Е. В. Прокуратова

(г. Сыктывкар)

 

Сочинения М. И. Залесского как источник по изучению истории страннического согласия на рубеже XIX-XX вв.

[По издан. Сборник материалов III Международной конференции. Улан-Уде, 2001 г.: Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Стр. 22-27]

 

История развития страннического согласия, распространившегося среди старообрядцев Русского Севера в конце XIX начале XX в., изучена далеко не в полной мере. Одним из ценных источников по изучению рукописно-книжной культуры северно-русских староверов-странников является рукописное творчество Максима Ивановича Залесского одного из идеологов и наставников странников-статейников Каргопольского округа.

Коллекция рукописных книг, ранее принадлежащая М. И. Залесскому, в настоящее время вхо­дит в состав Каргопольского собрания Отдела рукописных книг Библиотеки Академии наук (БАН, г. Санкт-Петербург)1. Эта подборка страннических рукописей включает в свой состав несколько де­сятков сборников. В ней представлены материалы, позволяющие реконструировать библиотеку М. И. Залесского как одного из страннических наставников, определить особенности формирования жанрово-тематического состава рукописных книг и общей направленности страннических сборников. Рукописи М. И. Залесского отражают различные этапы создания страннических сочинений, поскольку среди них имеются как черновые варианты авторских текстов и сборников тематических выписок и подборок, так и их итоговые чистовые образцы. Исследование этой рукописной библиотеки позволяет в известной степени приблизиться к выявлению особенностей работы старообрядческих книжников страннического согласия конца XIX-XX вв. над своими авторскими сочинениями и компилятивными сборниками.

Творчество М. И. Залесского условно можно разделить на два периода. Первый этап (20-е пер­вая половина 30-х гг. XX в.) период увлечения страннической идеологией; на втором этапе (40-е первая половина 70-х гг. XX в.) после ареста М. И. Залесского органами НКВД произошел отход от странничества, после чего он начал работать в качестве консультанта властей по религиозной линии. В первый период своего творческого пути М. И. Залесский ведет активную деятельность в кругу своих одноверцев, занимая некоторое время должность руководителя одного из страннических течений Каргопольского округа. Большая часть сочинений М. И. Залесского написана во второй период его жизни, когда он пытался подвести итоги своего жизненного пути, собрать воедино документальные материа­лы ежегодных страннических соборов, записать историю северного странничества.

Рассматривая сочинения, созданные М. И. Залесским, мы сделали попытку разделить их на опре­деленные типологические группы:

1) Сборники «документальных» материалов2, включающие в свой состав выписки из постановле­ний страннических соборов и различных исследований по истории каргопольского странничества и старообрядчества в целом; правила поведения странников в бытовой и религиозной жизни и т. п. М. И. Залесский представляет эти материалы в определенной последовательности, согласно своему авторскому замыслу. Эти документы заслуживают особенного внимания, поскольку содержат ценные документальные сведения из внутриобщинной жизни каргопольских странников, которые в силу за­крытости данной социальной группы не были доступны светским исследователям, неоднократно пытавшимся «написать» историю страннической общины.

2) Эпистолярные сочинения3. В этот круг текстов мы включили произведения, в первую очередь носящие адресный характер: послания М. И. Залесского своим сторонникам и оппонентам, частная пе­реписка со странниками и странноприимцами, исследователями старообрядческой книжности и т. п.

3) Сочинения исторического характера4, где излагается история страннического согласия, увиденная глазами человека, вышедшего из этой религиозной среды.

4) Сочинения мемуарного характера5. Эта группа текстов содержит информацию, которая непосредственно касается событий из жизни автора и потому носит субъективный, личностный, характер.

Основные биографические моменты из жизни М. И. Залесского можно восстановить на основа­нии его «Автобиографии» и материалов других сочинений.

Максим Иванович Залесский (1894-1975; мирское имя Федор) родился в деревне Волоска Карго­польского района Архангельской области в крестьянской семье. Родители Залесского, не знавшие гра­моты, по-видимому, были далеки от религиозной идеологии последователей страннического согласия. Начало его образования было положено в трехклассной церковноприходской школе, находящейся в близлежащей деревне. Следующим этапом образования М. И. Залесского теперь уже духовного стало постижение рукописно-книжной культуры староверов-странников, бытовавшей среди крестьян Каргопольского уезда. Можно сказать, что М. И. Залесский, обладавший большой начитанностью в области духовной литературы, своим образованием по большей мере был обязан собственному талан­ту и усердию.

Приобщение М. И. Залесского к странничеству произошло в 17-летнем возрасте по настоянию матери во время тяжелой болезни. Останавливаясь в своей «Автобиографии» на моменте приобщения к вероучению странников, М. И. Залесский замечает, что «для матери это был залог и обет пред Богом о необходимости здоровья другим детям и благополучия в домашних делах, для меня смутное пред­чувствие сохранения жизни через переход в незнакомую среду и обстановку»6. Местом жительства М. И. Залесского становится деревня Чертовицы Каргопольского района.

После принятия страннического крещения М. И. Залесский, согласно странническому уставу, по­лучил новое имя, оставив свою «мирскую» фамилию: «Я изъявил добровольное согласие быть стран­ником, жить вдали от родных, где укажут, и с того времени чрез крещение получил другое имя Мак­сим, быв до того Федор»7. В одном из своих сочинений М. И. Залесский оговаривается о крещении и именовании последователей страннического согласия: «... при поступлении в странство перемена име­ни обязательна для каждого. Это производится посредством крещения. С тех пор личность, получив новое имя, пользуется при всяком случае этим именем, добавляя к этому отчество. Фамилия остается в миру, пренебрегается по той причине, якобы она прикрепляет странника к месту и бывшей родине. С одной стороны, этим личность яснее выполняет идеал странства, с другой на случай опасности аре­ста, допросов страннику легче, удобнее выпутаться из рук урядника или церковного старосты»8.

В «Автобиографии» М. И. Залесский останавливается на бытовой стороне жизни странников, вспоминая свои первые месяцы страннической жизни: «Кушать давали досыта только два раза в день. Чаю не пили. Мясного устав не допускал. Каждый день в определенные часы заставляли вместе с ни­ми молиться, читать, главное, учиться писать полууставом ...». Те же самые факты относительно пище­вых ограничений приводятся в ряде соборных постановлений страннической братии: «№ 36. За вино и чай ссылать в Томскую пустыню» (22.07.7414 (1906) г.); Соборные определения о чае и чайной посу­де (7.06.7406 (1898) г., 10.06.7407 (1899) г.)9. М. И. Залесский оговаривается об особенностях режима странников, необычного для человека, живущего «в миру»: «вставать ото сна, ложиться спать, обед и ужин все сопровождалось особыми молитвами, поклонами». Страннический устав не допускал сво­боды передвижения и действий рядовых странников без ведома руководителя общины «старшего», под руководством и попечительством которого находились странники, живущие на той или иной тер­ритории10. По словам М. И. Залесского, «внутренний бытовой режим не допускал уходить куда-либо без разрешения старшего или допускать то, что он считает неполезным». При этом для достижения «нравственного совершенства» необходимы не только духовные подвиги «воздержание» и «безус­ловное выполнение установленного правила земных поклонов и прочтение нужного количества мо­литв», но и «почитание старших» (в данном случае руководителей страннической общины).

Постижение образа жизни староверов-странников и их духовной культуры, по словам М. И. За­лесского, осуществлялось, прежде всего, посредством письменного слова, книги печатной и руко­писной, чтения молитв и письма полууставом. Главное внимание странники уделяли духовному раз­витию личности, расширению «умственного кругозора», которое проводилось «посредством книги, чрез чтения жития святых».

Рассуждения автора о способах постижения «старых» книг позволяет приблизиться к отношению странников к рукописным книгам и проследить особенности работы страннических книжников над собственными сочинениями и рукописными сборниками: «Следовало не только читать и делать от­метки в черновой тетради, но и учиться писать церковным полууставом, а работа эта, как показала практика, крайне кропотливая, требующая большой усидчивости и упрямства. И в данном искусстве старание победило, я усвоил красивый ровный почерк церковного полуустава, а вместе с тем привы­кал понемногу и к скорописи ...»11. Примечательно, что постижение основ христианской культуры ста­роверов-книжников XX в. происходит тем же путем, каким приобщались к ней древнерусские мысли­тели и почитатели рукописно-книжной культуры средневековой Руси.

Значительное место в сочинениях М. И. Залесского уделено истории страннического согласия, в частности, странническим соборам. Видение истории согласия самими странниками значительно от­личается от «официальной» истории, преподнесенной учеными и просветителями-миссионерами, изу­чавшими странничество как одно из самых радикальных течений «русского раскола». «Подлинную» историю страннических соборов XIX-XX вв., носивших «скрытый, нелегальный характер», можно восстановить, опираясь на сочинения странников-статейников, а также на резолюции страннических соборов, которые нередко заносились в рукописные сборники как самостоятельные тексты, иногда включаясь в историко-полемические и эпистолярные сочинения странников в качестве доказательств, подтверждающих правоту заключений того или иного книжника.

В одном из сочинений М. И. Залесского, посвященном истории страннических согласий, присут­ствует раздел, посвященный странническим соборам северных областей, начиная с середины XIX в. до революции 1917 г12. Несмотря на то, что произведение представляет собой черновой вариант, в кото­ром присутствует множество исправлений и дописок, оно является своего рода уникальным явлением, раскрывающим историю страннических соборов, закрытую от глаз светских историков конца XIX-начала XX в. Сам М. И. Залесский замечает по этому поводу следующее: «Если кому приходи­лось читать об них странниках внешние очерки и статьи в журналах, попутно проводилась где речь о соборах, то это понаслышке, нередко с прибавками и искажениями»13.

Недоступность достоверных сведений из жизни страннической общины была вызвана рядом об­стоятельств, большая часть которых была основана на вероучении последователей страннического согласия и политике официальных властей по отношению к странническому течению. Относительно первого фактора закрытости страннического согласия М. И. Залесский замечает: странническая община «как община нелегальная, подпольная и по своему внутреннему устройству, своей идеологии считается всегда антигосударственной, противной в самом корне самодержавию и русской церкви и не впускающей в свою среду вмешательства со вне никаких проверок: учета и количества членов, местов прожития и внутреннего устройства». Данная особенность вероучения странников повлекла за собой, по мысли автора, отношение к ним православного духовенства и правительства, поскольку история странничества «полна всевозможных репрессивных мероприятий, особенно со стороны православного духовенства, местных миссионеров и благочинных, которых больше всего затрагивали идеологиче­ские взгляды странников на царизм и духовенство».

М. И. Залесский останавливается на внутренней атмосфере страннических соборов: странники «любили соборовать. Любили обсуждать на своих закрытых от внешнего взора соборах дела своей общины большие и малые. Для истории эти соборы оставили весьма малый след»14.

Большую значимость в творчестве М. И. Залесского имеют сочинения, отражающие внутренний «раскол» единой страннической общины на два противоборствующих течения. Эти сочинения, по большей части написанные в 10-20-х гг. XX в., носят ярко выраженную полемическую направлен­ность. М. И. Залесский как руководитель странников Каргопольского округа, оппозиционно настроен­ных по отношению к руководителю страннической церкви «преимущему старейшему» Александру Васильеву, создает сочинения, выгодно отражающие точку зрения своего течения, и практически не принимая во внимание доводов другой стороны15.

Сведения относительно истории каргопольских странников второй половины XIX первой поло­вины XX в. можно почерпнуть из сочинения М. И. Залесского «Исторический очерк каргопольских странников в биографиях их руководителей за время 1845-1940 годы»16. М. И. Залесский предваряет свои рассуждения замечаниями относительно задач, которые он ставит перед собой при написании сочинения. Основное внимание автора направлено на приведение сведений из «официальной» сторо­ны жизни страннического согласия основных вехах существования странников Каргопольского ок­руга, не останавливаясь на религиозных догматах вероучения странников-статейников. В предисловии М. И. Залесский оговаривается: в «Очерках» «мы не намерены касаться подробностей ... вероучения, а только отметим события и тех лиц, которые первыми взяли на себя тяготу выяснить грань разъедине­ний с записными и условиях, в которых им приходилось это выполнять»17.

Восстанавливая раннюю историю страннического согласия Каргопольского округа, М. И. Залес­ский также опирается на исследования светских историков и священников официального православия, посвященных странническому согласию, используя из этих работ различные фактические сведения. Основными источниками, на которых М. И. Залесский основывает свои изыскания, стали работы К. А. Докучаева-Баскова18 «Странническая секта в пределах Олонецкой губернии»19 и миссионера Олонецкой епархии Д. Островского «Каргопольские бегуны»20. Большую часть информации, касаю­щейся взаимодействия официальных властей и странников, сведения о «противораскольнической мис­сии» на территории Каргопольского уезда, М. И. Залесский заимствует из исследования миссионера Д. Островского, вслед за которым он приводит статистические сведения о численности староверов на территории епархии, об их принадлежности к тем или иным религиозным толкам. М. И. Залесский ссылается на материалы архива канцелярии Олонецкой губернии (дело № 762 и 800), информацию о которых он в свою очередь берет из работы Д. Островского.

Опираясь на работы Д. Островского и К. А. Докучаева-Баскова, М. И. Залесский подходит к это­му материалу весьма избирательно, используя далеко не всю информацию, присутствующую в иссле­дованиях. Работая с текстами этих авторов, М. И. Залесский зачастую производит перестановку мате­риала, сокращает или расширяет присутствующую в них информацию. При этом изменения, произво­димые автором, в целом, способствуют конкретизации представленного в исследовании материала. Следует отметить, что, заимствуя из этих исследований необходимую информацию, М. И. Залесский не ссылается в своем «Очерке» на эти работы, что в целом затрудняет атрибуцию использованных ав­тором источников.

Останавливаясь на последующей истории страннического согласия Каргопольского округа, на со­временных событиях из жизни страннической церкви, М. И. Залесский опирается на события из собст­венной жизни и воспоминания своих современников старожилов Каргопольского округа, в памяти которых сохранились необходимые автору факты.

В основной части своего повествования М. И. Залесский дает портретные зарисовки наиболее из­вестных руководителей страннической братии Каргопольского предела «окружных старейших», сыгравшие значительную роль в жизни страннической церкви. Он останавливается на вопросах био­графического характера (указывает на место и годы рождения, время и обстоятельства приобщения «старших» к вероучению странников), на моменте утверждения того или иного лица на должности руководителя братии. Автор оговаривается о личных качествах руководителей каргопольских стран­ников, способствующих их выдвижению на эти руководящие должности.

В своих рассуждениях М. И. Залесский ссылается на материалы страннических соборов и резо­люций, которые выступают свидетельством, подтверждающим его слова. В ряде случаев за неимением достоверных сведений, документально подтверждающих авторскую мысль, М. И. Залесский приводит отзывы современников, в какой-то мере, по мысли автора, возмещающих недостающую «докумен­тальную» информацию. По сравнению с другими сочинениями в своих «Очерках» М. И. Залесский стремится выступать в роли стороннего «объективного» наблюдателя, который фиксирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. «Очерки» были созданы М. И. Залесским в 50-60-х гг. XX в. по прошествии определенного времени после событий, описываемых автором, и потому содер­жат, видимо, более объективную информацию, нежели сочинения, созданные на первом этапе творче­ства М. И. Залесского, в период, бурной полемики между противоборствующими течениями странни­ческого братства. Между тем и в этих «Очерках» автору не удалось избежать субъективной подачи материала, особенно это касается событий, непосредственным участником которых являлся сам автор. На основании этих сочинений можно заключить, что М. И. Залесский имел свой взгляд на происходя­щие события как человек, вышедший из страннической среды и потому хорошо знакомый с бытовой и религиозной жизнью последователей страннического согласия.

Анализируя стиль этих сочинений и манеру подачи материала, можно проследить отношение ав­тора к тем или иным руководителям страннической братии. Несомненное сочувствие и поддержку М. И. Залесского заслуживают руководители страннической общины, являвшиеся сторонниками оппо­зиционного страннического течения, к которому принадлежал сам автор. В свою очередь религиозные оппоненты М. И. Залесского получают в его сочинении негативную оценку.

Так, в своем «Очерке» М. И. Залесский останавливается на характеристике одного из руководите­лей каргопольских странников Прохоре Филипповиче Ильине, который являлся главным оппонен­том М. И. Залесского по вопросам управления страннической общиной Каргопольского округа после разделения странников на два противоборствующих течения. Восстанавливая основные биографиче­ские моменты из жизни П. Ф. Ильина и характеризуя его поведение, М. И. Залесский замечает: «Про­хор Филиппович зырянин по национальности (год рождения 1861, помер 1922), ... обучался иконно­му мастерству в Ярославском пределе у Зосимы Ивановича], затем писал под Вичугой у Карпова и писал иконы в Данилове у Рябинина. Около его объединялись все странники-зыряне, которых было в Каргопольском уезде десятка полтора ...». Создавая непривлекательный образ своего идеологического противника, М. И. Залесский останавливается на описании его «бытового поведения»: «часто он пил водку запоями, до хмельника, заражая на целые недели, и все лица его окружавшие, пожилые и вовсе молодые, обоего пола заражались его примером ...»21.

М. И. Залесский не выделяет свои размышления о П. Ф. Ильине в особую главу. По всей видимо­сти, автор тем самым пытается показать незначительность роли наставника Ильина в жизни карго­польской братии. Между тем известно, что П. Ф. Ильин был довольно авторитетным лицом в жизни каргопольских странников. Будучи родом из деревни Муфтюги Удорского района Коми края, он во многом повлиял и на вероисповедание своих земляков, многие из которых стали последователями странничества.

Сочинения М. И. Залесского представляют собой важный источник, позволяющий восстановить «подлинную» историю страннического согласия толка статейников конца XIX XX вв. Опираясь на эти произведения можно реконструировать не только быт и уклад жизни староверов-странников, но и особенности бытования рукописно-книжной традиции в среде последователей страннического веро­учения на Русском Севере.

 

***

 

Примечания

 

1 А. А. Амосов и Н. Ю. Бубнов в отчете об археографических экспедициях 1975-1976 гг. в Каргопольский район замечают: «М. И. Залесский оказывал сотрудникам Библиотеки постоянную помощь, указывая адреса возможных владельцев книг, убеждая сво­их бывших единоверцев передавать принадлежащие им древние книги в Академию наук «на вечное хранение». На протяжении не­скольких лет М. И. Залесский оказывал помощь участникам археографических экспедиций в Каргопольском районе. Во многом именно благодаря сложившимся взаимоотношениям между этим ученым-самоучкой и археографами БАН, которые подвигнули его к соз­данию сочинений, появились произведения, посвященные истории каргопольских странников. Часть рукописей из коллекции М. И. Залесского была подарена БАН самим автором, другие книги были приобретены уже после его смерти. Ряд рукописных книг из собрания М. И. Залесского в настоящее время хранится в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Амосов А. А., Бубнов Н. Ю. Археографические экспедиции Библиотеки АН СССР в Каргопольский и Плесецкий рай­оны Архангельской области (1975 -1976 гг.) // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С. 262 -298.

2 Залесский М. И. Определения соборов северных областей. 1896-1925. БАН, собр. Карг., № 81; Материалы к достижению общего собора за период с 1 января по август 1914 г. Переписка, совещания и результаты. БАН, собр. Карг., № 79; Описание боль­шого беседноразбирательного и судебного собора, бывшего в 1927 г. с 25 сентября по 1 октября. БАН, собр. Карг., № 82.

3 Залесский М. И. «Возражение П. Ф. Ильину». БАН, собр. Карг., X» 341; Послания разным лицам за 1915-1925 гг. Описание беседы со сторонниками А[лександра] Васильева] в д. Муровской. БАН, собр. Карг., № 277.

4 Залесский М. И. Общий очерк скрытничества (политические и экономические взгляды руководителей XVIII-XX вв.). БАН, собр. Карг., № 77; Исторический очерк каргопольских странников в биографиях их руководителей за время 1845-1940 гг. БАН, собр. Карг., № 78; [Материалы к работам по истории странничества] (черновые записи). БАН, собр. Карг., № 279.

5 Залесский М. И. Автобиография (1894 1957 гг.). БАН, собр. Карг., № 76; Дневниковые записи, списки писем и деловых бумаг, отрывочные записи по истории Каргополья. БАН, собр. Карг. № 312; Записная книжка М. И. Залесского с выписками из книг и дневниковыми записями за 1928-1929 гг. БАН, собр. Карг., № 319.

6 Залесский М. И. Автобиография. С. 6.

7 Там же. С. 6.

8 Залесский М. И. Исторический очерк. С. 103.

9 «Обязали каждого правителя истреблять чаепитие, у кого есть, а также и самовары, и чайную посуду» (7.06.7406 (1898) г.); «Самовары, кто из христиан имеет, даем сроку на месяц для продажи его. А в случае чрез месяц, где обрящут старейшия у кого в келии самовар, то продавать оный и сумму влагать в пользу церковную» (1.06.7407 (1899) г.); «О винопитии и чаепитии. Чтобы всем православным Христианом, проживающим церковную» (1.06.7407 (1899) г.); «О винопитии и чаепитиии. Чтобы всем православным Христианом, проживающим в странственном положении, всем без исключения, отнюдь не производить винопития и чаепития, на со­блазны и претыкание всем последующим проповеди евангельской и всем неверующим и еретиком на соблазн, дабы не укорялась за сие наша истинная православная вера» (22.07. 7414 (1906) г.). Определения соборов северных областей. 1896-1925. БАН, собр. Карг., № 81.

10 Странническая церковь представляла собой организованную общину и состояла из отдельных «округов» и «пределов», каждый из которых находился под управлением «окружных» и «предельных» «старейших». Во главе страннической братии стоял «преимущий старейший» «патриарх», который координировал жизнедеятельность странников всей общины.

11 Залесский М. И. Автобиография. С. 10-11.

12 Залесский М. И. Материалы к работам по истории странничества (черновые записи). - БАН, Карг, собр., № 279.

13 Там же. С. 4.

14 Там же. - С. 3.

15 Об одном из полемических сочинений М. И. Залесского, адресованном П. Ф. Ильину, см.: Некоторые аспекты изучения страннического согласия на рубеже ХIХ-ХХ вв. (Материалы «переписки» М. И. Залесского с П. Ф. Ильиным) // Человек и общество в информационном измерении. Екатеринбург, 2001. С. 123-129.

16 Залесский М. И. Исторический очерк каргопольских странников в биографиях их руководителей за время 1845-1940 годы. БАН, собр. Карг., № 78.

17 Там же. С. 3.

18 К. А. Докучаев-Басков занимался исследованием истории и культуры Олонецкого края на протяжении практически всей сво­ей жизни; ведя переписку со странниками, он хорошо знает особенности формирования страннического согласия на территории Олонецкой губернии, имена родоначальников и религиозных идеологов.

19 Докучаев-Басков К. А. Странническая секта в пределах Олонецкой губернии // Истина. 1878. Кн. 59. Без стр.

20 Островский Д. Каргопольские «бегуны» (краткий очерк) // Олонецкие епархиальные ведомости. 1900. №10. С. 371-376.

21 Залесский М. И. Исторический очерк. С. 78.