Старообрядческие
гектографированные издания библиотеки российской академии наук. Последняя
четверть XIX – первая четверть XX вв.
[Каталог изданий и избранные
тексты.
Составитель Н. Ю. Бубнов. СПб 2012. стр. 403-418]
13.
БЕСЕДА В с. СОПЕЛКАХ 15 марта 1913 г.
Публикуемая
выдержка из протокола «Беседы» в селе Сопелки 15 марта 1913 г. освещает
животрепещущий для скрытников (странников) вопрос о возможности для них иметь и
регистрировать собственность, в связи с обвинениями, выдвинутыми против «преимущего» Александра Васильевича [Рябинина] о
приобретении им через посредника паровой мельницы и лавки, а также по вопросу о
единоначалии во Всероссийской скрытнической общине. Гектограф с
машинописи был получен археографической экспедицией БАН 1978 г. в странническом
скиту д. Залесье Волосовского с-с. Каргопольского района в составе архива скрытников.
«Беседа
в с. Сопелках 7421 г. марта 15-го» (№ 14)
/л. 1/ Беседа в с. Сопелках
7421 г., марта 15-го
Вопрос 1-й. О мельнице. В царство последняго антихриста можно ли православному християнину, состоящему в преимущем
старшинстве, выстроить мельницу чрез подставных мирских лиц?
Ответ
Виталия Ивановича
В настоящее
время царства последняго всемирнаго
антихриста, мы, православные христиане, учим: что строить мельницу чрез подставныя лица преимущему
старейшему и прочим православным христианам крыющимся
нельзя, и не могут быть документально хозяевами, а только преимущий
старейший посоветовал мирским христолюбцам выстроить
для благой цели, как то: для странноприятия и
прикрытия христиан и научения проповедников и для
пропитания благодетелям самим себя, а точно также и
христиан.
Подпись: грешный Виталий Иванов. 7421
г., марта 15 дня.
Ответ Давыда
Васильевича
По пророческому Писанию: в царство последняго всемирнаго антихриста
православным христианам, ни старейшему, ни рядовому, невозможно строить
мельницу, ни самому, ни чрез мирских лиц.
Подписуюсь: грешный Давыд Васильев, 7421-го, марта 15 дня.
/л. 1 об./ Акт
беседы. 7421 г. Марта 18 дня
Месяца марта с 15-го по 17-е была
двухсторонняя беседа в селе Сопелках, с Давыдом
Васильевичем, Иосифом Анфиногеновичем, Василием
Алексеевичем, Феодором Алексеевичем, Михаилом Васильевичем и прочими их единомысленниками о следующих предметах. Первый вопрос был
о мельнице, который проводил Виталий Иванович с Давыдом
Васильевичем и Иосифом Анфиногеновичем. Здесь
выяснилось, что Александр Васильевич нисколько не замешан в мирских
предприятиях, т.е. в мельнице и лавке, так как православному христианину быть
хозяином мельницы и лавки никаким образом нельзя. Кроме того было доказано, что
на Соборе, бывшем в селе Вичуге 7418 г., августа 20 дня, Федор Михайлович
признал Александра Васильевича лишь советником, а не хозяином. А поэтому Ивана
Стефановича и Александра Петровича, как клеветников,
заставлял класть начало за то, что те Александра Васильевича оклеветали, что будто-бы он поставил мельницу и лавку, но все это оказалось
клевета. В виду это, и Федор Михайлович с единомысленниками
в настоящее время попали в разряд клеветников, т.е. они ныне, согласно Ивана Стефановича и Александра Петровича, стали
распространять, что якобы Александр Васильевич слывет хозяином лавки и
мельницы. Но их наглая клевета была пред всеми обнаружена тем, что Александр
Васильевич не состоит /л. 2/ хозяином мельницы и лавки,
но хозяевами указанных предприятий состоят мирские христолюбцы….
/л. 6 об./ «Определение
Александру Васильевичу 7418 года, августа 21 дня»
Божиею милостию состоявшийся преимущий
Собор в Вичуговском округе из числа преимущих помощников и предельных старейших с помощниками
На сем Соборе по общему согласию избрали
и определили в преимущаго старейшаго
Александра Васильевича для управления над старейшими
областей и пределов во всех православных братствах, имеющих быть во всей
России. Которые должны повиноваться сему преимущему старейшему без всякаго
прекословия, согласно Закона Божия. А в случае какого-либо своевольнаго сопротивления сему преимущему
старейшему, то должны быть по Закону Божию и по священным правилам наказаны.
Во удостоверение к сему определению с полнаго нашего согласия своеручно и подписуемся:
преимущий старший Александр Васильев; помощник преимущ[ему]
старшему Фома Васильев, Александр Григорьев, Федор Михайлов, старший Каргопольской области Порфирий Давыдов [и еще 23 подписи].
/л. 7/ На
основании приведенных определений истинна становится яснее и светлее солнца,
что преимущие старейшие избираются не в подобие
бывших православных пап Римских, а в примерное подобие православных патриархов,
а областные – в подобный пример митрополитов. А как областные в подобие
митрополитов по управлению, то и преимущие старейшие
поставляли у них ставропигии. Как например: Никита
Семенович, Корнилий Петрович и Александр Васильевич
ставили ставропигии: Никита Семенович в Казанской области, Корнилий
Петрович в Вичуговской области и Александр Васильевич
в той же Вичуговской. Из этого и ясно получилось, что
наши преимущие старейшие избираются в подобноприемность пат/л. 7 об./риарха, а областные – по примеру
митрополитов…
И если областные
избираются в подобие митрополитов, и Федор Михайлович избран лишь на эту
степень, а в настоящее время он присваивает себе старейшинство в подобие Константинопольскаго патриарха; поэтому Федор Михайлович
похищает себе такое старейшинство, на которое он не призван Собором…
/л. 8/ И что
еще прискорбнее сего, Федор Михайлович с единомысленными
порицают Александра Васильевича еретиком, папою Римским, за то, что он
поставлен в подобие патриарха, а областные – в подобие митрополитов, а Федору
Михайловичу единоначалия и единовластия не надо, но желательно ему многовластие
и многоначалие, поэтому он и поставляет себя равным с Александром Васильевичем.
И если Федор Михайлович порицают
Александра Васильевича еретиком, папою Римским, то это неудивительно, потому
что и раскольники: Можаев и прочие также порицали и
Никиту Семеновича, Романа Логиновича и Корнилия Петровича за то, что эти старейшие были избираемы
соборами в подобопримерность патриарха. Поэтому до
смуты, произведенной Феодором Михайловичем и у нас, в церкви Христовой, было
единоначалие и единовластие, а Федор Михайлович простирают многовластие и
многоначалие…
14.
ПОСЛАНИЕ «ПРЕИМУЩЕГО СТАРЕЙШЕГО» АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА [РЯБИНИНА] ПРОХОРУ
ФИЛИППОВИЧУ И ЗОСИМЕ СТЕФАНОВИЧУ
Послание написано главой («преимущим») скрытнического
сообщества Александром Васильевичем (Рябининым) в ответ на обвинения в ереси,
выдвинутые против него руководителями нескольких страннических обществ.
Послание
«преимущего старейшего» Александра Васильевича
Прохору Филипповичу и Зосиме Стефановичу от 24 апреля 1913 г. С приглашением на
собор в г. Казань1 (№ 449-449)
/л. 1/ Г. I. Х.
С. Б. П. Н. [Господи Исусе Христе, Сыне Божий,
помилуй нас].
7421 г. Апреля 24 дня
Почтен[ным]2 стар[цам] и раб[ам] Бож[иим]
Прохору Филип. Зосиме Стефан.
и прочим желаем о Господе радоватися!
По случаю возникших новизн
от Феодора Михайловича, Александра Григорьевича и их сторонников, нами был
собран преимущий Собор в Пензенской стране, 7421 года
с 1-го по 6-е октября. На этом Соборе, на основании закона
Божия, статей церковнаго уложения и истории,
разбиралось учение Феодора Михайловича и его сообщников, по их письмам и
Цветнику, в которых Собор нашел тридцать неправых смыслов за Феодором
Михайловичем и его единомысленниками, в виду чего
Собором был составлен акт в тридцати отделах, и этот акт, вместе с увещанием
соборным, были вручены Феодору Михайловичу; в увещании Собор просил
Феодора Михайловича раскаяться в его неправом учении и в противоканонических
действиях, и согласиться в правоте смыслов предлагаемых Собором. Но Феодор
Михайлович не удостоили наш Собор даже и ответом к назначенному Собором числу. Поэтому я, преимущий старейший, по
поручению Собора, был вынужден послать к Феодору Михайловичу и его единомысленникам и второе увещание; и здесь, как и в первом
увещании, было прошено, чтобы Феодор Михайлович со своими единомысленниками
пришли в чувство раскаяния; а если же не раскаются, то опять было упомянуто о
/л. 1 об./ Соборе, как и в первом увещании, в таком
смысле, что если они и после втораго увещания останутся
при своих неправых учениях, то будет собран Собор, и на этом Соборе им будет
произнесено последнее увещание, и если же, чего не ожидаем, Вы, Феодор
Михайлович, останетесь в упорстве при своих неправых учениях, в таком случае
будете преданы церковному суду.
Получивши второе увещание, Феодор
Михайлович с единомысленниками написали нашему
смирению так, что они наше соборное деяние и два увещания вменяют аки не бывшия. Они здесь вполне
признали себя непогрешимыми и неподсудимыми.
Оставшись вполне при неправоте своего
учения, они Феодор Мих. и его сообщники дерзнули
написать мне, чтобы я готовился на судебный Собор; видя их дерзость и беззаконныя действия, глубоко сожалея о
их погибели я, преимущий, еще попытал послать к ним и
третие увещание, которое было вручено им 9-го марта
сего же года. В этом увещании я убедительно просил их, чтобы они пришли в
раскаяние, и даже просил, чтобы они дали согласие лично повидаться со мной. И,
кроме того, здесь мною окончательно был назначен общий Большой собор, после Святой
Пасхи сего года.
И вот, к великому прискорбию, Феодор Мих[айлович] с своими единомысленниками
и после этого не уврачевались, но еще и покусились на большее беззаконие,
например: забыв про свои вины, они поставляют себя судьями; в виду чего /л. 2/
они поспешили разослать по всем пределам приглашение на их Собор, который
назначили они на 17-е мая. А наше объявление о Соборе, что оный имеет быть
после Св. Пасхи, они совершенно отринули.
Я, смиренный, помня возложенный на меня
долг пастырьства, а поэтому и считаю себя обязанным
собрать общий Большой собор. На который прошу (Вас)
приехать обязательно к (13) мая сего, тогда по следующему адресу: г. Казань,
Адмиралтейская слобода, Солдатская улица, к Василью
Васильевичу Климину.
Этот Собор будет беседный,
а вместе с тем и судебный, именно: здесь должен быть непроминуемо
Феодор Михайлович, Александр Григорьевич и их единомысленные.
Которых Собор должен вразумлять на основании Закона Божия и исторических
данных, дабы они пришли в чувство Христова смирения и оставили бы свою
неправоту, и этим соединиться бы нам в единомыслие и быть по
прежнему в Христовой любви и мире.
Да будет между нами Бог мира и любви!
Простите, Христа ради. С истинным христианским почтением пребываю к вам, аз смиренный преимущий старейший над всеми областными (подпись: Александр Васильев).
/л. 2 об./ (приписка: Просим Вас, что можете Вы пригласить хотя немногих кого хотите).
1 Документ гектографирован с
машинописи.
2 Здесь и далее в
квадратных скобках даются рукописные вставки в документ.
15.
ДЕЯНИЯ СОБОРОВ 1912–1913 В ВИЧУГОВСКОЙ СТРАНЕ
Сочинение составлено Максимом Ивановичем
Залесским, бывшим скрытником, по материалам Большого скрытнического
собора 1912–1913 гг. На заседаниях Собора М.И. Залесский вел записи и собирал
документы, относящиеся к обсуждаемым вопросам, а впоследствии (в 20-х гг.)
составил настоящий Сборник и издал его гектографическим способом. Соборные
заседания происходили потаенно в одной из деревень, и были посвящены разрешению
конфликтной ситуации в скрытнической общине по
вопросу о возможности для члена общины иметь и регистрировать собственность.
Конфликт, вызванный «обмирщением» скрытнических
общин, расколол страннический мир после того, как руководитель («преимущий») скрытников (странников) Александр Васильевич
Рябинин приобрел паровую мельницу, оформленную им на третье лицо. Мы публикуем
здесь подробное «Оглавление» сборника, составленное М.И. Залесским и дающее
представление о предметах и материях, обсуждавшихся и разбиравшихся на
заседаниях Большого страннического собора.
«Деяния
соборов 7420–7421 гг. [1912-1913] в Вичуговской
стране»
(№ 94)
Оглавление Соборных деяний
/л. 2/ 1.
Краткое объяснение, как А.В. [Александр Васильевич] разсек
надвое предел и основал Ставропигальное братство и во оном поставил старейшим Спиридона Кузьмича.
2. Окружное послание к старейшим и всем
православным христианом о возмущениях во св. церкви
чрез противо-каноничныя действия Алекс. Вас.
Распределено в 5-ти предметах.
3. 1-й предмет. Св. церковь в царство
последнего антихриста состоит в бегстве, по Св.
Писанию.
Начаток св. церкви с
концом согласуется.
А.В., вопреки Св. Писанию, устроил
мельницу и торговлю, и это свое действие на Соборе самолично
защищал, а за несогласие впоследствии порицал еретиками мессалианами.
Житейския дела всегда служили
препоной ко спасению.
Связаннии вещми житейскими, тии удобь приступят к диаволу.
О соблазне и о подставных лицах.
/л. 2 об./ 2-й
предмет.
А.В. на Соборе 7420 г. 10–12 сентября
согласился выехать из Данилова и оставить мельницу. Без совета всего собора
написал определение, аки бы от Собора, что остается
жить при Училище, и предложил старца для подписи.
Един из старейших
назвал этот подлог нечестием и против сего А.В. не протестовал, а собор к этой
подложной и нечестивой бумаге не подписался.
О лжи и подлоге.
3-й предмет.
На Ченцовском
Большом соборе все христианство распределено на 5-ть округов, но впоследствии,
при руководстве А.В. этот порядок стал уничтожаться.
На место осужденных старейших Казанскаго и Ярославскаго
округов, других не поставил, и эти области без соборнаго
определения присвоил под свое единоличное правление.
А.В. вторжение в округ к Ф[едору] М[ихайловичу]
– не подходит ли к разбойническому нашествию и подлежит извержению.
Не суд на А.В. прежде Собора налагаем,
но указываем на неканоничныя его действия.
Епископам не дана власть преступать правила, а только следовать им.
/л. 3/ 4-й
предмет.
О противо-каноническом
А.В. вторжении к Ф.М. и о ставропигии и разсечении
одного предела надвое.
Да и в статиях
церковнаго уложения о ставропигии не определено.
Божественным каноном не сохраняемым,
горек суд таковым.
5-й предмет.
Какия причины
воспрепятствовали избрать в старейшия Спиридона
Кузьмича.
Обычай, после кончины старейшаго, в 40 день – новаго старейшаго избирать.
У Спиридона Кузьмича зельное
желание быть старейшим.
Пастырей нужно слушать со испытанием.
Если же слова его и дела не согласны с
учением св. отец, то не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него,
хотя бы он воскрешал мертвых и иныя многия творил чудеса.
Краткое повторение вышеписанных
пяти предметов.
О иерархических
титлах, выражалась честь и власть одних пред другими, но не преобладание.
/л. 3 об./ У
нас на деле нет ни патриарха, ни епископа, ни игумена, и именуются: «старший
брат» такого-то предела.
Святии богословцы не положили единаго
епископа всех церквей власть имети.
Какая опасность для церкви от
преимущества одного епископа: если тот впадает в заблуждение, то вся церковь
ошибается с ним.
И не положено тоя тяготы на нас, яко да единаго человека весь христианский род послушает; всяко бо антихристовым предотечею таковаго св. отцы ознаменали, и места со избранными
Божиими в небесе таковому не имети…
сие и делом, и словом папеж творит, велик вред есть к
ведомей погибели душевнаго спасения всякому, в том последующему ему.
Ересей мати – любоначалие. Одно слово производит ересь. Ересь
составляется о вере, или о деянии? Увещание. Подписи.
3. Деяния Областнаго
собора в Вичуговском округе.
4. Краткий очерк о Соборе.
/л. 4/ 5.
Письмо Николы Яковлевича к Федору Михайловичу.
6. Ответ Федора Михайловича Николе
Яковлевичу.
7. Извещение Спиридону Кузьмичу быть
готовому на Областный собор.
8. Ответ Спиридона Кузьмича на
предупреждение.
9. Речь старейшаго
Федора Михайловича на Соборе.
10. Первый вызов Спиридона Кузьмича.
11. Ответ Спиридона Кузьмича на первый
вызов.
12. Второй вызов С.К.
13. Ответ С.К. на второй вызов.
14. Третий вызов С.К.
15. Соборное изложение Спиридона
Кузьмича.
16. Соборное извещение Ал-ру Вас. О извержении и
отлучении С.К.
17. Соборное извещение христианам и
всему народу, находящемуся у Спиридона Кузьмича, о
извержении и отлучении его.
18. Соборное извещение всем православным
христианам о извержении и отлучении Спиридона
Кузьмича. В подстрочии тексты Св. правил и друг[ие] к завинению
Спиридона Кузьмича. Подписи членов Собора.
/л. 4 об./ 19.
Деяния Большаго собора в Вычуговской
стране.
20. Извещение Александру Васильеву с
объявлением 17-ти вин.
21. Первый вызов от Собора к А.В.
22. Второй вызов к А. В-ву.
23. Третий вызов Александру Васильеву.
24. Соборное извещение всем христианам о извержении и отлучении бывшаго старейшаго Александра Васильевича.
Христова церковь всех судит, не
спрашивает виновных о дозволении созвать судебный собор.
Объяснение о христолюбческой
просьбе.
А.В. на свой Пензенский собор не
пригласил Ф.М. и его единомысленников, и этот
поступок есть еретический.
Еретики никониане на своих соборах не
указали свидетельств от Св. писания в защиту своих
нововведений, также и А.В. собор согласно этим еретикам написал.
Опровергается злонамеренная клевета А.В.
Пензенскаго собора: будто бы Ф.М. учит, /л. 5/ что Св. писание затемняет. Православный собор извещает
так: “Мы сего учения никому не проповедуем и в своих мыслях никогда не держим,
а веруем и исповедуем, что Св. писание просвещает и
умудряет всякаго человека в познании истины”.
Завинение некоторых
отделов Пензенскаго лже-собора.
Православный собор извещает сице: “Мы мирскую просьбу не считаем за св. учение и за
догмат не поставляем и своим учением не признаем”.
Разодрание церкви, возродившееся с начала от мельницы и торговли.
Вина 1-я. О мельнице. За вмешательство в
мирския дела – извержение.
Вина 2-я. О торговле во
ограде и в праздничныя дни – отлучение и проклятие.
Вина 3-я. Отказался от мельницы – двуязычник.
/л. 5 об./ Вина
4-я. О единоличном определении и о лжи и подлоге. Клятва.
Вина 5-я. О деньгах Братства Епифания Ивановича, за вручение мирскому человеку –
извержение.
Вина 6-я. О вторжении в чужой округ и о
его ставропигии – извержение.
Вина 7-я. О разсечении
предела – извержение.
Вина 8-я. О возмущении народа –
извержение.
Вина 9-я. О незаконном прошении в
старшие Спиридона Кузьмича, за внятие просьбы –
извержение.
Вина 10-я. О прилгании
четырех лет Спиридоном Кузьмичем
– диавольский недуг.
Вина 11-я. Поставил в старшие Спиридона
Кузьмича, менее сорока пяти лет. Явное безчиние.
/л. 6/ Вина
12-я. О восхищении Спиридоном Кузьмичем
чужаго имени – извержен.
Вина 13-я. О принятии Николы Яковлевича
без увольнения – извержен и отлучен.
Вина 14-я. Спиридон Кузьмич со отлученным Николой Яковлевичем сообщился – да отлучится.
Вина 15-я. Спиридон Кузьмич считается
под ведением Феодора Михайловича, а он самочинно перешел к Александру
Васильевичу, и за сие – анафема.
Вина 16-я. Александр Васильевич со отлученным Спиридоном Кузьмичем сообщился, и за сие – впал в Мессилианскую
ересь.
Вина 17-я. Собрал односторонний Собор в
Пензенском пределе – по еретическому примеру.
Вина 18-я. На своем Соборе злокозньственно разбирал христолюбческую
просьбу. О клевете – противно правилам.
/л. 6 об./ Вина
19-я. Без присутствия нашего, лишил нас христианскаго
имени и подвергнул анафеме. Еретики и иконоборцы так судили.
Вина 20-я. Во
своем Деянии Пензенскаго собора, после скрепления подписами рук, соскоблил 23 смысла и написал 30 смыслов, и
за сие – смертная казнь.
Вина 21-я. Прислал нам своего Собора
Деяние без доказательства Св. писания – это
свойственно никониянам.
Вина 22-я. Прежде суда оправдывал себя –
сие низводит во ад.
Вина 23-я. Оказал себя, что неподсудим – сие свойственно отступнику папе.
Вина 24-я. Презирает совет церковный, за
сие – враг Божий.
Вина 25-я. Кроме Собора перевел Африкана Максимовича в другую страну, за сие
– извержен и /л. 7/ отлучен.
Вина 26-я. Единолично поставил
настоятельницами из женскаго полу, и сим навлек язву и наказание от Бога.
Вина 27-я. О непострижении
власов на версе главы своея
– власатая ересь.
Вина 28-я. За изменение соборной церкви
на поместную – анафема.
Вина 29-я. О ложном мудровании
о св. апостоле Петре – латинская ересь.
Вина 30-я. Не имеешь себе равностепеннаго по власти – антихристов предотеча.
Вина 31-я. Присвоил себе церковныя деньги – извержен и отлучен. Вина 32-я.
Самоуправно продал церковный дом – извержение.
/7 об./ Вина 33-я. Вынудил нас
подписаться к неписанным листам. Сей поступок
еретический.
Вина 34-я. На троекратные вызовы от Большаго собора не явился. Сам на себя произнес приговор.
Подписи членов Большаго
собора.
27. Письменныя
мнения членов Большаго собора о 34 винах за 1-м и
2-м.
Пояснение на вины Александра Васильева.
28. 28-я вина. Пояснение о церкви.
29. 29-я вина. Пояснение о власти св.
апостола Петра.
30. 30-я вина. Пояснение о власти 1-го
старейшаго.
31. Двоякое учение Александра
Васильевича и его учеников о св. церкви.
Истинное показание о беседе в с. Сопелках.
16.
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ БОЛЬШОГО СТРАННИЧЕСКОГО СОБОРА
Настоящий
Сборник составлен, снабжен рукописным предисловием и переплетен бывшим каргопольским скрытником (странником) Максимом Ивановичем
Залесским в конце 20-х годов XX в. в его доме в д. Чертовицы
Каргопольского уезда. Часть текстов, по-видиму, было вновь гектографировано с различных
письменных оригиналов. В состав Сборника входят также и рукописные материалы.
Перед нами, по сути дела, часть архива Каргопольского
«предела» странников. Сборник получен участниками археографической экспедиции
БАН 1968 г. от М.И. Залесского.
Сборник
материалов по истории Большого страннического собора, состоявшегося 19–25 мая
1913 г.
Избранные тексты (№ 513)
Часть 1
Воззвание к собору от лица старейшего
Федора Михайловича. С. 5–10 (рукопись)
Возвание к
собору
Господи Исусе
Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь.
Простите, Христа
ради, меня грешнаго все вы вкупе, честныя
старцы, достопочтенное собрание, глубокочтимыя старейшия, правители Христовой церкви, в том, что я,
смиренный и грешный человек, Феодор Михайлович, Божиею
милостию старейший округа здешних
истинно-православных христиан, обращаю свое слабое и нехудожественно изложено искренное и истинное мое воззвание ко всем вообще здесь
собравшимся, первоначально попрося у всех здесь присудствующих православных христиан, содержащих
кафолическую
веру, святых молитв и Божияго благодатнаго
заступления, и вашего почтеннаго
снисходительнаго позволения высказать мне слово,
слово краткаго возвания от многонаболевшаго сердца и томящейся души при виде сего случившагося в нынешнее горкоплачевное
время.
Исконный враг человеконенавистник диявол, змий, вредящий и уязвляющий род человеческий, присногонящий Христову церковь, строющий
всюду козни, ринулся на нашу мать Христову церковь, воздвиг своим коварным
замыслом сильнейшую бурю несогласия в нас, потомках древлеправославных
християн.
“Кто даст главе моей воду и отчесем моим источник слез”, да плачю
о мире и согласии церковнем, о любви и единодушии, како было во время первых дней християнских,
как повествует святый евангелист Лука в своей книге
Деяния святых апостол, говоря: “бысть число мужей,
яко тысящь пять”. И у такого количества мужей,
заметьте, продолжает евангелист, “бысть сердце и душа
едина” (Деяния, глава 4). А у нас… о увы, о, увы,
горе, горе, почти на половину меньше и то все, как песок, несоединимы между
собою. И что еще скажу со слезами и великим воздыханием о том
как не в далеком прошедшем от во преимущих старейшаго предстоятеля церковнаго послушал защиты: защита выстроенной мельницы и
торговли.
Такое учение, конечно, привело в
смущение кроющихся християн и некоторых христолюбцов. Поетому и от
достоуважаемых купцов Понизовкиных на всю церковь
прекратилась милостыня. Нам, смиренным, стали письма писать о прекращении
соблазна, для чего мною в последних числах генваря
7419 года и собраны были старцы с общаго всех
согласия, и написана была просительная бумага, и послана достопочтенному старцу
Александру Васильевичю. Получивши ету
бумагу, почтенный старец Алекс. Вас. приезжает в деревню Яшино Великим постом и созывает нас,
смиренных старцов, и объявляет, что прошение наше о
прекращении соблазна незаконно, а носит в себе ересь Мессалианскую,
где бы, по выражению Феодора Студита, ему Алекс.
Вас., как игумену (и старейшему) должно от других отгонять соблазн, ни едино ни в чем же дающее претыкание,
да служение безпорочно будет (2 Кор.
6, 4; творение Феодора Студита, том 2, стр. 809). А
он с торжественностью проповедует о догматах торговле, которая, имейте в виду,
без отступления не производится, и о мельнице. Услышавши во время Поста все ето от почтеннаго старца Алекс.
Вас., скорбию исполнились
наши сердца, мы взяли подручники, земно кланялись его почтенству,
прося умирить волнующуюся церковь устранением соблазна, но Алекс. Вас., скрестив руки, стоя за столом, говорит нам: “Не могу, братие, не могу упразднить, ибо ваше требование имеет в
себе ересь Мессалианскую, в кою вы уже впали”. Что осталось делать, как поступить; слыша такия
глаголы от нашего пастыря, мы с невыразимою скорбию,
с неописуемой печалию удалились, прося его досточестность собрать Большой собор. Потом, спустя
несколько месяцев, случай приводит нам увидеться паки с
почтенным старейшим Алек. Вас. Тут
то с нашей стороны было предложено прошение ему, дать дозволение на
следствие в город Данилов, чтобы произвести дознание о домах, торговле и
мельнице.
Но на сие не дано было дозволения. Тогда присовокупили еще прозьбу о собрании Собора, который, как видите, Господь
привел собрать. И так, братие, здесь будет
разбираться все то, что Христову церковь смутило. А смутило християн
то, что почтенный Алекс. Вас. стал
защищать проповедуя мельницы и торговли, говоря 11-го августа сего года так:
“мельницы не иметь не богоугодно и противно закону Божию и не спасительно”. Сие да будет известно всему честному собранию, какое ето учение, для сего мы все и собрались сюда, чтобы
возвестить правильно, обсудить безпристрастно и
правдиво, пусть каждый из всех присутствующих здесь отверзет слух свой и
выслушает не краем уха своего, но вниманием всецело с великим усердием, чей ето голос, говорящий о корыстной торговле и паровой
мельнице, то есть наш ли истинно-православный.
Здесь прошу все собрание: обратите
особое внимание на то, что будет сказано: “услышите сия вси
языцы, внушите вси живущии по вселенней” (Пс. 48, 2). Как бы с некотораго
возвышения, далеко кругом видимаго, всех призываю, ко
всем обращая сильную и высокую проповедь. “Внимайте народы, племена, языки,
люди всякаго рода, всякаго
возраста, все, сколько есть теперь и сколько будет на земле, и да прострется
далее моя проповедь! Внимайте мне все небесныя
силы, все ангелы” (Твор. Григория Богосл., часть 1, слово 4). О том, что все отцы не полагали
за непременное в своих учениях, что нужно непременно мельницы и торговли для распостранения благочестия. Мы, истинно верующия,
крыяющиеся от антихриста православныя
християна, как скрывались остальцы
благочестия соловецкой обители, не проповедаем
непременно, что нужна для распространения благочестия торговля и паровая мельница;
как и Соловецкие иноки когда убегали в леса, не проповедывали о сем.
1) Достойный великой почести и всякаго благоговейнаго уважения
благочестивый старец Евфимий, который научил здесь в
губерниях людей вере православной, жизни християнски странственной. Не видится ничего в оставленных им писаниях,
чтобы он защищал где мирское паровое заведение и
торговлю.
2) Блаженной памяти почтенный старец
Никита Семенович, напоивший своих современников медом учения своего, не слышится чтоб он, великодаровитый,
говорил одобрения торговле и защищал упорно заведения мирския.
3) Добрый раб и верный истинному учению
Христову, ясный в сказании Божественнаго писания, из
уст своих источающий живыя струи назидания, Федор
Иванович не изглашал современникам своим, и не видится,
что оставил потомкам своим постановления непременнаго
о паровой мельнице и торговле.
4) Истинно верный догматист
и канонист, более смотревший в старыя
книги, чем на прелестный мир, добре и мирно правящий и пасущий Христовы словесныя овцы, старец и раб Божий, почтенный Роман Логиныч в своих Богом умудренных писаниях не поставлял для
церкви за непреложное одобрять торговлю и паровыя мельницы.
5) Истинный подражатель смирению
Христову, учивший делами более чем словами, делом добродетели своея показавший, что он ученик Евангелия, достойный приснаго хваления старец Иван Иванович не только учил, как
поведают жившие с ним, но и не говорил о таких предметах, как торговля и
мельница и проч.
6) Также и правдивый, украшенный как
царскою диадимою своею совестию
и правотою дел в правлении церковных присно помнимый Фома Ивановичь
не поведывал учения братству и всей церкви ничего такого о мельницах и
торговле.
7) Еще выступает на среду сего собора
опытный муж, сведущий Божественнаго писания,
возделавший и посеявший семя благочестия в Саратовской стране, почтенный Анфиноген Иларионович,
авторитетом своих доводов заставлявший молчать многих, и етот
то старец, как известно, не учил о паровых мельницах и торговле.
Вот видите, почтенное собрание, честный
Собор, все сии вышеприведенныя старцы, проходившие
тесный укрывательный путь, ведущий в живот вечный,
как и слышали, не учили о мельницах и торговле и не поставляли сие учение, что
видно из ихнева всеобщаго
молчания о мельницах и торговле за нечто непреложное. Но ныне, к великому
сожалению и прискорбию, слышим голос от новопоставленнаго
старейшаго Алекс. Вас., что
торговля, скажу со скорбию, в которой включается
продажа табаку и паровая мельница – дело непременно богоугодное, благое и
святое. Для обсуждения етого то вот, я, смиренный, и потщался попросить Алекс. Вас. позволения собрать Собор, будучи побуждаем от многих, как
странствующих православных христиан, так и почтенных христолюбцев,
поетому я обращаю свое возвание
ко всему сему соборному собранию: давайте, братие, разсуждать о всем вышереченном
мирно и кротко, как истыя рабы Христовы, помолившись
усердно Господу Богу. Поетому наша покорнейшая прозьба к собравшимся здесь посторонним
как христианам, так и благодетелем: во время разсуждения
весьти себя как можно скромнее, чтобы разсуждающие могли свободно объясняться, чтобы вы, почтенныя слушатели, все их слова точно слышали и уже потом
произнесли свой приговор, вынесли свое заключение, основанное, конечно, на
Святых писаниях. Также позвольте от лица всего Собора обратиться к Вам, старцы выбранныя для разсуждения, чтобы
в настоящую историческую минуту велось разсуждение и
доводы от Святаго писания вами, не как врагами, а как
братьями, потому что все мы братья христианы.
Я желаю, чтобы все ето
было впоследствии, по доказании истины, устранением
соблазна, покрыто любовию. Пусть ето
будет хотя примерно сказать и спор, но домашний, пусть
все выслушают и убедятся, на чьей стороне истина, Богом дарованная истинно
верующим православным христианам, ныне и присно и вовеки веком. Аминь.
Часть 2. Копия с подлиннаго
письма кинешемских христолюбцев.
Прозьба к Собору от христолюбцев
из Братства Фед[ора] Мих[айловича] (с. 11–13 об.)
С большим прискорбием вынуждаемся писать
настоящее письмо. Почти всей нашей общине стало известно, что старший наставник
Алекс[андр] Васильев[евич], единолично и вопреки мнениям прочих наставников,
стал заниматься коммерческими спекуляцыями. Нам
неизвестны те основания, по которым он нашел возможность это делать, но думаем,
что он, со свойственным ему искусством, приведет не мало текстов из Св. Писания, оправдывающих эту новую в нашей общине
деятельность. Но мы знаем также и то, что обширность и глубина Святого писания
не всегда служила людям средством к выяснению истинны, а нередко и к затемнению
ея; последнее случалось всегда, когда люди стремились
авторитетом Св. Писания оправдать те или иныя свои поступки, которые, как они знали, вызовут в людях
осуждение. Потребность в таких оправданиях с течением времени стала настолько
велика, что появилась особая профессия людей: миссионеров, начетчиков,
толковников, и т. п., и эти люди путем постояннаго
упражнения часто достигают такого искусства спорить за и против, что человеку
обычных познаний спорить с ними становится не по силам. И ето
вполне понятно, т. к. если последние от спора ждут выяснения истины, то первыя жаждут только того, чтобы одержать над противником
верх. Но человеческий ум ограничен, и большинство таких искусников, стремясь по
каждому частному, часто мелкому, случаю доказать свою правоту десятками книг,
кончают тем, что подрывают веру как в них самих, так и в Писание; про таких-то
именно людей и говорят, что они из-за деревьев не видят лесу.
Истина християнскаго
учения не нуждается в таких проповедниках, и что ето
так легко понять каждому, стоит только задать себе вопрос, что привлекает в
нашу общину большинство новых последователей: книжная ли премудрость, усвоенная
ими, или наглядной пример христианской жизни чаеной с
ея молитвами, постом и смирением? Мы убеждены, что последний!
Да так и должно быть, и всегда так и
было, ибо личный пример нагляднее книги. Проповедь Христа Спасителя и его
апостолов закреплаялась личными их подвигами и
трудами. Апостолы, как известно, жили трудами рук своих и подаянием, но не
промыслами и торговлей.
Письмо ето мы
написали не для того, чтобы оно служило поводом в дальнейшим препирательствам и спорам на Соборе, а для того,
чтобы содействовать прекращению общаго соблазна,
который, как известно Собору, принял настолько обширные размеры, что грозит
полным развалом самому существованию нашей общины. К прекращению етаго соблазна мы видим один исход: просить Александ. Васил. сложить с себя рукоодство делами общины, здать
выборным от Собора лицам сполна все то, что он принял от своего
предшественника, Корн[илия]
Петр[овича], и выехать из Данилова для жительства в
другое место, которое ему укажет собор. Если Алек. Васил. дорого дело общины и служения церкви, а также и своя
честь, то он должен признать опастность настоящаго положения и добровольно выйти из тупика, в
который он сам зашел и многих людей завел! Если же, против нашего ожидания,
Алекс. Васил. добровольно не согласится прекратить соблазны и умирить церковь,
то мы не находим для себя иного исхода, кроме как отказаться от всякаго согласия с ним и его единомышленниками и вынуждены
будем просить местных старцев упорядочить и хранить все те правила, которые
здесь издавна существуют и которые мы считаем правельными
и себя обязанными им подчиняться.
Приветствуем почтенный собор и желаем
ему справедливо и мирно постановить свое решение:
Дмитрий Яковлевич Митрофанов.
Александр Кузьмич Чюдин.
Иван Сосипатрович
Шошин.
Александр Григорьевич Цветков.
Иван Федорович Коровайков.
Самсон Иванович Поспехов.
Василий Степанович Смирнов.
Леонид Семенович Таланов.
Михайло Васильевич Самойлов.
Федор Васильевич Таланов.
Александр Федорович Маслеников.
Александр Иванович Хренков.
Христолюбцы предела Епифания Ивановича
К сему вышеизложенному
добровольно подписуемся:
Иван Федорович Репьев и Павел Михайлович
Маралов.
От страны Иваново-Вознесенск
Михайло Дмитриевич Тюрин, первой востал против Александра Васильевича, то есть его
непорядков.
Дмитрий Григорьевич Ириничев.
Наталья Столбунова,
добровольно подписала.
К сему
добровольно подписался личный почетный гражданин и бухгалтер комиссион. конторы И.Н. Иконникова: Тимофей Михайлович
Журов.
Христолюбцы Яковлевскаго предела
Сергей Мих.
Тетерин, расписался добровольно.
Василей Ксенефонтов Смирнов, по личной прозьбе,
за Ефима Ксенофонтовича Смирнова и за Федора
Захаровича Смирнова расписался: Вас. Ксен.
Смирн.
Михайло Варфоломеев.
Василий Иванович Смирнов, расписался
добровольно.
Василий Ефимов.
Михайло Гаврилович, расписался
добровольно.
Василий Яковлевич Салов.
Федор Егорович Клочков.
Владимир Александрович Воробьев.
Иван Петрович Пятериков.
Владимир Иванович Тихомиров.
Василий Васильевич Беляков.