Из сочинения Никиты Семенова: “Малый Образ Ересей, или 30 ересей”.

 

Ересь 1. Все (кроме ИПХс) отвратились наказания Св. Писания, повелевающаго бегати от Антихристова властодержательства.

2. Власть Антихристову признали и покорились, еже являет быти приятие Антихристовы печати, сиречь отступление. Вавилон и Египет мир назван, а они сами приступили к нему и прочих привлекли, противно Христову учению.

3. Описью себя заключили и тако отреклися свободы Евангельской, тогда как крестоносец должен быть вне мира.

4. Егда разсыпася рука священная и видимаго причастия несть, то остав церкве един чин жития девственнаго и детелию причащатися и вне мирских попечений приходити подобает по писанию; а они противно разумеют и действуют; того ради противницы благовестию, и не девствен­ницы, и без причащения обретаются одержимы.

5. В темном настоящем мире, сиречь падшем Вави­лоне противно пророчества, воспроповедали быти церкве и спасению; того ради убили истинное пророчество, а ложное ввели. Ложные пророцы к падшей вере привлекают. — Ник. Черн., лис. 21.

6. Нечестиву власть Антихристову за благую признали и тако чужую веру похвалили, а своей поругались.

7. Дань давать всякой власти возмудрствовали, а Св. Писание научает должная токмо отдавати, а не давати, а к сему властелину (Антихристу) брань имети показует. — Ник. Лис. 134 диавол-дань.

8. Печати Христова имени пред властию на себе не испо­ведали, но отступниче раскольническое на ся прияли, того ради отступницы и хульницы церкви и Христу, раскольником бо имя равно с еретиком, по писании Вас. Вел. (прав. 30 кормч.), святии, праведницы, не примаху сего имени: Гр. нач. л. 25, раскольник по лексикону отступник, и тако церковь отступницею нарекли, подобне и всех святых поругали. — Лис. 2117.

9. В 7-ое лето ио первой описи отреклися всего действа таин Христианских и похулили своеручными писании и купно с нечестивыми похулили и тако за сие к презлейшим отступникам причитаются, по Св. Писанию: Исаия гл. III, ст. 49; Христа отреклись. — Ник. б. лис. 2487.

10. Видя себя во власти Антихриста возмудрствовали быти вере и кроме устнаго исповедания в сердце и делех, а что и не исповедано, то по нужде, лестно рече по писанию: и закону применение бывает по нужде. Вся-же сия противо Св. Писания. Мертвая вера не исповедается устами.— Надгр. Вас. 25.

11. На криве писания толкующе о Антихристе и печати его, яко бы Антихрист не в церкви, ни на престоле, но во Иисусе, а печать его щепоть и крыж. Вся сия противно разумеют Духу Св. и не от Божескаго Духа. Ефрем рече: Показуя Бога себе; Ипполит: Во образе человечи; Анекдоты Петра I-го: Главою назвася. Такожде и печать его не щепоть и крест, не двуперстное знамение: крест десною рукою исправляшеся, сирячь деяниями десными. Антихрист же десная дела отсечет. От 1-я описи поклонение зверину образу наста.

12. Исповедашася с еретики быти вкупе, пишутся в их книги духовныя глаголюще: только бы дела того не творити и за сие богоотступная ересь, по писанию; Святии не тако научают. — Чет. Мин.

13. С нечестивыми в совет пришли в строении мирских дел. — Пс. 1.

14. Жертву дают диаволу строением храмов, даянием в строение храмов в прочия потребы. — Богосл. на Юлияна.

15. Прошение о позволении веры и прочих христианских действий и строения моленных домов: свободу Христовой веры отдали ратным в работу. — Маргар. сл. на Иудея 6-е. От жидов помощи просяще себе в посмех.

16. В человеческое имя нареклися и нарицаются до днесь противно Св. Писанию; и сие еретик быти показует и под клятвою. — Катихиз. бол. гл. 4.

17. Староверами и старообрядцами нареклися и сия не от Божия Духа, понеже вера Христова ничтоже старое имать, но присно юнеет и Христианом несть иных имен кроме Христова; того ради веру непотребною нарекли. — Злат. в нед. Фом. ветхая вера закон жидовен, а новая вера Христиан.

18. Богомолие за нечестивую власть яко за благочестивую исполнять заповедали приятием тропаря: отступники за сие. — Жит. Ал. Митр.

19. Браки кроме (без) иерейства умыслиша сводити: ересь блудодейная и пророчеству противная Спасову гласу, заповедающу крест носить; понеже священства несть и видимаго причастия, мысленна быти кроме, не возможно. — Корм. гл. 43.

20. Детей к нечестию браком приводят и без исправления за сие всякаго пребывают. — Соб. Лаод. пр. 10.

21. В начальство поступают с присягою и многое против закона обещаются исполнять с целованием Евангелия и креста, яко благочестивой власти служити верою и правдою и в том будучи, случается, и прочих к не­честию приводят; своих единоверцев в воины отдают. — Ипполит: Начала от бесов.

22. В нечестии воинскаго ига вси причастницы, аще и не собою, нанимают, все едино, еще и горше, еже вместо себя в нечестие послать и тако делом исполнить. — Барон. Хар.: брань, а они квитанции.

23. Со всяким еретиком горстьбу и пиршества творят, попов и градоначальников угощают, и в домы принимают и в корчмах ядят. — Иос. Волок.: не имети любы с еретики.

24. Девственное житие проходити глаголют, а с женским полом вкупе живут, такожде и жены с мужьями еретическим браком совокуплены родити попущают. — Гр. Богосл. в нед. Новую: прежняя жена зазорное лице.

25. Воскресные дни и праздничные попущают презирати, властных ради повелений и торгов и мирских управ, принадлежащих к землепашеству. — Запов. 4.

26. Городские жители в праздничные и табельные царские дни планки запаляют и свечи сальныя на окнах вкупе с нечестивыми позорище творят, а за позорищи проклятие. — Ник. Черног. 540, потребн. бол. лис. Стогл. 75.

27. Кровь животных ядят в сахаре и колбасах. — Кормч. л. 199.

28. Платье немецкое носят и власы не стригут (т. е. маковки). — Кормч. л. 389.

29. Житие проходят и смесишася со языки и навыкоша дел их, кроме всякаго образа Христова: Слепи их на­ставники еще и мзду берут за крещение и исповедь. — Кормч. л. 348.

30. Православных, не участвующих в нечестии с ними в сих ересях еретиками нарицают и Христовыми распинателями за неприятие от них крещения: того ради на Духа Святаго хулу возносят и противятся ему. — Макс. Гр. гл. 72.