Спасовцы.

Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия.

 

Безпоповцы Нетовцы они же Спасовцы, как известно, по вопросу о еретическом крещении держатся такого убеждения, что крещение, где бы оно не совершалось, т. е. в каком бы то ни было еретическом обществе, но коль-скоро формою православной церкви, т. е. в три погружения и три божественных ипостаси, то считают такое крещение крещением истинно законным и его не повторяют.

Такая характеристика учения Нетовцев, по вопросу еретическаго крещения и разделяет их с остальными безпоповщинскими согласиями, как-то: Поморцами, Федосеевцами и др. В виду того, что Нетовцы или Спасовцы, считают себя, как и другия в отдельности старообрядческия согласия, старообрядцами, последователями учения благочестивых первоостальцев староверцев: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и других, то поэтому я и намерен в настоящей статье выяснить на основании исторических данных: что имеет ли действительно нетовское или спасовское безпоповщинское общество, какую либо связь или преемственность учения по вопросу о еретическом крещении с остальцами староверцами? Остальцы древняго благочестия, начиная с епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др. в вопросе о еретическо-никонианском крещении и других таинствах, как это видно по историческим данным, держались совершенно не того учения, котораго держатся современные нетовцы или спасовцы. Священно-страдалец епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум и др. остальцы православнаго до-никоновскаго рукоположения священники учили не принимать от церкви никонианской ни крещения, ни священства. Чтобы не быть в этом вопросе голословным, я приведу историческую справку, относительно того, как вообще держались остальцы древняго благочестия по отношению еретическо-никонианскаго крещения. "Яже услышавше мы, говорится в соборном деянии 1666 г., — и прочетше абие богонаставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащие: яко нынешняя церковь, несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна" (Соборн. Деян. 1666 г., стр. 11).

Так говорили остальцы древняго до-никоновскаго благочестия; таково было мнение по отношению еретическаго крещения.

По вопросу еретическаго крещения и хиротонии, у остальцев древняго благочестия был созван собор, на котором и было постановлено не принимать от никонианской церкви ни крещения, ни хиротонии: "Около этого времени, говорится у Александра Б. в книге. "В пользу раскола", Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца: Спиридон архимандрит Покровский, от убогих, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское нынешнее крещение за крещение не вменяти" (кн. "В пользу раскола" А. Б., стр. 6; Разсказы из истории старообрядчества С. Максимова, стр. 28—29, издание Д. Е. Кожанчикова).

"Первые старообрядческие попы, говорится в истории Андреева, высказывали дух нетерпимости. Каждый, перешедший к ним из еретиков (никониан), был перекрещеваем" (Раскол и его значение в народной русской истории, В. В. Андреева, стр. 127; История русскаго раскола старообрядчества, П. С. Смирнова, стр. 131; Раскол, обличаемый своею историею, стр. 150—259).

"Они (раскольники), говорится в книге Елеонскаго, не признавали ничего святого в церкви православной". (О состоянии русскаго раскола при Петре I Елеонскаго, стр. 22; Извещение праведное о расколе безпоповщины. Н. Субботина, стр. 17).

"Приходящих убо, говорится в сочинении Ивана Алексеева, от Великороссии новокрещенных повторяху своим крещением". (Сочинение Ивана Алексеева против мнимаго священства поповцев, стр. 18—19).

Имея в виду часть приведенных выше исторических данных об отношении древле-остальцев до-никоновскаго благочестия к еретическо-никонианскому крещению и сопоставляя с этим современное учение безпоповцев нетовцев или спасовцев, то отсюда и ясно, что вышепоименованное безпоповское общество, как не имеющее преемственнаго учения о еретическом крещении, не может считать себя последователями остальцев. Далее необходимо ко всему этому выяснить также и тот корень откуда произошло нетовское или спасовское безпоповское согласие. "Нетовское направление, говорится в истории русскаго раскола П. С. Смирнова, зародилось очень рано, не позже перваго десятилетия XVIII века, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался козминщиною, по имени основателя мужика Козьмы". (Истор. русск. раск. старообр. П. С. Смирнова, стр.  121).

"Согласие нетовщина или спасово, пишет Н. Попов, — зародилось в XVIII веке, основателем онаго был крестьянин Павел, по другим сказаниям безграмотный мужик Кузьма". (Что такое современное старообр. Н. Попова, стр. 54).

"Спасово согласие (нетовщина), говорится у В. В. Андреева, основателем его был крестьянин Кузьма, отчего и само согласие называется иногда козьминщиною". (Раскол и его значение в народной русской истории, исторический очерк, В. В. Андреева, стр. 172).

"Основателем нетовщины или спасова согласия, — пишется в книге протоиерея Андрея Иоаннова, был некто Кузьма". (Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, протоиерея А. Иоаннова, стр. 33).

"Безграмотный селянин Козьма, говорится в "Истории раскола", первый начал запрещать перекрещивание и его последователи назвались сперва по его имени козьминщинаю". (Раскол, обличаемый своею историею, изд. 2, стр. 251).

Небезъинтересно также выяснить и ту характеристику учения козьминщины (нетовщины), которой первоначально держалось в своем целом это согласие. В истории русскаго раскола П. С. Смирнова, говорится по этому поводу следующее: "с течением времени нетовщина (козьминщина) подразделилась на отдельныя отрасли. Исходной точкой в данном случае послужил вопрос о крещении. Отвергнуть таинство крещения значило навлечь на себя нарекание в том, можно-ли им даже именоваться христианами (Иоанна III, 5). И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении труднаго вопроса избрали своебразный, и притом не все один и тот же путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви (никонианской) они толкуют так: "хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик". Однакоже, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять неусвояя венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретическою. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины, так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, а не пред своими стариками, и вечерни, утрени, часов по уставу не поют". (История русск. раск. старообр. П. С. Смирнова, стр. 121—122).

"Отвергают совершение таинств и богослужения мирянином, говорится у того же Смирнова, потому что благодать взята на небо. А как спастись без всего этого — это один Спас знает, необходимо уповать на его милость и молиться". (Там-же стр. 121).

"Спасовцами называются потому: как де нет на земли никакой святыни, то желающие содержать старую веру, долженствуют с нами прибегать ко Спасу, который Сам ведает как нас бедных спасти. Нетовщиною же потому, что говорят: нет православнаго священства и таинств в мире". (Полное историческое известие прот. А. Иоаннова, стр. 33).

"Любимая поговорка спасовцев, говорится в историческом очерке, Н. Аристова, следующая: "у милостиваго Спаса много милости: он всех прокормит... Милостивый Спас Сам знает, как спасти нас". Оттого они и получили свое название (спасовцы). Вступающий в общество спасово проходит искус и кается в грехах прямо Господу по скитскому покаянию, стоя пред иконою Спаса. Спасовцы принимают крещение от православнаго священства и обличают поморян за то, что они перекрещивают к ним приходящих. Они принимают к себе приходскаго священника, но зовут не батюшкой, как обыкновенно, а величают по имени и отечеству. Над умершим читают скитское покаяние". (Раскол в Симбирской губернии, исторический очерк, А. Аристова, стр. 212—213).

"Кузьминщина, говорится в "Истории раскола", сделалась в последствии более видным под именем нетовщины, ибо утверждали, что нет в мире благодати и истиннаго священства; назывались еще и спасовым согласием, от их учения: что, так как наступило время последнее, антихрист уже в мире, то желающие содержать старую веру, должны прибегать к Спасу, который Сам ведает, как нас бедных спасти". (Раскол, обличаемый своею историею, стр. 251—252).

"Кузьминщина, пишет В. В. Андреев, стала называться нетовщиною от того, что по учению этого согласия нет ныне в мире ни православнаго священства, ни таинств, ни благодати. Отвергая все, нетовщина учит возлагать всю надежду на Спаса, который Сам ведает как спасти нас бедных. Отсюда другое название спасово согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не крестят иногда и собственных детей: по их учению Спас и без крещения может спасти. Они отвергают также исповедь". (Раскол и его значение, В. В. Андреева, стр. 173).

Позднее, нетовское или спасовское согласие, как это видно из истории, поделилось на два между собою враждебных лагеря, т. е. глухая нетовщина и нетовщина открытая. Глухая нетовщина, как это видно из вышеприведенных исторических свидетельств в своем обществе ни совершает ни крещения, ни венчания, но за всем этим обращаются к господствующей церкви. Нетовщина же открытая, наоборот, сама у себя в обществе совершает крещение, брак и все богослужение простолюдинами. Так что в этом случае открытую нетовщину едва-ли можно отличить от других безпоповщинских согласий, в особенности от поморцев. Разница между теми и другими лишь та, что новоспасовцы приходящих к ним еретиков имеющих крещение формою православной церкви, т. е. в три погружения и три ипостаси, вновь не перекрещивают. "Из всего этого (т. е. нетовщины или спасовщины), говорится в истории П. С. Смирнова, — выродился новый как бы толк ново-спасовцы, он образовался в 40-х годах 19-го столетия. Основатель был главный наставник нетовщины Симбирский мещанин Светов. Отличительным учением ново-спасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют стариковскую исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или попы. Они совершают богослужение, вечерни, утрени, часы, поют, отчего и согласие названо "поющей нетовщиной". Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают их чрез 7-ми поклонный начал". (История русск. раск. старообр. П. С. Смирнова, стр. 124).

Из приведенной исторической справки видно, что нетовское или спасовское безпоповское общество появилось на свет Божий от неграмотнаго мужика Козьмы и затем в последствии от этого же согласия выродилось и еще новое согласие чрез Симбирскаго мещанина Светова, под названием хотя и тем же, но совершенно с другим уже вероучением. Таким образом ясно, что первоначальное появление нетовщины в лице мужика Козьмы, есть явление совершенно самостоятельное, не имеющее в себе корня истиннаго старообрядчества. Нетовцы или спасовцы того и другого согласия, как известно, считают великороссийскую церковь еретической, даже антихристовой. Но когда случится крестить, венчать и т. п., то первые из них, т. е. нетовщина глухая, идет за совершением таинств к этой по их же суждению антихристовой церкви. Это-ли еще не заблуждение? Признавая церковь еретической антихристовой и в тоже время, обращаются к ней за совершением таинств. Следовательно, имея надежду получить освящение чрез еретических служителей, служителей церкви антихриста. Несчастные люди! Обратите ваше внимание на свою явную слепоту. Обращаться к еретикам для совершения таинств, это не святоотеческое установление, а установление самоизмышленное. Святоотеческое учение в данном случае совершенно расходится с учением глухой нетовщины. Отцы ІV-го вселенскаго собора 14 прав. положительно воспретили обращение к еретикам для совершения там таинств. Это правило, поясняет Зонара, предписывает не крестить у еретиков. "Не должны обращаться к еретикам, чтобы крестить детей". Повторяет, и другой толкователь правил Аристин (см. Кормчую полн. перев.) св. Феодор Студит пишет: "не крещенному полезнее, если не найдется православный (иерей), для совершения крещения, креститься от монаха, или за неимением и этого, от мирянина". (Твор. его, часть II, по сл. 24-е, стр.  82).

Точно также незаконно поступает и второе нетовское общество, т. е. ново-спасовцы. Если в настоящее время оно того и не делает, т. е. не обращается за совершением таинств к церкви еретиков, как это делает и сейчас их корень, то это еще не значит, что они встали этим на путь истины. Заблуждение ново-спасовцев то, что они принимают в свое общество еретиков, имеющих форму крещения православной церкви, без повторения крещения. Они совершенно не входят в существо содержимой ереси. Они говорят, что "для нас безразлично, кто-бы не крестил, хотя бы и сам диавол, но коль-скоро формою правильною, то оно действительно". Имея такую аргументацию, они по этому, нисколько несумняшеся, принимают крещение и от великороссийской церкви, которую они-же сами считают антихристовой. Скажи безпристрастно, любезный читатель, может-ли быть что-либо законное или благодатне-спасительное в той церкви, которая "находится во власти антихриста"? Имея такое суждение по отношению церкви великороссийской, ново-спасовское безпоповское общество, тем самым само себе подрубает тот сук, на котором само-же сидит, считая от антихриста крещение за истинно-законное. Нелепость сама собою ясна.

Таинства, по изъяснению отцов карфагенскаго собора, спасительны, вечны и животворящи, только в церкви православно-Христовой, в еретической же церкви (а тем паче в церкви антихриста по суждению самих же нетов), они подвергают только "великому осуждению и казни". Что во истинне, говорят сказанные отцы, — светлее препровождало бы их (запечатлевающихся таинствами) к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим". (68 прав. карфаг. соб. по полн. перев.).

Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, пишет великое светило церкви св. Иоанн Златоуст, потому что у них крещение не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как Симон был крещен, но не просвещен, равно таким же оказываются и они". (твор. его, том XII, стр. 383.).

Имея в виду все вышеизложенное по отношению всего вообще нетовскаго или спасовскаго согласия, то отсюда и ясно становится, что Нетовское или Спасовское безпоповщинское общество того и другого толка, как не имеющее ничего общаго по своему вероучению, а также и по историческому происхождению, с теми первоостальцами древняго до-никоновскаго благочестия, которых они к сожалению считают своими предками, а поэтому нетовцы или спасовцы не только не могут считать себя последователями вышеуказанных столпов староверчества, но даже не имеют права и именовать себя старообрядцами.

После всего вышеизложеннаго, обращаюсь к вам, братья нетовцы, того и другого упования, оставьте свое лжемудрование, пока не поздно, обратитесь к истине, к той самой истине, которую по Евангельскому изречению и врата Ада одолеть не могут. Истину эту именно и содержит церковь безпоповско-Поморская. На этой истине вы станете твердо, как на камени; никакой ветер и даже буря вас не поколеблет, ибо вы будете иметь тогда, своим краеугольным камнем учение действительное, учение св. православно-Христовой Церкви. И вот тогда-то вы и можете называть себя прямыми последователями вышеуказанных ревнителей древняго благочестия, как-то: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др.; до этого же вы есть чуждая отрасль, не имеющая ничего общаго с ними, а в лице их и с Церковью Православною Христовою.

 

Т. С.  Тулупов

Самара, 1915 г.

Hosted by uCoz