С. Г. Петров
СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ:
«ОЧЕРК ИСТОРИИ СТРАНСТВУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН»
ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЦИК М. И. КАЛИНИНА
[Публикация из сборника: Традиции отечественной
духовной культуры в нарративных и документальных
источниках XV-XXI вв.. Новосибирск.
История
страннического согласия ХVIII-ХIХ вв. благодаря во многом беспрецедентным
усилиям А. И. Мальцева1 обрела в последние
десятилетия четкие и детально выписанные очертания. Неизменной при этом
осталась основополагающая характеристика староверов-странников как
бескомпромиссных и радикальных оппозиционеров российским светским и духовным
властям. Данная точка зрения была перенесена, в значительной
мере априорно, и на весь в целом XX в. Формированию именно таких представлений
способствовали антирелигиозные политика и практика советской власти. В
подтверждение этого тезиса А. И. Мальцев проанализировал учение о самоубийстве
странника Христофора Ивановича Зырянова (Христофора Иванова), которое возникло
в ответ на репрессии, обрушившиеся на староверов с началом построения
«сталинского социализма»2.
Необходимо отметить, однако, что столь
однозначная оценка не совсем точна. На протяжении долгих десятилетий
большевистского режима были разные периоды отношения к нему староверов обозначенного
согласия. Сохранившиеся в ГАРФ документы, переданные странниками в
В литературе уже говорилось, правда,
весьма кратко и общо, о неоднозначности отношения странников к советской власти4. Отмечают данный факт и сами староверы в своих
исторических сочинениях. Так, страннический инок Никита в «Кратком очерке
истории церкви» писал: «Революция в России, бывшая в 1917 году[,]
общество странников застала примерно в количестве 2-3 тысяч человек[,]
ведущих страннический укрывательный образ жизни.
Наступление советской власти, хотя и безбожной, было встречено странниками не
враждебно. Ибо странники ждали и даже видели от этой народной власти
освободителя от монархического гнета и преследования за их веру. Почувствовав
свободу[,] данную новой советской властью, странники
вышли из своих подполий, подавляющее большинство из них покинули скитальческий
образ жизни и вступили в права советских граждан. К этому же были склонны,
пожалуй, и остальные самые осторожные странники: потому что они видели, с
момента отделения церкви от государства, их религиозная свобода ничем не
ограничивалась. Далее конституция[,] дающая свободу
совести и другие демократические права, совершенно странников вызвали из
подполий. Странники стали жить открыто, организовывать свои кол[л]ективы, ко[о]перативные артели, строить молитвенные дома и т. д. Так
продолжалось примерно до 1930 года. Потом же советское правительство в лице
странников стало видеть вредных государству людей[,]
ведущих среди населения религиозную агитацию и называющих представителей власти
безбожниками и антихристами: чем и вызвали против себя странники гнев сов[етской] власти. За такую проповедь правительство
прекратило свою терпимость к странникам и начало их преследовать. Тогда самые
активные из странников опять вспомнили свой прежний нелегальный образ жизни и,
как будто закрепившись в своей вере, опять перешли в подполье»5.
Из вышеприведенного следует, что
странники выделяли, как один из наиболее благоприятных периодов для своего
согласия, время от революционного
Найденные в ГАРФ документы весьма
существенно дополняют фактическим материалом странническую концепцию истории
своего согласия в XX в. Как уже сказано, они были переданы в июне
Документы из ГАРФ посвящены событиям,
происходившим в Данилове с ноября 1919 по май
Из последнего документа можно почерпнуть
некоторые сведения и о самом Потапе Стефановиче Морозове. Будучи уроженцем (в
заявлении — гражданином) Пермской губернии, Оханского
уезда, Новопаинской волости, он проживал в городе
Данилове Ярославской губернии на углу улиц Любимской
и Новотроицкой, в доме при трудовой артели мукомолов.
Работал в должности машиниста на механической вальцовой мельнице. Он был не мироотрекшимся странником, принявшим крещение, а
странноприимцем, оглашенным только проповедью мирским членом даниловской общины. Именно на странноприимцев возлагалась
ответственность за прикрытие нелегалов и контакты с внешним миром. Поэтому ему
и выпала миссия представлять странников в Москве, куда он выезжал неоднократно
ранее с разными поручениями12. Все это говорит
об особом доверительном к нему отношении со стороны главы даниловцев
А. В. Рябинина.
В поданном во ВЦИК заявлении П. С.
Морозов объяснял возникшие недоразумения с местными представителями советской
власти, особенно чекистами, абсолютным непониманием большевиками особенностей
их конфессии. Подобное непонимание, по мнению автора
заявления, могло «вылиться в открытое преследование нас[,]
рабочих и крестьян странноприимствующих, а также и
самих мiроотрекшихся странствующих христиан, которые
во имя релегиозных убеждений не могут иметь оффициальных документов-паспортов, прикрепляющих к месту
жительства и гражданства»13. При советской власти многие нелегалы
стали жить в домах странноприимцев открыто, не опасаясь преследований. Однако
и те, кто перешел на легальное положение, и те, кто по-прежнему не мог решиться
оставить свои укрытия, оказались в условиях гражданской войны в одинаковом
положении: без документов их задерживали и расстреливали, считая
контрреволюционными элементами, бандитами или подозрительными личностями. П. С.
Морозов писал: «Одного попавшагося нашего христианина
за бездокументальность в Чердынском уезде т[оварищи] красноармейцы разстреляли, другого около Данилова только спас тов[арищ] комиссар[,] случайно
знающий членов из нашего общества»14.
Подозрения местных большевиков, что члены
трудовой артели мукомолов могут укрывать контрреволюционеров, помноженные на
поступившие к чекистам «изветы» о спекуляции артельщиков в голодное время,
привели к бесчисленным повальным обыскам на мельнице и во всех домах
странников. В подтверждение сказанного автор очерка привел следующий пример:
«При одном из обысков среди нас[,] увидев старца лет
70-ти[,] странствующаго от юности[,] представители
УТЧК (уездная транспортная чрезвычайная комиссия. — С. П.) пустили молву, что у нас кроются “бандиты” и “контрреволюционеры”».
Оценивая же сложившуюся ситуацию в целом, П. С. Морозов делал такие выводы:
«Получилось то, что при царизме мы были укрыватели “революционеров,
коммунистов, подготовляющихся к политической борьбе”, а при советской власти
мы уже переделались в “контрреволюционеров”. Это ужасная противоположность
есть следствие непонимания нашей релегиозной идеи тех[,] кто так выражается. По существу дела во имя своих релегиозных убеждений[,] ради
которых наши христиане страдали более двух с половиной столетий, они не были
революционерами, ни под каким видом не могут быть и контрреволюционерами. Ибо
никаких политических целей они не преследуют, а преследуют душевное спасение
на вечную загробную жизнь»15.
Помимо обысков, на даниловских
странников обрушились аресты, слежка, досмотр всех входящих и выходящих лиц,
сверка документов, конфискация имущества рабочих артели, изъятие части
библиотеки, попытки захвата помещений16. Особенно странников, по
мнению П. С. Морозова, потрясла эксгумация в конце апреля
После неудачной попытки традиционным для
старообрядцев «путем взаимных объяснений», письменных или устных, разрешить
конфликт с коллегией Даниловского уездного исполкома, странники прибегли к
последнему аргументу: известить обо всем происходившем высшие государственные
органы. Для этого в Данилове был подготовлен целый ряд
документов: копия заявления общего собрания трудовой артели мукомолов и общины
странников в коллегию Даниловского уездного исполкома; свидетельский акт
странника С. Кузнецова об эксгумации тела В. А. Рогожникова; реестр отобранного
агентами Даниловской уездной транспортной ЧК
имущества трудовой артели мукомолов «с указанием принадлежности вещей, места
приобретения и оснований к тому»; копия удостоверения Даниловской уездной РКИ о результатах ревизий артели мукомолов
и работе мельницы; копии справок соответственно Даниловского уездного СНХ и
Даниловского горуездпродкома о подлинности предыдущего
удостоверения17. Два первых документа П. С. Морозов упомянул как
официальные приложения к заявлению в адрес М. И. Калинина. Упомянул он в
качестве приложения и написанный им исторический очерк. Приложил его П. С.
Морозов к своей «петиции», чтобы еще раз заявить председателю ВЦИК: «... наше
общество есть чисто релегиозное, а не демократическое-революционное: и
никакого участия в контрреволюционном движении ни активного и ни косвенного
принять не может. Всякое предубеждение власти в политической неблагонадежности
нашего общества будет излишнее затруднение для самой власти, а для нас[,] трудового народа[,] покровителей странствующих[,]
оскорблением наших релегиозных чувств. Если бы
предъявляемые обвинения, как “бандиты” и “контрреволюционеры” со стороны
представителей власти были за релегиозные убеждения,
то их мы готовы перетерпеть с удовольствием. Но когда они предъявляются на
почве политической, то мы спешим их опровергнуть[,]
ибо мы не желаем советскую власть вводить в какое[-]либо недоразумение ради
своей идеи»18.
Резюмируя свое обширное заявление, П. С.
Морозов предлагал М. И. Калинину помочь странникам-статейникам
в решении целого ряда насущных хозяйственных, административных и духовных
проблем:
«1) возвращения вещей рабочих и
предприятия[,] перечисленных в реестре[,] которые не
подлежат реквизиции и конфиск[ации].
2) возвращения коровы[,] незаконно отобраной продовольственным]
комитетом (Даниловским) от рабочих артели.
3) возвратить исторические книги[,] взятые Даниловским комитетом партии железнодорожников
из общей артельной библиотеки.
4) желательно иметь гарантию на общую
богословско-историческую библиотеку от реквизиций[,]
конфискаций и т. п.[,] принадлежащую всему нашему обществу, создаваемую веками
гонимыми христианами.
5) разрешить свободное проживание около
нас нашим мироотрекшимся странствующим христианам
обоего пола для удовлетворения наших духовных потребностей, без навязывания им
официальных писменных документов от административных
учреждений, оставивши их под нашу ответственность.
6) предоставить право нашей артельной
организации давать нашим странствующим христианам[,]
старцам и старицам[,] удостоверения личности для ограждения их от напрасных
арестов, разстрелов и т.п. под страхом нашей
ответственности»19.
Сказать что-либо определенное о реакции
московских большевиков на заявление даниловских
староверов несколько трудно. Видимо, здесь нужно учитывать пометы, появившиеся
на документах, полученных во ВЦИК. Таковые имеются только на одном документе —
заявлении общего собрания трудовой артели мукомолов и общины странников в
коллегию Даниловского уездного исполкома20. Две из них написаны,
вероятно, рукой члена Президиума ВЦИК В.И. Невского и датированы им 28 мая
По всей видимости, во ВЦИК
полученный от П. С. Морозова очерк сочли недостаточным, поэтому 10 июня
Публикуемое историческое сочинение П. С.
Морозова имеет два названия. Одно написано автором на титульном листе и является
сокращенным вариантом: «Очерк истории странствующих православных христиан»,
другое, более полное, дано им вверху первой страницы сочинения: «Краткий очерк
истории общества странствующих православных христиан». Шифр архивного
хранения: ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д.
В публикуемом памятнике, столь ярко
отражающем время своего создания, сохраняются орфография и пунктуация автора.
Без исправления оставлены прописные и строчные буквы в именах, фамилиях,
прозвищах, географических и книжных названиях. Сохраняются паерки.
Без оговорок раскрываются титла и вносятся выносные буквы в строку.
Сокращенные слова и недостающие знаки препинания дописываются в квадратных
скобках. Подчеркивания в тексте авторские.
Примечание
2 Мальцев А. И. Страннический наставник XX
века Христофор Иванов и его учение // Проблемы истории, русской книжности,
культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. С. 57-64.
3 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д.
5 НБ МГУ, ОРКиР, Верхокамское собр., Пермская кол.,
№
Рукопись с очерком
инока Никиты была привезена московскими археографами из Пермской области в
7 Об этом подробно см.: Мальцев
А. И. Старообрядческий наставник инок Арсений (А. В. Рябинин): Материалы к
биографии // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 2. С. 68-71; Он же. Проблемы церковной организации и
управления в сочинениях староверов-странников (вторая половина XIX — начало
XX в.) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры
в России ХVI-ХХ вв. Новосибирск, 2003. С. 168-175.
8 ИИ СО РАН, № 8/02, приложение, л.
7.
9 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д.
10 Там же, л. 84-85 об.
11 Из светских и церковных исследователей наиболее часто,
нередко с острым нелицеприятным полемическим разбором написанных «историйк» («известно[,] что без
точных фактических материалов не может быть истинной истории»), П. С. Морозов
обращается к работам Н. И. Ивановского, Ф. В. Ливанова, В. Морозова, К. Н.
Плотникова, И. К. Пятницкого, Н. И. Субботина, А. П. Щапова.
12 В первую очередь имеются в виду его поездки в Москву по хозяйственным
делам, которые известны нам по привезенному им из Данилова реестру отобранных
агентами местной уездной транспортной ЧК вещей трудовой артели мукомолов «с
указанием принадлежности, места приобретения и оснований к тому». Так, в пункте
14 данного реестра под названием «Одна летняя брезентовая мужская тужурка
защитного цвета» говорится следующее: «Артельная, приобретена в Москве на Сухаревке Морозовым П[отапом] Стефановичем] (чл[еном] ар[тели]) в Мае
13 Там же, л. 84.
14 Там же, л. 84 об.
15 Там же, л. 84 об., 85 об.
16 Аресты, коснувшиеся даниловских
странников, не миновали и самого П. С. Морозова. Согласно реестру изъятых
чекистами у староверов личных и артельных вещей, автор заявления и очерка был
арестован местными агентами ЧК 21 ноября
17 ГАРФ, ф. 1235. оп. 56, д.
18 Там же, л. 85 об.-85.
19 Там же, л. 85.
20 Там же, л. 78.
21 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д.
22 Сделанные выводы в какой-то мере подтверждаются секретным
письмом V-го отдела по проведению отделения церкви от государства Наркомата
юстиции РСФСР, направленным 17 сентября
Очерк
истории странствующих православных христиан
Краткий очерк истории
общества странствующихI,а, а православных
христиан...б
Общество странствующихв
истинных православных христиан по своему составу делится на два класса людей.
На класс сущих христиан[,] отрекшихся мира и лже в нем[,] и класс так называемых «жиловых»
или мирских членов, оглашенных проповедию, но еще не
получивших таинства крещения и имеющих права гражданства наг равне со всеми гражданами р.с.ф.с.р.д
По времени бегства и укрывательства обществое получило свое начало с царствования
Алексея Михайловича и патриаршества Никона. Оно возникло на почве протеста
против вводимых п[атриархом] Никоном новых неправославных преданий и учений в русскую церковь и
определилось в таковое во имя хранения истинной православной веры во
исполнение пророчества.
Протест защитников древлеправославия
был чисто религиозного характера, но несмотря на это вызвал оппозицию со
стороны гражданской и духовной власти, которая[,] в
целях ограждения своего авторитета и несостоятельности оправдать производимую
ломку древлеправославия и введение новизн путем доказательств, пустила вход против протестующих
средства насилия. Инквизиционная деятельность властей вынудила предков бежать и скрываться где только можно было укрыться и спасти
свою веру. Сильное гонение началось после собора 1666—7 г.г., на котором под
влиянием присутствующих и к тому времени уже вполне облатинившихся
греческих иерархов большинство из русского духовенства во главе с царем встало
на сторону вводимых Никоном неправославных новизн и клятвенно утвердило их ввечное
соблюдение русскому народу, одновременно объявив неповинующимся открытую
борьбу.
Участники собора 1666—7 г.[,] торжественно прокляв содержащих предания древней
русской и греческой церквей и самые предания этим самым[,] совершили
фактическое отступление от того православного учения, которое непоколебимо
было содержимо россией со
дня принятия христианства. Такое обстоятельство, как отступление от православия
высшей духовной и гражданской власти[,] ознаменовало
собою явление последняго всемирного антихриста и в
Россию[,] ибо запад уже давно находился в отступлении, а господствующее
православие оставалось только в России. Ввиду таких событий нашим предкам на
основании пророчества не трудно было определить самое время пришествiя
антихриста[,] т. е. отступления от правоверия и
уклонения в ереси и именно в указанные годы, а также определить будущую судьбу
церкви христовой. (кн[ига] о вере лис[ты] 270—72.
Субботин материялы т. 5. стр. 227. апокалипс[ис] зач[ало] 33, 52. ефр[ем] сир[ин] сл[ово] 105. ли[ст] 296 об. и др.)
Убеждаясь из Слова Божия, что церковь[,] т. е. общество православных христиан[,] во дни
антихриста будет находиться в бегстве за соблюдение благочестия[,] наши предкиЕ так и поступили. (Есипов т. 2 стр. 17 и др.) До
начала восемнадцатого столетия такое скитальничество
и укрывательство между ревнителями древлеправославия
было всеобщим (Ливанов т. 4. стр. 101).
В 1716 году Петр первый издал указ[,] по которому всякий[,] возвративш[и]йся из укрывательства и записавш[и]йся в раскольнические списки званием «раскольника» с уплачиванием оклада за «раскол»[,] получил право жить в городах
и селениях без всякого сомнения и страха. Ввиду таких льгот одни из бежавших
явились и записались, а другие (наши предки)[,] видя,
что принятие на себя имени «раскольника» есть полное отречение от имени
Христа[,] продолжали бежать и скрываться за соблюдение благочестия. (Плотников истор[ия] р[усского]
раск[ола] стр. 168). В это
время среди крыющихся из за
записи в раскол произошло разделение. От сюда стали появляться и
организовываться разные старообрядческие общества, которые существуют и до ныне. С этих годов записавшиеся получали гражданскую
свободу, а наши не записавшиеся по прежнему преследовались[,]
особенно представителями Никонианской церкви.
Введение Петром первым около этих же
годов «ревизии» «паспортной» системы[,] прикрепляющей
к МЕСТУ или сословию[,] и обозначение в паспорте вероисповедания в роде:
«раскольник»[,] «сектант» такой-то, окончательно лишили истинно-верующих
христиан всякой надежды на мыслимую свободу. (Щапов. земст[во] и раск[ол]. Вып. 1. стр. 109—10; Его же р[усский] раск[ол].
стр. 490.) Всячески избегая этих особо вредных наименований как отступнических
и знаменоющих собою печать антихриста, которую он
потщится наложить на всех повинующихся ему (апок[алипсис]
гл[ава] 13 ст[и]х 17), наши предки массами бежалиж
из своих мест куда кто могз, (мельников
рус[с]к[ий] вестн[ик]. № 50. стр. 409—10. Синайскаго
отношение власти к «расколу]». стр.
255—6.) Во второй половине восемнадцатого столетия правительство продолжало
издавать указы о преследовании «потаенных»[.] Но крыющиеся
христиане[,] покровительствуемые промыслом Бога и
своих последователей[,] продолжали быть носителями пророчественной
идей. Тиранническая строгость со стороны
преследователей по отношению к «потаенным» и их покровителям до тех пор запугали
укрывателей, что ищущему крыющихся христиан с целью
научиться от них истине стоило не малого труда доспроситься,
найти чтобы видеть их.
Если мы воз[ь]мем время царствования Николая
1-го[,] то для нас удивительным это не покажется, когда странноприимцам[,]
покровителям «не записных» христиан[,] приходилось скрывать их не
только от преследователей, но и от своих односемейных членов[,] простоватых на
язык. Христианам приходилось храниться в амбарах, подпольях, землянках,
хлевах, овинах, чердаках и т. д. Об этом свидетельствуют живые лица, проведшие
от юности до глубокой старости свою жизнь в странственном
положении и дожившие до наших дней.
В подобное по строгости время произошел
характерный случай в тысяча сем[ь]сот
семидесятых годах и со старцем Евфимием, которого
несправедливо некоторыеи историки «расколоведы» считают общим основателемк
«бегунства»л илим
«странничества[»]. Определенно зная, что есть крыющиеся
христиане[,] он пустился на поиски их в тверскую губернию, но прежде чем успел
достичн их[,] был схвачен полицией. Ему
удалось бежать и он опять искатель хра- нителей древняго
благочестия. Случайно встретившись с престарелым странником[,]
из млада проживавшим в укрывательстве[,] неким Iоанном[,]
Евфимий часто с ним беседовал о своих сомнениях и
пришел к убеждению, что только бегая мира возможно получить спасение.
Совершенно сошедшись в понятиях со странником Iоанном[,] Евфимий
настойчиво требовал, чтобы он крестил его. Но Iоанн
почему то отклонил его просьбу[,] быть может[,] по
причине какого либо повреждения вроде нравственного или т. п.[,] и посоветовал
Евфимию крестить себя самому, что последний и сделал
(в деревне Малышеве Ярославского] у[езда]
Ревностный по вере, энергичный
характером, усердно изучавший св[ятых] отец писания[,] всю жизнь
проведший в труде и борьбе со сторообрядцами и
никонианами по пререкаемым вопросам веры, написавший
массу сочинений, в обличение инакомыслящих и укреплению верующих[,] он до ныне
слывет в истории основателем нашего общества кроме некиих
Ивана и Андреяна (ист[ория] пятницк[ого]. стр. 54). Но
все недоразумение и ошибка первых историков, в подсчете количества основателей
нашего «странничества» покоятся на безусловном БЕЗСИЛИИ проникнуть в самую
среду преследуемого общества (ивановск[ий] внутреннее] устройство] веры
странников [стр.] 98.) Само правительство не смогло узнать о нем более или
менее достаточно до половины девятнадцатого столетия (В. Морозов. вера странников, стр. 12).
Известно[,] что без точных фактических материалов не
может быть истинной истории.
Как раз со времени разорения соловецкой обители (
Словом[,] все[,]
что не было изложено предками полностью по случаю гонительных
обстоятельств писменно или было, но отрывочно, все,
то старец Евфимий, как человек смелый, решительный,
живший в самуюу эпоху развития
всевозможных Богоотступнических царской власти указов, изложил в своих
творениях[,] по сколько чему научился и достигал сам.
Излагая писменно
и устно воспринятое учение перед желающими спастись, и, как человек начитанный[,] развивая его он по своей реформаторской
деятельности[,] естественно пред историками заслужил имя «основателя» «странничества»
в Ярославской губернии (Ливанов т. 4. стр. 102), чего не отриц[а]ют
странствующие христиане. Следовательно евфимий, по
имени есть такой же «основатель» и плюс к ним[у][,]
каковыми считаются историками вышепомянутые
«основатели странничества» Иван иф Андреян; и каковыми могут быть и были из проповедующих
общее христианское учениех в отдельных
странах и местностях. Однако обшим
«основателем» «бегствующих]»] и «странствующих»
христиан Евфимий не был[,] ноц был имч,
только в Ярославской губернии.
Учение],] которое проповедывывал
Евфимий, было не новость, все данные, все начала, из
которых выходит Евфимий[,] давно существовали в общем учении предков древлеправославия, точно также, как и самое бегство защитников
православия было с самых первых дней протеста против новизн
Никона, и что собственно НИш Евфимий создал «странничество», оно не только в идее, но и
в практике существовало прежде его и было принято им уже готовым (Ливанов т. 4.
стр. 101—02, вестник европы стр. щ).
Вскоре после кончиныъ
Евфимия (
Одним из виднейших после Евфимия представителем христиан крыющихся
был славный и знаменитый проповедник и учитель[,]
вождь и наставник, глава всего братства преимущий
пастырь Никита Семеновичь. Его
деятельность происходила в половине девятнадцатого столетия и после. По кончине
на место его в преимущие был избран Роман Логинович. На место Ром[ана] Лог[иновича] Корнилий Петрович, которого за вины низвергли собором, а
впоследствии (
Оставаясь последовательными и верными принцыпу учения первых остальцов благочестияя[,] поднявшихII,а голос в защиту православия как — Павел[,] епископ Коломенский[,]
протопоп Аввакум[,] Лазарь, Феодор и др.; странствующие христиане[,] твердо
памятуя и соблюдая их завещания, соловецких отцов и
последующих за ними, которые не были записаны (радиб
хранения веры) ни в какия ревизии, до ныне являются
хранителями истинны и носителями пророчественной
идеи. (суббот[ин] т. 5. стр. 227; ливан[ов] т. 4. стр. 101; патницк[ий].
ВЕРОУЧЕНИЕ
странствующих истинных
прав[ославных] христиан.
1. О Богословии странствующие христиане
учат как определено учителями св[ятой] вселенской церкви на седми вселенских соборах и поместных[,]
засвидетельствованных самою церковию и ея представителямив.
2. На основании пророческих и вообще
принятых в руководство древлеправославною церковию писаний странствующие христиане верят и учат, что
явление в мир последняго всемирного антихриста
совершилось в семнадцатом столетии, когда русско-греческая духовная власть во
главе с царем Алексеем Михайловичем открыто предали
клятве содержащихг православные предания древнейд русской и греческой церквей и самые эти
предания.
3. — Сущность антихиста
— неправославное нечестивое учение[,]
противное учению православной церкви.
4. — Лицо антихриста — не одна
определенная историческая личность, а совокупность всех отступников и еретиков
всего мiра[,]
составляющих собою тело апокалипсического зверя как одно целое.
5. — Рождение антихриста от жены блудницы
исповедуют не буквальное.
Под женой блудницей[,]
седящей на седмиглавом зверее, от которой назнаменано
пройзойти антихристу — разумеют все земное СОБОРНОЕ
царство тех же отступников и еретиков[,] представляющих собою, как бы одно тело
(жены)ж, которые раждают Богомерзския беззакония, (словом нечестиваго
учения) т. е. антихриста.
6. Деятельность антихриста происходитз черези
тех же отступников и еретиков[,] въ
которых действует дух диавола как в своем орудии.
7. Антихрист будет убит во второе
пришествие Христа спасителя. Только тогда прекратится всякое безверие и нечестие.
8. Печать антихриста нечувственное
тавро-клеймо, а всякое отступление от правого учения и восприятие в свой разум ложнаго понятия как истинного.
9. Под тремя годами споловиной[,] предназначенными для
царствования антихриста[,] исповедуют быть неопределенное число лет.
10. Церковь-общество верующих христиан в
продолжении этих таинственных трех споловиною лет будет находиться в бегственно-крыющемся
положении в целях удаления от законопреступных
повелений антихриста и соблюдения благочестия.
11. Пришествие пророков: Илиик, Энохал
и Iоанна Богослова исповедуют быти
духовно, которое уже исполнилось[,] исполняется и
будет исполняться. Сущность пророков — пророчества, лицо — ревнители и
защитники православия, мученики[,] пострадавшие за
исповедание и проповедание истинны.
12. Священства истинного в настоящие дни
царства последнего всемирного антихриста и жертвы[,]
т. е. тела и крови Христовой по причине падения священства[,] т. е. уклонения в
ереси[,] во всем мире нет и не будет.
13. Церковь теперь состоит из простецов[,] в таковом составе ее найдет Господь во второе Свое
пришествие (Твор[ения] Вас[илия] Вел[икого] час[ть] 7. посл[ание]
249 стр. 191—2).
14. Церковь[,]
состоя из простецов[,] имеет и совершает только два таинства — крещение и
покаяние.
15. Все существующие браки[,] с церковной точки зре- ния[,] законными быть не исповедуют. Ибо законный брак[,] шестая тайна[,] может состояться только с волею
епископа и благословением священническим. Теперь же[,]
во дни всемирнаго Антихриста[,] истинного священства
во всем мире нет, следовательно и брака законного быть не может.
16. Власть гражданскую странствующие
христиане для блюдения государственного порядка
признают и учат, что без власти мир быть не можетм.
17. Власти гражданской повинуются по
столько[,] по сколько повеления ея
не вредят истинному православному исповеданию.
18. В силу отречения от мира никакого воинскаго звания на себя не принимают.
19. Записку «в раскол»[,] установленную
Петром первым[,] признают печатью антихриста.
20. Наименования: «секта»[,] «сектанты»[,]
«раскольники»[,] «староверы»[,] «старообрядцы» и т. д. и т. п., как не
составляющие исповедания христианской веры[,] на себя
не принимают, а приемлющих почитают за не православных.
21. Ни к какой секте или расколу
приписать себя не могут.
22. Исповедуют себя истинными
православными христианами.
23. Паспортъ[,] прикрепляющий к месту
жительства и гражданству, по причине отречения от мира не принимают и принять
не могут.
24. Паспорт не принимали и не принимают
еще по причине обозначения в нем вероисповедания, как в роде «раскольник»[,] «сектант»[,] «старообрядец»[,] «часовенный»[,] «федосеевец»[,] «поморец» и т. д.
25. Деньги с изображением на них двухглаваго орла принимали и принимают**.
26. Приходящих в общество всех[,] за исключением отступниковп
и раскольников[,] получивших преждер крещение
в церкви, перекрещивают.
27. Ни к какой политической партии[,] ни к монархической[,] ни анархической[,] ни
демократической и т. п. не принадлежали, не принадлежат и не могут
принадлежать. В силу своих чисто релегиозных
убеждений не могут быть ни революционерами, ни контр-революционерами.
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА.
Находясь почти во всех странах
Российского государства[,] крыющиеся
православные христиане управляются по примеру одного русскагос
прежде бывшаго православного патриархата.
Все общество разделено на пять округов.
Каждый округ или область состоит из нескольких пределов. В каждом пределе во
главе стоит предельный старший с помощниками по
подобию епископа. Предельные старшие зависимы от областных старейших[,] избираемых в подобие митрополитов. Сами областные вт делах[,] касающихся
догматов верыу[,] зависимы от преимущаго старейшого, который
выбирается в подобие патриарха. Преимущий старейший зависит от собора. Собор всех странф
и пределовх старейших является высшей
инстанцией церковной власти. Таким образ[ом] четыре областных состоят главами своих округов в
подобие митрополитов, а пятый преимущий старейший в
подобие патриарха имеет свою область и является главою областных старейших и
вообще всего общества.
Внутреннеец управлениеч.
В мужских келиях главенствует старец игумен, а в женской старица —
заслуживающие по качественному достоинству уважения.
По случаю отлучкиш
из предела в предел или другие кельи пощ надобностиъ каждый рядовой христианин или христианка
должны иметь от своего настоятеля или настоятельницы за их подписью уволнительную записку-удостоверение: в которой обозначается[,] состоит или нет такой-то христианин[,] -ка в полном общении с православными христианами.
ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Образ жизни странствующих православных
христиан преимущественно келейный на коммунальных началах. Допускается и
частная собственность. Совместное прожитие мужщин с
женщинами не допускаются.
ТРУД.
Труд членов общества состоит и происходит смотря по условиям и благоприятствующим
обстоятельствам жизни. Все трудоспособные мужщиныы
кроме изучения и выполнения христианских уставов[,]
если позволяют условия[,] как на- пр[имер][,] когда нет преследований и ущерба веры от окружающей
мiрской среды[,] выполняют всевозможные работы.
Плотничают, столярят, слесарят, портничают, чеботарят,
переплетают книги, пишут иконы, помогают странноп- риимцам
пахать, сеять, жать, косить, обрабатывать огороды, рубить лес, дрова и т.д.
Словом все, кто, что умеет и может и что служит предметом обезпечения
жизни человека. Не лишаются труда и женщины-старицы. Где нет преследований[,] они выполняют все те же крестьянские полевые иь домашниеэ
работы. Во время преследований те и другие[,] т. е. мужщины и женщины[,] выполняют рукодельные работы келейным
образом. Лица обоего пола[,] не могущие заниматься
физическим трудом[,] исполняют те работы, которые подсильны.
Напр[имер]: следят за внутренним хозяйством по келии, приготовляют потребное, ухаживают за больнымию, шьют, вяжут, занимаются перепиской
крюковых книг для пения и т.д. Всякия праздность
строго преследуется[,] «ибо не делаяй
да не яст»[,] учит слово Божие.
КАССА.
Все предельные старшие, областные и преимущий от поступающих пожертвований могут составлять и
иметь кассу и по своему усмотрению расходовать ее на помощь бедной и немощной
братии. Если пожертвование поступило не именословно,
то оно распределяется пропорционально потребности нуждающихся по усмотрениюя старейшагоIII,а;б. Из общаго
фонда, который вверяется преимущему старейшему[,]
денежная сумма выдается им первым долгом на те пределы христиан, которые
нуждаются в обязательной помощи.
Отчеты по кассе каждый старейший обязан
давать перед той инстанцией церковной власти, которой подчиняют его каноническия постановления.
КЛЕВЕТЫ НА ОБЩЕСТВО.
До сих пор в народной массе ходит молва о
существовании у крыющихся христиан так называемой
«красной смерти» и «причащениив
человеческой кровью». Онаг состоитд в том[,] что якобые заболевшаго
«странники» христианина убивают посредством удушения «красной подушкою» илиж [«]закал[ыв]аютз под какое то по счету ребро, колют не
столько взрослых[,] сколько детей, добытой кровью которых и причащаются». Не
смотря на всю безобразную и нелепую молву, о немыслимой у христиан «красной
смерти»[,] вопрос о ней однакои охотно
записывается на страницы глаголемымик
историками и казенными «миссионерами[»]л до
наших дней. Правда[,] более или менее сознательные из
них давно уже заявили, что этот вопросм,
как ни чем не доказанный[,] должен остаться открытым. Ибо нет ни одного доказательства[,] который бы подтвердил этон.
[(]Проф[ессор] Ивановск[ий]о внутр[еннее] устройство веры
странников стр. 96. Его же Два чтения по раск[олу].
стр. 67—8; Пятницк[ий].
стр. 160—61. Лопух[ов].
православная] энцикл[опедия],
прилож[ение] к журн[алу] странник
Но «миссионерам»[,] «боевикам» не
желательно — помириться с таким заявлением, они до сих пор расписывают о
несуществующей у христиан «красной смерти» на страницах своих пасквилей (как напр[имер] В. Морозов и А. Куляшов пермск[ие]п
наз[ываемые] миссiонерыр в Брошюре вера странников). Их
мучает опасение, они боятся чтос с
непризнанием у «странников» «красной смерти» ускользнет последнее доказательство[,] дескритирующее «странников[»]
пред темными народными массами. Ведь нет же ни одного основания доказать за
«странниками[»] неправославие
и защитить свое положение[,] особенно при полемике с представителями
странников. Дай[,] мол, хоть этим кольнем их[,] авось
запугаем публикуе, онау
неф будетх им доверяться и не
пойдет за ними, а странникам то больно будет.
Однакоц странствующие христиане не удивляются,
что их враги могут быть так способны на распространение клеветы. Таким же
образом клеветали на христиан первых веков и язычники. Онич
тоже распространяли слух, что христиане поклоняются ослиной голове, закал[ыв]ают
детей, едят их мясо и пьют их кровь (Катакомы). Пусть
будут компаньонами с язычниками недоброжелатели странствующих христиан[,] если не хотят им верить, но они сош
своей стороныщ еще раз заявляют, что
никакой насильственой смерти среди их общества не
существует. Они знают заповедь Божию «не убий» и соблюдают ееъ
нерушимоы, тогда, какь
их обвинители иэ клеветники не обходились
без...ю
Составил
«СТРАННИКИ» НЕ ИСТИННЫЕя.
Въ обществе странствующих крыющихсяIV,а христиан сб
начала девятнадцатогов столетия произошло
несколько разделении.
1813 году образовался толк безденежников. Основателем котораго
был Василий Петров. Кроме учения о царских монетах с двухглавым
орлом они с вышеописанным обществом ист[инных] православных] христиан
имеют не согласное учение об антихристе и т.п.
Странники брачники
возникли второй половине 19-го столетия. Основателем его был Николай Касаткин и
Мирон Васильевич около Пошехонья. Касаткин[,] основавши
толк, оставил его, а сам поступил в казенные «миссионеры». Учениег
о браке в основе такое же[,] как и у старообрядцев.
Савваиты безглавые, основателем которых был Савва
Александров[,] образовались под конец 19-го столетия,
спустя 16-ть лет после написания статей Никитой Семеновичем. Их учение
заключается в не признании главенства простеческой церковнойд власти, и проповедании
абсолютнаго равенства между членами общества.
Отрицали выборную власть, проповедывали вольную. Теперь
начинают отступать от первоначального ученияе
и соглашаются ставить для управления общиной власть чрез избрание[,] но без преимущаго, который
по их учению есть неограниченныйж «папа»з.
Странники корнило-федоравцы
образовались лети пять тому назадк не с большим. В основе их учения о преимущей власти тоже, что и у безглавыхл
Савваитовм. Для управления обществом они
учат быть не одному стоящему во главе старейшемун с
областными и предельными старейшимио поп
примеру одного патриархатар[,] а пяти преимущим по подобию
пяти вселенских патриархов. И много др[угих] причин[,] по которым они
отлучены от православной] церкви собором[,] бывшим в симбирской
стране под председательством преимущаго старейшего
Александра Васильевича.
Все вышеперечисленные ответвления выросли
на почве не подчинения преимущей церковнойс
власти и тяготении к личному вольнодумству.
Подробное описание возникновения всех
обществ «не истинных странников[»]т и их
вероучения ждет своего автора. Краткое надпоминание
о них сделано здесь с целью выделить их от описанныху
истинных христ[иан] странствующих и снять с
себя ответственностьф за их
благонадежность.
ГА РФ, ф. 1235, оп. 56, д.
Примечания
* Доказательствам сему служит то обстоятельство,
когда в наше время и на наших глазах фигурируют в руководствах «историйки» о
нашем обществе[,] вышедшие из под пера какого либо
«знаменитого» профессора или «миссионера»[,] переполненные лжи, клеветы.
Приурочивании таких обвинений нашему обществу, которые не мыслимы при наших релегиозных убеждениях[,] и есть
сплошной вымысл какого либо клеветника. До сих пор о
нашем обществе в исторической литературе НЕТ НИ ОДНОЙ истории[,]
вполне правильно освещающей наше УЧЕНИЕ и жизнь общества. Высказаться на
страницах истории и изложить все то[,] как мы
веруем[,] как должно быть[,] при монархизме мы не имели возможности..." (Прим. автора).
** Существуют
называемые] странники «безденежники», к которым мы не
принадлежали и не принадлежим.
Часто историки, «миссионеры» и старообрядческие начетчики стараются с
тенденциозной целью навязать нам и нашему предку старцу Евфимию
учение о непринятии царских монет с двухглавым
орлом. Но ни старец Евфимий[,] не мы такого учения не содержали и не содержим. Приведенная
выдержка у Ливанова т. 4 стр. 73, на которой основываются наши обвинители, по
которой гласит[,] что старец Евфимий
признавал «царскiе пенязи печатью антихристовой» — не верна. Ибо цитируемый // (л. 99 об.) Цветник[,] из которого
она взята[,] принадлежит не старцу Евфимию, а Василию
Гаврилову безденежнику. Сам Ливанов на стр. 108-й
своего того же тома опроверг свой довод до основания, а вместе и себя. Он
пишет, ч[то| «в отличие
от Евфимия и Ирины некто Василий Петров стал учить,
что нельзя брать в руки деньги, как заклейменые антихристовой печатью». И действительно учение о деньгах
возникло уже по смерти Евфимия. Евфимий
скончался
I,а Далее вычищено одно
слово; б многоточие в
тексте рукописи; в вписано
поверх вычищенного; г-д вписано над вычищенными двумя словами; е
вписано над строкой; ж исправлено из ранее написанного убегали;
з далее
зачеркнуто если нельзя было; и вписано над строкой; к далее заштриховано глаголемаго; л
исправлено из ранее написанного «бягунства»; м вписано над строкой; н далее заштриховано их; о далее оставлено место для номера страницы;
п многоточие
в тексте рукописи; р исправлено из ранее написанного
попавшая; с далее заштриховано
учение; т вписано над строкой;
у вписано над строкой; ф далее
зачеркнуто Андре[ян]; х
исправлено из ранее написанного
учению; ц далее над строкой вычищено одно слово; ч исправлено из двух последних букв ранее
написанного и заштрихованного основателем; далее вычищено одно слово; ш исправлено из ранее написанного ни; щ далее
оставлено место для номера страницы; ъ
вписано поверх вычищенного смерти; ы вписано
над строкой; ь исправлено из ранее написанного семенович;
э-ю исправлено
в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи отлучили
от церкви за новые неправославные учения; я
далее отрезана строка текста рукописи из
трех слов современные странствующие [христиане?].
II,а Исправлено из ранее
написанного поднявшие; б исправлено
из ранее написанного ни; в далее
оставлено место для вставки ссылок; г далее вычищено древние; д вписано над строкой; е далее зачеркнуто разум[еют]; ж вписано
над строкой; з-и вписано поверх вычищенного выразится через; к исправлено из ранее написанного илии; л исправлено
из ранее написанного эноха; м далее вычищено а без царей быть
[может?]; н далее зачеркнуто обр[азован];
о взято в рамку и исправлено
из ранее написанного изобличила; п исправлено из ранее написанного
отступивших; р вписано на левом поле рукописи; с вписано поверх вычищенного ранее бывшаго;
т-у вписано
над строкой; ф-х вписано над строкой; ц-ч вписано на свободном месте в последней
строке предыдущего абзаца; ш вписано поверх вычищенного переезда; щ-ъ вписано
над строкой; ы вписано над строкой; ь-э вписано над строкой; ю
далее вычищено и т.д.; я-III,а вписан над строкой;
б исправлено из ранее
написанного старшего; в далее
зачеркнуто кровью; г вписано
поверх вычищенного; д далее вычищено одно слово; е вписано над строкой; ж-з
вписано поверх вычищенного которая; и
вписано на левом поле рукописи; к-л исправлено
из ранее написанного глаголемых историков и казенных «миссионеров»; м
вписано поверх вычищенного; н-о вписано
поверх вычищенного; п-р вписано над строкой; с вписано над строкой; т далее вычищено и; у далее зачеркнуто не пойдет; ф-х исправлено
из ранее написанного за ними; ц вписано на левом поле рукописи; ч
исправлено из ранее написанного и
на; ш-щ вписано над строкой; ъ далее вычищено более; ы-ь вписано
поверх вычищенного; э вписано
над строкой; ю многоточие в тексте рукописи; я исправлено из ранее написанного ИСТИННЫЯ.
IV,а Вписано над строкой;
б вписано над строкой; в
вписано поверх вычищенного; г
исправлено из ранее написанного Ученiе; д вписано поверх вычищенного; е
исправлено из ранее написанного ученiя; ж-з исправлено в последовательности
расставленных над словами номеров, в рукописи «папа» неограниченный; и-к исправлено
в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи назад
тому лет пять; л-м исправлено в последовательности расставленных над словами номеров, в
рукописи Савваитов безглавых; н исправлено из ранее написанного
старшему; о исправлено из
ранее написанного старшими; п-р вписано над строкой; с вписано над строкой; т далее заштриховано одно слово; у
вписано на левом поле рукописи: ф далее
над строкой вычищено с себя.