О пенязех собрание от Святых Писаний, яко пенязь отревать, яко и прочия начертания Зверя, отнюд не подобает, но даже и грешно.

 

[Духовная литература староверов востока России 18-20 вв. 1999; соч. нач. 20 в., БАН, собр. Дружинина, рук. № 272, л. 1-6 об.]

 

Ибо во вся роды избранный Божий народ, живший во власти отступников, пенязь приимали. От них зрим. Израильтяне, жившия во Египте вящше 400 лет, еда без пенязей были — ни. Невозможно быти сему. Фараон же мучитель — той же бе Антихрист, но и прообразует самаго Князя Тьмы, погруженый в Чермнем мори.

В книге святаго Товита видим — в пленении у ассирийскаго царя Енемесара бысть любим царем и зело бе богат, имущь сребра много. Товит, глава 1. И по сих, той же язык асирийский, разрушив Июдейское царство, и Навухудоносор царь плени июдеов, отведе в Вавилон, самодержавия июдейское падоша, а с ним — царие их и всякое дело царско. От лет убо разорения Иеросалима Навхудоносором, царем Вавилонским, июдеи, избранный народ Божий, отнюд не имеша своего чекана денег, но приимали от идолопоклоннических царей, чти в 1-й книге Маккав[ейской], глава 15, стих 16 и 17. Царь же сирийский Антиох Епиманис, си есть — безумныи, бе образ Антихриста, сиречь последняго времени отступников и мучителей прообразовал. Ибо во время его мучительства июдеом не было возможности сохранить Закона Божия — ни суботства, ни праздников, ни обрезания, но хотящии сохранить закон святыи или умирали в муках, или бегали, а пенязь приимали. Чти 1 книг[и] Маккав[ейской] главы 1 и 2, Вторыя книги Маккав[ейской] главы 5 и 6. Четия, августа 1, в Житии святых муч[еник] Маккавей и Даниила, глава 8, стих 9 и до 26.

По сих перейдем к Новой Благодати. Сам Христос и святии апостоли приимали пенязь от кесарей римских, яко же во Евангелии разумети мощно есть, иде же глаголется, от Иоанна, зачало 45: «Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Июда, яко глаголет ему Iсус: купи, еже требуем на праздник», и проч. От сего разумно есть, яко приимали пенязь. И Павел в Риме и в прочих градех питашеся своим иждивением и в посланиих возбуждает к милостыни послати во Иерусалим ко святым. Но вси християне, живуще посреде неверных, приимали пенязь, милостыни творили и приимали сами.

Видим седмь отроков, иже во Ефесе, како пенязь Декиеву имеша [августа 4]. Еда Декий не бе Антихрист и прелютейший мучитель? Наконец, по отступлении Рима колико лет бысть мучение верным, а денги брали в различных градех западных. Преподобный Антоний Римлянин име много богатства [августа 7].

По сих, грецы от турок колико лет пенязь имели и торговали, яко же видно в житиях святых мученик, от магометан страдавших. Четия, апрел[я] 18, святаго мученика, Иоанна, маия 26; великомученика Георгия Новаго и великомученика Иоанн[а], июня 2. И потом белорусцы от польских отступников и поклонников папы-Антихриста сколько лет быша во власти польских королей, а деньги приимали, яко же летописцы премного свидетельствуют. Разумеем белорусцов, живущих в Литве християн, их же и книги приемлем за равно с московскими отеческими, кои называем ныне: острожской печати. Город Острог — Житомирской губерни ныне, а тогда принадлежал к Литве и был под властию польских королей до лет Екатерины 2-й, си есть до 1780 лета. Всего же времени белорусцы были под властию, первее идолопоклонников — литовских князей, а потом — польских королей, более 400 лет, до отступления Москвы — вящше 300 лет. А под игом зловерных властей белорусцы держали непорочно християнскую веру более 300 лет, то есть от времене нашествия на всю Русию татар с 1246 лета и по 1595.

Спрашивается, аще бы не приимали денег от нечестивых властей, то како бы могли толико время прожить и паче книги печатать. Воистину без денег невозможно, всякому сие разумно есть. И во времена сии в белорусцах годныя быша святии мужи, из них же помню: повем 1 великомученик виленских Антонии, Иоанн и Евстафий; в Смоленску — Авраамий, Меркурий; по сих — Захарий Копистенский, Лаврентий Зизаний, написавший книгу Большой Катихизис, родичь его — святый Стефан Зизаний, написавший книгу под именем своим — зело премудра книга о Антихристе, о Енохи и о Илии, Иоанне Богослове, и о прочих таинствах святыя веры. Таже белорус написал книгу о правой вере, две Альфы. Еще Стефан в Кириловой книге положил много толкований, которых толкований трясутся злыя еретики никонияны, как беси боятся Святаго Духа, тако и они — сего толкования. В сих вышепомянутых книгах о Антихристе много писано и толковано, а о деньгах отнюд нигде ничего не помянуто.

Наконец, каков бяше белоруский князь Константин Константинович, во святом крещении — Василий, истинно столп непоколебим православия, боряся всю жизнь со антихристами — то с королями польскими и со изуитами — папскими кардиналы и посланники его, то с самим Зверем — папою, писанием о святей православней вере против католичисма и выдуманной во дни его унии. И против всех устоял, в православии скончася, блаженной ему памяти. Его же много блажат святии патриарси Мелетий Александрийский, Иеремия Цареградский, жившии в то время и видевшии труды его. Он же не бе самодержец, но служил телом польскому королю, и от короля приимал денги себе и всем литовским людем, беяше бо наместник Литовскаго княжества. Во всех же сих описанных временех изображения и лета беяше на пенязех различна: ово — змии, на иных — звери и разных родов оружии, и лица знаменитых человек, их же в боги нечестивыя почитаху [зри еще листы 5 и 6-й], беззаконный Улиян на златицах повеле образы Дия и Аррия знаменати [Гранограф, гл. 81, лист 349]. Лета — или от основания царств, яко же еллины — от Александра Македонскаго, римляне — от создания Рима, махометане — от Махомета, польския короли — по научению папы, а ныне вси — по направлению злаго еретика Никона или Петра имут числение лет.

У нас на Руси пенязь летами от Никона и доныне неизменен, а християне принимали, бывшия последи никониянскаго отступления. И много книг учительных написаша, еже не принимати злаго никониянскаго учения, яко же книга Павла Коломенскаго, Аввакума-протопопа и прочих священномученик, о деньгах же отнюд не пишут. И в Поморских ответах несть о них писано. Андрей же Дионис[ов] бе мудр учитель и тожде книгу написа на еретики, а о денгах отнюд не упоминает ничто же, но и паче сам приимал денги руския и шведския — бе бо живяи в пределех Швеции тогда, сиречь в Финляндии.

И тако прежде святии отцы в благочестии о возбранении денег не писаша. И после отступления отнюд несть писанаго. Аще же писанаго нет, то и нам вводить новое не подобает. Денги бо ничто же более, яко же и прочая жизненая вещества, без них же человеком жити телесно невозможно. Пенязь бо вещь безгласная, на нем нет спроса: которой ти веры, и сколько ти лет, и кое твое обличие и рост, и коего ты града и веси. Но что сей конверт с гербом — то и пенязь, все равно. Аще пенязь принимать невозможно, то по сему и конверт нельзя. Несть убо на се яснаго указания, еже отревать денги, но разве любостяжание к ним сверх потребы проклято есть. На благую же нужду пенязь иметь невозбранно есть. Дозде о пенязех доказательство.

И еще можно много собрать от Писания оправдание, но довольно и сего имущему волю Божию и разумеющему безпристрастно. Ибо Антихрист свой кумир поставит, или мерзость запустения, не на деньгах, а на святом месте. На деньгах же несть святаго места, ибо они даются всякому человеку без разбору, аще пияницы, и татю, и блуднику, и татарину, и жидовину. И Господь наш, Iсус Христос, не заповедал писать свой Образ на денгах, но икону Божию велит иметь на сердцы. Зри: Ефрем Сирин, слово 45. К сему еще зри о денгах: Беседы на Деяние, беседа 7, глава 2, стих 45, зачало 6, и Григория Двоеслова, книга 4, глава 17, беседа 6 со архидиаконом Петром.

Ето, краткости ради, оставляю. Думаю, что ето у тебя есть. А если надо, то можно когда выписать и послать.

И вот, почтенныи старец Иоанн Васил[ьевич], ета тетрать о деньгах собрана помаленьку не одним человеком. Сначалу мне попала от Андрея Трусова , а он получил от Матвея Тюрина, а потом, дополнена в некоторых местах людьми сведущими и читана, и показана была Василию Гаврилову, безденежнику. Смотрел и читал и Василий Александров, и читал Маркелов сын Евтихий, и ему понравилась, просил меня списать. И я ему списал, и дал сию тетрать уже давно.

А почему к тебе писма долго не посылал, о сем частию было описано. И еще помяну, что я с Рождества Христова захворал и посли Богоявления лежал три недели в ожидании смерти на всяк день. И не чаил оздоровить. А потому и писмо готовое задержал. А приготовил тебе писмо другое, написал сам трясущимися руками. И приготовил малую посылку для поминка, и просил послать по моей смерти. Но Господь Бог еще продолжает мою жизнь — оздоровил и поправился, хотя еще не совершенно, и написал тебе сию тетрать февраля 1 дня и 3, во время сих дней. И прошу тебя, по получении сего писма отпиши мне, что можеш о Статьях и о власти, пошли непременно. А о прочем, о чем я просил отписать, если время нет, то не трудись. А книгу Беседы на Деяние поищи, и, если найдеш продажную — тотчас писмо мне пиши, сколько за нее денег послать. Мне обещаются помощи в денгах добрыя люди. А от томских старцов мне писма нет, пошлю им третие писмо.

Если какая посылка, то пиши на Пестерева, а для уведомления еще напиши простое писмо. Адрис сице: в город Минусинск Енисейской губерни, Тисинской волости, на заимку Сидора Третьякова, Даниле Леонтичу Симакину, а мне передадут. А простое писмо пиши скоро мне...[неразборчиво одно слово].

Hosted by uCoz