Библиотека поморских писателей

 

Доклад Л. Ф. Пичугина

на 1 Всероссийском Соборе Древлеправославной Поморской Церкви

(1909 г.)

 

О ВСЕПАГУБНОМ АНТИХРИСТЕ

< От Божественнаго Писания соборное разъяснение >

 

ВОПРОС. Что есть антихрист?

ОТВЕТ. Противник Христов. По слову апостола Павла: "Противник и превозносяйся над всякого глаголемаго Бога или чтилища" (Сол. 2, зач. 275).

Лже-Христос, т. е. ложный помазанник, по словеси Божии: "Востанут бо лже-Христи и лже пророцы, и дадят знамения и чудеса, еже прельстити, аще возможно и избранныя" (Марк., зач. 60).

ВОПРОС. Кто первый из святых говорил об антихристе?

ОТВЕТ. Святый апостол и евангелист Иоанн Богослов сло­вами: "Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша" (Соборн. посл. 1, зач. 71).

ВОПРОС. Кого разумел божественный апостол под словом: антихрист и подобные ему?

ОТВЕТ. Преподобный Иосиф Волоцкий написал: "Богослов (Иоанн) антихриста нарекл есть еретика" (Книга его, слово 12, стр. 470).

Также пишет блаженный Иероним Стридонский о подобных антихристу: "Потому что столько есть антихристов, сколько ложных учений" (Творен, его, ч. 13, стр. 287). Святый Ириней, епископ Лионский, подтверждает: "Он (ан­тихрист) будучи отступник и разбойник, хочет чтобы поклонялись ему как Богу и, будучи раб, хочет, чтобы его про­возглашали царем" (книга его, стр. 647).

А потому и видно, что "Антихрист, по существу, есть отступник-еретик ".

ВОПРОС. О Христе пророчествовали пророки Моисей, Давыд, Исаия, Иезекииль и Даниил. Говорил ли кто из пророков об антихристе?

ОТВЕТ. Святый Даниил пророк таинственно изобразил явле­ние антихриста от четвертаго царства: "Аз Даниил виде в ви­дении моем нощию и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое и четыре зверие велиции исхождаху из моря, розличь себе. Первый аки львица, имущи крыле, крыле же ея аки орлу. Зрях дондеже простре крыле свои, и воздвижется от земля, и на ногу человечу ста, и сердце человече дастъся ей. И се зверь вторый, подобен медведице, и в части единой ста, и три ребра в устех ей среде зуб ея, и сице глаголаху ей, востани, и яждь плоти многи. Вслед сего видех, и се зверь ин аки рысь, томуже крыле четыре птича над ними, четыре же главы зверии, и бысть дасться ему. Вслед сего видев, и се зверь четвертый горд и страшен, и крепок излиха, зубы же его железни и велии и ногти медяни, ядый и отончевая, останог же ногама попираше. Той же разлучася излиха паче всех зверей прежних, и рог 10 ему, и смотрех врозех ему, и се рог другий мал взыйде пред ними, триеже рози преднии сторгнушася ему от лица его. И се очи, аки очи человечи, в розе том пуста глаголюша велика" (Даниила, гл. 7).

Толкование святаго Ипполита, папы римскаго: "Так как блаженному Даниилу пророку были показаны различные звери и друг другу враждебные, то мы должны думать, что он говорит здесь не о зверях каких-то, но символически и образно указывает на те царства етого мира, которыя сво­им возстанием губят род человеческий, подобно зверям. Под морем же великим он разумеет всю вселенную вообще, а под четырмя ветрами небесными ея противолежащия части. Первый, аки львица, крыле же его аки орли. Именем львица (пророк) называет здесь царство Вавилонское, (ниже) Про­рок справедливо указывает на другого, выходящаго из моря зверя-медведицу, имея в виду обозначить в данном случае царство Персидское, (ниже) Именем рыси пророк очевидно обозначил царство Греческое, которым владел Александр Македонский. (ниже) После того, как совершился трехсот­летний период владычества греков, пророк говорит следующее: Созади его видех: и се зверь четвертый страшен и ужасен и крепок излиха. (ниже) Итак всем известно, что после царства греческаго, помимо существующаго и господствующаго в настоящее время, не возстало еще никакого иного царства. Это то последнее и есть то самое, которое имеет железные зубы. в самом деле оно своею силою сокру­шает и уничтожает все подобно железу. Этим указывается на то что после настоящаго римскаго царства, не возникнет еще никакого другого царства, но что из него, впрочем, произростут десять рогов и посредине их явится один малый рог, (ниже) когда собственно и исполнится время этого зве­ря, и когда среди них внезапно появится малый рог, каковой есть антихрист". (Твор. св. Ипполита, еп. римскаго. Толко­вание на прор. Даниила стр. 110, 111, 112, 113).

ВОПРОС. Есть ли еще где писано в Божественном Писании, что антихрист явится внезапно и от четвертаго зверя, то есть Римскаго царства?

ОТВЕТ. Есть. В Божественной Апокалипсии написано: "Я видех зверя, восходящаго из моря, имуща седмъ глав и рогов десять, и на рогах его десять диадим и на главах его имя ху­лы". (Апокал., гл. 13). Андрей Кесарийский толкует: "Нецыи убо зверя сего нижайшую некую силу сатанину прочими демоны обладающую истолковаша, исходящаго же по нем из земли антихриста Мефодий же, и Ипполит и инии, на самого ан­тихриста истолковаша настоящаго зверя, и из многомятежнаго житейскаго сего моря и многоволнящагося исходяща. И зверь, его же видех, подобен бе рысю, и нозе его, яко медвежи, и уста его яко уста львовы.

Толкование Андрея Кесарийскаго: "Я зверь, его же видех, подобен бе рысю. Чрез рыся убо еллинское, чрез медве­дя же перское, а чрез льва вавилонское царство знаменует, ими же будет державствовати антихрист, аки римский царь грядущий и начальство римское разоряющий " (Апокал. толковый, стр.124).

ВОПРОС. Как сие разуметь, что антихрист разорит римское царство?

ОТВЕТ. Святый Златоуст написал: "Власть римская, егда возмется от среды, тогда он приидет. И влепоту донеле же сея власти будет страх, никтоже скоро покорится. Егда же тая разорится, нападет на безначальство, и человеческую и Божию похощет похитити власть. Яко же бо яже прежде сего разоришася царствия, сиречь Мидское от Вавилонскаго, Вавилонское от Перскаго, Перское от Македонскаго, Маке­донское от Римскаго: Токо сие от антихриста, а он от Хри­ста" (Беседы апост. л. 2341).

ВОПРОС. Если антихрист является по падении римской им­перии и восхищает ея власть, то сбылось ли это уже и на ком, или сбудется еще в будущем?

ОТВЕТ. Сбылось на отступнике папе римском.

ВОПРОС. Каким писанием это можно подтвердить?

ОТВЕТ. В книге Кирилловой в главе 4-й написано: "Папа же римский, отринувся от греческия области и от царства, и взяв на ся не токмо престол и власть царскую и святительскую, но и Божию (Кирил. книга, л. 26). Учинися князем мира сего, и обогатися на земли областию, и всего мира обдержателем прозвася, восприят на ся Божию и святительскую власть (Кирил. книга, л. 46 об.). И то явно в Риме от того времени настала власть антихристовых предотеч, егда власть царей римских в Риме престала, тогда человек духовный, папа римский, Божию и святительскую власть нача держати". (Кирил. книга. л. 48 об., по изд. 7450 г.)

Из вышеизложеннаго видно, что предречение про­рока Даниила сбылось на папе римском. Римское царство разделилось на десять монархий, что означало у пророка де­сять рогов. Малый одиннадцатый рог, восхищающий царскую и святительскую власть, есть папа-отступник и еретик.

ВОПРОС. Верно слово и всякаго приятия достойно, что про­рочество Даниилово сбылось на Риме. Но как и где следует разуметь пришествие последняго антихриста с печатию чис­ла: 666?

ОТВЕТ. В событии времен 1666-го года.

ВОПРОС. Где и какое писание о сем поведует?

ОТВЕТ. В книге Божественнаго Откровения написано: "Я видех инаго зверя, восходяща из земли и имаше два рога, по­добна агньчима, и глаголаша яко змий. (ниже) И творит вся малыя и великия, и богатыя, и убогия, и свободныя и рабы, да дадут им начертание на десной руце их или на челех их. (ни­же) Зде есть мудрость. Имеяй ум, да сочтет число зверево. Число бо человече есть: и число есть шестьсот шестьдесят шесть" (666).

ВОПРОС. Не имел ли этой печати одиннадцатый римский рог?

ОТВЕТ. У римскаго малаго рога не было печати, ибо печать 666 означает утвердительную силу последняго отступления. Как на гражданских бумагах печать полагается в конце грамоты, так и в мировой церковной истории действие последняго антихриста запечатывается полностью падения звезд небесных, где и полагается печать времени.

ВОПРОС. Каким писанием можно подтвердить, что это со­вершилось?

ОТВЕТ. Книгою о святой Вере, где пишется: "Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози. О правде, яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу, еже о нем 666. (Апокал. гл. 13). Число бо человеческо есть антихристово. Кто весть, аще в сех летех, 1666, явственных предотечев его, или того самаго не укажет" (О вере, гл. 30, л. 270).

Книга о Вере написана в Западной России в тысяча пятьсот девяностых годах и напечатана в Москве в 1648 г., следствием чего и получились никоновския реформы.

ВОПРОС. В писании сказано, что при антихристе будет го­нение велие за веру (Соборн. Больш. сл. 3, в неделю мясопу­стную) и многие будут мучими за исповедание веры. Было ли что-нибудь подобное в указанное книгою о Вере время?

ОТВЕТ. Было. Об этом также предсказано в Книге о Вере словами: "Аще кто достигнет тех времен (т. е. 1666-ти), на брань с самим дияволом (Книга о Вере, л. 271).

И вот в 1666 г., 12 февраля, были прокляты все, ко­торые молились двоеперстно по преданию древней Церкви, а также было проклято и самое двоеперстие (Ист. рус. раскола Макария, стр. 169, 170). Это и многия другия изменения вы­звали протесты со стороны ревнителей святой старины, кото­рые и пострадали как исповедники в самое число 1666 года. Протопоп Аввакум был лишен сана и предан гражданскому суду, сослан в заточение и сожжен в срубе (Деяние Собора 1666 г., деяние 4). Феодор диакон за защиту святой старины был предан трижды анафеме и гражданскому суду, который за смелое обличение приказал отрезать ему язык (Деяние 6). Благоревностный Лазарь, во священных священник, за святую старину и за обличение нововводства был предан анафеме и гражданскому суду, а последний казнил праведника от­резание языка (Деяние 9). В посланиях Аввакума, как пишет­ся в предисловии на три челобитныя, дух противоборства оттенился характером всеобщаго отрицания и доведен даже до озлобленности. На все это московское правительство от­вечало многочисленными ссылками, казнями истребляло противников огнем в срубах, морило в сырых земляных тюрьмах, рубило головы, по плечи зарывало живых в землю, резало языки, уши и проч. (Три челобитныя справщика Савы Романова, изд. Д. Е. Кожанчикова 1862 г., предисл. стр. 3) Та­кова истина событий.

ВОПРОС. Как разуметь сказанное в Писании: "А той анти­христ человек будет, беззакония сын, и родится, якоже гла­голет Ипполит Римский от девицы, нечистыя жидовки сущия". (О Вере, л. 270)?

ОТВЕТ. Девица нечистая, та таинственная блудница, что по­казана в 17-й главе Апокалипсиса, и есть духовная любодеица. Сие же разумеется духовно, как и сказано в толковании Андрея Кесарийскаго: "Духовным сущим сказуемым, духовныя премудрости, а не мирския потребы коеже разумети глаголемая" (Апокал. толков. Андрея Кесарийскаго, стр. 178) А что это действительно так, в предисловии толковаго Апо­калипсиса сказано: "По сем вознесеся духом в пустыню и виде жену, седящую на звери багряном, имущем глав седмь: и на­знамена от сея быти антихристу (Предисл. на Апокал. тол­ков. стр. 10). Сия жена блудница есть соборное земное царство, (Апокал. толк. стр. 173) земное плотское мудрование, от чего и раждается антихрист".

Если же кто сию девицу нечистую и сущую жидов­ку принимает только в буквальном смысле, то пусть прочтет следующее писание. Преподобный Ефрем Сирин пишет: "Ро­дит бо ся (антихрист) от жены скверны" (Слово 110 л. 300). Святый Ипполит в Соборнике: "Тем же образом и сопротивник от скверныя жены изыдет на землю, родит же ся по привидению от девицы" (Соборн. Больш. л. 128 об.). Святый Иоанн Дамаскин свидетельствует, что "антихрист из блуда народится и подъимет все действие сатаны" (Книга его, гл. 27).

Из сопоставления приведеннаго получается: Ефрем преподобный говорит, что антихрист родится от жены, а не от девицы. Ипполит святый свидетельствует, что антихрист родится прежде от жены, а потом от девицы. Иоанн Дамаскин уже не упоминает ни жену, ни девицу, а только блуд, как и сказал, что антихрист родится не просто от блуда, а из блу­да, т. е. из совокупности заблуждений. Поэтому нельзя при­нимать нагую букву за действительность, в противном случае грозит опасность: "Удовлетворяться буквальным смыслом Св. Писания, значит есть прах подобно змию, как сказал блаженный Иероним" (Фаррар. Первые дни христианства, стр. 231).

ВОПРОС. В писании поведуется: "Антихрист три царя убиет гневом: Египетскаго, Ливийскаго и Эфиопскаго" (Соборн. Бол., л. 129 об.). Как это понимать, чувственно или духовно?

ОТВЕТ. Духовно. Блаженный Иероним пишет: "Благоразумный и христианский читатель в пророческих обетованиях пусть примет за правило, что иудеи и наши, или лучше не наши, но иудействующие, признают имеющим исполниться телесно, мы должны признавать уже исполнившимся духов­но, чтобы следуя их басням и, по апостолу, невежественным состязаниям (2 Тимоф., гл. 2) не уклоняться в иудействование. И так тот, кто есть небо и гражданин неба, тот пусть таинственно внемлет тому, что говорится, а кто земной, тот пусть следует простой истории" (Твор. бл. Иеронима, ч. 7, стр. 9 и 201).

ВОПРОС В писании читаем: "Антихрист полетит на Аер со множеством демонов во образе ангельском" (св. Ефрем Сирин, сл. 105). Как сие разуметь?

ОТВЕТ. Сие сказует Божественный апостол об отступниках от правыя веры: "Бог весть, а еже творю и сотворю, да от­секу вину, хотящим вины, да о нем же хвалятся, обрящутся якоже и мы. Таковии бо лживи Апостоли, делатели льстивии, преобразующеся во Апостоли Христовы. И не дивно, самбо сатана преобразуется в ангела света. Не велие убо аще и служителие его преобразуются яко служителие прав­ды, их же кончина будет по делом их" (Коринф. 2, зач. 192)

ВОПРОС. Писано есть, что "во дни антихриста море возму­тится, земля же изсышет, небо не даст дождя, сады увянут" (Ефрем Сирин, сл. 105). Может ли это быть естественно?

ОТВЕТ. Нет, ибо сие говорится в иносказательном смысле. Море есть весь мир, как объясняют святые Мефодий Патарский и Ипполит, папа Римский. (Апокал. толков. Андрея Кесар., стр. 127). Земля изсышет-землею именуется человек: "Земля еси и в землю паки пойдеши" (Бытия гл. 3). Изсышет от бездождия, - дождем Афанасий Александрийский именует евангельское слово (Псалтырь толк., л. 538). Когда возлюбит человек земное плотское мудрование, то лишается небесной влаги, благодати Святаго Духа. Сады увянут. Те сады, кото­рые не насадил Бог, как сказал Христос: "Всяк сад, его же не насади Отец мой небесный, искоренится" (Матф., зач. 61).

ВОПРОС. В Писании сказано: "Паки той же змий (антихрист) прострет руце свои и соберет множество гад и птиц и пойдет верху бездны, яко посуху". (Ефрем Сир. сл. 105). Как сие подобает разуметь?

ОТВЕТ. Садами именует Божественное Писание людей мыс­лящих земное, как объясняет Василий Великий: "Послю аки гады на землю, сказал Бог устами пророка, то есть останок людей мыслящих земное, потому что от их злобы родились пресмыкающиеся и ядовытые гады. - Пресмыкающиеся потому, что утратили высоту, на которой были поставле­ны по первому своему устроению, и ядовитыми потому, что растлевают встречающихся с ними". (Твор. Василия Вел., ч. 2, с. 356).

Пойдет верху бездны. Евсевий Кесарийский бездною называет неверных людей, как и пишет: "Можеши же глаголати бездну и чин, неверных язык и во времена востающих и гонящих церковь". (Псалтырь толков., л. 648 об.).

О Христе говорится: "Вседе на коня, на апостолы своя, Господи". Таким образом и антихрист делается всадни­ком людей зловерных хульников и гонителей.

ВОПРОС. Как разуметь глаголемое в Писании: В царство антихристово "Небо не даст росу свою, облацы не дадят во­ду, земля отвержется плодов своих, море исполнится смра­да, рыбы его изомрут, реки изсохнут, блата изсякнут, студенцы оскудеют, зверие на человеки востанут, скоти и чет­вероногая помрут". Совершится ли сие все видимо и чувст­венно?

ОТВЕТ. Все Божественное Писание подразделяется на исто­рическое, иносказательное и нравоучительное. История поведует события прошедших времен. Иносказание объясняет смысл, лежащий в сокрытой речи. Нравоучение от всего бе­рет подобающее и тем украшает данное слово. И в предло­женном писании не прошедшия явления поведутся, а будущия. Будущия же предсказания относятся к разряду пророче­ских писаний. Таким образом, и предложенное писание отно­сится к разряду таинственных, как и увидим: "Небо не даст росы" - это словесныя небеса, поведующия славу Божию. "Глаголати можеши ангел и человек святых". (Псалтырь толков., л. 132).

"Облацы не дадят воду" - облака знаменуют проро­ков, как говорится и пророка Исайи: "Да возвеселится небо и облацы да кропят правду или истину. Дождь: - облацы же правду одождающии, божественнии мужи суть, - духовный дождь, сиречь по добродетели слово изливающе". (Псалт. толк., л 237 об.). Значит, не будет Божественная благодать орошать, подобно дождю, тех людей, над которыми царству­ет антихрист.

"Земля отвержется плодов своих" - по толкованию Афанасия Александрийскаго, "земля разумная, плоды же ея благочестивыя поспешества". (Псалт. толк., л. 530).

Еще объясняет Феодор: "Дождь, рече, духовный дая, ранний убо ветхим заветом, поздний же новым, ими же напояема иносказаема земля, сиречь душа человека". (Псалт. толк., л. 517 об.). Следовательно, в царство антихристово не земля чувственная отвердеет, а души человеческия, изсохшия безверием и противными Богу делами, не дадут плода, т. е. веры и добрых дел.

"Море исполнится смрада". Море, по толкованию блаженнаго Иеронима, означает мир и век сей, изобилующий горькими и солеными волнами. (Твор. бл. Иеронима, ч. 12, стр. 57).

"Рыбы его изомрут". Рыбы, по толкованию блаж. Исихия, "иже в вещех настоящия жизни плавают, аки в вол­нах" (Псалт. толк., л. 68). "Два рождения человеку: естествен­ное и духовное, также две смерти: естественная и будущая, осуждение за безверие и грехи в вечныя муки. Истинное и святое Крещение возрождает человека к жизни небесной, ложное же и еретическое предает человека духовной смерти" (Бл. Иероним, ч. 6, стр. 78). Посему и изомрут рыбы, т. е. люди, подобные безгласным рыбам, плавающие в море жития сего, душевною смертью от растленной жизни, как Господь сказал Петру: "Остави мертвых погребсти своя мертвецы" (Матф. зач. 26).

"Реки изсохнут, блата изсякнут, студенцы оскуде­ют". Реки - Евангельское учение, блаженный Афанасий тол­кует: "Река Божия, по седмидесят преводников, благодать святаго Духа есть, в бразды разделяема, овому убо слово премудрости изливающи, а овому разума, овому же дары целении" (Псалт. толк., л. 517 об.). Студенцы, т. е. источники - это святые пророки, апостолы и евангелисты, как объясняет Кирилл Александрийский: "Обычай есть богодухнове иному писанию источником и рекам уподобляти, некогда святых пророк, и апостол, и евангелист, такожде к сим и святых церквей предстателей, возвещающих людем Божественное слово, и священных догмат сущих искусных и учительское имеющих достоинство, ибо рече о них гласом Исаия пророка: почерните воду с веселием от источник спасения. Спаси­тельных же тех порицает источник, источают бо аки людем, и же под рукою небесное слово, якоже рече Христос, веруяй в мя якоже глаголет писание, реки от чрева его исте­кут воды живыя, сами приемлющи от Христа" (Псалт. толк., л. 778 об.).

Из вышесказаннаго видно, что во время антихриста не чувственные источники или студенцы оскудеют, но духов­ные пастыри, как содержащие слово Живота, ибо сказано в Писании: "Антихрист изсушит жилы ея и опустит источ­ники ея. И вси тоя сосуди вожделеннии потребятся, яко сопротивишася Богови". ( Соборн. Бол., л. 121).

По толкованию Апполинария: "Лице церкви разуметися могут святии апостоли и иже по них последованием предстатели ея, их же и крепчайших жил творит Бог, да возмогут крепце защищати проповеди" (Псалт. толк., л. 342 об.)

"Зверие на человеки возстанут". Зверями Божествен­ное Писание именует еретиков и всех ложных учителей как написано: "Разумети можеши зверей каламских и проповедующих лжеименное учение, о них же глаголати можеши пророчеству глаголющая, горе пишущим лукавство". (Псалт. толк., л. 554). Блаженный Феодорит зверями нарицает про­тивников, как и пишет: "Зверей ради лютости ратников, рек, Убогих нарицает мудрованием смиренных, блаженни бо ни­щие духом, яко тех есть царство небесное". (Псалт. толк., л. 625). Из представленнаго видно, что подобно зверям возстанут гонители, мучители и лжеименные еретики на смиренное стадо Христово

ВОПРОС. Писание поведует, что в царство антихристово при всех бедствиях угаснет у людей страсть к сребролюбию, так как тогда злато и сребро на путех лежать тмут, и не будет кто прикасаяся ему. (Соборн. Бол., л. 302 об.). О каком золоте и серебре здесь говорится: чувственном или духовном?

ОТВЕТ. Во святом писании говорится о духовном золоте и серебре, которое в дни антихриста многими будет небрегомо Блаженный Иероним объясняет значение сих слов следую­щим толкованием: "Так что под золотом надо разуметь та­инственный смысл, под серебром - чистое слово, а под драгоценными камнями - богоугодныя дела" (Твор. его, ч. 14, стр. 342). Афанасий Александрийский также свидетельствует: "Сребро убо глаголет божественныя словеса". (Псалт. толк., л. 554). "Злато же разумеваемо есть иже в человецех чистейшаго ума". (Псалт. толк., л. 597) И паки блаженный Иероним: "Золото и серебро и чрезвычайно много одежд. Мы неоднократно говорили, что золото и серебро обозначают разум и слово, подобно этому мы должны понимать и одеж­ды, которыми украшается церковь Христова". (Твор. его, ч. 15, стр. 184).

ВОПРОС. Но вот еще ужасное бедствие: "Тогда (при анти­христе) издхнут младенцы на лонех матерних, умрут же и матери верху отрочат, тогда умрут отец и мати с чады в купе, и не будет кто погребая их, или истребляя во гробы, от множества мертвых" (Ефрем Сирин, сл. 105). О какой смер­ти здесь поведуется: естественной или душевной?

ОТВЕТ. О душевной смерти таинственно пишет святый отец. Святый Андрей Кесарийский объяснят смысл сказанных слов: "Отреченнии убо, рече, поплаканнии мертвецы сии суть, неспогребшиися и не совоскресшии Христовы крещением, но пребывшии во умерщвлении согрешений, не живут с ним - от самыя земли родившийся, а не от Духа, в землю возвращение имут. Смерть бо их начало им бывает будущаго мучения" (Апокал. толк., стр. 215).

Также и блаженный Иероним подтверждает: "Церковь Христова называется страною живых, чтобы наобо­рот сборища еретиков были признаваемы страною мертвых". (Его твор., ч. 11, стр. 82).

 

 

Издание Братства ревнителей Древлеправославия во имя святого священномученика Киприана, еп. Карфагенского.

Издательский дом «Третий Рим», Москва, 1999 г.

Hosted by uCoz