Речь Александра Васильевича о смутниках церковных и о своем телесном болезненном состоянии.

 

7422-го года Сентября 18 дня

 

Предлагаю мою речь к почтенным читателям:

По наущению исконнаго врага диавола некоторые из пастырей церковных уклонились с праваго пути и сделались причиною погибели для многих малодушных.

Из подобных пастырей главным образом явились: Феодор Михайлович, Александр Петрович, Зосима Евфимович и их помощники: Давыд Васильев, Иосиф Анфиногенович и из рядовых Василий Алексеевич и другие, которые по причине зависти и высокомерия вздумали возстать на мое смирение, завиняя меня в том, в чем я совсем невиновен. Например: приписывают мне хозяйство над мельницею и лавкою; но все это одна их натяжка, потому что мельнице и лавке хозяевами являются мирские христолюбцы, но не я. Завиняют меня в том, что будто бы я какую-то папскую власть себе присвоил о неподсудности.

Считать мне себя неподсудимым, избави Господи от такого папскаго кичения. Благоразумные читатели могут видеть в шестой главе акта, нашего большого собора, состоявшагося с 15-го по 20-е Мая 7421 г., в котором сказано, что преимущаго старейшаго может судить большой общий собор. То поэтому Феодор Михайлович оказались клеветниками за то, что напрасно мне приписывают папскую неподсудимость, т. к. я считаю себя подсудимым. Но Феодор Михайлович действительно заражен этим папизмом, потому что не признал над собою преимущей власти, и после шестикратнаго призывания его на наш общий собор не явился; это-то вот действительно папство. Если Феодор Михайлович сам не мог по нездоровью приехать на собор, то он должен был послать на место себя других. Но он сам не приехал и никого не послал. То вот это и есть явное непокорство собору, что и соотносится к папизму.

Эти новаторы завиняют меня и во многом другом, но все несправедливо. Потому что сами они кругом виновные. Например: о церкви учат несогласно Христа, Его церкви и наших благочестивых предков. А почему? Потому что в настоящее время церковь по количеству народа и по управлению называется останок, а они говорят вселенская.

О преимущей власти учат несогласно священных правил и несогласно Никиты Семеновича. Почему же? Потому что Никита Семенович в статиях установил быть одному преимущему старейшему, а остальным быть лишь областными, неравными по власти, а Феодор Михайлович с единомысленными говорят, что нужно пять равных по власти.

Еще о власти св. Апостолов Феодор Михайлович с последователями учат несогласно Христа Спасителя и всех святых отцов. В чем же заключается их несогласие? Их несогласие состоит в том, что они св. Апостола Петра считают во всем равнаго с другими апостолами по власти. Но мы видим во святом Писании, что святой апостол Петр был начальник, глава и пастырь св. Апостолам, а поэтому и распоряжался над ними. Мы приписываем святому Петру Власть и распоряжение в той мере, как учили св. отцы, а не так, как папежники приписывают ему Божескую и монархическую власть и распоряжение. Этой божеской и монархической власти и распоряжения мы не приписываем св. Петру, а приписываем ему ту власть и распоряжение, какую Петру дал сам Христос и как объяснили св. отцы.

Затем о ставропигии мудрствуют неправильно. И во многих других предметах они учат несогласно закона Божия. За такия противныя учения Феодор Михайлович извержен со степени областнаго старейшаго, и другие предельные старейшие, с их помощниками и частные правители точно также извержены со степеней своих. И как Феодор Михайлович, а также и все его последователи отлучены от святой соборной апостольской церкви.

Когда они таковы, что и действительно; но для прикрытия своей лжи они распускают нелепые слухи о том, что будто бы я Александр Васильевич избегаю с ними собеседований. Например: на 14-е Сентября сего года Иосиф Васильевич соблаговолил выслушать двухстороннюю беседу. На что нами было объявлено согласие, и с нашей стороны были назначены собеседники, но я по своей телесной немощи и по старости лет сам уже не имел возможности вступить в беседу, а поэтому и назначил своих учеников. Феодор же Михайлович с Давыдом Васильевичем и Иосифом Анфиногеновичем, пользуясь этим случаем, и, желая избавиться от беседы, заявили протест в том, что не хотят с моими учениками вступать в беседу, а желают со мной. А поэтому беседа была отложена ими до Ноября в виду того, когда поправится мое здоровье.

Я, поправившись немного здоровьем и снисходя к немощи людей, назначил беседу на 22-е Октября сего года. О чем было нами извещено господину Иосифу Васил. Но к общему сожалению, Иосиф Васильевич категорически отказался от беседы на 22-е Октября по случаю недосуга; а сказал, что чрез два месяца может быть найду возможным составить беседу.

И вот по случаю несостоявшейся беседы на 14 Сентября Феодор Михайлович с единомысленными пропустили молву в темном народе, что будто бы я Александр Васильевич, боясь их мнимаго обличения, избегаю беседы.

Находятся такие люди, которые дают вероятие их клеветам. А поэтому я смиренный и прошу всех, желающих быть при истинне, неподдаваться обольщению клеветников, которые уловляют души простосердечных своими коварными словами.

Благоразумные читатели пусть выслушают терпеливо о том, что будет сказано нами: я грешный страдаю телесною болезнию уже 30-ть лет. Но всячески это было не всегда, а лишь по временам. Что же касается за последние два года, я вконец телесно изнемог, почти совсем лишившись ищи. Поэтому не только вступать в полемические беседы, но даже сказать пяти слов я бываю не в силах. Подобные случаи со мною повторяются очень часто.

И хотя я обещался на 22-е Октября быть на беседе у Иосифа Васильевича, но только в качестве присутствующаго лица, а вступать в беседу должны были мои ученики. Потому что шестидесятилетний возраст и телесныя болезни не дают мне возможности вступать в полемику.

Феодор Михайлович и его последователи прекрасно знают о моем болезненном состоянии; но как уже потерявшие истинную православную веру и чистую совесть к людям, позволяют себе возводить разныя клеветы.

Они настолько безчеловечно поступают, что не обращают внимания ни на старость лет, ни на болезни телесныя; а одно кричат, что Александр Васильевич от них бегает. А я должен сказать, что если ученики мои с помощию Божиею выходят против Давыда Васильевича и Иосифа Анфиногеновича, то и я смиренный, надеясь на помощь Божию, тоже бы вышел побеседовать с Феодором Михайловичем. Нам бегать от них нечего; потому что с нами закон Божий; а они хотя и читают писание, но криво толкуют оное; и из кривого толкования составляют ереси.

Здесь мы должны сказать и то, если я не приехал по случаю болезни присутствовать на беседе, то некоторые ропщут: почему де Александр Васильев не приехал на беседу; а как мы приглашали Феодора Михайловича, чтобы он приехал повидаться и побеседовать, а он и внимания-то на это не обратил, а не то что приехать, но на это никто не обращает внимания и никто не завиняют Феодора Михайл. За неприезд ко мне.

В заключение еще скажу, что я бы рад от всей души побеседовать, но только немощи телесныя заставляют молчать. Поэтому и приходится мне посылать для проповеди своих учеников.

Давыд Васильевич, Иосиф Анфиногенович, Василий Алексеевич и другие, желая избавиться от беседы, нашли для себя верный исход вызывать больного на беседу. Они прекрасно понимают, что больной по слабости телесных сил бывает не в состоянии выйти беседовать, то и они будут избавлены от беседы. Им выходить беседовать с моими учениками становится не по силам, потому что мои послушники сокрушают их доказательствами божественнаго Писания; отказаться прямыми словами все же стыдно, то они придумали хитрую диавольскую уловку, которою обольщают людей темных тем, что якобы я Александр Васильевич от  них бегаю. Нет мы не бегаем от них, а они от нас действительно бегают. И даже было несколько фактов. Например: в конце Июня месяца 7421-го года в деревне «Ченцово» просили беседу двухстороннюю, но Феодор Михайлович избежали этой беседы. Затем на 20-е Июня того же года в деревне «Боярске» назначена была беседа, и даже лично условились Василий Алексеевич с Виталием Ивановичем при многих благодетелях;  но что получилось пришло 20-е Июля, мои ученики по условию приехали в деревню Боярско, а Василий Алексеевич, с Давыдом Васильевичем и Иосифом Анфиногеновичем и глаз не показали.

А также и на 14-е Сентября была назначена беседа у Иосифа Васильевича, на которую я назначил моих учеников, а сам я был сильно болен. Но как бы избавиться беседы сторонникам Феодора Михайловича. Вот они и придумали требовать на беседу больного человека, который не только беседовать, а даже лишился почти и пищи. Конечно уже и не в силах был и приехать на беседу. Пользуясь этим, Феодор Михайлович с единомысленными во-первых избавились беседы, а во-вторых пустили молву для обольщения темнаго народа, что будто бы Александр Васильевич бегает беседы. Но нет мы не бегаем, а они действительно бегают, боясь обличения; поэтому они и прибегают к разным хитростям и обманам. Что они проделывают, могли бы сделать и мои ученики. Например: Давыд Васильевич, Иосиф Анфиногенович, Василий Алексеевич и другие, если бы назначили где нибудь беседу, и стали бы вызывать моих учеников на эту беседу. А мои бы послушники, избегая беседы, могли бы заявить, что они не хотят беседовать с Давыдом, Иосифом и Васильем, а желают беседовать лично с Феодором Михайловичем. А Феодор Михайлович по случаю болезни тоже мог бы отказаться беседовать. Пользуясь этим случаем, мои ученики пустили бы молву в народ, что Феодор Михайлович бегает беседы. То можно-ли бы было похвалить моих учеников за это? Конечно нет. А почему? Потому что если Феодор Михайлович сам болен, то его могут на беседе заменять и его послушники; но мы к этим хитростям не прибегаем и Феодора Михайловича самого лично не вызываем на беседу, потому что для нас все равно безразлично: с Феодором-ли Михайловичем; с Давыдом ли Васильевичем, или с Иосифом Анфиногеновичем беседовать, мы всегда по милости Божией готовы со всеми и никогда еще ни от кого не бегали. А если Феодор Михайлович и его последователи клевещут, что будто бы мы от них бегаем, но это их только наглая клевета, пусть эта клевета остается в лживых устах Феодора Михайловича и его единомысленников. Очень только жалко то, что Феодор Михайлович с единомысленными своими оставили учение Христово, а изобрели массу ложных учений для своей погибели и для тех, которые доверяются их кривому толкованию.

Имеющие желание убедиться, в чем заключается неправота учения у Феодора Михайловича с его последователями, могут требовать от нас проповедников, которые с помощию Божиею на основании закона Божия могут обличать все ложное учение Феодора Михайловича, то пусть требуют тех и других и кто из нас не приедет, те и окажутся бегающими. Но мы по милости Божией постараемся выслать проповедников, которые могут обличить нечестивое учение Феодора Михайловича, и доказать красоту истинны при помощи Божией.

Еще прошу и умоляю всех, желающих спасти свои души, не уклоняться за ложным учением Феодора Михайловича, но быть при нашем истинном православном христианском обществе.

 

Простите Христа ради. К сем у и подписуюсь преимущий старейший Александр Васильев

 

Речь изложенная Александром Васильевичем есть справедливая; мы свидетели и очевидци его жизни и телеснаго болезненнаго его состояния. В чем и удостоверяем своими подписями:

Греш. Василий Иванов.

Непотреб. Виталий Ив.

Грешный Сергий Иванов.

Гр. Леонид ...(нрзб.)

Грешный Варсонофий Кузмич.

Грешный Александр Григорьев.

 

КОПИЯ с письма Виталия Ивановича:

О двухсторонней  беседе, в волости вичуговской области, со лжеучителями Феодора Михайловича.

 

По молитве, Аминь.

Преимущему старейшему отцу нашему и пастырю Александру Васильевичу, и сущим с вами желаем о Господе радоватися! И просим Ваших Св. молитв.

Понедосугу извещаю кратко о том, что по промышлению Всещедраго и благаго Бога 6-го Июня веч. с 8- часов и до 2-х час. ночи частным образом состоялась частная беседа лишь по одной речи, с Давыдом В. Христофор Иванович;  которые говорили без определения минут. Сначала сказал речь Давыд Васильевич, а после его говорил Христофор Иванович. 2- часа о власти святых апостол. И получилось то, что полна благодетелями комната передняя у благодетеля Петра Ивановича в деревне Загустене /от Решмы 7 верст/ и все слушатели были до того убеждены на християнскую сторону, что все /они/ в один голос, во главе с Лобановым Иваном Феод. И его сыном Феодор. Иванов. Говорили Давыду Васильевичу, что он во ад ведет людей. И просили Давыда Васильевича взять подручник и просить прощения у Христофора Иван. По окончании беседы сторонник и горячий защитник Феодора Михайлов. Евстратий Васильевич пришел в умиление, и познал свою ложь, в которою он увлечен был Феодор. Мих. и Давыдом Васильевичем: присоединяясь к нам, Евстратий Васильев обличил Давыда Васильевича, и исповедал истинну в которой находитесь вы Александр Вас. Сатана с Давыдом сокрушены, а мы християне ликуем победу. Воздаем Благодарение Господу Богу, за то что он вразумил Вас указать для желающих спастись путь истинный.

Ваши молитвы есть для нас великая опора и Ваше благословение есть оплот, хранящий нас от всех козней вражиих. Поэтому просим вас святый отче, хотя мысленно, не забудь нас чад твоих, Вашими св. молитвами. Со стороны Феодора Мих. и Давыда и Иосифа какой то является обман, потому и не знаем, может ли состояться фициальная беседа. Но мы все должны дожидать.

Я Виталий должно быть поеду с Евстратием Васильевичем туда где он проживал, т. е. около новой Вичуги а затем поедим под красное, а за тем Д. Васил. обещался ехать к Главдие Михайло. То потому придется накрывать их там ...

Простите христа ради, с истинным и глубоким почтением пребываю к вам греш. Вит. Иван. Кланяется вам и Христоф.

 

  Прительныя беседы были ...(нрзб. буква) прос. о св. апостолах и здесь были разбиты в конец и растрепаны и множество есть последователей 9-го были три вопроса 1-й о мельнице 2-й сколько было до настоящаго время преимущих старейших во одно и тоже время: пять или один; 3-й вопрос о ставропигии здесь на этих вопросах Иосиф с Давыдом Василием Алексеевичем Михаилом Васильевичем были растрепаны: что слушатели: чуть не все в голос кричали, что Феодор Михайлович противник. 10-го сегодня в понедельник остается три вопроса о письме благодетелей и о суде Спиридона Кузмича. и о церкви. сейчас идем уговариваться 10-го Июня 7421 г.

 

Феодор Мих. избран в пример Римскаго папы.

АКТ

 

7422-го года Декабря 19-го дня в 5-ть часов вечера обитель А. В. благоволили посетить сторонники Феодора Михайловича Василий Алексеевич и Феодор Алексеевич, и пробыли тут очень короткое время /около пяти часов/. И в продолжении всего этого времени, они вели разговор с А. В. преимущественно о Церкви Христовой, и сколько должно быть в ней старейших преимущих правителей равных между собою по власти.

И вот сколько время с ними разговаривал А. В. они все время отстаивали то учение, что теперь должно быть вселенское управление, то есть пример управления должно брать с пяти прежде-бывших православных патриархатов но не с одного.

И кроме того между прочим А. В. спросил Василья Алексеевича о том, что у вас в пример кого поставлен Феодор Михайлович? Василий Алексеевич в ответ на это заявил, что у нас Феодор Михайлович поставлен в пример Римскаго папы, а Александр Петрович в пример Константинопольскаго патриарха.

Затем еще А. В. спросил Василья Алексеевича: а кто же у вас в подобии Александрийскаго-то патриарха? Василий Алексеевич ответил, что у нас его еще нет, а потом может и будет.

Еще Василий Алексеевич говорил, что если теперь должно быть управление вселенское, то правы мы, а вы виновны. А если же теперь должно быть управление поместное то вы правы и ты А. В. правильно поставил ставропигию.

Все присутствовавшие, и слышавшие это, в знак справедливости всего вышеизложеннаго, удостоверяем своими подписями

Иван Петрович ..лозеров[Белозеров?]

А..ксенев

Димитрий Афанасьев

А. Алексеевич

М. ..иевич

Никифор Павлов

Стефан Васильев

Василий Афанасьевич

Александр Иванов

Михаил Кондратьев

Андрей Стефанов

Стефан Феодоров

П. Андреевич

Афанасий Арсеньев

Б. Афанасьев

Павел Михайлов

Д. Ипатов

Стефан Стефанов

Стефан Васильев

 

 

ДЕЯНИЯ БОЛЬШАГО ПРЕИМУЩАГО ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА 7421 ГОДА МЕСЯЦА МАЯ С 15 ПО 20-е.

 

7421-го года Месяца Мая с 15-го по 20-е.

 

1-е. Божиею милостию собравшийся православный христианский собор в Казанской области. На сем соборе присутствовали: преимущий старейший А. В. и его помощник Фома Васильевич; старейшие областные и старейшие пределов с помощниками.

2-е. Сей большой и преимущий собор состоял по поводу возникших новин со стороны Феодора Михайловича с единомысленными ему старцами. Относительно этих новин, уже был преимущий собор в Пензенской стране, где было разсмотрено их учение и новизны. Акт деяний помянутаго собора с увещанием были посланы к Феодору Михайловичу для того, чтобы Феодор Михайлович с братиею поосновательнее по разсмотрелись о своих понятиях; но к великому прискорбию, Феодор Михайлович с единомысленными не обратили свое внимание на проверку самих себя; и что еще всего прискорбнее, они пошли и далее путем заблуждения, т. к. измыслили и другия новыя новизны, которыя и стали разспространять посредством своей проповеди.

В виду такого закоснения в ложном учении Феодора Михайловича с единомысленными, преимущий старейший Александр Васильевич послал им и второе увещание, а затем и третие увещание было послано Феодору Михайловичу с единомысленными, от преимущего старейшаго. Но они на все увещания не обратили никакого внимания, не смотря на то, что во всех трех увещаниях объявлялось, что ежели Феодор Михайлович с единомысленными не разсмотрятся и не раскаются в своих новинах, тогда будет собран большой общий христианский собор, на котором, они будут осуждены законным порядком за свои нововводства. Но Феодор Михайлович с своими братиями и до настоящаго времени не приходят и не пришли в благоразумное разсмотрение и раскаяние о своих ошибках. Но еще даже далее идут в злую сторону, и умножают свои новизны. По причине упорства, и закоснения в нераскаянии Феодора Михайловича с единомысленными, обещанный, большой общий христианский собор, в настоящее время и составился; и преимущий старейший Александр Васильевич пригласил Феодора Михайловича с его братиею на сей собор. Но Феодор Михайлович с единомысленными надувшись гордостию и непокорством к преимущей власти и болящие недугом любоначалия, не пошли на законный наш собор.

Но сие им не может служить оправданием от обвинения их; так как в священных правилах говорится, что если требуемый на суд и не явится, тогда собор имеет право осудить, и по заочь решить дело. Также и наш большой собор, после законных призваний не явившихся Феодора Михайловича с единомысленниками на собор, по сей причине Боголюбивейший собор судить их за не правыя учения и противоканоническия действия. Собор осуждает их по их письмам и посланиям.

По священным правилам, кто какому подлежит наказанию, /о сем будет ниже доказано/.

Затем, для уяснения с нашей стороны истинны и правоты, наш большой собор изложил двух сторон учение, параллельно, для того, чтобы каждый читающий, этот определительный акт, мог видеть; учение Феодора Михайловича с единомысленными, и учение нашего православнаго собора, наглядно, именно так:

ВИНА 1.

ГЛАВА 1. /О ПЕТРЕ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными признают святаго апостола Петра разнаго властию с прочими святыми апостолами, а лишь честию считают первым.

ГЛАВА 1. /О ПЕТРЕ./

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Большой православный христианский собор с соучастием преимущаго старейшаго Александра Васильевича, признаем св. апостола Петра старейшим по чести и по власти и главою /это по благодати/ над всеми святыми апостолами, и над всею вселенною. Это православное разумение, согласно Святаго Писания. Но Ф. М. учение не согласно святаго Писания.

 

ВИНА 2.

ГЛАВА 2. /ПО УПРАВЛЕНИЮ ВСЕЛЕН./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными в настоящее время, у крыющихся православных христиан, в прежде бывшей православной российской одной патриархии, по количеству христиан и по месту, признают вселенскою церковию, и по управлению пятию преимущими управляемою, по примеру пяти патриархий.

ГЛАВА 2. /УПОДОБЛЯЕТСЯ ПОМЕСТН./

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

В настоящее время, наше православное братство укрывается в одной прежде бывшей православной Российской патриархии. Таким образом по количеству малочисленности христиан наше христианское братство и есть в пример и подобие поместной церкви и управляется по примеру поместной церкви, т. е. по примеру одного какого либо прежде бывшаго православнаго патриархата.

 

ВИНА 3.

ГЛАВА 3. /ПЯТЬ ПРИМЕРНЫХ ПАТРИАРХИЙ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными, поместную церковь по малочисленности христиан, разсекает на пять подобопримерных патриархий.

ГЛАВА 3. /ОДНА ПРИМЕРНАЯ ПАТРИАРХИЯ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Поместную церковь /по малочисленности христиан,/ не разсекать на пять подобопримерных патриархий, но должен управлять один преимущий старейший в примерное подобие патриарха, а прочие старейшие областей должны состоять подобие митрополитов. Это согласно священных правил. А Ф. М. учение не согласно со священными правилами.

 

ВИНА 4.

ГЛАВА 4. /В ПРИМЕР МИТРОПОЛИИ ИЛИ ПАТРИАРХИИ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодора Михайловича с единомысленными учение заключается в том, что патриархия и митрополия одно и тоже. То поэтому /говорят они/ и у нас якобы, в подобие митрополий или патриархий. Или митрополита или патриарха.

ГЛАВА 3. /В ПРИМЕР ПАТРИАРХИИ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Митрополит и патриарх не одно и тоже, потому что митрополиты подчинялись патриарху. Также и у нас областные старейшие избираются, в примерное подобие митрополитов, и подчиняются преимущему старейшему, который избирается в подобный пример патриарха. Это по священным правилам.

 

ВИНА 5.

ГЛАВА 5. /СУДИТЬ НЕКОМУ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Если преимущему старейшему не будет равнаго по власти, то и судить его будет некому.

ГЛАВА 5. /ПРЕИМУЩИЙ ПОДСУДЕН/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Феодор Михайлович весь суд над преимущим признали в одном лице, то у них в этом учении и заключается папство.

 

ВИНА 6.

ГЛАВА 6. /СУДИТЬ НЕКОМУ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Преимущему нет равнаго по власти, поэтому и судить его будет некому.

ГЛАВА 6. /СУДИТЬ СОБОРУ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Преимущему старейшему нет равнаго по власти, но собор всех старейших областных с предельными имеет высшую власть, а по этому имеет право судить преимущаго старейшаго за вины. Это учение согласно обычая православной церкви, благочестивых предков и исторических данных. А учение Феодора Михайловича не согласно обычая православной церкви, благочестивых предков и исторических данных.

 

ВИНА 7.

ГЛАВА 7. /СТАВРОПИГИЮ НОВОИЗМЫШЛЕННОЮ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками ставропигию называют новоизмышленною.

ГЛАВА 7. /СТАВРОПИГИЯ ПО ПРЕДАНИЮ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Ставропигию называть новоизмысленной, это хула на церковное предание. Но святии отцы ставропигию называют церковным преданием. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть противное священным правилам.

 

ВИНА 8.

ГЛАВА 8. /СТАВРОПИГИЯ КРЕСТОВОДРУЖ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками мудрствуют, что ставропигия есть лишь только крестоводружение.

ГЛАВА 8. /СТАВРОПИГИЯ ПОДЧИНЕНИЕ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Ставропигия есть крестоводружение, а затем когда народ переходит от низшей власти к высшей, т. е. от епископа или митрополита к патриарху, то это подчинение народа называлось тоже ставропигией. Это согласно предания православной церкви. А Феодора Михайловича учение несогласно предания православной церкви.

 

ВИНА 9.

ГЛАВА 9. /СТАВРОПИГИЯ С КРЕСТОВОДРУЖ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными учат, что ставропигия не может быть без крестоводружения.

ГЛАВА 9. /СТАВРОПИГИЯ ГРАМОТОЮ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Ставропигия ставилась с крестоводружением, когда строился монастырь или церковь вновь; а когда монастырь или церковь с приходом прежде построенные переходили к патриарху на правах ставропигии, тогда ставропигию, то есть крестоводружение заменяла патриаршая грамота. По примеру последняго и у нас преимущий старейший может поставить ставропигию посредством грамоты. Это учение согласно с преданием православной церкви; а Феодора Михайловича учение противное преданию православной церкви.

 

ВИНА 10.

ГЛАВА 10. /СТАВРОПИГИЯ С СОБ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными мудрствуют, что ставропигий единолично без совета ни в коем случае ставиться не может.

ГЛАВА 10. /СТАВРОПИГИЮ ОДИН/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Ставропигию ставил один патриарх без совета. По примеру этаго и у нас преимущий старейший в подобный пример может ставить ставропигию и один; а с соучастием советников это выше обычая и еще лучше. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение не согласно с преданием и обычаем православной церкви.

 

ВИНА 11.

ГЛАВА 11. /ГОРШЕ БЕСОВ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками мудрствуют, что ставропигию простец ставить не может; а ежели поставит, то это дело горше самых нечестивых бесов.

ГЛАВА 11. /СТАВРОПИГИЮ ПРОСТЕЦ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Ставропигию подобопримерную может ставить и простец. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть кривосказательное.

 

ВИНА 12.

ГЛАВА 12. /СТАВРОПИГИЯ РАЗСЕКАЕТ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с братиею мудрствуют что ставропигия разсекает предел.

ГЛАВА 12. /СТАВРОПИГИЯ НЕ РАЗСЕКАЕТ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Пастыри православной церкви ставили ставропигии, и этим они не разсекали пределов; точно также и преимущий старейший поставлением подобопримерной ставропигии не разсекает предела. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть кривосказательное.

 

ВИНА 13.

ГЛАВА 13. /СТАВРОПИГИЯ ВОЗМ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими единомысленниками проповедуют, что ставропигия служит возмущением церкви.

ГЛАВА 13. /СТАВРОПИГИЯ НЕ ВОЗМУЩАЕТ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные пастыри поставлением ставропигий не возмущали церковь, а также и у нас преимущий старейший поставлением подобнопримерной ставропигии не возмущает церковь. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение не согласно с учением православной церкви.

 

ВИНА 14.

ГЛАВА 14. /СТАВРОПИГИЮ УНИЧТОЖИТЬ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с сообщниками учат, что ставропигию нужно уничтожить.

ГЛАВА 14. /СТАВРОПИГИЮ НЕ УНИЧТОЖАТЬ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные пастыри нигде не учили уничтожать ставропигии, а также и мы учим что ставропигию уничтожать не нужно. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть противное преданию православной церкви.

 

ВИНА 15.

ГЛАВА 15. /ЗА СТАВРОПИГИЮ КАЯТЬСЯ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович со своими приверженцами учат, что поставление ставропигии нужно каяться.

ГЛАВА 15. /ЗА СТАВРОПИГИЮ НЕ КАЯТЬСЯ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Преимущий старейший поставил подобопримерную ставропигию по преданию церковному; то за это ему каяться не требуется. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть противное церковному преданию.

 

ВИНА 16.

ГЛАВА 16. /ВОЗСТАЮТ НА СТАВРОПИГИЮ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками возстают на ставропигию, а также и своих последователей учат тому же.

ГЛАВА 16. /ВОЗСТАЮЩИЕ ВРАГИ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные пастыри возстающих на ставропигию называли убийцами и врагами Божиими. Таким образом Феодор Михайлович с сообщниками его есть враги Божии.

 

ВИНА 17.

ГЛАВА 17. /СТАВРОПИГИАЛЬНАГО ОТЛУЧИЛИ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

По ставропигии ушедшаго и по другим причинам, Ник. Яковл., таковаго Феодор Михайлович с братиею отлучили.

ГЛАВА 17. /СТАВРОПИГИЮ НЕ УНИЧТОЖАТЬ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные пастыри св. отцы по ставропигии уходивших не отлучали. По примеру этого и Никола Яковл. перешел в ставропигиальное братство, не подлежит отлучению. Таковое учение согласно священных правил. А учение Феодора Михайловича учение считается противное священным правилам.

 

ВИНА 18.

ГЛАВА 18. /ЗА НИКОЛУ ЯК. ОТЛУЧИЛИ И ПРОЧ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими единомудрствующими, отлучили Ник. Яковлев., и, за сообщение с ним, отлучили и проч.

ГЛАВА 18. /НИКОЛА ЯКОВЛ. НЕ ОТЛУЧЕН/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

За переход по ставропигии и по прочим причинам св. отцы не подвергали отлучению; в подобный онаго пример и у нас за переход к преимущему старейшему по праву ставропигии и по другим причинам перешедшаго Николу Яковлевича священныя правила не поставляют в разряд отлученных; и сообщающиеся с ним не считаются отлученными. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение есть противное священным правилам.

 

ВИНА 19.

ГЛАВА 19. /ОТЛУЧИЛИ ПРЕИМУЩАГО/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими сообщниками отлучили Николу Яковлевича и Спиридона Кузьмича. А преимущий старейший сообщался с ними. В виду этого Феодор Михайлович с преимущим старейшим и с собором его прекратили сообщение, как в молитве а точно также и в пище.

ГЛАВА 19. /ЗА СООБЩЕНИЕ СУД ПРЕД ЕПИСКОПАМИ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные епископы за принятие отлученных и за сообщение с ними в молитве и в пище были судимы пред епископами; по примеру этого и преимущий старейший если бы и с правильно отлученным сообщался в молении и в пище, и то и тогда бы Феодору Михайловичу не следовало осуждать преимущаго старейшаго и прекращать с ним и со всем собором всякое общение до соборнаго разсмотрения. Это действие Феодора Михайловича есть против священных правил.

 

ВИНА 20.

ГЛАВА 20. /НЕ ПОСЕЩАТЬ ПРЕИМУЩЕМУ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками простирают такую проповедь, что без приглашения местнаго епископа митрополиты и патриархи не имели прав посещать епископии и митрополии; по примеру этого как областной, а также и преимущий старейший не имеет право посещать без приглашения.

ГЛАВА 20. /ПОСЕЩАТЬ ПРЕИМУЩЕМУ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

По обычаю и по преданию православной церкви митрополит и патриарх по праву могли посещать; митрополит свои пределы, а патриарх подчиненные ему митрополии пределы и области; по примеру этого и у нас областные и преимущие старейшие могут посещать пределы, а областной преимущий области. Это согласно святому Писанию и обычаю.

 

ВИНА 21.

ГЛАВА 21. /СУДИЛИ ЧУЖАГО/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с братиею произвели суд над старцем Спиридоном Кузмичем – извергли и отлучили от сообщения своего.

ГЛАВА 21. /ЧУЖАГО НЕ СУДИТЬ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Состоящих под зависимостию у патриархов по праву ставропигии, митрополиты и епископы не имели право над таковыми производить суда; в подобный онаго пример и у нас находящихся в подобопримерной ставропигии, в зависимости преимущаго старейшаго, старейшие областей и пределов производить суда над таковыми не имеют права. Это учение согласно священных правил. А Феодора Михайловича учение не согласно с учением православной церкви.

 

 

ВИНА 22.

ГЛАВА 22. /НЕ ОБЛАДАТ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с братиею учат так: что патриарх над своею патриархиею не был обладателем; также и преимущий старейший поставленный в подобный пример патриарха, не может быть обладателем над подобнопримерною патриархиею. А ежели кто признает преимущаго старейшаго обладателем это есть уже дух папизма.

ГЛАВА 22. /ОБЛАДАТЕЛЬ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Православные патриархи над своими патриархиями признавались обладателями по благодати, а не по естеству; точно также и преимущий старейший поставленный в примерное подобие патриарха есть по благодати обладатель над подобною патриархиею. И это не признается за дух папизма, но считается православным христианским учением, согласно закона Божия, и действий благочестивых предков. А учение Феодора Михайловича есть противное божественному писанию.

 

ВИНА 23.

ГЛАВА 23. /ПЯТЬ ПАТРИАРХИЙ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с сообщниками проповедуют, что одна патриархия должна управляться пятию патриархами, по примеру этого и у нас должно быть пять преимущих старейших.

ГЛАВА 23. /ОДИН ПАТРИАРХ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Согласно священных правил не разсекался на пять патриархов один патриархат; это учение есть православной церкви, согласно священных правил. А учение Феодора Михайловича противно есть священным канонам.

 

ВИНА 24.

ГЛАВА 24. /Ф. М. В ПОДОБИЕ ПАТРИАРХА/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович не избран собором в подобный пример патриарха, и без соборнаго избрания и определения присвоил себе степень старейшинства в подобие патриарха.

ГЛАВА 24. /ФЕОДОР МИХ. САМОЗВАНЕЦ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Патриарх избирался собором; по примеру этого и у нас преимущий старейший в подобный пример патриарха избирается собором, это по правилам и согласно статей церковнаго уложения. Но Феодора Михайловича никто, в подобие патриарха никогда не избирал, на это и определения соборнаго нет; поэтому он и присваивает себе такое достоинство самозванно. В виду чего и признается в полном смысле самозванец.

 

ВИНА 25.

ГЛАВА 25. /НЕВЕДУЩИХ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Благодетели Феодора Михайловича написали ему просьбу, в которой просят Феодора Михайловича поставлять на степени старейшинства местных старцев. А пришельцев, обладающих хотя начитанностию и красноречием, таковых поставлять не нужно. А Феодор Михайлович с единомысленными и приняли эту просьбу. Таким образом Феодор Михайлович и согласились, что пастырей ведущих поставлять не следует. Кроме того Феодор Михайлович с единомысленными в тетради разбор на 17 вин Спиридона Кузмича в 9-м ответе вполне отревают ведущих пастырей.

ГЛАВА 25. /ПАСТЫРЕЙ ВЕДУЩИХ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

По учению православной церкви должны быть пастыри ведущие; согласно этого и мы весь собор учим, что пастыри должны быть ведущие закон Божий, а неведущие пастыри есть пагуба народа. Сие есть учение православной церкви. А учение Феодора Михайловича есть противное преданию православной церкви.

 

ВИНА 26.

ГЛАВА 26. /ПРИ УЧИЛИЩЕ ЖИТЬ НЕЧЕСТИЕ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленною братиею в своем окружном послании, странноприимный и училищный дом и проживание при оном скрытным образом преимущаго старейшаго считает это нечестием.

ГЛАВА 26. /ЖИТЬ ПРИ УЧИЛИЩЕ ЗАКОННО/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Странноприимные дома и при них находящиеся духовные христианские скрытные училища похваляются святым писанием, и жить учителям находясь при училищах это законно и православно. Сие есть предание православной церкви. А Феодора Михайловича учение противное преданию православной церкви.

 

ВИНА 27.

ГЛАВА 27. /УПРАЗДНИТЬ МЕЛЬНИЦУ И ТОРГОВЛЮ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с собратией просят преимущаго старейшаго упразднить мельницу и торговлю.

ГЛАВА 27. /РАЗОРЯЮЩИЕ УЧИЛИЩА ВРАГИ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

 1-е. Я преимущий старейший мельницы и торговли не имею, а есть крыющийся от антихриста истинный православный христианин странствующий.

2-е. Я преимущий старейший не имею никаких прав упразднять у мирских предприятия.

3. А ежели мирские упразднять предприятия и изтекающия от них доходы, тогда не может существовать и просветительное тайное училище, за оскудением средств: как пропитание, а также и укрытие этим может совершенно подорваться, и разориться тайное просветительное христианское училище. Таким образом Феодор Михайлович с единомысленниками стараясь упразднить предприятие у мирских христолюбцев хозяев, то этим они вполне разоряют христианское тайное училище; поэтому боголюбивейший собор признал Александра Васильевича не виновным, а за раззорение христианскаго скрытнаго училища Феодор Михайлович с единомысленными уже считаются врагами Божиими и подпали под проклятие.

 

ВИНА 28.

ГЛАВА 28. /УПРАЗДН. ТРУДОЛЮБИЕ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими приверженцами просят упразднить предприятия и трудолюбие у мирских людей т. е. у христолюбцев.

ГЛАВА 28. /УЧИТЬ ТРУДОЛЮБ./

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Пастырь должен учить мирских заниматься трудолюбием в различных ремеслах, но не в постыдных предприятиях. Это согласно учения святых отец. А Феодора Михайловича учение есть противное святой церкви.

 

ВИНА 29.

ГЛАВА 29. /СОВЕТ О ПОСТРОЙКЕ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своей собратией винят преимущаго старейшаго Александра Васильевича за то, что он попросил и посоветовал мирским христолюбцам построить мельницу.

ГЛАВА 29. /СОВЕТ ДЛЯ БЛАГОЙ ЦЕЛИ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший давший совет по благоусмотрению, и просивший мирских христолюбцев выстроить мельницу: для пропитания им самим себя и христиан и для прикрытия их и для прикрытия просветительнаго училища; в виду этого собор признал, что преимущий старейший не признается виновным. Это учение православной церкви. А Феодора Михайловича учение не согласное с учением православной церкви.

 

ВИНА 30.

ГЛАВА 30. /УЧЕН. РАБОТ. НА МЕЛЬН./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими соучастниками завиняют преимущаго старейшаго в том, что якобы его ученики работают на мельнице.

ГЛАВА 30. /РАБОТАЮТ МИРСКИЕ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

На мельнице работают мирские люди с паспортами: и они поступают на мельницу к хозяину мирскому христолюбцу, а не а не ко мне преимущему старейшему. В таком случае собор признал Александра Васильевича не виновным, а Феодор Михайлович с его братией остаются в полном смысле клеветниками.

 

ВИНА 31.

ГЛАВА 31. /О ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными обвиняют преимущаго старейшаго в том, что он имеет подставных лиц при мельнице.

ГЛАВА 31. /ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ НЕТ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший Александр Васильевич никаких подставных лиц не имею; а при лавке и мельнице находятся лица служащие у христолюбцев самостоятельных хозяев. Таким образом собор признал А. Васильевича не виновным; а Феодор Михайлович с его единомысленной братией оказались в полном смысле клеветниками.

 

ВИНА 32.

ГЛАВА 32. /А. В. ХОЗЯИН МЕЛЬНИЦЫ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своею братиею обвиняют преимущаго старейшаго за то, что он посоветовал и просил мирских христолюбцев построить мельницу, за что и ставят ему в вину, — считать его хозяином мельницы.

ГЛАВА 32. /А. В. НЕ ХОЗЯИН МЕЛЬНИЦЫ, А КРЫЮЩИЙСЯ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший советовал и просил мирских христолюбцев благоусмотрительно построить мельницу: для пропитания и укрытия, просветительнаго училища; то поэтому собор признал, что Александр Васильевич невиновен, так как сие не доказует его быть хозяином мельницы, значит он и не хозяин. За это Феодор Михайлович с единомысленными остаются в разряде клеветников.

 

ВИНА 33.

ГЛАВА 33. /ЗАНИМАЕТСЯ ЖИТЕЙС./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими последователями обвиняют преимущаго старейшаго в занятии житейскими вещами. За сие и считают, что преимущий старейший достоин извержения. На основании 6-го и 81-го правила св. апостол.

ГЛАВА 33. /НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ЖИТЕЙСКИМ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший, Александр Васильевич, не имею ни мельницы, ни торговли, ни самолично и не чрез подставных лиц не занимаюсь на мельнице и в лавке. Поэтому мы соборне и признаем, что Александр Васильевич и не подлежит извержению. А правила: 6-е и 81-е св. апостол извергают самолично действующих в житейских вещах. А преимущий старейший как уже и выше сказано не занимается ни самолично и не чрез подставных лиц житейскими вещами, посему приведенныя Феодором Михайловичам и его сторонниками правила св. апостол 6-е и 81-е, кривосказательно.

 

ВИНА 34.

ГЛАВА 34. /ПОСТЫДНАЯ ТАБАКА/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленниками обвиняют преимущаго старейшаго Александра Васильевича в том; что он занимается постыдною торговлею, табаком и по 54-му правилу св. апостол за сию торговлю должен быть извержен.

ГЛАВА 34. /ТАБАКОМ НЕ ТОРГОВАТЬ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший сам не торгую табаком, и никому и никогда не приказывал и не советовал заниматься постыдною торговлею, т. е. табаком, и не только не приказывал, но еще даже и увещевал, чтобы не торговали табаком. То поэтому собор признал, что Александр Васильевич не виновен, а Феодор Михайлович с собратиями хотя и приводят 54 правило святых апостол, но привод их есть не прикладный, и является клевета.

 

ВИНА 35.

ГЛАВА 35. /СОБЛАЗН МЕЛЬНИЦА/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными обвиняют преимущаго старейшаго в том, что он мельницей соблазнил всю братию.

ГЛАВА 35. /СОБЛАЗНЯЮТСЯ НО НЕ ПРАВО/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Я преимущий старейший, Александр Васильевич, мельницы совсем не имею. А только попросил и посоветовал хозяевам мирским христолюбцам построить мельницу, для обеспечения, пропитания и укрытия просветительнаго тайнаго христианскаго училища, то поэтому на мельницу христолюбческую соблазниться есть несправедливо. Именно и потому, что они трудятся на мельнице, и этим исполняют заповеди Божии: «в поте лица своего снеси хлеб свой», и по апостолу: «не делаяй да не яст». Главным образом сими доходами мирские благодетели от своих трудов странноприимствуют. Поэтому мирския благодетели трудятся, делают по заповедям; а если где делается в силу заповедей Божиих, а некоторые на это и соблазняются, то таковых соблазн есть суетный и несправедливый, по учению Христа Спасителя и православной Церкви. Поэтому собор признал Александра Васильевича не виновным, а Феодора Михайловича с его единомысленниками собор признал клеветниками и кривотолками.

 

ВИНА 36.

ГЛАВА 36. /СОБЛАЗНЯЕТ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с сообщниками пишут, что мельница соблазняет.

ГЛАВА 36. /НА АФОНЕ СОБЛАЗНЯЛИСЬ НА ПОСТРОЙКУ/

РАЗБОР ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Мы в истории видим, что на Афоне Афанасий преподобный построил различные постройки и, в том числе и мельницы. Но враг рода человеческаго научил Афонитов соблазняться на эти постройки; точно также и теперь христолюбцы, мирские хозяева построили мельницу, ради благой цели, но неразумные люди на эти мирские предприятия соблазняются и возмущают церковь Христову. То отсюду ясно, что эти неразумныя соблазнители научены этому от самого врага диавола.

 

ВИНА 37.

ГЛАВА 37. /ОБШИРНОСТЬ И ГЛУБ. ЗАТЕМНЯЕТ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими сотрудниками учит так: «но мы знаем также и то, что обширность и глубина св. Писания не всегда служит людям средством к выяснению истинны но нередко и к затмению ея».

ГЛАВА 37. /ОБШИРНОСТЬ И ГЛУБИНА ПРОСВЕЩАЕТ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Большой боголюбивейший христианский собор, в совокупности с преимущим старейшим учит: что обширность и глубина святого Писания всегда и всем служила и служить будет, средством к выяснению истинны и к просвещению. Это есть православное учение. А Феодора Михайловича учение есть еретическое и богохульное.

 

ВИНА 38.

ГЛАВА 38. /РАЗУМА ПРОСЬБЫ НЕИМЕЕМ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими сотрудниками учит так: «но мы знаем также и то, что обширность и глубина св. Писания не всегда служит людям средством к выяснению истинны но нередко и к затмению ея».

ГЛАВА 38. /Ф. М. РАЗУМ ПРОСЬБЫ ИМЕЮТ/

ДОВОД ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

1-е. Большой православный христианский собор с преимущим старейшим разсматривали по вашим /Феодор Михайлович/ письмам: имели-ли вы такой разум; отвечаем что имели. Чем же это можно доказать; тем именно: что когда благодетели принесли вам /Феодору Михайловичу/ просьбу и вы прочитавши оную и нечего на нее не возразили, что она есть нечестивая: следовательно этим вы согласились со смыслом просьбы, в которой говорится: что обширность и глубина святаго Писания затемняет истинну. Из этого и видно, что вы имели тот разум, который положен в просьбе.

2-е. Вы Феодор Михайлович читали эту просьбу ваших благодетелей на соборе в Сокерихе всему собору. А Александр Васильевич требовал для обличения прочитанную вами просьбу, но оную вы не выдали но скрыли; что и доказует, что вы нечестивый разум просьбы имели.

3-е. Затем вы Феодор Михайлович эту просьбу послали в Томск, Ивану Стефановичу, и за Екатеринбург, с целию, проповедывать оную нашему братству.

Из сего выше указаннаго весьма весьма ясно видно, что вы Феодор Михайлович с вашими единомысленными согласны были с разумом тем, который положен вашими благодетелями в их просьбе и вы имели этот разум.

Затем вы Феодор Михайлович писали к Леониду Филиповичу письмо, в котором за протестование просьбы ваших благодетелей вы весь наш христианский собор состоявшийся в Пензенской стране, порицали слугами антихриста, то этим вы явились защитниками и сообщниками этого нечестиваго учения ваших благодетелей.

И сим доказали, что вы и до настоящаго времени имеете разум богохульный, находящийся в просьбе.

В виду такой защиты вами письма ваших благодетелей, вы Феодор Михайлович с вашими единомысленниками оказались защитники нечестия, еретичества и богохульства.

 

ВИНА 39.

ГЛАВА 39. /ПРОСЬБА НЕ НАША/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с собратиями говорят так: что просьба не их, а /их/ христолюбцев; но мы /говорят они/ такого разума не имеем, что св. Писание затемняет истинну.

ГЛАВА 39. /ПРОСЬБУ ЗАЩИЩАЮТ/

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Преимущий старейший с учениками пред большим христианским собором доказали из писем: Феодора Михайловича, Иосифа Анфиногеновича, и из письма Маркелловой руки, писаннаго и посланнаго за Екатеринбург; также было доказано и из требовательной бумаги на мнимой собор Феодора Михайловича, а во всех этих помянутых письмах Феодор Михайлович показывают решительную защиту письма своих благодетелей. И кроме того посланный от Феодора Михайловича и прибывший на место большого собора 19 Мая 7421-го года Александр Петрович, пред всем нашим большим православным христианским собором от своих уст засвидетельствовал, говоря так: что просьба благодетелей совершенно права и не виновна. И вот во всех выше поименованных письмах и из слов Александра Петровича несомненно видно, что Феодор Михайлович с своими единомысленниками и в полном смысле являются защитники и признают вполне справедливой и непогрешимой просьбу своих благодетелей. То этим они показали, что они полныя защитники ереси и богохульства находящагося в просьбе их благодетелей.

 

ВИНА 40.

ГЛАВА 40. /В ПРОПОВ. НЕ НУЖДАЕТ./

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с своими последователями учат так что истинна христианскаго учения не нуждается в таких проповедниках.

ГЛАВА 40. /НУЖДАЕТСЯ В ПРОПОВЕДНИКАХ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Большой христианский собор вкупе с преимущим старейшим учит: что истинна христианскаго учения нуждается в православных проповедниках. Это учение Христа Спасителя и всей православной церкви. А Феодор Михайлович со своими сообщниками в принятой ими просьбе совершенно отвергают в церкви Христовой проповедников. В виду этого их учение противное и еретическое.

 

ВИНА 41.

ГЛАВА 41. /ВЕРУ ПО ЖИТИЮ/

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

Феодор Михайлович с единомысленными принятою просьбою говорят так: «стоит только задать себе вопрос, что привлекает в нашу общину большинство новых последователей, книжная ли премудрость усвоенная ими, или наглядный пример христианской жизни членов с ея молитвами, постом и смирением мы убеждены что последнии. Да так и должно быть, и всегда так и было, ибо личный пример нагляднее книги».

ГЛАВА 41. /ВЕРУ ОТ ПИСАНИЯ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Большой христианский собор в совокупности с преимущим старейшим учит так: что в познание православной веры приходят не от одной жизни, но главным образом познают православную веру от проповедников и от святаго писания, то есть от книжной премудрости, и это есть учение Христа Спасителя и всей православной церкви.

 

 

ГЛАВА 43. /НОВИЗНЫ ЗА ФЕОДОРОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Большой христианский собор совместно с преимущим старейшим разбирали новизны находящиеся за вами Феодор Михайлович и за вашими единомысленниками, но еще не все новизны показаны за вами, по причине краткости времени, так как ваших новых учений является за вами весьма много количество.

 

 

ГЛАВА 43. /ПРАВОСЛАВНЫЕ МОГУТ СУДИТЬ/

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАГО СОБОРА

Выше в этой второй графе доказано, что большой собор с преимущим старейшим состояли и состоим вполне истинными православными христианами, а вы Феодор Михайлович с единомысленниками остаетесь за упорство при ваших ложных учениях уже еретиками.

Следовательно вы уже и потеряли право быть в церкви Христовой собирать собор и быть судиями /по указанным правилам: Например: 3 всел. соб. прав. 1-е, и 3-е./ А преимущий старейший как истинно правоверующий, то поэтому имел и имеет право собирать большой собор и вместе с большим собором имели и имеем право судить вас за ваши неправыя учения и противоканоническия действия, этим большим христианским православным собором.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Большой истинно-православный христианский весь собор с соучастием преимущаго старейшаго Александра Васильевича, с великим прискорбием, но в то же время с великим тщанием и испытанием внимательно разбирали ваше Феодор Михайлович и ваших единомысленных учение, указанное выше в этой 1-й графе. Которое соточнялись святым писанием. И все единогласно и единомысленно, по чистой ревности пред Господом Богом, мы весь большой истинно-православный христианский собор безъсомнительно убедились в том, что ваше учение оказалось не согласно со святым писанием, но оказалось наполненным: клеветы, нечестия, еретичества и богохульства. Оставить такое ложное учение мы много вас увещевали законным порядком, но вы как уже утратившие страх Божий, то поэтому и не обратили на наши увещания никаких вниманий, но так и остались при своем противлении, то есть при еретичестве и богохульстве. Затем мы надеялись уврачевать вас общим голосом всего истинно-православнаго христианскаго большого собора, а поэтому и преимущий старейший чрез посланных просил вас не однократно, а несколько раз, явиться на наш большой собор, и кроме того православный христианский большой собор делал вам приглашения, чрез посланных, но вы и здесь не послушали наших законных призваний, и не явились на собор. Таким образом вы показали себя непокорниками большому истинно-православному христианскому собору, а также и преимущему старейшему. И если вы не явились по нашим сделанным по священным правилам вызовам, то этим вы не избежали от законнаго церковнаго наказания. Но на ваши противо-каноническия действия: клеветы, новизны, еретичества, богохульства, указанныя выше в этой первой графе, мы все соборне, по примеру сих священных правил, как-то: святых апостол правило 74, и Карф. соб. прав. 64, позаочь над вами старейший областный Феодор Михайлович, и предельные старейшие: Зосима Евфимович, Александр Петрович и незаконно избранные старейшие пределов: Кирик Харлампович и Стефан Осипович, помощники: Давыд Васильевич, Иосиф Анфиногенович, Антоний Андреевич, Иона Иванович; и всех ваших частных правителей, над всеми вышеуказанными произносим  решительный и окончательный приговор, именно так: всех вас вышепоименованных священныя правила: св. апост. прав. 46. тол. Вальсам., 3-го всел. соб. пр. 4. и прав. 7. толк. Вальсам. и предис. 3-го всел. собора стр. 123-124. и прав. 1. толков. Вал. Лаодикийск. соб. пр. 6. толк. Зонара, 3-го вселенск. соб. пр. 5. Арист. и кормч. слав. лис. 640 об. И мы большой истинно-православный христианский собор согласно по примеру, с указанными выше правилами соборне извергаем вас степеней старейшинства. А точно также: соборне и отлучаем всех вас от св. соборной и апостольской церкви; а также и всех сообщающихся с вами и следующих вашему ложному и богохульному учению, отлучаем, от св. соборной и апостольской церкви. За неприятие предания и учения православной Христовой церкви, и за непослушание к св. церкви, т. е. большому нашему православному христианскому собору, как преимущему старейшему, вы остались язычниками и мытарями /Еванг. Матф. 75/

Во удостоверение вышеизложеннаго, с общаго согласия, все старейшие присутствовавшие на большом истинно-православном христианском соборе своеручно и подписуемся:

1. Преимущий старейший над всеми областными аз смиренный Александр Васильев признаю в сей графе учение Феодора М. и его единомысленных: еретическим и богохульным и считаю их за это изверженными и отлученными со всеми последующими от святой соборной апостольской церкви.

2. Первый помощник преимущему старейшему областный старейший Ярославской области Фома Васильев. признаю учение Феодора Михайловича и его единомысленников еретическим и за сие достойно и правильно по св. правилам извержены и отлучены от сообщения с православной церковию.

3. Второй помощник преимущему старейшему Александр Григорьев признаю учение Феодора Михайловича и его единомысленников еретическим, и их изверженными и отлученными.

4. Областный старший Казанской области Африк. Макс.

5. Областной старший Каргапольской области Сергий Иванов.

6. Старший Иван Михайлов.

7. Стар. Тверскаго предела Евлогий Федоров признаю Феодора Михайловича с его единомысленными изверженными и отлученными от православныя церкви за ложное ихнее учение и ереси.

8. Старший Пошехонскаго предела Евфимий Васильев.

9. Из Грязовецкаго предела за старш. И. И. уполномочен Руф Мих.

10. Старш. Казанскаго пред. Александр Андр. признаю Феодора Михайловича и его единомысленников, изверженными и отлученными от православныя церк.

11. Старш. Томск. пред. признаю учение их, т. е. Феодора Мих. и его единомысленников еретическим за которое и их самих признаю изверженными и отлученными Мефодий Лаврен.

12. Согласно и я подписуюсь по выше писаннаго старейш. Саратовск. предел. Иоанн Гаврилов.

13. Учение Феодора Михайловича его единомысленников считаю еретическим их самих изверженных и отлученных из церкви. стар. Чуроскаго пред. Маркел Федорович.

14. Стар. Ухтомск. пред. греш. Варс. Герас.

15. Стар. Пензенскаго пред. Фома Васильев.

16. Стар. Вахруш. пред. Ермолай Фокевич. Признаю Федора Михайловича и его единомысленников учение их еретическим за которое их считаю изверженными и отлученными от сообщения от православныя церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы весь большой истинно-православный христианский собор с великим тщанием и внимательностию разсматривали учение преимущаго старейшаго, положенное в этой второй графе, и соточняли оное со святым писанием, и все мы без сомнительно, по милости Божией убедились в том, что в этой второй графе положено учение истинно православное  христианское, согласное с Божественным писанием и со священными правилами. И все мы единодушно и единомысленно веруем и следуем сему православной Христовой церкви учению.

И каждый по чистой совести, и искренняго сердца своеручно и подписуемся.

1. Преимущий старейший над всеми областными аз смиренный Александр Васильев. признаю в сей графе учение есть истинное православной Христовой церкви.

2. Первый помощник преимущему старейшему областный старейший Ярославской области Фома Васильев, правильно.

3. Второй помощник преимущему старейшему греш. Александр Григорьев признаю учение в сей графе истинное православное Христовой церкви.

4. Областной старейший Казанской области Африкан Макс.

5. Областной старейший Каргапольской области Сергий Иванов.

6. Старейший Иван Михайлов.

7. Стар. Тверскаго предела Евлогий Федоров в сем столбце учение свято и законно – признаю.

8. Старшии Пошехонскаго предела Евфимий Васильев.

9. Помощн. Руф Мих. по поручению послан. от стар. И. И. из Грязовецкаго предела.

10. Старший Казанскаго предела Андр.

11. Старш. Томск. пред. Мефодий Л.

12. Стар. Саратовскаго пред. Иоанн Гавриил.

13. Стар. Чураскаго пред. Маркелл Феодорович.

14. Ухт. пред. старш. Вар. Гер.

15. Пензенскаго пред. Фома Васильев.

16. Стар. Иоасаф Михайлов.

17. Временно исполняющий должность старш. Красносел. пред. Константин Васил.

18. Стар. Ставропиг. Спиридон Кузмич.

19. Старший Вахрушевскаго предела Ермолай Фокевич.

20. Помощн. Томск. пред. М. Лав. Марк. Тимоф.

21. Помощник областного старшему Каргапольскаго округа Прохор Филиппович.

22. Помощник Тагильскаго предела Лука Ефимов.

23. Помощник Пошехонскаго предела Алексий Петров.

24. Помощник Казанскаго предела греш. Стефан Герасимов.

25. Помощник Саратов. предела греш. челов. Гавриил Иванов.

26. Помощн. Тверскаго предела Виктор Тимофеевич.

27. По личной просьбе за помощн. Шаготскаго предела, Марк. Матфеев. Василий Максимов.

28. Проповедник непотребный раб Василий Иванович.

29. Проповедник непотребный челов. Виталий Иванов.

30. Проповедник слова Божия неключимый Христофор Иванов.

31. Проповедник непотребный раб Корнилий Васильев.

32. Частный правитель Стефан Матвеич.

33. Частный правитель Маркел Иларионов.

34. Частный правитель Стефан Станиславов.

35. Частный правитель Феодор Васильев.

36. Иконописец греш. Василий Максимов.

37. Иконописец, греш. Едесий Терентьев.

38. В сей графе исповедую истинно-православное учение иконописец Георгий Иванов.

39. Иконописец Виталий Лукич.

40. Иконописец Стефан Сергиевич.

41. За иконописца Прокопия Ивановича, по личной его просьбе расписался старец Евлогий Федоров.

42. Старец Зосима Стефанович, в графе признаю истинно-православно христанское учение.

43. Старец Антипа Яковлич.

44. Старец Феодор Макаров.

45. Старец Евдоким Семенов.

46. Старец Мануил Максимов.

47. Старец Гавриил Демитриев.

48. Старец Георгий Георгиев.

49. Старец Сергий Иванов.

50. Греш. Александр Григорьев.

51. Греш. Трофим Стефанов.

52. Греш. Амфиан Иванов.

53. Греш. Григорий Алексеев.

54. Греш. Ардалион Андреевич.

55. Стар. Александр Гаврилов.

56. Греш. Леонил Петрович.

57. Греш. Трофим Иосиев.

58. Греш. Варсонофий Кузмин.

59. Греш. Никола Григорьев.