Из
сочинения Никиты Семенова: “Малый Образ Ересей, или 30 ересей”.
Ересь 1. Все (кроме ИПХс)
отвратились наказания Св. Писания, повелевающаго
бегати от Антихристова
властодержательства.
2. Власть Антихристову
признали и покорились, еже являет быти приятие Антихристовы печати,
сиречь отступление. Вавилон и Египет мир назван, а они сами приступили к нему и
прочих привлекли, противно Христову учению.
3. Описью себя заключили и тако отреклися свободы Евангельской, тогда как
крестоносец должен быть вне мира.
4. Егда разсыпася рука священная и видимаго
причастия несть, то остав церкве
един чин жития девственнаго и детелию причащатися и вне мирских попечений приходити подобает по писанию; а они противно разумеют и
действуют; того ради противницы благовестию, и не девственницы,
и без причащения обретаются одержимы.
5. В темном настоящем мире, сиречь падшем
Вавилоне противно пророчества, воспроповедали быти церкве и спасению; того ради убили истинное пророчество, а ложное ввели. Ложные пророцы к падшей вере
привлекают. — Ник. Черн., лис. 21.
6. Нечестиву власть Антихристову за
благую признали и тако чужую веру похвалили, а
своей поругались.
7. Дань
давать всякой власти возмудрствовали, а Св. Писание
научает должная токмо отдавати, а не давати, а к сему
властелину (Антихристу) брань имети показует. — Ник. Лис.
134 диавол-дань.
8. Печати Христова имени пред властию
на себе не исповедали, но отступниче раскольническое на ся
прияли, того ради отступницы и хульницы церкви и
Христу, раскольником бо имя равно с еретиком, по писании Вас. Вел. (прав. 30 кормч.),
святии, праведницы, не примаху
сего имени: Гр. нач. л. 25, раскольник по лексикону
отступник, и тако церковь отступницею нарекли, подобне и всех святых поругали. — Лис. 2117.
9. В 7-ое лето ио
первой описи отреклися всего действа таин Христианских и похулили своеручными писании и купно с нечестивыми похулили и тако за сие к презлейшим
отступникам причитаются, по Св. Писанию: Исаия гл.
III, ст. 49; Христа отреклись. — Ник. б. лис. 2487.
10. Видя себя во власти Антихриста возмудрствовали быти вере и кроме устнаго
исповедания в сердце и делех, а что и не исповедано,
то по нужде, лестно рече по писанию: и закону применение бывает по нужде. Вся-же сия противо Св. Писания. Мертвая вера не исповедается устами.— Надгр. Вас. 25.
11. На криве
писания толкующе о
Антихристе и печати его, яко бы Антихрист не
в церкви, ни на престоле, но во Иисусе, а печать его щепоть и крыж. Вся сия
противно разумеют Духу Св. и не от Божескаго
Духа. Ефрем рече: Показуя Бога себе; Ипполит: Во образе человечи; Анекдоты Петра I-го: Главою назвася. Такожде
и печать его не щепоть и крест, не двуперстное знамение: крест десною рукою исправляшеся, сирячь деяниями десными. Антихрист же десная дела
отсечет. От 1-я описи поклонение зверину
образу наста.
12. Исповедашася
с еретики быти
вкупе, пишутся в их книги духовныя глаголюще: только бы
дела того не творити
и за сие богоотступная
ересь, по писанию; Святии не тако
научают. — Чет. Мин.
13. С
нечестивыми в совет пришли в строении мирских дел.
— Пс. 1.
14. Жертву дают диаволу
строением храмов, даянием в строение
храмов в прочия потребы. — Богосл.
на Юлияна.
15. Прошение
о позволении веры и прочих христианских действий и строения моленных домов: свободу
Христовой веры отдали ратным в работу. — Маргар. сл. на Иудея 6-е. От жидов помощи просяще себе в посмех.
16. В
человеческое имя нареклися и нарицаются
до днесь противно Св. Писанию; и сие еретик быти показует и под клятвою. — Катихиз. бол. гл.
4.
17. Староверами
и старообрядцами нареклися
и сия не от Божия Духа, понеже вера Христова ничтоже старое имать,
но присно юнеет и Христианом несть иных имен кроме
Христова; того ради веру непотребною нарекли. — Злат. в нед. Фом. ветхая вера закон жидовен, а
новая вера Христиан.
18. Богомолие за
нечестивую власть яко за благочестивую исполнять заповедали приятием
тропаря: отступники за сие. — Жит. Ал. Митр.
19. Браки
кроме (без) иерейства умыслиша сводити: ересь блудодейная и
пророчеству противная,и
Спасову гласу, заповедающу крест носить; понеже
священства несть и видимаго причастия, мысленна быти
кроме, не возможно. — Корм. гл.
43.
20. Детей к нечестию браком приводят и без
исправления за сие всякаго
пребывают. — Соб. Лаод. пр.
10.
21. В начальство поступают с присягою и многое против закона обещаются исполнять с целованием Евангелия и креста,
яко благочестивой власти служити верою и правдою и в
том будучи, случается, и прочих к нечестию приводят; своих единоверцев в воины отдают. — Ипполит: Начала от бесов.
22. В
нечестии воинскаго ига вси
причастницы, аще и не собою, нанимают, все едино, еще и горше, еже вместо себя в нечестие послать и тако
делом исполнить. — Барон. Хар.: брань, а они
квитанции.
23. Со всяким еретиком горстьбу
и пиршества творят, попов и
градоначальников угощают, и в домы принимают и в
корчмах ядят. — Иос.
Волок.: не имети любы с
еретики.
24. Девственное житие проходити
глаголют, а с женским полом вкупе живут,
такожде и жены с мужьями еретическим браком
совокуплены родити попущают.
— Гр. Богосл. в нед. Новую: прежняя жена зазорное лице.
25. Воскресные дни и праздничные попущают презирати, властных ради повелений и торгов и мирских управ,
принадлежащих к землепашеству. — Запов. 4.
26. Городские жители в праздничные и табельные царские
дни планки запаляют и свечи сальныя
на окнах вкупе с нечестивыми позорище творят, а за позорищи проклятие. — Ник. Черног.
540, потребн. бол. лис. Стогл. 75.
27. Кровь
животных ядят
в сахаре и колбасах. — Кормч. л. 199.
28. Платье
немецкое носят и власы не стригут (т. е. маковки). — Кормч.
л. 389.
29. Житие проходят и смесишася
со языки и навыкоша дел их,
кроме всякаго образа Христова: Слепи их наставники еще
и мзду берут за крещение и исповедь.
— Кормч. л. 348.
30. Православных, не участвующих в нечестии с ними в сих ересях еретиками нарицают и Христовыми распинателями за неприятие от них крещения: того ради на Духа Святаго хулу возносят и противятся ему. — Макс. Гр. гл. 72.