О правой вере и раскольниках.

 

«Бога Отца благоволением, и того единороднаго Сына и Слова и Параклита содействием, благодати излиянною крестом смотрения. Сущии отзде в наследие вечнаго царствия нескончаемых блаженств, доброжелателям нашим, тщащимся о спасении душ, имярек, радоватися душевне, и умудрятися духовне, и просвещатися словесне всеизрядне желаем, и от Господа просим, еже о познании правых разсуждении, о постигших случаях настоящаго времени.

Первое нужно знать о непорочности догмата правыя веры.

Веру непорочну соблюдать, паче дел: того ради вера поставляется в первый член догмата церковнаго благочестия, и первый суд за веру будет. Дела, по  мере, каждому, своея возможности, соблюдать, и мзда против трудов своих дается. Единость веры всем во едином образе соблюдать закон церковный понуждает, от дел сам себя пользует, или вредит, а другаго повредить не может. А при вере не тако есть. Аще верою человек пользуется, то и вси в ней, елико обрящутся спасутся. Ащели обрящется порок в вере, вси в ней погибают [На поле: Беседы апостольския, галат. лис. 1474]. По вере вси святи [лис. 2871, бес. 1; лис. 6; лис. 100; лис. 122; лис. 1832; лис. 1519; лис. 1522; лис. 38; и 98]. Вера в кратких глаголах имать спасение. Верою в чада Авраама причтен будет. Кроме веры Бога разуметь не мощно. Вера всех благих мати. Вера началник незаблуден [Маргарит, слово 1, о оглашенных]. Вера человеческое пристанище тихое. Вера единственно во всех исповедуется, царь и невежда едино еста по вере. А дела аще кто другаго не достигает, а ин превосходит, о том воля коегождо есть [Бесед. к рим.; бес. 1, ст. 6, 7]. По притчи семени сеющаго во евангелии. Овый 30, овый 60, овый 100, плод принесоша [Матф. зач. 50]. А вера ни малого отлагания приемлет. И несть того во обыскании, чтобы кто мало о вере погрешил, и той бы спасение получил. И слыше реченное. И мало что изменяя все погубил [Бесед. лис. 1404]. И паки речет. Анафема и за мало превращение, не рече вся превратят, и противная возвестят, но мало что подвигнут, анафема [лис. 1475; лис. 1477; зач. 199]. Яко еретик есть еретическим подлежит законом, аще и мало что уклоняяся от православныя веры [Никон Черн. гор. слово 63]. Еретик он есть кто мнению своему крепце прилепляется, истинне противу глаголет [Макисм Грек, слово 78].

Видите о вере велия опасность святых, како остерегает и за малое проклятию повинных творит [Кирил. Иерос. лис. 305; 361; 376; 378; 523; 527].

Старообрядцы вси различных согласий [называются так и пишутся староборятцами или староверамию А кто же это за староверы. и много старых вер. во-первых жиды староверы. еллины староверы, и тататры, и проч. языцы, кои новому благодатному закону не веруют, те все остались по своей старой вере, и они называются староверами. Так и прочии еретики, не нарицаются християнами, а староверами сиречь язычниками и жидами], в верноподданстве живущии гражданской власти, глаголют, что нет им спросу от властей, нащет веры исповедания. Послушайте свидетельства от указов гражданскаго правительства в лето 1716-е.

«Где есть раскольник, тех во всех губерниях губернаторам, как мужеска полу, так и женска, описать и положить их во оклад, против настоящаго платежа вдвое. А которые прежде сего податей не давали, тех обложить пременяяся к тому же; женскаго полу со вдов и девок, против онаго вполы».

Видите ли когда еще вопрошены были от властей о вере. Еже ли бы они оказали себя християнами, а не раскольниками, то бы указы не издавали на раскольников.

Зри еще указ Петра перваго в лето 1718; сице гласящ:

«Переписать всех раскольников, иобложить их податьми, по первому указу. А еже ли хотя и приписаша, а податьми вдвое против других не обложены,то их немедленно обложить всех, как, как сущих раскольников, которые живут домами, и обительми; так чернцев, и черниц, доправить на них подати, без всякаго замедления».

Ежели бы не вопрошены были ранше, почему есмь повинны дать вдвое, како же их не вопрося, можно указу повинных положить, понеже дань сугубая, не с християнина, но с раскольников, и за раскол требовали. Вот еще когда отступили от веры християнския, и на различныя секты и расколы, и ереси, и на всякое еретическое название раздробились. А ныне уже к готовым отступником приступают, да и говорят, что им ныне нет спросу о вере.

И еще указ 1722 года, сентября, 24 день. По указному изглашению, сице гласящему:

«Хотя на раскольников записных двойной оклад положен, однако не для того, чтобы они свою расколническую прелесть разсевать могли другим; но токмо двойной оклад положен за то, что по упрямству своему не обращалися ко святей церкви, и в соединении с православными быти не хотящими. Того ради всех расколников обязать сказками с подписанием имения, с сылкою на галеры, что хотя аще непокорение их к правоверию, попущено им, но однако в том да будет сам токмо кто записался, а других о той раскольнической прелести, разговоров и учения, никому посторонним, и в дому своем живущим, никому отнюд не произносить никакими способы, к той раскольнической прелести не привлекать, и учителей раскольнических, и потаенных расколников в дом к себе не принимать, и противных, правому святыя церкви мудрованию, книг на общее им прельщение, как писменных, так и печатных отнюдь у себя не держать. И где потаенных раскольников, и раскольнические книги ведают, объявлять без всякия утайки».

Понеже не соизволиша противитися противу изданных беззаконных указов, положили ярмо свое под иго работы беззаконнаго указнаго повеления; быть послушным к выполнению беззаконнаго веления. Приняли на себя раскольническое звание, не вспомнили Христову заповедь: «Аще кто исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже есть на небесех. А иже отвержется Мене, и Аз отвергуся пред Отцем Моим иже есть на небесех» [Матф. зач. 38]. Толков. «На муки зде подвизает, не хощет бо душевную веру, но и от уст исповедания ищет». «Иже аще постыдится Мене и Моих словес, и Сын человеческии постыдится его» [Марк. зач. 37]. Толков. «Не довлеет сердечной веры; но и усты хощет исповедания, сугуб человек, и сугубу быти освящению; освящаеми бо души, веры ради, освящаеми бо тела исповедания ради».

И осталась вера расколников токмо сердечная. Подобны гностикам еретиком, яко тии во время гонения християн, отрицатися повелеваху [Бароний, лис. 122]. Еще прискалианисты, во время гонения Христа не исповедали, глаголали: ниже грех, ниже спасенье [Феатрон, лис. 122]. И еклесиасты еретики тоже учаху в гонение Христа отрещися [Бароний, лис. 162].

Всех тогдашних християн потерян корень благочестия, за принятие раскольническаго имени. Еже выше писанные указы издаваемы на раскольников, кому ето наименование прилично: верным, или кроме правоверных?

Сие чюждо благочестивому разуму. Аще где и было по невежеству нрава человек, и то все судом церкви упразднися. Зри свидетельство, еже раскольники именуются по писанию раздирающии церковь, и ссекающии тело Христово.

Во изложении Филарета [лис. 158]: От латинской веры приходящих не повелели крестить. На сие он сице пишет. «Аз смиренный Патриарх Филарет, не презрех таковаго раскола, да не погибнут овцы стада Христова. [Ниже:] Идеже бо, аще и мало раскольство счинится, и тамо востает вражда гнева Божия и мечь и ярость. И пребывающия в том, конец мука вечная». Дозде Филарет. Василий Великий [прав. 47] равно поставляет еретики и расколники совершенно крестить. И Кирил Иеросалимский [лис. 558]. Сии предобрую книгу, избранную от святых писании; на еретики и раскольники, нашея православныя веры. По оному, и своя ереси составляти, и раскол церковный чинити [лис. 559]. Еретик раскольников нарицаем римлян и калвинов [лис. 560]. И тако по сему разумно, еже имя расколников равняется, что и еретиков [лис. 11, и 13, и 29].

О сем умудряемся с Богом от божественнаго писания, яко секты именуются разныя еретическия веры, оныя же и ереси именуются. Зри свидетельства, что есть секты. Апокалипсии зач. 52, ст. 19. Толков. «С нами мнятся чинитися, и к своему чину приступити не дерзающе» (А на поле перевод – чину секте). И тако жиды сектари именуются. Книга Альфа круп. печат. приводит во свидетельство апостольское слово [глав. 9, лис. 75]: «Сице един Господь, едина вера. Аще ли одна, то иныя токмо секты». Книга о правой вере. «Речь апостольская, Един Господь, едина вера, а прочия веры токмо ереси» [лис. 1].

И тако по силе святаго писания едино разумеется, секта или ересь. Зерцало Богословия [глав. 1, лис. 85, о церкве]. «Тыи себе злодееве шукают, яко бы ва…ти[нрзб.] до того света могли, вымышляючи секты по воли сердца своего, а не по воли Божии и закону Его». Тояжде книга, глав. 25, лис. 72. «Луна под ногама у матери нашой церкви сионской. о любимицы Христовы. Луна есть планета не уставична, и отметна, тако вси сынове противнии церкви Христовы, вси еретицы отметны у сектах своих, яко луна. Таковии вси лежат под ногама матери нашой потоптаны за срамоту вечну».

Еще зри книгу Мессии Правд. [лис. 16]. «Горою сионскою церковь называют, которую Христос на свете наукою своей, и чюдами, над всякими секты еретическими, яко над всех гор возвысил». [ниже, лис. 108:] «Но только одна кафолическая вера, истинная християнская есть правая, а иншия веры, суть фальшивыя еретическия веры, которы розны секты зовут». [ниже, на том же листе:] «Розных сектах жидовских, ваши жидове потомкове их прияли тыя розныя веры, и топерь заховают еще».

«Аще и верами зовутся, не суть веры, наченше от латинския, и до прочих всех» [Кирил., лис. 505].

Посему явно, что прелесть, или ересь, или секта, едино есть состояние, токмо по искусу наречия разно глаголется.

Зри Патерик азбучной о авве Агафоне [в знамении 1, лис. 20]. «Приидоша к нему нецыи слышавше, яко велик разсудок имать; хотяше искусити его, аще гневается, реша ему, ты ли еси Агафон, слышим о тебе, яко любодеец еси, и величав; Он же рече, ей тако есть. И паки реша ему, ты ли еси блядивый и клеветник; Он же рех аз есмь. Глагола ему, ты ли еси Агафон еретик; Отвеща, несмь еретик. И умолиша его глаголющи; повеждь нам, почто лихо рехом и прият, сего же словесе не стерпе; И рече им; первое себе на пищу, польза бо есть души; А еретик отлучен от Бога. Они же слышав е удивишася разсуждению его, и отъидоша пользу прияша».

Святаго Феодора Студита [глав. 3]. «Обаче аще речет кто о мне зле, истинно есть, кроме еже не еретику ми быти; прочее радуюся о глаголемых».

Святаго Симеона воина саратовскаго [святаго Симиона воина саратовскаго, в болгарском сочинении; слово 46]. «В Нове граде страдальцу случися беседовать на пути с мужи и женами. И тогда увидев сие ключарь Софийскаго собора, и возопи глаголя: раскольниче, раскольниче почто простыя прельщаеши люди во свою отводя прелесть. Страдалец же против отвеща: тии прельщают люди, которыя от благочестия отводят в своемышленныя законы; аз же древлецерковнаго благочестия хранитель, и святоотеческой церкви сын, тем же, ниже раскольник, ниже прелестник; но православный християнин».

Видите ли, что православнии страдалцы и остальцы благочестия, како опасныя хранители благочестия зде два намерения поставляет, чие же намерение поставитися в суд божественнаго взыскания может. Правой той кто устнами свое намерение исповедал, тому и совершенство приписуется.

А у старообрядцев намерение не происходило устнами пред властям, то что они от еретиков раскололись, но в единой мысли у них осталось, намерение о благочестии.

Четии мин. ноября 19 [Житие преподобных отец Варлаама и Иоасафа индейских, чет. мин. нояб. в 19 день]. «Егда Арахия послана со множеством воинов искати Варлаама, иже вся пути протек, даже до пустыни Сенахиримския; обрете под горою мал полк пустынников; ят, и вопрошаше их Арахия: где есть прелестник оный, иже прельсти сына царева; Нося мех власян отвеща, несть сего у нас, ниже будет, бегает бо от нас, Христовою прогоняем силою, имать же он посреде вас свое пребывание. Вопроси же его Арахия: знаеши ли ты его; Отвеща пустынник, знаю прелестника, иже есть диавол; той посреде вас живет; Рече Арахия, аз о Варлааме вопрошаю; Пустынник рече: Аще о Варлааме вопрошаеши, то подобает ти рещи; где есть от прелести отврати сына царева, он же есть брат наш».

Зри о исповедании православных християн, коль сладка словеса сия. А старообрядцы, или староверы, сиречь жиды, отнюд себя не исповедали християнами пред гражданскою властию; но раскольническое, и сектанское, и старообрядческое наименование восприяли. Веру свою, аки обещещенную рабу, или гнусную вещь, в поругание подложили еретикам и раскольникам, и староверам, коим не знавшим и не веровавшим новой Христовой благодати, как жидам или прочим язычникам не знающим Бога.

Сохрани и спаси Господи, от такой пропасти и вечной погибели».

Hosted by uCoz