СТАРЕЦ НИКИТА СЕМЕНОВИЧ И ДОГМАТИКА БЕГУНСТВА

(по рукописям пермской коллекции МГУ)

 

Е. М. Сморгунова, г. Москва

 

[По материалам сборника: Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции. Пермь, 2001. 282 с. ISBN 5-7944-0251-2]

 

 

Продолжая рассказ о тех людях, которые хранили и сохранили для нас бесценные документы нашей истории, представим читателю в цикле Портреты и образы наших "благодетелей" удивительного богослова пермских бегунов, или скрытников, Никиту Семеновича. И если первый рассказ — о матушке Галине, Галине Андроновне Собяниной (1902-1990), жившей до своей славной кончины в д. Нюзим Чердынского района Пермской области, был в большой части основан на наших личных впечатлениях, разговорах с ней, записях ее рассказов, воспоминаний и духовных стихов [1], то Старец Никита Семенович остался автором и составителем большого бегунского «Просветителя», Цветника (И-1), раскрывающего историю и догматику этой группы пермских староверов, и ещё главным персонажем «Исторического рассказа» о нём, написанного в 1957 г. его духовной дочерью, ученицей и последовательницей, инокиней Раисой (И-2).

В нашем экспедиционном общении, между собой, мы называем этих людей «благодетелями», и полный внутренний смысл слова, вышедшего из нашего теперешнего повседневного употребления, лучше всего раскрывается самой жизнью этих людей, их «житием», как оно досталось им и ими самими сложено, прожито и выстрадано. В этом названии мы не оригинальны и не первые: сами староверы, бегуны-скрытники, называют так людей, помогающих им вести «страннический образ жизни», дающих им кров и стол.

История согласия бегунов восстанавливается по источникам, вышедшим из самой старообрядческой среды, на основании сочинений самих странников, или бегунов. В собрании рукописей Научной библиотеки им. А. М. Горького МГУ оказалось, в результате многолетних работ археографических экспедиций, трудами московских и пермских археографов и этнографов, 45 рукописей разного времени и объёма, от нескольких страниц до больших конволютов на несколько сот страниц. Многие из них упоминаются и цитируются в научных исследованиях впервые.

В д. Нюзим на р. Колва, где построена была келья для «старушек» и где жила инокиня Галина, матушка Галина Андроновна, старшая в согласии бегунов, сохранились многие бегунские рукописи. Рукописи были и в других кельях — в д. Талово, д. Черепаново — у матушек Текусы и Клавдии. Благодаря этим памятникам мы узнаем принципы жизни, основы веры и поведения этих несгибаемых людей. В бегунских кельях постоянно велись местные синодики, которые представляют неоценимую историческую ценность. До 1979 г. доведен Синодик (И-5), начатый больше 50 лет назад Хариессой Андреевной, крестной м. Галины, погибшей в гонениях 30-х гг. В списках для памяти дописаны имена инокинь, недавно скончавшихся: Текуса, Анфиса, Клавдия. Синодик начинается от Адама и Еввы, упоминает московских страдальцев — Павла Коломенского, Аввакума, Лазаря, Епифания и Соловецких страдальцев, «... иже от нечестивых еретик замученных», и доходит до имен «от братства сего преставльшихся ... сожженных благочестия ради». Эти записи означают, что пермские бегуны осознавали себя как братство и что они участвовали в сожжениях «по благочестию». На вложенном в тетрадь листочке запись: «Помяни гсди д(у)ша рабъ своихъ иже во благочестии поживших в сие последнее и гонительное время, и в православии скончавшихся в бегственном и странственномъ положении прожития, сущихъ от братства нашего, мужескаго полу и женскаго». Свое «положение прожития», т. е. образ жизни в «сие последнее и гонительное время» они называют «бегственнымъ и странственнымъ».

На нескольких страницах Синодика, сиречь Помянника, на каждой строчке сделаны исправления красными чернилами: окончания мужского рода выправлены на женский: вместо «его» — «ю», вместо «брате» — «сестра», поверх «умершему» — умершей», «бывшаго» — «бывшую», вместо «вам ся мил» — «мила». Такие исправления показывают, что Синодик был в употреблении инокинь бегунского братства.

На л. 63 помещен перечень имен под заголовком: «Помяни Господи избиенныхъ за стыя бжии церкви и за православную веру», а на л. 64 приведен перечень многих мест, где были гонения «за благочестие»: «Помяни Господи дша рабъ своихъ за благочестие пострадавшихъ, въ нынешняя последняя времена на Москве, и в Нове граде, и во Пскове, и в Казани, и в Соловецком монастыре, и в Пустозере, и в  Палье острове, и на Колмогорахъ, и на Олонце, и въ Каргополе, и на Дону, и в Сибире, и во всехъ градехъ и селехъ и в пустынехъ нашея руския земли».

Таловский Синодик (И-6), в виде маленькой тетрадки, с обложкой из обойной бумаги, содержит перечень 480 имен. На вложенном в тетрадку обрывке газеты написано рукой Г. Н.  Чагина, что Синодик взят из кельи д. Талово в марте 1988 г. Среди умерших отдельным списком перечисляются «имена усопших зырянъ» и «усопшие чердынс. брате», последний список написан на 10 страницах красными чернилами и дописывался другим почерком, менее аккуратным. Из заглавия списка понятно, что ведущие Синодик называли себя «чердынское братство». Некоторые имена инокинь совершенно замечательны: Феопента, Хиония, Афотида, Клеопатра, Анемаиса, Внифатия, Ипатия, Амфияна.

Еще один келейный таловский Синодик с требником и чином погребения (И-7), переданный Собяниной Ираидой Корниловной, 1923 г. р., (на вложенном обрывке от газеты за 22 января 1988 г. запись Г. Н. Чагина), начинается (л. 31) от патриарха Иова лета .зре., т. е. 7105 — 1697 г., продолжается записью на л. 46: «от селе преступи поминать от братства сего преставльшихся» и далее до л. 51: «рабъ и рабынь иже от братства нашего преставльшихся в православной вере». Ниже добавлено «Евареста с братиею».

Инокини чердынского братства бегунов свои правила жизни и поведения возводят к иноку Никите, произведения которого тщательно хранят. «Никита Семенович — личность замечательная», такова распространенная среди бегунов-странников характеристика.

Старец Никита Семенович был действительно выдающимся деятелем странничества, он выделяется среди других, тоже теоретиков и догматиков странничества, и своей жизнью, и объемом оставленного им наследства. О его жизни и трудах было написано и сохранилось до нас совершенно исключительное литературное и панегирическое сочинение под названием «Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семеновиче».

Рукопись представляет собой машинопись, не первый экземпляр, в 8 страничек текста небольшого размера (И-2). Точно известна дата создания текста: 12 марта 7465 , т. е. 1957 г. На обложке нашей рукописи помещен рисунок, сведенный с печатного и раскрашенный цветными карандашами, — Христос на троне с раскрытой книгой в руке. Этим украшением, в частности, пермская рукопись отличается от хранящейся в Новосибирской библиотеке и опубликованной А. И. Мальцевым [4]. В нюзимском тексте есть и другие расхождения, исправления и зачеркивания, и орфографически — это иной вариант машинописи.

Название рассказа можно считать авторским только во второй его части. Первая часть появилась, видимо, при переписывании или перепечатке рассказа. «Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семеновиче» представляет собой прекрасный образец современного жития, составленного после кончины персонажа автором, хорошо его знавшим. Инокиня Раиса начинает свой рассказ-житие по всем правилам жанра, ссылаясь на милость Божию к ней, ничтожной. Она называет старца Никиту Семеновича рабом Божиим и отцом и обещает рассказывать только то, что слышала от него самого, «из его святых уст». Одновременно, по жанру, это и автобиография самого Никиты Семеновича, в тексте много раз видно, и намеренно так сделано, что автор передает прямую речь Никиты Семеновича, или им так хорошо запомненную, или стилизованную под авторскую. А в других местах инокиня Раиса признается, что дальше не помнит, как рассказывал Никита Семенович, излагает от себя, и стиль изложения меняется. Значит, по жанру сочинение представляет собой соединение автобиографии и рассказа-жития свидетеля.

Инокиня Раиса, видимо, диктовала рассказ на исходе своей жизни. На обложке тетради подписано рукой матушки Галины: «Писала убогая инокиня Раиса, на 89 году своей земной жизни». Лучше всего и подробнее она излагает детство Никиты Семеновича, его внешность и поведение в миру и в общении со своими близкими, и особенно детально кончину старца, при которой она лично присутствовала. Всё то, что было после его смерти, описано кратко и бегло.

От первого лица инокиня Раиса ведет рассказ о древнем старце Никите Семеновиче. Она пришла к Никите Семеновичу 14-ти лет, когда ему было 85 лет, и прожила при нем больше 10 лет. Мирское имя его было Меркурий, и родился он в д. Воробино Ярославской губернии, недалеко от г. Данилова, в крестьянской семье. Десяти лет он остался без матери, и отец его, портной по профессии, переехал в Москву для заработка. Там стал жить и мальчик Меркурий. Перенимать от отца портняжное дело он не хотел, но часто бегал на духовные беседы, сам много читал, грамоте научился самоуком, в школу никакую не ходил. Читая разные книги и стараясь «понимать их смысл», как рассказывал сам Никита Семенович, «из них скоро узнал неправоту того духовенства и той церкви, которая была тогда у нас в Россие господствующей. Я намерен был пристать к какому-нибудь старообрядческому обществу, думая там найти истину, но когда стал проверять по Святому Писанию все старообрядческие секты, тогда увидел, что там нет истины, а везде неправота и отступление от правой веры». Случайно ему удалось раздобыть «рукописные челобитные остальцев Соловецкой обители» и в поисках «благочестивых старцев, имеющих непосредственное приемство от соловецких отцов, перебравшихся на материк с Соловецкого острова, крыющихся около Белого моря в приморских лесах», семь лет, до своих 25-ти, он жил со старцем Алексеем, которому было 107 лет, около Топозера (в той стороне был Выголексинскии монастырь). Старец научил его правой вере и преподал ему святое крещение с именем Никита.

Далее в рассказе следует поэтическое описание трудностей жизни в далекой пустыни: «Продовольствие и книги нам со старцем доставляли в пустыню благодетели из деревни, хотя путь туда был довольно трудный, потому что дыхание моря заливало тропинки, ведущие к нам, а возможность предоставлялась только тогда, когда море уходило с берега». По смерти старца, «находясь в сиротской скорби», Никита решил вернуться в родные места, потому что знал, что «около села Сопелок есть истинные християне, крыющиеся ради соблюдения благочестия от власти». Вот когда первый раз в рассказе инокини Раисы объясняется принцип жизни: надо «крыться от власти» ради соблюдения благочестия. Никита был принят местными старцами, его «особенно почтили как послушника соловецких отцов и проповедника истины, хорошо знающего Святое Писание». Эта характеристика остается за Никитой Семеновичем до конца его проповеднической деятельности.

На разбирательном соборе он был избран в старшие преимущие: «меня назначили проповедником християнской веры, как более начитанного и остроумного». Была сформулирована главная цель всего «християнского братства» — «хранить святую веру при Антихристе». Никита Семенович, «зная Божественное писание и историю христианской жизни», не имел равных в спорах с противниками веры, Господь ему помогал, и «враги истины всегда оставались побежденными». Кроме начитанности, он имел еще дар слова, «мог ясно и понятно выяснять смысл Божественного писания, а потому и противники пред истиной повергались в прах. Они боялись меня и не терпели еще и потому, что я никогда не возмущался теми возражениями и вопросами, которыми враги хотели привести меня в замешательство. На все их вопросы я отвечал Божественным писанием спокойно, без гнева и раздражительности». Видимо, беседы были довольно частыми, Никита Семенович ходил по разным местам, проповедовал в Архангельской, Вологодской, Ярославской губерниях, в Москве. Однажды, под Вологдой, после одной из бесед, которая «кончилась с блестящей победой на стороне истины, лжеучители решили меня передать в руки гражданской власти как врага господствующей церкви, и притом не имеющим паспорта (мне было тогда 45 лет)». Это был 1854 г. Его арестовали, и два года держали под следствием. Как вспоминает сам Никита Семенович, «Вологодский губернатор очень меня уважал, сам меня допрашивал. Губернатор заезжал за мной, садил меня с собой в карету и всегда вежливо обращался со мной, называл меня «Никита Семенович». Однажды он сказал мне так: «Ну, Никита Семенович, я не понимаю, кто ты есть, ангел или диавол, ибо мудрость твоя не человеческая». Затем он был отправлен в Соловецкий монастырь «для уверения». Но тут произошло чудо: «По промыслу Божию приехал в Соловецкий монастырь государь. Никогда раньше и после император в Соловецкой тюрьме не был». Царь приехал в монастырь и освободил его из тюрьмы. После долгих молитв Зосиме и Савватию, ему удалось бежать при помощи своих товарищей. По материалам судного дела, он бежал с Соловков 22 июля 1858 г. [5:159].

Дальше Раиса плохо запомнила. И снова рассказ от имени Никиты Семеновича: «К деревне Вахрушево мы подошли пешком. Радость была неописуемая. Меня сразу приняли в общение. Когда я освободился из заточения, мне было 47 лет, а с того прошло 48 лет, мне теперь 95 годов, больше я не был арестован».

«Далее я уже своими словами, — говорит инокиня Раиса, — объясню остальную жизнь нашего пастыря и неусыпного труженика Никиты Семеновича».

Он часто менял свое местопребывание. Был примером и образцом добродетели. Учил всякое дело делать со вниманием. Говорил так: «Делайте внимательно, чтобы ум, глаза и руки понимали, что делаешь».

Много раз в изложении жизни и трудов Никиты Семеновича инокиня Раиса подчеркивает, что он постоянно читал Писание и делал разные выписки. Даже после 90 лет он не оставлял своих занятий и диктовал «скорописцу».

«Читать Божественное писание учил правильно: не борзо и не продолжительно, голос иметь умиленный, речь чтобы была чистая, отчетливая, силы и знаки препинания не пропускать. Стоять за молением требовал благочинно, поклоны делать несчетно и вместе, все дела Божии растворять смирением и любовию».

Много конкретных деталей приводит инокиня Раиса, близко наблюдая жизнь Никиты Семеновича: «Много и подолгу он молился со слезами и рыданием, с умильным произношением покаянных слов. Часто видела я, как он часа по два и больше совершал слезные молитвы, плакал, как дитя, слезы ручьем бежали по его ланитам. В пище имел большое воздержание, питался только для поддержания жизни. Никаких излишеств себе никогда не позволял ни в еде ни в питии; произнося слова апостола: "Плотоугодия не творите". В баню во всю жизнь, по уходе из мира, не ходил; мыла и в руки не брал; не смотря на все это до глубокой старости был чистый и никогда не водились у него насекомые ни в одежде ни в волосах. Был настолько трудолюбив, как говорил, "Всю жизнь бегаю бегом, хощу приделать все дела, но им нет конца". Будучи уже 85 годов и позднее бывало сидя за трапезой вспомнит что-нибудь из писания и спешно бежит в свою комнату и запишет, что пришло ему на память. Вот такое тщание имел наш отец к духовному делу, и даже после 90 годов, когда уже была парализована правая рука и тогда он не оставлял своих занятий, не имея возможности сам писать, он диктовал, а скорописец писал с его слов».

К описанию кончины Никиты Семеновича инокиня Раиса подступает постепенно, ей словно бы не хочется писать об этом, и одновременно она, как свидетель, хочет описать всё подробно: «Кончина Ник. Сем. последовала так: На сырной неделе со среды на четверг с 8-и часов вечера он устремил свой взор на св. иконы и слезы из его глаз текли и текли; уста же говорили непрестанно молитвы до изнеможения. Присутствующие все едва улавливали и понимали его слова, только из слов были понятны окружающим, которые произносились им с особенной силой и пламенным настроением души: «Сердце чисто созижди во мне Боже!» ... прочее же было нам не понятно, что он говорил в продолжении 12-ти часов до 8-ми часов утра. И, наконец, еще глухо произнес: «Отжил уже на земле» ... во время кончины лице его просияло, брада расправилась по всей груди, как будто ее кто расчесал. Все стояли около его одра, поражались такой изменой его лица и только могли думать: «Воистину они видят умирающего праведника».

Уже по описанию конца жизни, видно, что он был «отец и великий учитель церкви». Он прожил «в странстве» 78 лет. А всей жизни его было на земле 95 годов. Скончался он в 1902 году по Р. Х. 4-го марта стар. стиля, тому времени уже прошло 63 года». Прошло так много времени, целая большая жизнь, а она всё так хорошо помнит, до мелочей и прямой речи. И, уже описав его блаженную кончину, инокиня Раиса продолжает рассказывать о добродетелях Никиты Семеновича: «Росту был Ник. Сем. средняго, складного телосложения, аккуратный, бодрый, скороподвижный; нравом был спокойный, внимательный жалостливый и для всех любезный. На еретиков же строгий и непобедимый ими: к нему были приложимы слова: «Сколько раз он сражался, столько и побеждал». Был одарен от Бога Даром духовного красноречия, большим рассуждением и глубоким пониманием Божественного писания.

В одно время я грешная просила его помолиться за меня, чтобы Господь помог мне прожить хорошо в странстве, он сказал мне: «Будешь внимательна сама к себе, Бог поможет и проживешь».

Отец наш Ник. Сем. был не стяжательным, не имел никакого земного богатства и лишних вещей. Постель была катанный тюфяк и небольшая подушечка и больше ничего не принимал. Книги, правда были у него, но все их он распределил еще при жизни. После себя оставил для всех добрую память, воспоминание о его трудовой жизни и благие наставления, отпечатавшиеся на сердечных скрижалях его внимательных учеников. Любовь его ко всем не лицемерна была, смирение не изреченное, терпение неописанное, перечислять все его великие добродетели я ничтожная несмогу. Все его считали за святаго, искусного в добродетелях и непобедимого в искушениях. Он пас Христово стадо и учил его не только словом, но и делом».

Исторический рассказ инокини Раисы кончается по всем правилам жанра жития: она говорит, что всего лишь «ничтожная ученица великого отца и пастыря», что запомнила из многого немногое, и «то кратко и написала для последующих родов».

Из последующего рассказа о смене преимущих после смерти Никиты Семеновича, о распрях и разделах, интересно сообщение о Даниловском училище, где проживало до ста человек, что оно «существовало до дней революции и несколько дольше». А затем оно было «раззорено».

И еще одна замечательная деталь в «Историческом рассказе»: обращение к природе, которая включается в повествование. В день смерти одного из старейших преимущих о. Арсения, Александра Васильевича, в 7446, а по новому стилю в 1938 г. по Рож. Хр., «природа как бы сочувствовала осиротевшим». Сама Раиса не присутствовала при кончине, а пишет со слов одного из учеников. Но образная и поэтическая структура остается такой же, как при описании жизни любимого ею учителя Никиты Семеновича. «С момента кончины природа как бы сочувствуя осиротевшим детям по смерти отца, и в то же время отмечая, что мир лишился большого светила: г. Казань с утра до ночи был погружен в такую тьму-мглу, что люди терялись даже на своих улицах».

Всем христианам, которым на добрую память писала грешная инокиня Раиса «о наших святых и великих отцах и учителях церкви», из ее рассказа прежде всего должно быть ясно, что именно они дали «слово истины и христианские порядки». «Да поможет всем нам Господь шествовать по их блаженным стезям к Горнему Иерусалиму. По слову Апостола «Взирающа на скончание жительств святых подражайте вере их».

«Отец Никита Семенович оставил много писания для руководства в духовной жизни и добрых порядков для христианского общества, приличествующих гонительному времени; он все время старался, чтобы жизнь христиан была угодной Богу, и чтобы в церкви не было безначалия и самовластия. Ибо воля человеческая противоречит воле Божией, если она не руководствуется Божественным Писанием и пасторским надзором: он это знал хорошо и нас учил подчинять свою волю руководству церкви».

Итак, именно «гонительное время» вызвало к жизни все писания старца Никиты Семеновича и других его продолжателей. В них сформулированы и подробно разъяснены основные идеологемы догматики страннического согласия — отношение к государству, к церкви, ко всему инославному миру. Будучи одним из руководителей согласия странников, он стал и теоретиком согласия. Сами называют себя «православными християнами» или «истинно православными християнами, странствующими». Формой старообрядческого ухода от властей-гонителей стало «бегунство», или «странство». В условиях гонений и преследований для хранителей истинной веры это был единственно возможный исход — для сохранения чистоты веры и чистоты жизни [6].

Авторы Словаря по старообрядчеству называют «бегунов», или странников — «небрачными беспоповцами, которые выделились из филипповского согласия по принципу категорического неприятия мира, где спасение уже невозможно. Они прервали всякую связь с гражданским обществом: не записывались, не платили податей государству, не имели недвижимого имущества, паспорта и постоянного места жительства». [2: 42-43].

По Д. Г. Варакину, в современном мире царствует последний Антихрист и истинного священства нет. «Странники», они же подпольники, скрытники, бегуны, выделяются из общей группы беспоповства, а по происхождению возводят себя до старцев Соловецкого монастыря. Объясняются условия вступления в странничество: 1) бежать из общества, 2) истребить паспорт или документ о звании, 3) принять новое крещение. По образу своей жизни они имеют сан иноческий, безбрачие и целомудренность, употребляют только постную пищу и следуют древнему уставу Соловецкого монастыря [3].

Для бегунов побег из «мира Антихриста» — это единственный способ спасения души в окружении, враждебном идеалам правой веры. Кроме того, бегунам свойственно групповое сознание, поскольку в одиночку такая форма жизни невозможна. Старец Никита Семенович сначала учил «в духе Евфимия», потом его идеология изменилась, и он стал «статейником». В 1860 г. Никита Семенович представил на собор «Статьи».

Среди нюзимских рукописей, теперь хранящихся в Отделе рукописей МГУ, в составе Верхокамского собрания [8], один сборник называется «Книга объяснительная на 5 и 9-ю статью» (И-8). XIX-XX вв. Как записано И. В. Поздеевой на задней крышке рукописи, она была получена 23 июля 1972 г. «Старшая Галина Андроновна (скрытники)». Сборник был в постоянном чтении у матушки Галины. На кожаном корешке тиснение: СТАТЫЯ 9. Большой сборник, написан полууставом, несколькими почерками, черной тушью с красными колонтитулами.

Внутри разных правил бегунской жизни одну запись можно было бы взять идейным эпиграфом для всей системы поведения, и это принципиально противоречит тому, что обычно считают свойственным староверам — консерватизм и не современность. Фраза в рукописи подчеркнута: "Не современно что отменить нужно". В Сборнике среди многочисленных выписок из исторических сочинений, истории Византии, истории восточных церквей А. П. Лебедева (М.,  1902. Т. 3), истории Макария, митрополита московского, Е. Голубинского (вторая половина 1-го тома. 1881. С. 87) наиболее интересны выписки, касающиеся правил жизни «бегунов», например, «пункт, г. — у мирских укрываться».

Целиком приводится решение собора, из которого видно, что настоящее время осознается как «царство антихристово» и что от невозможности по законам строить монастыри и жить в них, Собор определяет, следуя пророчеству, «православным християном укрыватся в пустынях ... для хранения православной веры». Решение собора излагается как коллегиальное: «Мы соборне определяем о том, что в настоящее время, продолжаемое царства антихристова: следует по пророчеству православным християном укрыватся в пустынях, и в градах от Антихриста, так как он нам православным християнам не дозволяет своими законами, открыто строить монастыри для жизни в них. Поэтому мы и должны укрываться в пустынях, или въ мирских домах, в отдельных помещениях у них, для хранения православной веры». При этом пустыня понимается как чувственная, и потому она «спасаеть въ гоненияхъ». На л. 88 это написано на полях красным. В это гонительное время следует укрываться у мирских. И подробно объясняется, как у кого можно и следует жить: у кого можно жить старшему, как ему входить к женам («только с посредником»), «не допущат на молениях оба пола вместе».

В другом месте рукописи запись: «Все подробно не определишъ», хотя дальше очень подробно объясняется, как нужно вести себя инокам друг с другом и инокам с мирскими, и разные другие случаи из кодекса поведения ведущих странственный образ жизни. «Игумены должны иметь прислуг мущин; должны иметь прислугу не подозрител. Без нужды с женами не жити. По нужде и женъ приимати. Без нужды иноку у мирских не жить. Епископъ в чужем граде да не учитъ. Если в каком монастыре находятся чернецы, там бы черницы не были. И в обители у черниц избирать попов бельцов с попадиами, вдовых же туда не посылать». После всех подробных и детальных объяснений на л. 112 дается общее толкование: «Всё подробно не определишь, на настоящее время».

Внутри текста многократные ссылки на Никиту Семеновича, как на учителя:

л. 161 сверху и красным: «Никита Семенов училъ что апостолъ Петръ был начальникъ над апостолами. Статии Никиты Семен его собственной руки: лист дд. сверху на поле; л. 163 — Учение Никиты Семен, что великий Пахомий и проч.; л. 163 об. — Никита Сем: имеющий поручение надо всеми состоящими. Писмо Никиты Сем. писанное ш. марта 7389 (1881), писано въ минусу последователем. Главный и основной адресат Сборника, о котором говорится «у нас», определен на л. 164: «У насъ православныхъ крыющихся христианъ благочинный порядокъ относительно власти: гл. лв.».

Приводится подробное разбирательство «о старших» со ссылками на Потребник и Номоканон. Проблемы руководителя и иерархии внутри общества были очень важны. На л. 177 сверху выделено: «Слепымъ быть, не иметь руководителя и занимать должность вождя ... тройное преступление (так!) Иоанн Златоуст, Маргарит».

Специальный раздел касается училищ (вспомним, как рассказывает о Даниловском училище инокиня Раиса в своем «Историческом рассказе» (И-1). На л. 184: «Училища нужны, а разоряющие училища есть враги божии, отвергающие училища, глупы и прокляты». В качестве иллюстрации дается ссылка на Льва Исаврянина, иконоборца, который «повеле сожещи в Царьграде училище».

На л. 197, в дополнение, как объяснение всего текста рукописи, другим почерком и иными чернилами, постановление о имуществе и о налогах. Очевидно, возникла необходимость обсудить и решить новую проблему в отношении к власти: платить ли налоги, можно ли делать это через подставных лиц, как братство будет воспринимать нарушающих постановление собора. «Соборно-братское разсмотрение, и определение согласно со святоотеческим постановлением. Мы смиренные постановляем в необходимость известить всем имущим в нашем братстве истинно прав. хр. имеющим движимыя или недвижимыя вещи, которые по нынешным внешним законамъ нечес. влас, подлежатъ налоговым окладам, упразднить оныя 1. ибо намъ прав. хрс. странствующим (буква «/»> вставлена наверху другим почерком и чернилами), и крестоносную жизнь проходящим, не сообразно сие имеющим будет именование. 2. не сообразно и вопреки учению наших отцов, в 3-х, вопреки святоотеческих правилъ, хотя бы иные налоги платились, чрез посредство подставныхъ лицъ, истор. Пятницк. 1906, стр. 195, и кормчия греч. прав 7, Петра Александр, по этому правилу творящий таковое подлежат 3-х летнему отлучению (л. 197 об.) согласно сему прав, и мы противящихся сему определению будем отлучать от сообщения ист. прав. хс. сицевое постановление подтверждаем подписию рукъ» много греш ст. в. н. (далее другие руки) смиренная ин. Раиса греш. Дросида гр. Евгения греш. Вар. 1756 май 18". Видимо, ошибка в дате, должно быть написано: 1956 г., инокиня Раиса подписывается сама, и следовательно документ составлен не позднее 1957 г.

Соборное постановление выявляет, как был силен в Никите Семеновиче дух полемики. По словам ин. Раисы, ко всем всегда внимательный и ласковый, «спокойный, внимательный, жалостливый и для всех любезный», «на еретиков же строгий и непобедимый ими: к нему были приложимы слова: «Сколько раз он сражался, столько и побеждал».

Кроме им самим написанных догматических и полемических сочинений, остались рукописи и сборники, видимо, им надиктованные или записанные как его рассказы. Главный и основной труд Никиты Семеновича, с подробным изложением основных принципов догматики бегунства, «Просветитель» (И-1), огромный Цветник различных выписок, правил, историй. В конце книги — оглавление с алфавитным указателем. После текста запись: «Кто не по писанию учит, те все еретики». И еще одна заповедь на полях: «Всем нам надо читать внимательно».

Основной текст напечатан на машинке, наша рукопись — не 1-й экземпляр. Переплет: доски в ткани, корешок кожаный. На припереплетные листы употреблены цветные обои. На корешке тиснение: Просветитель. Текст в один и в два столбца. Многочисленные записи и заметки на полях и на свободных местах после напечатанного текста. В тексте «Просветителя» дано самоназвание согласия: «У нас православных крыющихся христиан» (с. 45). И еще одно название: «Отлучили от сообщения с истинно-православными христианами» (с. 278, 291 об).

В полемических беседах, которые вел Никита Семенович, везде была его победа: «Удобнее солнцу не светити нежели христианину не проповедати» (с. 83). В разделе «Проповеди» (с. 358) дается историческое объяснение: «В вере странников были усердные проповедники», сопровождаемое цитатой из «Истории Пятницкого», изд. 1906 г.: «Тридцатые годы были благоприятны для страннической веры. Теперь в лагерь странников вступают люди начитанные, ревностные проповедники и даже писатели». После этого следует характеристика Никиты Семеновича: «Никита Семенович был светлейший проповедник. И никому еще секта странников не была так обязана в деле своего всестороннего процветания, как Никите Семеновичу, этому, по выражению самих странников, «главному учителю и светлейшему проповеднику, им же аки венцем или златыми хоругвями церковь странствующих украшалася, кий был страшен многим еретикам» (с. 358).

Менее объемная, но не менее важная догматически, рукопись из д. Усть-Уролка (И-9) с разными выписками; сверху, как заглавие, написано: "На еретиков" (20-30-е гг. XX в.). Небольшая тетрадка в 48 листов обернута в газету, номер «Правды» 25.6.58 г. с передовицей «Пусть крепнет советско-непальская дружба». Рукопись содержит подробное изложение догматики бегунства. Передавая рукопись в библиотеку МГУ 18.06.84 г., матушка Галина объясняла, как проходило обучение бегунов. После ответов на вопросы старшей помещен педагогический тезис: «Необходимо знать времена событий» и подкреплен ссылкой на Иоанна Златоуста: «Вредно не знать времена событий (т. 1, с. 213)». Из рассказов в 1979 г. и снова об этом же в июне 1982 г. узнаем, что была Рукавицинская келья. «Там учили беседовать, разбирать вопросы. Напишут свидетельство, потом учат толкованию. О священстве, о бегстве. Свидетельства брали из разных книг. Был большой Цветник, назывался «Изумруд», из разных научных книг. Учила матушка Леонида. И в Комарове была келья. Там было много молодых». В д. Усть-Уролка в конце 20-х гг. вопросы, как старшая, задавала инокиня Леонида, а ответы и объяснения готовила Галина Андроновна. В рукописи виден ее почерк.

Вот только некоторые заглавия вопросов и ответов из оглавления рукописи: о временах; о наименовании; о записи в раскол; о бегстве; о рождении антихриста; о корне християнском; о справе книг; о печати Антихриста; о священстве; о жертве; о пришествии пр. Илии и Еноха.

В рукописи тезис для обсуждения сопровождается «фактами»: так, на л. 3 об. «при Антихристе будет кровь праведных проливаться и люди будут сожигаться живыми. Факты: 1) Сожигали живыми; 2) Лилась рекой русская кровь (журнал Паломник, 1895, ст. 348)».

Вопрос о новом имени решается кардинально: «все получили новое имя християн», и на вопрос: «Можно ли именоваться в человеческое имя?» следует краткий и определенный ответ — «Християны веры православной». Ответ расширяется обращением к авторитету Св. Епифания (л. 7 об.) «Св. Церковь не имеет другаго имени кроме християн». Ответ на вопрос о временах: «Будет велие гонение и лютое мучение всем в вере живущим православным християном» (л.7).

Во многих случаях местные пермские бегуны строили свою историю, обращаясь к печатным изложениям истории бегунства. Особенно уважаемы были исторические работы Пятницкого [7], ссылки на него постоянны в рукописях. На с. 23 приводится цитата «из Пятницкого» со ссылкой на страницу 194: «Общество странников связывает свою историю с крыющимися в поморских пустынях остальцами благочестия». О записи в раскол. После собора 1666 г. истинные православные християне подвергались преследованию. Бегство християн было всеобщим: «Велие гонение разогнало из Москвы християн».

Что есть буквы Е.Р.От. Указ: писать одним званием: раскольник. Бегунство началось с Петровского указа, который требовал «полного отказа от заповедей: других не учить, книг не держать, странных потаенных не принимать». Тогда и была выработана ответная формула поведения: «А остальцам благочестия — удаляться и бегати подобает», что стало способом жизни «бегунов». А остальцы благочестия в раскол не писались, говорили — удаляться и бегать подобает. «Будут скрываться в горах и городах ... протоп. Аввакум: вера будет в малых токмо крыющихся в пустынях. В 1678 г. при осаде Соловецкого монастыря отцы подали совет немощным бежать. В непроходимых лесах у озер сыскали пристанище крыющихся християн». Основателем странничества называют монаха Андрияна. Связь с поморскими христианами очевидна и многократно подчеркивается.

Сложный и важный догматический вопрос о священстве решается обращением к отцам церкви. Из слов Кирилла Мелета (с. 502) «и без пастырей можно» делается вывод «можно и без священников», что составляет сердцевину догматики, а благочестие, по Василию Великому (т. 3, 249), следует находить в иноках : «Остаток благочестия в иноках». Еще один, важнейший вопрос о причастии решается с помощью Блаженного Иеронима. Он писал, что можно «Причащаться мысленно». Продолжая дальше эту мысль, пермские бегуны полагают, что причастие можно получить не только в таинстве евхаристии, но и в чтении Писания. «Православный християнин может приобщаться мысленно в душе».

На последней странице рукописи открывается сразу, как главное, нравоучительный рассказ-притча. Смысл ее объясняет, например, причину обиды м. Галины, когда в пермской газетной статье журналист назвал их «раскольники». Вот их основное кредо: «Мы истинно православные христиане, не раскольники». Именно так объясняет и рассказ из «Зерцала»: «Любое нарекание принимай: лукава, клеветника ... пьяница ... прелюбодея, и ина подобная сим. вся сия претерпи и приими. Еретика тя нарек? Сего да не приимеши, и речеши яко несмъ тако яко же глаголеши. Аще ли приимеши отверглся еси Христа своего». (Книга Зерцало душезр. древлеписм. Слово 2, л. 16 об.). Глаголаху о отце Агофоне, яко приидоша к нему ... Хотяху искусити его аще гневается, реша ему, ты ли еси Агафон, слышим о тебе яко любодеи еси, и величав, он же рече ей тако есть, и реша ему, ты ли Агафон блядивый и клеветник, он же рече азъ есмъ. Ты ли Агафон Еретик. Отвеща несмъ еретик, и умолиша и глаголюще, повеждь нам почто лихо рехом ти и прият. Сего же словесе не претерпе, и рече им ... Первое польза есть души, а еретик отлучен есть от Бога. (Кн. Патерик Азбучный, гл. 3, лист 20).

В объемном сборнике в 617 л. без переплета (И-10), составленном из очень аккуратно сшитых суровыми нитками тетрадок, который поступил в МГУ в январе 1975 г. от матушек Галины и Клавдии, рукой Галины выделены, дописаны или подчеркнуты на листах некоторые правила поведения и служебного обряда. Очевидно, это совпало со временем назначения инокини Галины старшей: «О милостины по смерти грешника. Слово: март 29 день — о еже не просто прощати греха. О крестном знамени — как подобает благословляти. Церковное сложение перстов» (л. 326).

И, наконец, главный догмат, выделенный специально, что м. Галина и устно много раз повторяла: Вера есть корень всехъ добродетелей.

В келье в д. Комарово на р. Унья «с молодых лет жил отец Никита». Он был очень грамотным и начитанным, и оставил несколько замечательных произведений, в которых представлено бегунство в начале века и до современности. Своим именем и содержанием трудом он словно продолжает путь старца Никиты Семеновича, и иногда в сознании современных пермских странников оба Никиты объединяются, реально разделенные временем в несколько десятилетий. Галина Андроновна вспоминала, что у о. Никиты был любимый стих «Храни меня в напастях лютых». Она же сохранила его собственноручные тетрадки с записями и выписками.

Обычная школьная тетрадь, немного обрезанная. На задней обложке типографская дата печати — II кв. 1967 г. Это время можно считать крайней нижней датой рукописи (И-11). Верхняя дата — с последними пометками владелицы рукописи м. Галины — сент. 1986 г. На обложку чернилами в качестве содержания вынесено: «рост не верия, происхождение дождя, земля шарообразна, в защиту молодежи». По словам м. Галины, выписки делал инок Никита. К первой части рукописи, которая представляет собой первый экземпляр машинописи, сверху карандашом сделана помета: «не проверено». В конце текста уже чернилами и рукой м. Галины: «проверено». После печатного текста дописаны рукописные Происхождение дождя, о фасах луны, Земля шарообразная, из Василия Великого, Григория Нисского (по какому-то изданию, указываются страницы). Из Ив. Лобанова «Правда и христианство». Самара, 1924 г.

Следующее, совершенно замечательное произведение инока Никиты, называет автора «иноком Никитой из Ташкента» [(И-3): № 1977 (2400-19-85), полевой номер П-84, № 22] и само называется: «Обращение к благодетелям и обращение к братии», середина XX в. Рукопись была получена в д. Нюзим от м. Галины с ее комментариями: переписано с текста, составленного иноком Никитой из Ташкента, переписчик неизвестен, и это тоже со слов м. Галины. В тексте есть исправления. Школьная тетрадка в голубой обложке, 23 страницы текста. На обложке заглавие: «Обращение к благодетелям и обращение к братии». На обложке внизу, мелко и другим почерком запись: «Для Г. А.». Предположительно можно расшифровать запись как: «Для Галины Андроновны», наверное, копия была сделана по ее просьбе или выслана ей по ее просьбе.

Почерк, видимо, женский, написано грамотно, но иногда в тексте исправления карандашом: зачеркивания при повторении, в слове «церков» дважды добавлено карандашом в конце «а». Быть может, первоначальное написание свидетельствует о произношении писца рукописи или таком же написании в том тексте, с которого списано, и выправлено кем-то другим. Иногда употребляется буква «юс малый», на месте буквы «я», так в заглавии, явно от источника, в самом тексте дальше в подобных же позициях буква «я». Обычная гражданская орфография, нет юсов, еров и «и» десятеричного. Единственное и последовательное отступление от современной орфографии — окончание «аго» у прилагательных в родительном падеже единств, числа. Написано в жанре проповеди и личного устного обращения. Но автографы к каждой части из евангельских текстов показывают, что проповедь была потом оформлена как письменный текст. Все цитаты были проверены по Евангелию и оказались абсолютно точны в воспроизведении.

 

Л. 1. Обращение к благодетелям.

К вам наше пастырское слово, дорогие благодетели. Чрез наши уста предъявляются Вам ниже следующие благочестивые требования: Вам познавшим истинный путь, но живущим еще среди суетнаго мира, надо знать как проводить свою жизнь, в отличие от неверных людей. Самое первое последователь нашему Христианскому вероучению должен знать, что он не просто только верующий в Бога человек, а он принадлежит к Истинному православному обществу Христову, которое в сие время находится в особых жизненных условиях: согласно пророчества, о последнем времени; в условиях мироотречничества и странничества.

Это христианское наше общество: «не от мира сего». Оно также обособилось и от всех других религиозных течений, которые не исполняют голоса Божия повелевающаго бежать из гибельного вавилона и не следуют за церковию бегущею от змия в пустыню. Наши благодетели живущие еще в мире и повинующиеся всем требованиям государственной власти, должны обязательно стремиться тоже к мироотречничетву, и духовному возрождению чрез таинство св. благодатнаго крещения.

Он должен и нравственно стоять выше жителей суетнаго мира незнающих истины. Он должен исполнять заповеди: гл. 25 Ев. от Матфея. К исполнению этих заповедей Господь Исус всех призывает, тем более людей могущих благодетельствовать. «Алчнаго накормить, жаждущего напоить, странника принять...» Мф. 25, 35-36. Исполняющим перечисленные заповеди Христос обещает царство небесное, а не исполняющих отсылает в огонь вечный.

«Добродетель странноприимства и благотворения высоко ценилась еще в ветхом Завете. Авраам принимал странников. Христос говорил: «Это вы сделали мне». Преподобный Феодор Студит говорит: странноприимство дорого особенно во время гонения (3 об.). И так просим вас, дорогие благодетели, подражать тем лицам, которые души свои предают за имя Господа, не боясь ни угроз ни смерти.

К Римлянам 12, 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. К Галатам 6, 6 наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

 

Л. 6. Обращение к братии.

«Возбуждайте спящих, и на дело понуждайте ленивых»

(Златоуст на слова Господа).

«От великой скорби и стесненного сердца, со многими слезами я пишу вам, братие», как говорит св. Апостол (2 Кор. 2,4). Так и мы скажем: после глубоких вздохов и тяжелых нравственных переживаний, вынужденные повелением Господа с помощью Всесвятаго Духа, мы должны выполнять возложенную на нас святую обязанность выраженную в надсловии сего обращения. «И горе мне если не благовествую» сказал тот же Апостол (1 Кор. 9, 16). Много, очень много оставлено нам религиозно-нравственных наставлений и научений и поучений написанных пророками, апостолами, великими вселенскими учителями и проповедниками веры. Давайте же, дорогие братие, еще раз проверим себя, поставим бодрый недремлющий контроль над собой; поставим неподкупнаго судью и свидетеля — совесть нашу, станем во весь рост пред зеркало Божественнаго писания, и вы увидите тогда что внутри нас есть. Допустимо ли нам хранителям християнскаго благочестия, мироотречникам даже инокам стремиться к приобретению и накоплению богатства? Разные неприятные явления — щегольски одеваются, дорогие пальто и костюмы, преслушания, не хотят перемещаться: я болен, у меня своя келья, сам строил, у меня багажа много. Где тут строй и порядок о послушании? «Прискорбно и тяжело говорить о пороках». Нельзя жить у своих родных (зачеркнуто). Мы мироотречники живущие ли христианскими общежитиями когда возможно, или по двое, по 3 человека, или даже по одиночке, где бы то и у кого бы то не было, все должны определяться и помещаться обязательно по воле и распоряжению старших, а не самовольно. Если даже бывают случаи, християне разогнаны гонением ... при первой возможности должны сообщить старшему о своем месте пребывания, а не таиться от глаз пастыря, этим путем у нас в церкви сохранится благочестие и никто из християн не будет без контрольным. Все обязаны иметь стремление к церкви и быть для нее полезными. Иметь книги духовного содержания под руками, хотя бы час в сутки уделять на чтение (с. 9, 14, 19 об).

 

Рукопись 20-х гг. XX в., озаглавленная «Очерк истории церкви» [(И-4): № 1974 (2400-16-85).4 (. 17 с], рассказывает о положении старообрядцев после раскола и отношении к ним господствующей церкви. Рукопись происходит из дюзим Чердынского района Пермской области, автором ее был тот же инок Никита из согласия «бегунов».

Выписки инока Никиты сделаны в 20-е гг. в д. Комарове на р. Унья, в келье, так со слов м. Галины и согласно записи рукой И. В. Поздеевой на последнем листе. Небольшая сшитая тетрадка из нелинованных листов желтой бумаги. На обложке чернильным карандашом крупно «ОЧЕРК». Полуустав, написано очень аккуратно, фиолетовые чернила. Инициалы чуть крупнее и красным карандашом. На л. 1 — «Краткий очерк истории церкви». Рукопись подробно описывает и объясняет форму ухода от мира «строгих ревнителей древняго благочестия» (л. 8): «Другие же, более строгие ревнители древняго благочестия, отрицательно отнеслись к Петровскому указу и решились продолжать скитальческий нелегальный образ жизни бежали в непроходимые леса. В 1852 г. была создана специальная следственная комиссия по делу бегунов и странников. Их нашли и конфисковали всю литературу. И тогда, после внимательного чтения конфискованных сочинений, стало видно, что «Строгие держатели древняго християнского благочестия никогда не нарушали правых верований. Они жертвовали всем своим материальным состоянием, своей свободой и даже жизнью, но веру свою хранили» (л. 10).

Со ссылкой на историю Пятницкого, в рукописи объясняется название и происхождения согласия: Бегуны или скитальцы — сами себя называют «странники». «Вера странников ... связывает свою историю с древними еще до Петровскими, крыющимися в поморских пустынях, называемыми раскольниками, ... с теми остальцами древняго православия, которые не были записаны ни в какие ревизии». Следствием гонений и стал уход приверженцев старой веры с мест их проживания. Пермская рукопись объясняет: «велие гонение разогнало из Москвы староверов, зело мало в Москве осталося, да и то не своими домами жили».

Инок Никита пишет историю своих единоверцев дальше: «Покидали свои дома и всю свою оседлость и бежали кто куда мог — в леса, в пустыни и даже за границу» (л. 7 об.). И основным выводом звучит окончательный результат: «Древне-русская православная церковь была прогнана в пустыню» (л. 6 об.). На л. 3 об.-4: об исправлении книг, о Никоне патриархе, Алексее Михайловиче. Начиная с л. 5 об. со ссылкой на летописи автор описывает страшные гонения и казни всех держащихся старины: «После собора 1666 г. начались расправы: «всех держащихся старины, не покорившихся предают анафеме» (л. 5 об.). Однако анафемой не ограничились, и от описания последовавших затем мучений и преследований «стынет кровь»: «И вот кровь полилась рекою, ревнители старины умерли на плахе, сгорели в срубах, изсчахли в заточениях, безпощадные пытки, безчисленные мучительные казни следуют длинным безпрерывным рядом, непокорников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, жгли огнем накрепко, секли плетьми нещадно, рвали ноздри, вырывали языки, клещами ломали ребра, сажали на кол, четвертовали, выматывали жилы, кидали в деревянные клетки и завалив там соломой сожигали, голых обливали холодной водой и замораживали» (л.6).

 

Л. 8. «Другие же, более строгие ревнители древняго благочестия, видели в этой записи отречение от христианского имени, отрицательно отнеслись к такому Петровскому указу, и по прежнему решились продолжать скитальческий нелегальный образ жизни.

 

Л. 9. Ссылка на историю Щапова: «Бегство наз. раскольников было в разные стороны в места, где можно было укрыться, кто мог, тот бежал, кто не мог бежать, тот должен был по необходимости записываться в раскол».

 

Л. 9об. «Таких то скитальцев и хранящихся от людей в лесах и темных подпольях история начала называть Странниками».

 

Л. 10. В 1852 г. при царе Ник. Павл. по инициативе графа Стенбока и секретаря тайной комиссии Алябьева была организована специальная следственная комиссия по делу этих бегунов-странников; были наряжены специальные военные отряды на поиски таких людей. Сыскным отрядам в Пошехонских лесах удалось поймать многих странников и конфисковать их литературу.

Ссылка на Кельсиева, Князькова, Нильского, Пятницкого, проф. Ивановского и др.: «По описанию указанных историков видно, что строгие держатели древняго христианскаго благочестия никогда не нарушали правых верований ни при каких требованиях и угрозах со стороны власти Петра I и его последователей». Они жертвовали всем своим материальным состоянием, своей свободой и даже жизнью, но веру свою хранили. Таковыми то и были те бегуны-странники о которых мы писали выше и еще добавляем.

 

Л. 11. Революция в России бывшая в 1917 году общество странников застала примерно в количестве 2-3 тысяч человек ведущих странический укрывательский образ жизни. Наступление советской власти, хотя и безбожной, было встречено странниками не враждебно. Ибо странники ждали и даже видели от этой народной власти освободителя от монархическаго гнета и преследования за веру. Почувствовав свободу, данную новой советской властью, странники вышли из своих подполий, подавляющее большинство из них покинули скитальческий образ жизни и вступили в права советских граждан. Странники стали жить открыто, организовали свои коллективы, кооперативные артели, стали строить молитвенные дома и т.д. Так продолжалось примерно до 1930 года.

Потом же советское правительство в лице странников стало видеть вредных государству людей, ведущих среди населения религиозную агитация и называющих представителей власти безбожниками и антихристами; чем и вызвали против себя странники гнев советской власти. За такую проповедь правительство прекратило свою терпимость к странникам и начало их преследовать. Тогда самые активные из странников опять вспомнили свой прежний нелегальный образ жизни и, как будто закрепившись в своей вере, опять перешли в подполье.

 

На последнем 17 об. листе — последняя фраза отмечена красной галочкой: «Церковь греческая к горнему Иерусалиму сынов своих препровождает» (кн. о вере, лис. 27 об. и 28, гл. 2).

 

От матушки Галины мы записали рассказы о страшных временах и гонениях за веру. С благодарностью она вспоминает о матери: «Хорошо, что родители нас не уморили, а многие очень примерли. Дети с оконниц снег брали, чтобы поесть. Эварест нас убедил, и все пошли в странства: гонение было такое страшное: всё разрушили, побили, книги пожгли. Старушечьи речки были — так называли, там старушки жили ... по мысам — Гришина речка, Максимова. На каждом мысу избушка. Детей увозили, хотели сами себя заморить, узнали, что конец жизни скоро. Ничего не было, соли не было, хлеба не было». В соседней деревне Талово, от местных жителей мы услышали продолжение этих рассказов: «Гоненьё было, кильи разрушили, много заморили людей из этой веры. Иконы бросали, топтали». «Все выбирала из Цветника. У Никиты Степановича был Цветник, печатный на машинке, я когда в Ташкенте жила, так наскоро записывала, а тут уже по порядку переписала. Приехала я сюда еще с хорошим зрением, как я жадно все читала, читала, пока еще могла, видела». Рассказывает, как образовалось это название «раскольники». «Были старообрядцы, а когда вышел указ, вот от Петра Первого, — все получили свободу, живут в своих домах, но только нужно записаться в раскол. И тут половина разделилась: наши остались в старом положении, старообрядцы, а другие записались в раскол. С тех пор вот у нас разделилось. И стали звать старообрядцами. Многие хлопотали о том, ходатайствовали, чтобы снять с них имя «раскольников». Таких много было. Может, больше десяти тысяч душ лишились света. 250 лет носили имя раскольников. Теперь только одна келья и осталась. А больше никого нет, никто не находится. В Черепанове одна живет старушка, но только хранит. На УньеАполинария Афанасьевна. Уже теперь лежит, худенькая стала. Келья только одна на Урале. Марья рассказывает, что когда Галинушка болела, я уж так Бога молила, чтобы она осталась. Останься, веть тут все одно разорение, нигде никого больше нету». В местном Синодике, который вела и хранила матушка Галина, перечислены страдальцы 40-х гг. из г. Чебоксары и чердынские с 1918 до 1981 гг.

Следствием гонений стало также осознание бегунами-странниками себя как «немногих верных», избранных, призванных хранить старые традиции и жить по «древлеправославной» вере. Иноверческое окружение или соседство, независимо от степени его агрессивности к ним, представляло для них соблазн, но не конфессиональный соблазн — они были крепки в старой вере и неизменно повторяют: «Мы истинно православные христиане. Храним веру, завещанную от дедов и старцев».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сморгунова Е. М. Портреты и образы наших «благодетелей». Портрет первый: Матушка Галина // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. М., 1999.

2. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.

3. Варакин Д. Г. Обзор вероучения странников-бегунов. М., Изд. книгоиздательства старообрядческого Братства Честнаго и Животворящаго Креста Господня в Москве. Тип. П. А. Рябушинского, 1911.

4. Мальцев А. И. «Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семеновиче» // Исследования по истории литературы и общественному сознанию феодальной России. Новосибирск: Наука, 1992. С. 191-206.

5. Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.

6. Сморгунова Е. М. Библейский Исход и рассеяние русских староверов: некоторые изоморфные черты // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Вып. 2. М., 1998.

7. Пятницкий И. К. Секта странников и ее значение в русском расколе. Сергиев Посад, 1906.

8. Агеева Е. А., Кобяк Н. А., Круглова Т. А, Смилянская Е. Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. Каталог. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М. В. Ломоносова. М.: Цимелия, 1994 (см.: Е. Б. Смилянская, Б. М. Сморгунова. Памятники письменности Верхокамья. Приложения: публикация рукописных текстов).

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Отдел рукописей (далее ОР) МГУ, собр. Верхокамское, № 1434 (2744-13-80). «Просветитель», сборник начала XX в. д. Нюзим Чердынского района Пермской обл.

2. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 1429 (2744-8-80). «Исторический рассказ инокини Раисы». 1957 г. (7465, 12 марта). Машинопись, не первый экземпляр. 8 л. 20,2 х 14,3 см. 4. На обложке рисунок, сведенный с печатного и раскрашенный цветными карандашами: Христос на троне с раскрытой книгой в руке, д. Нюзим.

3. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 1977 (2400-19-85), полевой номер П-84, № 22. «Обращение к благодетелям и обращение к братии». Рукопись, середины XX в. Автор: инок Никита из Ташкента. Получено в дер. Нюзим от м. Галины с ее комментариями: с текста, составленного иноком Никитой из Ташкента, переписчик неизвестен. 23 с.

4. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 1974 (2400-16-85). «Очерк истории церкви». 20-е гг. XX в. 4. 17 с. Выписки инока Никиты в д. Комарове на р. Унья, в келье (со слов м. Галины). Получено в д. Нюзим от м. Галины с ее комментариями.

5. OP МГУ, собр. Верхокамское, № 1418 (2743-26-80). Сборник с синодиком и чином погребения на крюках. XX в. (до 1979 г.). Получено в д. Нюзим 21.7.79 г. Из книг м. Галины.

6. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 2272 (288-17-90). Синодик бегунский. XX в. д. Талово Чердынского района Пермской обл.

7. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 2273 (288-18-90). Требник бегунский. Чин погребения, конец XIX — начало XX в. далово. На вложенном обрывке от газеты (22 января 1988 г.) рукой Г. Н. Чагина: «Передала Собянина Ираида Корниловна, 1923 пр., из кельи д. Талово Чердынского района».

8. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 625 (3040-2-75). Сборник «Книга объяснительная на 5 и 9-ю статью». XIX -XX вв. 4. д. Нюзим.

9. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 1975 (2400-17-85). Тетрадь выписок (о еретиках). 48 л. 20-30-е гг. XX в. д. Усть-Уролка Чердынского района. От м. Галины.

10. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 1143 (5310-36-77). П-76. Сборник XIX в. 617 л. 4. д. Нюзим.

11. ОР МГУ, собр. Верхокамское, № 2154 (284-11-90). № 7/86. О росте неверия и шарообразности земли. Писец инок Никита. Вторая половина XX в. 4. Получено от м. Галины в сентябре 1986 г