качестве официальной доктрины
всего страннического согласия. Организующую роль в идейном наступлении
оппозиции сыграла критика допускавшейся ранее в сопелковском согласии практики
крещения мирян-странноприимцев. Безденежники потребовали перекрещивания
сопелковцев. Взаимная борьба завершилась поражением оппозиции, но сопелковские
лидеры вынуждены были частично удовлетворить ее требования. Они официально
постановили, что крещение мирян недопустимо, и приняли решение наложить на все
сопелковские согласие «иго исправления» в виде епитимии в знак признания
ошибочности допускавшейся в прошлом практики. Только таким образом они смогли
«умиротворить» вышедшие из-под контроля «низы» согласия22.
Значительное усиление
безденежников произошло в 40-х гг. XIX в.
В немалой степени ему способствовало начавшееся в это
время снижение радикализма сопелковцев. Новый «безденежный» толк возглавил
бывший федосеевец Антип Яковлев. Он повел активную полемику с сопелковцами. В
40-х гг. XIX в. состоялось три публичных «прения о вере». Ход
борьбы между сторонниками Антипа Яковлева и сопелковцами подробно описан в
одном из разделов сопелковской истории «О начатке старца Евфимия...»23.
В результате полемики каждая из сторон четко определила свою идейную платформу
и сформировала пункты разногласий с противником.
Антипу Яковлеву удалось
привлечь на свою сторону немало странников и мирян. Успех безденежников с явным
неудовольствием отмечается автором истории «О начатке...»: «Вред приносят
немалыи. Хоша и не могут смутить и к себе привести благоразумного человека,
обаче малосмысленнаго много поколеблют». О том, что община «антипиных» состояла
из страннических «низов» свидетельствует еще одна фраза этого сочинения:
«Братство их собрано весма от нискаго сочленения. Вси токмо
самой малосмысленной народ». Согласие «антипиных» продолжало развиваться и после
смерти их лидера, последовавшей приблизительно в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. Во главе безденежников встал
родной брат Антипа Яковлева — Степан. История «О начатке...» свидетельствует,
что в 50-х гг. община раскололась из-за «слабости жития» Степана, т. е. из-за
его отступлений от идеалов вероучения. Новых «радикалов» возглавили Павел и
Евтихий Болтушкин.
Имеющиеся в нашем
распоряжении источники: сочинения и рукописные сборники безденежников,
сопелковская полемическая литература, архивные материалы позволяют получить
правильное представление о вероучении безденежников, его складывании и развитии
в первой половине XIX в.
Рассматривая вероучение
безденежников, нужно иметь ввиду, что оно лежит в общем русле бегунской идейной традиции и имеет
много черт, объединяющих его с вероучениями других страннических конфессий, в
том числе и сопелковцев. Это прежде всего
представление о том, что человечество переживает «последние» времена всемирного
господства антихриста и стоит накануне второго пришествия Христа, что
российские духовные и светские власти во главе с императором — исполнители воли
Сатаны, слуги антихриста; безусловные отказ повиноваться властям, подчиняться
любым законам.
Основной
идеей, объединяющей разные страннические конфессии, является мысль о том, что
во время господства антихриста только беглые могут быть носителями правой веры,
а те, кто живет «на лице земли», в миру, вольно или невольно становятся
пособниками дьявола и тем самым губят свои души. Путь бегства мыслился всеми
странниками как универсальный и единственно верный образец поведения в
«последние» времена. В то же время бегство должно было соединяться с постоянной
проповедью, обличениями антихристовых властей и церкви, критикой живущих в миру в покорении у царя-антихриста старообрядцев.
Наибольший
интерес в вероучении безденежников представляют те черты, которые составляют
его специфику среди других страннических конфессий. К ним нужно в первую
очередь отнести возведенный в степень догмата отказ от употребления денег,
квалификацию их как «печати антихриста».
Негативное отношение к
деньгам, на наш взгляд, выросло из двух характерных для радикальных кругов
странничества идейных посылок. Одной из них была мысль Евфимия о том, что к
деятельности царствующих антихристов нельзя относиться избирательно, выделять в
ней повеления, «повреждающие» веру, и распоряжения, не касающиеся веры. Все
законы и установления царя-антихриста должны рассматриваться как
«богопротивные» и, безусловно, отвергаться24. Последовательное
развитие этого тезиса должно было привести странников к проповеди отказа от
всего, что происходит из мира антихриста. И такое крайнее учение действительно
получило распространение среди некоторой части безденежников25. В
частности, пошехонские странники (лесопустынное согласие) не принимали в пищу
соль, так как она поступала в продажу «от казенных управлений власти
антихристовой». В их среде в 20-х гг. XIX в»
была популярна проповедь самоуморения — запащивания до
смерти26. Стремление оградить себя от «антихристовой скверны»
вылилось в своеобразную форму крещения — запрещалось креститься в реках; воды
их, как считалось, «поражены» антихристом. Следовало принимать крещение «в
накопившихся ямах и болотинах дождевною водою», т. е. в воде, пролившейся с
небес27. Сибирские безденежники проповедовали, что «самое ближайшее
ко спасению — не принимать ничего, состоящаго в мире —
ни пищи, ни одежды, а предать самому себе смерти»28. Деньги, напечатанные
повелением царя-антихриста, также попадали в разряд запрещенных предметов,
обладание которыми «повреждало» правую веру29.
Вторая идейная посылка отрицания
денег заключается в широко распространенном в страннической среде мнений о том,
что деньги — это атрибут такого «смертного греха» как сребролюбие (Евфимий
называл его «корень всем злым»). В
сочинениях, входящих в состав цветников безденежников, обладание деньгами прямо
приравнивалось к сребролюбию 30.
Квинтэссенция двоякого отношения к деньгам как к предмету, созданному по повелению антихриста и как к непременному
спутнику греха выражена в одном из сочинений, входящих в состав
цветников. «Мы же, — пишет его автор, — сию вещь стыдения поразумеваем печать
антихристову — сребро и злато, ибо за них всегда кровь проливается, и Христу
предану его ради, и аще убо антихрист
есть Богу мерзок, тако и вся вещи его суть Богу мерзски»31.
Вероятно, определенное влияние на складывание «безденежного»
вероучения оказало представление о возможности передачи греха через торговлю,
возникшее в среде старообрядцев-федосеевцев еще в конце XVII в. Как известно, федосеевцы считали продукты,
покупаемые на рынке, «оскверненными», их нужно было освящать молитвой и
покаянием. В этой связи интересно отметить, что крупнейшие идеологи
безденежников — Иван Федоров и Антип Яковлев до перехода в странничество были
федосеевцами.
Отказ от денег безденежники пытались подкрепить свидетельствами
от священного писания. Использовалась выведенная из текста Апокалипсиса
эсхатологическая формула: «В купле и продаже будет распространяться
антихристово число». Кроме того, приводились примеры святых-бессребренников, в
частности, Козьмы и Дамиана. Эти немногочисленные свидетельства были очень
уязвимы с точки зрения логики, опровергнуть их не представляло большого труда
для опытных сопелковских полемистов. Нужны были дополнительные аргументы.
Руководствуясь идеей, что «антихристовы» деньги должны отличаться от изданных
благочестивыми царями, безденежники подробно разрабатывали тему внешнего вида
денег. Каждая деталь монеты наполнялась скрытым смыслом, несла определенную
идейную нагрузку.
Самое раннее из дошедших до нас сочинений, в котором присутствует эта тема, — «Послание вопросительно...»
М. С. к Федору Афанасьевичу. М. С. просит адресата дать «разсуждение» о деньгах
— «можно ли кому без вреды душевныя иметь их на нужныя потребы?». Далее М. С.
пишет: «Аще ты видиши, боголюбче, в писании или от страдалец о антихристовых
деньгах, и нам скажи, Господа ради. А мы видим не
токмо нынешныя деньги бумажныя страшны и ужасны, и видим книшку, глаголемую Кабинет Петров, а в ней он говорит: Егда я принял
владычество, повелел лить деньги златы и сребрены, и
медны с надписью цыфиря и буквой лет Господних на 17ть образцов. На манетах
повелел коварно и сокровенно печатать 4 "покоя" под царскими коронами.
А в ыной его книшке протолковано: первый "покой" являет Петра, второй
"п" — перваго, третий "п" — патриарха, четвертыи
"п" — папу, а четыре венца царски являют его мнение четырех конец
земли одержание»32.
Как видно из приведенного отрывка, М. С. пытается найти
во внешнем виде денег иллюстрацию и подтверждение своего мнения о том, что
именно Петр I олицетворяет собой сбывшееся
пророчество о воцарении антихриста. «Четыре венца» на монетах и «4 покоя»33
истолковываются в соответствии с традиционными представлениями об антихристе:
он должен быть царем, «восхитить» на себя святительскую власть (в данном случае
— сан патриарха) и таким образом уподобиться Римскому папе, совместившему две
власти — гражданскую и духовную. Истолкование «четырех венцов» иллюстрирует
апокалиптическое пророчество о покорении антихристом всей земли.
Обратим внимание на особое отношение М. С. к бумажным
деньгам. Они, по ее мнению, являются одной из «новин» антихриста. В «благочестивые»
времена таких денег не было, а потому они для М. С. «страшны и ужасны».
В сочинении, вошедшем в состав цветников безденежников,
— «Кратком изъявлении вин, обретающихся у записных старообрядцев и поморцов»,
приводится более развернутая аргументация
необходимости отказа от денег. «... Печать антихристова есть образ властныи
вымылеванныи (на монетах). Яко же пенязь царскии имать образ, сице и на Христовых златницах —
образ Господа нашего Исуса Христа и на цатех его сребренных — крест Господень.
Тако и на антихристовых пенязех и на цатех его сребренных есть образ
антихристов. Во всех бо льстец хощет уподобитися Сыну Божию
и кресту Его, выражая же на них крыж и образ властныи, и орел двуглавыи, среди
же его сам изображен, седя на коне. На крылах орла того есть осмь клеток, а в
них — зверь и змий, и диадима его, и дух дияволь, и протчия. А орел знаменует
самого антихриста, а главы его значут две власти: едина — духовная, а другая —
мирская. На тех же цатах есть литеры выраженныя и летопись ложная антихристова.
Есть же на них и скипетр его, и держава, и иныя многия есть богопротивныя
клейма и душепагубныя начертания»34.
Буквально каждая деталь
монеты вызывает негативную реакцию автора-странника: изображение герба
Российской Империи35, портрет правящего монарха, «литеры выраженныя»
(те, о которых писала М. С.?), атрибуты власти — скипетр и держава, «летопись
ложная», т. е. дата выпуска монеты — все это, по мнению странника, указывает на
«дьявольскую» сущность денег.
Перечень «антихристовых»
признаков денег, приведенный в «Кратком изъявлении вин...», является для учения
безденежников практически исчерпывающим. Другие сочинения безденежников и
полемическая сопелковская литература не добавляют к нему ничего. Остановимся
подробнее на некоторых рассуждениях автора «Краткого изъявления вин...».
Он пишет, что всадник,
изображенный в гербе Российской Империи, это — император-антихрист. По словам
Никиты Семенова, такой же точки зрения придерживался один из основателей
движения безденежников Иван Петров36. Эти суждения уходят корнями в
литературу радикального крыла старообрядчества XVIII в. Н. С. Гурьянова
опубликовала и исследовала сочинение неизвестного автора
По убеждению безденежников,
герб в виде двуглавого орла появился в России уже после «падения веры». Главы
орла, с их точки зрения, символизировали две власти — гражданскую и духовную, а
сам орел — антихриста. Сопелковцы, напротив, утверждали, что герб появился еще
при благочестивых царях и отвергать его не следует.
Среди «антихристовых»
признаков денег упоминается «летопись ложная». Во всех толках
страннического согласия было распространено мнение, что принятое в Российской
Империи летосчисление отстает от истинного на восемь лет. Вопрос же о
том, когда возникла эта разница и как следует ее трактовать в каждом толке,
решался по-своему. С точки зрения сопелковцев, летосчисление было нарушено «в
грецех», от которых оно и проникло в Россию еще до реформы Никона. Безденежники
же жестко привязывали «порчу» летосчисления к эпохе Петра I,
связывая календарную реформу первого императора с апокалиптическим пророчеством
о том, что антихрист изменит «времена и закон». По мнению безденежников, Петр I не
только перенес начало нового года с сентября на январь, но и убавил при этом
восемь лет от Р. X. Причем в сочинениях безденежников приводится
совершенно фантастическая дата преобразований Петра I: «Сие
случися с 1728 лета. На двадцать девятыи год начали писать 1721»38.
Подоплека «коварной»
деятельности Петра I, по мнению безденежников, такова: Христос родился в
Страннический счет лет от Р. X. возник, вне всякого сомнения, под влиянием
так называемого александрийского летосчисления, согласно которому рождение
Христа также произошло в
Возведение в степень догмата запрещения держать деньги вовсе не означало для подавляющего большинства безденежников перехода к натуральному хозяйству. Как сообщает автор «Сказания о происхождении страннического согласия...», в новой конфессии быстро сложились своеобразные отношения между странниками и мирянами, с помощью которых проблема использования «антихристовых» денег была решена. «Деньги щитали печатаю антихристовой, — пишет автор "Сказания..." о последователях Ивана Федорова, — в лесу их не держали. Но как обоитись без них невозможно, то и примышлено было оставлять их в деревнях у верных своих приятелей, которыя по приказанию их покупали им все, что требовалось. А естли кто из них... покупал на деньги что сам — тот бы(л) во отлучении»43.
Такая практика стала применяться безденежниками повсеместно. Ее обоснованию посвящено одно из сочинений, вошедших в состав цветников — «Послание ... о земле Господней, сиречь о странноприимцах...»44. Здесь же определяются общие принципы взаимоотношений странников и странноприимцев, обосновываются идеалы равенства и нестяжания.
Исходная позиция автора сочинения — евангельские слов Христа: «Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Матф., зач. 45). Далее следует обращение к примерам из истории раннего христианства. Во времена апостолов «ни един же что от имении своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща». Неофиты продавали свое имущество и приносили его «цену» к «ногам апостол». «Разумеем ноги апостол, — пишет автор послания, — сиречь служители странным, исполняюще всякое их требование; сиречь странноприимцы и христолюбцы». Он считает: как было во времена апостолов, так должно быть и теперь, т. е. «отшельники не имеют у себе сребра, числа ради зверинаго и его атитула зверскаго, и не купуют, и не продают. А когда исходят вне града — тогда полагают странноприимцам, якоже и апостоли, которыи единомысленныи с ним и живет еще покуда в миру. И тот может иметь сребро, и купить, и продать, и вся попечения иметь, и служить отшельникам, и в нужных потребах удоволит». Странноприимцы служат странникам, удовлетворяют их нужды, принимая на себя «грех» распоряжения «антихристовыми» деньгами, а взамен «тии отшелницы молятся о них — за творящих милостыню и дар, и желают и тех вывести в братию», причем в случае внезапной болезни странноприимцы, предварительно совершив побег, принимаются в согласие по упрощенным правилам: «при болезни приемлются прямо, кроме пригласнаго правила, а за него вынесут братия крещенныя, аще ли оздоровиет — сам вынесет после».
Странническое согласие можно представить как систему, состоящую из двух элементов: странников (беглых) я странноприимцев (мирян). Для того, чтобы такая система могла функционировать и развиваться, ее элементы должны находиться в состоянии равновесия, т. е. для того, чтобы две разные социальные силы могли развиваться в рамках единой системы, они должны уравновесить свои интересы.
История взаимоотношений беглых и мирян в странническом
согласии — это непрерывный поиск компромисса обеими сторонами. Здесь попытки
заинтересовать в союзе другую сторону соседствуют со стремлением не допустить
чрезмерного усиления партнера.
Одной из главных мер,
ограничивающих влияние мирян в согласии, безденежники избрали проповедь
обязательного пустынножительства. Позиция безденежников была направлена против
сопелковского учения, разрешавшего странникам укрываться в домах мирян. Провозгласив, что «токмо спасутся в горах и пустынях живущие, а в странстве
сущии (т. е. укрывающиеся в мирских домах. — А. М.) вси погибнут»,
лидеры безденежников лишили странноприимцев важнейшей функции, во многом
определявшей их вес и влияние в согласии
— функции укрывательства беглых4б.
Впрочем, проповедь обязательного
пустынножительства была вызвана, очевидно, не только стремлением ограничить
влияние мирян. Именно пустынножительство позволяло последовательно проводить в
жизнь апостольские принципы равенства и общности имущества. Оно должно было
стать, по мнению безденежников, надежным заслоном против разложения бегунства
изнутри, гарантией сохранения радикализма вероучения.
В случае вынужденного
укрывательства в доме странноприимца, согласно учению Антипа Яковлева,
полагалось наказание в виде епитимий46. Вероятно, на практике
отступления от правила, запрещавшего укрывательство в мирских домах, были не
так уж редки. На это, в частности, указывают сопелковские источники47.
Но так или иначе безденежники не отказались от
проповеди бегства в «чювственную пустыню» ни в середине XIX в.,
ни позже.
«Послание... о земле
Господней...» выдвигает в качестве одного из важнейших принципов внутреннего
устройства объединений безденежников общность имущества. Подтверждением
применения на практике этой идейной установки служат показания Никиты Семенова.
Он сообщил следствию, что для толка Антипа Яковлева характерны «общинное
управление и отречение от прав собственности»48.
Дух полного равенства
пронизывал всю организацию жизни общин безденежников. Об этом неоднократно, с
нескрываемым раздражением писали сопелковские авторы. В истории «О начатке...»
отмечалось, что последователи Антипа Яковлева «друг друга нимало
в приимуществе признающе, но вси у них большия и учители — мужие и жены»49.
«Сказание о происхождении страннического согласия...» сообщает любопытную
информацию о пошехонских безденежниках: «... исповеди в лицо человека не
принимали, и крестить должен всяк сам (себя) во избежании
признания отцовского старейшинства»50. Здесь проявляется полное
отрицание всякого подчинения, звучит требование абсолютного равенства. Не
признается даже обычное для христианской традиции духовное наставничество. Ни
духовника, ни крестителя! И все оправдывается ссылкой на «последние» времена.
Своеобразием отличается
эсхатология безденежников. В ее основе — учение о воцарении в России
антихриста. Им назван Петр I. Вслед за Евфимием
безденежники развивают вариант теории «расчлененного» антихриста, согласно которому
после смерти Петра I антихрист последовательно воплощается в его
монарших преемниках вплоть до «скончания века». В 20—30-х гг. XIX в. эсхатология безденежников и
сопелковцев базировалась на основе единой теории, и споров вокруг нее не
возникало51. В 40-х гг. XIX в. сопелковцы взяли на
вооружение теорию «духовного» антихриста (согласно ей, антихрист — это
богоборный дух, господствующий в русском обществе с
Советские исследователи
старообрядчества установили, что предпочтение той или иной эсхатологической
теории само по себе не является критерием социальной остроты и направленности
учения. Важны те социальные и политические выводы, которые делаются из эсхатологической теории52. Гораздо
определеннее характеризует то или иное религиозное движение роль, которую
играет в нем эсхатология. Чем выше роль эсхатологии, тем больше социальная острота учения. В этом смыcле очень показательно различие между
безденежниками и сопелковцами, проявившееся
в 40-х гг. XIX в. О роли эсхатологии в той и другой конфессии ярко свидетельствует один
из эпизодов «прения о вере» между сторонниками Антипа Яковлева и Никитой
Семеновым, известный по истории «О начатке...».
Один из последователей Яковлева
предложил поспорить об антихристе. Никита Семенов ответил на это:
«"Что же вам очюнь нужно узнать о
антихристе? Кажеца нет никакой потребы о
нем упражнятся, но луче поучатся день и ночь о Христе и в законе его умудряца!" Безденежник воскликнул:
"Слышите, братие, что сии лестцы глаголют,
яко не нужно знать о антихристе. Да у нас
только вся и вера во антихристе состоит!"
Никита: "Когда были ли таковые случаи, чтобы во антихристе християне веру составляли и раскол
чинили в разсуждениях о нем, покажи от
писания. И есть ли же кто благочестно
живет и ереси соблюдается, той может ли спастися не искавши о антихристе, скажи
ныне нам"»53. Снижение
роли эсхатологии в учении сопелковцев
свидетельствует об ослаблении его радикализма.
Что же касается социальных выводов из
эсхатологии, то их различие отчетливо проявляется при сопоставлении отношения к властям со стороны сопелковцев и
безденежников. В обеих конфессиях сохраняется радикальное евфимиевское
неприятие властей, их законов и распоряжений, квалификация их деятельности как «антихристовой». Но первоначальный радикализм сопелковцев к середине
XIX в. заметно уменьшился.
Сопелковские лидеры выступили против
утверждения безденежников о том, что Петр I узурпировал главенство над церковью и «смесил» таким образом воедино две
власти — светскую и духовную. Как считает автор Ответов последователям Антипа
Яковлева, в России «власть воедино духовная и мирская не смесилася... не восхитил император на ся духовной власти,
сиречь действовать духовные дела», но по-прежнему занимается делами светскими, причем очень успешно. «Мирских дел они не повредиша»; «Российския
цари не токмо отечество умалили, или истощили,
но болше возмогли»; «Власть в России не
разорена, человеческих прав ни же умали,
но токмо благочестие повредися» — вот характерные высказывания автора Ответов 54.
Сходные мысли
находим и в другом сопелковском сочинении середины XIX в. «И ныне власти, — пишет его
автор, — имут повеление разбойников наказать, вражды укрощать, всякой товар чином производить, домы по плану строить,
дороги обновлять, хлеб по водам перевозить и
иных стран товары в Русию преправлять»55,
т. е. с успехом исполняют функции
управления государством.
Свою позицию сопелковцев заставило
прояснить следующее обстоятельство. Безденежники доказывали, что власть в России «разорена»,
что существующие «антихристовы» власти —
не суть власти вообще. Этим безденежники оправдывали отказ от применения в данном
случае известной формулы: «Всякая душа властям предержащим да повинуется».
Обращаясь к безденежникам, автор
Ответов последователям Антипа Яковлева пишет: «Еще вы винословите нас за то, еже мы за власть
почитаем нынешняго царя и его прочих всех
господ властями почитаем... Воистину тако, что мы признаем их властями и царем именуем». Проводится
мысль, что властители России «по внешнему
строению и чину» — цари, а «по душевному залогу» — антихристы. «Аще
вопросят нас, — продолжает автор
сочинения, — есть ли царь, или власть на земли, мы светлым гласом и откровенным
лицем глаголем, яко есть царь и власти на земли. Есть ли же рекут: покаряетеся ли вы им, тогда глаголем: ни.
А почему? Яко
неправославни суть и християнской вере нарушители, и многим церковным догматом и обычаем разорители».
Власть всегда была на земле. «Токмо власть
обсуждается по писанию разная — и которой
повелевает повиноватися, а коей — ни. А
все же власть и сия нарицается»56.
Позиция сопелковцев выглядит более
смелой, идущей вразрез с христианской традицией: они отбрасывают евангельскую заповедь о повиновении властям на том основании,
что власти заставляют их нарушать «Христову
веру». Безденежники же, на первый взгляд, демонстрируют более традиционное мышление, защищая тезис о повиновении
властям. Но в то же время они, казалось бы,
вопреки здравому смыслу отказываются признавать властями российских императоров
и правительство. Тот факт, что безденежники не отбрасывают заповедь о
повиновении властям, не мешает им сделать
значительно более радикальные социально-политические выводы, нежели те, которые
делаются сопелковцами.
Различный подход к оценке
государства: анархическое непризнание безденежниками гражданской власти за
власть и признание ее сопелковцами в
качестве реальной, но «неблагочестивой, антихристовой" власти, которой не
следует повиноваться, отражает тот факт,
что к середине XIX в. безденежники и сопелковцы выражали интересы разных
социальных групп. Изначально бегунство объединяло в себе представителей двух социальных слоев: деклассированных
беглецов и крестьян-странноприимцев. На протяжении первой половины XIX в.
в рамках сопелковской ветви странничества постепенно складываются новые
социальные силы, формируются новые
отношения, по сути своей — буржуазные. Происходит консолидация эажиточной
части мирян и страннической «верхушки»,
сближаются их интересы. Все более
активный характер принимает эксплуатация рядовых странников, которые постепенно превращаются из деклассированной массы в
своеобразный слой наемных рабочих. Отметим,
что такие же процессы с разной интенсивностью протекали практически в каждом старообрядческом согласии, повсюду
существовала проблема взаимодействия различных социальных групп в рамках единой конфессии.
Развивавшийся процесс нового классообразования вызывал сопротивление немалой части рядовых странников, стремившихся сохранить свой социальный статус «вольных» беглецов. Именно в их среде зарождались и развивались радикальные страннические конфессии, в том числе и движение безденежников. Вероучение и практическая деятельность безденежников представляет собой попытку страннических низов противостоять начавшемуся процессу превращения бегунства в организацию буржуазного предпринимательства. Безденежники стремились предотвратить девальвацию идеалов страннического вероучения, пытались практически осуществить идеи равенства, общности имущества, нестяжания.
С точки зрения Евфимия, гарантией сохранения правой веры мог служить выход за пределы царства антихриста, отречение от всего, что связывает с «греховным» миром. Безденежники развили его мысль. Для них бегство из мира — лишь первое условие сохранения правой веры, но никак не его гарантия. «Противоядие» от разложения страннических общин безденежники видели, с одной стороны, в последовательном проведении в жизнь идеалов равенства, общности имущества, утверждении безыерархической структуры, в отказе от накопления богатств; с другой стороны, в создании надежного заслона от «пагубного» влияния антихристова мира, т. е. в максимально возможной изоляции страннических общин. Безденежники выдвигали своеобразную систему обязательных правил и категорических запретов, следуя которым», можно было, по их мнению, сохранить идеалы веры.
Исторический опыт решения
проблемы в предложенном ключе показал утопичность надежд безденежников. Первоначальный
радикализм, равенство и «чистота веры» в каждой «безденежной» общине
постепенно утрачивались, менялись практикой, весьма далекой от идеала. В
общинах возникали противоречия, образовывались противоборствующие группировки.
Внутренняя борьба приводила, как правило, к распаду общин, нередко
сопровождавшемуся конституированием новых радикальных объединений
безденежников, стремившихся утвердить веру на прежних основаниях. Что же
касается безденежников, переходивших на умеренные позиции, то они либо
продолжали самостоятельную проповедь, либо в конце
концов примыкали к сопелковцам, или даже к нестранническим течениям
старообрядчества.
Примечания
1
Последние работы, посвященные учению Евфимия: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период
феодализма. — М., 1977. — С. 201—219; Мальцев
А. И. Социально-политические взгляды Евфимия по его сочинениям и позднейшим
старообрядческим источникам // Источники по истории общественной мысли и
культуры эпохи позднего феодализма. — Новосибирски, 1988, — С. 103—117.
2 «Сказание о происхождении страннического
согласия и разнообразных его отраслях». — ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 46—46 об.
3 Дело
здесь не только в том, что в условиях сравнительно густозаселенной европейской
части России тайные поселения странников не могли долгое время оставаться
неизвестными местному населению и властям. Полностью лишив себя связи с миром,
странничество не смогло бы развиваться как общественное движение, как
конфессия. Ведь одно из обязательных условий функционирования любой конфессии —
проповеденическая деятельность. В этом смысле всякое вероисповедание обращено
«лицом к миру» и так или иначе связано с ним.
4 Название происходит от с. Сопелки Ярославской губ.,
ставшего в начале XIX в. основным центром
страннического согласия. Употреблять
термин «умеренные» применительно к сопелковцам можно только сравнивая их с
безденежниками. Относительно других старообрядческих согласий сопелковцы —
крайние радикалы.
5 Пятницкий И. К. Русский сектант в своей
истории.— Спб., 1884.
6 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 325—394. «Странствующим доброжелателем
от потомков Антипы Яковлева, желающим духовныя беседы от разсуждения святых
писании, воеже и вопросителне требующим разрешительнаго показания во ответ ихняго предлагаем ответ на ваши вопросы» (всего
восемь ответов). Сочинение было использовано в монографии И. К. Пятницкого
«Секта странников и ее значение в расколе».— Сергиев Посад, 1906.
7 Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России.— М.,
1958. Шифры дел: ЦГИА, ф. 1284, оп.
8 Первые четыре из них, как
оказалось, уже известны в научной литературе. В
9 Дата указана в заглавии:
«Цветник, изображен от книг божественнаго писания о времени спасения и о антихристе в лето от сотворения мира 7364». Штемпели на
бумаге Кондровской фабрики Козловой точной датировки не имеют. Похожие штемпеля
датируются С. А. Клепиковым 1860, 1874 гг. и 1865, 1875 гг. (Клепиков I, № 92,
93).
10 В цветниках: ГПБ, собр.
Титова, №2504 и ГБЛ, собр. Барсова, №950 указано, что включенное в их состав
сочинение «Собрание от святаго писания о
антихристе...» выписано из книги, изданной в
11 Описание сборника ИРЛИ,
собр. Смирнова, №17 см.: Гурьянова Н. С.
Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой
эсхатологической литературе периода позднего феодализма. — Новосибирск, 1988. —
С. 158—161.
12 Эти сочинения вошли в
перечень эсхатологических сочинений, составленный Н. С. Гурьяновой. См.: Гурьянова Н. С. Крестьянский
антимонархический протест... — С. 177, 179, №93, 94, 111.
14 Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения о
Петр I... — С. 145, 152.
15 В
16 Подробнее об этом сочинении
см.: Мальцев А.
И. «Сказание о происхождении страннического согласия и разнообразных его
отраслях» как источник по истории старообрядчества // Источники по истории
русского общественного сознания периода феодализма. — Новосибирск, 1986. С.
131—142.
17 Судя по отрывочным сообщениям
источников, относящихся к XVIII в., отрицание денег было
одним из пунктов вероучения так называемого пастухова согласия (радикальное
ответвление поморского согласия).— См.: Макарий.
История русского раскола, известного под именем старообрядчества. — Спб., 1855.
— С. 276—277.
18 «О начатке старца Евфимия...» — ГПБ, собр. Титова, №838, л. 471.
Советский исследователь А. И. Клибанов ошибочно отнес деятельность Ивана
Петрова к концу XVIII в., а его смерть — к
19 ГПБ, собр. Титова, №1673, с. 1421.
20 Там же, №838, л. 468 об.
21 «Сказание о происхождении страннического согласия...» (Краткая
редакция). — ГБЛ, собр. Брысиных, №18, л. 29 об.
22 Подробнее об этом см.: Мальцев А. И.
Споры в странническом согласии вокруг идейнаго наследия Евфимия в первой трети XIX в.
// Общественное сознание, книжность, культура периода феодализма. — Новосибирск
(в печати).
23 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 486—499 об.
24 Мальцев А. И. Социально-политические взгляды Евфимия... — С. 113.
25 Отметим, что подобные идеи
были распространены не только среди странников, но и среди часовенных Урала и
Сибири. Более того, скиты часовенных в XIX и XX вв.
нередко переходили к безденежной практике. Не исключено, что можно говорить об
определенном идейном взаимовлиянии странников-безденежников и часовенных в урало-сибирском регионе.
26 Всплеск фанатизма в среде
пошехонских странников был связан, очевидно, с ожиданием предсказанного на 25
марта
27 ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 56—56 об., 64—64 об.
28 Миссионерство и раскол в Мариинском уезде в 1899—1900 гг. // Томские епархиальные
ведомости. — 1900. — №24. — С. 8—9. Автор статьи воспользовался сообщением
одного из лидеров томских странников Марка Викулова. Тема богоугодности
голодной смерти звучит в сибирском сочинении — «Послании вопросительном...» М.
С. к тюменскому наставнику Федору Афанасьевичу.
29 Любопытно, что проявления
«воли антихриста» безденежники порой отмечали в самых неожиданных случаях. В
послании сопелковского автора последователям Антипа Яковлева читаем: «Еще вы воспоминаете, яко повелитель царь что повелит, то и вы
(сопелковцы. — А. М.) творите по его повелению, сиречь в монетах
количество курса числом рублей» (ГПБ, собр. Титова, №838, л. 389 об.) Безденежники считали, что нельзя признавать курс
монеты, так как он установлен императором-антихристом.
31 «Свидетельство от святаго божественнаго
писания о пременении времен...». — ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 166.
32 НБ ТГУ, собр. рукописей, 4°, №75, л. 38—39.
33 Монеты, в которых российский
герб заменялся монограммой из четырех «П», расположенных крестообразно под коронами, назывались «крестовиками».
Монеты такого типа выпускались Петром I, Петром II и
Павлом. «П» в данных случаях — начальная буква имени царя. — См.: Спасский И. Г. Русская монетная система. — Л.,
1970. — С. 157, 165, 174, 178, 215.
34 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 174—175.
35 «Осмь клеток» на крыльях
двуглавого орла — это областные гербы.
36 ЦГИА, ф. 1284, оп. 209,
37 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... — С.
53—56, 118—122. Н. С. Гурьянова ошибочно датирует «Послание...»
38 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 63 об. Дата
39 Там же, л. 97 об.
40 Там же, л. 65.
41 Здесь еще одна точка
соприкосновения построений безденежников с федосеевской эсхатологией.
Федосеевцы считали, что антихрист таинственно скрыт в имени Иисус.
42 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 160.
43 ГБЛ, собр. Брысиных, №18, л. 230—230 об.
44 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 150—158 об.
45 Там же, №838, л. 491—491 об.
Лишившись функции укрывательства беглых, миряне, поддерживавшие безденежников,
сохранили за собой другие важнейшие функции. Они по-прежнему выполняли роль связующего звена (посредника) между
беглецами и миром, в их руках сосредоточивались все финансовые дела
безденежников. Обязанностью странноприимцев было оказание помощи странникам,
они имели право на ответную помощь.
46 Там же, л. 490.
47 Там же, л. 492.
48 ЦГИА, ф. 1284, оп. 209,
49 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 498.
50
ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 57.
51 Исключение — полемика
против предсказания даты второго
пришествия Христа, сделанного М. Кувшиновым..
52 Покровский Н. Н. Новый документ по идеологии Тарского протеста //
Источниковедение и археография Сибири. —
Новосибирск, 1977, — С. 222.
53 ГПБ, собр. Титова, №838, л.
494—495.
54 Там же, л. 389 об.
55 Федор Иванов Кривой. Ответы артемьеву согласию.
— ГБЛ, собр.
Вологодское, №116, л. 147 об.
56 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 375—376.