О пенязех собрание от Святых Писаний, яко
пенязь отревать, яко и прочия начертания Зверя, отнюд не подобает, но даже и грешно.
[Духовная
литература староверов востока России 18-20 вв. 1999; соч. нач. 20 в., БАН,
собр. Дружинина, рук. № 272, л. 1-6 об.]
Ибо во вся роды избранный Божий
народ, живший во власти отступников, пенязь приимали. От них зрим. Израильтяне,
жившия во
Египте вящше 400 лет, еда без пенязей были — ни. Невозможно быти сему. Фараон
же мучитель — той же бе Антихрист, но и прообразует
самаго Князя Тьмы, погруженый в Чермнем мори.
В книге святаго Товита видим — в
пленении у ассирийскаго царя Енемесара бысть любим царем и зело бе богат, имущь
сребра много. Товит, глава 1. И по сих, той же язык асирийский, разрушив
Июдейское царство, и Навухудоносор царь плени
июдеов, отведе в Вавилон, самодержавия
июдейское падоша, а с ним — царие их и всякое
дело царско. От лет убо разорения Иеросалима Навхудоносором, царем Вавилонским,
июдеи, избранный народ Божий, отнюд не
имеша своего чекана денег, но приимали от идолопоклоннических царей, чти в 1-й
книге Маккав[ейской], глава 15, стих 16 и 17. Царь же сирийский Антиох Епиманис, си есть — безумныи, бе образ Антихриста, сиречь последняго времени отступников и
мучителей прообразовал. Ибо во время его
мучительства июдеом не было возможности сохранить Закона Божия — ни суботства,
ни праздников, ни обрезания, но хотящии
сохранить закон святыи или умирали в муках,
или бегали, а пенязь приимали. Чти 1 книг[и] Маккав[ейской] главы 1 и 2, Вторыя книги Маккав[ейской] главы 5 и 6.
Четия, августа 1, в Житии святых муч[еник] Маккавей и Даниила, глава 8, стих 9 и до 26.
По сих перейдем к Новой Благодати.
Сам Христос и святии апостоли приимали пенязь от кесарей римских, яко же во
Евангелии разумети мощно есть, иде же глаголется, от Иоанна, зачало 45: «Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Июда, яко
глаголет ему Iсус: купи, еже
требуем на праздник», и проч. От сего разумно есть, яко приимали пенязь. И Павел в
Риме и в прочих градех питашеся своим иждивением и в посланиих возбуждает к
милостыни послати во Иерусалим ко святым. Но вси християне, живуще посреде
неверных, приимали пенязь, милостыни творили и приимали сами.
Видим седмь отроков, иже во Ефесе,
како пенязь Декиеву имеша [августа 4]. Еда Декий не бе Антихрист и прелютейший мучитель?
Наконец, по отступлении Рима колико лет бысть мучение верным, а денги брали в различных градех западных. Преподобный
Антоний Римлянин име много богатства [августа 7].
По сих, грецы от турок колико лет
пенязь имели и торговали, яко же видно в житиях святых мученик, от магометан
страдавших. Четия, апрел[я] 18, святаго мученика, Иоанна, маия 26;
великомученика Георгия Новаго и великомученика Иоанн[а], июня 2. И потом белорусцы от польских отступников и
поклонников папы-Антихриста сколько лет быша во власти польских королей, а
деньги приимали, яко же летописцы
премного свидетельствуют. Разумеем белорусцов,
живущих в Литве християн, их же и книги приемлем за равно с московскими отеческими, кои называем ныне: острожской печати.
Город Острог — Житомирской губерни ныне, а тогда принадлежал к Литве и был под властию польских королей до лет Екатерины 2-й, си есть до 1780 лета. Всего же времени
белорусцы были под властию, первее
идолопоклонников — литовских князей, а
потом — польских королей, более 400 лет, до отступления Москвы — вящше 300 лет. А под игом зловерных властей
белорусцы держали непорочно християнскую веру более 300 лет, то есть от времене
нашествия на всю Русию татар с 1246 лета и по
1595.
Спрашивается, аще бы не приимали
денег от нечестивых властей, то како бы могли толико время прожить и паче книги
печатать. Воистину без денег невозможно, всякому сие разумно есть. И во времена сии в
белорусцах годныя быша святии мужи, из них же помню: повем 1 великомученик виленских Антонии, Иоанн и Евстафий; в
Смоленску — Авраамий, Меркурий; по сих — Захарий Копистенский, Лаврентий Зизаний, написавший книгу Большой Катихизис, родичь его — святый Стефан Зизаний,
написавший книгу под именем своим — зело премудра книга о Антихристе, о Енохи
и о Илии, Иоанне Богослове, и о прочих таинствах
святыя веры. Таже белорус написал книгу о правой вере, две Альфы. Еще Стефан в
Кириловой книге положил много толкований,
которых толкований трясутся злыя еретики
никонияны, как беси боятся Святаго Духа, тако
и они — сего толкования. В сих вышепомянутых книгах о Антихристе много писано и
толковано, а о деньгах отнюд нигде ничего не помянуто.
Наконец, каков бяше белоруский князь
Константин Константинович, во святом крещении — Василий, истинно столп
непоколебим православия, боряся всю жизнь со антихристами — то с королями польскими и со изуитами — папскими кардиналы и
посланники его, то с самим Зверем —
папою, писанием о святей православней вере
против католичисма и выдуманной во дни его унии. И против всех устоял, в православии скончася, блаженной ему
памяти. Его же много блажат святии
патриарси Мелетий Александрийский, Иеремия Цареградский, жившии в то время и
видевшии труды его. Он же не бе
самодержец, но служил телом польскому королю, и от короля приимал денги себе и всем литовским людем, беяше бо наместник Литовскаго княжества. Во всех же сих
описанных временех изображения и лета беяше на пенязех различна: ово — змии,
на иных — звери и разных родов оружии, и лица
знаменитых человек, их же в боги нечестивыя почитаху [зри еще листы 5 и
6-й], беззаконный Улиян на златицах повеле образы Дия и Аррия знаменати
[Гранограф, гл. 81, лист 349]. Лета — или от
основания царств, яко же еллины — от Александра
Македонскаго, римляне — от создания Рима,
махометане — от Махомета, польския короли
— по научению папы, а ныне вси — по направлению злаго еретика Никона или Петра имут числение лет.
У нас на Руси пенязь летами от Никона
и доныне неизменен, а християне принимали, бывшия последи никониянскаго
отступления. И много книг учительных написаша, еже не принимати злаго никониянскаго учения, яко же книга Павла Коломенскаго,
Аввакума-протопопа и прочих священномученик, о деньгах же отнюд не пишут. И в Поморских ответах несть о них писано.
Андрей же Дионис[ов] бе мудр учитель и тожде книгу написа на еретики, а о
денгах отнюд не упоминает ничто же, но и паче
сам приимал денги руския и шведския — бе
бо живяи в пределех Швеции тогда, сиречь в Финляндии.
И тако прежде святии отцы в
благочестии о возбранении денег не писаша. И после отступления отнюд несть писанаго.
Аще же писанаго нет, то и нам вводить
новое не подобает. Денги бо ничто же
более, яко же и прочая жизненая вещества, без них же человеком жити телесно невозможно. Пенязь бо вещь безгласная, на
нем нет спроса: которой ти веры, и
сколько ти лет, и кое твое обличие и рост,
и коего ты града и веси. Но что сей конверт с гербом — то и пенязь, все равно.
Аще пенязь принимать невозможно, то по сему и конверт нельзя. Несть убо на се яснаго указания, еже отревать денги, но разве любостяжание к ним сверх потребы
проклято есть. На благую же нужду пенязь
иметь невозбранно есть. Дозде о пенязех
доказательство.
И еще можно много собрать от Писания
оправдание, но довольно и сего имущему волю Божию и разумеющему безпристрастно. Ибо Антихрист свой
кумир поставит, или мерзость запустения, не на деньгах, а на святом месте. На деньгах же несть святаго места, ибо они даются всякому человеку без разбору, аще
пияницы, и татю, и блуднику, и татарину,
и жидовину. И Господь наш, Iсус Христос, не заповедал писать свой Образ на денгах, но икону
Божию велит иметь на сердцы. Зри: Ефрем
Сирин, слово 45. К сему еще зри о денгах:
Беседы на Деяние, беседа 7, глава 2, стих 45, зачало 6, и Григория Двоеслова, книга 4, глава 17, беседа 6 со
архидиаконом Петром.
Ето, краткости ради, оставляю. Думаю,
что ето у тебя есть. А если надо, то можно когда выписать и послать.
И вот, почтенныи старец Иоанн
Васил[ьевич], ета тетрать о деньгах собрана помаленьку не одним человеком. Сначалу
мне попала от Андрея Трусова , а он получил от Матвея Тюрина, а потом,
дополнена в некоторых местах людьми сведущими и читана, и показана была Василию Гаврилову, безденежнику.
Смотрел и читал и Василий Александров, и
читал Маркелов сын Евтихий, и ему
понравилась, просил меня списать. И я ему списал, и дал сию тетрать уже давно.
А почему к тебе писма долго не
посылал, о сем частию было описано. И еще помяну, что я с Рождества Христова
захворал и посли Богоявления лежал три
недели в ожидании смерти на всяк день. И
не чаил оздоровить. А потому и писмо готовое задержал. А приготовил тебе писмо другое, написал сам трясущимися
руками. И приготовил малую посылку для
поминка, и просил послать по моей смерти.
Но Господь Бог еще продолжает мою жизнь — оздоровил и поправился, хотя еще не совершенно, и написал тебе сию тетрать февраля 1 дня и 3, во время сих дней. И
прошу тебя, по получении сего писма
отпиши мне, что можеш о Статьях и о власти,
пошли непременно. А о прочем, о чем я просил отписать, если время нет, то не трудись. А книгу Беседы на
Деяние поищи, и, если найдеш продажную —
тотчас писмо мне пиши, сколько за нее денег послать. Мне обещаются помощи в
денгах добрыя люди. А от томских старцов
мне писма нет, пошлю им третие писмо.
Если какая посылка, то пиши на
Пестерева, а для уведомления еще напиши простое писмо. Адрис сице: в город
Минусинск Енисейской губерни, Тисинской волости, на заимку Сидора Третьякова,
Даниле Леонтичу Симакину, а мне передадут. А простое писмо пиши скоро
мне...[неразборчиво одно слово].