А. И. МАЛЬЦЕВ

 

СТРАННИКИ-БЕЗДЕНЕЖНИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

[Статья из сборника: Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989 г.]

 

В конце XVIII — первой половине XIX в. носителем наиболее радикальных (в смысле отношения к государствен­ной власти) настроений в старообрядчестве было согласие бегунов, или странников. Его основал беглый солдат, при­нявший монашеский постриг от староверов филипповского согласия — Евфимий. В октябре 1784 г. он крестил себя и своих последователей «в странство», провозгласив тем самым, что подлинными христианами могут считаться лишь беглые — люди, исключившие себя из числа подданных российского императора, отрекшиеся от всего, что связы­вает с «греховным» миром 1.

Как считал Евфимий, вероучение и практическая жизнь различных течений современного ему староверия далека от идеалов правой веры. Главную причину этого он видел в «обмирщении» старообрядчества. Мирская жизнь в «богоотчужденном» царстве антихриста, по мнению основателя странничества, неизбежно влекла за собой отступления от идеалов веры, а затем и их девальвацию. Особую остроту проповеди Евфимия придавали его суждения о российских монархах как главных виновниках торжества социального зла, резкая критика деятельности «антихристовых» граж­данских и духовных властей.

Мысль о том, что первопричиной утраты людьми правой веры является мирская жизнь, привела Евфимия к простому логическому выводу: чем меньше контактов с «греховным» миром, тем больше шансов соблюсти правую веру. В идеале речь шла о полном, абсолютном разрыве с антихристовым миром. Евфимий проповедовал путь побега, призывал своих последователей «стать вне мира», укрывшись в лесах от всесильных слуг антихриста. В соответствии с этим вскоре после крещения Евфимий «ушел в Галицкия леса. Но здесь, — сообщает старообрядческое сочинение по истории странничества, — он не мог прожить более двух годов от причиняемых грабежей обывателями сих мест по научению нетовчины из охранения своих прилепления к нему»2. Покинув скит, Евфимий нашел убежище в доме своего старого знакомого — крестьянина д. Малышево Ярославской губ. Петра Федорова.

Избавиться от мира оказалось очень непросто, и это было связано не столько с неудачным стечением обстоятельств, сколько с противоречием, заключенным в самой идее разрыва с обществом. Осуществить ее практически «в чистом виде» было невозможно3, а допустить определенную, пусть даже незначительную связь с миром — означало сделать идею в какой-то степени условной. Проповедь побега, выхода за пределы антихристова мира по сути свелась к вопросу о форме и степени допустимой связи с миром. Вопрос же такого рода подразумевает многовариантность ответов. Не удивительно, что он стал своего рода «вечной» проблемой для странников, ключевым в полемике радикальных и уме­ренных групп в согласии на протяжении всего ХIX в. «этот общий вопрос, в свою очередь, распадался на ряд более конкретных. Где должны укрываться бежавшие из антихрис­това мира странники: в лесных скитах, или же в домах у своих мирских благодетелей — странноприимцев? На каких условиях последние должны участвовать в жизни согласия? Можно ли крестить странноприимца?

Вторая крупная проблема, с которой сразу же столкну­лись странники, была связана с необходимостью выработать принципы внутреннего устройства согласия, определиться в отношении собственности странников, обозначить границы провозглашенных в евфимиевском учении аскетизма и нестя­жания.

Каждая из перечисленных проблем стала для бегунов предметом напряженной полемики. Она разделила странническое согласие на два лагеря. Ортодоксально-умеренное крыло представляли сопелковцы4, а радикальное — выражавшее интересы наиболее последовательной части странников — безденежники и близкие к ним группировки.

Специальных исследований о безденежниках в дорево­люционной и советской историографии не было, хотя тема эта неоднократно затрагивалась в работах, посвященных странническому согласию. В дореволюционное время в научный оборот были введены некоторые ценные источники. Среди них — историческое сочинение странников «О начатке старца Евфимия...», созданное в 50-х гг. XIX в.; немалая часть его посвящена безденежникам. История «О начатке...» была опубликована в 1884 г. И. К. Пятницким5. Основой для публикации послужила рукопись ГПБ, собр. Титова, №838. Это — большой сопелковский сборник третьей чет­верти XIX в. Среди сочинений, входящих в его состав, в плане нашей темы интерес представляет еще одно Ответы сопелковцев на вопросы последователей безденежника Анто­на Яковлева6. Время создания этого сочинения — 50-е гг. XIX в. Источником дополнительной информации о безде­нежниках для дореволюционных исследователей служили судебно-следственные дела, касающиеся странников.

В советское время судебно-следственные материалы, в частности, двухтомное дело комиссии графа Стенбока и дело «О первенствующем наставнике секты бегунов, или странни­ков Меркурии, по перекрещению Никите Семенове», содер­жащие ряд ценных сведений о безденежниках, изучались П. Г. Рындзюнским7.

Среди источников, использованных дореволюционными и советскими исследователями странничества, не было ни одной рукописи, вышедшей из среды безденежников, что, конечно же, не могло способствовать всестороннему и адек­ватному освещению темы. Целенаправленный поиск источни­ков позволил нам выявить в рукописных хранилищах Москвы и Ленинграда семь сборников безденежников: ИРЛИ, собр. Смирнова, №17; собр. Плотникова, №40; ГБЛ, собр. поступлений 1965 г., №82/6; собр. поступлений 1968 г., №56/28; собр. Барсова, №447, 950; ГПБ, собр. Титова,  №25048.

Среди них особенно интересны четыре цветника, пред­ставляющие, на наш взгляд, различные варианты развития одного и того же более раннего сборника безденежников. Цветник ГБЛ, собр. Барсова, №447 создан около 1855—1856 гг.9 Три других: ГПБ, собр. Титова, №2504; ИРЛИ, собр. Смирнова, №17; ГБЛ, собр. Барсова, №950 появились не ранее начала 60-х гг. XIX в.10

В составе цветников — оригинальные страннические со­чинения и выписки из книг священного писания, творений отцов церкви, старообрядческой литературы11. Среди сочинений, излагающих учение безденежников, отнюдь не все созданы непосредственно ими. Цветники вобрали в себя целый пласт страннической литературы  20-х гг. XIX в., принадлежность которой какому-либо бегунскому толку установить трудно. Эти сочинения направлены против гражданских властей, официальной церкви и умеренных течений староверия. Не позднее первой трети XIX в. созданы «Собрание от святаго писания о антихристе...», «Послание некоего христианина Илии узника...», «Послание от христиан в пользу благочестивым читателям. Изобрано от божественных писании о временах спасения и о антихристе и о царьствии его...»12, «Свидетельство от святаго божественнаго писания о поборниках и о поклонниках антихристовых и о слугах, и о подпищиках его, и о присяжных христианах...». В ряде сочинений рассматривается тема «греховности» денег, они  квалифицируются как «печать антихриста», что позво­ляет с уверенностью предполагать здесь авторство безденеж­ников. Мы имеем в виду такие сочинения, как «Послание от християн... о земле Господней, сиречь о странноприимцах...», «Вопросы и ответы о антихристе. Християнин да соответству­ет...», «Свидетельство от святаго божественнаго писания о пременении времен и о избежании из Вавилона, и где можно спастися», «Послание некоего християнина, свиде­тельство от святаго писания, краткое изъявление вин, об­ретающихся у записных старообрядцев и поморцов». Так или иначе все статьи, входящие в состав цветников, раскры­вают содержание вероучения безденежников середины XIX в. и могут служить основой для его изучения. Некоторые стран­нические сочинения, представленные в цветниках безденеж­ников, входят в состав еще нескольких рукописей: ИРЛИ, собр. Плотникова, №40; собр. Красноборское, №216; ГБЛ, собр. поступлений 1968 г., №56/28.

Сборник ГБЛ, собр. поступлений 1965 г., №82/6 написан во второй половине XIX в. В него также включены ори­гинальные бегунские сочинения и подборки выписок из священного писания по ключевым для учения безденежников эсхатологическим вопросам. Среди оригинальных сочинений выделим соборное постановление безденежников в девяти пунктах — «Уложение християнскаго правления» (л. 1—8). Имена наставников, подписавших постановление, в страннической исторической литературе не встречаются. Основную часть сборника занимают «Ответы православных християн о антихристе на вопросы старцев, наименованием сопеловских» (л. 35—168 об.)13. Эсхатологическим сюжетам посвящены и подборки выписок из священного писания, пе­реписанные перед «Ответами...».

В статье, посвященной сочинениям о Петре I-антихристе, Н. С. Гурьянова использовала сочинение, фиксирующее момент проникновения идей безденежников в среду сибир­ских странников — Послание Онисьи Осиповны и Катерины Гавриловны к Ф. (название дано Н. С. Гурьяновой)14. Еще один список этого сочинения, обнаруженный нами в Томске, позволил уточнить его название, автора и адресата. Том­ский список озаглавлен: «Послание вопросительно М. С. к тюменскому наставнику и учителю Федору Афонасьевичю о времени последнем и о злобе всепагубной антихриста»15. Имя автора Послания (это — женщина) скрыто под литера­ми М. С., адресат известен нам как один из лидеров тю­менских филипповцев первой четверти XIX в.

Рукописная традиция безденежников, на наш взгляд, представляет собой самостоятельную исследовательскую проблему и нуждается в специальном изучении. Хорошей основой для него могут послужить рассмотренные выше рукописи.

В заключение нашего обзора источников упомянем ста­рообрядческое сочинение, посвященное истории стран­ничества; знакомство с ним позволило узнать подробности идейной борьбы между сопелковцами и безденежниками в 20—30-х гг. XIX в. Речь идет о «Сказании о происхожде­нии страннического согласия и разнообразных его отрас­лях». Оно было создано неизвестным автором-филипповцем (ранее он принадлежал к странническому согласию) в середине XIX в.16 Отметим также такую группу источни­ков, как многочисленные полемические сочинения ближай­ших идейных противников безденежников — странников сопелковского толка. Некоторые из этих сочинений исполь­зуются в настоящей статье.

Дореволюционные исследователи правильно определили основные пункты учения безденежников. Это, во-первых, трактовка денег как «печати антихристовой» и отказ от их употребления; во-вторых, проповедь пустынножительства как наиболее предпочтительного способа укрывательства странников и, в-третьих, построение пустынножительных общин на демократических, «апостольских» началах.

Возникновение учения безденежников связано с именами Ивана Петрова и Ивана Федорова17. Иван Петров стал странником около 1812 г.18 Среди своих единоверцев он был известен как строгий ревнитель учения Евфимия. Даже спус­тя 40 лет, во время работы крупнейшей правительственной комиссии по расследованию деятельности странников, в чис­ле примет объявленного к розыску Петрова было отмечено: «Носит с собою постоянно сочинения Евфимия»19. С пропо­ведью пустынножительства и отказа от денег Петров выступил сразу же по выходе «в странство». Но вскоре он отказался от утверждения этих принципов в качестве обязательного правила, приняв их просто как рекомендацию20.

Иван Федоров первоначально был странноприимцем Ива­на Петрова21. По-видимому, «безденежное» учение разраба­тывалось ими совместно. Став странником, Федоров собрал вокруг себя группу единомышленников, часть из которых, стремясь осуществить пустынножительную программу своего учителя, ушла в Пошехонские леса, образовав так называе­мое лесопустынное согласие.

В 1827—1828 гг. лидер пошехонских безденежников Михаил Андреев Кувшинов стал инициатором объединения всех радикальных толков в странничестве. Оппозиция надея­лась идейно разгромить сопелковцев и утвердить «безденеж­ное» учение в качестве официальной доктрины всего стран­нического согласия. Организующую роль в идейном наступ­лении оппозиции сыграла критика допускавшейся ранее в сопелковском согласии практики крещения мирян-стран­ноприимцев. Безденежники потребовали перекрещивания сопелковцев. Взаимная борьба завершилась поражением оппо­зиции, но сопелковские лидеры вынуждены были частично удовлетворить ее требования. Они официально постановили, что крещение мирян недопустимо, и приняли решение на­ложить на все сопелковские согласие «иго исправления» в виде епитимии в знак признания ошибочности допускав­шейся в прошлом практики. Только таким образом они смогли «умиротворить» вышедшие из-под контроля «низы» согласия22.

Значительное усиление безденежников произошло в 40-х гг. XIX в. В немалой степени ему способствовало на­чавшееся в это время снижение радикализма сопелковцев. Новый «безденежный» толк возглавил бывший федосеевец Антип Яковлев. Он повел активную полемику с сопелковцами. В 40-х гг. XIX в. состоялось три публичных «прения о вере». Ход борьбы между сторонниками Антипа Яковлева и сопелковцами подробно описан в одном из разделов сопелковской истории «О начатке старца Евфимия...»23. В резуль­тате полемики каждая из сторон четко определила свою идейную платформу и сформировала пункты разногласий с противником.

Антипу Яковлеву удалось привлечь на свою сторону немало странников и мирян. Успех безденежников с явным неудовольствием отмечается автором истории «О на­чатке...»: «Вред приносят немалыи. Хоша и не могут смутить и к себе привести благоразумного человека, обаче малосмысленнаго много поколеблют». О том, что община «антипиных» состояла из страннических «низов» свидетельствует еще одна фраза этого сочинения: «Братство их собрано весма от нискаго сочленения. Вси токмо самой малосмысленной народ». Согласие «антипиных» продолжало развиваться и после смерти их лидера, последовавшей приблизительно в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. Во главе безденежников встал родной брат Антипа Яковлева — Степан. История «О начатке...» свидетельствует, что в 50-х гг. община раскололась из-за «слабости жития» Степана, т. е. из-за его отступлений от идеалов вероучения. Новых «радикалов» возглавили Павел и Евтихий Болтушкин.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники: сочинения и рукописные сборники безденежников, сопелковская полемическая литература, архивные материалы позволяют получить правильное представление о вероучении безденежников, его складывании и развитии в первой половине XIX в.

Рассматривая вероучение безденежников, нужно иметь ввиду, что оно лежит в общем русле бегунской идейной тра­диции и имеет много черт, объединяющих его с вероуче­ниями других страннических конфессий, в том числе и сопелковцев. Это прежде всего представление о том, что человечество переживает «последние» времена всемирного господства антихриста и стоит накануне второго пришествия Христа, что российские духовные и светские власти во главе с императором — исполнители воли Сатаны, слуги антих­риста; безусловные отказ повиноваться властям, подчиняться любым законам.

Основной идеей, объединяющей разные страннические конфессии, является мысль о том, что во время господства антихриста только беглые могут быть носителями правой веры, а те, кто живет «на лице земли», в миру, вольно или невольно становятся пособниками дьявола и тем самым гу­бят свои души. Путь бегства мыслился всеми странниками как универсальный и единственно верный образец поведения в «последние» времена. В то же время бегство должно было соединяться с постоянной проповедью, обличениями анти­христовых властей и церкви, критикой живущих в миру в покорении  у царя-антихриста старообрядцев.

Наибольший интерес в вероучении безденежников пред­ставляют те черты, которые составляют его специфику среди других страннических конфессий. К ним нужно в пер­вую очередь отнести возведенный в степень догмата отказ от употребления денег, квалификацию их как «печати антихриста».

Негативное отношение к деньгам, на наш взгляд, выросло из двух характерных для радикальных кругов странничества идейных посылок. Одной из них была мысль Евфимия о том, что к деятельности царствующих антихристов нельзя относиться избирательно, выделять в ней повеления, «повреждающие» веру, и распоряжения, не касающиеся веры. Все зако­ны и установления царя-антихриста должны рассматриваться как «богопротивные» и, безусловно, отвергаться24. После­довательное развитие этого тезиса должно было привести странников к проповеди отказа от всего, что происходит из мира антихриста. И такое крайнее учение действительно получило распространение среди некоторой части безденеж­ников25. В частности, пошехонские странники (лесопустынное согласие) не принимали в пищу соль, так как она поступа­ла в продажу «от казенных управлений власти антихристо­вой». В их среде в 20-х гг. XIX в» была популярна проповедь самоуморения — запащивания до смерти26. Стремление ог­радить себя от «антихристовой скверны» вылилось в своеобразную форму крещения — запрещалось креститься в реках; воды их, как считалось, «поражены» антихристом. Следовало принимать крещение «в накопившихся ямах и болотинах дождевною водою», т. е. в воде, пролившейся с небес27. Си­бирские безденежники проповедовали, что «самое ближайшее ко спасению — не принимать ничего, состоящаго в мире — ни пищи, ни одежды, а предать самому себе смерти»28. Деньги, напечатанные повелением царя-антихриста, также попадали в разряд запрещенных предметов, обладание которыми «повреждало» правую веру29.

Вторая идейная посылка отрицания денег заключается в широко распространенном в страннической среде мнений о том, что деньги — это атрибут такого «смертного греха» как сребролюбие (Евфимий называл его «корень всем злым»). В сочинениях, входящих в состав цветников безденежников, обладание деньгами прямо приравнивалось к сребролюбию 30.

Квинтэссенция двоякого отношения к деньгам как к предмету, созданному по повелению антихриста и как к непременному спутнику греха выражена в одном из сочинений, входящих в состав цветников. «Мы же, — пишет его автор, — сию вещь стыдения поразумеваем печать антихристову — сребро и злато, ибо за них всегда кровь проливается, и Христу предану его ради, и аще убо антихрист есть Богу мерзок, тако и вся вещи его суть Богу мерзски»31.

Вероятно, определенное влияние на складывание «без­денежного» вероучения оказало представление о возможности передачи греха через торговлю, возникшее в среде старооб­рядцев-федосеевцев еще в конце XVII в. Как известно, фе­досеевцы считали продукты, покупаемые на рынке, «осквер­ненными», их нужно было освящать молитвой и покаянием. В этой связи интересно отметить, что крупнейшие идеологи безденежников — Иван Федоров и Антип Яковлев до пере­хода в странничество были федосеевцами.

Отказ от денег безденежники пытались подкрепить сви­детельствами от священного писания. Использовалась вы­веденная из текста Апокалипсиса эсхатологическая форму­ла: «В купле и продаже будет распространяться антихристово число». Кроме того, приводились примеры святых-бессребренников, в частности, Козьмы и Дамиана. Эти немного­численные свидетельства были очень уязвимы с точки зрения логики, опровергнуть их не представляло большого труда для опытных сопелковских полемистов. Нужны были до­полнительные аргументы. Руководствуясь идеей, что «ан­тихристовы» деньги должны отличаться от изданных благо­честивыми царями, безденежники подробно разрабатывали тему внешнего вида денег. Каждая деталь монеты наполня­лась скрытым смыслом, несла определенную идейную на­грузку.

Самое раннее из дошедших до нас сочинений, в котором присутствует эта тема, — «Послание вопросительно...» М. С. к Федору Афанасьевичу. М. С. просит адресата дать «разсуждение» о деньгах — «можно ли кому без вреды душевныя иметь их на нужныя потребы?». Далее М. С. пишет: «Аще ты видиши, боголюбче, в писании или от страдалец о антихристовых деньгах, и нам скажи, Господа ради. А мы видим не токмо нынешныя деньги бумажныя страшны и ужасны, и видим книшку, глаголемую Кабинет Петров, а в ней он говорит: Егда я принял владычество, повелел лить деньги златы и сребрены, и медны с надписью цыфиря и бук­вой лет Господних на 17ть образцов. На манетах повелел коварно и сокровенно печатать 4 "покоя" под царскими ко­ронами. А в ыной его книшке протолковано: первый "покой" являет Петра, второй "п" — перваго, третий "п" — патри­арха, четвертыи "п" — папу, а четыре венца царски являют его мнение четырех конец земли одержание»32.

Как видно из приведенного отрывка, М. С. пытается най­ти во внешнем виде денег иллюстрацию и подтверждение своего мнения о том, что именно Петр I олицетворяет собой сбывшееся пророчество о воцарении антихриста. «Четыре венца» на монетах и «4 покоя»33 истолковываются в соот­ветствии с традиционными представлениями об антихристе: он должен быть царем, «восхитить» на себя святительскую власть (в данном случае — сан патриарха) и таким образом уподобиться Римскому папе, совместившему две власти — гражданскую и духовную. Истолкование «четырех венцов» иллюстрирует апокалиптическое пророчество о покорении антихристом всей земли.

Обратим внимание на особое отношение М. С. к бумаж­ным деньгам. Они, по ее мнению, являются одной из «новин» антихриста. В «благочестивые» времена таких денег не было, а потому они для М. С. «страшны и ужасны».

В сочинении, вошедшем в состав цветников безденежни­ков, — «Кратком изъявлении вин, обретающихся у записных старообрядцев и поморцов», приводится более развернутая аргументация необходимости отказа от денег. «... Печать антихристова есть образ властныи вымылеванныи (на монетах). Яко же пенязь царскии имать образ, сице и на Христовых златницах — образ Господа нашего Исуса Христа и на цатех его сребренных — крест Господень. Тако и на антихристовых пенязех и на цатех его сребренных есть образ антихристов. Во всех бо льстец хощет уподобитися Сыну Божию и кресту Его, выражая же на них крыж и образ властныи, и орел двуглавыи, среди же его сам изображен, седя на коне. На крылах орла того есть осмь клеток, а в них — зверь и змий, и диадима его, и дух дияволь, и протчия. А орел знаменует самого антихриста, а главы его значут две власти: едина — духовная, а другая — мирская. На тех же цатах есть литеры выраженныя и летопись ложная антихристова. Есть же на них и скипетр его, и держава, и иныя многия есть богопротивныя клейма и душепагубныя начертания»34.

Буквально каждая деталь монеты вызывает негативную реакцию автора-странника: изображение герба Российской Империи35, портрет правящего монарха, «литеры выражен­ныя» (те, о которых писала М. С.?), атрибуты власти — скипетр и держава, «летопись ложная», т. е. дата выпуска монеты — все это, по мнению странника, указывает на «дьявольскую» сущность денег.

Перечень «антихристовых» признаков денег, приведенный в «Кратком изъявлении вин...», является для учения безденежников практически исчерпывающим. Другие сочинения безденежников и полемическая сопелковская литература не добавляют к нему ничего. Остановимся подробнее на не­которых рассуждениях автора «Краткого изъявления вин...».

Он пишет, что всадник, изображенный в гербе Российской Империи, это — император-антихрист. По словам Никиты Семенова, такой же точки зрения придерживался один из основателей движения безденежников Иван Петров36. Эти суждения уходят корнями в литературу радикального крыла старообрядчества XVIII в. Н. С. Гурьянова опубликовала и исследовала сочинение неизвестного автора 1779 г. «Пос­лание против поклонения двуглавому царскому орлу и четырехконечному кресту», где также проводится мысль о том, что всадник, изображенный в гербе, это — царь-антихрист (в данном случае — Алексей Михайлович)37.

По убеждению безденежников, герб в виде двуглавого орла появился в России уже после «падения веры». Главы орла, с их точки зрения, символизировали две власти — гражданскую и духовную, а сам орел — антихриста. Сопелковцы, напротив, утверждали, что герб появился еще при благочестивых царях и отвергать его не следует.

Среди «антихристовых» признаков денег упоминается «летопись ложная». Во всех толках страннического согласия было распространено мнение, что принятое в Российской Империи летосчисление отстает от истинного на восемь лет. Вопрос же о том, когда возникла эта разница и как сле­дует ее трактовать в каждом толке, решался по-своему. С точки зрения сопелковцев, летосчисление было нарушено «в грецех», от которых оно и проникло в Россию еще до реформы Никона. Безденежники же жестко привязывали «порчу» летосчисления к эпохе Петра I, связывая календар­ную реформу первого императора с апокалиптическим про­рочеством о том, что антихрист изменит «времена и закон». По мнению безденежников, Петр I не только перенес начало нового года с сентября на январь, но и убавил при этом восемь лет от Р. X. Причем в сочинениях безденежников приводится совершенно фантастическая дата преобразований Петра I: «Сие случися с 1728 лета. На двадцать девятыи год начали писать 1721»38.

Подоплека «коварной» деятельности Петра I, по мнению безденежников, такова: Христос родился в 5500 г. от сотво­рения мира, именно с этого времени нужно вести отсчет истинного летосчисления. Через восемь лет, в 5508 г., родился Симон-волхв, «верующий ветхоримскому идолу Янусу». Петр I начал новое летосчисление «в честь и славу ветхоримскому идолу Янусу от рождества Симона-волхва»39, скрыв имя Януса под именем Иисус. «Число Христово — 5500, а Янусово — 5508. Прославление рождества Христо­ва — 1728, прославление Иисусова — 1720»40. Иисус (Янус) — антипод Христа — антихрист, вернее, одно из его воплоще­ний41.

Страннический счет лет от Р. X. возник, вне всякого сомнения, под влиянием так называемого александрийского летосчисления, согласно которому рождение Христа также произошло в 5500 г. от сотворения мира. Но разница между этими системами очень велика. Чтобы ее наглядно показать, приведем пример. 1720 г. от Р. X. по византийскому летосчислению, принятому в России, соответствовал 1728 г. страннического счета лет и 1720 г. — александрийского. Эта же дата, взятая от сотворения мира, по византийской системе соответствовала 7228 г., по страннической — также 7228 г., а по александрийской — 7220 г. У византийской и александрийской систем общей точкой соприкосновения является рождество Христово, но на восемь лет разнятся даты сотворения мира. У византийской и страннической систем общая точка — сотворение мира, но на восемь лет расходятся даты рождества Христова.

1720 г. (по странническому летосчислению 1728 г.) несет в учении безденежников очень большую смысловую нагруз­ку. Перемена времен считалась самым «страшным» деянием антихриста и знаменовала его окончательное и полное во­царение в мире. Безденежники утверждали, что именно вве­дение «ложного» летосчисления сделало невозможным спа­сение в миру — ведь все миряне обязаны придерживаться официальной хронологии42.

Возведение в степень догмата запрещения держать день­ги вовсе не означало для подавляющего большинства без­денежников перехода к натуральному хозяйству. Как сооб­щает автор «Сказания о происхождении страннического со­гласия...», в новой конфессии быстро сложились своеобраз­ные отношения между странниками и мирянами, с помощью которых проблема использования «антихристовых» денег была решена. «Деньги щитали печатаю антихристовой, — пишет автор "Сказания..." о последователях Ивана Федо­рова, — в лесу их не держали. Но как обоитись без них не­возможно, то и примышлено было оставлять их в деревнях у верных своих приятелей, которыя по приказанию их по­купали им все, что требовалось. А естли кто из них... поку­пал на деньги что сам — тот бы(л) во отлучении»43.

Такая практика стала применяться безденежниками по­всеместно. Ее обоснованию посвящено одно из сочинений, вошедших в состав цветников — «Послание ... о земле Господней, сиречь о странноприимцах...»44. Здесь же определяются общие принципы взаимоотношений странников и странноприимцев, обосновываются идеалы равенства и нестяжания.

Исходная позиция автора сочинения — евангельские слов Христа: «Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Матф., зач. 45). Далее следует обращение к примерам из истории раннего христианства. Во времена апостолов «ни един же что от имении своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща». Неофиты продавали свое имущество и приносили его «цену» к «ногам апостол». «Ра­зумеем ноги апостол, — пишет автор послания, — сиречь служители странным, исполняюще всякое их требование; си­речь странноприимцы и христолюбцы». Он считает: как бы­ло во времена апостолов, так должно быть и теперь, т. е. «отшельники не имеют у себе сребра, числа ради зверинаго и его атитула зверскаго, и не купуют, и не продают. А когда исходят вне града — тогда полагают странноприимцам, якоже и апостоли, которыи единомысленныи с ним и живет еще покуда в миру. И тот может иметь сребро, и купить, и продать, и вся попечения иметь, и служить отшельникам, и в нужных потребах удоволит». Странноприимцы служат странникам, удовлетворяют их нужды, принимая на себя «грех» распоряжения «антихристовыми» деньгами, а взамен «тии отшелницы молятся о них — за творящих милостыню и дар, и желают и тех вывести в братию», причем в случае внезапной болезни странноприимцы, предварительно совер­шив побег, принимаются в согласие по упрощенным прави­лам: «при болезни приемлются прямо, кроме пригласнаго правила, а за него вынесут братия крещенныя, аще ли оздоровиет — сам вынесет после».

Странническое согласие можно представить как систему, состоящую из двух элементов: странников (беглых) я стран­ноприимцев (мирян). Для того, чтобы такая система могла функционировать и развиваться, ее элементы должны на­ходиться в состоянии равновесия, т. е. для того, чтобы две разные социальные силы могли развиваться в рамках еди­ной системы, они должны уравновесить свои интересы.

История взаимоотношений беглых и мирян в странническом согласии — это непрерывный поиск компромисса обеими сторонами. Здесь попытки заинтересовать в союзе другую сторону соседствуют со стремлением не допустить чрезмерного усиления партнера.

Одной из главных мер, ограничивающих влияние мирян в согласии, безденежники избрали проповедь обязательного пустынножительства. Позиция безденежников была направ­лена против сопелковского учения, разрешавшего странни­кам укрываться в домах мирян. Провозгласив, что «токмо спасутся в горах и пустынях живущие, а в странстве сущии (т. е. укрывающиеся в мирских домах. — А. М.) вси погиб­нут», лидеры безденежников лишили странноприимцев важ­нейшей функции, во многом определявшей их вес и влияние в  согласии — функции укрывательства беглых.

Впрочем, проповедь обязательного пустынножительства была вызвана, очевидно, не только стремлением ограничить влияние мирян. Именно пустынножительство позволяло по­следовательно проводить в жизнь апостольские принципы ра­венства и общности имущества. Оно должно было стать, по мнению безденежников, надежным заслоном против разло­жения бегунства изнутри, гарантией сохранения радикализ­ма вероучения.

В случае вынужденного укрывательства в доме странно­приимца, согласно учению Антипа Яковлева, полагалось наказание в виде епитимий46. Вероятно, на практике отступления от правила, запрещавшего укрывательство в мирских домах, были не так уж редки. На это, в частности, указы­вают сопелковские источники47. Но так или иначе безденежники не отказались от проповеди бегства в «чювственную пустыню» ни в середине XIX в., ни позже.

«Послание... о земле Господней...» выдвигает в качестве одного из важнейших принципов внутреннего устройства объединений безденежников общность имущества. Подтверж­дением применения на практике этой идейной установки служат показания Никиты Семенова. Он сообщил следст­вию, что для толка Антипа Яковлева характерны «общинное управление и отречение от прав собственности»48.

Дух полного равенства пронизывал всю организацию жизни общин безденежников. Об этом неоднократно, с не­скрываемым раздражением писали сопелковские авторы. В истории «О начатке...» отмечалось, что последователи Антипа Яковлева «друг друга нимало в приимуществе признающе, но вси у них большия и учители — мужие и же­ны»49. «Сказание о происхождении страннического согла­сия...» сообщает любопытную информацию о пошехонских безденежниках: «... исповеди в лицо человека не принимали, и крестить должен всяк сам (себя) во избежании признания отцовского старейшинства»50. Здесь проявляется полное отрицание всякого подчинения, звучит требование абсолют­ного равенства. Не признается даже обычное для христиан­ской традиции духовное наставничество. Ни духовника, ни крестителя! И все оправдывается ссылкой на «последние» времена.

Своеобразием отличается эсхатология безденежников. В ее основе — учение о воцарении в России антихриста. Им назван Петр I. Вслед за Евфимием безденежники развивают вариант теории «расчлененного» антихриста, согласно кото­рому после смерти Петра I антихрист последовательно во­площается в его монарших преемниках вплоть до «сконча­ния века». В 20—30-х гг. XIX в. эсхатология безденежников и сопелковцев базировалась на основе единой теории, и спо­ров вокруг нее не возникало51. В 40-х гг. XIX в. сопелковцы взяли на вооружение теорию «духовного» антихриста (согласно ей, антихрист — это богоборный дух, господст­вующий в русском обществе с 1666 г.), безденежники же про­должали отстаивать прежнюю точку зрения. Возникла острая полемика. Оставляя за рамками нашей работы под­робный анализ эсхатологии безденежников (это — задача специального исследования), отметим ее своеобразие в рам­ках теории расчлененного антихриста.

Советские исследователи старообрядчества установили, что предпочтение той или иной эсхатологической теории само по себе не является критерием социальной остроты и направленности учения. Важны те социальные и полити­ческие выводы, которые делаются из эсхатологической теории52. Гораздо определеннее характеризует то или иное ре­лигиозное движение роль, которую играет в нем эсхатоло­гия. Чем выше роль эсхатологии, тем больше социальная острота учения. В этом смыcле очень показательно различие между безденежниками и сопелковцами, проявившееся в 40-х гг. XIX в. О роли эсхатологии в той и другой конфессии ярко свидетельствует один из эпизодов «прения о вере» между сторонниками Антипа Яковлева и Никитой Семеновым, известный по истории «О начатке...».

Один из последователей Яковлева предложил поспорить об антихристе. Никита Семенов ответил на это: «"Что же вам очюнь нужно узнать о антихристе? Кажеца нет никакой потребы о нем упражнятся, но луче поучатся день и ночь о Христе и в законе его умудряца!" Безденежник воскликнул: "Слышите, братие, что сии лестцы глаголют, яко не нужно знать о антихристе. Да у нас только вся и вера во антихристе состоит!" Никита: "Когда были ли таковые случаи, чтобы во антихристе християне веру составляли и раскол чинили в разсуждениях о нем, покажи от писания. И есть ли же кто благочестно живет и ереси соблюдается, той может ли спастися не искавши о антихристе, скажи ныне нам"»53. Снижение роли эсхатологии в  учении сопелковцев свидетельствует об ослаблении его радикализма.

Что же касается социальных выводов из эсхатологии, то их различие отчетливо проявляется при сопоставлении отношения к властям со стороны сопелковцев и безденежников. В обеих конфессиях сохраняется радикальное евфимиевское неприятие властей, их законов и распоряжений, квалификация их деятельности как «антихристовой». Но первоначальный радикализм сопелковцев к середине XIX в. заметно уменьшился.

Сопелковские лидеры выступили против утверждения безденежников о том, что Петр I узурпировал главенство над церковью и «смесил» таким образом воедино две власти светскую и духовную. Как считает автор Ответов последователям Антипа Яковлева, в России «власть воедино духовная и мирская не смесилася... не восхитил император на ся духовной власти, сиречь действовать духовные дела», но по-прежнему занимается делами светскими, причем очень успешно. «Мирских дел они не повредиша»; «Российския цари не токмо отечество умалили, или истощили, но болше возмогли»; «Власть в России не разорена, человеческих прав ни же умали, но токмо благочестие повредися» — вот характерные высказывания автора Ответов 54.

Сходные мысли находим и в другом сопелковском сочинении середины XIX в. «И ныне власти, пишет его автор, имут повеление разбойников наказать, вражды укрощать, всякой товар чином производить, домы по плану строить, дороги обновлять, хлеб по водам перевозить и иных стран товары в Русию преправлять»55, т. е. с успехом исполняют функции управления государством.

Свою позицию сопелковцев заставило прояснить следующее обстоятельство. Безденежники доказывали, что власть в России «разорена», что существующие «антихристовы» власти — не суть власти вообще. Этим безденежники оправдывали отказ от применения в данном случае известной формулы: «Всякая душа властям предержащим да повинуется».

Обращаясь к безденежникам, автор Ответов последователям Антипа Яковлева пишет: «Еще вы винословите нас за то, еже мы за власть почитаем нынешняго царя и его прочих всех господ властями почитаем... Воистину тако, что мы признаем их властями и царем именуем». Проводится мысль, что властители России «по внешнему строению и чину» цари, а «по душевному залогу» — антихристы. «Аще вопросят нас, — продолжает автор сочинения, — есть ли царь, или власть на земли, мы светлым гласом и откровенным лицем глаголем, яко есть царь и власти на земли. Есть ли же рекут: покаряетеся ли вы им, тогда глаголем: ни. А почему? Яко неправославни суть и християнской вере нарушители, и многим церковным догматом и обычаем разорители». Власть всегда была на земле. «Токмо власть обсуждается по писанию разная — и которой повелевает повиноватися, а коей — ни. А все же власть и сия нарицается»56.

Позиция сопелковцев выглядит более смелой, идущей вразрез с христианской традицией: они отбрасывают евангельскую заповедь о повиновении властям на том основании, что власти заставляют их нарушать «Христову веру». Безденежники же, на первый взгляд, демонстрируют более традиционное мышление, защищая тезис о повиновении властям. Но в то же время они, казалось бы, вопреки здравому смыслу отказываются признавать властями российских императоров и правительство. Тот факт, что безденежники не отбрасывают заповедь о повиновении властям, не мешает им сделать значительно более радикальные социально-политические выводы, нежели те, которые делаются сопелковцами.

Различный подход к оценке государства: анархическое непризнание безденежниками гражданской власти за власть и признание ее сопелковцами в качестве реальной, но «неблагочестивой, антихристовой" власти, которой не следует повиноваться, отражает тот факт, что к середине XIX в. безденежники и сопелковцы выражали интересы разных социальных групп. Изначально бегунство объединяло в себе представителей двух социальных слоев: деклассированных беглецов и крестьян-странноприимцев. На протяжении первой половины XIX в. в рамках сопелковской ветви странничества постепенно складываются новые социальные силы, формируются новые отношения, по сути своей — буржуазные. Происходит консолидация эажиточной части мирян и страннической «верхушки», сближаются их интересы. Все более активный характер принимает эксплуатация рядовых странников, которые постепенно превращаются из деклассированной массы в своеобразный слой наемных рабочих. Отметим, что такие же процессы с разной интенсивностью протекали практически в каждом старообрядческом согласии, повсюду существовала проблема взаимодействия различных социальных групп в рамках единой конфессии.

Развивавшийся процесс нового классообразования вызы­вал сопротивление немалой части рядовых странников, стре­мившихся сохранить свой социальный статус «вольных» беглецов. Именно в их среде зарождались и развивались радикальные страннические конфессии, в том числе и дви­жение безденежников. Вероучение и практическая деятель­ность безденежников представляет собой попытку странни­ческих низов противостоять начавшемуся процессу превра­щения бегунства в организацию буржуазного предпринима­тельства. Безденежники стремились предотвратить деваль­вацию идеалов страннического вероучения, пытались прак­тически осуществить идеи равенства, общности имущества, нестяжания.

С точки зрения Евфимия, гарантией сохранения правой веры мог служить выход за пределы царства антихриста, отречение от всего, что связывает с «греховным» миром. Без­денежники развили его мысль. Для них бегство из мира — лишь первое условие сохранения правой веры, но никак не его гарантия. «Противоядие» от разложения страннических общин безденежники видели, с одной стороны, в последова­тельном проведении в жизнь идеалов равенства, общности имущества, утверждении безыерархической структуры, в от­казе от накопления богатств; с другой стороны, в создании надежного заслона от «пагубного» влияния антихристова мира, т. е. в максимально возможной изоляции странни­ческих общин. Безденежники выдвигали своеобразную сис­тему обязательных правил и категорических запретов, сле­дуя которым», можно было, по их мнению, сохранить идеа­лы веры.

Исторический опыт решения проблемы в предложенном ключе показал утопичность надежд безденежников. Перво­начальный радикализм, равенство и «чистота веры» в каж­дой «безденежной» общине постепенно утрачивались, меня­лись практикой, весьма далекой от идеала. В общинах воз­никали противоречия, образовывались противоборствующие группировки. Внутренняя борьба приводила, как правило, к распаду общин, нередко сопровождавшемуся конституированием новых радикальных объединений безденежников, стремившихся утвердить веру на прежних основаниях. Что же касается безденежников, переходивших на умерен­ные позиции, то они либо продолжали самостоятельную проповедь, либо в конце концов примыкали к сопелковцам, или даже к нестранническим течениям старообрядчества.

 

 

 

Примечания

 

1 Последние работы, посвященные учению Евфимия: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. — М., 1977. — С. 201—219; Мальцев А. И. Социально-политические взгляды Евфимия по его сочинениям и позднейшим старообрядческим источникам // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. — Новосибирски, 1988, — С. 103—117.

2 «Сказание о происхождении страннического согласия и разнообразных его отраслях». — ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 46—46 об.

3 Дело здесь не только в том, что в условиях сравнительно густозаселенной европейской части России тайные поселения странников не могли долгое время оставаться неизвестными местному населению и властям. Полностью лишив себя связи с миром, странничество не смогло бы развиваться как общественное движение, как конфессия. Ведь одно из обязательных условий функционирования любой конфессии — проповеденическая деятельность. В этом смысле всякое вероисповедание обращено «лицом к миру» и так или иначе связано с ним.

4 Название происходит от с. Сопелки Ярославской губ., ставшего в начале XIX в. основным центром страннического согласия. Употреб­лять термин «умеренные» применительно к сопелковцам можно только сравнивая их с безденежниками. Относительно других старообрядче­ских согласий сопелковцы — крайние радикалы.

5 Пятницкий И. К. Русский сектант в своей истории.— Спб., 1884.

6 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 325—394. «Странствующим добро­желателем от потомков Антипы Яковлева, желающим духовныя бесе­ды от разсуждения святых писании, воеже и вопросителне требующим разрешительнаго показания во ответ ихняго предлагаем ответ на ваши вопросы» (всего восемь ответов). Сочинение было использовано в мо­нографии И. К. Пятницкого «Секта странников и ее значение в раско­ле».— Сергиев Посад, 1906.

7 Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной Рос­сии.— М., 1958. Шифры дел: ЦГИА, ф. 1284, оп. 205,1850 г., №226а, 226б; оп. 209, 1854 г., №121.

8 Первые четыре из них, как оказалось, уже известны в научной литературе. В 1980 г. их использовала Н. С. Гурьянова, изучавшая старообрядческую эсхатологию и, в частности, учение о Петре I-антихристе, широко распространенное среди странников. В задачу ее работы не входила детальная атрибуция памятников, поэтому интере­сующие нас рукописи были охарактеризованы как вышедшие из страннической среды без указания на авторство безденежников. См.: Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения о Петре I-антихристе // Сибирское источниковедение и археография.— Новосибирск, 1980. — С.   136—153.

9 Дата указана в заглавии: «Цветник, изображен от книг божественнаго писания о времени спасения и о антихристе в лето от сотворе­ния мира 7364». Штемпели на бумаге Кондровской фабрики Козловой точной датировки не имеют. Похожие штемпеля датируются С. А. Кле­пиковым 1860, 1874 гг. и 1865, 1875 гг. (Клепиков I, № 92, 93).

10 В цветниках: ГПБ, собр. Титова, №2504 и ГБЛ, собр. Барсо­ва, №950 указано, что включенное в их состав сочинение «Собрание от святаго писания о антихристе...» выписано из книги, изданной в 1861 г. (Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым.— Лондон, 1861, — Вып. 2.— С. 247—267). В тексте цветника ИРЛИ, собр. Смирнова, №17 упомянуто о смерти Николая I и воцарении Александра II (л. 23). Этот цветник состоит из двух боль­ших частей, каждая из которых озаглавлена: «Дела XVIII века скрыв­шихся христиан». Не исключено, что автор цветника был знаком с ра­ботой Г. Есипова «Раскольничьи дела XVIII столетия». — Спб., 1861. — Т. 1; 1863. — Т. 2.

11 Описание сборника ИРЛИ, собр. Смирнова, №17 см.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. — Новосибирск, 1988. — С. 158—161.

12 Эти сочинения вошли в перечень эсхатологических сочинений, составленный Н. С. Гурьяновой. См.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... — С. 177, 179, №93, 94, 111.

13 См.: Там же, — С. 174, №76.

14 Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения о Петр I... — С. 145, 152.

15 В 1980 г. бегунский сборник, содержащий список Послания, числился среди необработанных рукописей НБ ТГУ форматом 4°, №75. Сочинение занимает л. 29 об.— 39.

16 Подробнее об этом сочинении см.: Мальцев А. И. «Сказание о происхождении страннического согласия и разнообразных его отрас­лях» как источник по истории старообрядчества // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. — Новосибирск, 1986. С. 131—142.

17 Судя по отрывочным сообщениям источников, относящихся к XVIII в., отрицание денег было одним из пунктов вероучения так называемого пастухова согласия (радикальное ответвление поморского согласия).— См.: Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. — Спб., 1855. — С. 276—277.

18 «О начатке старца Евфимия...» — ГПБ, собр. Титова, №838, л. 471. Советский исследователь А. И. Клибанов ошибочно отнес дея­тельность Ивана Петрова к концу XVIII в., а его смерть — к 1807 г. Ошибка последовала из-за неверного прочтения неясно написанной да­ты смерти Петрова в рукописи, которой пользовался исследователь. Поэтому попытка А. И. Клибанова объяснить проповедь Петрова, ис­ходя из того, что он был современником Евфимия, не может быть при­нята. — См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия... — С. 217.

19 ГПБ, собр. Титова, №1673, с. 1421.

20 Там же, №838, л. 468 об.

21 «Сказание о происхождении страннического согласия...» (Крат­кая редакция). — ГБЛ, собр. Брысиных, №18, л. 29 об.

22 Подробнее об этом см.: Мальцев А. И. Споры в странническом согласии вокруг идейнаго наследия Евфимия в первой трети XIX в. // Общественное сознание, книжность, культура периода феодализма. — Новосибирск (в печати).

23 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 486—499 об.

24 Мальцев А. И. Социально-политические взгляды Евфимия... — С. 113.

25 Отметим, что подобные идеи были распространены не только среди странников, но и среди часовенных Урала и Сибири. Более того, скиты часовенных в XIX и XX вв. нередко переходили к безденежной практике. Не исключено, что можно говорить об определенном идейном взаимовлиянии странников-безденежников и часовенных в урало-си­бирском регионе.

26 Всплеск фанатизма в среде пошехонских странников был связан, очевидно, с ожиданием предсказанного на 25 марта 1828 г., когда день Пасхи совпадал с праздником Благовещения, второго пришествия Христа. Бегунская историческая традиция называет автором этого пророчества лидера лесопустынного согласия М. А. Кувшинова.

27 ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 56—56 об., 64—64 об.

28 Миссионерство и раскол в Мариинском уезде в 1899—1900 гг. // Томские епархиальные ведомости. — 1900. — №24. — С. 8—9. Автор статьи воспользовался сообщением одного из лидеров томских стран­ников Марка Викулова. Тема богоугодности голодной смерти звучит в сибирском сочинении — «Послании вопросительном...» М. С. к тю­менскому наставнику Федору Афанасьевичу.

29 Любопытно, что проявления «воли антихриста» безденежники порой отмечали в самых неожиданных случаях. В послании сопелковского автора последователям Антипа Яковлева читаем: «Еще вы воспоминаете, яко повелитель царь что повелит, то и вы (сопелковцы. — А. М.) творите по его повелению, сиречь в монетах количество курса числом рублей» (ГПБ, собр. Титова, №838, л. 389 об.) Безденежники считали, что нельзя признавать курс монеты, так как он установлен императором-антихристом.

30 См.: «Послание... о земле Господней...». — ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 158.

31 «Свидетельство от святаго божественнаго писания о пременении времен...». — ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 166.

32 НБ ТГУ, собр. рукописей, 4°, №75, л. 38—39.

33 Монеты, в которых российский герб заменялся монограммой из четырех «П», расположенных крестообразно под коронами, назывались «крестовиками». Монеты такого типа выпускались Петром I, Петром II и Павлом. «П» в данных случаях начальная буква имени царя. См.: Спасский И. Г. Русская монетная система. Л., 1970. С. 157, 165, 174, 178, 215.

34 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 174—175.

35 «Осмь клеток» на крыльях двуглавого орла — это областные гербы.

36 ЦГИА, ф. 1284, оп. 209, 1854 г., №121, л. 158 об. — 159.

37 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... — С. 53—56, 118—122. Н. С. Гурьянова ошибочно датирует «Послание...» 1789 г. и с учетом этого предполагает, что его автор мог принадлежать к бегунскому согласию. Мы не   разделяем это предположение.

38 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 63 об. Дата 1728 г. не соответствует действительности, зато идеально вписывается в сложную и запутанную схему эсхатологических расчетов, которыми обильно снабжены некоторые сочинения, входящие в состав цветников.

39 Там же, л. 97 об.

40 Там же, л. 65.

41 Здесь еще одна точка соприкосновения построений безденежников с федосеевской эсхатологией. Федосеевцы считали, что антихрист таинственно скрыт в имени Иисус.

42 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 160.

43 ГБЛ, собр. Брысиных, №18, л. 230—230 об.

44 ГПБ, собр. Титова, №2504, л. 150—158 об.

45 Там же, №838, л. 491—491 об. Лишившись функции укрыва­тельства беглых, миряне, поддерживавшие безденежников, сохра­нили за собой другие важнейшие функции. Они по-прежнему выпол­няли роль связующего звена (посредника) между беглецами и миром, в их руках сосредоточивались все финансовые дела безденежников. Обязанностью странноприимцев было оказание помощи странникам, они имели право на ответную помощь.

46 Там же, л. 490.

47 Там же, л. 492.

48 ЦГИА, ф. 1284, оп. 209, 1854 г., №121, л. 160.

49 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 498.

50 ГБЛ, собр. Барсова, №858, л. 57.

51 Исключение — полемика против  предсказания даты второго пришествия Христа, сделанного М. Кувшиновым..

52 Покровский Н. Н. Новый документ по идеологии Тарского про­теста // Источниковедение и археография Сибири. — Новосибирск, 1977, — С. 222.

53 ГПБ, собр. Титова, №838, л. 494—495.

54 Там же, л. 389 об.

55 Федор Иванов Кривой. Ответы артемьеву согласию. ГБЛ, собр. Вологодское, №116, л. 147 об.

56 ГПБ, собр. Титова,838, л. 375—376.

Hosted by uCoz