Подготовительные материалы (выписки из священного писания, отцов и учителей церкви, духовных писателей, печатных изданий исторических и канонических памятников и решений страннических соборов) к сочинению, опровергающему учение Феодора Михайловича о необходимости равенства в управлении церковью.

[Ок. 1915 г. Из библиотеки страннического скита в д. Залесье]

 

Глава 1-я.

Апостол Петр, в апостолех первыи, старейшии и начальник всему лику апостольскому.

 

Петра избраннаго между апостолами.

 

Кормч. греч. Пр. 13. Петра Александр. Изд. 1884 г. стр. 66.

Да воспомянут избраннаго между апостолами Петра.

 

Кириллова. послание 4. Мелет. лист 455 об. и 456.

Глаголет бо Августин  о блаженном Петре, яко первыи бяше в чину апостольском. А еже убо чина бе апостольскаго, никтоже о сем пререкует, ниже сопротивляется. Аще и первыи бе, и един от апостол. Темже аще и первому римскому быти изволяем, но всяко яко брату.

 

Благовест. Евангелие, от Луки. зач. 108. лист 233, сверху.

Понеже учеником старейшинство имея отвергся мене, восплачеши и в покаяние приидеши утверждая и прочыя. Ниже: Ты бо о Петре, обращся, добр указ будеши всякому покаянию. и никтоже верующих в мя, отчается, на тя взирая, апостола убо суща перваго всем отвергшася, и вселенней учительство приимша покаяния ради.

 

Петр всему лику апостол начальник.

 

Благовест. Евангелие от Иоанна. зач. 64. лист 307. и обор. сущее.

Понеже убо конец имяше с ними обеду, Петрови паству вселенныя овцам поручает, не иному же, но Петрови сие дает. прежде убо яко всех лучшу же и мудрейшу, яко всему лику апостольскому начальнику. потом же являя ему, яко достоит на се дерзати, зане по отвержении помилован и отвержения убо напоминанием, ниже поносим.

 

Петр верхов., уста всех апостолов, глава того братства.

 

Твор. св. Иоанна Злат. том 6. книга 2-я. П-Б 1900 г.. стр. 571.

Таков был Петр, верховныи в сонме, их, уста всех апостолов, глава того братства предстоятель всей вселенней, основание церкви, пламенно любившии Христа.

 

Петр первыи в судиях.

 

Соч. Максима Грека. часть 1. Казань 1859-60 гг. /1894 г. часть 1. стр. 158/.

О Петре, Христовы церкве основание, иже превыспренних сокровищ ключарь, иже огнеумных богословцев крайнейшии верх иже по первому первыи в судиях.

 

Петр на Иеросалимском первыи.

 

Книга О вере. глава 17. лист 148.

И Петр же паки на том Иеросалимском соборе, яко первыи апостол содержал место вышшаго седания, властелинское. Видением самого престола Ияков имел, яко епископ града того.

 

Петр удерживая первенство, на всю вселенную.

 

Деян. вселенских соборов. том 7. Изд. 2. Казань 1891 г. стр. 79. Деяние 2.

Кафедра святаго Петра, удерживая первенство, блистает на всю вселенную и есть глава всех церквей Божиих. Поэтому он ... никогда не оставлял первенства, но всегда удерживал и удерживает его.

 

Глава, 2-я.

Папа римскии патриарх всей вселенней.

 

Стих 1-й.

Главою всех церквей ... /и/ вселенскою.

Деян. вселен. соб.  7 соб. Том 7. стран. 147. Послан. Андреяна к императорам.

 

Стих 2-й.

Вселенскому Архиепископу Рима.

Деян. 4-го Всел. Соб. том 3. стран. 571. Записка Феодора диакона папе Льву. 484 г.

 

Стих 3-й.

Святейшему и блаженейшему вселенскому патриарху Великаго Рима Льву.

Деян. Том 3. стран. 582. Записка Афанасия пресвитера Александрийскаго.

 

Стих 4-й.

Вселенскому Архиепископу Льву.

Деян. 4-го Всел. Соб. том 3. стран. 575. Записка Исхириона диакона.

 

Стих 5-й.

Святейшему и блаженнейшему вселенскому Архиепископу великаго Рима Льву.

Деян. 4-го Вселен. Соб. Том 3. стран. 588. Записка Софрония.

 

Стих 6-й. /Вселенскому/

Господину Иоанну великому первосвященнику и вселенскому папе нижайший Анастасий.

Деян. 7-го Вселен. Соб. Том 7. стран. 46. 3 предисловие.

 

Стих 7-й. /Папа над всеми/

Православному Сильвестру епископу и папе ... великаго града Рима ... узаконополагаем власть имети на изряднейших четырех престолех ... т. е. надовсеми Арзхиереами и священники, иже всей вселенней.

Кормч.. слав. напеч. в Москве 7. г. лист 1

Иже во царех перваго христианина бывша, святаго и блаженнаго и равна апостолом: великаго царя Константина, повеление его царьское содеяно и дано святей и соборней и апостольстей церкви.

Во имя святыя и нераздельныя Троицы, Отца являю, и Сына, и Святаго Духа. Царь кесарь Флавии Константин ... святейшему и блаженнейшему отцу отцев поднебесныя православному Сильвестру епископу и папе превысочайшему великаго града Рима: и всем сущим по нем преемником, святителем православным имже на седалищи блаженнаго Петра даже до скончания века седящих. Ниже: лист 6.

И еще не уставляюще узаконополагаем власть имети на изряднейшем четырех престолех: Константинопольскаго глаголю, и Александрийскаго, и Антиохийскаго, Иеросалимскаго. Еще же и на всех иже по вселенней Божиих церквей, и по временом той священнейшей и святой Римской церкви сущаго святителя высшаго быти, и властелина надовсеми архиереи и священники иже по всей вселенней. но и вся о ихже достоит попечение имети божественней службе  и крепости и утвержению християнския веры сего судом устроятися достойно бо главе начальство святаго имети закона, идеже святых законов, законоположи Спаситель наш, блаженнаго Петра апостольскии устави послашание имети престол, идеже крестную страсть чашу испив подобник своему Владыце быв, и тамо до скончания века и всегда поищут учителя идеже святое почивает учителево тело. Ниже: лист 10.

Ащелиже кто силою или неверием или гордостию преобидник будет о сих вечными да объят будет осуждении; и онех да подобает томлением, и обрящет тогда себе сопротивных святых Божии и начальных апостолов Петра и Павла. и в настоящем убо житии и в будущем. и да в преисподнем аде мучим будет. и да исчезнет со диаволом, и со всеми нечестивыми.

 

Стих 8-й. /Папа глава всех/

Римский папа первый ... и верх, и глава всех, и крайний Архиерей.

Книга святаго Симеона Солунскаго. глава 23. лист 40 оборот.

Клирик.

И како тии владыко о себе самых велехвалящеся глаголют, яко иде у них папа, первыи иных есть, наипачеже же един первыи. и вся яже от него потребно быти приимательно, и яко от самого верховнаго Петра, и яко кафолическая едина еже у них церковь, яко сущи иных первыя, того ради и себе самыя едины тии кафолики нарицают и не иныя. и иными некиими кичатся подобными. Ниже: лист 41.

Якоже глаголати латином, перваго быти римскаго, противо глаголати не нуждно, ниже привреждающо сие церковь есть, да покажем тому того в вере суща Петрове, и преемников Петровых. и вся да имать яже Петра, и первым будет и верх, и глава всех, и крайний архиерей ибо сие о сущих по временех патриарсех Римских писася. и апостольский сей престол; и иже на нем православия держащихся архиерей преемник глаголется Петров. и никтоже правая мудрствующих же и глаголющих, в сих противоречем; понеже и вторыи синод равныя старшинства Константинопольскому дая, перваго быти Римскаго могуща быти, втораго же по оном быти, и четвертыи же Христа тойже воззиждая канон, подобная о старшинствах Римскаго же и Константинопольскаго глаголет. И самого же Льва, иже послание написа синоду. Апостольскаго глаголю, еже синода отцы и яко Петровы приимати того гласы, и столп православия послание того наименоваша. и иже шестаго синода и седмаго и прочии. Апостольскии престол той именуют. и мы не разоряем Апостольских престолов, да будет токмо православия Сильвестрова же и Агафонова, Львова и Ливериева и Мартинова и Григориева преемник Римский, и тако Апостольскаго того и перваго иных речем Архиереов и подчинение тому дадим не яко Петру токмо, но яко самому Спасу. Аще же не есть преемник верою святым онем, ниже преемник престола, и не токмо не апостольскии, и не первыи, ниже отец, но и противник и губитель. и апостолов будет ратник.

 

Глава 3.

Константинопольский патриарх над всеми христианами, и называется вселенскии.

 

Стих 1-й. /Констан. над всеми христианами/

Патриарх Филофей пишет: Я общий отец от Бога поставленный для всех повсюду находящихся христиан.

Памятники древле-рускаго каноническаго права. час. 1. №16. в приложении стран. 98. и 100.

 

Стих 2-й. /Предстоятель всей вселенной/

Патриарх Филофей пишет: Я предстоятель всех, по всей вселенной находящихся християн общий отец и учитель.

Памятники древле-руск. канонич. права. час. 1. Прилож. №18. стран. 100. ниже: стр. 112.

 

Стих 3-й.

Филофей Константинополя вселенский патриарх.

Памятники древле-руск. канонич. права. час. 1. В прилож. №23. стран. 134.

 

Стих 4-й.

Патриарх Филофей пишет: Нашу мерность Бог поставил пастырем всей вселенной.

Памятн. древле-руск. канонич. права. час. 1. В прилож. №25. Грамота 1371 г. Патриарх Филофей. стран. 142.

 

Стих 5-й.

Патриарси Константинополя града от церкве и от царей нарицаются патриархами вселенскими, еже есть отцами отцев всего света.

Кн. О вере. гл. 19. лис. 172 об.

 

Стих 7-й.

Патриарху Константиня града титул ... вселенский патриарх.

Кн. О вере. глава 19. лист 173 обор.

А патриарху Константиня града титул правильныи таковыи. Всесвятейший имярек, милостию Божиею Архиепископ Константинопольский. новаго Рима, и вселенский патриарх.

 

Глава 4-я.

Предков избирались старейшие над всею церковию т. е. над всеми християнами.

 

Стих 1-й. /над всеми христ./

Родион Михайлович. с Анфиногеном Ивановичем. Имели должность всего христианства потомков Евфимиевых, скончался в 1840 г. (75 лет тому назад. История Пятницк. Изд. П-Б. 1884 г. Стран. 12. /Кисельк. лист 20 об. и 21./

 

Стих 2-й. /над всею братиею/

1840 г./ По кончине Родиона Михайловича поставлен бысть /Михайло Андреанович/ отцем и правителем над всею братиею.

История Пятницк. изд. П-Б. 1884 г. стр. 14. /Кисельк. лист 23 обор./

Потом и присоединился Михайло Андреевич к ним. Паки его окрестили, а не почли в его  в лесах бывшее крещение. Итак Михайло начал от силы в силу приходить и по кончине Родиона Михайловича поставлен бысть отцом и правителем над всею братиею.

Ниже: /Кисельк. лист 30 об. (18.)/

Понеже тогда в лето 1840 года в действии бысть предстательствующии над братиею сих потомков Евфимиевых Михаил Андреев.

 

Стих 3-й. /один над всеми старший/

По этим статиям ... должен управлять один над всеми старший ... на должность был избран сам Никита Семенов.

История Плотникова. Изд. 5. П-Б. 1905 г. стран. 94.

По этим статьям всеми делами странников должен управлять один над всеми старейший, вроде патриарх, и ему должни повиноваться все странники. Для всех странников должна быть одна общая касса, в которую должна поступать милостыня благотворителей, но распоряжаться ея имеет право только главноуправляющий делами странников. Затем, для областей или больших городов, должен быть старший, вроде епископа, А для каждой отдельной общины вроде презвитера. На должность главы общины /патриарха/ был избран Никита Семенов.

 

Стих 4-й. /Ром. Л. над всеми/

Первый старейший надовсеми Роман Логинов.

Соборное постановление о перемещении Екатерины Герасимовны в 7408 г. мая 15-го, подпись Романа Логинова. Копия.

 

Стих 5-й. /Роман Логин. надовсеми/

Первыи старейший надовсеми Роман Логинов.

Соборное постановление о смещении Саввы Анисимовича в 7408 г. мая 17-го в подписи.

 

Стих 6-й.

Роман Логинович надовсеми старшими.

Соборное определен. Р. Л. 7402 года, месяца июня, 21-го числа.

Состоящий собор, из числа, старейшии братии, стран, и пределов, и по случаю смерти старшаго брата блаженныя памяти, Никиты Семеновича, и посему случаю наша православная церковь имела состоять вдовствующею. Но по указанию божественнаго закона, быть церкви безглавною решительно невозможно, и будет незаконно, и преданию православной церкви будет нарушительно. И посему мы все, старейшие братия, находим себя вынужденным по требованию божественнаго закона, избрать и определить старшаго брата в пример и подобие над областными, митрополитами. И посему мы всесоборне старейшия братия, и по чистой нашей совести, и любви, определяем брата Романа Логинова. Быть ему старшим братом надовсеми старшими братиями, в подобие над областными митрополитами, и быть ему первому, в числе старших братии во соисполнение предания православною церковию о благочинии содержащагося во святом писании. И еще ко оному вышереченному брату Роману Логиновичу, в соучастие и помощником, второю личностию, определяем брата Фому Ивановича по указанному во святом писании при двух или триех свидетелех да станет всяк глагол истинен и прочая.

А что касательно о порицании папежством, наших православных превышающих старших братии, со стороны раскольников по ихней грубости и неведению и тупому понятию, за неясность выражении лежащих в статиях считаем нужным и требовательным во отражение, им, в сем определении именословно пояснить, касательно о подсудности превышающих наших братии православной церкви. И посему мы братия, соборне даем право брату Фоме Иванову. в случае касательных каких либо, противозаконных проступков относительных в словесности, или по нравственности, старшаго брата Романа Логиновича, и сей вышереченный брат Ф. И. может в духе кротости, /и не лишне бы и с соучастием и другаго еще брата хороших правил/ произнести, первое и второе увещание, А в случае по увещании непоправности, и тогда может собрать собор, областных старших братии, и произвести суд над превышающею личностию, Р. Л. по примеру и подобию судопроизводства над патриархами, по силе указаннаго в предании православной церкви и прочее.

И к сему определению своеручно и подписуемся. И так чтобы быть посему вышереченному в соисполнении, своеручно смиренный и старший брат Роман Логинович подписуюсь.

Фома Иванов подписуюсь. И прочии мнози.

 

Стих 7-й. /Корнилий над всею церковию/

Вместо ... отца Романа Логиновича,.. /соборне/ определяем почтеннаго старца Корнилия Петровича, для управления всею нашею православною церковию:

Определение Корнилия Петр. 7409 г. сентября 1-го.

Состоявший Ярославском пределе собор из всех старейших, областей и пределов: мы все старейшие, присутствующии на сем соборе, и прочия братия все сообща и единогласно по окончательному решению, и святой Божией воле, посредством даннаго жребия: избрали, в преимущаго пастыря всей нашей православной церкви, вместо бывшаго блаженной памяти отца Романа Логин. И определяем почтеннаго старца Корнилия Петр. для управления всею нашею православною церковию. И еще на сем соборе все старейшие братия сообща и единогласно, избрали и определили, быть второй и третьей личностями, т. е. помощника Корн. Петр. почтенных двух старцев, Александра Вас. и Александра Григ. для помощи во управлении всего нашего православнаго братства, состоящими православнаго нашего исповедания, и быть по сему определению, необходимо. И не нарушимо и к сему определению мы все старейшие, присутствующие на соборе, во удостоверение своего полнаго согласия все своеручно и подписуемся.

Первый и старший надо всеми Корнилий Петров. Первый помощник согласен к сему Александр Васильев. Вторый помощник сему согласен Александр Григорьев. И прочии вси.

 

Стих 8-й. /Александр Вас. надовсеми/

/После Корнилия Пет. собором/ избрали и определили в преимущаго старейшаго Алекс. Вас. Для управления над старейшими областей и пределов во всех ... братствах имеющих быть.

Определение Александру Вас. в 7418 г. август 21.

Божиею милостию состоявшиися преимущий собор в Вичуговском округе из числа преимущих помощник и предельных старейших с помощниками. И на сем соборе по общему согласию избрали и определили в преимущаго старейшаго Алекс. Вас. Для управления над старейшими областей и пределов во всех православных братствах имеющих быть во всей России. Которые должны повиноваться сему преимущему старейшему без всякаго прекословия согласно закона Божия. А в случае какого либо своевольнаго сопротивления сему преимущему старейшему то должны быть по закону Божию и священным правилам наказаны.

Во удостоверение к сему определению с полнаго нашего согласия своеручно и подписуемся: Преимущии старейшии Ал. В. Помощник преимущему старейшему Фом. Вас. Ал. Григ. и проч.

 

О преимущей власти.

 

Стих 1-й.

Бог благоволил быть в человеческих обществах единовластию.

Бог установил небеси и начала и власти и преимущества

Твор. Преп. Ефрема Сирина. Часть 1. Изд. 4. Ч. 1895 г. сл. 7. Стран. 150. /изд. 5. 1908 г. стран. 148/

Для сего то Бог установил начальства и власти. Ибо на небесах, хотя все будучи служебными духами нетленны и безсмертны. Однакоже Бог не благоизволил, чтобы все состояли в одном чине; напротив того установлено, чтоб и у божественных, и у нетленных служителей были начала, власти и преимущества; и каждый из них не выступает из своего чина, так что все у них происходит определенным порядком и способом.

 

Стих 2-й.

Единовластный Господь благоволил, чтобы и в человеческих обществах было единовластие.

Добротолюбие в руск. Пер. Феодора Студ. Том 4. Изд. 2. М-ва 1901 г. Наставление 18. стран. 92.

1/ Относясь к эконому, как к самостоятельной власти, вы вводите двоевластие и разделение; а при разделении власти царство не станет. – 2/ Я весь принадлежу братству; другаго и не требуется. – 3/ Единовластный Господь благоволил, чтобы и в человеческих обществах было единовластие. /1, 45/. 1/Не знаю, по невежеству или по невниманию, или по зломудрию, ставите вы эконома к безъчестию моему, часто: «еслиб был тут эконом, то такое-то дело не было-бы так сделано, а гораздо лучше. И где этот эконом; как бы он на это възглянул;» - И это говорится в уши мне. Иные же прибавляют: «подожди подожди. Вот эконом все это исправит и уладит». – Но так ли сему подобает быть; и хорошо ли это для него, для меня и для вас; Себя вы показали исчадиями непокорливости, и его – способным выступить за пределы своего чина и власти, меня – поступившим не по намерению Божию, а по плотскому влечению, т. Е. по пристрастию и излишнему благоволению к брату. Не видите ли, что таким образом вы вводите двух господ, двух владык, два начала. Глас же Господа нашего Исуса Христа изрек, что царство, разделившееся нася, не станет /Матф. 12, 25/. Двоевластие уже и многовластие есть; Зачем же сами на себя навлекаете беду, не стоя в мере своей и в чину своем како подобает, и того отклоняя от должнаго;

Ниже: стран. 93.

3/ Един есть Господь и законоположник, как написано, одна власть и одно богоначалие над всем. Это единоначалие, источник всякой премудрости, благости и благочиния, простираясь на все, от благости Божией получившия начало: твари, без произволения их, дано по подобию Божию устроять, в порядках жизни своей, произвольной, только одному человеку. Ибо божественный Моисей, в описании происхождения мира, из уст Божиих нашедшее приводит слово: сотворим человеки по образу нашему и по подобию /Быт. 1, 26/. Отсюда учреждение между людми всякаго начальства и всякой власти, особенно в церквах Божиих: один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре, и в мирской жизни, если хочешь послушать, один царь. Один полководец, один капитан на корабле. И если б во всем этом не управляла всем воля одного, ни в чем не было бы строя и порядка, и не на доброты это было: ибо разноволие разрушает все.

 

Стих 3-й.

Всяко благочиние и согласие дотоле, донележе к единому начальнику держатся общее всех благопокор.

О постничестве. Васил. Вел. кн. 1. лист 10 об.

Зрех убо всяко множество благочиние же и съгласие дотоле исправляемо, донележе к единому некоему начальнику держится общее всех благопокорение. всяко же несогласие и растроение, на много начальство от безначальства сотворяемо. аз же видех некогда и пчельное множество, законом естества воеводствуемо. и последующе благочине своему царю.

 

Стих 4-й.

Всяко благочиние дотоле, донележе к единому держатися.

Книга Истины показание. Сочинен. Зиновия мниха. Изд. Казань. 1863 г. гл. 37. Стран. 589-90. Ниже:

Показуя, яко единоначалие добро и полезно есть, и сему повсбду видети, безначалие и многоначалие зло и пакостно есть, яко егда ко единому началу вси вкупе и взирают и покаряются, тогда вся добру исправляются несущу прекословию, ни распрению; внегда же приникнет прекословие, ту и распря, а идеже распря, ту и непокорение, идеже непокорение, тамо от начальствующаго отложение есть, растояние же ради несогласия, имже показуется, яко не имут начальствующаго, егоже ради несогласие и разстояние.

 

О ставропигии.

 

Кормч. полных переводов. св. апостол. пр. 13 [31?]. толк. Вальсам. стран. 56. Ниже:

Местные митрополиты и епископы негодуют против тех, которые домогаются учреждения патриарших ставропигий в их пределах. Посему некоторые из них и притом многократно обращались к царям и патриархам с просьбами отменить дарование патриарших ставропигий! указывая на то, что ищущие ставропигий и подающие о том просьбу вселенскому патриарху, их самих не удостаивают и слова. Но таковые просители не были удовлетворены. А когда просящие отмены ставропигий просили принести им, правила, дозволяющие выдачу таких ставропигий, то со стороны святейшей великой церкви прямо отражено было нападение их (т. е. митрополитов и епископов) указанием на долговременный церковный, неписанный обычай, который с незапамятных времен и поныне имеет в церкви силу правил.

(и другое толкован. Вальсамона. стр. 57.)

 

О святом апостоле Петре, свидетельства от божественнаго писания, что он был начальником и главою над 12-ти апостолами. Зрите о том в сих местах.

 

Христос Петрови паству вселенныя поручает, яко всему лику апостольску, началнику.

Книга Благовестное Евангелие от Иоанна. зачало 67. в толк. лист 307.

 

Апостолом начальник Петр.

Апостол толковый. зач. 24. лист 67 обор. толк. Дидимово.

 

Господь избрал Петра началовождем, своих учеников.

Творения св. Епифания Кипрскаго. часть 2. на ересь 51. стран. 369-370.

 

Петра Господь своим оцам предлагает пастыреначальника.

Октай. глас. 1. светилен. 11. лист 439 об.

 

Первоначальник апостолов Петр.

Деяния всел. собора. том 7. издан. Казань. 1899 г. стран. 320.

 

Петр апостолом первоначальник.

Минея служебная, июня 29 день. служба св. апост. Петру и Павлу на великой вечерни стих 1. глас 2. лист 293.

 

Петр большия чести ... и верх и начальник им.

Преподобнаго Максима грека. часть 2-я. Казань 1860 г. Слово 44. стран. 445-6.

 

Апостол Петр верховным и начальнейшим, над всеми последователями Христа.

Преп. Макс. грек. часть 1. С-Лавра. 1910 г. Слово 44. стран. 282-3.

 

К церкви равночестни все бяху, священное же их двоенадесятницы блаженный Петр начальствоваше.

Русск. историч. библ. том 7. П-Б. 1882 г. О един. вере. Васил. Острожск. 1588 г. стран. 754. и ниже зде пишет, иже по вселенной церквам под единым быти началом.

 

Петр честный верх богословцем началник.

Минея служеб. август 19. На Господи возвах. слава и ныне. глас 4. лист 247. август 15. лист 255 об-256.

 

Это сохранил неповрежденным, камень Веры, корифей апостолов.

Деян. вселен. соб. том 6. издан. 2. Казань 1882 г. стран. 265-я.

 

Корифей гр. голова, начальник хора, передовой человек.

Новый словотолкователь Карташева. М-ва 1882 г. стр. 649-я.

 

По учению св. отцов св. апостол Петр глава апостолов, но не удельный и монарх по естеству как сам Христос. а по благодати, Петра главою апостольскою Златоуст называет, но не удельный и монархом.

Полинодия Захария Копыстенскаго. часть 1. разд. 1. артикул 9. стран. 911.

 

Апостол основание и глава по благодати, а не по естеству.

Катих. большой. глава 28. лист 131 обор.

 

По естеству основание и глава сам Христос.

Кн. больш. Катих. глава 27. лист 127 и ниже обор.

 

Петр глава апостолов.

Твор. св. Иоанна Златоуста. том. 6. П-Б. 1900 г.

 

На слова Авраама, положи руку твою. стр. 396. §2.

 

Петр глава в лике апостолов.

Твор. св. Иоанна Злат. том 7. на Матф. Бес. 54. §1.

 

Столп церкви, основание веры, глава собора апостолов.

Твор. св. Иоанна Злат. том 5-й. стран. 656. §5.

 

Таков был Петр, верховный в сонме их, уста всех апостолов, глава того братства, первостоятель всей вселенной, основание церкви.

Твор. св. Иоанна Златоуста. том 6. П-Б 1900 г. стран. 571.

 

Из 12-ти апостолов, избирается один ... чтобы поставить главу, уничтожить повод к расколу.

Твор. блаж. Иеронима. часть 4. Киев. 1880 г. стр. 171.

 

Кифа (Петр) сама глава апостолов.

Твор. преподдоб. Ефрема Сирина. часть 7-я. К галатам, глава 2. ст. 9-14. стран. 161.

 

Кафедра св. ап. Петра, удерживая первенство, блистает на всю вселенную и есть глава всех церквей Божиих.

Деян. 7-го всел. соб. том 7. Издан. Казань 1891 г. Послан. Андреяна папы римс. стр. 79. (147).

 

А святый Григорий, называемый Великим, так говорит. Апостол Петр стал первым членом церкви соборной; Павел же, Андрей, Иоанн что иное были, как главы отдельных церквей.

Апокрисис Христофора Филалета. Киев 1870 г. часть 7. глава 1. стран. 141.

 

Голова есть первым членом, и она господьствует над всем телом.

Твор. св. Иоанна Злат. том 11. К ефес. Бес. 10. стр. 90.

 

Апостол Петр главою всех апостолов.

Письма блаж. Феодорита. Письм. 86. стр. 102. Сергиев Посад 1907 г.

 

Петр первый из апостолов, глава сонма учеников.

Твор. св. Иоанна Златоуста. том 7-й. П-Б 1907 г. Слово к тем котор. соблаж. ... нечес. глава 17. стр. 538-539-я.

 

Св. апостол Петр, начальник над всей вселенней, и над апостолами, но не монарх.

 

Бог попустил Петру пасть, так как его намерен был зделать начальником на всей вселенной. Зри.

Твор. св. Иоанна Злат. том 12. стран. 289.

 

Самим Искупителем мира дано первенство и власть над всем миром блаженному апостолу Петру.

Деян. вселенс. соб. том 7. стр. 74. (148).

 

Из двенадцати избирается один (Петр) чтобы поставить главу, уничтожить повод расколу.

Твор. блаж. Иеронима. часть 4. стран. 177.

 

Петр корифей и первоверховный над прочими;

Кн. твор. св. Кирилла Александрийскаго. час. 15. стран. 295-6-я.

 

Петру первенство над ученики ввери.

Добротолюб. часть 2. Калиста и Игнатия. глава 10-я. лист 63. стран. обор. и ниже лист 64 обор.

 

Апостол Петр верховным и начальнейшим над всеми последователями Христа.

Преп. Максима грека. часть 1-я. Сергиева Лавра 1910 г. Слово 44. стран. 282-283.