Новиков И. К.

К истории страннической безденежной (Турец­кой) секты в Томско-Чулымской тайге*.

[Из Томских епархиальных ведомостей. 1899. № 23. 1 дек. С. 1-8.]

 

[*) Большая часть фактических данных для этой статьи заимствованы из рукописи "раба Божия Василия", — бывшаго последователя секты.И. Н.]

 

Главным организатором и наставником страннической без­денежной, именуемой Турецкой, секты, свившей себе гнездо в одном из самых глухих углов Томско-Чулымской тайги, является некто Фирс (в перекрещенстве Георгий) Николаев. Родом из Москвы, он еще с самой ранней молодости про­явил свои бродячие инстинкты, "исколесив почти всю Россию для отыскания истинной веры; с той-же целью был он в Америке и Турции; а из последней прибыл в леса Томской губернии. Не найдя в своих странствиях нигде "спасительнаго при­станища", т. е. истинной церкви, он и здесь не встретил "ни единой православной души" и потому порешил возсоздать истинное христианство и изчезнувшую с лица земли истинную Христову Церковь чрез самокрещение. Не осмеливаясь взяться единолично за дело столь великой важности, Фирс пригласил себе в соучастники двух таежных старцев Григория Никаноровича и Дорофея Лазаревича, которые оказались единомы­сленны с ним по вопросу об антихристе. Устроив чан и наполнив его водою, союзники напряженно ожидали чудеснаго возмущения воды от ангела, как вещественнаго доказательства того, что Бог благодатию своею освящает воду и благосло­вляет их намерение; но возмущения не последовало. Тогда союзники порешили прибегнуть к жребию о том, кому первому по­грузиться в устроенную ими купель, — кому первому сделаться самокрестом и тем приобрести исключительныя права крестить других. Жребий выпал Григорию Никаноровичу, который тот­час же и погрузился "в купель" с словами: крещается раб Божий Григорий во имя Отца и Сына и св. Духа. По вы­ходе из чана, Григорий, как полновластный креститель, "ввергнул в купель" Фирса, назвав его Георгием, а затем Дорофея, назвав Федором. Так совершилось основание "церкви лукавнующих", как отзываются несогласные с Фирсом таежные странники, доморощенные художники которых увеко­вечили это событие своедельными рисунками. Посреди рисунка изображен чан; сзади него со сложенными на груди руками стоит совершенно раздетый мужщина, готовящийся погрузиться в чан; — подпись гласит, что это — Григорий Никанорович; с правой и левой стороны чана, — каждый с лестовкой и при­жатой к груди одной рукой изображены Фирс Николаевич, и Фе­одор Лазаревич; — около последняго на обрубке дерева — куря­щаяся кадильница. Под всем этим изображением внизу подпись: "устройство или основание церкви лукавнующих". Хотя и не ангел возмутил воду при первокрещении трех наставников, как ожидалось, а старец Григорий Никано­рович, — хотя этот Григории впоследствии сам признал совер­шенное над собой крещение неистинным, потому что не получил ожидаемаго от него исцеления от болезни, но "церковь лукавнующих" благодаря тому, что во главе ея, после приключив­шейся вскоре смерти Григория, стал Георгий — Фирс, человек в высшей степени изворотливый и практичный, продолжала рости. Основанный им скит пополнялся все новыми и новыми насельниками; нашлись последователи его и в других местах тайги, так что число членов всей его общины в первое-же время ея существования простиралось до 50 человек. Призна­вая основное учение странической секты о том, что антихрист проявляется в представителях государственной власти, а печать его в паспортах и подушных записях, Фирс сверх того, с особенной настойчивостью указывал эту печать в деньгах. Всем тем, которые с деньгами водятся, купуют и про­дают на них, он грозил великой мукой. "Рай уготован только тем, говорил он, — кои деньги не берут, а деньги брать, — всегда виновну быть; тому и покаяния нет". Для большаго убеждения и устрашения своих учеников Фирс вы­читывал им из 13-й главы Апокалипсиса: "и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, даст им начертание на десней руце их и на челах их, да никтоже возможет ни купить, ни продать, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его, — и той имать пити от вина ярости Божия, нерастворена в чаши гнева его, и будет мучен огнем и жупелом пред ангелы святыми и пред агнцем и дым мучения его во веки ве­ков восходит". Этими словами Фирс постоянно угрожал всем тем, кои, находясь под властью "Иператора" (в каковом имени заключается число антихристово 666) "водятся с день­гами" покупают и продают на торжищах", — и успел вселить в своих последователях такую боязнь к деньгам, что без содрогания они не могли даже видеть их, не только что брать в свои руки. На подмогу Фирсу в утверждении его последователей в новых "безденежных" убеждениях выступил с своим цветником и известный "ученый затворник" Василий Гаврилов Можаев. Однако, если по учению Фирса, истинным христианам нельзя было брать деньги и, вообще, вести денежныя дела и торговые обороты, то им не возбранялось пользоваться для своих надобностей тем, что покупается для них на деньги другими. Таким образом, деньги для общины Фирса, все-таки оказывались нужными; и они в ней, действительно, никогда не переводятся и не изсякают. Фирс съумел обставить дело так, что люди, — по теории не­навистники денег, — всегда имеют их в своем распоряжении более, чем достаточно, и свободны от всякаго за то зазора и осуж­дения. Такое положение дел было достигнуто чрез организацию "христолюбцев", на обязанности которых и лежало вести сноше­ния с внешним миром и ведать денежныя дела. Хотя христолюбцы и принадлежат к составу секты и занимают видное и ни­чем незаменимое место в общем ея строе, тем не менее "христианами" в собственном смысле они не считаются и по необ­ходимости обреченные ради удовлетворения насущных нужд своих собратий ведаться с царством антихриста и его пе­чатью, до поры до времени не принимают крещения, так как после принятия крещения они должны были бы оставить занятия, свойственныя христолюбцам; потому-то истинные христиане, ценя для себя заслуги христолюбцев, тем не менее не дозволяют себе иметь с ними общения ни в молении, ни в пище ни в пи­тии. Об упрочении существования христолюбцев Фирс поза­ботился при самом же основании своей общины; и "отходя в купель" отдал пришедшей к нему на пустынное жительство не­коей Фотинье "свои сребренники" и поручил ей "деять на них куплю", в тех видах, что самому ему после крещения уже нельзя будет прикасаться к этой антихристовой печати, "отсекет бо все действа христианския". Следствием этого было то, что антихристова печать водворилась в особом сундуке под кровлей кельи самого Фирса; сундук не оскудевал, бла­годаря приношениям вновь вступавших в ряды истинных христиан, которых Фирс, прежде чем перекрещивать, всегда заставлял отказываться от денег в пользу общины; для заведывания деньгами и хранения их к сундуку приставлена была впоследствии еще другая христолюбка Степанида Емельяновна; через их руки деньги переходили в сундук и из сундука, когда того требовала нужда, но главным "дозорщиком" счетчиком и учетчиком был сам Фирс и, без сомнения, более всех был заинтересован тем, насколько полон его сундук.

Новоустроенная община Фирса благоденствовала, слава о "пре­мудром учителе" распространилась далеко за пределы Сибири и многие издалека, "якоже царица южская, приходили послу­шати премудрости этого новаго Соломона". Между ними явился и некто Архип из донских служилых казаков, ревностный но ослепленный искатель истины. Этот Архип оставил по себе видные следы в истории местной страннической секты. Придя к прославленному учителю, Архип с доверием спро­сил его: что сделать мне, чтобы наследовать Царство небесное? "Отдай деньги, — отвечал Фирс, — и иди в след меня: я тебя окрещу". Казак безпрекословно согласился. В лесу по­ставлен был чан с водой в рост казака. Архипа торже­ственно повели из келлии наставника к месту крещения; кто нес лесенку, по которой Архипу можно было-бы взойти на чан, кто доску, с которой крещаемый должен был спускаться в воду, кто крест, кто пояс, кто белую одежду, а настав­ник шел впереди с кадильницей. Дело происходило в сильный январский месяц. Вода в чане замерзла и покрылась сверху изрядным слоем льда. Погрузившись разом в чан, Архип, во первых, выплеснул воду прямо на наставника, а во вторых, изрезал себе бока и лице в кровь. Фанатичный Архип, переменованный в крещении в Павла, нисколько не был опечален подобным случаем и даже выражал живейшую радость, что ему пришлось при крещении пострадать и смыть "настоящим образом" печати ан­тихристовы. Но не так смотрел на дело сам Фирс. Про­исшедший с Павлом случай навеял на "сего прозорливца" печальныя думы. "Видели вы — говорил он потом своим последователям, как на меня при крещении Павла вода вы­лилась? Видели, отче, отвечали те. Плохое это знамение: сей Павел великий будет гонитель на нашу церковь". И, действи­тельно, Павел оказался гонителем. Он вел жизнь уеди­ненную, строго аскетическую, возбранял женам вход к пустынникам и начал обличать даже самого Фирса "за его христолюбку, которая безвыходно при нем находилась". Давно соблазнявшиеся поступком Фирса его пасомые теперь, вслед за Павлом, также приступили к нему с допросами, указывали на то, что святые отцы жили в пустыне без жен и нигде того, чтобы в пустынях жить с женами, в Божественном Писании не показано. Фирс на это отвечал им: прежде, во времена благочестия были особые монастыри мужские и женские и в мире также были церкви, священники и учители, а ныне всего того нет; где же женщины будут учиться и слу­шать слово Божие, если оне не будут ходить ко мне? в добавление к этому Фирс погрозил своим пасомым от Номоканона "иудиным местом", обещанным "просту человеку" осмеливающемуся укоряти или поношати или обличати своего духовнаго отца, аще негде и истинна суть. Пасомые смирились и уже мягко и смиренно спрашивали наставника: так как же: можно ли нам жить с женами и девицами? Фирс дал очень тонкий ответ: "не говорю, что с девицами и же­нами жить можно, а говорю, что учить их к вере можно". "Теперь мы поняли", сказали духовные дети Фирса, — и доволь­ные разошлись по своим домам. Недовольным по прежнему оставался один только Павел и не переставал обличать Фирса, указывая на то, что отцы "в безмолвии" в пустынях жили. Но Фирсу, успокоившему своих пасомых, уже не страшен был один Павел и потому он резко и не стесняясь отве­чал ему на обличения: святые отцы жили без жен, а мне можно с женами". Но Павел нашел все таки случай и возможность изобличить Фирса еще в большем преступлении. После первой размолвки с Фирсом, он решился, во избежание всяких дрязг, жить совершенно уединенно и только взял к себе в келью для обучения двенадцатилетняго мальчика Ма­кария, чтобы потом хотя кого-либо оставить на помин своей души. Макарий был мальчик смышленый и любознательный. Однажды он обратился к своему учителю с вопросом: можно-ли брать деньги, в случае крайния нужды? А разве не чи­тал ты, как писано об этом в законе? "Писано так", — отвечал Макарий: да неприемшия бо сие от оскудения нуждных насильная смерть прийдет". Право сказал, — подтвердил, учи­тель, так и поступай; хотя тебя будут принуждать взять деньги, ты согласись лучше смерть принять, а деньги не бери".

— А как же крестный Егор (Фирс) брал?

— Когда же он брал?

— Да еще когда ты некрещен был: христолюбка его снаряжалась в город и обронила рубль, а он поднял его и прибрал на полку.

Павел, созвав братию, отправился к Фирсу на допрос. Брал ты когда-нибудь деньги в руки? допрашивал его Па­вел. Фирс отказывался, но казался заметно смущенным. Смущение его возросло еще более, когда в качестве свидетеля и обличителя Фирса Павел выдвинул Макария. По счастию для Фирса, напуганный необычной для него обстановкой допроса и суда — мальчик побоялся всенародно подтвердить свое обви­нение. Но и без этого вина Фирса была для всех ясна, в особенности для Павла, "Слышите, братие, громогласно загово­рил он, — выступив на средину; несть на мне крещения и отныне я вам не Павел! "Кто же ты? спрашивали сотоварищи. "Я — Архип, как и раньше был; и иду назад, на родной Дон; а вы, братие, внемлите от лживых пророк, иже при­ходят к вам в кожах овчих, внутрь же суть волцы хищницы". Павел ушел, вслед за ним и еще несколько человек покинули Фирса; много труда стоило Фирсу успокоить оставшуюся смущенную братию; однако он достиг этого и снова ничем ненарушаемый мир водворился в его общине. Глядя на своего наставника, и духовныя его дети обзавелись "христолюбками"; а вместе с этим, каждый получил возможность иметь антихристову печать всегда у себя под руками, не боясь греха и ответственности.