Н. Е. Плаксина

 

М. И. ЗАЛЕССКИЙ ОБ ИКОНОПИСАНИИ СТРАННИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX в.)


[По издан: Вестник Томского государственного университета. 2021. №469. с. 183-187]

 


 

Материалы историка страннического согласия Максима Ивановича Залесского, хранящиеся в руко­писном отделе Библиотеки Академии наук РАН, яв­ляются важнейшим источником по истории странни­ческою согласия. Одно из наиболее крупных его со­чинений рукопись «Илья Репкин и Антипа Смир­нов, их жизнь и творчество в связи с общим обозре­нием искусства иконописания среди странников». Рукопись входит в состав Каргопольского собрания БАН под № 83.

Впервые на ценность этого сочинения для изуче­ния художественной традиции старообрядцев-странников обратила внимание В. Г. Подковырова, давшая его краткую характеристику. Рукопись пред­ставляет собой черновик (беловой вариант, по свиде­тельству самого М. И. Залесского, утрачен), написан­ный скорописью в конце 1930-х гг.. переплетенные 85 листов и 13 листов, отдельно вложенные в конверт [1. С. 165 166]. Сведения, изложенные в этом труде, ос­нованы как на личных воспоминаниях Максима За­лесского, принадлежавшего к странничеству и лично знавшего многих из тех, о ком писал, так и на воспо­минаниях других людей, причастных к странниче­скому согласию, а также на широком круге письмен­ных источников (писем, показаний, рукописей и пр.) и сочинениях И. К. Пятницкого, в частности «Русский сектант в своей истории» (Санкт-Петербург, 1884 г.).

Особую ценность труду М. И. Залесского придают составленные им списки иконописцев-странников, благодаря которым были уточнены сведения об ико­нописцах Каргопольского предела, уроженцах Зырян­ского края, авторах сохранившихся в частных собра­ниях подписных икон [2. 3]. Изложенная М. И. Залес­ским история становления иконописного дела у странников способствует пониманию путей формиро­вания локальных художественных центров, каким являлась мастерская старообрядцев-странников в Каргопольском уезде Олонецкой губернии [4]. Даль­нейшее изучение страннического иконописання ста­вит вопрос о его истоках, стилевых и иконографических особенностях, роли культурных контактов в формировании региональных художественных цен­тров.

Сам факт обращения Максима Ивановича Залес­ского к теме иконописания свидетельствует о значи­мости этого вопроса в духовной культуре странников. Странников отличаю особенно ревностное отноше­ние к иконе, которая оставалась единственным сред­ством спасения в миру, в котором воцарился Анти­христ. По сообщению М. И. Залесского, странники поклонялись лишь древним дониконовским образам, и не принимали икон, «писанных рукой иначе мудр­ствующих» (5. Л. 91]. Поэтому вопрос о снабжении растущего согласия странников иконами своего пись­ма стаз предметом особого собора 1848 г., проходив­шего в столице странников толка статейников — де­ревне Сопелки Ярославской губернии.

В результате было налажено обучение иконопис­цев из своей среды, и к концу XIX в. у странников сложилась своего рода иконописная школа, которую М. И. Залесский называл пошехонской, по всей види­мости, но месту проживания наиболее ярких предста­вителей страннического иконописания в Пошехон­ском уезде Ярославской губернии. Он давал нелест­ную характеристику этой школе, «прославившей себя дешевизной и скоростью работы над иконами, но вместе блиставшей своим невежеством и искажением подлин­ного искусства иконописания» [5. Л. 59 об.].

Такую эволюцию странническое иконописание пре­терпело при дальнейших последователях и преемниках Ильи Степановича Репкина (до 1820 ок. 1880) и Анти­пы Даниловича Смирнова (1820-1909), которых М. И. Залесский называет родоначальниками странниче­ского иконописания, посвятив свое сочинение исследо­ванию их творчества. Сведения об Илье Репкине до­вольно скудны, в то время как об Антипе Смирнове ис­торик страннического согласия рассказывает очень по­дробно, не ограничиваясь биографией, пытается охарак­теризовать его творчество.

Оба иконописца Илья Репкин и Ангина Смир­нов были почти ровесниками, происходили из кре­стьян, родители их были приверженцами старой веры. Илья Репкин родом из деревни Тереховка Бурмакинской волости Ярославского уезда. Время его обраще­ния в странническое согласие не известно, однако, по сведениям М. И. Залесского, уходя в странство, Илья Репкин уже был сложившимся мастером. Иконы его работы, «весьма умело и чисто написанные, показы­вают, что и искусство иконописания у него было изу­чено основательно» (5. Л. 3 об.]. У кого он обучался — не известно, но есть непроверенное предание, что у старообрядца-иконописца в Ярославле.

Антина Смирнов, уйдя в странство в юношеском возрасте, поселился в Сопелках, где обучился гpaмотe и церковному уставу. В дальнейшем он, как и Илья Репкин, оказался в обучении у некоего старообрядца-иконописца в Ярославле. М. И. Залесский полагал, что обучению обоих в Ярославле мог содействовать наставник, основатель толка статейников Никита Се­менович (в братстве которого состояли оба мастера), благодаря своей близости к известным ярославским покровителям странников Понизовкиным, оказавшим содействие в этом вопросе.

В 1851 г. Илья Репкин был арестован по делу ко­миссии Стенбока для расследования странников. Си­дел в Ярославской тюрьме около 5 лет, где занимался резьбой икон на камне, перламутровых раковинах и мамонтовой кости, чем заслужил уважение графа Стенбока. После выхода из острога принял участие в выставке, получил аттестат с гарантией от наказания при каком-либо проступке, ему была назначена еже­годная пенсия. Жил в деревне Барышки, обучил ис­кусству иконного письма несколько известных стран­нических наставников: старца Зосиму Ивановича, Меркурия Григорьевича, старца Иону Антоновича и Федора Степановича, которые были «мастера ... в свое время довольно искусные» [5. JI. 65]. Все они прожи­вали в Ярославском пределе, считались наиболее опытными иконописцами и свидетельствовали иконы новичков, определяя их годность или негодность для странников. Ярославский предел был проверочным пунктом для иконописцев «северных стран». Извест­но, что именно здесь обучался иконному письму кар­гопольский наставник зырянин Прохор Филиппович Ильин [6. С. 2011. Умер Илья Репкин не позднее 1880 г. от «запойства», отчего «правители странников не решились умершего поминать на имя, ни вписать его имя в поминальные синодики». «Так исчез чело­век незаметным образом исподтишка без какой-либо оценки его трудов и достижений» [7. Л. 4].

Иначе сложилась жизнь Антипы Даниловича Смирнова, которая после знакового для странников собора в Сопелках 1848 г. была связана с Ивановским пределом. Познакомившись со старшим Кинешемского предела Федором Ивановым, под угрозой надвигаю­щейся следственной комиссии под руководством графа Стенбока, он ушел вслед за ним в пределы Кинешмы. Живя в разных деревнях (Малая прихода села Дебово, Ликино прихода села Даниловского, Галуевской. Си­ние Гари, Волково, Косачево), он изучал искусство иконописания, исполнял церковный устав, обучал иконному мастерству учеников. В дальнейшем, как пишет М. И. Залесский, «любовь к искусству и нрав­ственного воздержания жизнь, проводимая Антипой, выдвинули его из среды других старцев» [7. Л. 11]. Около 1867-1868 г. он был назначен на место старшего Ивановского предела и переместился в Иваново.

М. И. Залесский сообщает о том, что иконы работы Антипы Смирнова вызывали неприятие у руководи­телей согласия. Он приводит слова старца Никиты Семенова, который считал, что нужно «писать иконы так, как у старообрядцев пишут, а не иначе» [7. Л. 67]. Творческая индивидуальность Антипы Смирнова не укладывалась в тесные рамки канона, от чего он часто страдал. Ф. М. Виноградов сообщал о соборе, устроен­ном над иконами Антипы Смирнова в 1882-1883 гг., во время которого его произведения были подвергнуты суровому осмотру, признаны «поклонения не достой­ными» и преданы «вечному истреблению» зарыты в землю на горе у речки близ деревни Косачево [7. Л. 5].

Вероятно, уже после этого события Антипа Смир­нов через своего ученика Феодосия Карпова познако­мился с известным собирателем древностей и старин­ных икон старообрядцем Григорием Матвеевичем Прянишниковым, в доме которого они жили, расчи­щали его древние иконы и снимали с них копии [7. Л. 63]. Именно здесь Смирнов сделал выбор в пользу строгановского метода иконописания с его миниа­тюрностью, как наиболее соответствующего странни­ческой идее бегства и укрытия. Этим же, вероятно, была обусловлена и любовь странников к иконам в технике миниатюрной резьбы.

Выше уже отмечалось, что искусным резчиком икон на камне, перламутровых раковинах и мамонтовой ко­сти был Илья Репкин, который обучил этому искусству Антипу Смирнова. Ученик пошел дальше своего учите­ля, превзойдя его в искусстве и приблизившись в ма­стерстве горельефной резьбы к скульптуре, не приемле­мой для старообрядцев [7. Л. 60 об.: 8. Л. 10 об.]. М. И. Залесский составил списки известных ему произ­ведений Антипы Смирнова и Ильи Репкина [7. Л. 75- 76 об.]. В первом восемь резных на кости и перламут­ровых раковинах икон работы А. Смирнова, с указанием лиц, в руки которых они попали после революции; во втором девять резных на шиферном камне, кости, пер­ламутровой раковине и кипарисе икон работы Ильи Репкина, с указанием размеров двух из них: иконы «Седмица» на черном шиферном камне с обливкой в олово (20,5 х 15,5 см) и «триптиха» «Деисус» на перла­мутровой раковине размером 5 х 4 см. Была ли продол­жена традиция изготовления миниатюрных икон в тех­нике резьбы другими странниками, не известно.

Большое влияние на А. Смирнова оказало устроен­ное Г. М. Прянишниковым знакомство со знаменитым художником-фотографом Андреем Осиповичем Каре­линым, у которого он проживал вместе со своим учени­ком Ф. Д. Карповым две недели. А. Карелин предоставил в их пользование всю коллекцию рисунков и фотогра­фий, в результате чего Антипа Смирнов получил «в сво­ей работе чисто художественное направление» [8. Л. 10- 12 об.]. М. И. Залесский сообщает, что Смирнов не поль­зовался образцами, рисунками и сколками, самостоя­тельно строил композицию, считал необходимым зна­ние перспективы, и, хотя сам не вполне ее усвоил, лю­бил и применял. Уже его ученик Феодосий Карпов изу­чал перспективу по учебнику Жоржа Тено, а в дальней­шем уроки перспективы вменялись ученикам в обязан­ность. На этом основании М. И. Залесский делает вывод что иконописцы страннического согласия продвинули вперед культуру иконописания, совершенствуя ее со всех сторон, в противоположность характерной для ста­рообрядческого мира традиции вычерчивать общие кон­туры изображения по готовым образцам колотым ри­сункам [7. Л. 71].

Искусство Антипы Смирнова высоко ценили вы­дающиеся современники Г. М. Прянишников и А. О. Карелин, которые, по всей видимости, поспособ­ствовали его участию на XVI Всероссийской про­мышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. На ней было представлено его резное на кости Распятие, живописная («писчая». М. З.) икона «Двунадесятые праздники», вырезанное на перламутровой раковине «Воскресение Христово». Все работы были выполнены, как пишет М. И. Залес­ский, «в строгановском стиле», очень мелко и чисто. Комиссия присудила мастеру за трудолюбие и искус­ство серебряную медаль, которую он не получил, так как, будучи странником, не посчитал возможным явиться для принятия награды [7. JI. 64].

М. И. Залесский сообщает, что число икон, напи­санных Антипой Смирновым по заказу разных братств, не поддается точному исчислению [7. Л. 64]. Воспитал А. Смирнов и много учеников, сведения о которых дает составленный М. И. Залесским список иконописцев Ивановского предела и Вичуги [7. Л. 78-79 об.]. Список носит черновой характер, содержит вычеркивания, пометы на полях, добавления и пере­носы. В нем названы фамилии, имена и отчества ико­нописцев, по всей видимости, в странничестве, иногда только имена и отчества, годы жизни, откуда родом, у кого учился иконописанию, дается краткая характери­стика творчества («писал мало», «писал плохо», «был даровит»), где жил, живет или когда «помер». Сведений о статусе иконописца в страннической иерархии список не содержит.

Однако есть основания полагать, что многие из названных в списке лиц были известными наставника­ми. Это подтверждает наблюдение М. И. Залесского о том, что иконописание воспринимаюсь в среде стран­ников как искусство, необходимое для «старейших». В число старейших определяли «заслуживших достойное уважение» не только «по ведению божественных писа­ний и по беспорочности жития», но и «по опытности искусства» [7. Л. 50].

Первым учеником Антипы Смирнова был Федор Михайлов (1840-1918), родом из Кинешемского уез­да, проживавший в Вичуге. Возможно, это один из самых влиятельных страннических наставников, старший Вичугского округа, вставший в оппозицию А. В. Рябинину в знаменитом споре 1910-х гт., при­ведшем к расколу в церкви странников-статейников. Самым талантливым учеником Смирнова был Карпов Феодосий Демьянович (род. ок. 1845), родом из села Широкова Нерехтского уезда. Он внес в искусство страннического иконописания множество новшеств. При жизни Антипы Смирнова Карпов был его дея­тельным сотрудником, обучил много учеников. На момент написания списка ему было 84 года (это дает основание датировать сочинение М. И. Залесского не концом 1930-х гг., как полагает В. Г. Подковырова, а несколько раньше - около 1929 г.), и проживал он в пределах Вичуги. У Смирнова осваивали искусство иконного письма братья Блиновы Василий и Федор Алексеевы, из которых особенно даровит был Васи­лий. Оба проживали в Иванове. Василий Алексеевич Блинов также был странническим наставником, вхо­дил в окружение старейшего Вичугского предела Федора Михайловича. В числе учеников Антипы Смирнова М. И. Залесский называет и Иосифа Афиногенова Важнова, также знаменитого страннического руководителя, сторонника Федора Михайлова, человека широких инте­ресов, знаний и начитанности [6. С. 285]. М. И. Залесский сообщает о нем, что он жил сначала с отцом в Саратов­ском пределе, затем в Ярославском, умер в 1919 г. в воз­расте 50 лет. Еще один ученик Антипы Смирнова, и его крестик Вечерин Михаил Васильев, родом из Твер­ских пределов. Учился у А. Смирнова и у Ф. Карпова. На момент написания списка (конец 1920-х гг.) жил в пределах Вичуги.

В списке учеников Федора Михайлова, первого ученика Антипы Смирнова, обращает на себя внима­ние имя Бушуева Давыда Васильева. О нем М. И. Залесский сообщает, что родился он в 1870-х гт., родом Вичугский, «живет все время там же», в странстве с 20 лет, крестник Федора Михайлова. Давыд Васильевич Бушуев один из известных руководите­лей страннической церкви, биографию которого М. И. Залесский приводит в одном из своих сочинений [6. С. 261]. В числе других его учеников Колотухин Маркел Игнатьев, «саратовской», учился у Федора Михайлова и у Ф. Д. Карпова, умер около 1920 г. в Яковлевском пределе «от роду лет 30-ти»; Пятаков Иван Михайлович из села Кувакина, учился у Федора Михайлова под Вичугой, жил в дер. Исуповской, пи­сал мало и плохо, умер после революции в Вичугской стране; его брат Пятаков Феофил Михайлович, «пи­сал лучше брата, помер молодым около 25 лет от ро­ду»: Пензенской Селивестр Егоров, учился у Федора Михайлова и у Феодосия Карпова в 1910-1911 г., по­том жил в Яковлевском пределе, писал под присмот­ром и указанием Иосифа Анф(иногенова Важнова? Н.П.), умер в конце 1915 г. в возрасте 30 лет.

Много учеников обучил талантливый последова­тель Антипы Смирнова Карпов Феодосий Демьяно­вич. Помимо вышеназванных М. И. Колотухина, М. В. Вечерина, пензенского Селиверста Егорова, он обучил Георгия Ивановича Пономарева, о котором М. И. Залесский сообщает, что родом он тагильский Уральской области, во время революции женился, в конце 1930-х гг. еще проживал в Ярославле.

Сотрудником Ф. Д. Карпова М. И. Залесский назы­вает наставника Меркурия Григорьевича. Кроме того, у Карпова учился Петр Димитриевич из села Кува­кина, который также обучался у Ионы Антонова и умер в чахотке молодой лет 30. Учениками Ф. Д. Карпова были Терпигорев Алексей Евтихеич (в конце 1930-х гг. ему было лет 45 или 50, жил в селе Новом Яковлевского братства), а также Таланов Лео­нид Иванович, родом из Новой Вичуги, который, по­мимо учебы в Ярославском пределе у Карпова, учился также в Иванове у В(асилия) А(лексеевича), предпо­ложительно, Блинова. Умер «не старый еще» до рево­люции.

Сотрудником Василия Алексеевича Блинова был Озеров Степан Сергеевич, родом из деревни Завидо­ва Корчевского уезда Тверской губернии. Озеров учился писать иконы в Ярославском пределе. По све­дениям Залесского, он скоро вышел из странства, женился и в конце 1920-х гг. жил в деревне Игумениха близ ст. Бурмакино северной железной дороги. В свою очередь, С. С. Озеров обучил иконописанию Круглова Григория Алексеевича, уроженца деревни Подосениха Диевогородищевской волости, который впоследствии обучался у Вениамина Федосеева. О Круглове М. И. Залесский сообщил, что тот «живет открыто» в Ярославле.

Вениамин Федосеев и Василий Максимов ико­нописцы. названные Залесским в качестве учителей, без каких-либо дополнительных сведений. У Василия Максимова учился Никита Иванов, о котором М. Залесский сообщает, что писал он плохо, жил в Пошехонском уезде в пределе Ермаковском, вышел из странства, женился в деревне Передяга Данилов­ского уезда, где и жил. Умер около 1920 г. «ехавши из Данилова пьяным».

В списке есть несколько имен, сведения о которых ограничиваются информацией об их обучении в Ярославском пределе, без указания имени иконопис­ца-учителя: Лазарь-«саратовец», который был при­слан в Ярославский предел обучаться иконному ма­стерству в первом десятилетии XX в. («писал поря­дочно и уехал опять куда-то»): Едесий (зачеркнуто, отчество плотно заштриховано, прочитывается Сте­панов?) Терентьев, учился в Ярославском братстве, жил под Яковлевск(ом) и около 1910 г. вернулся в Саратов: «Мезенской» Александр Иванович, учился и жил в Ярославском пределе, писал плохо, в начале войны до революции уехал на родину в Мезень Ар­хангельской губернии; Прокопий Иванов из Казан­ских пределов, учился около 1910 г. в Ярославском пределе и вернулся на родину. Нет сведений и о том, у кого обучался Петухов Иоасаф Михайлов, родом Пошехонский с Мусоры деревин Мыдья. Рядом с его именем сделана пометка, что он был старшим в Шаготском пределе, писал плохо.

В списке назван единственный ученик иконопис­цев Ярославского предела Ионы Антоновича и Зосимы Ивановича «Смоленской» Василий Максимо­вич, работавший в Пошехонском пределе самостоя­тельно с 1890 г. После революции, как сообщает М. И. Залесский, он уехал в Пензенскую губернию.

Всего в списке иконописцев Ивановского предела и Вичуги названо 28 имен. География происхожде­ния Архангельская, Казанская, Костромская, Пен­зенская, Пермская (Нижний Тагил), Саратовская, Смоленская, Тверская, Ярославская губернии. Пятеро из списка Антипа Смирнов, Федор Михайлов, Васи­лий Блинов, Иосиф Важнов, Давыд Бушуев были знаменитыми руководителями страннического согла­сия. Как следует из списка, многие выходцы из раз­личных губерний после обучения возвращались на родину или переезжали в другие места, где могли продолжать писать иконы для последователей своего согласия. Они продолжали сохранять связи со своими наставниками, обмениваясь образцами, прорисями и сколками. Об этом свидетельствуют, в частности, об­разцы из коллекции рабочих материалов каргополь­ских странников, в составе которых есть подписные образцы, как например, сколок с иконы «Воскресе­ние Сошествие во ад» с подписью «Рис. Стефанъ Сергеевичъ // Василию Ивановичу 7422 го» [9] воз­можно, руки Стефана Сергеевича Озерова, а также прорись с иконы «Рождество Христово» с подписью «1906 года июня 8 Прохору Филипповичу Петръ Дим» [9] возможно, руки иконописца Петра Димитриевича.

Размышляя о творчестве Антипы Смирнова и по­следующих поколений иконописцев-странников, М. И. Залесский задавался вопросом, «где та предель­ная норма и грань, которую не должен переступать художник-странник»? Восхищаясь искусством Анти­пы Смирнова, он с сожалением констатировал, что в дальнейшем иконописцы-странники «встали на твер­дую почву, почву древности», избрав своим направ­лением «строгановский стиль, который с московским очень рано и давно объединился», «попустили напло­дить в общине богов и образов мертвых, бледных и безжизненных, обезображенных в самом рисунке не­точной рукой мастера-богомаза» [7. Л. 67].

Таким образом, сочинения М. И. Залесского, не­смотря на субъективный характер оценок, являются важным источником для изучения иконописной куль­туры старообрядцев страннического согласия в конце XIX начале XX в. Сведения этого источника пер­вый шаг к выявлению и изучению иконописного наследия странников в сохранившемся до наших дней корпусе памятников старообрядческой художествен­ной культуры.

Странничество, провозгласившее разрыв традици­онных связей, способствовало формированию новых межкультурных коммуникаций, возникновению но­вых художественных форм, как это, в частности, про­изошло с творчеством Антипы Даниловича Смирнова, или же деятельностью мастерской Каргопольского предела, в которой традиции ярославской иконопис­ной школы продолжали выходцы из иноэтничной среды, зыряне, носители коми языка. В связи с этим большой интерес представляет вопрос о формирова­нии локальных иконописных центров в различных регионах проживания последователей страннического вероучения, который позволит оценить степень уни­кальности такого явления, как Каргопольский худо­жественный центр, возникший в начале XX в. в Кар­гопольском уезде Олонецкой губернии для обеспече­ния нужд северных странников. Все это является за­дачами будущих исследований.

 

Литература

 

1. Подковырова В. Г. Иллюминированные страннические рукописи в составе Каргопольского собрании БАН России // Христианство и Се­вер. По материалам VI Каргопольской научной конференции / науч. ред. и сост. Н. И. Решетников. М., 2002. С. 165-166.

2. Плаксина H. E. Иконописное искусство каргопольских странников // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 3 (94). С. 4-20.

3. Плаксина Н. Е. Художественное наследие старообрядцев-странников «Каргопольского предела» в государственных и частных собраниях Северо-Западного Федерального округа // Каргополь и Русский Север в истории и культуре России. X-XXI вв.: материалы XIV Карго­польской научной конференции (15-18 августа 2016 г.) / науч. ред. и сост. Н.И. Решетников, Н. И. Тормосова. Каргополь. 2018. С. 235-239.

4.  Плаксина Н. Е. Организация иконописного дела среди старообрядцев-странников (по материалам БАН) // Современные проблемы архео­графии. Вып. 2: сб. ст. по материалам конф. к 300-летию Библиотеки Российской академии наук 21-24 октября 2014 г. СПб., 2016. С. 421-434.

5. Залесский М. И. Илья Репкин и Антипа Смирнов, их жизнь и творчество в связи с общим обозрением искусства иконописания среди странников // Библиотека Российской академии наук (БАН). Каргоп. 83.

6. Прокуратова Е. А. Старообрядческая культура Коми края XVIII-XX веков: книгописная деятельность и литературное творчество удорских староверов. СПб.: Пушкинский Дом, 2010.

7. БАН. Каргоп. 83.

8. Виноградов Ф. И. Антипа Смирнов как художник // БАН. Каргоп. 86.

9. БАН. Каргоп. 284.