Первыя попытки раскольников приобрести архиерея.

 

[Глава из книги П. С. Смирнова «Из истории раскола первой половины XVIII века. по неизданным источникам». СПб., 1908 г., стр. 1—29]

 

Первый момент известнаго искания раскольниками архиерейства обычно относят к началу 30-х годов XVIII века, когда ветковские поповцы вели деятельныя сношения с молдавским правительством. Раннейшее сообщение об этом находим в сочинении безпоповщинскаго писателя Ивана Алексеева «История о бегствующем священстве», писанном всего лишь около 25-ти лет после даннаго события. Сообщение это долгое время являлось и единственным, так как даже бывшие в руках Алексеева документы оставались неизвестными, не говоря уже о каких либо других, относящихся сюда, материалах. Правда, один из документов был, потом, найден 1). Но подтверждая известия Ивана Алексеева в одной части, он, естественно, не захватывал их в другой, равно как и сам являлся понятным далеко не во всех подробностях. Печатаемые нами материалы значительно восполняют существующий пробел, с одной стороны проливая больше света собственно на события указанных 1730-х годов, с  другой сообщая некоторыя сведения и о более раннем времени.

 

I.

 

Следя за разсказом Ивана Алексеева, видим, что этот «историк» различает в описываемом им событии несколько моментов. Первый момент характеризуется им лишь в общих чертах, со стороны результата предпринятых тогда «исканий»; подробностей здесь нет никаких. «История» сообщает только, что когда ветковские поповцы пришли к сознанию, что окормление бегствующим от великороссийской церкви новорукоположенным иерейством есть противное древнему благочестию «новоприятие» и что «из сего новоприятия извинутися» возможно не иначе, как «токмо да посвящен им будет как либо от новых епископ, и сей по древним да хиротонисает им иереев»: то «вдавшеся обще радетельством во искание се, и не обретоша к нему удобства» 2). Сопоставляя это место в «Истории» Алексеева с ея дальнейшим разсказом, видим, что речь идет о попытках, имевших место ранее 1730 года. Собственно не видно из слов Алексеева, в чем выразилось на деле указываемое здесь «радетельство» и когда именно, т. е. в каком  году и к кому была обращена просьба о хиротонии епископа. Но судя по общему характеру сообщений Алексеева, всегда отвечающих фактической действительности, нужно думать, что «историк» и здесь имел целью констатировать результат действительнаго факта 3). Во всяком случае, можно указать историческия данныя, показывающия, что переговоры по вопросу о епископе ветковцы вели и ранее сношений с ясским митрополитом Антонием.

Сохранилось прошение ветковцев молдавскому господарю Григорию Гике, относящееся к началу 1731 года, в котором ветковцы сами свидетельствуют, что некогда с просьбой рукоположить епископа они обращались к иерусалимскому патриарху Хрисанфу (1707—1730 гг.) и что Хрисанф, произведя соответствующее разследование, совершить епископскую хиритонию «обещал», хотя в действительности это и не осуществилось. По словам ветковцев, патриарх приезжал тогда в Молдавию и здесь в «столичном граде» Яссах «свидетельствовал веру» ветковцев «в действе божественнаго приношения» от ветковскаго иеромонаха Игнатия. «Обещал» рукоположить для ветковцев епископа Хрисанф потому, по их словам, что нашел, что «вера» ветковцев «православная и древним греческим обычаем согласная». В каком году это было, в документе не упоминается, равно ничего не известно и из других источников. Во всяком случае имеем прямое и очень интересное свидетельство, что по вопросу о епископе ранее известнаго обращения к ясскому митрополиту Антонию ветковцы обращались к иерусалимскому патриарху Хрисанфу.

 

II.

 

Второй момент искания архиерейства ветковцами в «Истории о бегствующем священстве» изображается в таком виде. Ветковцы входят в сношения с молдавским правительством. «Удобоприступна себе ясскаго митрополита Антония обретоша, к нему же тамо живущии староверцы свободный вход в разговоре имуще чрез многа: тем и дерзновенно просиша его, да посвятит им из них человек во епископа. Он же на се соизволи и повеле подати доношение, кое поданное доношение яве сотворено бысть господарю и прочим советникам его. И вси радостно соизволяху на то и обещавше церковь каменную им дати». Итак, молдавские старообрядцы имели доступ к ясскому митрополиту Антонию и вели с ним разглагольствия о вере. Однажды они завели речь и о том, что их церковное строение за отсутствием епископа, лишено должной полноты, и на этом основании, настойчиво просили Антония рукоположить им таковаго, по их собственному выбору. При этом подразумевалось, что епископ будет жить не в Молдавии, а заграницей, в Польше, на Ветке. Вероятно и самую мысль хлопотать пред Антонием о епископе подали своим молдавским единоверцам именно ветковские раскольники. Антоний выразил согласие исполнить просьбу, но пожелал вести дело формально и чтобы иметь в руках документ от самих ветковцев, приказал подать ему соответствующее «доношение».

Дальнейшее даннаго момента у Алексеева изложено, как мы видели, слишком кратко. Подробности можно возстановить на основании печатаемых нами двух посланий к ветковцам молдавскаго митрополита Антония, а также прошения ветковцев молдавскому господарю Григорию Гике, в котором приведена часть и «доношения» ветковцев Антонию. Документы эти относятся к концу 1730 года и к первой половине 1731 года.

Оказывается дело было так. «Доношение» Антонию ветковцы подали в ноябре 1730 года. В нем просители разъясняли, что они — народ  великороссийский и, быв прежде подданными России, потом ушли за ея пределы и теперь суть «обыватели» Польши «в маетности... вельможнаго пана Халецкаго, старосты речицкаго»: что «благочестие, веру и обычай содержат древния святыя соборныя восточныя церкве», а службу церковную совершают по книгам «московской печати, которыя печатаны повелением прежних московских благочестивых царей и по благословению благочестивых же московских патриархов, которые рукоположение восприимали от цареградских греческой веры благочестивых, в тыя лета, вселенских патриархов»; что книги эти в печать произведены с переводов древних восточной церкви», существовавших ранее турецкаго разорения Константинополя, так что эти книги дают возможность хранить «правоверие» по «преданию» вселенских учителей Афанасия, Кирилла, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго: что, наконец, «других вер, иже породишася от западныя церкве», просители не содержат и знают всю их «погрешность в богословии». Что действительно все это сущая правда, просители указывали на свидетельство со стороны. Так они писали, что в 1729 году бискуп Анцута, по распоряжению самого папы, производил дознание о старообрядцах, живущих на Ветке  и признал, что они «содержат веру греческую древних святых отец», о чем в ветковском монастыре есть документ за подписью Анцуты; что и ранее этого, по повелению польскаго короля, такое же «сведетельствование» произвел «посол Полтев» и донесение его было столь благоприятно для старообрядцевъ, что король издал «увольной лист» о свободном жительстве их в польских пределах. На основании всего вышеизложеннаго и указывая что такому громадному обществу, как общество старообрядцев в Польше, оставаться без епископа значит терпеть в церковных делах великое бедствие, ветковцы просили Антония рукоположить для них епископа, их избранника. Просьбу ветковцев в Яссах не игнорировали: митрополит Антоний сообщил ее господарю Григорию, а тот собирал на совет архиереев и сенат. Но вопрос был решен не так, как желательно было ветковцам: дать епископа обещали, но лишь под условием переселения в Молдавию. «Советуем вам, — писал Антоний ветковцам, — да воспримите труды и приидите в нашу землю, идеже пришедше, изберете себе удобное место во единой волости, но и в прочих невозбранно и тогда изберется из между ваших людей, или от наших человека изряднаго, по воле вашей, и поставится вам епископ и пастырь словеснаго стада Христовых овец, по желанию вашему, и тако избавлены Божиею благодатию будете из под начала иноверных».

Само собою понятно, что такой ответ из Ясс не мог удовлетворить ветковцев. Трудность переселения из одного государства в другое ветковцы уже знали по опыту. А с другой стороны если и переселиться, остается еще неизвестность будущаго: в Польше просители имели «свободное жительство» и владели королевской на то грамотой, а в Молдавии об этом, по крайней мере, нужно еще хлопотать; во вторых, ветковцы желали видеть епископом своего кандидата, т. е. старообрядца их общины, ими самими избраннаго, а им отвечали, что на этот счет можно поступить двояко. Правда, что касается митрополита Антония, о котором ветковцы ранее были наслышаны из отзывов их молдавских единоверцев, то в его благожелательности они еще могли не сомневаться. Ответное послание Антония было проникнуто духом полной архипастырской любви. По характеристике самого Антония, ответ был написан «не со гневом, ниже с поношением, но с отеческою кротостию, купно же и с любовию, сострадательно, во многой приязни объемлюще каждаго духом кротости». Из послания видна и причина, заставлявшая ясскаго митрополита  именно так  относиться к просителям, ветковским старообрядцам. Послание адресовано «сущим сынам святыя восточныя церкви», хранящим «православие древняго обычая святой благочестивой христианской веры». Антоний называл ветковцев так, конечно, не из лести, а потому лишь, что таковыми считал их тогда и на самом деле. Поэтому и предмету обращеннаго к нему ходатайства он придавал вполне надлежащее значение. «Воистину, писал Антоний ветковцам, удивительное дело есть многим остаться вам без предводителя и пастыря... которая вещь не может быть без зазору от многих». И однакоже получив ответное послание Антония, ветковцы теперь не могли не видеть, что разрешение интересующаго их вопроса зависит не от одного Антония и что им нужно обратиться с просьбой лично к самому господарю. Так они действительно и поступили.

 

III.

 

О прошении ветковцев молдавскому господарю упоминается и в «Истории» Ивана Алексеева, но весьма кратко 4). Печатаемая нами копия прошения дает возможность возстановить ход дела подробнее. Прошение имеет дату: 13 февраля 1731 года и подписано ветковскаго Покровскаго монастыря игуменом иеромонахом Власием «с прочими иеромонахи и отцы и с братией». Прошение было отправлено с особыми посланными, во главе с монахом Павлом, экономом монастыря, избранном занять просимую епископскую кафедру. Посланные принесли в Яссы еще и «писание» владельца Ветки, пана Халецкаго, который, поддерживая просьбу старообрядцев, вместе с тем «обязывался» будущаго епископа от всяких «обид и нападок хранити и брещи». Ветковцы справедливо полагали, что этот документ должен иметь важное значение для разрешения их просьбы в благоприятном смысле. Самое прошение было составлено так, чтобы расположить Григория в пользу просителей еще более, хотя и без того они уже имели уверения в его благосклонности к себе. С одной стороны ветковцы охарактеризовали чистоту своего «православия», как характеризовали еще в «доношении» Антонию. С другой — пытались уверить Григория, что исполнением их просьбы он создаст себе славу и память в роды родов. Тут указывалось и на царя Константина, и на князя Владимира, которые «наставлении сотворили»: один о «вселенском греческом народе», другой о «всероссийском». По мысли просителей «сиятельнейший в благочестии» Григорий дарованием просителям епископа исполнит долг великаго христианскаго господаря и воеводы: этим путем они, просители, будут, с одной стороны, «возведены к исполнению божественных седми таинств», спасение христианам подающих, а с другой «от западных ересей, во вся концы разсеянных, и стужения униатскаго избавлены».

Составляя такое прошение, ветковцы не подозревали, что судьба приготовила им новую преграду, вследствие которой снова дан будет, по прежнему, скорее отказ, чем удовлетворение, хотя в ином, чем прежде виде. Дело в том, что Антонию было прислано из Москвы известное сочинение архиепископа нижегородскаго Питирима «Пращица» 5): прежде мало знавший верования руских раскольников-старообрядцев и во всем доверявший своим ветковским просителям. Антоний теперь пришел в «немалое сомнение». Правда, молдавский митрополит и теперь готов еще был верить «обещаниям» ветковцев пребывать в «православии»; с своей стороны господарь Григорий не изменил своего благосклоннаго отношения к данному делу. Тем не менее в Яссах теперь было решено передать дело на суд вселенских патриархов». Собственно говоря, об этом была речь еще по поводу перваго «доношения» ветковцев Антонию. Но тогда не стали «усугублять труды» искателей архиерейства. Теперь «Пращица» «изменила» положение «вещей». Ответ поручено было написать опять митрополиту Антонию, которому и ветковцы, повидимому, повторили просьбу, одновременно с прошением господарю Григорию. Изложив обстоятельства дела, Антоний так заканчивал свое послание: «Благоволите тех людей, их же изберете, с письмами своими ко святейшему вселенскому патриарху пришлите сюда; и благочестивейший господарь обещается просительно о вас ко святейшим патриархам письмо написать, такожде вси благородные господа сенаторы обещаются; и тако дело ваше, любо тамо совершат, или сюды к нам, приказавши, пришлют, и мы радостно и охотно труд восприимем, и посвятится вам архиерей, совершен и титулом, им же святейший патриарх восхощет утитоловати. И так за помощию Божиею надеемся желаемое ваше намерение непогрешно получить, аще убо и вы обещаетеся в истине стояти»...

 

ІV.

 

Трудно сказать, последовали ли бы этому совету ветковцы: «труды» их, действительно, «усугублялись», а результаты новаго путешествия, судя по всему, представлялись сомнительми 6). К счастию один из патриархов тогда сам прибыл в Яссы. Это был Паисий II, патриарх константинопольский, которому ветковцы и не замедлили подать прошение. В «Истории» Ивана Алексеева этот момент также отмечен, а со времени издания прошения ветковцев Паисию стали известны и те доводы, которыми просители оправдывались в своих исканиях. Только речь ветковцев доселе оставалась мало понятной, как мы об этом уже упоминали. Теперь в издаваемых нами документах и частностям этого прошения можно найти объяснение.

Характерную особенность ветковскаго прошения патриарху Паисию составляет то, что речи о предмете просьбы здесь предпослана защита от «клевет» на старообрядцев со стороны «новоумышленнаго российскаго Синода»: просители не скрывают, при этом, ни своих отношений к русской православной церкви, ни своих обрядовых особенностей. Повидимому, такая откровенность была совсем не в интересах просителей. Их жалобы на «клеветную книгу, Пращицу», на «подметный Мартинов собор» скорее могли затянуть разрешение их просьбы, чем способствовать немедленному ея удовлетворению. Ужели просители не понимали этого? Но дело в том, что ветковская апология была вынужденной, а недобровольной. Виновницей явилась «Пращица», присланная в Яссы, как это теперь видно из вышеупомянутаго втораго послания митрополита Антония.

Чем же, однако, окончились сношения ветковцев с Паисием? Об этом передает таже «История» Ивана Алексеева. По словам Алексеева, патриарх отнесся к просителям «благоприятно», но заметил, что дело требует совета с другими восточными патриархами. Впрочем, Паисий дал ответ скоро, как и обещал. «По мале времени отшествия патриарха, прислани быша из Царяграда 12 пунктов в Яссы», составленных «в таковом разуме, да хотяй ставитися исповедание дает — новотворные догматы хранити и в них спасение веровати и прочих сему научити». Ветковцы не дали на это согласия и искание архиерейства на этом прекратилось, тем более, что теперь просители своим поведением вызвали гнев даже со стороны митрополита Антония 7).

 

V.

 

Из «Истории» Ивана Алексеева видно, что для подачи прошения патриарху Паисию в Яссы ездили вместе с ветковцами диаконовцы. Это — весьма характерное известие. Дело в том, что открывшаяся около 1720 года полемика по вопросу о способе каждения между ветковцами и переселившимися в Польшу с Керженца диаконовцами, к 1730 году достигла наибольшей степени напряженности. Ветковцы разсылали послания против диаконовцев, последние писали обличения на них, разделение на два согласия тогда обнаружилось со всею остротою. И однакож это не воспрепятствовало тому, чтобы ветковцы и диаконовцы поехали в Молдавию вместе. Так сильно было желание поповцев приобрести епископа так ясно была сознала ими неполнота своего церковнаго устройства! Мало этого, подобно тому, что имело место и позднее 8), ветковские поповцы пытались привлечь к делу искания архиерея даже безпоповцев, именно безпоповцев уже гремевшей тогда славою Выговской пустыни. Особенно большия надежды поповцы  возлагали на знаменитаго Андрея Денисова, выговскаго киновиарха. Его искусство вести с полным успехом всякаго рода трудныя дела было известно, конечно, и среди заграничных раскольников. И вот, заграничные поповцы решились просить Андрея Денисова приехать на Ветку и по обсуждении вопроса, отправиться в Молдавию вместе с депутатами от поповщины. Сделали это они чрез известнаго поморца Леонтия Федосеева, прибывшаго тогда в стародубскую безпоповщинскую слободу Ардонь 9). Об этом мы узнаем из печатаемаго ныне послания Андрея Денисова к Леонтию Федосееву. В приписке к посланию значится, что последнее получено было в Стародубье еще в 1730 году. Очевидно, что сношения с безпоповцами ветковские поповцы начали несколько ранее, чем было послано ими известное «доношение» ясскому митрополиту Антонию. Как только известие Леонтия дошло до Выга, выговцы созвали собор, чтобы обсудить вопрос с должною тщательностью. Сам Денисов, по его словам, готов был отозваться на просьбу, принять на себя труд путешествия; но другие не выразили на то согласия, хотя к мысли о приобретении епископа отнеслись весьма сочувственно. Готовые оказать всякое «радение» и «усердие», выговцы разсуждали, однако: отпустить Андрея, столь «потребнаго» дома, ради «вещи» неизвестной, нельзя: «понеже вещь еще неполученная, и како она получитися будет? и аще получится, како получится»? При такой неизвестности, какой «совет» можно «подать окрестным грамотным»? А без таковаго «совета» обойтись «невозможно». В виду всего сказаннаго, выговское совещание постановило поручить дело самому Леонтию Федосееву, чтобы он «съездил к ним», т. е. ветковцам и «с ними», т. е. в Молдавию, для «добраго к лучшему совета», а потом, выждав с окончательным решением дела, прислал бы предварительно подробный отчет на Выг. Именно так писал Денисов Леонтию: «присудиша тебе, Леонтий Федосеевич, потрудитися съездити с ними для добраго к лучшему совета, для помощи примирения в разгласных вещах, для достовернаго осмотрения и нам вернаго известия. И ты, Господа ради и мира ради церковнаго, потрудися съездити к ним и о всем к полезному порадей советовати и миротворствовати, во всем по староцерковному чину и по опасству правильному и в нужных случаях с покаятельными очищении. А утвержденнаго совершения твоей любви без общесоборнаго утверждения о содеянном не творити, но светлое известие во всем к нам принести». Таким образом, не отказываясь принять участие в искании архиерея, выговцы настойчиво заявляли, что это участие не должно нисколько связывать их в будущем. Они давали понять поповцам, что начинаемое последними дело всецело должно оставаться на их ответственности, себе же оставляли право обсуждать вопрос впоследствии. Нет сомнения, что в исполнение поручения с Выга Леонтий Федосеев ездил на Ветку для обсуждения дела, которое готовились начать тамошние поповцы. Но участвовал ли представитель безпоповщины в поездках в Яссы, решить это, за отсутствием прямых указаний, невозможно. Иначе сказать, мы не знаем, как отнеслись поповцы к безповщинским условиям относительно предполагавшейся архиерейской хиротонии, присланным из далекаго Поморья. Собственно с строгой точки зрения (раскола) эти условия являлись, конечно, безукоризненными и потому должны были располагать ветковцев к безусловному принятию их. Но положение поповщины было таково, что нужда в епископе острее сказывалась именно здесь, а не в безпоповщине. А с другой стороны в виду приема беглых попоп, практиковавшагося уже много лет уступки также могли казаться вполне возможными. Скорее всего ветковцы согласились на поморския предложения, но не без затаенной мысли, что можно будет потом сделать и уступки, если того потребуют обстоятельства. Во всяком случае мы знаем, какия требования были предъявлены поморцами:

1. «Да поставляемый будет яко старых священников крещения, тако и пострижения Досифеева, Феодосиева, или прочих таковых».

Как мы видели выше, кандидатом в епископа ветковцами был избран эконом Покровскаго монастыря Павел: быть может он отвечал этим условиям?

2. «Поставление да управится во оном храме, егоже сами создаша».

3. «В чине оном рукополагателие да будут благословляющии и крестящияся двема персты, такожде и просфор седмица, и на них крест трисоставный».

4. «Чина онаго действо да по древним славяно-российским книгам совершится во всем неизменно».

Применительно к существавшей дотоле беглопоповщинской практике принимать попов, рукоположенных в «никонианских» храмах, по «новым книгам» и при «новых обрядах», ветковцы могли смотреть на эти три условия снисходительнее, чем безпоповцы: они могли помириться и на том, что впоследствии получат иереев, хиротонисуемых по старым книгам, при употреблении старых обрядов и в ветковском храме.

5. «В самом оном рукоположении да будет святая оная рука Макария митрополита на главе рукополагаемаго, приятнее совестем человеческим к приятию рукополагаемаго».

Ветковцы едва ли могли серьезно думать об осуществлении этой, трудно выполнимой, безпоповщинской затеи.

6. «Во исповедании да не обяжут по предопределениям, лежащим в чине: еже без рукополагателя ничто творити, еже во всем согласну быти восточным патриархам, но обще бы: еже согласну быти кафолической восточной церкви, или древним святым учителям восточным».

7. «К лучшему произведению приличнее производить архиепископа неже епископа, и с таким произведением, еже рукополагати епископы и прочия, ради отсутствий».

 

VI.

 

На основании некоторых указаний, содержащихся в «Каталоге» раскольническаго библиографа Павла Любопытнаго, можно утверждать, что приблизительно в начале 1730-х гг. в целях отыскания епископа предпринимал путешествие в Палестину некто Михаил Иванов Вышатин, бывший вязниковский подъячий 10), по присоединении к расколу долго живший в одном из Выгорецких скитов. При этом ученые поясняют, что побуждением к путешествию послужил царивший на Выге разврат, прогрессировавший в безпоповщине по причине отсутствия законнаго брака: чрез приобретение епископа  намеревались возстановить священство, чтобы возстановить возможность заключения законных браков. Хотя обычно дело представляется так, что Вышатин предпринял путешествие прямо с Выга; но из слов Ивана Алексеева в его сочинении «О тайне брака» видно, что Вышатин, оставив Выг, жил еще в Польше, а потом и в «земли Волоцкой». Но если так, если мысль об архиерее созрела в голове Вышатина еще на Выге, то спрашивается: мог ли он оставаться спокойным, в этом отношении, придя в Молдавию? Напротив, не был ли и он в числе инициаторов затеи о приобретении архиерея, явившейся результатом упомянутых нами «разноглагольствий о вере» раскольников с ясским митрополитом Антонием? И не по его ли, потом, совету и указанию состоялось изложенное выше сношение с Выгом чрез Леонтия Федосеева? Что касается путешествия самого Вышатина, то нужда в таковом могла явиться, повидимому, уже только тогда, когда закончились неудачею вышеизложенныя сношения с ясским митрополитом Антонием и константинопольским патриархом Паисием. Однако в точности неизвестно, когда отправился в путь Вышатин. Известие, что иерусалимский патриарх Хрисанф некогда дал обещание рукоположить для старообрядцев епископа, возможно, манило Вышатина с самаго начала прибытия его в Молдавию. При таком ходе дела получило бы свое объяснение то недоумение, почему Вышатин направил свои стопы именно в Палестину, а не куда-либо в другое место на Востоке 11). Андрей Денисов писал «одобряющия послания» и «путешествующему брату Вышатину» и его спутникам, как видно из «Каталога» Павла Любопытнаго 12). Но разсмотренное нами послание к Леонтию Федосееву писано, по всем признакам, по поводу сношений ветковцев с молдавским митрополитом Антонием. Достаточно указать хотя бы на то, что в одном пункте требований относительно будущей архиерейской хиротонии Андрей Денисов говорит: «поставление (архиерея) да управится в оном храме, его же сами создаша»: здесь разумеется, конечно, ветковский храм, созданный «самими» ветковцами, инициаторами наличной затеи о епископе, ибо никакого другого храма тогда у раскольников не было.

 

VII.

 

Есть известие, что чрез 11 лет после описанных сношений ветковцев с молдавским правительством, кончившихся для ветковцев полною неудачею, последнее предлагало услуги по устройству старообрядческой епископии, но жившие тогда в Молдавии русские старообрядцы не воспользовались этим предложением и дело снова окончилось ничем. Сведения об этом содержатся в (печатаемом нами) особом «Сказании» о староверцах, живущих в земле Молдавской, написанным одним из участников события и, за исключением некоторых частностей, носящем несомненные признаки достоверности. Факт относится к 1742 году. Производивший перепись населения в Сочавском повете «боярин», оскорбившись на проживавших в селении Драгомир или Соколинцы русских раскольников за то, что те отказали ему в «гостинце», сделал господарю донос, что проживающие в означенном селении старообрядческие «чернецы» в действительности не имеют «пострижения» и должны платить «дань» на ряду с другими бельцами. Господарь Константин (Маврокордато) созывал по этому поводу в Яссах «собор», на котором призванные старообрядцы подробно были допрашиваемы о содержимой ими «вере». И когда господарь убедился, что допрашиваемые «по всему православнии», то сделал им предложение иметь особаго епископа. «Сказание» передает об этом именно следующее. «Тогда господарь рече: добрые вы люди и по всему православнии. Токмо толико у вас сел, а попа единаго имеете, и тот стар: како он может нужду вашу исправити»? На это старец Тихон, представитель допрашиваемых, ответил: «мы о сем прежде милости просили, но не знаем, за что не получили». Так как Тихон указывал на исход хлопот 1730—1731 годов, то господарь ответил ему: «мы сие дело можем сотворити, приимете ли от нас епископа, по старопечатным книгам,  по вашему намерению»? Тихон старец отвечал  на это: «мы прежде о сем деле били челом, ныне же малолюдство и люди грабленые». На новый о том же вопрос Тихон, не беря на себя ответственности, сказал: «как миряне хощут». Господарь обратился к присутствовавшим старообрядцам-мирянам и на вопрос: «треба ли вам епископа»? получил от них такой ответ: «мы к милости твоей пришли бить челом не о епископе, а о дани, чтобы ты пожаловал с нас дани сложил, и нам о сем совету не было». Тогда господарь сказал: «вот на колты 18 червонцев и на 7 дней сроку, а вы посылайте от себя единаго, чтобы приехали старцев пять или шесть, лучших людей и умных. И я вам поставлю епископа, по старопечатным книгам, по вашему обыкновению, и будет вам глава и будет вам освящать попов. И егда приидете, и устроится дело сие, и я вам тогда и дани, что ни есть, облегчу». Старообрядцы ответили, что даваемый срок слишком незначителен. «Не точию на семь дней, но дай нам и на десять недель сроку, понеже наших людей большая часть обретается в Польше». Господарь согласился  отсрочку увеличить на два месяца и вручил старцу Тихону 18 червонцев. Возвратившись в свои селения, раскольники стали обдумывать дело и в обдумывании провели не только назначенные два месяца, но и больше полгода. Между тем «господарю смена пришла» и, таким образом «староверцам о епископе ничтоже учинилось и осташася в своем размышлении тщи».

Хотя в «Сказании» нет прямого указания, что медлительность, какую обнаружили в данном случае молдавские старообрядцы, зависела от сношений с Веткой, но сомневаться в этом едва ли возможно. Дело в том, что на неизбежность таких сношений, легко понятную и с точки зрения раннейшей истории даннаго вопроса, указывали господарю сами же раскольники. А между тем Ветка сравнительно недавно пережила разгром и ея жителям тогда было не до вопроса о епископе: сошли со сцены прежние инициаторы дела, не было и Павла, прежняго кандидата во епископа. С другой стороны история известнаго епископа Епифания, принятаго на Ветке и там же скоро большинством отвергнутаго, история также недавняя, не могла не ослабить прежнюю энергию ветковцев.

 

Примечания.

1) Разумеем прошение ветковцев, поданное патриарху константинонольскому Паисию II в 1731 году и напечатанное около 35-ти лет тому назад профессором Н. И. Субботиным ("Душеполезное Чтение". 1870, ч. I, известия и заметки, стр. 26—44).

2) Сочинения Ивана Алексеева. Издал Н. Субботин. М. 1890. Стр. 23—24.

3) Комментарий изследователей решает вопрос прямо в обратном смысле. Отсутствие указания у Алексеева на определенный факт ведет их к заключению, что факта и не было и что поэтому первый момент нужно приурочивать к событию, о котором у Алексеева говорится далее и которое состояло в упомянутых сношениях ветковцев с ясским митрополитом Антонием (1730 г.). Правда, записано предание и в позднейших раскольнических сочинениях, и даже более определенное, чем известие Алексеева, — гласящее, что покушения со стороны раскольников приобрести архиерея начались "еще в царствование Петра I", когда они (безуспешно) "обращались в Молдавию и Грецию". Но так как и здесь нет указаний на какие либо определенные факты, то ученые относятся и к этому известию опять с недоверием, снова предполагая все тот же факт сношений с Антонием. (Н. Субботин) История Белокриницкой иерархии. Т. I. М. 1874. Стр. 13, прим. 3; ср. стр. 14.

4) "Посем еще в лето Господне 1731 г., ветковскаго монастыря игумен иеромонах Власий, от всего собора о том же к господарю волховскому грамоту писа... просиша, да повелит митрополиту от Ветки посланнаго человека посвятити". Стр. 24.

5) Содержит в себе ответы на 240 вопросов раскольников-диаконовцев; напечатана в конце 1721 года.

6) На такое раздумье могли наводить слова самого Антония, который в первом послании ветковцам писал, что патриархи "затруднятся" вьполнить просьбу, чтобы "не разгневать российскую церковь".

7) Иван Алексеев говорит об этом следующее: "По мале же времени отшествия патриарха (Паисия), присланы быша из Царьграда 12 пунктов в Яссы, гречески писаны. Но яко словенски учившимся не возможно читати, просиша, да преведены будут на словенский язык. Сему же сотворшуся, един ветковскаго согласия похити оныя и Ветке вдася. Диаконова же согласия", также участвовавшие в подаче прошения патриарху Паисию, "просиша митрополита, да повелит превести пункты на словенский язык. Видев то митрополит (Антоний), возмне шпирство некое от них быти, яростно их отсла от себе. Они же, познавше лукавый ветковских подлог, скрышася от лица митрополита, да не бедне их живот скончается". Стр. 25.

8) Разумеем факт 1765 года, когда для решения вопроса о приобретении епископа, под властию и пасением котораго объединились бы все старообрядцы, происходил собор представителей поповщины и безпоповщины (поморскаго согласия). П. Смирнова: История раскола старообрядства. Изд. 2, стр. 206.

9) Леонтий Федосеев, по прозванию Попов, был сыном священника погоста Толвуй, Олонецкой губернии. На Выг пришел в первые годы по возникновении раскольническаго общежития (Ист. Выгов. пуст. стр. 94, 106, 136) На беседах с федосеевцами, происходившими в самом начале XVIII века. Леонтий уже обнаружил свою книжную начитанность и ревность по защите поморскаго учения (Христ. Чт. 1906, т. 221, стр. 406—408). В слободу Ардон Леонтий прибыл в 1728 или в 1729 году будучи "прислан от Поморья для церковных некоих смотрений", как муж премудрый, знающий учение риторское". Здесь, по памятникам, его имя связано с решением вопросов о перекрещивании ("Сказание о раздоре в крещении" Рукоп. Хлудов. Библиот. №275, лл. 25 об.36: другой список №352, лл. 286 об.290; ср. печат. экз. у Лилеева "Новые материалы". Киев 1903, стр. 14—18), о браках ("О тайне брака" Ивана Алексеева, ч. 1, гл. 5: Рукоп. Спб. Акад. № А 11/245, лл. 138 о6.—139) и о епископе (Рукоп. Хлудов. Библиот. № 352, л. 198 об.—199).

10) Чт. Общ. Ист. и Древ. Росс. 1862, кн. 4, отд. V, стр. 12.

11) Нильский. Семейная жизнь в расколе. Вып. 1, стр. 104.

І2) Изд. Н. Попова. М. 1866. Стр. 49—50, №№ 102, 103, 108.

 

Приложения

 

1. Письмо Андрея Денисова к Леонтию Федосееву. 1)

 

Боголюбивому и церковному радетельному ревнителю Леонтию Федосеевичу, о Христе Iсусе радоватися.

Ничто так в земных полезно и утешительно есть, яко мужи усерднии о пользе, радетельнии о церковном устроении, тщательнии о благоверных незазорном состоянии. Твое же братолюбие от юности до ныне в ревности благоверной и во усердии церковнаго состояния боголюбно дышущее, якоже и в нынешний случай усердная твоя писания и известная о желаемых нам вещей тщательная показания по премногу нас утешают и благодарствовати твою любовь понуждают, и пекущихся о прочих добродетелях и трудолюбцев благодарити, и Бога о вас молити нас утвержают.

Егда же писания твоя (и) Илии Никитича со Иваном и Козмою прибыша к нам, в них же позывание о мне, непотребном Андреи, написано тогда послушание к званию вашему в уме прием, с усердием тщание восприях: и старших и советных братства собрах (ведущих таковая разсуждати) и просихся отпущен быти с молитвою и благословением.

Но все о обретении вещи, аще благоверно содеется, и возможно будет надежно прияти, радеют и усерствуют, а отпустити мя вельми отрекоша. И не одиножды труждахся, понуждая советами, поне до Москвы ради совета и другия нужды были бы полезная братству и всем христианом негли нужды, дабы отпущен, и сия отрекоша, предлагающе сие: понеже вещь еще не полученная, и как она получитися будет? и аще получится, как получится? По тому бы известию, како прияти зде с общаго совета отпустити, и ради советов обстоятельных о той вещи, тогда бы нам и нужда братская принять и отпустить было бы для чего ведению надежно. А ныне и совета подати окрестным грамотным не можно и не известно. Возмнили они нужду зде о мне в нынешний случай не минучую. И аще аз, непотребный, и ничто же есмь, но они пребезмерную нужду полагающе; а тако, яко для неизвестной вещи, отпустити не возмогаша.

Ниже 2): И егда известимся добре, како и от каковых вещь содействуется: и тогда по оному извещению, аще полезная уразумеем, отпустим и таковым, киим получити вещь и добрее соглашатися тогда и советовати с грамотными окрестными. А ныне, рекоша, ни киими мерами не возможно отпустити мене; и присудиша тебе, Леонтий Федосеевич, потрудитися съездити с ними для добраго к лучшему совета, для помощи примирения в разгласных вещах, для достовернаго осмотрения и нам вернаго известия. И ты Господа ради и мира ради церковнаго потрудися съездити к ним и о всем к полезному порадей советовати и миротворствовати, во всем по староцерковному чину и по опасству правильному и в нужных случаех с покаятельными очищении. А утвержденнаго совершения твоей любви без общесоборнаго зде утверждения о содеянном не творити, но светлое известие во всем к нам принести. О сем мы Бога молим, да даст нам полезно и спасительно и безсомненно получити.

Аще бы к согласию путь впредь уготовлять, им же прочих сердца ближайше приходят, должно сия статии производити:

1. Да поставляемый будет яко старых священников крещения, тако и пострижения Досифеева, Феодосиева 3) или прочих таковых.

2. Поставление да управится в оном храме, его же сами создаша 4).

3. В чине оном рукополагателие да будут благословляющии и крестящиися двема персты, такоже просфор седмица, и на них крест трисоставный.

4. Чина онаго действо да по древним славянороссийским книгам совершится во всем неизменно.

5. В самом оном рукоположении да будет святая оная рука Макария митрополита на главе рукополагаемаго, — приятнее совестем человеческим ко приятию рукополагаемаго.

6. Во исповеди да не обяжут по предопределениям, лежащим в чине: еже без рукополагателя ничто творити, еже во всем согласну быти восточным патриархом, но обще бы: еже согласну быти кафоличестей восточной церкви или древним святым учителем восточным.

7. Уставленной грамоты да не будет противолежания какова, яко в благословении, тако во именах и прочих подобных.

8. К лучшему произведению приличнее производити архиепископа, неже епископа, и с таким произволением, еже рукополагати епископы и прочия ради отсутствий.

9. Со всего чинодействия точную копию, во всем ни чем изменную, получив, к нам привести.

Обаче, аще и сия предлагаем приличия ко уготовлению, но не обязуемся сами ко приятию кроме общаго совета и известнаго изследования онаго действа и кроме известнаго (чрез тебе) уведения о самых тех рукополагателях, каковаго суть онии в православии состояния. Аще и всежелательно вседушными залоги усердствуем, но общесоветными преполезными совещании и всехристианскими молитвовозслании полезных и спасительных у Господа Бога просим.

Дойде в руки и страны наши лета 7238.

 

Примечания.

1) Рукопись Хлудовской библиотеки, №352, л. 198 об.—200. Имеет надписание: «От грамотки, самем Андреем Денисовичем к Леонтию Феодосиевичу писанныя».

2) Это указывает на пропуск против подлинника.

3) Известный игумен Досифей и черный поп Феодосий, служивший на Ветке. О них Внутренние вопросы в расколе в XVIII в. П. Смирнова. Спб. 1898. стр. XV, XXIXXII.

4) Разумеется храм на Ветке, освященный еще в 1695 году.

 

2. Послание молдавскаго митрополита Антония ветковским поповцам 1).

 

Антоний, милостию Божиею архиепископ и митрополит Сочавский и всея земли Молдавския, пречестный екзарх окрест речных краев 2).

Всем обще обретающимся в православии древняго обычаю святыя благочестивыя христианския веры всего духовнаго причта церковнаго и мирскаго сословия, сущим сыновом святыя восточныя церкви от мала даже и (до) велика, собранным в соборе вашем людем великороссийскаго народа: Благодать вам и мир и здравие и благословение архиерейское предпосылаем от смирения нашего, а от всемилостивейшаго Господа Бога желаем вам милостъ и спасение и утверждение во благочестии незыблемо, во преумножении лет в пребывании благополучном.

Начертание любве вашея к нам прислано, благодарно прияхом и вину трудов ваших подробну уразумехом: яко пребываете под властию Его Величества короля польскаго, от толиких времен, во державе его милости пана Халецкаго, старосты речицкаго, во благочестии древния греческия веры, толикое число душ, хранящих себе со всем усердием от всякаго порока, неуклонны в жадной 3) ереси. О чем зело благодарим Господа Бога, яко есте хранители святыя христианския веры отнюдь нерушимо в догматех святыя восточныя церкве, в них же да соблюдет вас благодать Божия отныне в любви своей непременны.

Воистинну бо удивительно дело есть многим остатися вам без предводителя и пастыря во окормлении заповедей христианския должности, которая вещь не может быти без зазору от многих. Но буди благодарение всемилостивейшему Богу, Отцу щедротам, иже по неизреченней своей благодати просветил вам ум и сердца, возбудил любовь вашу ко исполнению заповедей своих, сие есть к совершению седми таин церковных, в них же желаете себе епископа чрез смирения нашего.

На которое прошение ваше ответствуем не со гневом, ниже поношением, яко гнушаемся вами, но, по писанному со отеческою кротостию, купно же и любовию, сострадательно, во многой приязни объемлюще кождого духом кротости.

Итако, ответствие наше, о деле рек, которое мы объявили пресветлейшему и благочестивейшему Господарю. О котором деле благочестивейший Господарь благодарно и доброхотно со всем усердием благоволил советовать преосвященными своими архиереи и со всем благородным своим сенатом сице быти изряднейши. Ибо послати вас ко святейшим и всеблаженнейшим патриархом будут усугублены труды. А особливе того, ныне между начальствующими властьми есть вещь не без опасения и да не коснется тому ни единой части 4). Но, якоже видим, еже есть люди свободны и зде у нас уже неколикое время обретаются жители ваших людей, ни в чем не изобижены выше воли их, и сие ваше прошение не могу бо особливым способом исполнити.

Советуем вам, да восприимете труды и приидите в нашу землю, идеже, пришедше, изберите себе удобное место во единой волости, но и в прочих невозбранно. И тогда изберется из между ваших людей или от наших, человека изрядного, по воли вашей, и поставится вам епископ и пастырь словесного стада Христовых овец, по желанию вашему. И тако избавлени Божиею благодатию будете из под начала иноверных.

Благодарим Господа нашего Іисуса Христа, вся совершающаго, и любы Бога Отца, и утешение 5) Святаго Параклита да осенит вы всегда. Аминь.

 

Примечания.

1) Рукопись И. П. Б. О. І. 489. Лл. 82-84 об. Послание имеет надпись: "Первая послана". Некоторые варианты Q. I. 92, л. л. 51—57 польская.

2) Q. I. 92 Антоний титулуется "Exavcha Konstantynopolski y Dunayskich Bvegow".

3) По Далю, жадный или жодный в запад. и южн. губ. с белорусск. ни один, ни единый.

4) Q. I. 92 выражается яснее, отклоняя поездку к патриархам из опасения, что те "Cevkiew Rossyiska vozgniewac niezechca".

5) В рукописи утешением.

 

 

3. Прошение ветковских поповцев молдавскому господарю Григорию Гике 1).

 

Благородному и высокопочтенному, во благочестии сиятельнейшему, превелебному и всемилостивейшему всея Молдавии и прочих стран Обладателю всепресветлейшему Господарю Григорию Гике воде 2). Нижайшии раби и богомольцы Величества Вашего Покровскаго монастыря Ветковскаго, в Польши застающаго, игумен Власий со иеромонахи и прочею братиею и со многочисленными святыя греческия веры народы пред Величеством всепресветлейшаго Вашего Благородия сокрушенным сердцем, низостно припад, сея милости просим.

В прошлом 1730-м году в ноябре месяце в Вашем благочестивом господарстве преосвященному митрополиту всея Молдавии и прочих стран кир господину Антонию подали доношение, в котором нашем доношении написано: Напред сего были мы великороссийския земли народы, а ныне обыватели земли Его Величества короля польскаго в маетности всемилостивейшаго нашего вельможнаго пана Халецкаго, старосты речицкаго. Благочестие, веру и обычай содержим древния святыя восточныя церкве, и книги в церквах Божиих, по которым совершается Божественное пение, имеем Московския печати, которыя печатаны повелением прежних Московских благочестивых Царей, и по благословению благочестивых же Московских патриархов, которые рукоположение восприимали от Царь-Градских греческия веры благочестивых, в тыя лета, вселенских патриархов, которыя книги в печать произведены с преводов древних восточныя церкве, иже быша до плениния и разорения Царя-Града от турков. По тем святымъ книгам правоверие свое храним како предано вашими богоносными отцы и вселенскими учители Афанасием Великим и Кириллом и треми святители Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Хризостомом, и другими учители, тую богословию щирою 3) верою содержим и по их исповеданию в Троице славимаго Бога поем и славим.

А других вер, иже породишася от западныя церкве по седьми вселенских соборех, в богословии погрешивших, отвращаемся и храним весьма себя от злотворнаго их учения, восточныя святыя церкве предание храняще, а новопрониклому учению и обычаю не внимающе.

Истинно тако Вашему во православии греческом преславному хранителю, благочестивейшему тебе премилостивому высокопочтенному, сиятельнейшему господарю о себе доносим.

И о той вере нашей повелением западныя церкве из Рима от самаго папы чрез бискупа их Анцуты в прошлом 1729-м году свидетельствованы. И по свидетельству своему нас признал, яко содержим мы веру греческую древних святых отец Афанасия Великаго и Кирилла, Василия Великаго, Григория Богослова и прочих греческих древних учителей. И о том свидетельстве руки его во обители нашей писание положено суть того для, да и прочие о том ведомы суть и никто же бы нам от их подчиненных прочих обиды и нападок не чинили и о том бы ведомы были.

Такожде и от Его Величества короля польскаго чрез посла Полтева свидетельствованы и по свидетельству увольной нам лист о свободном житии в Его Величества короля польскаго земли даровал.

Но обаче превыше и светлейши сих о нашей вере свидетельств, и от вселенскаго патриарха святаго града Иерусалима преславнаго отца и древних обычаев церковных ведателя Хрисанфия в столичном граде Молдавском Ясех в действе Божественнаго приношения от священника нашего иеромонаха Игнатия 4) свидетельствованы: яко вера у нас православная содержится и древним греческим обычаем согласна. Того ради в содержимей вере нашей истину усмотрив, людем нашим вселенский патриарх Хрисанфий, ко исполнению благочестия, у нас содержащагося, епископа посвятити тогда обещал.

И по оному на нас милосердому призрению, и аки самого Господа Бога, пекущася о спасении душ человеческих, тако и его, всемилостиваго вселенскаго патриарха Хрисанфия, соподвизаема о нас, подобящеся самому Гооподу Богу человеколюбием, желающему (в) нас быти священным епископом во исполнении седми таин церковных, понеже без епископа во всеисполнение не могут приити.

Того ради и Ваше Благородие, о высокопочтенный великий Обладателю, сиятельнейший Господарь, всеусердно ныне сокрушенным сердцем, низостно припад, милости просим: призри на ны убогия, аки отец милосердый, уподобися в щедротах Богу, Отцу Небесному, иже о спасении нашем благостию своею неизреченною Сына Своего не пощаде. Понеже убо благоволением Бога, Отца Небеснаго и советом пресвятаго Духа Сын Божий плотию за ны пострада и кровь свою пречистую излия и верующих на небеса возведе и заблуждавшее овча Богу, Отцу Небесному, в дар принесе. Сице и Ваше сиятельнейшее Благородие о нашем спасении и возведении к седми божественным тайнам преосвященному митрополиту кир господину Антонию Вашея господственныя Палаты благопросвященным советом избраннаго нами соборне и к Вашему Сиятельству ныне посланнаго с сим от нас прошением оноя обители Покровскаго монастыря иконома монаха Павла (в) нашу обитель во епископы да благоволиши посвятити. И тако сим превысочайшим церковным членом нас ко исполнению божественных седьми тайнств возведши и от западных ересей, во вся концы разсеянных, и стужения униатскаго избавиши сею восточныя святыя церкве оградою, поставленным епископом, защитиши. О чесом сбудется пророка Божия Иеремии слово на Благородии вашем: Изводяй, рече, честное от недостойнаго, яко уста Моя будет; и паки другаго пророка Малахия речение: Изыде, рече, царь их пред ними, Господь же вождь их.

Такожде, а имянно о посвящении к нам во епископы и пан наш вельможный Халецкий, староста речицкий, Ваше Благородие Сиятельнейшее писанием своим усердно просит и онаго, посвященнаго к нам епископа, от всяких обид и нападок обещевает хранити и брещи, в чем обязует себе подписанием руки при письме, которое послано ныне к Вашему Благородию.

Тем же, ради многочисленных народа нашего душ христианских во изобретение, о благочестивейший христианский Господарь всемилостивейший, спостражди о многонародном спасении апостольски и роковождении ко царствию небесному. Аки Константин, Великий царь, о вселенском греческом народе, и Владимир князь о великороосийском, наставлении сотворили, подообразно в нашем прошении настоящем премудрою своею главою о народе христианском, весьма ищущих Господа и доброту чина апостольскаго, милосердие яви и моление наше не презри.

О чесом величество и власть Вашего премудраго о нас трудоположения и имя от Господа Бога будет благословенно и от ангел прославлено и от народа христианскаго в роды родов хвалимо и превозносимо во веки. Аминь.

К сему прошению Покровскаго монастыря игумен иеромонах Власий подписуюся, и с прочими иеромонахи и отцы и с братиею о вышеозначенном Ваше сиятельнейшее Благородие просим и, припад низостно, челом бием.

Февраля, 13 дня, 1731-го году.

 

Примечания.

1) Рукопись И. П. Б. О. I. 489. лл. 85—90. Здесь прошение имеет такую надпись: "Вторая из Ясс послана. Копия сия получена в Молдавии, в столичном граде Ясех, от дому Господарскаго".

2) Воде воеводе.

3) По Далю, щирый, юж. зап. истинный, сущий, истый, подлинный.

4) "Летопись Ветковской церкви" Якова Беляева упоминает "священноинока Игнатия", принятаго в раскол еще знаменитым Феодосием.

 

 

4. Послание (второе) молдавскаго митрополита Антония ветковским поповцам 1).

 

Антоний, милостию Божиею архиепископ и митрополит Сочавский и всея земли Молдавския, пречестный экзарх окрест речных краев 2).

Всем общеобретающимся в православии древняго обычаю святыя благочестивыя христианския веры всего духовнаго причта церковнаго и мирскаго сословия, сущим сыновом святыя восточныя церкви от мала даже и до велика, собранным в соборе вашем людем великороссийскаго народа: Благодать вам и мир и здравие и благословение архиерейское предпосылаем от смирения нашего, а от всемилостивейшаго Господа Бога желаем вам милость и спасение и утверждение во благочестии незыблемо во преумножении лет в пребывании благополучном.

Желаемое начертание любве вашея чрез посланных ваших, ныне уже вторицею к нам присланное, благодарно прияхом и силу дела паки разумевше, в нем же объемлется искомое прежнее прошение ваше, которое ваше желание благочестивейший Господарь обещался исполнити и ныне не отметается. Обаче по оному уговору, что тогда сказано, ежели сюды перейдете, коли всем невозможно, то хотя неколикое число зде обжиться в нашей земли. А ныне, ваша милость нам жадной рации на то не показуете, только свое прошение обновляете.

Тем же и мы, речь повторяюще, еще разсуждаем: ибо в чужем господарстве такова дела уставить не можно, есть бо правило преступно и архиерейскому уставу противно. К сему же вящше известившеся с книги Пращицы, друкованыя при Великом Петре, императоре всероссийском, присланной к нам с Москвы, в ней же зрим многое разглагольствие от святых Писаний о догматах святыя восточныя Церкви, право и непогрешно мудрствующе, в ней же и на вас многое подозрение обретается, чему мы, зело удивляющеся, в сумнение приходим немалое.

И известнейше убо уверилися быхом о истинне аще бы пребывание наше между вами было и ваше близко нас. Обаче мы на все тое (не) смотрим, ниже внимаем тому, видя вашу склонность и отрицание от таковых наносов, паче же в письмах ваших зряще толикое обещание и свидетельство под сумнением являемо, отеческою ревностию и любовию понуждаемы, всячески должны есмы тщание приложити, яковым способом возруководствовати вас ко исполнению и совершению святых церковных таинств, без них же тща есть спасения надежда.

Того ради, аще прежде и усугубленный труд вам мнехом быти посылати вас ко святейшим патриархом, ибо аще бысть сюды приехали были, мы бы зде дело ваше совершили были.

Но понеже сице вещь переменися, множайшие труды прибавишися. Благочестивейший же Господарь паки являет милость и показует путь ко спасению и иншим способом. Благоволите тех людей, их же изберете, с писмами своими ко святейшему вселенскому патриарху пришлите сюды, и благочестивейший Господарь обещается просительно о вас ко святейшим патриархом письмо написать, такожде и вси благородныя господа сенаторы обещаются; и тамо дело ваше усмотря, любо тамо совершат, или сюды к нам, приказавши, пришлют, и мы радостно, охотно труд восприимем и посвятится вам архиерей, совершен и титулом, им же святейший патриарх восхощет утитуловати.

И тако за помощию Божиею надеемся желаемое вами намерение  непогрешно получити, аще убо и вы обещаетеся во истинне стояти.

Благодать Господа нашего Іисуса Христа и любы Бога Отца и утешение святаго Параклита буди с вами всегда. Аминь.

 

Примечания.

1) Рукопись И. П. Б. О. I. 489. Лл. 90 об.—93 об. Здесь в начале послания есть приписка: "Против онаго прошения (т. е. господарю Григорию) ответствие".

2) В рукописи: плаев.

 

 

5. Сказание о молдавских раскольниках 1).

 

Было сие в лето 7250 (1742) году, вины ради сея. Бе в Молдавской земле боярин по реклу Чилибим, приехал в Сочавской повет преписывать людей по селам, и преписавши село Драгомир или Соколинцы и просивши с них гостинца; а гостинец сани чтобы хороши сделали. Они же не восхотели дати ему саней, что людей всех написали, а не потаили ни единаго человека, а боярину не за что давать гостинца. Той же боярин ждал неделю и другую, а в третью и сам приехал, с великим гневом и яростию, в село Драгомир, до атамана Якима, и повеле ему привести пред себя на лицо старцов. И старцы пришли к нему честно. Он же, преписав их белъцами, а не чернцами, колико их обрелося тамо, до господаря пишет челобитну: что обрел я в селах липованских 2) чернцов, промеж мужиками и женами живут, а не пострижены, сами на ся чернечество возложше ради... 3), а попов у их несть. Сея ради вины, услышавши Іо воевода, господарь великий Константин Николаевич 4), призывает от священнаго чина и от мнишескаго чина и мирскаго чина, атаманов всех сел, чтобы ехали все в Яссы, пред господаря, на собор. Тогда бысть у великаго господаря об нас собор: Ясской митрополит Никифор, и четыре епископа, и бояре, и весь синклит Его Величества. И мы тогда призваны были на собор той, и поклоньшеся его Величеству, и он нас стал вопрошати: для чего ваших попов и старцов мало пришло? И мы ему тогда отвещали, что наши попы и старцы (приезжали), а к твоему величеству доступить не могли вскоре, а харчиться нам стало нечем, и мы их отпустили домой, токмо оставили единаго старца отца Тихона. И по тому  вопросу тогда господарь стал нашу челобитну читать, а в челобитной написано было чтобы нам дани убавил и с старцев бы дани не брал, что они  платить не могут, и мы за них платить не будем, и они жить не будут, и мы без них жить не будем же. И господарь тогда нам так сказал: дань на вас, как положил, так и будет, и с старцев ваших дани не сложу, понеже вы неправославни. И по многом глаголании о данех, тогда начал господарь говорить к нашим старцам: дани с вас я не сложу, как бы вы были православни, якоже и аз, то еще бы и пожаловал. Тогда отец Тихон ему отвещал, что мы пришли когда в сию Волощину, в лето 7232, во дни господаря Іо, Михаила воеводы всея Молдавы, и прочих господарей, по нем бывших, даже и до твоего Величества, и никто же от них не изволил от нас дани брати, и за веру  не истязали. И тогда господарь сказал отцу Тихону: и я вас за веру не истязаю, ниже изгоняю: у меня есть люторы и калвины, и папесташи, жиды и армяны, и я хощу вас знати что вы такое? И отцу Тихону стал говорит: что ты? игумен ли ты, или иерей, и много ли под твоею властью чернцов? Тогда отвеща ему отец Тихон: я ни священник, ни игумен, но старец, живу при попе. Тогда господарь стал говорить Тихону старцу: женятся ли у вас чернцы? Тихон же отец отвеща ему: неподобно то естъ, еже чернцем женитися. Тогда говорит ему господарь: умееши ли грамоте и чтеши ли книги? И рече (Тихон): умею, Ветхий и Новый Завет могу читать. И паки рече ему господарь: вольно ли вам держать волы и кони? Отвеща: вольно, да нечем, у меня был един конь, и того продал. И потом господарь вопросил атаманов: сколько на котором селе старцов и людей? Тогда отвеща Феодор Андреев, а пореклу Мамонов: есть у меня на селе двадцать старцов да семьдесят бельцов. И рече ему господарь: то велико ли дело седмидесяти человеком заплатить за двадцать чернцов! И тогда вси атаманы поклонишася ему и стали говорить ему: мы не токмо за старцев платити, но и за себа не можем. Тогда он говорит отцу Тихону: в вас есть ереси, почто вы в нашу церковь не ходите? Как бы вы православнии были, и Петр бы вас царь из своей земли не выгнал. Отец же Тихон отвеща: нас царь Петр из своей земли не выгнал, но мы сами вышли. Тогда господарь говорит: мы с ним в дальнем разстоянии. И паки рече господарь: а в нашу вы церковь почти не ходите? Отец же Тихон рече: не смею Вашему Величеству о таковых вещех глаголати. Тогда государь выслал бояр всех вон, токмо оставил митрополита, да епископов, да седмь бояринов; и посем рече отцу Тихону: говори о всем, не бойся. Буде ваше право, то я к вам пристану, а буде за вами что явится недостатки, то вы к нам. Отец Тихон рече: понеже вы креститеся трема персты, мы же двема: тако, и воздвиже руку, руку свою показа ему, — двема персты. Господарь же единою рукою сложил три персты, а другою два перста сложил, и рече Тихону отцу: есть ли тако в Типиках и в книгах старопечатных напечатано? Отец же рече ему: есть тако напечатано святыми отцы како благословити, тако и креститися. Тогда господарь обратился к митрополиту и к епископам и рече им: есть ли тако от святых отец двема персты как благословити, так и креститися? Тогда митрополит отвеща, та же и епископы: есть тако в старопечатных книгах, тако повелевает. Тогда господарь рече Тихону отцу: сие ваша правда. И паки рече: будете ли вы ходити в нашу церковь? Тихон же отец рече: не будем. Господарь рече: чесо ради не будете? Тихон отец рече: за то, что вы в крещении обливаете, а мы погружаем. Тогда господарь подъял свою руку и кривляша ею трижды: мы тако обливаем. Тихон же отец сложил свои руки, рече: тако мы погружаем. Господарь же вопроси Тихона отца: что вы творите в крещении? Он же рече: "крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь". Тогда господарь говорит митрополиту, и епископам, и боляром своим: было ли тако? и есть  ли от святых отец — погружати, тако, якоже и они глаголют? Тогда митрополит смутися взором и изменися лицем своим и не возмогох отвещати словесе. Господарь же рече епископам: говорите! Тогда епископи отвещаша: тако в старопечатных книгах повелевает. Тогда рече им господарь: а вы чего смотрите? для чего вы не творите тако? Они же рекоша: мы и сами не знаем, откуду нам сие обливание зашло. Тогда рече им господарь: мы вольны в земли сей, и мы о семъ сделаем собор, и мы тако будем, якоже и они. Тогда господарь начат говорить Тихону отцу: будете ли вы в нашу церковь ходити? Отец же рече: не будем. Господарь же рече: чесо ради? Отец же отвеща: понеже  в книгах напечатано — не голить брад, а вы голите. Тогда господарь отвеща: сие обычай зашел, а я не голю, и иншии не голят. Тихон же отец рече: святии отцы таковых под клятву подлагают. Господарь же говорит митрополиту: есть ли тако писано, якоже они сказуют? Он же рече: есть тако, обретается. И тогда господарь к Тихону отцу рече: и в том вы правы. В нашу же церковь пойдете, или нет? Отвеща ему отец Тихон: како я в вашу церковь пойду причаститися с брадою, а вы будете без брад: не будет ли мне в том сомнения, — как прииму святых пречистых таин? Тогда рече господарь: добрые вы люди и по всему православнии. Токмо толико у вас сел — а попа единаго имеете, и тот стар: как он может вашу всю нужду исправити? Треба всякому хрястианину дважды во всяком году исповедатися и причаститися! Тогда отец Тихон рече: мы убо о сем прежде милости просили, но не знаем, за что не получили. Тогда рече господарь: мы сие можем дело сотворити: приимете ли от нас епископа по старопечатным книгам, по вашему намерению. Тогда отвеща отец Тихон: мы прежде о сем били челом, ныне же малолюдство, и люди грабленые. Господарь же рече: все от вас побрато 5), а вера от вас не отнята.

И потом ко атаманам рече: все ваше мирское дело отправлено, — вы идите. И мы вышли вон из палаты; токмо отец Тихон един остался. И тогда говорить стал господарь Тихону отцу: вы ядите ли страву 6) нашу? И отец Тихон сказал: ядим. Господарь же говорит: сказывают про вас, что когда наши люди приидут к вам в хату, и сядут на лавки, и вы после их лавки смываете. Тихон же рече: не точию ваш человек приидет, но хотя и турчин приидет, и тот по душа создан человек по образу Божию, токмо верою чужд. А то на нас есть клевета неподобная. И потом паки господарь говорит: сказывают про вас, что вы и мертвых сожигаете. Тихон же рече: то на нас ложныя речи. Тогда болярин Стурза говорить стал господарю: когда был господарь Григорий воеводою, тогда я был вистерником, и он мене посылал гробов их досматривать, и я видел, что у них добре погребают, по чину, а то на них все неправда. И прежде сего от них приезжали хорошие люди, и подарунки всякия даровали, и прошали себе епископа, и не ведаю, за что не позволили. Тогда говорит господарь Тихону отцу: вы хощете ли епископа? мы сие можем сотворить. Тихон же отец отвеща: мы прежде сего просили, а ныне как миряне хощут. Тогда господарь велел нас призвати в палату и почал нам говорить: треба ли вам епископа? И мы ему отвещали: мы к милости твоей пришли бить челом не о епископе, а о дани, чтобы ты пожаловал с нас дани сложил, и нам о сем совету не было, и мы зде хуждшия люди. Тогда господарь говорить стал: я вам писал чтобы приехали лучшие люди. Тогда атаманы отвещали ему: мы зде хуждшие и лучшие, все тут люди. Тогда господарь говорит нам: вот на колты 7) 18 червонцев и на 7 дней сроку; а вы посылайте от себе единаго, чтобы приехали старцев пять или шесть лучших людей и умных. И я вам поставлю епископа по старопечатным книгам, по вашему обыкновению, и будет вам глава, и будет вам освящати попов. И егда приидите и устроится дело сие, и я вам тогда и дани что ни есть облегчу. Тогда мы отвещали ему: не точию на седмь дней, но дай нам и на десять недель сроку, понеже наших людей большая часть обретается в Польше. Тогда господарь сказал нам: вот вам на два месяца сроку, и вот вам 18 червонцев: и протяг руку, подал отцу Тихону Драгомирскому. И мы потом поклонилися Его Величеству, и пошли из палаты вон, и пришедше в домы своя, начаша мерковати; и в том мерковании и срок прошел, и больше полугода пройде, а господарю смена пришла. А староверцам о епископе ничто же учинилося, и осташася в своем размышлении тщи.

При сей причине и волохи стали в крещении не обливати, но в три погружения младенцев своих крестити.

 

Примечания.

1) Рукопись Черниговской семинарии №144, л.л. 196—204. Полное заглавие "Сказания:" "Сказание о староверцах, живущих в земли Молдавской, как призваны были со всей Молдавы в Яссы пред господаря, и как вопрошены были о вере и как отвещали ему, и в кая лета приидоша жити на Волощину при господаре Михаиле и при митрополите Георгии всея Молдавы. А осаживал Тимофей Афанасьевич по реклу Соболев (а в пострижении наречен Тихон) в лето 7232-е (1724)".

Господарь Михаил Михаил Раковица, бывший господарем три раза (1701—1707, 1705—1708, 1716—1727 гг.).

Митрополит Георгий известен тем, что рукоположил (22 июля 1724 г.) в епископа известнаго Епифания, архиерействовавшаго потом у раскольников на Ветке.

2) Молдавское название русских раскольников, употреблявшееся впрочем, не в одной Молдавии. "Реляция о безбожной секте филипповцев, составленная на польском языке в 1756 году, говорит, что в Польше русские раскольники зовутся "филиппонами", по имени некоего Филиппа, перваго поселенца в Польше (Рукопись И. П. Б. Q. I. 92, л. 46, польская). Название "липоване" ученые и считают искажением названия "филиппоны"  (Субботин. История  Белокр. иерархии. т. I. М. 1874. Стр. 115—116, прим. 3). Впрочем, их понимание слова "филиппоны" в смысле указания на последователей известной безпоповщинской секты филипповцев названной "Реляцией" не оправдывается, да не соответствует и хронологии.

3) Одно слово здесь не разобрано.

4) Константин Маврокордато (1733—1735, 1741—1743, 1748 гг.).

5) Результат политики господарей-фанариотов, которые смотрели на свою должность, как на средство к личному обогащению.

6) Страва — пища.

7) Колты, по Далю, запутанныя дела, трудныя обстоятельства, хлопоты, работы.

Hosted by uCoz