Выписки из Священнаго и святоотеческаго писания и творений святых отцов и учителей церкви.

О незаконном крещении и хиротонии древних еретиков и новых с 1666 года отступников русской и греческой церкви, о пророках Енохе и Илии, о антихристе и о Церкви Христовой.

 

Часть вторая.

 

Собрал Ф. Пермяков.

 

Москва.

Тип. П. П. Рябушинскаго, Страстной бул., Путинковский пер., соб. дом.

7421 г.

 

Глава 8.

О Церкви Христовой, которую создал Бог страданием своим и воскресением.

 

Евангелие от Матф., гл. 16, зач. 67.

Пришед же Iсус во страны кесарии Филипповы, вопрошаше ученики своя, глаголя, кого мя глаголют человецы суща Сына Человеческаго; они же реша, ово убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк. Глагола им Iсус, вы же кого мя глаголете быти; отвещав же Симон Петр, рече, Ты еси Христос Сын Бога живаго, и отвещав Iсус, рече ему, блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех, и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей.

Толкование. Воздаст Господь Петрове мзду велию, еже на нем создати Церковь свою, понеже бо исповеда Его Сына Божия Петр: глаголет, яко сие исповедание, еже исповеда, основание хощет быти верующим. Тем же всякому человеку подобает, хотящему знать дом веры, сие исповедание полагати основание.

 

Евангельския беседы на Матф., ч. 2, бесед. 55, стр. 410.

Но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Iсус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени, то есть на вероисповедании, созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ей.

 

Св. Исидор Пелусиот, т. 1, писм. 238 Сирину, стр. 146.

Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретическия, так как, всему этому противостав, Божия Церковь с одними борется, а другими не преодолевается.

 

Блажен. Иероним, ч. 16, стр. 159.

Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, несомненно, учение еретиков.

 

Апокалипсис, сл. св. Иоанна Златоуста на св. Пятидесятницу, стр. 285, 286, изд. 1712 г.

Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. На сем камени, не рече на Петре: ибо не на человеце, но на вере Христос основа Церковь свою. Кая же есть вера; Ты еси Христос Сын Бога живаго. Камень нарече Церковь, яже обуревания премлет, но обаче не бывает побеждена.

 

Четь-Минея, месяца генваря, 21 дня, преподоб. Максима Исповедника, стр. 475.

Говорит Максим: поведаху же пришедший (к нему) от патриарха посланных себе быти, и начаша святаго вопрошати: коея, глаголюще, еси церкве, Византийския ли, или Римския; Антиохийския ли, или Александрийския, или Иеросалимския; се вси тыя церкви с подлежащими им странами согласуют (с нами говорят единоволники). Аще убо и ты кафолическия еси церкве, убо един буди с нами (единоволниками, с которыми были три патриарха и царь). К ним же блаженный муж премудре отвеща, глаголя: Христос Господь кафолическою Церковию нарече быти правое и спасенное веры исповедание (а не патриархов и епископов), того ради и Петра, добре исповедавшаго, нарече блаженна, на его же исповедании таковую создати Церковь всех Господь обеща.

 

Блажен. Иероним, ч. 4, стр. 87.

Вышедши из ковчега, Ной насадил виноград и испив от него, упился: родившийся во плоти, Христос насадил Церковь и пострадал.

 

Там же, ч. 15, стр. 21.

Под горою Сион и матерью первородных и святых мы будем понимать Церковь, которая создана страданиями и воскресением Спасителя.

 

Блажен. Феодорит, ч. 7, стр. 494, изд. 1861 г.

Владыка Христос за Церковь приял смерть, претерпел крестный позор, биение по ланитам, бичевание и многое другое.

 

Св. Ефрем Сирин, ч. 6, стр. 139, изд. 1901 г.

Пророк. И возражду якоже дний века ю.

Толков. То есть Церковь, которую искупил Христос своею честною кровию, то есть сонм уверовавших во Христа.

 

Соборник Большой, сл. 2, на вознесение Господне, л. 794.

Рече Павел, боле пяти сот братий явися Господь. Се же глаголет на горе Елеонстей бывшая, пред ними же вознесеся Господь.

Ту же бе язычная Церкви уневестившаяся Христу… С нею же и апостоли с лики зряще на своего Учителя и Господа, аки чада церковная жалостно глаголаху, Владыко Господи не остави нас сирых.

 

Св. Григория Двоеслова толк. на евангелие, ч. 2, стр. 115.

Ибо доколе Господь не вознесся на небеса, святая Церковь его, противная миру, отвсюду была объята страхом; а после вознесения его она укрепилась, открыто проповедовала то, чему веровала.

 

Книга Кириллова, 4 послан. Мелетия Александрийскаго, лис. 456 об.

Подобаше трикратным вопрошением исправитися Петрову трикратному отвержению, могущим утвердити апостольскаго свойства, апостольское достоинство власти, се бо есть пастырская силы и благодать. Тем же и Христос Господь коимждо вопрошением исправляя блаженнаго Петра, он же отвержеся Христа и церкви, ея же явися преминувый отвержением.

 

До сошествия Св. Духа не было епископов, священников и диаконов.

 

Трех-толковая Кормч., св. 6-го Вселен. собора правило 16.

Призвавше же дванадесять множеств ученик, реша: не угодно есть нам оставльшым слово Божие, служити трапезам; усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею; мы же в молитве и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом; и избраша Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, пришельца Антиохийскаго, ихже поставиша пред Апостолы (деян. гл. 6, ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6). Сие изъясняя учитель Церкви Иоанн Златоустый, тако беседует: удивления достойно, како не разделися народ при избрании мужей; како не отринуты им Апостолы. Но должно ведати; какое достоинство имели сии мужи, и какое прияли рукоположение; в степень ли диаконов; но оныя не было в Церквах; в должность ли презвитеров; но еще не было никакого епископа, а токмо были одни Апостолы; сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни презвитеров не было известно и употребительно.

Толкование Валсамона. Потому что тогда (при избрании седми мужей) не было ни епископов, ни диаконов, ни презвитеров.

 

Матфей Властарь, состав 4, гл. 5, стр. 152, изд. 1892 г.

Что Божественное Писание разумеет здесь не диаконов, служащих при божественных таинствах, ибо тогда, кроме одних Апостолов, не было еще ни епископов, ни презвитеров, ни диаконов.

 

Св. Апостолы получили епископское рукоположение в день Пятидесятницы.

 

Слово св. Софрония, патриарха Иеросалимскаго о божественном священнодействии, стр. 265, изд. СПб., 1855 г.

Апостолы восприяли чин архиерейства, быв научаемы Духом Святым, нисшедшым на них в виде огненных языков, и пророчествовавшим (то есть рукополагал) их во епископов для каждаго из народов, языком которым научил их говорить.

 

Четь-Минея Макария митрополита, житие св. Дионисия Ареопагита, октября 3 дня, столб. 690, параграф 3.

Толк. 3. Знаменай, когда хиротонисашася священнии ученицы и яко Iсус, а паче Бог сый, не сам хиротониса, но обещася послати от Отца Дух Святый, егда яко огненни языцы явишася им.

 

Преподобный Семеон Фессалонийский, книга 1, гл. 203, л. 152.

Посему Духу Святому низшедшему, иже приемники Iсусовы хиротониса и купно престольны показа.

 

Блажен. Иероним, ч. 5, стр. 439.

Тех самых, коим Христос повелел быть учителями; и коих одобрил Отец, тех самых и Дух Святый поставил в Церкви строителями и предстоятелями.

 

Апостол Толковый, лист 11 и 12.

Почто же на главу сниде Святый Дух; понеже Апостолы рукоположение прияша, еже быти всей вселенней учителие. Прияша бо от Спаса Iсуса Христа рукоположение, еже быти апостолы не точию во Иудеи, но и во всей вселенней… Дух же Святый сошед, рукоположи Апостолы всей вселенней. И аще не быша прияли Духа Святаго благодать, не бы подало им Апостольство всего мира.

 

Св. Иоанн Златоуст, на разные случаи, т. 2, стр. 198.

Если бы не было Святаго Духа, то не было бы в церкви пастырей и учителей; ибо и они поставляются Духом, как и Павел говорит: в нем же вас Дух Святый постави пастыри, епископы (Деян., гл. 20, ст. 28).

 

Там же, слово на св. Пятидесятницу, ст. 210.

Чрез Духа Святаго мы видим сонмы священников, имеем чины учителей. От этого источника и дары откровений; и дарования и исцелении, и все прочее, что обыкновенно украшает церковь, отсюда получает начало.

 

Разбор ответов, поданных старообрядцами, составл. иеромонахом Филаретом, стр. 11, 12.

Что Апостолы до сошествия Святаго Духа не имели на себе священнаго сана…

Что уставление, или утверждение таинства хиротонии последовало в день Пятидесятницы…

Несправедливо утверждает составитель ответов, что Апостолы еще до Пятидесятницы получили от Iсуса Христа полный священный сан.

 

Из вышеприведенных свидетельств св. Писания видно, что св. Церковь составляется из верующих во Христа людей, а епископы ея охранители и наставники.

 

В книге о вере, гл. 8, лист 64 об.

Первее же положим Христовы словеса: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою. Петровым именем, камень толкуется: или от камене камень, всяк верный человек разуметися имать, и на всяком таковом, яко на камени, Церковь свою Христос создати обеща.

Ты еси Петр и на сем камени, созижду Церковь мою; сиречь на вере исповедании созда Христос Церковь свою, еже есть вернии людие во имя Его крестившиися.

 

Захарий Копыстенский о правдивой единости, гл. 26, стр. 297, изд. 1883 г.

По учению слова Божия, каждый православный христианин служит храмом Божиим, и из таковых верующих и составляется Церковь.

 

Блажен. Феофилакт, толк. на деяние св. апостол, гл. 12, стр. 136.

Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называется Церковию.

 

Св. Кирилл Александрийский, ч. 4, стр. 240.

Когда услышишь название Церкви, то знай, что идет о святом обществе верующих.

 

Блажен. Иероним, ч. 17, стр. 150.

А Церковь Христова собрана не из ученик академий, или лицея, но из простаго народа.

 

Преподобный Иосиф Волоцкий, сл. 7, стр. 281.

Зри, яко добре глаголет Златоуст: Церковь не стены, но народ благочестивых людий.

 

Св. Феодор Студит, ч. 1, письмо 39, к Феофилу игумену, стр. 253, изд. СПб., 1867 г.

По сему напоминаю, как нижайший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не сделался вопль содомский, не будем жалеть дольнаго, чтобы нам не потерять горняго, не будем подавать соблазна Церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых.

 

Постановление св. апостол, книга 2, стр. 55.

Слушайте это и вы, миряне, избранная Церковь Божия, ибо народ и прежде именовался народом Божиим и народом святым (Исх., гл. 19, ст. 5, 6). Почему и вы святая священная Церковь Божия, написанная на небе царственное священство, народ святый, взяты в удел (1 Петров., гл. 2, ст. 9), невеста, украшенная для Господа Бога.

 

Блажен. Феодорит, ч. 7, стр. 690.

Потому что домом Божиим и Церковию назвал (Апостол) собрание уверовавших, их наименовал столпом и утвержением истинны: потому что, утверждаясь на камне, пребывают незыблемыми, делами своими проповедуя истину догматов.

 

Св. Иоанна Златоуста слова и беседы на разные случаи, том. 2, стр. 478.

Церковию я называю не только место, но и нравы; не стены церкви, но законы церкви. Когда ты прибегаешь к Церкви, то не места ищи, но прибегай душею; ибо Церковь не стены и не кровля, но вера и жизнь.

 

Никон Черныя горы, Тактикон, слово 22, л. 134.

Соборная бо Церкви, не стены суть, но правая учения и предания божественных правил и святых соборов и святых апостол. Якоже рече Господь к верховному апостолу: ты еси Петр и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей. Веде ли, кая есть соборная Церкви, сам бо великий Петр первее, но антиохийская многажды разрушены быша от язык, законы же и предания Божественных отец и Божественная правила, пребывают неразрушена во веки от держащих тая.

 

Преподобн. Максим Грек, ч. 1, стр. 259, сл. 12.

Не бо от градов и престолов Апостольское величество и область состоится, но от догмат правых веры и сожития Божественнаго, апостольскими и отеческими учительствы управляемо есть и познавается.

 

Ириней епископ Псковский, толк. на пророка Михея, гл. 4, лис. 105, изд. 1806 г.

Что образ благоучрежденныя Церкви там есть, где проповедуется Божие слово, и где Бог гласом своим показывает, кий есть путь спасения. А когда так, то следует паки, что или учение преподается растленное, или Божие слово презирается, там нет никакого благочестия вида, а ежели есть, то не угодно Богу.

 

Катихизис Большой, гл. лис. 17 об.

Вопрос. Сие же како имамы разумети, еже глаголем: верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь; в человеки ли мы то веруем, или во ино что;

Ответ. Не в человеки, но в проповедание и догматы их Божественныя, сиречь полагаем на уставах церковных, и предания соборная и апостольская.

 

Там же, гл. 25, лис. 121.

Вопрос. Что есть Церковь Соборная;

Ответ. Церковь Соборная есть, понеже от всех святых седми вселенских соборов преданныя догматы в ней соблюдаеми суть…

И того ради нарицается святая соборная, и апостольская Церковь. Се есть церковь соборная, яже всему Евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части, се есть Церковь соборная, яже не верует веру умышленую, ниже держат тайны от единаго коего человека уставленыя, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде, и в весь мир соборне похвали и прият…

Знай прочее добре Церковь Божию, и претерпевай в ней до конца вся нападения, соборища же бесовскаго блюдися, зане и собрание нечестивых обыче такожде нарицатися Церковию Божиею, но ты веждь, и бегай от бесовскаго вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и приимет тя Господь Бог.

 

Кормч., гл. 3, л. 28, апостола Петра и Павла прав. 10.

Аще же нечестивии держат место, да бегаеши от него, понеже осквернено бысть от них; якоже бо преподобнии святители освящают, тако нечестивии оскверняют.

 

Св. Феодор Студит, т. 2, стр. 440, изд. 1908 г.

Ибо храм оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий, так как бывший при нем ангел, присущий каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом. Послушай, как и сам Он (Бог) говорит: беззаконник жряй ми телца, яко убиваяй пса (Исаия, гл. 64, ст. 3).

 

Блажен. Иероним, ч. 12, стр. 299.

Еретики, которыи сами они ложно называют вефивем, то есть домом Божием и Церковию… но с того времени, как вы ее занимаете, она должна быть называема вефавеном, то есть дом идола

 

Там же, стр. 266.

Потому что сборища еретиков называются не домом Божиим, а притонами разбойников.

 

Там же, стр. 265.

Жертва еретиков, это хлеб печали и слез: потому, что все то, что они делают, обратится в плачь… и всякий, кто будет есть от жертв их, осквернится.

 

Преподобный Максим Грек, ч. 1, сл. 10, стр. 209.

Елико же люто и зазорно есть, еже сопричащатися чюжемудренным, явлено есть всем правемудрствующим, им же часть есть велика и изрядна чин Божиих священник, егда красится апостольскими даровании, а не егда смердит нечистыми вонями, якоже ныне зрится от небрежения предстоящых Христовы церкве.

 

Деяния третьяго вселен. собор., т. 3, стр. 195, изд. 1875 г.

Но если случится, что долженствующие быть учителями внушают слушателям такия мысли о вере, которыя развращают слух и сердца всех, тогда установленныя отношения по необходимости должны измениться, и подчиненные должны обличать наставников ложнаго учения.

 

Деяние седьмаго вселенск. собор., т. 7.

Всеобще единомудрствующим с православным и вселенским собором членам клира повелеваем (говорит собор) отнюдь, никоим образом не подчиняться отступившим, или отступающим епископам.

 

Св. Афанасий Александрийский ч. 4, стр. 429.

Аще же око твое десное соблазняет тя, изми е, и вверзи от себя, и проч.

Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблазняющее око, но не чувственное, а мысленное. Так, например, если епископ или презвитер, как очи Церкви, живут худо и соблазняют народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собиратися в молитенный дом, нежели с ними, как с Анною и Каиафою, ввергаться в геенну огненную. Подобно и рука диакон, если поступает в чем недостойно, да будет отлучен от алтаря. Если и нога церковнослужитель прибегает ко лжи и берет деньги, подобно Гиезию, то и его, как неспособнаго и неблагоразумнаго, должно устранить от общения; да соблюдется Церковь неблазненно собирающеюся.

 

Акты Южной и Западной России, т. 2, столб. 242, 243.

Так ведайте, не только очи здоровые ока гнилаго усмотрети и осудити могут и власть имают, але и само тело церковное, то есть простые христиане, по Христову гласу, скверно-начальника извергчи, осудити и прокляти власть имают, да не с тым блазненным оком или пастырем в геенную внидут.

 

Преподобный Иосиф Волоколамский, сл. 12, стр. 472.

Иже убо ереси ради некия приобщения себе отлучиша епископства, таковии не точию правильному запрещению не подлежат, но и подобающая чести православным сподоблени будут, не епископом бо, но лже епископом и ложным учителем зазреша, и церковное соединение не раздраша, но раздрания церковная и разделения потщашася избавити. Се убо божественнии апостоли, и священнии учителие, патриарси святии, и седьм святых вселенских соборов, в них же бяше две тысящи святых отец, и мнози беша святии поместнии собори, вси еретиков проклятию предаша, и нам такоже повелеша проклинати их, и отвращатися от них и бегати.

 

Св. Афанасий Александрийский, ч. 4, стр. 436.

Господь сказал: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плод их познаете их. Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя презвитера, или епископа, или диакона или подвижника; но постарайся узнать дела его… Если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это не пастырь сведущий, но волк хищный… уклоняйся от них, как от волков аравийских (Соф., гл. 3, ст. 3), как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев.

 

Св. Киприан Карфагенский, ч. 1, письмо 56, стр. 316.

И так народ, повинующийся божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственнаго священника.

 

Беседы апостольския, бесед. 34 к евреем, стр. 3113; в русск. переводе, т. 12, книг. 1, стр. 275.

Но скажет кто нибудь, есть еще третье зло, когда начальник нехорош. Знаю, это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника.

 

Акты Южной и Западной России, т. 2, стр. 15.

Лучше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до церкви ходити и православие хранити, нежели с владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти и с тои ся ругати и православие попирати. Не попы бо нас спасают или владыки или митрополиты, но веры таинство нашея православныя с хранением заповедей Божиих, тое нас спасти хощет.

 

Там же, стр. 237.

Треклятии от церкви и закона церковнаго будучи, а пред ся стадо в оборе правоверия цело и здорово стоячее хулите: видите ли, яко совершеннии слуги антихристовы есте.

 

Зиновий мних, сл. 37, стр. 710.

Есть же помыслити приемлющаго от апостола таковое и на кривоверныя, хвалящихся епископством, якоже и евреи обрезанием…

Яко ни епископство, ниже христианство может что кривоверие держащих и убивающих правоверныя.

 

Блажен. Иероним, часть 4, стр. 168.

В самом деле, ведь и диавол, и антихрист, и еретики обещают, что те, которые принимают их учение, будут иметь блаженство в царстве небесном и не подвергнутся огню геены.

 

Преемники апостольские те, которые следуют учению их.

 

Ириней, епископ Псковский, толк. на. Малахию, гл. 2, л. 213.

Ибо не всегда может почесться преемником тот, кто занимает место другаго. Например, ежели разбойник убьет господина дому и завладеет имением его, то посему будет ли законным преемником господина; так и первосвященники сии (т. е. Римскии), дабы выставить себя за наместников Христовых, противополагают нам престолы свои, безпрерывным порядком преемников утвержденныя, но в самом деле не суть преемники Христовы. Какое же это безстыдство, какое нечестие, тщеславиться почтенным именем священства, а в самом деле не быть прямыми священниками.

 

Блаженный Семеон Солунский, гл. 23.

Не есть преемник верою святым оным, то ниже есть отец; но и противник и губитель, и апостолом будет ратник.

 

Св. Григорий Богослов, ч. 2, стр. 182.

Возводится он (Афанасий великий) на престол Марка (евангелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочестия, ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем (т. е. благочестии), а в том, собственно, и надобно поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными; разномыслие же разнопрестольными; и одно преемство бывает только по имени, а другое в самой вещи.

 

Св. Афанасий Александрийский, ч. 3, стр. 121.

Почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их.

 

Митрополит Макарий, Истор. русск. церкви, т. 8, стр. 397.

Разговор Ивана Васильевича с Антонием, кардиналом римским.

Говорит Иван Антонию «который папа живет по Христову учению и по апостольскому преданию, тот сопрестольник великим папам и апостолам; а который папа начнет жить не по Христову учению и не по апостольскому преданию, тот папа волк, а не пастырь».

 

Пастыри отступят православнаго учения и уклонятся к ереси.

 

Блажен. Иероним, ч. 11, стр. 101, 104, 106.

Пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я сам на пастырей, взыщу стадо Мое от руки их, уничтожу их, чтобы они уже не пасли стадо Мое, и чтобы пастыри не пасли более себя самих, и избавляю стадо Мое от пасти их, и уже не будут они пищею для них.

Толкование. Обращается же слово к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейскаго народа, или, в евангельском народе епископов, презвитеров и диаконов.

То вот Я сам придут к пастырям и взыщу стадо Мое от руки тех, коим лучше было бы, чтобы им повесили камни жерновные на шею, нежели чтобы они соблазнили самаго малаго из народа Моего (Матф., гл. 18). И это будет величайшим наказанием для них, что они не будут более пасти стада Моего и под видом овец пасти себя самих и скоплять богатства. И избавлю народ Мой от пасти их…

Безграничны обетование и надежда блаженства, когда сам Господь обещает, говоря: Я буду пасти овец Моих и не поручу их худым пастырям.

 

Блаженный Феодорит, ч. 5, стр. 160, 161, толк. на Малахию.

И ныне заповедь сия к вам, священницы… если не хотите тщательно внять изрекаемому Мною, и всему в совокупности предпочесть воздаваемое Мне чествование… Послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердце ваше.

Благословением называет самое священство, которое прияли по Божией благодати; его то угрожает разорить и уничтожить за допущенное в нем злоупотребление.

 

Ириней епископ Псковский, толк. на Малахию гл. 2, л. 209, 211.

Не токмо ныне послю на вы клятву, но и впредь проклену. Вкратце: навсегда и отъиму от вас благословение Мое, и чтобы вы ни устроили, Аз разорю и в ничто обращу…

Под именем благословения блаженный Феодорит разумеет самое священство.

 

Блаженный Иероним, ч. 6, стр. 220.

И сами священники, которые должны были учить Закону Господню и подчиненный им народ защищать от ярости льва, объятые каким то умоизступлением, обратятся в помешанных… будут безумны.

 

Блаженный Иероним, ч. 7, стр. 302, толк. на Исаию.

Нужно принять в соображение и то, что после того как слово, церковное учение Спасителя разрушат город смешения, так что он уподобится Содому и Гоморре, то он не будет населяться святыми мужами и не будут отдыхать в нем пастыри пасущие стадо Христово, но напротив, там будут отдыхать звери, драконы и страусы, и будут скакать в нем косматые.

Ибо все, что говорят еретики в синагогах сатаны, не есть учение Господа, но вои демонов и косматых, которым был подобен Исав. И в капищах разврата будут отдыхать сирены, которыя сладостным и смертоносным пением увлекают души в бездну.

 

Его же, часть 6, гл. 23, стр. 405, толк на Иеремию.

Пророк и священник осквернились; в доме Моем Я нашел пороки их, говорит Господь.

Толкование. Дом же Христа есть Церковь, о которой и апостол пишет к Тимофею: да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тимоф., гл. 3, ст. 15). В пророке разумей учителя, в священнике достоинство служения… когда же они будут находиться в темноте и на пути скользком, то есть, в заблуждении еретическом, тогда будут вынуждены ко всякому колебанию и падут.

 

Там же, стр. 436.

Исполнились дни ваши для умерщвления вашего; и они разсеются и падут как сосуды драгоценные, так что, быв разбиты, не могут быть возстановлены, и чем прежде были драгоценнее, тем больше ущерб от разрушения их; или как овны избранные, которые составят тучную жертву для желающих пожрать их.

 

Житие св. митрополита Филиппа, стр. 76, изд. 1860 г.

Св. Филипп (митрополит московский), обратясь к народу, сказал: прискорбно мне с вами растатися и сожалею, что предстоит время, в которое церковь (Господня) будет вдовствовать*), ибо пастырие яко наемники будут… Опричники, выгнав св. Филиппа из церкви, посадили его на дровни и повезли в Богоявленский монастырь с поруганием: реюще его и метлами биюще. Это было 8-го ноября 1568 года.

Примеч. издателя: *) После Филиппа православная русская церковь не вдовствовала. После того как святителя Филиппа 8-го ноября с позором выгнали из храма, 11 ноября уже поставлен был в митрополиты Кирилл 3, он скончался 8-го февраля, в мае избрали митрополита на его место (Полоцкий епископ Антоний). (Карамзин, Истор. Гос. Росс., т. 4, стр. 205, 378).

 

Книга Училище Благочестия, выбранное из житий св., издан. училищнаго совета при синоде. СПб., 1886 г.

Святитель Филипп московский… подвижник церкви и отечества, влачимый (опричниками) сказал: радуюсь, что для Церкви Господней терплю сие, но близко время, в которое она приемлет вдовство, и пастыри, яко наемники, презираеми будут.

 

Блаженный Иероним, ч. 14, стр. 245.

И удалит от церкви имена Ваалим (т. е. епископов), что значит на высотах… и уничтожены будут и имена священников с теми священнослужителями, которые тщетно величаются епископским именем или презвитерским достоинством, а не делами.

 

Ириней епископ Псковский, толк. на Захарию, гл. 13, л. 141.

Кратко рещи: пророк свидетельствует, что когда приидет учрежденное время, то беззакония лжепастырей так будут явны, что все в лице оплюют их, и возъимеют к ним ненависть и отвращение. Почему хотя и мнятся быть мудрыми и почтения достойными, но и то и другое отъимется от них: ибо клятва Божия падет и на мышцы их и на очеса десная.

 

Евангелие от Матфея, гл. 24, зач. 100.

Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды падут с небесе, и силы небесныя подвигнутся.

 

Св. Андрей Кессарийский, толк. на Апокалипсис, гл. 18, стр. 75.

И видех, егда отверзе шестую печать, и се бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю, якоже смоковница отметает пупы своя, от ветра велика движима.

Толкование. А что пали звезды означает то, что кажущиеся быть светилами в мире падут, сокрушаемые совершающимся, когда, как сказал Христос, прельстились бы, если возможно, и избранные по причине множества скорби.

 

Книга о вере, гл. 21, лис. 187.

Божественный апостол и евангелист Иоанн, во Откровении пишет, яко звезды небесныя падоша на землю. Сия разумеются, по истолкованию святых, знаменитии духовнии в церкви, яже есть земное небо, якоже бо мира сего вельможи в славе и могуществе.

 

Книга Кириллова, 4 посл. Мелетия Александрийскаго, л. 451 об. в русском переводе. Мелетий Пигас, т. 2, стр. 28, 29.

Мелетий милостию Божиею папа и патриарх великаго града Александрии и судия вселенский… Се есть, еже глагола Спас наш, братие, предвозвещаю волны будущих бед, яже имеяху постигнути вселенную, царству антихристову предлежащу. Глагола убо, яко с небеси звезды спадут; небо же церковь Христова есть, над земныя превознесшияся, яже божественному пророку Аввакуму, Спасова слава покрыла, всю церковь различными украсившия благодатьми, и положиши на той небесней тверди некоих якоже звезд блищащих и съдержащих слово живота, якоже апостол глаголет. От сего убо небеси разумеешь падущие звезды. Ихже видим некоих падающих, иже якоже звезды блещахуся. Любо есть некая звезда велия, изменьшия имя и достоинство, яже убо первее сама отпаде и прочим падающим сущи падения виною…

Се едино от злых и не меньшее знамение антихристова отступления, еже падати звездам с небесе, еже ныне видим бывшее (первое отступление епископов в 1000 лет в Риме, второе в 1595 в Малороссии).

 

Евангелие от Матф., гл. 24, зач. 98.

Седящу же ему (Господу) на горе Елеонстей, приступиша к нему ученицы наедине глаголюще, рцы нам, когда сия будут и что есть знамение твоего пришествия, и кончина века; и отвещав Iсус, рече им, блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, аз есмь Христос, и многи прельстят… (зач. 99).

И проповесться сие Евангелие царствия, по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина. Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе; иже чтет, да разумеет.

 

Книга Кириллова, лис. 31.

Престол место святое, на немже священницы приносят жертву Богу, освящают хлеб и вино в тело и кровь Христову.

 

Маргарит, сл. 13, о лжеучителех, лис. 591.

И проповесться рече евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство языком и тогда приидет кончина. Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе; иже чтет да разумеет.

 

Блаженный Иероним, ч. 3, стр. 181, 182.

Когда мерзость запустения будет стоять на месте святе, нет никакого сомнения, что здесь буквально предсказывается пришествие антихриста.

 

Мерзость запустение еретики епископы и развращенное еретическое беззаконное учение.

 

Четь-Минея, месяца ноября 28 дня, св. Стефана Новаго.

Патриарху в ней (в церкви) тогда бывшу, и, якоже мерзости запустения на месте святем, стоящу. (Матф., гл. 24, ст. 15).

 

Там-же, житие св. Мефодия, месяца июня 14 дня.

А понеже тогда на патриаршем престоле бе, яко мерзость запустения на месте святе, лжепатриарх Иоанн, прозванием Анний, еретик и волхв.

 

Там же, месяц июля 2 дня, память св. Увеналия.

Бе тогда в причте Иеросалимския церкви диакон некий, именем Афанасий, в слове доброречив, и по благочестии ревнитель. Той видя в церкви, на месте патриаршем, еретика лжепатриарха Феодосия, стоящаго яко мерзость запустения на месте святе.

 

Соборник Большой, Многосложный свиток, л. 384 об.

Яко христианский хульник и святительский убиватель (патриарх Антоний еретик), патриаршеская скверна и мерзость запустения, стоящая на месте святе.

 

Житие свв. исповедников в Едесе, месяца августа 25 дня.

И бе видети, вместо истиннаго пастыря, в Христово стадо вшедша, волка хищнаго во овчей архиерейства одежде. Правоверный убо народ Едеский, тому лжепастырю еретику сущу, и аки мерзости запустения на месте святе в церкви настоятельствующу, общатися не хотяй, исхождаху вне града в поле, и на пустом месте собирающеся, совершаху службы Богу.

 

Житие св. Евсевия Самосатскаго, месяца июня 22 дня.

Тако не токмо совершеннаго возраста людие, но и малы отроки мерзяхуся тем еретическим епископом, иже яко мерзость запустения бяше на месте святе.

 

Катихизис Большой, гл. 4, лис. 24 обор.

Вопрос. Чесо ради людие в последняя лета от веры отступят, и абие к ереси приступати имут.

Ответ. Трех ради вин. Первая убо сия есть, еже Даниил пророк рече, мерзость запустения станет на месте святе, сиречь, еще обладает нечестивая ересь Церкви Святыя.

 

Блаженный Иероним, ч. 16, стр. 208, толк. на евангелие Матф.

И так, когда увидите мерзость запустения, предсказанную пророком Даниилом, стоящую на месте святом; кто читает, пусть разумеет…

Толкование. Под мерзостию запустения можно понимать и всякое превратное учение. Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то есть в Церкви, и показывающим в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, т. е. оставить убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, от которых чудно блистает Бог (псал. 75, ст. 5).

 

Книга о вере, гл. 23, лист 215 обор.

Тогда сущии во Иудеи да бежат на горы. На сие евангельское место Златоуст святый толкование творит сими словесы: Иже суть во христианстве, да прибегают к Писанию.

 

Маргарит, слово 13, о лжеучителех, лис. 579.

Принеси се, да отверзем священныя книги, в них же обрящем путь истинный. Пойдем по нему, текуще на святыя горы. Пророки, глаголю, и апостолы: яко да не прельстимся.

 

Окружное послание единой святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам, стр. 18, изд. 1850 г.

Св. отцы научают нас, чтобы мы не по престолу судили о православии, но о самом престоле и седящем на престоле по Божественным Писаниям, по Соборным уставам и определениям, и по Вере, всем проповеданной, то есть по православию непрерывнаго учения (Церкви). Так судили и осудили Собором отцы наши (патриархов и епископов, уклонившихся в ереси) и Онория, папу римскаго, и Диоскора, папу Александрийскаго, и Македония, и Нестория, патриархов Константинопольских, и Петра Кнафея, патриарха Антиохийскаго и проч. Ибо, если по свидетельству Писания, даже мерзость запустения была на месте святе (Дан., гл. 9, ст. 27 и Матф., гл. 24, ст. 15), то почему новизна и ересь не могут быть на престоле святом.

 

Блаженный Феодорит, толк. на Даниила, гл. 12, ч. 4, стр. 239.

Мерзостию же запустения называет самого антихриста, а пременением жертвы всегдашния чин церковнаго богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый.

 

Блаженный Иероним, ч. 15, стр. 143, 144.

И в послании Павла к Фессалоникийцам (2 посл. гл. 2) пророчествуется под именем мерзость запустения о том, что он (антихрист) имеет сесть в доме Божием, объявит себя Богом.

 

Его же, ч. 3, стр. 183, изд. 1880 г.

Апостол говорит об этой мерзости еретическаго и нечестиваго учения, что человек неправды и противник будет превозноситься паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть.

 

Св. Иоанн Златоуст, толк. на послание св. апостола Павла к фессалоникийцам 2, гл. 2, т. 11, стр. 592.

Отступлением он (Павел) называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению… Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет возседать в храме Божием, не в Иеросалимском только, но и всюду в церквах, показующу себе, яко Бог есть. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но что он будет стараться показать себя Богом.

 

Блаженный Феофилакт, толк. на посл. к фессалон., посл. 2, гл. 2, стр. 59, изд. 1888 г.

Якоже ему (антихристу) сести в церкви Божией аки Богу, не сказано в Иеросалимском собственно храме, а просто: в церквах и во всяком храме Божием.                                                                                                                     

Апокалипсис, толкование св. Андрея Кесарийскаго, гл. 63, стр. 177, изд. 1901 год., перевод с греческаго, издание четвертое.

Антихрист сядет во храме Божием или иудейском, прежде Божественном, но потом за дерзновение против Христа разрушенном и, как ожидают богоборные иудеи, имеющем быть возстановленным антихристом, или присвояя себе чуждое и, как сказал апостол, показующи себе, яко Бог есть (1 Сол., гл. 2), на самом деле сядет в Божественном храме Церкви Вселенской.

 

Св. Ефрем Сирин, толк. на посл. св. апостола Павла, ч. 7, стр. 246.

Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь… Поэтому то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть, как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный; кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворятся, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины.

 

Митрополит Макарий, Истор. Русс. Церкви, т. 12, стр. 724.

Вот что пишет Никон Паисию Лигариду: Видишь ли, списатель лжи, что провозвестил Божественный апостол, не пришло ли ныне отступление от Святаго Евангелия, от преданий святых апостолов и святых отцев; не явился ли человек греха, сын погибели, превозносяйся паче всякаго Бога и имеющий погубить многих; какой же больше погибели, когда, оставив закон и заповеди Божии, предпочли предания человеческия, то есть уложенную книгу, полную гордости и лести, антихрист приготовит и иных многих, как тебя, списателя лжи, и тебе подобных. Он сядет во храме Божием, не в одном Иеросалимском, но повсюду в церквах, то есть приимет власть над всеми церквами и церковными пастырями.

 

Богословский Вестник 1910 г., месяц июль, стр. 287.

Никон при этом замечает, что власть антихриста, по слову Иоанна Богослова, будет не чувственная и видима… антихрист повелит себе кланятися не чувственно… Никон заявляет, что по всем признакам теперь наступают времена антихриста

 

Там же, стр. 286.

И елицы ныне митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты, игумены, священники и диаконы… являются, яко митрополиты и архиепископы и прочии по святым Божественным канонам извержены суть; тем же: и елика свящают не освящени суть, елико благословляют не благословени суть, ибо от тех крещени не крещени, и поставлени не причетницы… и такова ради беззакония все упразднилося святительство и священство и христианство от мала до велика.

 

Св. Иоанн Златоуст, слова и беседы на разные случаи, т. 1, стр. 339, изд. 1864 г.

Ибо диавол, коварный и искусный изобретатель козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко расхитит стадо. Но запинаяй премудрым в коварстве их (1 Кор., гл. 3, ст. 19), желая показать ему, что не люди управляют его церквами, а сам он (Бог) везде пасет верующих в него; попустил быть этому, что диявол, видя, что и по стреблении пастырей благочестие не уменьшается, и проповеданное учение не истребляется, но еще более возрастает, узнал из самых дел, и он и все служители его, что наше учение не человеческое, но снизошло к нам с высоты небес; что Бог везде управляет церквами, и что вступающий в борьбу с Богом никогда не может остаться победителем.

 

Писание мужей апостольских, св. Игнатия Богоносца посл. к римляном, гл. 9, стр. 408.

Поминайте в молитве вашей церковь Сирскую: у ней, вместо меня, пастырь теперь Бог, один Iсус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша.

 

Катихизис Большой, гл. 25, лис. 122.

Церковь же свою сам Христос спасает, якоже нам святый апостол Павел возвещает, глаголяй Христос есть глава церкве, и Он есть Спаситель тела своего.

 

Акты Южной и Западной России, т. 2, столб. 243.

Тело церковное, то есть простыя христиане по Христову гласу.

 

Св. Григорий Двоеслов, толк на Евангелие, ч. 1, стр. 173.

Но ужели, когда мы нерадим, и всемогущий Бог оставляет овец своих! отнюд нет; ибо Он лично сам пасет их, как обещася чрез пророка (Иезек., гл. 34), и всех, предопределенных к жизни, учит ударами вразумления, духом сокрушения.

 

Блажен. Иероним, ч. 17, стр. 315, толк. к ефесеем, гл. 4, ст. 20.

Ибо Бог поставил в Церкви сперва апостолов, вторых пророков, в третьих учителей. Но не нужно отчаяваться и в том, что некогда сам Христос будет говорить в мыслях наших и сам собою учить нас, и не будет искать в чужих устах.

 

Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия, стр. 389.

Он прибавляет, как бы для ободрения верующих, следующия замечательныя слова: Если епископ не находится среди своего стада, чтобы руководствовать им, пусть овцы сами возьмут на себя обязанности пастыря. Робкие, которые ссылаются на этот предлог, уклоняясь от собраний, изменяют долгу веры.

 

О вечности обетований, которое исполняется, егда сохраняют закон и его повеление.

 

Благовестное евангелие, от Матф. гл. 5, зач. 11.

Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть.

Толкование. Я говорю: зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, дабы вы светили всем, чтобы этот свет благодати не погас в вас, и чтобы свет вашей жизни светил и другим, это дело вашего подвига.

 

Св. Исидор Пелусиот, ч. 1, писм. 32, стр. 22, изд. 1859 г.

Бог возжигает светильник иерея, и поставляет на свещнике на светоносной его кафедре, чтобы, как молниями, озарял церковь и догматами и деяниями, свободными от всякой тьмы, а народы, видя лучи животворнаго светения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов.

 

Преподобн. Макарий Египетский, ч. 1, стр. 6, изд. 1863 г.

Рек убо, заповедуя им Господь: аще вы, суще свет миру, тверды пребудете и не совратитеся, то все тело миру просвещено есть, аще же вы, суще свет, помрачитеся, то толикая тьма будет, яже есть сей мир.

 

Благовестное евангелие от Иоанна, зач. 50, стр. 370, в русск. пер.

Будете во Мне, и Аз в вас, якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: так и вы, аще во Мне не пребудете… Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет; и собирают ю, и во огнь влагают; и сгарает.

Толкование. Ибо как плод приносит та ветвь, которая пребывает на лозе, и от нея получает содействие к жизни; так и вы, если пребудете во Мне через соблюдение заповедей, принесете больше плода. А кто не пребывает, тот изсышет, то есть, теряет то, что имел от корня, и если получил какую нибудь духовную благодать, лишается ея и сообщаемой от нея помощи и жизни…

Кто перестает соблюдать заповеди, произвольно отчуждается от Господа.

 

Св. Кирилл Александрийский, ч. 3, стр. 125, изд. 1906 г.

И так наблюдает все нас касающееся и тонко изследует Оный архиерей всех, то есть Христос… И если будет повреждение или перемена правой веры на неправую или уклонение к порочности нравов и зложеланию, в особенности для Него ненавистному, то Он (Бог) отвергнет таковых снова, как оскверненных и произнесет суд объявляющий их совсем нечистыми.

 

Блаженный Иероним, ч. 4, стр. 76, изд. 1894 г.

Таким образом не безусловно сбывается то, что обещает Бог, но Он исполняет свои обетования в отношении к тем, кои соблюдают повеления его.

 

Блаженный Феодорит, ч. 4, стр. 169, изд. 1857 г.

Если и тысячекратно повторит Бог обетования благ, но мы соделаем себя самих недостойными дара, то послужим препятствием Божией щедрости… Если кто преступает Твои повеления, то делает себя недостойным Твоих обетований.

 

Св. Иоанн Златоуст, т. 11, стр. 612, толкование на 2 послание к фессалоникийцам, гл. 3, беседа 5.

Это завещал и Господь, когда сказал ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф., гл. 28, ст. 20). Но это бывает только тогда, когда мы желаем того: Он вовсе не будет с нами, если мы станем удалятся от него. С вами, говорит, пребуду во век. Не будем поэтому отгонять от себя этой благодати.

 

Блаженный Иероним, ч. 5, стр. 254, изд. 1879 г.

Господь с вами, пока вы с Ним. Если оставите Его, то и Он оставит вас (2 Паралипоменон, гл. 12, ст. 5).

 

Его же, ч. 6, стр. 387, толк. на Иеремию, изд. 1880 г.

Все что сказано дому царскому, пусть разумеют епископы и сослужители их презвитеры, и диаконы, и весь чин церковный, что если они исполнят повеленное им (Лук., гл. 17, ст. 10)… то сохранят данный им от Господа сан. Если же исполнить это они не захотят и этим пренебрегут, то сами обратят Церковь Божию в пустыню.

 

Недельное Евангелие, слово 23, лис. 173.

Аще бо недостойни явитеся, не приидет на вас обещание Мое, но паче мучити имам. Аз бо достойным сущим обещаюся, согрешающим же наведу муки томление.

 

Блаженный Иероним, ч. 6, стр. 424, изд. 1880 г.

Словами же: от века и до века, или от вечности и до вечности, показывает, что дары Божии вечны, если достойны будут те, коим они даны.

 

Толкование на Псалтырь по тексту еврейскому и греческому перевода Иринея епископа Псковскаго, ч. 2, псал. 131, стих. 12, стр. 150, изд. 1894 г.

Здесь заметить должно, что когда Бог клянется единородному Сыну Своему, то сие творит без всякаго условия, как сказано во псалме 109: клятся Господь и не раскается. Но когда клянется или нечто обещает другим сынам, то всегда полагает обещание условное, как видим здесь и на других многих местах.

 

Блаженный Иероним, ч. 17, стр. 16, изд. 1903 г.

Что и апостолы и даже ангелы могут обратиться к злу, представляют в доказательство то, что и сам апостол Павел знал, что и он может пасть, если будет жить более нерадиво… только естество Бога одного неизменно, о чем пишется так: ты же самый (псал. 15) и сам Он говорит о себе: Я Бог ваш, и не изменяюсь (Малах., гл. 3, ст. 6).

 

Благовестное Евангелие от Матф. гл. 19, зач. 79, лис. 152 об.

Iсус же рече им (апостолом), аминь глаголю вам, яко вышедшии по мне в паки-бытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обема на десяте коленома Израилевома.

Толкование. Егда бо сести имут яко же глаголет: ни. Но премногую почесть, седением являет. Прочие бо аще сядут, и Иуда сести имать, понеже бо и той тамо бяше, егда се рече Господь. Обаче же несть се. Последовавше бо рече, сиречь до конца. Ино же паки: множицею бо обещается Бог достойным неким благая дати, аще ли же на лукавство приложатся, и недостойни будут, отнимает благая.

 

Евфимий Зигабен, толк. на псалмы, псал. 108, стр. 866.

Будучи поставлен (Иуда) апостолом наравне с прочими апостолами на всю вечность, немногие дни сохранил свое достоинство, до предательства.

 

Евфимий Зигабен, тол. на псал. 127, ст. 7, стр. 1030.

Бог обещал и Иуде сидение на престоле вместе с прочими чистыми учениками и апостолами для произведения суда над двенадцатью израильскими племенами; и вы говорит, сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Матф., гл. 19, ст. 28); но он, сделавшись потом сребролюбцем и предателем, пресек путь к исполнению сего обещания Божия, сделав себя, по изъяснению златословеснаго, недостойным онаго.

 

Деяние седьмаго вселенскаго собора, т. 7, стр. 74, изд. 1891 г.

Святая кафолическая и апостольская Римская церковь до сего времени удерживает и всегда будет удерживать первенство и силу власти.

 

Деяние шестаго вселенскаго собора, т. 6, стр. 37, послание папы Агафона.

Несомненно, что Церковь эта (Римская) благодатию всемогущаго Бога никогда не уклонялась от стези апостольскаго предания и не подвергалась повреждению от еретических новизн, но как от начала восприяла христианскую веру от своих основателей, верховных апостолов Христовых, так пребудет неповрежденною до конца, по божественному обетованию самого Господа Спасителя, которое изрек он верховному своему апостолу в святом Евангелии: Симоне, Симоне, сказал Он, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу, Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя и ты некогда обращся, утверди братию твою (Лук., гл. 22, ст. 31, 32). И так да видит ваше мирное милосердие, что Господь и Спаситель всех, даровавший веру, обещавшись сохранить неповрежденною веру Петра, заповедал ему утвердить своих братий.

 

Св. Феодор Студит, ч. 2, стр. 178, 179, изд. 1867 г.

Свидетельствуюсь пред Богом и людьми: они отторгли сами себя от тела Христова, от верховнаго престола (Римскаго), на котором Христос положил ключи веры, которой не преодолели от века и не преодолеют до скончания врата адовы, то есть уста еретиков, по обетованию неложнаго (Матф., гл. 16, ст. 18).

 

Кормчая, изданная Никоном, 7161 г.

Грамота царя Константина, даденная папе Селивестру, лис. 1-7.

Святейшему и блаженнейшему отцу отцев поднебесныя; православному Селивестру епископу и папе превысочайшему великаго града Рима; и всем сущим по нем преемником, святителем православным, иже на седалищи блаженнаго Петра даже до скончания века седящим…

И соборному града римскаго папе, и всем его, иже по нем, преемником, святителем даже до скончания мира, на престоле блаженнаго Петра седящим.

 

Кормч. трехтолковая, св. третьяго [2-го?] вселенск. собора, правило 3, стр. 98.

Толкование Валсамона. Ищи также первую главу 8-го титула настоящаго собрания: там помещены нами различные законы о преимуществах древняго Рима и письменное постановление святаго великаго Константина, данное святому Сильвестру, тогдашнему папе римскому, о преимуществах, предоставленных церкви древняго Рима.

 

Того же толкования на 28 правило 4-го вселенскаго собора, стр. 262.

Как это предоставляется в царском постановлении, данном святым Константином Великим римскому папе, святому Сильвестру и его преемником.

 

Преподобный Иосиф Волоколамский, сл. 16, стр. 543.

Во многая же лета великое царство римское, и вси царства и страны, иже под Римским царством, отступиша от соборныя и апостольския церкви и от православныя христианския веры.

 

Книга о вере, гл. 22, лист 198.

Яко от всех восточных четырех патриархов римский папеж проклят есть… яко латинницы прокляти суть от патриархов и от всея востояныя церкви.

 

Блаженный Феодорит, ч. 6, стр. 244, толк. на Иеремию.

И исполнилось бы на них и сие обетование, если бы только захотели. Но, отступив от Бога, сами себя лишили они сей благодати.

 

Макарий митроп., История русск. церкви, т. 8, стр. 395.

Заявление римскаго кардинала Антония Посевина, царю Иоанну Васильевичу третьему.

Если и происшедшие от других апостолов епископы сохраняют власть, не тем ли более должно сохранять ее седалище Петра, которое и врата адова не одолеют, и которое пребудет до скончания века, по обетованию Христову.

 

Викентий Лиринский, Памятные записки, гл. 27, стр. 131.

Что же делать, спросит кто нибудь, людям кафоликам и сынам матери Церкви, если божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол и ученики его, из коих одни лжеапостолы, другие лжепророки и лжеучители, все же вообще еретики. Как им отличать истину от лжи по отношению к святым писаниям. Так как написали мы по преданию святых и ученых мужей в начале настоящей памятной записки.

 

Ириней, епископ Псковский, толк. на Малахию, гл. 2, лис. 213.

Сими словами пророк доказывает, что Бог не нарушает завета своего, когда хощет наказать священников и купно низлагает гордость их, показывая, что они безразсудно влекут на свою сторону Божий завет как то делают и ныне гордые первосвященники римские, нарицающие себя главою церкви, и преемниками власти Христовой, ибо не всегда может почесться преемником тот, кто занимает место другаго… я повелел народу повиноваться вам, но и вам заповедал, что подобает творить. Какое же это безстыдство, какое нечестие тщеславиться почтенным именем священства, а в самом деле не быть прямыми священниками.

 

Того же толк. на пророка Михея, гл. 3, ст. 11, лис. 100.

Сущее: не Господь ли в нас есть.

Толкование. Правда, что Бог избрал себе жилище посреди их, но под известным условием. Сии же нагло хотят привязать его ко храму, между тем не разсуждают, что взаимно Бог требует от них. И так решительно и смело говорят, что Господь живет посреди их. Ибо как скоро какой нибудь пророк угрожал им, что Бог оставит и совсем отвержет их, они тотчас противополагали сий ответ: как ты говоришь, что Бог оставит нас; но может ли Он оставить нас, не отрекшись самого себя; всуе повелел Он устроить храм посреди нас; или ложно обещал пребывать с нами во веки; или ты делаешь Бога вероломным, чтобы мог он соответствовать твоим пустым угрозам; но Он не может отрещися самого себя.

 

Св. Ефрем Сирин, ч. 5, гл. стр. 447.

Толк. Не надейтеся на словеса лживая глаголющих вам, что во век не будете оставлены Богом, ибо как положил Он сохранить благоугодный Ему храм, так сохранит и служителей Его, хотя бы они были нечестивы. Нет, не надейтеся на ублажающия вас слова.

 

Св. Киприан епископ, учение его о Церкви, гл. 4, стр. 303.

Поэтому всякое старание еретиков сделаться участниками обетований Христа останется совершенно напрасными.

 

Св. Феодор Студит, ч. 1, письмо 35, стр. 239.

Те, которые дерзнули открыто нарушить евангелие и нехотевших нарушить его предали анафеме, станут ли заботиться о правилах, хотя и запечатленных Духом Святым и хотя определением их решается все относящееся к нашему спасению. У них нет священства, жертвы и прочих средст врачевания нашеих душевных болезней.

 

Зиновий мних, слово 37, стр. 710, изд. 1863 г.

Есть же помыслити приемлющаго от апостола таковое и на кривоверныя, хвалящихся епископством, яко же и евреи обрезанием; такожь и Христовым именем хваляхуся, именующе себе христианы, а правоверных же гоняху, якоже и древлемучители еллины… яко ни епископство, ниже христианство может что кривоверие держащим и убивающим и гонящим правоверныя, но вера правая может много, иже любовию к Богу Iсусом Христом и к друг другу действуема.

Hosted by uCoz