В. Г. Подковырова

(Санкт-Петербург)

 

Иллюминированные страннические рукописи в составе Каргопольского собрания БАН России.

 

История Каргопольского собрания в фондах рукописного отдела БАН имеет уже почти вековую историю: первые рукописи и старопечатные книги из окрестных районов были привезены еще в 1902 г. В. И. Срезневским, отметившим в своем отчете особую ценность этих мест для исследователей славянской письменности1. В 1960-1970 гг. ученые в составе археографических экспедиций БАН неоднократно посещали Каргополье и собрали много ценных памятников2. В отчете экспедиции 1965 г. читаем: «И если бы в БАН удалось собрать максимум книг и рукописей Каргопольского края, то созданное особое собрание этих рукописей могло бы послужить хорошей базой изучения русской культуры одного из важнейших районов Русского государства XVI­XVIII вв.»3.

В настоящее время в Каргопольском собрании (№ 73) насчитывается 404 рукописи, большая часть из которых старообрядческие. Значительное количество этих памятников, так или иначе, связано с бегунами или странниками, представляющими крайнее радикальное крыло беспоповцев-эскопистов4. Это старообрядческое согласие появилось во второй половине XVIII в. и, по некоторым источникам, связывается с именем старца Евфимия. Человек достаточно образованный, он, по свидетельству М. И. Залесского, в юности учился в Ярославле и художественному ремеслу. В зрелые годы жизни Евфимий возобновил свои занятия рисованием, в частности иллюстрирование рукописей5. Известно, что многие старцы-скрытники, духовные наставники простых бегунов, помимо других премудростей были обучены и рисованию. Среди записей М. И. Залесского имеются Довольно объемные труды, посвященные художникам-скрытникам. Один из них имеет название: «Илья Репкин и Антипа Смирнов. Их жизнь и творчество. В связи с общим обозрением искусства иконописания среди странников». Это рукопись черновик (беловой вариант в настоящее Время по свидетельству самого М. И. Залесского утрачен), написанный скорописью в конце 1930-х гг. представляет собой переплетенные 85 листов и 13 листов, отдельно вложенные в конверт6. Помимо основного текста, в рукописи имеются ценнейшие приложения, так, например листы 77-77об. содержат «Список иконописцев-странников с указанием места их рождения и обучения иконному мастерству в алфавитном порядке» всего 32 фамилии. А на листе 81 находим 6 фамилий иконописцев-странников «Каргопольской страны». М. И. Залесский в своем труде объясняет и причины, по которым появилось так немало подобных мастеров: «Вопрос о снабжении странников иконами своего письма, как требовал того устав и обычай, был обсужден странниками на соборе 1848 г. и скоро кризис снабжения был разрешен...» (л. 86). Кроме этой рукописи М. И. Залесского в составе Каргопольского собрания хранится рукопись Ф. И. Виноградова «Антипа Смирнов как художник», к которой проложены фотографии нескольких работ Смирнова и фотографии, сделанные с рисунков Виноградова и изображающие А. Смирнова и некоторых других художников-скрытников7.

Во время археографической экспедиции летом 1975 г. в районе Волосовского куста деревень в деревне Залесье (Каргопольский район) сотрудниками нашего рукописного отдела был обнаружен скрытнический скит, где были найдены заготовки и фрагменты рукописей, миниатюр и настенных листов8 (начало XX в., F и О, 18 л.) и альбом прорисей книжного орнамента страннических рукописей: иконографические сюжеты, заставки, инициалы, бордюры, уголки и марки9 (начало XX в.(?), листы разных размеров. Есть листы с подписью Александра Михайлова). Даже на основании только этих материалов можно говорить о своей сложившейся страннической традиции оформления рукописей.

Однако Каргопольское собрание содержит не так много иллюминированных рукописей, и этому можно попробовать найти некоторое объяснение. В трудах все того же М. И. Залесского находим следующее рассуждение: «Если мы обратимся к разрешению такого вопроса как стремление отдельных лиц художников кисти к миниатюрности, к мелким росписям эпизодов из Евангельской истории, ты < так > увидим, что такое явление породила сама жизнь, бытовая обстановка, сложившаяся как результат проводимой на практике идеи бегства и укрытия < ... >»10. Бегунам нужны были небольшие по размеру иконы и рукописи, которые удобно было бы носить в заплечном мешке и быстро перемещать из одного укрытия в другое. Миниатюры увеличивают объем рукописи и, таким образом, не так удобны странникам для пользования. Кроме того рукописи с миниатюрами могли быть и особо дороги своим хозяевам, которые жалели отдавать их участникам экспедиций.

Тем не менее, в составе Каргопольского собрания находим 15 единиц хранения, содержащие различного рода миниатюры. Большая часть этих материалов относиться ко второй половине XIX первой половине XX вв. Это и иллюминированные рукописи, и собрание отдельных листов с рисунками. К последнему из указанных типов, кроме уже упомянутых собраний образцов декора и прорисей (Карг. 283 и Карг. 284), относятся два листа прорисей и инициалов, выполненных в технике «припороха», в традициях позднего поморского стиля (Карг. 396), поздравление с праздником, направленное О. Алексеевым Прасковье Самойловне 22 апреля 1970 г. калька, изображающая заставку-рамку в красках с бронзировкой в подражание поморскому орнаментальному стилю (Карг. 395), четыре рисунка в красках с изображениями голгофского креста никонианской традиции, службы в никонианском храме и у старообрядцев-поповцев или единоверцев (?) (Карг. 394), лист с изображениями патриарха Никона, преподобного Кирилла и неустановленного святого, сделанные цветными карандашами (Карг. 381) и четыре листа с рисунками, содержащими изображение евангельских сюжетов, различных святых и голубя на ветке с цветком в клюве, выполненные в различной технике четырнадцатилетним мальчиком Прохором Васильевичем Григорьевым и его же прориси-сколки 11 л. (Карг. 262). Кроме того, в собрании имеется Иконописный подлинник и святцы (Q, 116 л. + III л.), купленный в деревне Гришутинской Каргопольского района и содержащий 6 миниатюр с изображениями святых и богоматери, выполненные чернилами и простым карандашом (Карг. 164).

Несколько рукописей содержит только по одной миниатюре. Это сборник страннический (Карг. 68), содержащий выписки из различных произведений, обосновывающих старообрядчество и обличающих никонианство (F, 116 л.), где на листе 6 оборот красочная миниатюра, имеющая подпись «Преследование русского платья при Петре Великом», перерисовано из журнала «Нива» (1892г., № 45). В «Диоптре» (О, 171 л.) на л. 2 об. миниатюра, выполненная чернилами и изображающая крещение Господне, под ней в качестве подписи соответствующий тропарь «Во Иордане крещающутися <...>» (Карг. 160). Миниатюра в желтоватых тонах, контур чернила, с изображением царя Давида находится на л. 24 об. в «Псалтыри» (Q, 249 л., Карг. 193).

Среди прочих иллюминированных рукописей два страннических «Цветника». В одном из них (Карг. 290) 2, в другом (Карг. 292) 14 Миниатюр. Первая из названных рукописей (Q, 480 л.) содержит миниатюры, которые относятся к выпискам из 53 и 54 главам толкового Апокалипсиса и дважды изображают Вавилонскую блудницу, сидящую на звере (изображение соответствует «господствующей» Филарето-Чудовской редакции лицевых Апокалипсисов11). Рукопись Карг. 292 (Q, 299 л.) «Цветник страннический», в составе которого помимо традиционного набора источников, присутствуют выдержки из «Истории Иудейских войн» Иосифа Флавия и хронографическая редакция «Сказания о книгах» Ивана Пересветова. Миниатюры этой рукописи представляют собой парные изображения предметов церковного обихода и христианскую символику, претерпевшие изменения в ходе реформ патриарха Никона: изображение ветхозаветного и христианского крестов, кисти руки, пальцы которой сложены для совершения крестного знамени и т. д. На листах вместе с миниатюрами содержится соответствующий комментарий.

Самой интересной среди иллюминированных рукописей этого собрания, несомненно, является лицевой Апокалипсис (Карг. 287), содержащий 62 акварельные миниатюры. Это рукопись второй половины XIX в. датировка по штемпелю на бумаге «Бумажная фабрика Сумкина», (Q, 230 л., переплет доски в коже, начало, конец и несколько листов в середине рукописи утрачены). Почерк поздний полуустав, заголовки киноварные и фиолетовые. Нам известны некоторые факты из недавней истории этого памятника: он хранился у М. И. Залесского до его смерти, через полгода после нее, летом 1975 г. был передан его сестрой Фамаидой Ивановной сотрудникам рукописного отдела БАН А. А. Амосову и Н. Ю. Бубнову12.

Прежде чем перейти к характеристике самой рукописи, логично было бы сказать несколько слов о значении Апокалипсиса в идеологии старообрядцев. Еще до того как староверы заняли свою радикально­непримиримую позицию по отношению к официальной церкви, предтечи их мировоззрения Арсений Суханов и Спиридон Потемкин, предчувствуя надвигавшиеся реформы, сравнивали грядущие времена с последним временем пришествием в мир Антихриста. «За короткое время, до своей смерти в 1665 г., «богомудрому старцу» Спиридону Потемкину удалось воспитать целую школу последователей и продолжателей своего дела, вследствие чего уже ко времени церковных соборов 1666-1667 гг. в основных чертах сложилось старообрядческое учение об антихристе, составившее основу их идеологических построений»13. Крупнейшие фигуры в истории раннего старообрядчества, протопоп Аввакум, дьякон Феодор, инок Ефросин и другие, констатировали факт пришествия Антихриста: перечислялись многие признаки последнего времени, где воплощением антихристова начала представали Алексей Михайлович, патриарх Никон или Федор Алексеевич. Особое место в этом отношении занимала 13-я глава Апокалипсиса (видение зверя с 2 рогами)14. В XVIII в. конца света ждали три раза: в 1658, 1666 и 1699 гг. (воплощение числа зверя, с вариантами в зависимости от года рождества Христова, и то же число с прибавлением годов земной жизни Иисуса).

Когда отцы старообрядчества поняли безрезультатность споров в верхах, свою неспособность изменить что-либо через власть предержащих, они начали распространение своего учения вглубь, среди простых людей. А простым смертным необходимо было максимально просто и наглядно разъяснить положения старообрядческого учения. Для этого, среди прочих средств, лицевой Апокалипсис подходил идеально. Еще Ф. И. Буслаев в своем монументальном труде писал о том, что миниатюры являются своего рода дополнительным комментарием к священному тексту, столь сложному для понимания15. Лицевые толковые Апокалипсисы, известные на Руси с XV в., получил новое развитие после освоения этой традиции старообрядцами. Большинство сохранившихся рукописей лицевых Апокалипсисов это так называемая основная Филарето-Чудовская редакция памятника, связанная с поморской традицией16.

Как уже говорилось выше, старец Евфимий духовный отец странников-бегунов, так же создал образец лицевого Апокалипсиса. Эта рукопись, насколько можно судить по данному в монографии А. И. Мальцева «Староверы-странники в XVIII первой половине XIX в.» (с. 64-68 и др.) описанию, в настоящее время хранится в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике (ЯИАМЗ. № 15464). К сожалению, с этим сборником, включающим в свой состав лицевой Апокалипсис, до настоящего времени мне не удалось ознакомиться. Хранящаяся в БАН рукопись обладает целым набором особенностей, которые выделяют ее среди других лицевых Апокалипсисов. Это, конечно же, прежде всего уникальные миниатюры (уникальные в сравнении с теми 15 списками лицевых Апокалипсисов, которые хранятся в БАН и рядом подобных памятников (более 30), известных по изданию Буслаева и другим литературным источникам).

Рукопись Карг. 287 представляет собой редакцию текста Апокалипсиса, называемую толковой, так как в ней канонический евангельский текст разбивается на небольшие части, к каждой из которых дается соответствующее толкование отцов церкви. Кроме этого, весь текст делится не на 22 главы, как принято в Евангелии, а Дополнительно на 7217, чем достигается более дробное общее деление текста и при внесении толкований он легче «поддается» дальнейшему членению на еще более маленькие отрезки. В описи рукопись (Карг. 287) названа Толковым Апокалипсисом с толкованиями Андрея Кесарийского. Однако это двутолковый Апокалипсис, содержащий в большинстве глав, кроме текстов Андрея Кесарийского, еще одно толкование. Текст структурно и содержательно аналогичен редакции следующих рукописей БАН: 1.1.36, тек. пост.764, 1.1.73 и ряду других, однако редакция текста не может быть названа окончательно определенной.

Интересно отметить, что столь важная для идеологических рассуждений отцов старообрядчества глава 13 (гл. 37-38 в Толковом Апокалипсисе)18, где говорится о двух зверях воплощении антихриста и его помощника в мире, в рукописи Карг. 287 вообще нет специальной миниатюры, изображающей зверя с двумя рогами.

Что касается остальных миниатюр, то и здесь соединяются вместе не только разные редакции, но и разные типы иллюстрирования текста Толкового Апокалипсиса. Ф. И. Буслаев различает два типа иллюстрирования: первый миниатюры расположены на листах внутри самого текста, который, соответственно, может находиться и на обороте листа с миниатюрой (более ранний способ иллюстрирования); второйминиатюры расположены на отдельных листах, обороты которых остаются пустыми. В рассматриваемой рукописи утрачены I и II главы, с III по VIII главу миниатюры, соответствующие каждой главе и изображающие ангелов, летящих с посланием к разным церквям, расположены внутри текста (занимающего около S страницы): в рамкена цветном фоне летящий ангел со свитоком и купол церкви. Начиная с 9 главы, миниатюры расположены на отдельных листах с пустым оборотом, и так до конца рукописи (часто миниатюра дается на весь разворот, иногда 2 миниатюры к одной главе). Большая часть миниатюр имеет типологическое сходство с Филарето-Чудовской редакцией. Например, глава 68 (22): агнец вверху реки жизни, по обеим сторонам святые в райских кущах четкое повторение композиции господствующей редакции, есть много примеров именно композиционных аналогий (приблизительно в той или иной степени 51 из 62 миниатюр).

К двум главам (53 и 54 17 в простом Апокалипсисе без толкований) дана миниатюра между главами: в основной редакции на миниатюре к гл. 53 изображена Вавилонская блудница с сосудом в руке на звере и ей поклоняются женщины, к гл. 54 блуднице поклоняется толпа мужчин, в верхнем правом углу на обеих миниатюрахангел. В каргопольском списке Апокалипсиса обеим главам соответствует только одна миниатюра, на которой блуднице поклоняется толпа мужчин. И расположена миниатюра между главами. Творческое переосмысление изображений произошло и в главе 33, которая включает переход от XI к XII главе в простом двадцатидвухглавном Апокалипсисе. Художник делает вместо одной две миниатюры, разбивая ее содержание, типичное для Филарето-Чудовской редакции, на две части, иллюстрируя тем самым другую редакцию текста, в котором присутствует другое деление на главы.

Кроме того, часть миниатюр, например к главе 25, ближе к изображению ранней редакции, хотя основной признак этой редакции (замена ангела орлом в стихе 13, гл. 8) отсутствует как в тексте, так и в миниатюре. Трудно однозначно утверждать, но можно предположить, что автор миниатюр был знаком не с одной редакцией лицевого Апокалипсиса или с неким неизвестным образцом, соединившем в себе именно описанные ранее признаки миниатюр. И хотя художник- миниатюрист, выполнявший иллюстрирование рассматриваемого списка Толкового Апокалипсиса, не являлся профессионалом, созданный им памятник отличается большой эмоциональной насыщенностью и выгодно отличается от иногда достаточно отвлеченных трафаретных образцов. К сожалению, в данном небольшом сообщении не представляется возможным полностью исчерпать описание всех текстовых и изобразительных особенностей рукописи, но это лишь первый подступ к интересному памятнику, не становившегося ранее предметом специального исследования.

 

Примечания

 

1 Срезневский Вс. И. Отчет Отделению русского языка и словесности имп. Академии наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернии в 1902 г. СПб., 1904. С. 2-24; он же. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 68, 357, 430 и др.

2 Бубнов Н. Ю., Копанев А. И. Отчет об археографической экспедиции Библиотеки АН СССР 1965 г. //Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 199-205 (далее: Бубнов, Копанев. 1966); Кукушкина М. В., Лихачева О. П. Археографические экспедиции в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области в 1966 и 1967 гг. // Сборник статей и материалов Библиотеки АН СССР по книговедению. Вып. II. Л., 1967. С. 309-326; Бубнов Н. Ю., Копанев А. И. Археографическая экспедиция Библиотеки АН СССР в 1968 г. в Вологодскую и Архангельскую области // Сборник статей и материалов Библиотеки АН СССР по книговедению. Вып. III. Л., 1973. С. 445-456; Амосов А. А., Бубнов Н. Ю. Археографическая экспедиция Библиотеки АН СССР в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области (1975-1976) // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С. 262-298 (далее: Амосов, Бубнов. 1978).

3 Бубнов, Копанев. 1966. С. 201.

4 Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 42-43.

5 Залесский М. И. Общий очерк скрытничества (политические и экономические взгляды руководителей). Гл. 1 Старец Евфимий <...>. Карг. 77, л. 2.

6 Карг. 83.

7 Карг. 86.(Q, 32 лл., 16 фотографий).

8 Карг. 283.

9 Карг. 284.

10 Карг. 83. л. 96.

11 Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. М., 1884. Т. 1. С. 11-14.

12 Амосов, Бубнов. 1978. С. 262-263.

13 Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995. С. 86-87.

14 Там же. С. 293-295.

15 Буслаев Ф. И. Указ. соч. С. 31.

16 Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции / Отв. ред. А. А. Турилов. М., 1995. С. 29-30.

17 Буслаев Ф. И. Указ соч. С. 7-9.

18 Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга...