ПОСЛАНИЕ ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИОАННУ АВВАКУМОВИЧУ О СВЯЩЕНСТВЕ — ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РАННЕГО ЭТАПА СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ*.

[Из сборника РАН: Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Под ред. А. Х. Элеарта. Новисибирск. 2016 г. Стр. 77-101]

 

* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ (№ 14-01-00217а).

Л. В. ТИТОВА

канд. филол. наук,

Институт истории СО РАН

г. Новосибирск

е-mail: titova_istochnik@mail.ru

 

В статье анализируются полемическое Послание дьякона Федора сыну протопопа Аввакума Иоанну о священстве и компиляция, созданная на его основе путем продуманной выборки отдельных фрагментов и дополненной толкованием 13-й главы Апокалипсиса протопопом Аввакумом. Дана харак­теристика обеим версиям текста о священстве и осуществлена его публикация по лучшим спискам. В Приложении представлен археографический обзор 36 списков Послания и 2 списков компиляции.

 

Ключевые слова: Послание о священстве, дьякон Федор, полемический текст, старообрядчество, текстология, археографический обзор.

 

Послание Иоанну Аввакумовичу о священстве представляет со­бой одно из значительных в идеологическом плане для всего старообрядческого мира сочинение, которое было написано дьяко­ном Федором летом 1669 г. от имени всех пустозерских узников1 в ответ на вопрос Иоанна, сына протопопа Аввакума, о новопоставленных попах. Оно объясняло, как теперь, после того, как Никона лишили патриаршества, надо относиться к священникам, поставлен­ным самим Никоном.

Впервые Послание было опубликовано Н. И. Субботиным в 6-м томе «Материалов для истории раскола за первое время его су­ществования»2 под названием «Послание в Москву из Пустозерска»3. Во введении, характеризуя издаваемые тексты, он ошибочно идентифицировал сочинение с «Ответом православных»4.

Помимо Послания дьякона Федора к Иоанну Аввакумовичу, существует достаточно близкий ему текст «Послания к некоему Иоанну», опубликованный Н. И. Субботиным в 5-м томе «Материалов» в ряду сочинений Аввакума, о котором П. С. Смирнов писал: «Издатель послания имел только одно основание приписать его к сочинениям Аввакума — то, что послание находится в сборнике сочинений последнего, принадлежащем библиотеке Хлудова, № 257 (V, 224, сн. XI). Поэтому и так как это послание представляет в первой, большей, части своей сокращение послания к Иоанну, писан­ного диаконом Феодором (VI, с. 60-79), — возникает вопрос, не ошибочно ли оно приписывается Аввакуму?»5.

Краткий анализ сочинения был предпринят в конце XIX в. та­кими авторитетными исследователями старообрядческой литерату­ры, как А. К. Бороздин и П. С. Смирнов. Кроме высказанных сомне­ний относительно авторства Аввакума «Послания к некоему Иоан­ну», их внимание было направлено на рассмотрение взглядов дья­кона Федора на церковную иерархию и, соответственно, его сужде­ний о светской власти, с помощью которой будет осуществляться «последнее отступление» от веры6.

Опираясь на проделанную работу предшественников, мы по­пытались продолжить исследование Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу с целью выявления особенностей краткой переделки, приписываемой протопопу Аввакуму, и определения ее места в рукописной судьбе памятника. Итогом наших наблюдений стала статья «Две версии Послания дьякона Федора к Иоанну Ав­вакумовичу»7. Краткий текстологический анализ обоих текстов от­кроет возможность выбора лучших списков для их публикации.

Итак, что же представлял собой ответ дьякона Федора Иоан­ну Аввакумовичу о прежде посвященных и вновь поставленных попах?

В общих чертах содержание Послания сводится к следующе­му: после небольшого традиционного вступления, в котором дья­кон Федор призывает единоверцев к твердости в вере, он дает об­стоятельное разъяснение вопроса, можно ли без вреда для правой веры принять благословение от священника, прежде посвященно­го, но не устоявшего в вере, потом же раскаявшегося и вернувшего­ся к истине. От таковых Федор предлагает благословение прини­мать, но только по крайней нужде, при чрезвычайных обстоятель­ствах, поскольку они нарушили свой долг в отношении веры.

Постоянно же сомневающихся наставников, как уверяет Федор, следует избегать, а еще лучше — обходиться вообще без пастыря. Они, хотя и служат по-старому, но «мыслят двоедушно», так как они, по словам Федора, «на время веруют, и во время напасти отпадают»8.

Более категорично высказывается дьякон Федор относительно вновь посвященных пастырей, которые «от Никона отступника став­лены и от никониян ... поставляемии от них попы и дияконы не священи суть, по правилом, вси они отступницы сами и еретицы глупии, и поставленнии от них каноному суду подлежат и анафеме. Православным християном ныне не подобает их благословения приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому. То есть часть антихристова полка ...»9.

И далее, разъясняя вопрошавшим его единомышленникам, ка­кая сложная ситуация сложилась в это трагическое время для всех приверженцев старой веры — приближающийся приход в мир анти­христа — он, апеллируя к Священному Писанию, толкует 13-ю главу Апокалипсиса. Дьякон Федор вводит сложное понимание апокалип­сических «рогов антихристовых» как царей, с помощью которых будет происходить на Руси «последнее отступление» от веры: «И то от часа сего на горшее происходити будет цари10 нечестивыми: то суть рози антихристовы ... Два рога от земли исходяща виде Бого­слов: един от тех есть, вторый же по нем будет, пособитель же злу»11. Такие дерзкие рассуждения дьякона Федора о «рогах антихристовых» как о царях, причем не только о ныне правящем монархе, но и о тех правителях, которые последуют за ним, звучат здесь впервые и проводятся им последовательно в дальнейшем во многих сочинениях, касающихся данного вопроса.

Следует отметить, что толкование этой же главы Апокалипсиса есть и у Аввакума, но оно заметно отличается от предложенного дьяконом Федором: «Два же рога у зверя —- две власти знаменует един победитель, а другой — пособитель; Никита, по Алфавиту, или Никон, а другой — пособитель — Алексей»12. Заметим, что в этом тексте Алексею отведена только роль «пособителя», тогда как в интерпретации дьякона Федора он показан основным носителем зла. Это истолкование Аввакумом «двух рогов антихриста» как патриарха Ни­кона и царя Алексея было принято частью старообрядцев, свиде­тельством чего является создание нового варианта «Послания к не­коему Иоанну», которое в списках имеет название: «Выписано из епистолии великих отцев и страдальцев за истинную соборную и апостольскую Церковь ис пустозерской темницы»13. Данный текст представляет собой тщательную выборку из Послания дьякона Фе­дора к Иоанну Аввакумовичу с использованием смягченного аввакумовского варианта толкования 13-й главы Апокалипсиса14. Воз­можно, это и позволило Н. И. Субботину поместить его в 5-м томе «Материалов», объединившем сочинения Аввакума, однако прямых указаний на его авторство в Послании не имеется.

Начинается эта версия Послания так же, как и полный федоров­ский вариант текста, с обращения к адресату: «Брату верному о Госпо­де, благодати тезоименитому Иоанну ... и всем верным братиям ...»15. Опущены здесь сведения об авторе (ср.: «Неключимый раб великаго Бога и Спаса нашего Исуса Христа диакон, Божий дар нареченный от крещения, Феодор ...»16). Далее Федор призывает единоверцев сто­ять «неподвижно в вере», несмотря на одолевающие их беды, нужды и скорби, чего нет в компилятивной версии Послания, автор которой сразу же переходит к ответу на главный вопрос, заданный пустозерским сидельцам, а именно, рассуждениям о священниках, «рукополо­женных от прежних православных святителей» и нового поставления.

Автор этой версии умело сокращает ненужные для его замысла подробности источника. Так, здесь полностью отсутствуют рассуж­дения Федора о «мерзских» и «студных» священниках, нет в ней и его собственных размышлений о «лжеучителях» — одной из самых ярких картин его толкования Апокалипсиса. Федор, призывая «ис­пытывать» Писание «опасно» (т. е. тщательно), углубляется в опи­сание видений из «Откровения» Иоанна Богослова, повествует о священниках, служащих по-новому, как о «лжеучителях настоящаго века сего ...»17. Завершается данная версия Послания толкованием 13-й главы Апокалипсиса протопопом Аввакумом. Ее текст состав­ляет всего одну треть объема федоровского Послания. В настоя­щее время сведений об авторе этой компиляции нет. Вполне веро­ятно, что текстологическое обследование всех известных (а их на данный момент 36) списков Послания к Иоанну дьякона Федора, а также компиляции, созданной на его основе (ее значительно мень­ше — нами обнаружено лишь два ее списка), позволит в дальней­шем прояснить рукописную судьбу обоих вариантов текста Посла­ния, даст какое-то представление об авторе этой краткой версии Послания и прольет свет на ее назначение.

Итак, уже первое знакомство с известными на сегодняшний день списками Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу18 показал, что все они принадлежат одной редакции с изменениями, в основном не имеющими принципиального характера. Исключе­ние составляет лишь один из смысловых пропусков текста в отдель­ных списках, а именно, изъятие фрагмента, в котором Федор дал Никону резкую характеристику: «сын геены», «пагубный сосуд сатанин», «адов пес», «злейший и лютейший паче всех древних ере­тик». Последнюю характеристику он объяснил тем, что если преж­ние еретики не смогли поколебать Православную Церковь, то Ни­кон, по его мнению, «положиша всю вселенную пусту, и грады огнем неверия зажже, паче же богоборство воздвиже и гонение велие и благочестию кончание сотворил».

Таким образом, Федор обвинил Никона не только в распрост­ранении неверия на всю вселенную, но и в гонении на противников церковной реформы. Именно эта резкая характеристика, данная пат­риарху уже на раннем этапе распространения Послания, более осто­рожными единомышленниками изымалась из авторского текста, она отсутствует уже в самом раннем списке сочинения (БАН, 45.6.7, 70-е гг. XVII в.), а также в группе списков, восходящих к этому ва­рианту (РГБ, собр. Барсова, № 862, 1022, 1207.I; собр. Ундольского, (Ф. 310), № 518; БАН, собр. Дружинина, № 197). Кроме того, в этих списках наблюдаются некоторые изменения относительно объема текста и его заголовка. Так, в списке РГБ, собр. Барсова, № 862 и схожим с ним списком БАН, собр. Дружинина, № 197 название сле­дующее: «Послани<й>це от заточения страдальца священнодьякона Феодора Московскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждах на<д>лежащих ко спасению нашему»; в списке РГБ, собр. Ундоль­ского, № 518. — с небольшими вариациями: «Послание от заточения страдальца священнодиякона Господина Феодора Московскаго вер­ховнаго краснаго крыльца о нуждах, лежащих ко спасению нашему настоящего времени»); в списке РГБ, собр. Барсова, № 1207.I не­сколько сокращенное: «Послание священнодиякона Господина Фе­одора о нуждах надлежащих ко спасению нашему настоящего вре­мени». Завершаются списки этой группы (не считая списка Барсо­ва, № 1207.I, он обрывается, не завершив предложения, на л. 6 об., далее с л. 7 следует другой блок — явно механическая утрата) рас­суждениями автора о вере со ссылкой на Златоуста, типа «... боже­ственный Златоуст, воздохнув, рече: "В вере, иже и мало что изме­няющим, анафема". Зри Беседы, лист 1474-й» (список Барсова, № 862), схоже в списках собр. Дружинина, № 197 и собр. Ундоль­ского № 518, но более туманно: «... божественный Златоуст, зело воздохнув. Аминь»). Очевидно, протограф этих списков грешил ме­ханической утратой конца текста, составляющего значительную часть (треть) объема всего сочинения. Все остальные списки (не считая отрывков и выписок) отличаются относительной полнотой текста.

Основным списком для издания нами был выбран самый ран­ний список из сборника сочинений протопопа Аввакума 70 — на­чала 80-х гг. XVII в. (БАН, 45.6.7), имеющиеся у него пропуски легко восстанавливаются при обращении к другим спискам. Текст компиляции, представленной в рукописной традиции только дву­мя списками XIX в., публикуется по рукописи ГИМ, собр. Хлудо­ва, № 260.

Считаем необходимой публикацию Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу о священстве, которое, безусловно, являлось общественно-значимым идеологическим документом для всего ста­рообрядчества, почитаемым его представителями наравне со Сло­вами одного из авторитетнейших идеологов раннего этапа старооб­рядческого движения «пророка, богомудрого старца Спиридона По­темкина, чудного мужа словом и делом», как характеризует его дья­кон Федор. В Книгу Слов Спиридона Потемкина оно было помеще­но еще в XVIII в.19 и продолжало переписываться и тиражироваться в Выголексенском скриптории.

Публикация текста Послания и компиляции20 осуществлена по традиционным правилам ТОДРЛ. Разбивка на абзацы и пунктуация принадлежит издателю.

 

 

Примечания

 

1 Бубнов Н. Ю., Демкова Н. С. Вновь найденное послание из Москвы в Пустозерск «Возвещение от сына духовнаго ко отцу духовному» и ответ про­топопа Аввакума // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 141; Титова Л. В. Две версии Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. № 4. С. 5-9.

2 В рукописи, по которой издан текст (ГИМ. Собр. Хлудова. N9 260), он назван: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую собор­ную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже несть ничто лестно зде, но вся истинна, имущим ум от Господа истиннаго. Аминь».

3 Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т. /под ред. Н. И. Субботина. М., 1881. Т. 6. С. 60-79 (Далее: Субботин. Материалы).

4 Там же. С. XVI.

5 Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследова­ние из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, издан­ным и рукописным. СПб., 1898. С. LXIII-LXIV, сн. 94.

6 Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. С. LXIII-LXIV, 6-7, 133-136; Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. СПб., 1900. С. 141-144.

7 Титова Л. В. Две версии Послания... С. 5-9.

8 Субботин. Материалы. Т. 6. С. 63.

9 Там же. С. 64.

10 Безоговорочным, наглядным подтверждением того, что не только ад­ресат и адресант осознавали опасность такого категоричного суждения о «ро­гах антихристовых» как о «нечестивых» царях, и, более того, о правящем царе, но и все единоверцы, которым предназначалось это Послание, служит один из списков XVII в. Послания дьякона Федора Иоанну, где в этом фрагменте текста слово цари тщательно выскоблено (см.: РГБ. Собр. Ундольского. (Ф. 310). № 518. Л. 9), а в другом списке (ИРЛИ. Собр. Карельское. № 550. Л. 50 об.) заменено словом князьми.

11 Субботин. Материалы. Т. 6. С. 66.

12 Субботин. Материалы. М., 1879. Т. 5. С. 224.

13 Там же.

14 Подробнее о толковании Аввакумом 13-й главы Апокалипсиса см.: Демкова Н. С., Титова Л. В. Из литературного наследия пустозерских узников: неизвестная компиляция «Се ныне прииде час искушения на всю вселен­ную ...» // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2009. Вып. 7, ч. 2. С. 96-108.

15 Субботин. Материалы. T. 5. С. 224.

16 Там же. Т. 6. С. 60.

17 Там же. С. 66.

18 Перечень всех известных на сегодняшний день списков Послания с учетом фрагментов и выписок из него дается в хронологическом порядке в Приложении, вслед за изданием Послания и его компилятивного варианта. Исследователи XIX в. неоднократно отмечали, что это сочинение дьякона Фе­дора очень редко встречается в рукописях (см.: Описание рукописей и ката­лог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова / сост. А. Попов. М., 1872. С. 517; Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова / сост. И. А. Бычков. СПб., 1893. Вып. 2. С. 8). Работа с рукописями и выявле­ние списков Послания дьякона Федора о священстве указывает на достаточно активную жизнь очень важного общественно-выраженного и общественно­значимого идеологического документа для старообрядчества, о чем свидетель­ствует широкое использование его старообрядцами в XVIII в. при составле­нии полемических сочинений в защиту староверия.

19 Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 137-138, 384.

20 Приношу искреннюю благодарность Н. С. Гурьяновой, сверившей для нас текст по оригиналу.

------------------------------

 

«Список с епистолии великих отцев и страдальцев за свя­тую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, да угоден будет Богови, занеже ничтоже несть зде лестно, но вся истинно, иму­щим ум от Господа истиннаго, и се аминь»

 

Неключимый раб Господа и Спаса нашего Исуса Хри­ста диякон Феодор, Божий раб, нареченный от святаго кре­щения, по милости Исус Христове брату верну о Господе благодати тезоименитому Иоанну, присному чаду восточныя Церкви, радоватися и здравствовати в вере православ­ной, юже на основании Исус Христове святии апостоли положиша в Сионе и богоноснии отцы седми Вселенских со­боров и девяти поместных утвердиша Святым Духом, и всем верным братиям благодать и мир от Начальника (т. е. Осно­вателя.Л. Т.) веры и Совершителя Исуса.

Стойте, возлюблении, мужайтеся и утвержайтеся, и непоступни бывайте во отеческих преданиих, да с ними наследуете вечное царство в горнем Иерусалиме.

А еже писал еси, брате, и молих отца своего, святите­ля Христова и прочих с ним святых отец, страдальцев, под­визающихся до смерти за Церковь Исус Христову вкупе, и о укреплении святых правил, и приписании рук к ним на подтвержение, гонимой Церкви от антихристова воинства, и то прошение твое о Христе исполнися.

А о горьких бедах, нал ежащих на вас, не скорбите, вси бо, хотящии благочестно жити о Христе Исусе, гонимы будут, лукавии же человецы и чародеи преуспевают на горшее, прельщающе и прельщаеми, глаголет апостол Павел, сосуд Христов. И тако апостольское слово действенно и доныне. Но горе миру от соблазны, да и нужда им быти, по словеси Христову, да познани будут благочестивии и нечестивии, вси, кои бодрствуют во истинне Христове и стоят неподвижно в ней и кои дремлют в прелести противнаго духа, и шатаются в той, и уклоняютсяа [ аВ слове пропущено у, исправлено тем же почерком на левом поле; (- примечания по спискам и далее – ред.)] в развращение, их же отведет Господь с творящими беззаконие. Мир же на вас благочестивых християнех в новем Израили, да будет во­веки.

А еже вопрошаеши о попех, рукоположенных от преж­них православных святителей и соблазнившихся от Никона богоотступника прелести, инако жертву приносяще, и познавшеся и подвизавшеся паки по древнему служити нача­ша, и таковии подлежат суду по священным правилом, по­неже не сопротивищася ни мало прелести нововводным пре­данием. На то бо священник всяк рукополагается, яко за закон страдати хощет, по Златоусту; и добрый пастырь душю свою полагает за овца1, по Евангелию. И они, не ведуще вину своего священническаго сана и достоинства, тако от простоты (т. е. глупости.Л. Т.) погрешиша, се же и страха ради мучительских запрещений слицемериша вмале, и от та­ковых по нужди мощно всякую святыню приимати, непорочнаго ради на них благословения первых наших святых пастырей: крещение, исповедь, и причащение, и протчая. Кроме же нужды — никакоже, понеже слюбодействоваша в догматех и невозможно ныне обрести праваго священства.

Ох и горе, и увы! Третие прииде на всю землю, иже под небесем, но надеяйся на Христа истиннаго, не оставлен будет всяк правоверный. Да и старии ставленники, коснув­шеися агньца неправеднаго, по священномученика Иппо­лита, папы Римскаго, аще паки обратившеся ко истинней службе, и с таковым намерением держати начаша священ­ство, яко и умрети за старое благочестие, и не предати паки, то от таковых достоит благословение приимати и во всем сообщатися, помянувше им Петра верховнаго2, яко по отречении своем, плача горько, прият Христом бысть и апо­стольства не отлучен. И аще не с таковым обращением и старые попы по падении своем служат, но мыслят двоедуш­но, егда понуждени будут от отступник к прелести новых дохмат, и тогда второе и третие отступити хотят, паки вертящеся, яко прах ветром в разуме своем, и в неигрательных играти смышляюще, то отнюдь от таковых, яко от Июды-предателя, чюждатися православным, яко на время веруют, а во время напасти и отпадают. Ибо апостол Хрис­тов Петр по покаянии своем не отвержеся паки, но посдрада (!) и умре за Христа и веру Его, и душу свою положи за Христово стадо. И лучше ни от когоже наставлятися, не­жели от злаго водиму быти3, по Златоусту Иоанну, на по­слание ко евреом беседа 34, и прочая там пространно.

А которые попы от Никона отступника ставлены и от никониян после мору, паче же от 174 году, егда совершенно православие все отринуша древняго предания святых апос­тол и богоносных отец, и оболгаша их льстивно и охулиша, нечестие же всякое прияша, и оправдаша, и укрепиша, и новоразвращенныя богомерзския книги со многими нечес­тивыми ересьми в них похвалиша, и всех еретик креще­ние римское и священство их гнусное прияша, ихже вси святии отцы наши проклинаша и от святыя Церкви отметаша, понеже Рим всех ересей приятелище и источник всякого нечестия, латынское мудрование и богомерзское. И тем от­ступлением своим, с латыни сообщением чюжи себе сотво­рища архиерейства, по священным правилом святых апос­тол и богоносных отец седми Вселенских соборов и девяти Поместных. И поставляемии от них попы и дияконы не священи суть, по правилом; вси они — отступницы сами и еретицы глупии, и поставленнии от них канонному суду подлежат и анафеме, и православным християном ныне не подобает их благословения приимати, ни службы, ни кре­щения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому. То есть часть антихристова полка и от исполнения церковнаго самовольне отсекшеся. Ноб и от всепагубнаго сына геены, пагубнаго сосуда сатанина, явльшагося во свое время настоящее, о нем же вам изреку. Никона еретика, адо­ва пса злейши и лютейши паче всех древних еретик, иже быша под небесем: они бо аще и зли суть, но на благочес­тие не возмогоша, но сами снята быша и падоша, сей же положи всю вселенную пусту и грады огнем неверия зажже, паче же богоборство воздвиже и гонение велие и благочес­тию кончание сотворил. Антихристово царство темноев [б-ввосстановлено по списку: РГБ. Собр. Рогожское. № 518, в ркп нет;] и всех их действо и вера в прелести содержима суть и укреп­ляема не любовию Святаго Духа и не советом, но гордостию сатаниною и мучением различным. В том им судия ис­тинный Христос, Бог наш!

А отступление их указует Дух Святый истинный во Апо­калипсисе, во главе 13, по числу зверя 666, и Книга о вере, глава 30-я. И святый Ипполит, папа Римский, о нем же выше речено, пишет в Слове своем о Страшном суде и о антихри­сте за полторы тысящы лет и боле, и отселе Святым Духом провиде о ныне наченшемся времени, и рече о пастырех злых, губящих души: в та времена будет злый вождь, то есть неправое священство — ныне збысться, и агнец непра­ведный Титин, то есть жертва неправедная в числе зверином: Титинг [гповторено дважды;] бо тоже 666 в числе стоит. Посему и инии богословцы глаголют мнози, что в последняя времена Христо­вы веры не будет, кроме в малых токмо останется, крыющихся в пустынях и в горах. И сего ради Христос, Сын Бо­жий, в последняя дни, назад не оглядываяся, бегати повеле от прелести, поминая жену Лотову. И паки глаголет: «Егда придет Сын Человеческий, обрящет ли веру свою на зем­ли?»4. И на се богословцы глаголют и толкуют: «Не обря­щет». И паки рече Христос: «Егда узрите мерзость запусте­ния, стоящу на месте святом» — и протчая, рече: «Чтый да разумеет»5. Мерзость запустения — непреподобное священ­ство и прелесть антихристова на святом месте поставися, сиречь на олтари неправославная служба, еже и видим ныне збывшееся. Инаго же уже отступления нигде не будет: везде бо бысть, последнее — Русь зде. И то от часа сего на горшее происходити будут царьми нечестивыми: то суть рози анти­христовы, — ими сильно дело все отступническое, без тех же не мощно. Два рога от земли исходяща виде Богослов: и един от тех есть, вторый же по нем — пособитель же.

А десять рогов и инде преже быша по престатии цар­ства Греческаго, о нихже пишет Ияков Жидовин в книге своей богословской. И всяк верный да внимает испытая пи­сание опасно, попросив от Вышняго помощи. А лжеучителие настоящаго века сего — кони сотонины, ихже виде Иоанн Богослов. Главы у них львовы, то есть рыскание их звер­ское являет, обтичют бо сушу и море, ища вернаго поглатити в прелесть свою; а в хвостахд [— исправлено на левом поле тем же почерком, в строке хостах;] их виде жала, то есть уче­ние их смертное, — жало, егоже аще кто приимет прельщенный от них, то жив не будет во веки, умрет душею и телом; а хвост — то лесть знаменует их, прежде бо льстят и обманывают, потом же мучат не приемлющих. В хвостах их жала, сиречь прелестнаго и смертоноснаго учения их. Того ради судиша богоноснии отцы каноны своими праведными ничего от еретик не приимати, ни благословения, ни мо­литвы. Кого еретицы благословляют и молятся о ком, того Христос, Сын Божий, со святыми своими проклинает тако­вых, и отвращается гнусные молитвы их, и даров ненавидит от тех приносимых: «Жертвы, — рече, — нечестивых — мерзость Господеви»6. А еретицы и отступницы аще кого проклинают и отлучают, то тех сам Христос благословляет, и обимает и милует и вси святии его похваляют и заступают таковаго. Все Бог наш еретиком противно творит и святии Его вси, о том пространно пишет святый Иосиф Волоцкой в книзе своей Просветителе, в последних словах о ерети­ческой клятве, не последует им Божий суд, — не токмо от­ступнической клятве, но аще и православной святитель не по правилом кого свяжет, сам связан будет от Христа. Не­праведное убо запрещение не вяжется у Бога. Праведен Господь Бог наш и несть неправды в Нем; правду возлюби, правая виде лице Его, по пророку Давыду7. И кроме бо от­ступления своего много блудят и беззаконуют чрез правила святых апостол и богоносных отец. Сами началнии отступ­ницы, не дверию внидоша во двор овчий, но, яко татие суть и разбойницы, по словеси Христову, прескочиша ограду8 священных правил: попы бывше в миру и растленное жи­тие проходяще. Таковых святая правила отнюдь отсецают их, не быти епископом мирскому попу постригшуся, ниже патрахилиими прощают наложити, не токмо на архиерейство дерзати таковым. А они и вси мирстии попы бывше, кроме малых; и каковы сами преступницы отеческих зако­нов, таковых же и в причет поставляюще, неискусных Пи­санию простаков, воров же и пьяниц, и гнусное житие от юности проходящих многих, и детем несмысленным вруча­юще страшное таинство, девяти лет и меньши в четцы и певцы поставляюще, и таковыми блуда исполниша церковь, и во алтаре бо копают друг друга во афедрон, не смысляще, бесящеся.

Оле, скаредия церковнаго и мерзости запустения на свя­том месте стоящия! Когда тако бысть у православных свя­тителей: во дияконы их 15 лет поставляют, а в попы 20 лет, овых же и меньши! А священная правила вся сия отметают беззакония и анафеме предают: вся, рече, кроме церковна­го предания содеянная и содеятися хотящая, анафема 3-жды.

И они, слепыя вожди, сами себе на всякой год проклинают в неделю православия, и то дело, яко игрушку, вменяют, глухие аспиды! Чтец бо и певец меньши 15-ти лет от­нюдь не бывает по правилом, подиякон 20 лет, дьякон 25 лет поставляется, а меньши того и не дьякон, поп же 30 лет рукополагается; а меньши того в возрасте не поп по прави­лом святых отец. Сие бо им подобаше исправляти, а не дог­маты отеческия превращати. Да ослепи их сатана, ум омра­чил не познати блага Церкви, но паче беззаконни к безза­конию прилагают, и праведным отеческим законом досаж­дают преступлением своим, паче же Святому Духу хулу при­носят, глаголавшему усты святых своих и утвержающему предания их. «Всяко бо пророчество книжное по своему ска­занию не бывает. Ни бо волею когда бысть пророчество [книжное]е [етак в ркп, в квадратных скобках;], но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша бо­жии человецы»9, по божественному апостолу Петру. Плака­те достоит таковых предерзателей, яко сами бо не видят, что творят, да и весь народ с собою погубляют, прелагатаи онии злии. И не дивно есть то, что тако творят волю дияволю. Глаголет Иоанн Дамаскин в Слове своем на еретики, в 1-ю неделю поста: «Егда бо, — рече, — диявол хощет погубити человека, тогда первие ослепляет ему ум, да не познает благое». Тако и они ослепли суть от древняго врага, и блудят без матери и без пастыря Христа, на всяко лето себе преправливают, а в познание истинны никогда не приидут, но от часу в горшее приходят нечестие, верным же мучение прибавливати будут на всяк год, и месяц, день и час: их бо година прииде и область темная. Зде бо есть терпение и вера святых.

Явныя бо от никониян жиды проявляются новыя, яко же оный поп богоотступной Сисой Нова-града, что сослан бысть в Никонове разбойстве на Вологду10, егда Петров посох приехав нощию в Москву и украде из церкви собор­ной Никон, а тот поп в шишах бысть у татя церковнаго. И тут на Вологде при множестве народа глаголя хулныя глаго­лы на Христа, истиннаго Бога нашего, вором называя Твор­ца небу и земли: «По делу, — рече, — жиды Христа распяли за воровство его!» — тако блядословяше скверный он поп, поборник Никонов, паче же самого сатаны сын, ему же, псу бешеному, нестерпеша тут християне, хотяще его камением побити, он же, яко волк, убеже ко архиепископу Симону на двор, к подобному себе врагу, и той укры его у себе в дому. А они врази Христовы, друзи антихристови, и в кни­гах прилагают явно, грешным безгрешнаго Сына Божия нарицающе сице: яко же бы Христос за своя согрешения рас­пят бысть, тако и мы за своя согрешения распинаемся. А в старых святых книгах истинно стоит та речь: якоже владыка Христос за наша согрешения распятся, тако и мы за своя согрешения распинаемся со страстьми. В коей же книге тако, умолчим зде до времени и пождем праведнаго Судии.

Во время се ни царя, ни святителя. Един бысть право­славный царь на земли остался, да и того не внимающаго себе, западни еретицы, яко облацы темнии, угасили хрис­тианское солнце и свели во тму многия прелести и погру­зили, да не возникнет на истинный свой свет правды. Увы, увы, бысть! И се, возлюбленнии, не явно ли антихристова прелесть показует свою личину? Да не внимает себе, сиречь отвсюду себе обзираем и с нечестивыми себе не смешаем, — путь бо нечестивых погибает, — и развращеннаго их учения не слушаем, да не осудимся вечно от Христа и святых Его с ними, отступницы бо и еретицы едино, но бегаем от них и крыем Главу свою — Христа, да не разлучимся с Ним во веки.

Аще бы они, лукавии наставницы, житие свое пороч­но имели, то не подобаше нам того испытывати, по Злато­усту Иоанну и прочим святым; аще же, рече, в вере прогрешает, то бегай от них и отрицайся их: бес[еда] ко евреом на Послания 34-я. Приводит Златоуст Павлов глагол: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся»11. Что убо, рече, егда лукав будет, не повинуемся ли лукава? Како глаголеши? «Аще убо веры для, то бегай ево и отрицайся, не токмо аще человек будет, но аще и ангел с небеси сшед», и про­чая. И паки Златоуст втораго Послания к Тимофею, нраво­учение 2-е. «Святитель аще убо учение имать развращенно, аще и ангел будет, не повинуйся; аще право учит, не житию внимай, но глаголом», и прочая. Ниже: «И что глаголю»? Ниже: «Павлу повиноватися подобает, аще нечто свое гла­голет, аще нечто человеческое», по апостолу, Христа иму­щему глаголющая в себе. Видите ли, братие, в колику высоту дело веры возведе крайний учителем вселенныя, боже­ственный Златоуст! Зело в догматех церковных нам непоступным быти подобает и блюстися еретического развращеннаго учения. Той же к галатом глаголет: «Аще и мало что подвигнут, анафема да будет»12. Тако проклинает Златоуст всех еретиков и отступников, прелагающе пределы вечныя, яже они, святии отцы наши, положиша. А нынешнии от­ступницы немалое что в вере православной подвигнуша, но и вся догматы превратиша, и его самого, Златоуста, тво­рение литоргии святыя исказиша во многих местех, — ово отъяша, ово же свое ухоботье (остатки от первичной обра­ботки зерна веянием, охвостье. — Л. Т.) вметаша тут, и вся книги святыя развратиша и уставы и чины церковныя инако премениша. И таковым злохитрием лукавством своим от­ступническим все исполнение Российския Церкви возмутиша и всех православных христиан в сумнение велико вложиша, гонение же и мучение на верных превелие воздвигоша, дабы ни един христианин явне был старого благочестия держася. И се знамение есть настатия антихристова: готовят бо ему путь предотечи его. Того ради всяку церков­ную истину изметают вон, да не обличен будет и опален от истинны Христовы сопротивник Христов, но на готовое ме­сто сед, и начнет последнюю прелесть свою простирати и чюдеса творити привидением, яко же глаголют богословцы святии о нем. И того ради ныне раздвоение в людех, да по­знает пагубник, кто Божий и кто егов, кто держится преданнаго, кто колеблется, да в тех слабых человецех и век сей любящих власть свою имать. Его же есть пришествие не просто, но по действу сатанину, сказует апостол Павелж [жна правом поле тем же почерком Кор. 275 и 205;].

«И может в погибающих, — рече, — кои истинныя любви не прияша, во еже спастися им, да суд примут вси не веровав­шеи истине», и прочая. Сего ради Бог послет им действо лсти. Тако же и попы на два чина разсеклися студныя и мерзския стали, как при Илии бысть воаловы жерцы. Что студныя те тогда быша. Кои жертву Богу приношаху по за­кону данному им и освящении суть Богу до Ахавля отступ­ления. Егда же Ахав им повеле жертву принести Воалу, вместо Бога, тогда они нечестиваго веления послушавша царева и служаху Воалу, яко Богу, и сего ради и студныя глаголются священники по отступлении. И сему подобни суть попы старых архиерей ставленники, покинувше истинную службу отец своих и наченше льстивую и развращенную приносити по новым служебником еретическую жертву. Мерзскияз [зв строке мирския, исправлено на левом поле тем же почерком;] же воаловы жерцы се есть: кои в новой службе поставлени суть, Воалу паче же бесовом служити. И сего ради сии мерзския глаголются, они же студнии, обои нечестивии суть все. Вкупе их мерзских и студных седмь сот и пять­десят един святый Илия, обличивше и ревности Божии исполнися, закла ножем, яко свиней. И новыя ставленики ныне от новых отступников мерзским оным подобни, к новой службе поставлени. И они обои неправи суть: духовным вожем святых отец ревностию отсекаются священства. Да по нужди от старых рукоположенцов мощно благословение приимати, обратившихся паки на истинну, яко же выше рехом о сем, понеже от православных поставлени. А от новых ставлеников, аще и по старому служат, отнюдь не подобает благословения приимати, по правилом ни мала, ни велика: понеже от еретик поставлени и не освященни суть, но паче осквернении суть от рук их. Помяните при Златоусте быв­ших христиан, причетников и простых: аще и не о вере у них бысть тогда вражда и раскол, но неправеднаго ради Златоустаго изгнания, иоанновы ученицы, великаго святителя, отнюдь не восхотеша врагом иоанновым сообщатися и комкати от арсаковы и от аттиковы части, аще и царевыми законы принуждаемся, но мнози от них того ради и до смерти пострадаша, к собором их не присташа, и за сие токмо с мученики причтошася. Добрыя овцы за благаго пастыря душу свою положиша, а он за них. Зрите же: аще за святаго мужа христиане правии пострадаша и венчашася светло; а нынеш­нии отступницы самого Сына Божия гонят и хулят, и свя­тых Его предания отмещут многая, и Пресвятую Матерь Хри­стову, воистинну сущую Богородицу, безчестят во многих местех новых книг, а не единаго Златоуста. И како нам с таковым врагом Божиим сообщатися ныне? Не буди. А еже глаголют нецыи слабость растленнии человецы от против­ных и верных безумныя глаголы на апостольское вещаниеи [ина левом поле тем же почерком к евреом;] сие: по нужди закону пременение бывает и сим апостольс­ким гласом слабость свою и отступление подпирающе, и за­коны Христовы многия, и апостольские и отеческия преступающе, льстяще блудную свою мысль, сим словом, а не ведуще разума апостольскаго отнюдь, ни силы в нем. Сие рече апостол, избранный сосуд Христов, о июдейском пре­шедшем священстве и законе их, на время данному им до Христа Исуса. И начало там речи сие есть: прелагаему убо священству, по нужде и закону пременение бывает, сице: аароново священство Ветхаго Завета преста, егда Христос, архиерей грядущих благ, прииде и воплотися от Пречистыя Девы, тогда священство им преста, тогда и закон Моисеов премени Христос на свой благодатный закон новой. Тамо безсловесная животная закалаху архиереи на жертву, овцы, и волы, и птицы: зде же Христос изволи сам закалаем быти нашего ради спасения, словесный агнец, ветхое же упразд­ни священство и закон порочный. Тойже апостол глаголет к жидом тако: «Аще бы, — рече, — первой закон непорочен был, не бы второму искалося место; тем же отъемлет пер­вое, да второе поставит». И инде рече Павел: «Древняя мимо идоша, и се быша вся новая». И Богослов Иоанн глаголет: «Закон Моисеов дан бысть, благодать же и истинна Исус Христом бысть». И се есть истинна апостальскаго разума: о законе ветхаго времени, а не о догматех веры Христовы то реченно бысть, не от апостольских и отеческих преданиях. За то бо должно есть всякому християнину страдати и умирати, а не пременяти и не предавати. Слышите апостола о догматех правил, како глаголет страшно: «Аще, — рече, — и аггел инако благовестити вам будет, анафема есть». Не ток­мо человека проклинает, но и аггела. И сия вся слыши, аще опасно разумеваем писание, что о нем глаголет. Неведение бо ереси породило неведение Церкве, превратило; неведе­ние всех ересей злее, по Златоусту. Глаголет же Исидор Пилусиот о кривотолкующих писания по своему разуму, не християны тех наричет, сице: «Яко ниже во християнех сих праведно было бы, иже тако на священная досаду нанося­щим писания, и в неигрательных играющим, и прочая. Аще же кто не верует моим словесем и отречение ему: и расте­шет бо ево Христос полма и часть его с неверными поло­жит. Аминь».

Мир тебе, брате, и сущим всем с тобою, тако о Христе мудрствующим. Да молитеся и о нас, писано бо есть: испо­ведуйте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете, сиречь здравы будете, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Да простите, молю вас, — в бедности писано, скорым делом и без книг, — токмо что Христос подал, и где аще кое слово не так написано, не против книг: и вы собою ис­правите.

А богомудраго старца Спиридона преподобная слова написанныя на еретики приемли, как и прочих богословцов святых: Григория, и Василия, и Дамаскина, и Иоанна и иных, — тот же истинный Параклит глагола в нем. Отец Спиридоний и пророк бысть: что он говорил про собор отступ­нической, и збысться все. На мне ево пророчество збысться, — не едино что, преставляяся, глагол мне. Чюден муж бысть делом и словом и в премудрости инаго таковаго ныне несть.

У подлинной же епистолии, покрай ея, и рука приписана преосвященнаго Аввакума протопопа: сице прото­поп Аввакум чел, сие и разумев, сие истинно, к тому и руку приписал. И сия до зде. Аминь.

 

 

Комментарии

 

1 Л. 162 об. ... и добрый пастырь душю свою полагает за овца ... — ср.: Ин. 10: 11.

2 Л. 163 об. Петра верховнаго .., — имеется в виду апостол Петр, отрекшийся от Христа после его ареста, а затем рас­каявшийся. Этот новозаветный эпизод известен всем че­тырем евангелиям: Мф. 26: 69-75, Мк. 14: 66-72, Лк. 22: 55-62, Ин. 18: 25-27.

3 Л. 164 об. И лучше ни от когоже наставлятися, нежели от злаго водиму быти ... — см.: Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев, 1628. Послание ко Евреом, беседа 34.

4 Л. 166 об. «Егда придет Сын Человеческий, обрящет ли веру свою на земли» — Лк. 18: 8.

5 Л. 167 «Егда узрите мерзость запустения ... Чтый да ра­зумеет» — Мф. 24: 15.

6 Л. 168 об. «Жертвы, — рече, — нечестивыхмерзость Господеви» — Притч. 15: 8.

7 Л. 169 Праведен Господь Бог ... правая виде лице Его, по пророку Давыду — ср.: Пс. 91: 16 и Пс. 10: 7.

8 «... не дверию внидоша во двор овчий, но, яко татие суть и разбойницы ... прескочиша ограду ...» — ср.: Ин. 10: 1.

9 Л. 171. «Всяко бо пророчество книжное по своему сказа­нию не бывает. Ни бо волею ... глаголаша божии человецы ...» — 2 Петр 1: 20-21.

10 Л. 172. ... яко же оный поп богоотступной Сисой Нова-града, что сослан бысть в Никонове разбойстве на Вологду ... — см.: Субботин. Материалы. Т. 1. С. 406-408.

11 Л. 173 об. «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся» — см.: Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апос­тола Павла. Послание ко Евреом, беседа 34. 13: 17.

12 Л. 174 об. «Аще и мало что подвигнут, анафема да бу­дет» — см.: Беседа 1-я, Послание 1-е к Галатам, зач. 199.

------------------------------

 

Выписано из епистолии великих отцев страдальцев за ис­тинную соборную и апостольскую Церковь ис пустозерской тем­ницы

 

Брату верну о Господе благодати тезоименитому Иоан­ну, присному чаду восточныя святыя Церкви, радоватися и здравствовати в вере православней, и всем верным братиям благодать и мир от Начальника веры и Совершителя Исуса.

А еже вопрошаеми о попех, рукоположенных от пре­жних православных святителей и соблазнившихся от Нико­на богоотступника прелести, инако жертву приносяще, и познавшеся паки по древнему служити начаша, и таковии подлежат суду священных правил, понеже не сопротивишася ни мало прелести нововводным преданиям. На то бо священник всяк рукополагается, яко законно страдати хощет, по Златоусту; и добрый пастырь душу свою полагает за овцы, по Евангелию. И они, не ведуще, мню, своего священническаго сана и достоинства, тако от простоты погрешиша, все же и страха ради мучительских запрещений слицемериша вмале, и от таковых по нужи мощно всякую свя­тыню приимати, непорочнаго ради на них благословения первых наших святых пастырей: крещение, и исповедь, и причащение, и прочая. Кроме же нужи — никакоже от них не примай, понеже слюбодействоваша в догматех. А луч­ше тех ныне и невозможно обрести праваго священства. Ох и горе, и, увы! Третие прииде на всю землю, иже под небесем! Но надеяйся на Христа истиннаго, не оставлен будет всяк правоверный. Да и старии ставленники, коснувшеися агнца неправеднаго, по священномученика Ипполита, папы Римскаго, аще паки обратившеися ко истинней службе, и с таковым намерением держати начнут священства, яко и умрети за старое благочестие, а не предати паки, то от тако­вых достоит благословение приимати и во всем сообщатися, помянувши Петра верховнаго, яко по отречении сво­ем, плакася горко, прият Христом бысть и апостольства не отлучен. И аще не с таковым обращением и старыя попы по падении своем служат, но мыслят двоедушно, егда понуждени будут от отступник к прелести новых догмат, и тогда второе и третие отступити хотят, паки вертящеся, яко прах ветром в разуме своем и в неигрательных играти смышляюще, то от таковых, яко от Июды-предателя, чюждатися пра­вославным, яко на время веруют, а во время напасти и от­падают. Ибо апостол Христов Петр по покаянии своем не отвержеся паки, но пострада и умре за Христа и за веру Его, и душу свою положи за Христово стадо. И лучьше ни от когоже наставлятися, нежели от злаго водиму быти, по Златоусту Иоанну, ко Евреом, беседа 34, и прочая тамо про­странно.

А которые попы от Никона отступника ставлены и от никониян после мору, паче же от ста седмдесят четвертаго году, егда совершенно православие все отринуша, древнее предание святых апостол и богоносных отец, и оболгаша их льстивно и охулиша, нечестие же всякое прияша, и оправдаша, и укрепиша, и новоразвращенныя богомерския кни­ги со многими ересьми в них похвалиша, и всех еретик кре­щение римское и священство их гнусное прияша, ихже святии отцы наши проклинаша и от святыя Церкви отметаша, понеже Рим всех ересей приятелище и источник всякаго не­честия, латынское мудрование богомерское. И тем отступ­лением своим и с латины сообщением чюжи себе сотвориша архиерейства, по священным правилом святых апостол и богоносных отец седми Вселенских соборов и девяти По­местных, и поставляеми от них попы и дияконы не священи суть, по правилом; вси они отступницы глупии, и по­ставляеми от них канонному суду подлежат и анафеме, и православным християном ныне не подобает их благосло­вения приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молитися, ниже в дому. То есть часть ан­тихристова полка и от исполнения церковнаго самоволне отсекшеся, и все действо и вера в прелести содержими суть и укрепляеми не любовию Святаго Духа и не советом, но гордостию сатаниною и мучением различным. И в том им судия истинный Христос Бог наш!

А отступление их указует Дух истинный во Апокалип­сисе, в 13 главе, по числу зверя 666, и Книга о вере, глава 30. И святый Ипполит, папа Римский, о сем же выше речено. Той пишет в Слове своем о Страшном суде и о антихри­сте, — за полторы тысящи лет и боле Святым Духом прови­де о ныне наченшемся времени, и рече о пастырех злых, губяй души: в та времена будет злый вождь, (то есть непра­вое священство: ныне сбысться), — агнец неправедный, Титин, то есть жертва не правая в числе зверином: Титин бо тоже 666 в числе стоит. Посем и инии богословцы глаголют мнози, что в последняя времена Христовы веры не будет на земли, кроме в малых токмо останется, крыющихся в пус­тынях и горах. Сего ради Христос, Сын Божий, в последняя дни, назад не оглядываяся, бегати повеле от прелести, по­миная жену Лотову. И паки глаголет: «Егда придет Сын Че­ловеческий, обрящет ли веру свою на земли?» И на се бого­словцы глаголют, толкуя: «Не обрящет». И паки рече Хрис­тос: «Егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святом» — и прочая, рече: «Чтый да разумеет». Мерзость за­пустения непреподобно священство и прелесть антихрис­това на святом месте поставится, сиречь на олтари непра­вославная служба, еже видим ныне збывшееся. Инаго же отступления уже нигде не будет: везде бо бысть, последняя — Русь зде. И то от часа сего на горшее происходити будет царьми нечестивыми: то суть рози антихристовы, — ими силно дело отступническое, без тех же не можно. Два рога от земли исходяща виде Богослов: и един от тех есть, вторый же по нем будет пособитель злу.

Во время се ни царя, ни святителя. Един бысть право­славный царь на земли остася, да и того не внимающаго себе, западнии еретицы, яко облацы темнии, угасили хрис­тианское солнце и свели во тму многия прелести и погру­зили, да не возникнет на истинный свой первый свет правды. Увы, увы, бысть! И се, возлюбленнии, не явно ли антихристова прелесть показует свою личину? Да внимаем себе, сиречь отвсюду себе обзираем и с нечестивыми себе не смешаем, — путь бо нечестивых погибнет, — и развращеннаго их учения не послушаем, да не осудимся вечно от Христа и святых Его с ними, отступники и еретики, но бегаем от них и крыем Главу свою — Христа, да не разлучимся с Ним во веки.

Воньмем Апокалипсис, главу 13. И видех (глаголет Богослов) зверь восходящь от земли, имяше два рога, подобна агньчим, и глаголаше, яко змий, и власть перваго зверя всю творяше, и творяше землю и вся живущия на ней поклонятися первому зверю.

Толк. Прежде виде Богослов на песце стояща ссдмиглаваго зверя. Сие назнаменует римскую власть и державу, и весь запад со иными государствы по тысящи летех вочеловечения Христова отпадоша от православныя веры хрисстиянския. Потом же виде из земли восходяща двоерогаго зверя. Сие знаменует Рускую державу, в лета наша бысть сей зверь двоерогой. Чтый да разумеет.

И дано бысть ему дати дух образу зверину, да глаголет икона зверина, и сотворит, да иже, аще не поклонится об­разу зверину, убиен будет. И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начер­тание на десней руце их, и на челе, да ни кто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто их имать начертание, или имя зверя, или число имени его. Зде есть мудрость. Иже имать ум, да почтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его 666.

Толк. Не явно ли есть сего двоерогаго зверя в Русии нашей действо и малым детем? Во 160 году поставлен бысть Никон патриархом при царе Алексие: и начаша оба, патри­арх и царь, казити в Русии християнскую веру. И сперва триперстную ересь в Церковь внесоша, сиречь печать анти­христову, и нача ю силою и лестию давати людем на десную руку, малым и великим, богатым и убогим, свободным и работным, а нехотящих прияти печати, на тех муки вели­кия и смерти налагаху, и иныя безчисленныя воровския умыслы творяху ко истреблению православныя веры. Бого­слов глаголет: зде мудрость есть. Гораздо мудрено и умысловати есть. И сперва царь, до соборища того, бутто и не ево дело, а волю Никону всю дал, вору. Он же, со дияволом на складу, что захотел, то и делал: в седми летех своея влас­ти вся превратил в церкви, и бысть вся горняя долу. Потом и соборище собра царь Алексей на подкрепление тоя бляди в лета та, иже Богослов назнаменует: число бо человече­ское, и число его 666. Человеческое число отступление римско, — столько лет, как отпали; а число его имя антихристо­во, о немже Ипполит священный повествует. Да и зверь двоерогой в том числе летех прииде от земли нашей и подклоняет первому зверю свою землю, сиречь папе римскому в дух един, еже в веру, люди своя нудит, а непокоряющихся ему убивает. Две печати Богослов глаголет, едина на руце, а другая на челе (печатает) три перста на руце сам на себя скудоумный возлагает печать, и на челе печатают святители з бесами. Два же рога у зверя — две власти знаменует: един победитель, Никита, по Алфавиту, или Никон, а другий — пособитель — Алексей, пишется в книгах рожка круглинки, в космах, яко у барашка, добродетель знаменует, льстя житием, являяся добрым, бодый Церковь рогами и уставы ея стирая. Еще же ли не разумееши? Да слыши: аз ти дебело возглаголю. Царь Алексей девять лет добро жил, в посте и в молитве и милости. А Никон егда на патриаршество вкрался, показуя человеком лукаву добродетель. Егда же слюбление сотвориша, яко Пилат и Ирод, тогда и Христа распяша: Никон побеждать учал, а Алексей пособлять испоттиха. Тако бысть исперва. Аз самовидец сему. Ей, аминь.

 

ГИМ, Собр. Хлудова, № 257. Л. 145 об.154.

 

 

Приложение

 

АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР СПИСКОВ

 

1. БAH, 45.6.7. (Нoв.), XVII в., (70-80-е гг.), 8°, 189 л., полуус­тав, л. 160-181 об.: «Список с епистолии великих отцов и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже ничтоже несть зде лестно, но вся истинно, имущим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 32).

2. РГБ, coбp. Рогожское (Ф. 247), № 518, последняя четверть XVII в., 4°, 57 л., скоропись, л. 34-49: «Сие по вопросу ответ снис­кание и труды диакона Феодора верну рабу о Господе Иванну писах в 1669 г.».

3. РГБ, собр. Ундольского (Ф. 310), № 518, конец XVII в., 8° (14,5 х 11), 295 л., скоропись, л. 1-17: «Послание от заточения стра­дальца священнодиякона господина Федора московского Благовещенскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждах, лежащих ко спа­сению нашему настоящего времени». Заканчивается словами: «... учитель вселенныя божественный Златоуст, зело воздохнув. Аминь» (см. о списке: Смирнов, с. LXIII).

4. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1207.I, конец XVII в., 8° (15,8 х 10,5), 28 л., скоропись разных почерков, л. 1-6 об.: «Посла­ние священнодиякона господина Феодора о нуждах, лежащих ко спасению нашему настоящего времени». Обрывается словами: «... безгрешнаго Сына Божия нарицающе сице, якоже бо Христос за своя согрешения распят бысть, тако и мы за своя согрешения рас­пинаемся. В старых святых книгах истинно стоит та речь, яко бо Владыка Христос за наше ...». (Отрывок.)

5. БАН, собр. Каликина, № 65, XVII в. (80-е гг.) и XVIII в. (20-е гг.), 8°, 285 л. + II л., полуустав и скоропись, л. 278 об.-285 об.: «Выписка из Епистолии дьякона Федора о попех». Нач. сло­вами: «Пространно пишет после мору ...» (см. нашу публикацию: л. 164об.-167 об., 170-171 об., 173-176; описан: Бубнов I, с. 41). (фрагменты.)

6. БАН, собр. Дружинина, 23 (39), XVIII в. (60-70-е гг.), 8°, 269 л., полуустав и скоропись, л. 159-160 об.: Нач. словами: «Да и старые ставленники, коснувшееся агньца неправеднаго ...» (см. нашу публикацию: л. 163-164 об.; описан: Бубнов I, с. 124). (Отрывок.)

7. БАН, собр. Каликина, № 77, XVIII в. (70-е гг.), 4°, 268 л. + III л., полуустав и скоропись, л. 194-206 об.: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должны всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Буб­нов I, с. 146).

8. БАН, собр. Дружинина, 605 (641), вторая половина XVIII — первая половина XIX в., 8°, 88 л., полуустав, л. 52-53: «Свидетель­ство от послания страдальцев, пострадавших от Никона патриарха и его ученик. О новодействуемом крещении и о прочих тайнах, яко от них отметахуся, такоже и благословения, которых древняго руко­положения бяху и иерея неприемляху. От епистоля священнаго стра­дальца Феодора диакона». Нач. словами: «А которыя попы от Нико­на отступника поставлены ...» (см. нашу публикацию, л. 164 об.-166; описан: Бубнов I, с. 177).

9. БАН, собр. Дружинина, 197 (237), XVIII в. (90-е гг.), 4°, 267 л., полуустав, л. 133 об.-140 об.: «Посланийце от заточения страдалца священнодиякона Феодора, московскаго Благовещенскаго верховнаго крылца краснаго о нуждах, надлежащих ко спасению нашему» (описан: Бубнов I, с. 173).

10. БАН, 17.9.5. (Рос. акад. 35), XVIII в. (70-80-е гг.), 4°, 214 + + VI л., скоропись, л. 21-24 об.: «Сказание страдальца диякона Фео­дора о попех». Нач. словами: «А еже вопрошаеши о попех ...» (см. нашу публикацию, л. 162-165 об., 175-178 об.; описан: Бубнов I, с. 148).

11. БАН, Ржевский сборник. 21.4.11. (Плиг. 69). 1742 г., 4°, 457 л., скоропись, л. 138 об.-139: «Сказка Лазаря попа 7178 февра­ля 6. В Послании Феодора диакона пострадавшаго». Нач. словами: «А которыя попы после мору, паче же от 174 году ...», ниже: «А еже вопрошаеши о попех ...» (см. нашу публикацию, л. 164 об.-166; опи­сан: Бубнов I, с. 68).

12. БАН, собр. Колобова, № 132, вторая половина XIX в., 4°, 143 л., полуустав, л. 58 об.-65 об.: «Книга Просветителя Иосифа Вологодскаго (sic!). Слово 86 на еретики в книге Летописце, глава 27». Нач. словами: «А еже вопрошаеши о попех ...» (см. нашу пуб­ликацию, л. 162-165 об., 175-178 об.; описан: Бубнов I, с. 246).

13. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 305, XVIII в., 8°, 279 л., по­луустав, л. 252-279: «Список с епистолии великих отцев и страдаль­цев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно вся­кому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже ничтоже несть зде лестно, но вся истинна и имущим ум от Господа истиннаго, аминь».

14. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 359, XVIII в., 8°, 38 л., мел­кий полуустав, л. 1-8 об.: «Список с епистолии великих отцев и стра­дальцев за святую соборную и апостольскую Церковь еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, да угоден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лестно, но вся истина, имущим ум от Господа истиннаго». Заканчивается слова: «... но бегаем от них и крыем Главу свою Христа, да не разлучимся с ним вовеки ...».

15. ИРЛИ. Древлехранилище. Северо-Двинское собр., № 25, конец XVIII — начало XIX в., 4°, 82 л., полуустав и скоропись раз­ных почерков, л. 30-38 об.: «Письмо Иоанну». Заканчивается сло­вами: «... да по нужди от старых рукоположенцов мощно благосло­вение прияти обратившихся паки на истину, яко и выше рехом о сем ...». (Отрывок.)

16. ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 24, № 87, XVIII в., 8°, 513 л., полуустав, л. 267-298: «Список с епистолии великих отцев и стра­дальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, должно же его всякому християнину прочитати, разумно внимати».

17. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 666, XVIII в., 4°, 304 л., по­луустав, л. 294-297: «От епистолии диякона Феодора. Сказание о попех, рукоположенных от Никона патриарха». Нач. словами: «По­неже в нынешнее последнее время несть можно обрести праваго священства ...», заканчивается: «... а священная правила вся сия отмещут и анафеме предают, вся сия рече кроме церковнаго предания содеянная и содеятися хотящая анафема 3<жды> нами, яко тому по­добает слава и честь и держава, во веки веком, аминь». (Выписки.)

18. ИРЛИ. Древлехранилище, собр. Карельское, № 550, XVIII — конец XIX в., 8°, 152 л., полуустав и скоропись разных почерков, л. 49 об.-53: «Выписано из епистолии дьякона Федора страдальца о попех». Нач. словами: «Пространно пишет о последнем времени. После мору, паче же ...», заканчивается словами: «Да будет же разумно, яко несть лет не точию исреом, но и епископом против кано­ном что дерзати, творити же и разрешати». (Выписки.)

19. РНБ, Q.I.1060. XVIII в., 4°, 199 л., полуустав, л. 180 об.-199: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, да угоден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лестно, но вся истина, имущим ум от Господа истиннаго» (о списке см.: Смирнов, с. LXIII).

20. РНБ, Q.I.1076, конец XVIII — начало XIX в., 4°, 177 л., по­луустав, переходящий в скоропись одной руки, л. 53 об.-6З: «Выпи­сано из епистолии священнодиякона Феодора. О священных про­странно пишет». Нач. словами: «После мору, паче же от 174 году по 7000-х лет от мироздания прошедша летом ...» (описан И. А. Бычко­вым: «Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богдано­ва. СПб., 1893. Вып. 2. С. 65-69).(Выписки.)

21. РНБ, Q.I.1363, конец XVIII — начало XIX в., 4°, 304 л. ско­ропись, л. 288-295: «Выписано из епистолии диякона Феодора». Нач. словами: «После мору, паче же от 174 году ...». (Выписки.)

22. ИРЛИ. Древлехранилище. Северо-Двинское собр., № 350, XIX в., 4°, 182 л., гектограф, л. 156-172: «Эпистолия великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, ея же должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да уго­ден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от Господа истиннаго, аминь»

23. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 862, XIX в., 4°, 168 л., скоро­пись, л. 126 об.-138 об.: «Послание от заточения страдальца священнодиакона Феодора Московского Благовещенскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждах, належащих ко спасению нашему».

24. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1022, XIX в., 8°, 62 л., полу­устав, л. 1 об.-21: «Список с епистолии великих отцев и страдаль­цев за святую соборную и апостольскую Церковь еяже должно вся­кому о Христе живущему прочитати и творити, да угоден будет Бо­гови, занеже несть ничтоже зде лестно, но вся истина, имущим ум от Господа истиннаго».

25. РНБ, Q.I.486. XIX в., 222 л., полуустав, л. 166-182 об.: «По­слание к некоему Иоанну» (о списке см.: Смирнов, с. LXIII).

26. РНБ, Q.I.1229, XIX в., 4°, 564 л., полуустав, л. 284-292: «Сие по вопросу ответ снисканием труды священнодиякона Феодора вер­ну рабу о Господе Иванну, писах в 1669 году» (описан: Отчет импера­торской публичной библиотеки за 1898 год. СПб., 1902. С. 173-182).

27. РНБ, собр. Титова, № 2666, XIX в., 4°, 198 л. скоропись, л. 152-178: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от Гос­пода истиннаго, аминь» (описан А. Титовым, см.: Описание славя­но-русских рукописей, находящихся в собрании члена-корреспондента Императорскаго Общества любителей древней письменнос­ти А. А. Титова. М., 1901. Т. 4. С. 392-394).

28. БАН, собр. Дружинина, 474 (504), XIX в. (40-е гг.), 4°, 56 л., скоропись, л. 44 об.-55 об.: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должны всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да уго­ден будет Богови, зане несть ничтоже зде лестно, но вся истинна имущим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 226).

29. БАН, собр. Дружинина, 750 (795), XIX в. (20-е гг.), 4°, 75 + + VI л., полуустав, л. 124 об.-140: «Список с епистолии великих от­цев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должны всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да уго­ден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна имущим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 210).

30. БАН, собр. Дружинина, 36 (56), XIX в. (20-е гг.), 4°, 216 л., полуустав, л. 152-170 об.: «Список с епистолии великих отцов и стра­дальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже долж­ны всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже несть ничтоже лестно зде, но вся истинна иму­щим ум от Господа истиннаго. Аминь» (описан: Бубнов I, с. 205).

31. БАН, собр. Дружинина, 35 (55), XIX в. (30-е гг.), 8°, 380 л., полуустав, л. 262 об.-286 об.: «Список с епистолии великих отец и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, ееже должни всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да уго­ден будет Богови, занеже несть ничтоже зде лестно, но вся истинна имущим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 220).

32. БАН, собр. Дружинина, 977 (240), XIX в. (10-е гг.), 4°, 176 л., полуустав, л. 124 об.-140: «Список с епистолии великих отцев и стра­дальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должни всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден бу­дет Богови, занеже несть ничтоже лестно зде, но вся истинна иму­щим ум от Господа истиннаго. Аминь» (описан: Бубнов I, с. 198).

33. БАН, собр. Археографической комиссии № 219 (368), вто­рая половина XIX в., 4°, 188 + IV л., скоропись, л. 145-171 об.: «По­слание от заточения страдальца священнодиякона Федора москов­ского Благовещенскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждах, над­лежащих ко спасению нашему» (описан: Бубнов I, с. 240).

34. БАН, собр. Каликина, № 62, начало XX в., 2°, 255 + VI л., полуустав, л. 216-239: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должни всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден бу­дет Богови, занеже несть ничтоже зде лесно, но вся истинна иму­щим ум от Господа истиннаго, аминь» (описан: Бубнов I, с. 249).

35. БАН, собр. Дружинина, 125 (157), XIX в. (1800-е гг.), 8°, 444 + I л., полуустав и скоропись разных почерков, л. 123 об.-135: «Выписано из епистолии Аввакума протопопа». Нач. словами: «А еже вопрошавши о попех ...» (см. нашу публикацию, л. 162-165 об., 175-178 об.; описан: Бубнов II, с. 103).

36. ГИМ, собр. Хлудова, № 260, XIX в., 4°, 192 л., полуустав, л. 136-152: «Список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь, еяже должно всякому о Христе живущему прочитати и творити, и да угоден будет Богови, занеже ничтоже несть зде лестно, но вся истинно имущим ум от Гос­пода истиннаго, аминь» (описан А. Поповым; см.: Описание руко­писей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 514-517).

37. ГИМ, собр. Хлудова, № 257, начало XIX в., 4°, 373 л., по­луустав, л. 145 об-154: «Выписано из епистолии великих отцев стра­дальцев за истинную соборную и апостольскую Церковь ис пустозерской темницы» (описан А. Поповым; см.: Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 508-512).

38. РГБ, собр. Барсова (Ф. 17), № 1000, третья четверть XIX в., 4°, 206 л., полуустав, л. 133-140 «Выписка из епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую Церковь из пустозерской темницы». Заканчивается словами: «... да не осудимся вечно от Христа и святых Его с ними, отступницы бо и еретицы едино, но бегаем от них и крыем Главу свою — Христа, да не разлучимся с Ним во веки». (Фрагмент.)