А. И. МАЛЬЦЕВ
СОЧИНЕНИЯ ИНОКА ЕВФИМИЯ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
ФИЛИППОВСКОГО СОГЛАСИЯ
Изучение филипповского старообрядческого согласия представляет
значительный интерес. Филипповцы известны строгостью своих уставов,
последовательностью неприятия "мира антихриста", резким отрицательным
отношением к гражданским властям и официальной церкви. Тем не менее в
исследовательской литературе история согласия, суть происходивших в нем
идейных процессов освещены очень скупо и неравномерно. Чаще всего внимание исследователей
привлекали события, связанные с возникновением этой конфессии: появление в
Выговской пустыни правительственной комиссии Квашнина-Самарина; вынужденное
введение выговцами в богослужебную практику моления за правящего государя;
обстоятельства отъезда из Выговской пустыни старца Филиппа, впоследствии
высказавшегося категорически против богомолия за государя-никонианина;
самосожжение Филиппа и его последователей в
Введение выговцами в церковную службу богомолия за правящего
монарха привело к расколу поморского согласия, признанным центром которого была
Выговская пустынь. Часть поморцев расценила богомолие за государя-никонианина
как опаснейшее нововведение, отступление от истинной веры. Противники богомолия
считали себя (и не без оснований) истинными продолжателями традиций первых
поморских отцов, а своих оппонентов — отступниками и называли их
"новопоморцами", "монастырским новым" или "мануйловым"
(по имени одного из руководителей Выга Мануила Петрова) согласием2.
Обстоятельства происшедшего раскола предопределили
крайнюю децентрализацию филипповского согласия. Филипповские общины,
объединенные идеей неприятия богомолия за царя, но организационно слабо
связанные между собой, другие вопросы решали самостоятельно и, очень часто,
по-разному. Так, например, вскоре после смерти Филиппа в среде его
последователей возникли споры о том, как следует принимать переходящих в
филипповское согласие выговцев3. Единого центра, общепризнанной
иерархии в филипповском согласии не сложилось ни в XVIII в., ни в последующее время. Вместе с тем авторитет
некоторых общин распространялся далеко за их пределы, в частности, большим
влиянием пользовалась московская община, возникшая в начале 60-х гг. XVIII в. (так называемое "балчужное" согласие4).
В конце 60-х гг. XVIII в. среди московских филипповцев нашел укрытие беглый
солдат, ставший затем известным как инок Евфимий (его мирское имя до нас не
дошло). В 70-х гг. XVIII в. Евфимий — один из влиятельных лидеров московских
филипповцев. В
Сочинения Евфимия — интереснейший и до сих пор не
востребованный источник для изучения филипповского согласия 60-х — 80-х гг. XVIII в. В первую очередь среди них нужно отметить обширную
подборку документов, главным образом — посланий, адресованных Евфимием
филипповским лидерам. Они связаны
общей идеей и представляют собой по сути единое острополемическое сочинение,
условно нами названное "Обоснование разделения с филипповцами". По
существу это — "самооправдание" Евфимия. До нас дошел автограф этого
сочинения в составе сборника, написанного Евфимием в начале 80-х гг. XVIII в.5 Некоторые материалы о филипповцах
содержатся и в других сочинениях Евфимия, дошедших частью в автографах, частью
в поздних списках. Кроме того,
привлекаются еще несколько филипповских сочинений XVIII
в., вводящих нас в
круг проблем, о которых пишет Евфимий.
Евфимий повествует о деятельности основных центров
филипповского согласия — Москвы, Поморья, Ярославля, Твери, Вятки. Он называет
имена руководителей и видных деятелей филипповских общин, характеризует их
взаимоотношения, позиции по различным вопросам, описывает ход борьбы за власть
и влияние в согласии. Особое место уделяется событиям, происходившим в Москве в
конце 70-х гг. XVIII в. В них
Евфимий принимал непосредственное участие. Сведения о жизни московских филипповцев в 60-х —
начале 70-х гг. XVIII в.
отрывочны и немногочисленны. Они
приводятся Евфимием только тогда, когда ему нужно осветить историю какого-либо
вопроса, например, об отношении филипповцев к федосеевскому согласию, о записи
в раскол.
Сочинения Евфимия и другие источники свидетельствуют о
существовании в Москве в 70-х — 80-х гг. XVIII в. двух филипповских общин. Одну из них возглавлял Алексей Яковлев (Балчужный) —
самый, пожалуй, известный филипповский лидер второй половины XVIII — начала XIX вв.
Другую — московский купец Иван Алексеев. Отношения между ними были очень
неровными на протяжении всего времени их существования. По-видимому, в 80-х
гг. XVIII в. между
ними произошел окончательный раскол.
Но первый серьезный конфликт, длившийся не один год, случился в конце
Поводом к конфликту между двумя филипповскими лидерами
стали события, произошедшие в общине Ивана Алексеева в
На следующий день, как свидетельствует Алексей Иванов,
Иван Алексеев "приказал со всеми христианы нам не общатися и домашним
нашим в молении, ястии и питии не мешатися", обосновав свои действия
двумя правилами православных уставов. Стремясь заручиться поддержкой Алексея
Яковлева, Иван Алексеев отправил ему письмо, но одобрения своей позиции не
получил. По возвращении Алексея Яковлева в Москву часовня была открыта, а для
решения дела 24 декабря
В марте
Алексей Иванов пишет о неоднократных безуспешных попытках
Алексея Яковлева добиться мира между московскими общинами12.
По-видимому, это связано с тем, что именно весной
В том же
Непростая обстановка складывалась в 70-х гг. XVIII в. и в филипповских общинах Поморья. Там большим
авторитетом пользовался инок Иона, известный далеко за пределами региона своей
проповедью богоугодности самоубийства17. Московские филипповцы считали учение Ионы неправым, и
из-за его большой популярности с подозрением относились ко всем филипповцам
"Поморской страны". Поэтому, когда в начале
7 февраля
В Москве Андреян рассказал о приключившейся с ним в
дороге неприятности — во время пребывания в Ярославле ему пришлось, сняв
камилавку, пройти через "никонианский" собор. Иван Алексеев не счел
это дело важным и посоветовал ему принять исправление у филипповского инока
Павла, живущего в Суземке21.
Итак, мир был заключен. Иван Алексеев, желавший видеть
Евфимия духовником своей общины, рекомендовал ему принять монашеский постриг от
Андреяна, пока тот находится в Москве. Но Евфимий предпочел сделать это в
Поморье, куда и отправился в том же
Накануне отъезда Евфимий выступил с обвинениями против
Андреяна. Разгневанный настоятель скита вместо благословения к путешествию
сорвал с головы своего постриженника камилавку, как бы аннулировав тем самым
право Евфимия считаться иноком. Евфимий проигнорировал символический подтекст
поступка Андреяна, возложил на себя "иноческий чин" и отправился в
Москву24.
В Москве в самом разгаре был конфликт между двумя общинами.
Топозерский скит находился под покровительством Ивана Алексеева, осложнять
отношения с его настоятелем в условиях противоборства с общиной Алексея
Яковлева было крайне невыгодно. Иван Алексеев предпочел пожертвовать
отношениями с Евфимием и не поддержал его обвинений против Андреяна. Этим не
преминул воспользоваться Алексей Яковлев, сделавший Евфимия своим союзником.
Подписав Стостатейник, Евфимий активно включается в борьбу на стороне Алексея
Яковлева, создает сочинения в защиту его деятельности25. Алексей
Яковлев обещает Евфимию поддержку в его конфликте с Андреяном.
Но вскоре неуживчивый инок испортил отношения и со
своим новым благодетелем. Алексей Яковлев зимой 1779-1780 гг. начинает
переговоры с московским лидером федосеевского согласия И. А. Ковылиным о
примирении двух конфессий. Евфимий в резкой форме выступает против этого, в
результате чего лишается покровительства Алексея Яковлева26.
Вопрос о взаимоотношениях филипповцев и федосеевцев
представляет значительный интерес. Разделение ревнителей старой веры на
конкурирующие между собой конфессии всегда рассматривалось старообрядческими
идеологами как явление трагическое. Отсюда — многочисленные попытки к
объединению различных согласий, предпринимавшиеся в ХVIII-ХХ вв. В исследовательской литературе эта сторона
взаимоотношений старообрядческих конфессий изучена хуже, чем полемика между
ними.
Два крупнейших беспоповских согласия — поморское и
федосеевское, разделившиеся в
Евфимиевское "Обоснование разделения с
филипповцами" — ценный источник сведений о попытке заключить мир между
двумя согласиями, предпринятой Алексеем Яковлевым и И. А. Ковылиным в
Евфимий подвергает подробному рассмотрению текст примирительных
писем Алексея Яковлева и И. А. Ковылина. Письмо-исповедание Алексея Яковлева,
состоящее из тринадцати статей, скопировано Евфимием с приведением разночтений
по аналогичному письму И. А. Ковылина28. По мнению Евфимия, Алексей
Яковлев сделал ряд серьезных уступок федосеевцам по проблемам, традиционно
разделявшим согласия (о титле на кресте, о браках, об иночестве). Евфимий
подробно аргументирует свои выводы29.
Против примирения с федосеевцами выступило немалое
количество филипповских наставников. Евфимий называет имена Ивана Алексеева,
Романа Андреева Голикова, Андрея Дмитриева (Вятского)30. Другое
филипповское сочинение, написанное около 1804-
Касаясь истории взаимоотношений двух согласий, Евфимий
отмечает, что прежде филипповцы, в том числе и сам Алексей Яковлев, не
допускали никаких уступок федосеевцам. Упоминаются и цитируются филипповские
сочинения: 1) уставное письмо о приеме федосеевцев из 21 статьи, написанное
Василием Матвеевым, Григорием и Алексеем Яковлевыми в конце 60-х гг. XVIII в.; 2) ответы Григория и
Алексея Яковлевых на вопросы Ильи Алексеева (ответ на третий вопрос: о браках);
3) статьи (50) Алексея Яковлева, поданные московским федосеевцам в
Выступлением Евфимия против Алексея Яковлева решил воспользоваться
Иван Алексеев. Он взял попавшего в опалу инока под свое покровительство. В
К этому времени практически за каждым филипповским наставником
числилось какое-либо "неисправленное" прегрешение: за Иваном
Алексеевым — "присяга" через подставное лицо в "никонианском"
храме; за Алексеем Яковлевым — соглашение с федосеевцами, отказ от
старопоморских традиций. Роман Андреев Голиков в
14 сентября
Спустя некоторое время филипповские лидеры сумели-таки
достичь примирения, но не путем исправления церковных недостатков, а тем, что
решили "ничесого ни на ком за таковыя вины действа не искати". Иван
Алексеев не препятствовал развитию отношений Алексея Яковлева с федосеевцами, а
тот перестал вспоминать о "присяге" Ивана Алексеева40. В
начале
Что же касается союза с федосеевцами, то он соблюдался
в 80-х гг. XVIII в. только
его инициаторами, не охватив других филипповских общин. В это время Алексей Яковлев был известен как
сторонник "снисходительного" отношения не только к федосеевцам, но и
к поморцам42. Впрочем, через некоторое время взгляды Алексея
Яковлева на возможность союза с федосеевцами изменились; когда в декабре
Интересно сложилась судьба топозерского настоятеля
инока Андреяна. Его дело решилось не в Москве. В марте
Практически все "отступления от веры", о
которых пишет Евфимий, связаны с проблемой отношения филипповцев к иноверным
властям и обществу. В его основе лежала оценка правительственной политики по
расколу. Законодательство 60-х—80-х гг. XVIII в. предусматривало возможность легального существования
старообрядчества при условии его строгого учета и выплаты старообрядцами
удвоенной по сравнению с обычной нормой подушной подати. При проведении ревизий старообрядцы должны были вноситься
в особые "раскольнические" списки. Допустимость записи "в раскол"
стала предметом острой дискуссии в старообрядчестве. Отношение филипповцев к
этой проблеме было неоднозначным. Евфимий — убежденный противник раскольнической
записи — попытался проследить, как менялось отношение филипповцев к этому
вопросу46.
Соборные постановления филипповцев 7273 [1764/1765] г.
и 7274 [1765/1766] г. рассматривали раскольническую запись как грех, подлежащий
наказанию епитимией. Но уже тогда существовал и иной взгляд. Евфимий пишет:
"Та же потом сице утверждающе изрекосте, чтобы о оной раскольнической
записке самомненно не толковать, но по содержанию прежних наших поморских отец
всех записных за сущих християн признавать, а о случающихся в записных
винностях настоятельствующим знать и по расмотрению наказывать". Евфимий
четко определяет разницу между двумя подходами. В первом случае осуждаются все
записавшиеся, а во втором — только некоторые из них, по рассмотрению духовных
настоятелей.
Затем появилось мнение, что запись в раскол вообще не
должна рассматриваться как грех. Наиболее четко оно было выражено братьями
Григорием и Алексеем Яковлевыми. (Их сочинение, посвященное оправданию записи в
раскол полностью приведено Евфимием в "Цветнике".) Но не все
филипповские руководители разделяли взгляды братьев Яковлевых. В частности,
Василий Матвеев, по словам Евфимия, выражался по этому поводу так: "Что,
де, худое хвалить? Кто ю (запись в раскол — А. М.) похвалити может!?" В его епитимейнике было написано:
"Християнину како за попами укрыватися — грех, тако и раскольником
писатися". В соответствие с этим он наказывал записавшихся в раскол. В
числе наказанных побывал когда-то и сам Евфимий. Вспоминая об этом, он пишет,
что "каждый день молихся по лестовке", и, хотя "о себе сам
нимало где раскольником не подписахся — а под запрещением отцовским
имехся".
Все вышеизложенные сюжеты отнюдь не исчерпывают значение
сочинений Евфимия как источника сведений о филипповском согласии, но раскрывают
богатый потенциал невостребованного источника. Особенно это касается "Обоснования
разделения с филипповцами". Здесь описана повседневная жизнь филипповских
общин. О ней пишет не сторонний наблюдатель, но активнейший неравнодушный
участник событий. Его оценки, безусловно, субъективны, в них ярко отражается
индивидуальность автора. Но думается, что в изложении фактов, в цитатах Евфимий
точен — в противном случае его оппоненты легко могли уличить инока в
нечестности. Как показывает изучение филипповских полемических сочинений
последней четверти XVIII в., опровергать факты,
приводимые Евфимием, никто не пытался. Ответом на его страстные послания, как
правило, было молчание. Его имя не упоминалось и в тех случаях, когда кто-либо
из филипповских полемистов использовал его информацию (как, например, это
сделал Алексей Яковлев в Послании
В заключение статьи мы публикуем текст примирительного
соглашения между общинами И. А. Ковылина и Алексея Яковлева. Он дошел до нас в
составе "Обоснования разделения с филипповцами". Рукопись Евфимия
представляет нам текст Статей Алексея Яковлева с приведением разночтений по
Статьям И. А. Ковылина; разночтения либо выделены, либо написаны киноварью.
Публикуется текст Статей Алексея Яковлева (обозначим его "А");
разночтения по тексту Статей И. А. Ковылина (обозначим его "Б") и
комментарии Евфимия приводятся в подстрочнике, нумерация — арабскими цифрами.
Примечания
1 Демкова
Н. С., Ярошенко Л. В. Малоизвестное старообрядческое сочинение середины ХУШ
в. "История пострадавших отец Филиппа и Терентия" // Рукописное
наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского дома). Л., 1972.С. 174-191; Гурьянова
Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой
эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С.
61-83.
2 Куандыков
Л. К. Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни // Древнерусская рукописная книга
и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 113, 114.
3 Гурьянова
Н. С. Крестьянский антимонархический протест... С. 100, 101.
4 На
Балчуге в Москве была расположена филипповская часовня.
5 РГБ,
собр. Ундольского, №510, л. 2-178 об.
6 О
сочинениях Евфимия см.: Мальцев А. И. Археографический обзор сочинений
Евфимия // Рукописная традиция ХVI-ХIХ вв. на востоке России. Новосибирск, 1983. С.
164-178; Он же. Социально-политические взгляды Евфимия по его сочинениям и
позднейшим старообрядческим источникам // Источники по истории общественной
мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 103; Он же.
Неизвестное сочинение инока Евфимия // Известия СО РАН СССР, 1991. Вып. 3. С.
19-21.
7 В
филипповском рукописном сборнике РГБ, собр. Барсова, №995 (последняя треть XVIII в.) на л. 223-246 об. помещены три сочинения,
посвященные началу конфликта: 1) Вопросы (12) Алексея Яковлева (?) к Ивану
Алексееву, поданные в марте
8 РГБ,
собр. Барсова, №995, л. 234-237. По-видимому, Алексей Иванов исполнял должность
уставщика.
9 Там же,
л. 237 об.-239.
10 Там же,
л. 229.
11 Там же,
л. 240 об.-241.
12 Там же,
л. 239-239 об.
13 РГБ,
собр. Барсова, №940, л. 39-40 об. По-видимому, работа над Стостатейником началась
около
14 Евфимий.
Обоснование разделения с филипповцами. — РГБ, собр. Ундольского, №510, л.
6 об.
15 Там же,
л. 47-50.
16 Об этом
упоминается в послании, написанном Алексеем Яковлевым братству Ивана Алексеева
12 марта
17 Сочинения
инока Ионы до нас не дошли. Евфимий приводит важные подробности учения этого
наставника. Он пишет, что Иона благословляет своих духовных детей "себя
замаривати и сожигатися", основываясь на евангельских словах Христа:
"Аще кто хощет душу свою спасти, погубит ю", а также на
свидетельствах из Лествицы Иоанна Синайского (Слово "о темничниках"),
Книги Исаака Сирина (Слово 82) и других. См.: Евфимий. Обоснование
разделения.., л. 16-16 об.
18 В
рукописном сборнике БАН, собр. Дружинина, №243(289), на л. 18-26 об. помещен
ряд материалов, связанных с приездом инока Андреяна в Москву в
19 Авраамия
московские настоятели обвиняли в слишком мягком отношении к "монастырскому"
и федосеевскому согласиям, в поддержке идеи допустимости новоженческих браков и
других "прегрешениях". — БАН, собр. Дружинина, №243(289), л. 21 об.
20 Там же,
л. 25.
21 Суземок
— старообрядческое название округи Выго-Лексинских общежительств.
22 Рассказ
о пребывании Евфимия на Топозере: Евфимий. Обоснование разделения.., л.
37 об.-40 об., 140-141.
23 Евфимий.
Обоснование разделения.., л. 41 об.-42, 141-141 об. Инок Андреян в миру —
отставной сержант Иван Ефимович Кузнецов.
24 Там же, л. 40 об.
25 Там же, л. 56 об.-57, 121.
26 Там же, л. 5-5 об.
27 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический
протест... С. 84, 85.
28 Евфимий. Обоснование разделения.., л. 110-113.
29 Там же, л. 110-117 об.
30 Там же, л. 5-6 об., 164-172 об.
31 Показание известное о новопрозъшедшем мудровании
прежде бывшаго нашего благорачителя А. Я.". Нач.: "Ибо он по 7288
лет(е) благорачительно стоял..." — РГБ, собр. Брысиных, №18, л. 372-424
об.
32 Евфимий. Обоснование разделения , л. 5.
33 Евфимий. Обоснование разделения , л. 8-36 об., 73-110, 121.
Мнение Евфимия о Стостатейнике разделял и вятский наставник Андрей Дмитриев.
34 Там же, л. 12,
17-17 об., 32, 99 об., 116.
35 Там же, л. 4 об.-5 об., 123 об. -131 об.
36 Там же, л. 50-54. Согласно ст. 50 Стостатейника
запись в двойной оклад считалась допустимой и не могла быть предметом
осуждения, "кроме токмо от своего лица раскольническаго неизяснительнаго
подписания и прочих подписок вредных" — они подлежали наказанию. См.:
Стостатейник. — РГБ, собр. Барсова, №940, л. 17-17 об.
37 Евфимий. Обоснование разделения.., л. 54
об.-55. Евфимий пишет, что Андрей Иванов Кимерский, познав "таковое свое
душевредие, прииде в Москву ко Алексею Яковличю и... пред ним единем началом
исправление получи, та же и возвратися паки в Кимру, таковым же началом и сам
прочих исправляти...", но, по мнению Евфимия, епитимия Андрея Иванова не
соответствует тяжести его прегрешения.
38 Евфимий. Обоснование разделения.., л. 43
об.-44, 155-155 об. Об этом же пишет Алексей Яковлев в Послании
39 Евфимий. Обоснование разделения.., л. 5 об.
-6.
40 Там же, л. 57-59.
41 Письмо скопировано Евфимием. См.: там же, л. 163-163
об.
42 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический
протест... С.
43 Алексей Яковлев. "Краткая история о
соблазнах федосиева согласия". РНБ, O.I.443, л.
144—186. Сочинение написано в январе
44 Евфимий. Обоснование разделения.., л. 41 об.
45 РГБ, собр. Никифорова, №594, л. 3-3 об.
46 Это сделано в неизвестном сочинении, отрывок из
которого дошел до нас в составе исторического сочинения странников, написанного
в середине XIX в. — "Описание
достоверное о житии и о всем происшествии подвига бывшаго старца
Евфимия..." — БАН, собр. Дружинина, №85, л. 35 об.-36.
Приложение
Господи, Iсусе
Христе Сыне Божии, помилуй наса.
Во известие боголюбивейшей братии о мирном устроении
на чем бполагаем примирениев, о том в сих статиях
написуем.
Первое. Веру православную и все уставы
древлеправославныя Христовы церкви, писанныя и неписанныя, хранити твердо
неизменно, а новин всех всеми силами бегати и удалятися1.
Второе. На святых крестах надписание имети по преданию
и содержанию древлеправославныя церкви: царь славы Iсус Христос и прочее. Четырех же литер сих: IНЦI за
святоцерковное2 не вменяти. И с 3таковыми буквами4
крестов не имети 5и не покланятися.
Третие. Иже о первобытном Пилатовом на кресте
написании6 имеются во святем Евангелии и у богословцев сказания
довод. Или в защищение оных четырех литер не приводити. Но и о сущем том
Пилатовом надписании согласно со святыми разумети и за самое благолепное
прославление 7Христово того не вменяти. Яко же и церковь8
древлеправославная сего Пилатова изображения на святых крестах
не имеет, и нам 9не
имети10. 11А яже
во святем писании где о сем како писано, тако и приимати. Преступающих же сие
наказывати.12
Четвертое13. Браков, до правыя веры
полученных 14по-никониански и прочих законов15 по приятии
истиннаго крещения (за неимение ныне священных зде16 лиц и священна
устроения) в церковь не приимати и церквозаконными и Богом совокупленными оныя
браки не нарицати. И таковых бывших брачных на чистое житие приимати
(единодомовное же им житие и супружескими имены нарицати по нужди нынешняго
времене попущати). Преступающих же чистое17 и плотьски смешающихся 18яко
соблудивших наказывати19, апостольскаго же попущения и разсуждения о
браках верныя части с неверною в привод20 вышеписанным бракам не
приводити, яко оно попущение и разсуждение бысть в 21первеньствующее
время22 и при священных лицех.
Пятое23. На торгу у иноверных продаемое
брашно скверно24 от рук иноверных 25не мудръствовати,
того ради26 по нужди и27 во обстоянии иноверных таковое
брашно приимати и ясти без сомнения, по апостольскому завещанию со обычным
благодарением и креста знамением, 28леставки же не полагати29.
Шестое30. Молитв священнических
простолюдином нигде не читати, и в Светлую Неделю при службе на отпустех креста
не воздвизати, и рук не подимати, но вместо подимания рук крестным знамением
знаменатися.
Седмое31. В посты во аллилуиныя дни поклоны
отправляти 32противу Великаго поста33. В праздники же
земными поклонами не епитимствовати.
Осмое34. От внешних и новоженов иконнаго
воображения не приимати и ко оным Христа славить не ходити, и молебнов за них
по обещанию их не пети, и приносов от них за службу не взимати, и младенцев от
них и от познанных 35без веры и обещания в веру36
родителей в крещение не приимати. А которыя люди крещают младенцев и болших, а
богословных глагол не знают, или в погружениих не исправно, и таковых
разсмотряти и не по форме исправленных за крещенных не приимати.
Девятое37. Внешним присягу деющих в церквах
их, или в лице своем кого38 к таковой присяге39
посылающих, также и попам денги дающих о написании в духовныя их книги, и писмы
таковыя от них искупующих, или кое приношение и поможение внешней церкви
творящих, или писмами каковыми и подписками вредными пред внешними себе
обязующих, или развращенным их образам покланяющихся — всех таковых
разсмотряти и по достоинству наказывати, а без наказания не оставляти.
Десятое40. С монастырскими нынешними и с
новоженами общения в молении и ядении не имети и за общение с ними наказывати.
Приходящих же от них крещенных, или в монастыре молившихся, или самых новоженов
и прочих от них овых и со внешними во общении бывших с правилным чином приимати
и по достоинству исправляти, и младенцов от новоженов без обращения родителей
не крестити. И в прочем от них по писанию и по утвержению прежних отец
поступати.
1141. Прежних отец почитати и в помяновении
церковном содержати всех от лет Никоновых не уклонившихся к новостем и за
древлеправославные догматы пострадавших, и разнообразно во время гонения скончавшихся,
соловецких и поморских, инока Игнатия, Петра, Данила, Андрея, инока Филиппа и
прочих с ними, и по них бывших, согласных им. И писания сих отец, еже противу
новостей и прочая писания42 во утверждение християнства изданная,
приимати. Недоумительная же некая в таковых писаниях, или по смотрению
учиненныя в судбы Божия оставляти.
1243. Тако же и Новогородския страны
Феодосия, Игнатия, Евстратия и прочих с ними и по них писания, яже о
православней вере и противу новостей с прочими44 прежними приимати45.
А яже по разделении их от поморских отец писанная о четырех литерах и о
браках, до веры приятых, оправдателная и (на отца Игнатия) поносительная, и
прочая таковая — тех не приимати, и того разделения за правое не почитати.46
1347. И тако которыя согласны сим статиям
будут, с теми и союз в том з божиею помощию содержати. Елицы же несогласны и
супротивны сему явятся и согласитися, и подписатися не восхотят, 48но
в прежних мудрованиях будут утверждатися49, с теми, яко 50и
с прочими супротивомудръствующими51 по подобающем увещании и 52обличении
мира и53 общения не имети.
Богу нашему, в Троице прославляемому, буди от нас
всяка слава и честь, и поклоняние ныне и в бесконечныя веки. Аминь54.
Замечания
а На поле
напротив помета зри;
б-в исправлено,
в рукописи первоначально примирение полагаем; новый порядок слов указан
в строке основным почерком;
1 Далее в строке комментарий Евфимия согласно
сие обои изгласиша;
2 добавлено предание Б;
3-4
таковым надписанием Б;
5-6
нет Б; на поле напротив комментарий Евфимия под едину статью Илья сие писал;
7-8 не
признавати. Понеже церковь Христова Б;
9-10 имети
не подобает Б; на поле напротив комментарий Евфимия по сие во Ильином
статия вторая;
11-12
нет Б;
13 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином третия;
14-15 у
еретиков и иноязычников Б;
16 нет Б;
17 добавлено
житие Б;
18-19
правилно наказывати по содержанию прежних поморских отец Б;
20 довод Б;
21-22
первеньствующей церкви Б;
23 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином 4-я;
24 и Б;
25-26
доспетое скверным не порицати Б;
27 нет Б;
28-29 нет
Б;
30 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином 5-е; согласно оба сие
изгласиша;
31 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином 6-е;
32-33 по
уставу Б;
34 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином 7;
35-36 без
обещания в веру Б;
37 на
поле напротив комментарий Евфимия во Ильином 8;
38 нет Б;
39 добавлено кого Б;
40 на поле напротив комментарий Евфимия во
Ильином 9; согласно оба сие изгласиша;
41 нет Б;
на поле напротив комментарий Евфимия во Ильином десятое;
42 писанная Б;
43 нет Б; на поле напротив комментарий Евфимия во
Ильином сия 10 статия заедино писана до конца;
44 добавлено вышеписанными соловецкими и
поморскими Б;
45 добавлено и поминати Б;
46 добавлено Но сим мирным единомыслием, яко не
бывшее, вечному забвению предати Б;
47 нет Б;
на поле напротив комментарий Евфимия В порядь писана Алексеево, что
и в скопках красных. А красным где чернилом писано — то Ильино. А что в
скопках, тово у Ильи несть, или инако писано.. Зри;
48-49 нет Б;
50-51 с
презирателями церковнаго мира Б;
52-53
наказании Б;
54 на
поле напротив помета почерком Евфимия поданы от Федосеева Ильи ево статии
7289 лета, маиа 29.