Обращение к братии.

 

«Возбуждайте спящих и на дело побуждайте ленивых».

 

«От великой скорби и стесненнаго сердца, со многими слезами я пишу вам, братие», — как говорит св. апостол (2 Кор. 2, 4). Так и мы скажем: после глубоких вздохов и тяжелых нравственных переживаний, вынужденные повелением Господа, с помощию Всесвятаго Духа мы должны выполнять возложенную на нас святую обязанность, выраженную в надсловиии сего обращения. «И горе мне, если я не благовествую», — сказал тот же апостол (1 Кор. 9, 16).

Много, очень много оставлено нам религиозно-нравственных наставлений и поучений, написанных пророками, апостолами, великими вселенскими учителями и проповедниками веры, а также наставниками нравственности и нашими благочестивыми отцами. Но и нам, ничтожнейшим пастырям и защитникам истины Божией, переплавленным в горниле искушений, живущим в самые скорбные, тяжелые, безбожные времена, когда все доброе и святое в презрении и угнетении, а злоба и порок в людях торжествуют. В такое нечестивое время не безместно и нам сказать слово правды в ограждение истинной веры и христианской жизни. На это нас, повторяю, вынуждает пастырская обязанность и сложившаяся обстановка.

Кто не видит как все благочестивое, спасительное исчезает, уходит с лица земли, а неприязненное, пагубное берет верх над вселенной. Какой широкой волной грех и беззаконие заливают и топят не только неверные слои населения, но мировое зло касается и того малого, вернаго стада Христова, которое должно пастись на пажитях духовных. Нечестием и разными греховными слабостями враг человеческаго рода хочет прельстить и погубить ту церковь, которая не должна иметь ни пятна, ни порока (Ефес. 5, 27), Церковь, бегущую от грешного мира и змия в пустыню. Эта церковь, по тайнозрительному откровению, ничего не имеет кроме двух крыльев великого орла – веры в Христа и дел богоугодных. Она презирает все гражданские плищи и мирския сласти, она обязана скрываться и в чувственной пустыне, и в пустыне всякия злобы.

Посмотрим, так ли проводит свое земное странствование наша бегущая от мира церковь? Правда, вся церковь как верная невеста Христова не нарушает Его божественных законов, но некоторые из ея членов, хотя не идейно, а практически в жизни сильно изменили и нарушили уставы и законоположения церкви. Об этих-то нарушителях, главным образом, и будет говориться здесь.

Не требуется даже долго изучать внутренний, келейный быт некоторых наших братьев-христиан, а по наружности, по первому взгляду можно видеть, как много появилось среди избранного народа Божия, не говорю недостатков, а крупных погрешностей, на которые мало было обращено пастырского внимания.

Сами же уклонившиеся от правильного образа жизни не замечают своих грехов. Они не понимают того, что своими нарушениями христианских норм разрушают самые основы своего спасения и, кроме того, еще своим незаконным поведением соблазняют меньшую братию.

Многие из христиан не знают или же забыли слова апостола: «Братие, внимайте себе, како опасно ходите!» (Ефес. 5, 16). Апостол Павел призывает нас к самопроверке, которая является главным и важным упражнением в деле нашего спасения. А многие ли из нас занимаются таким необходимым делом? Те, о которых мы здесь говорим, и не думают об этом. Свой физический образ мы обыкли ежедневно умывать и проверять пред зеркалом, а внутренний – духовный иногда не проверяем и многие годы.

Давайте же, братие и сестры, посмотрим на себя, каковы мы есть. Согласуем ли мы свое поведение, свою волю и действия с волей Христа и его законом?

С принятие христианства воплотили ли мы в себе великие Евангельские истины? Отражается ли в нашем образе жизни светлый облик нашего пречистаго Учителя? Светится ли наш свет пред человеки? Являемся ли мы солью для духовно разлагающегося человечества? Похожи ли мы, хотя немного, на наших блаженных отцов, чрез которых мы приняли слово вечной жизни?

Без колебания можно сказать: Нет! Помянутые выше высокие духовные качества многими из нас совершенно утрачены и мы даже не считаем себя обязанными иметь их. Но, несмотря на это, называем себя истинными христианами, потомками великих праведников, как будто продолжателями их благочестивого дела. Иногда гордимся своим мироотречничеством. Хвалимся знанием закона Божия, а забываем, что не знание закона спасает, не исполнение его.

Между знанием и исполнением лежит далекий путь. Если, зная волю Божию, неисполняем ее, то будем наказаны много. Хуже того, называем себя верующими, неисполнением правил веры мы безчестим Бога и святую веру в Него. «Чрез вас имя мое хулится во языцех», — говорит Господь (Рим. 2, 22-24).

Да и едва ли и хвалящиеся знанием писания знают его так, как следует его знать? Читая божественное писание они прилагают его к другим людям, а не к себе. Или же читают его поверхностно, не вникая во внутренний смысл его.

Потому св. писание не живит души тех людей. Христос Спаситель сказал: «Кто пьет от источника сего воду живую, от чрева его реки потекут».

Текут ли от нас эти благодатные струи спасительного учения? Бывший в нас свет не превратился ли во тьму? Давайте же, дорогие братие, еще раз проверим себя, поставим бодрый, недремлющий контроль над собой; поставим ум свой на страже, вызовем из глубины своего сердца неподкупного судию и свидетеля – совесть нашу. Станем во весь рост пред зеркало божественнго писания и мы увидим тогда, что внутри нас есть.

Такая проверка покажет нам, не растрачено ли наше духовное сокровище, полученное нами с принятием веры и крещения? Воодушевлены ли мы силою Всеблагаго Духа к борьбе со злом и к созиданию царства Божия?

Не потеряли ли мы возвышенное христианское миропонимание и нравственное достоинство? Не превратились ли мы из богоподобных творений в животных-материалистов, говорящих: «ядим и пием, завтра умрем».

Увы, если утрачено всесвятое, человеческое и осталось в нас, только плотское, животное, то как мы избежим грядущаго Божия гнева?

И на самом деле, если мы живем не согласно нашего звания, если опустились низко, — давайте начнем подниматься в высь, начнем сегодня же, а не завтра, — кто знает, возможно до завтра мы и не доживем.

От нас самих зависит дело нашего спасения. Правда, нельзя в краткий срок усилием воли, без помощи свыше, подняться на высоту добродетели, но и нельзя бездействовать, нерадеть, предаваться лености, давая врагу время и власть торжествовать над собою.

Вспомним слова апостола: «Встань, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Ефес. 5, 14). Из многих наших нравственных преступлений мы укажем хотя на немногие из них.

Вот один самый существенный и душевный порок, который чаще всех других можно видеть среди нашей братии – это отсутствие христианскаго смирения. Христос говорит: «Вы мои ученики, научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 28). А в другом месте Господь сказал: «На кого воззрю, только на кроткаго и смиреннаго». Апостол говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Господь милует и любит смиреннаго грешника, а ненавидит и гнушается гордаго праведника (пример видим: мытарь, блудница, Закхей и т. д.). Апостол Павел говорит о Христе: «Он смирил себя, послушлив был до смерти крестной, тем же и Бог Его превознес». А Христос опять говорит: «Кто хочет быть большим, да будет всем слуга, всем раб». Сын человеческий праведный пришел на землю послужить грешникам. Еще апостол сказал: «Смиритесь пред Господом и вознесет вас». Смирение настолько дорого, что чрез него человек приобретает святой образ Христа, как это видно из слов того же апостола: «Дети мои, я снова в муках рождения, доколе не изобразиться в вас Христос» (Гал. 4, 19). И в апокалипсисе сказано: «Болит церковь над каждым чадом своим, дондеже вообразится Христос в нем». По слову Евангелия образ Христа, самый очевидный, отпечатывается на христианине именно чрез смирение и кротость. Человек, который приобретает смирение, может уверенно сказать: «Не я живу, а живет во мне Христос».

Достойно великаго сожаления, что многие из наших братий утратили это неоценимое сокровище – Христово смирение и не думают о приобретении его.

Для своего спасения многие из нас заключают во внешних формах, в букве закона, а не в духовном его содержании. Как говорил когда-то фарисей: «Пощусь два раза в неделю, десятину даю и т. д.». И мы подобно фарисею говорим: «Я отрекся, ежедневно молюсь, пощусь и т. д. Что же еще надо вам от меня, или Богу?»

Да, друг, ты этим хвалишься, а того ли, прежде всего, требует от тебя Христос? Он ведь не сказал: «Научитеся от меня посту и молитве?» — Это уже дальнейшее проявление богоугождения, но прежде всего Он велит смирить сердце свое. Господь говорит: «Когда принесешь дар свой и вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя; оставь дар твой и иди прежде помирись с братом твоим». Видишь, насколько дорого смирение, оно выше многих жертв. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смирено», — говорит пророк Давыд. Еще Христос говорит: «Не жертвы хощу, а милости и всепрощения». «Смирись с соперником твоим на пути».

Смирим себя по примеру кроткаго Давыда, который будучи царем над Израилем не превозносился, а говорил: «Я есмь червь, а не человек, поношение человеком». А что же еще от Спасителя нашего в заключение всего этого слышим мы: «Если исполните всякую правду и то говорите мы непотребные рабы».

Смирение добродетель не тела, а души. Когда же она иссякает в нашем сердце, то в то пустое место вселится сатанинская гордость по слову Господа: «Идеже бывает света лишение, ту бывает тьмы пришествие». Гордость же, водворившаяся в нас, порождает всякое зло. Это мы видим и в гражданской и в духовной жизни.

Не от гордости ли происходят кровопролитные войны, междуусобные драки и семейные раздоры? Не гордость ли породила в церкви ереси, расколы и всякие дробления? Да, все это сделала гордость, сомнение и вероломное сопротивление друг другу.

Да и зачем нам вдаваться во многословие по этому предмету, разве мало написано у святых писателей порицания на этот душепагубный порок. Кто не знает, что гордость зло? Тогда что же нас заставляет говорить об этом? А вот что. Это то зло, на котором, как говорится, «ад стоит» — оно проникло в нашу замкнутую келейную жизнь. Внесло к нам ссоры и раздоры и всякое неустройство.

При первом же посещении наших плоховоспитанных братий-христиан сразу можно видеть, что к ним водворился грех вражды и несогласия. Этот порок смелее других выдает себя и показывает свое смертоносное жало, не стесняясь и не боясь никого.

Люди, вышедшие из мира для спасения души своей, иные даже принявшие на себя смиренный иноческий образ, подчас дают такую волю своему «смиренному» сердцу и своему острому языку, что, пожалуй, и среди неверных мирских людей этого не увидишь и не услышишь. Порицая друг друга и нанося злобными словами в самое сердце смертельные раны, эти мнимые христиане и грехом того не считают.

«Мы живем, слава Богу, в странстве и спасаемся», — говорят они. Эти жалкие существа не ведают в чем состоит спасение. Они заблуждаются  погибают, потому что не слушают вразумляющих их. В этом недуге иные и умирают нераскаявшись. Повторяем, то «что и даже не должно именоваться среди христиан», по слову апостола Павла (Ефес. 5, 3) оно нагло и смело проявляет себя.

Часто приходится слышать порицания от неразумных, на своих старших, пересуживания руководства, привычку распространять нелепые слухи, не оправдываемые действительностью, целью, чтобы обезславить пастырей и выбиться из-под их распоряжения. Также слышим самые смелые и бесстрашные осуждения друг друга и ближних и дальних своих единоверцев, себя же показывающих стоящими выше всех других. Так где же тут христианское смирение? Пожалуй и следа-то не осталось от него в сердцах таких людей. После этого могут ли такие судители, самоугодники и ропотники стараться для пользы ближняго и быть полезным церкви?

А далее что с такими безчинниками бывает? Естественно, что за одним пороком следует другой. К сердцу гордых самолюбивых людей легко прививается страсть любостяжания. Наши мироотречники «нестяжатели» имеют большое стремление к приобретению тленнаго, земного богатства. Собирают нужные и ненужные вещи, скапливают деньги, которые должны бы идти в пользу бедных. Такими материальными сбережениями, наживами эти людишки разрушают Евангельский закон о нестяжании, налагают сильный груз на свою душу и разум. И пристрастием к богатству губят себя навечно. (Вспомните притчу о богаче). Вместо духовных упражнений и занятий в чтении Божественнаго писания и нравственнаго усовершенствования безумные люди всецело отдаются суетным хлопотам и заботам, доводящим их до забытия высших целей.

Небесный глас повелевает христианам бежать из мира и оставлять «вся красная, яже прежде стяжа», а не сказано вновь обогащаться. Христос говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земли». Юноше богатому Он сказал: «Продай имение твое и раздай нищим». А другому богатому сказано: «Безумец, в сию нощь душу твою истяжут от тебя, а яже собрал, кому сия будут?». Апостол Иаков говорит: «Послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иакова 5, 1).

Допустимо ли нам, хранителям христианскаго благочестия, мироотречникам, даже инокам, стремиться к приобретению и накоплению богатства? Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Христиане в последнее время будут находиться в печали безчисленной, а не в плотоугодии и богатстве». Св. Иоанн Златоуст говорит о прежних христианах: «Никто же бо тогда о имениях печашеся, всем едино бе тщание, еже душу свою целу соблюсти». Св. священномученик Киприан пишет: «Привязанные к земному сделались добычею и пищею змия». Не лишне заметить и следующее: есть и такие «нестяжатели» из числа странствующих, к стыду нашего братства, которые честным или нечестным путем сумели скопить по 300, по 500 рублей новыми деньгами и, вместо того, чтобы раздать их по заповеди Христа бедным неимущим, они хранят эти деньги в сберкассах. А так как оформлять вклады по книжкам для христиан считается погрешностью, то за христианина это делает его благодетель-содержатель. Сдавши деньги странника на хранение благодетель странноприимец с каким чувством возвращается домой? Иногда он сам перебивается с семьей на малом скудном жаловании, а христианин без стеснения и зазрения совести выпрашивает подаяния у этого благодетеля или даже садится за его стол. Какая же, думаете, оценка будет такому «рабу Божию» со стороны хозяина благодетеля и других христолюбцев, если они узнают о сбережениях христианина.

Есть еще  и такие неприятные явления. Некоторые из христиан сверх надобности, быть может для щегольства, одеваются богато, в дорогие шерстяные пальто, костюмы и платья, но не стесняются принимать или даже просить милостыню от таких благодетелей, которые едва имеют возможность прикрыть свое тело самой дешевой и плохонькой тканью. А когда им последует скромное подаяние от бедных благодетелей, то они еще недовольны, иногда осмеливаются выпрашивать большее.

Все такие позорные, законопреступные привычки и действия христиан надо упразднить, чтобы они и не именовались у нас.

Это второй порок, привившийся к некоторым членам нашего общества, нельзя было молчанием обойти его. Так как незаконное, миролюбивое направление хотя и немногих братий набрасывает мрачную тень на все наше братство, мы терпим укоризны за это и от своих и от чужих. С такою болезнью надо бороться!

А вот еще третье зло, третий порок, проникший в нашу христианскую ограду. Его тоже нужно изгонять и бичевать. Это преслушание.

В былые времена в нашем христианском обществе существовал строгий административный порядок. Послушание было неотъемлемым достоянием нашего братства. Собор ли христианский кого куда назначает, тут же следовало исполнение распоряжения; старший ли предельный или областной перемещал келейников или рядовых христиан с одного места на другое, никакого ни от кого сопротивления не высказывалось, никто не отговаривался, все подчинялись и покорялись.

Теперь же видим, постоянное нарушение правил послушания. Один говорит: Я болен, не могу перемещаться. Другой у меня своя келья, сам строил, куда я из нее поеду. Иные говорят: у меня багажа много, куда я с таким грузом поеду? Другие же не хотят от родных своих отделяться. А есть и такие: я не хочу, не поеду и все, что вы со мной сделаете?

Так где же тут строй и порядок о послушании? Где тут подражание Христу? Не творю волю мою, но волю пославшаго мя. Пред крестными страданиями Господь Исус Христос молясь Отцу своему небесному говорил: «Аще возможно, да минует меня чаша сия, впрочем не моя воля, но воля Твоя да будет» (Лук. 22, 42). И апостол говорил о Христе: «Он послушен был Отцу до смерти крестной». А в другом месте, поучая нас послушанию, апостол Павел сказал так: «Братие, повинуйтесь наставникам вашим, тии бо бдят о душах ваших» (Евр. 13, 17). И еще: «Удаляйтесь от всякаго брата безчинно ходяща». Ибо послушание служит к созиданию церкви, а преслушание к разорению ея. Например: одна треть из передовых христиан живет не там, где нужно для блага церкви, а где им самим нравится. Церковь хочет определить их там, где они нужны, а они не хотят. Так разве это служит к созиданию церковнаго блага? Напротив, эти непокорники вредят церкви и разрушают целые пределы, а вместе с этим губят свое спасение. Вспомните, за что пострадали наши праотцы? За преслушание. Есть еще и такие из числа наших христиан, которые спасительное христианские странничество превращают в бродяжничество, — думают благочестие преподано им для сквернаго прибытка или освобождения их от всякаго труда. Несколько годов таковые, перемещаясь с места на место, без всяких благородных целей, из-за своего неуживчиваго характера и ища себе телесных удобств и незаслуженных подачек. Они часто утруждают простоватых благодетелей своим назойливым посещением, попрошайничеством, хранением и перетаскиванием багажа. Таким своевольным житием они соблазняют неутвержденных в вере и меньших братий. По словам преп. Пахомия это гироваги-шатайки, а по слову апостола надутые облака, имеющие только вид благочестия, силы же его отрекшиися. «От такого удаляться», — повелевает апостол (2 Тим. 3, 5).

Да, братия и сестры, прискорбно и очень тяжело говорить о таких ненормальностях и пороках умножавшихся в нашем смиренном малейшем христианском братстве, а молчать об этих грехах нельзя, преступно даже для пастырей «… и пагубно для подчиненных» (Иезек. 3, 33).

Можем ли мы рассчитывать на сердечный прием виновниками наших замечаний и порицании их незаконных действий, на благодарность за нашу заботу о них, за напоминание и исправление их пагубных действий? Может быть наше нравоучение смелые и отважные на все люди встретят возражениями, противоречиями, даже порицаниями разного рода и руганью. И тогда мы, пастыри и проповедники, не должны терять присутствия духа, мы помним слова апостола к Тимофею «Обличи, запрети вовремя и не вовремя» (2 Посл. к Тим. 4, 2). Знаем, что зло никогда не сдается без бою,  потому дело духовных врачей выводить греховную заразу до конца. Хотя бы больной сопротивлялся и рвался из рук врачей. По словам свящ.-муч. Киприана надо пробудить забывшихся християн от духовного сна, очистить Церковь от бесчиния и самоуправства, а совершенно заблудившимся подать руку, чтобы они не потонули в море этого бурного века. Еще надо сказать об одном важном деле: как правило християнину мироотречнику не разрешается жить у бывших своих родных, за то  говорит и самое название вышедшего из мира для спасения души. Но ввиде исключения имеются такие факты проживания; или у своих бывших, или в своем бывшем хозяйстве. Такое жительство если оно иногда и бывает, то должно быть строго с исповеданием веры, пред властями или пред посторонними во время их посещения. Но не так жить, как за своего родного: отца, мать, сестру или иждивенца. Если же оно происходит так, без исповедания, то тут повреждается вера, по словам Апостола толкового: «Тогда вера превращается, когда не исповедуется».

Необходимо проживающим у своих всячески хранить себя от повреждения. В нужный момент исповедывать себя ист. прав. Христианином. Кроме того, всякое повреждение веры или слабое исповедание ее христианин обязан исповедать своему отцу духовному на исповеди, чтобы очистить свою совесть и избавиться от греха.

Надо знать, что не одно то вредит вере, что вы не имеете гражданских документов, повреждающих благочестие и что вы не записаны в домовую книгу, но вредит и то, что если вы не исповедаете когда нужно своей веры и тем присоединяетесь к жителям падшаго Вавилона.

Если называетесь пред посторонними отцом, материю, братом или сестрой тех мирских жителей, у которых вас видят проживающим, если без всякаго придатка назовете себя таковым, то вы уже после этого являетесь мирским гражданином, а не странником.

Таким образом, вы отделяетесь от церкви бегущей от змия и презирающей все мирские и гражданские дела. Так же христианину недопустимо получать пенсию, как ему самому, также и его родным на его имя. И еще более тягостно будет таким людям, которые, будучи поврежденными, имеют общение с братией с христианами и утаивают свои вины на исповеди отцу своему духовному.

После упреков и порицаний, сделанных нами всем неисправным по жизни, мы по пастырскому долгу обязаны указать способ исправления от незаконнаго образа жизни. Такой способ указан всем во св. Евангелии Христом Спасителем, прежде всего в Евангелии от Матфея, гл. 5, 6-7 и в других местах слова Божия. Но чтобы еще яснее показать путь спасения в наших настоящих условиях, в мироотречной жизни, он должен быть таков:

Первое: мы, мироотречники, живущие ли христианскими общежитиями (когда возможно) или по два, по три человека, или даже по одиночке, где бы то и у кого бы то ни было, — все должны определяться и помещаться обязательно по воле старших и по их распоряжению, а не самовольно. Если даже бывают случаи, что христиане разогнаны гонением и в то время не могли по инициативе старшего получить место, а устроились на жизнь где могли сами, то и тогда при первой возможности должны сообщить старшему о своем месте пребывания, а не таиться от глаз пастыря. Этим путем у нас в церкви сохраняется благочиние и никто из христиан не будет безконтрольным. Все обязаны иметь стремление к церкви и быть для нее полезными.

Во главе христианскаго общества пусть стоят в качестве пастырей и учителей люди высокой нравственной доблести. Под их руководство должен отдаться всякий вступающий в христианскую семью: старые и молодые, сильные и слабые, имущие и неимущие ничего, больные и хилые.

Церковь никого не имеет права отринуть. Величайшей радостью для вступающего в христианское общество служит то, что он, если сможет, добровольно дает свою лепту в общую кассу, тем предоставляя своим духовным вождям позаботиться о неимущих. Но вот у вступающего в общество христианина нет никакой собственности, а есть только его личность, его труд. Он его и отдает в распоряжение старших. Тогда он освобождается от собственных дум и воли, снимает с себя страх ответственности пред Богом и людьми. Вступивший в христианскую семью человек находится под наблюдением опытных руководителей и старших испытанных собратий, которые всегда могут исправить его ошибку. Человек, находящийся в полном послушании церкви, не может погибнуть, ибо за его поведением смотрят старшие и направляют его по пути спасения.

Второе: Условие спасения для сбившихся с пути мы указываем. Это правило несколько аналогично первому, но имеет много особенностей. Во-первых, хотящий спастись должен делать все с рассуждением, со страхом Божиим и, повторяю, обязательно с позволения старшего. В обыденной нашей жизни у каждаго в действиях должна быть благородная спасительная цель, то есть выучить ли что-нибудь или сделать полезное для семьи, для ближнего, а можно и для себя полезное, а не скитаться напрасно по келье или по двору. Не перебирать, не перелистывать бестолково книги и тому подобное. Нужно вести себя так, чтобы каждый день давал какие-то плоды и отчитываться за свои дела пред старшими и своею совестию.

Главное в нашей келейной жизни – умение распределять время на труд духовный и телесный, и без крайней необходимости и нужды никогда не оставлять своей кельи, своего уголка.

Еще можно указать несколько полезных условий для того, чтобы жизнь наша была плодотворна и спасительна:

а) Необходимо нужен контроль церковный над нашею жизнию, кроме нашего собственнаго, как об этом было говорено выше. Над старшими должен быть соборный контроль и соответствующие помощники обязаны наблюдать за их жизнью. Над рядовыми христианами должны надзирать старшие, проповедники и прочие опытные по жизни братия.

б) Все живущие на мироотречном положении христиане и видовые обязательно должны иметь под руками книги духовнаго содержания и уделять на чтение их хотя один час в сутки, в свободное время. При всем этом вновь вступившие в братство должны видеть впереди себя хорошие образы, живые примеры благочестия, таковыми должны быть старшие из братии.

Таким образом, все вступившие на путь мироотречной христианской жизни обязаны законом Божиим и пастырскими побуждениями стремиться к исполнению вышеуказанных условий. Притом же удаляться и избегать всех соблазнов мира сего и путей, ведущих в погибель.

При конце этого обращения еще надо сказать следующее: У пророка Давыда написано: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33). Значит, недостаточно не быть худым, но нужно еще быть хорошим.

Отринув от себя всякую греховную неприязнь мы должны еще стремиться к совершению добра. Поэтому необходимо здесь упомянуть о тех добродетелях, без которых душа христианина не может оставаться живой, как тело наше без воздуха.

Хотя выше мы довольно говорили о смирении, послушании и нестяжании, но вот была оставлена нами такая добродетель, на которой «весь закон и пророки висят». Господь сказал это. Это добродетель любовь к Богу и ближнему. Через которую чтобы узнали нас, что мы ученики Христовы. Ведь без любви никто не угодил Богу. Без любви все добродетели ничто. Любовь должна быть нелицемерная, святая. Возлюбиши ближняго своего, как самого себя. Больше того, самая высокая любовь душу положить за ближняго своего. Пребывающий в любви, в Боге пребывает. А ненавидящий брата своего есть человекоубийца, — по словам Иоанна Богослова. Впрочем, о любви у нас будет отдельное слово, а здесь немного скажем о простоте и чистоте сердца.

В злохитрую душу не внидет премудрость, — говорит приточник. Христос сказал: Если не будет как дети, не внидете в царство небесное.

В другом месте Он же говорит: Чистии сердцем, тии Бога узрят. И еще: Будьте цели, яко голуби. О, святая христианская вера, ты требуешь от нас чистоту и простоту сердца!

И так, братия и сестры, давайте приступим к очищению своей скляницы нашей души, сердца и совести, выметем из нашей груди гнездящееся зло, отженем от себя всякую коварную силу, распалим свои сердца любовию к Богу, к братии и ко всему святому. И с помощью Всесвятаго Духа, вооружившись твердою верою во Христа, мы победим плотские наши побуждения ко греху, умертвим даже злые помыслы, при самом их зарождении и очистившись таким способом от всякия скверны, мы услышим слова Господа: «Вселюся в них и похожду». И еще: «Я и Отец приидем  и в нем обитель сотворим».

Аминь.