Максим Грек. Непрочитанное. СПб. 2021 г.

 

Послание к самодержавному царю Ивану Васильевичу о том, чтобы не брить бороды
(перевод И. М. Грицевской)

 

Максиму Греку принадлежит ряд текстов, которые обеспечили ему огромную популярность в среде рус­ских старообрядцев, и послание о бороде — один из них. Афонский устав требовал, чтобы облик православ­ных христиан соответствовал «библейской» традиции, противопоставляя этому образцу облик латинян, брею­щих бороды. Между прочим, главный атрибут Максима Грека на иконах — его огромная ухоженная борода.

Введено в научный оборот в работе: Жмакин В. Ми­трополит Даниил и его сочинения // Чтения в импера­торском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1881. Кн. 2. С. 81-84 (Приложение). В состав собраний сочинений Максима Грека текст стал включаться на довольно позднем этапе, с XVII в. (см., например: РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры. № 200. Л. 354 об.-356). Источник текста для пе­ревода: Щеглова. С. 31-34. По указанной рукописи Тро­ицкой лавры исправлены ошибки.

Иванов, № 313.

 

Послание Максима Грека к Ивану Васильевичу о брадобритии

 

Благоверному царю и самодержцу всея Руси, государю великому князю Ивану Васильевичу низко и многократно челом бью.

«Ни одно из дел Премудрости Божьей не является су­етным», как сказал один из древних умудренных Богом мужей. Боговдохновенный царь и пророк Давид, дивясь изощренной красоте творений Всевышнего, восклица­ет: «Как возвеличились дела Твои, Господи: все сотворил Ты в премудрости!»1 Многочисленные органы составляют наше тело, и каждый из них для важнейшей цели задуман премуд­рым Создателем. Так, ноги для движения, если в этом будет потребность, руки для работы необходимы. Глаза — чтобы смотреть и понимать то, с чем мы встречаемся, и каковы вещи, попадающиеся нам на глаза. Нос и ноздри — для раз­личения всяких запахов и для вдыхания и выдыхания жи­вотворного воздуха. Некоторые органы на лице нашем не только для украшения и благолепия, но и к немалой пользе задуманы премудрейшим Создателем. Так, брови не толь­ко хороши своим благолепием, но и для того нужны, чтобы расположенные под ними глаза не повредились от текуще­го сверху соленого пота. Ресницы, эта малопримечательная часть сотворенного человека, те же глаза защищают от тон­чайшей пыли и пуха, который во множестве к глазу при­носится воздухом и попадает туда. Усы и борода — очень полезный замысел премудрого умельца Бога. Они нужны не только для распознания мужского и женского пола, но и для придания нашим лицам приличествующего им благолепия. Кто в здравом уме, стараясь угодить Богу во всем, может возненавидеть дарованное ему Создателем это почтен­ное украшение так, что даже бритвою изгладит его образ? Особенно если услышит сказанное Владыкой, который че­рез Моисея твердо повелел людям Израиля: «Не обсекайте бороды вашей», то есть не брейтесь, и «не творите сисоин на главах ваших»2, подобно народам, которые «прокляты, уклонившись от заповедей Божьих»3, как о том можно услы­шать в священном песнопении. Тому же проклятию подле­жат и истребляющие бритвой бороды свои, противящиеся неразумно заповеди Божьей.

Но что об этом говорят непокорные и преступные ла­тиняне? По своим соборным правилам, святитель Ветхого Рима отлучает, как говорят, от общения единоверных лю­дей, не бреющих бороды. И если это так, то, значит, папа и его собор подпадают под евангельское запрещение, глася­щее ясно: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царст­ве Небесном»4. Такой при страшном Втором пришествии неподкупным Судией осужден будет, как противившийся евангельским заповедям. Ибо есть древнее и богоугодное предание о том, чтобы бороды не брить, есть и в иных пи­саниях явные свидетельства. Наиважнейшее из них напи­сано во 2-й книге Царств, где сказано о том, что было при самом царе Давиде. Царь Давид послал честных мужей к Аннону, царю Аммонитскому, сыну Наасову, утешить его, скорбевшего о смерти отца своего. Когда же эти люди при­шли, Аннон их обесчестил: «отсек их бороды и отрезал до бедер их длинные одежды»5. Он сделал это, послушав своих бояр, сказавших ему, что с обманом прислал мужей Давид, а не по любви и дружбе, будто бы выведать желая, какова крепость города и защитников его. Услышал Давид об этой дерзости, об обиде и бесчестии своих послов, и велел им в селах своих жить, пока бороды не отрастут, решив, что он будет осквернен, если будет беседовать с обезображенными таким образом людьми. Вот до какой степени омерзитель­ным казалось древним праведникам брить бороды свои, поскольку они соблюдали Божью заповедь, гласящую: «Не обсекайте бороды вашей». Если же спросить латинян, зачем они бреются, те отвечают, что бороду отпускать — это сует­ное тщеславие, и чтобы избавиться от греха тщеславия они бреют бороды свои. Но тогда с тем большим основанием подобает им отрезать детородные члены и стать скопцами, поскольку разжигают их эти члены к постыдному блуду и богомерзкой похоти. Следует и глаза выколоть, руки и ноги отсечь, если воспользоваться евангельским выражением6, потому что все это понуждает нас ко всяким лукавым делам и похоти. Однако не члены нашего тела отрезать нам велит Спас, а лукавые помыслы души нашей, действующие через эти органы.

Так подобает избегать и греха тщеславия, противясь ему смиренными подвигами, а не брея бороду, служащую ука­занием на почтенное благолепие, поскольку можно видеть людей, которые и без бород люто одержимы тщеславием. Одни вотще похваляются благородными родителями, другие — своим умом и премудростью. Сам пресловутый папа их, украшенный огненно-красными одеждами, серебром и златом, и митрой высокой тройной, и осиянный многоцен­ными каменьями, похваляется невоздержанно. Где у него смиренная мудрость Верховного апостола, который не при­нял даже обычный приветственный поклон Корнилия, но поднял его и сказал: «Встань, я тоже человек»7. А у столь замечательного папы, когда он объезжает Рим, есть сопро­вождающие его, которые палками бьют всех встречных, не поклонившихся папе и не угодивших ему. И не позволяет он поцеловать себя в губы или в щеку пришедшим к нему вла­стителям, князьям и вельможам, но для целования кому-то дает колено, кому-то ногу. Какова та крайняя кичливость, высокомерие и гордость, которую бы он не превзошел! Побольше бы ему слушать Владыку Христа, укорившего Симона за то, что тот не поцеловал Его в знак любви, и по­хвалившего блудницу, облобызавшую Его пречистые ноги. Суетна и безумна клевета латинян, как мы видим, и без бо­род неудержимо одержимых тщеславием. С очевидностью отсюда следует, что, лишь гнушаясь этим почтенным укра­шением, дарованным Создателем каждому мужу, они боро­ду бреют.

Благолепный образ был дарован не только словесным существам, но и бессловесным. Послушайте о том, что мне однажды поведали, хотя я сам этого не видел. Некие люди в шутку отрезали бороду у козла с большой бородой. Тот не стерпел такой досады и сам себя убил до смерти, колотясь без милости головой об землю. Уразумеем, насколько поч­тенна и любезна борода и для бессловесного животного. По­чему же я, имеющий дар слова, буду гнушаться ею? О, какой для меня стыд и безумие!

Послушайте еще один удивительный случай. Воевода некий, славный грек по имени Мина, ехал со своим войс­ком по берегу Нила. И явились ему посреди Нила два жи­вотных человекообразных, стоящих рядом друг с другом и прекрасных видом. Одно из них было украшено большой бородой — это был муж. Другое — женской красотой укра­шено было. Их красоте удивлялся долго Мина и запретил им погружаться в воду до тех пор, пока все войско не увидит их. Уразумеем же и мы, неразумные, как неисчислима бла­годать Создателя нашего, потому что не только заповедью Своей, но и примером бессловесных животных показывает нам, как честно жить, будучи благочестивым, а не по обыча­ям неверных народов. Исправимся же и мы, послушав слова посвященного в тайны: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны»8. То есть мы должны украсить нашу жизнь, согласно обычаям и преданиям, которые приличест­вуют христианам.

Исусу Христу, Господу нашему, слава во вся веки, аминь.

 

Примечания

 

1 Пс. 103:24.

2 Ср.: Лев. 19:27. Слово «сисоин» (по-гречески «локон») Максим Грек так объясняет в одном из своих сочинений: «Коса, волосы за­плетенные на голове, хохол» (см.: Буланин. С. 160).

3 Ср.: Пс. 118:21.

4 Мф. 5:19.

5 2 Цар. 10:4

6 См.: Мф. 5:29-30.

7 Деян. 10:25-26.

8 Гал. 5:25.

 

Посланіе к великому князю Ивану. Максима Грека.

 

Благовѣрному царю, и самодержьцу всея русіи. государю вели­кому князю Ивану Васильевичу ниско много челомъ.

Ни едино дѣло премудрости Божіа суетно есть. реклъ есть нѣкыи от древнихъ бого­мудрых мужь. и богодухновенныи царь и пророкъ Давыдъ, дивуяся преухищренным украшеніем съдѣтельства вышняго, въпіеть глаголя: коль възвеличишася дѣла Твоа Господи. вся премудростію сътворилъ еси. многымъ убо сущим съвершающим тѣло наше удовом на­шим. овы убо сих, на нужнѣйшу потребу нашу умышлены пре­мудрым содѣтелем. якож ногы убо въ еже движатися нам идѣже аще треба будет. руцѣ же въ еже дѣлати потребнаа. очи же въ еже глядати и раззнати срѣтающаа; и лучающаа нам какова же и елика суть. носъ и ноздри къ разсужденію различным воням и въдышенію, и издышенію животнаго воздуха. овыж не въ украшеніе и благолѣпіе. точію лицом нашим, но и к немалѣи потребе умышлени бышя премудрѣйшим съдѣтелем. якож брови убода яко к еж от них благолѣпію. да и подлежащая им очи, не вредных съблю­дут от натекающих и сланых потовъ. рясницыж наихуждьше създаніе да тѣ же очи съблюдаютъ нестужаемых от всякого тон­чайшаго праха и пуха. яковаж многа въздухом обносима в глазѣх лежут. усъ же и брада предобрѣйше умышлена бывша пре­мудрѣйшим хитрецем Богомъ. не точію къ разознанію женьскаго полу и мужскаго, но еще и честновидному благолѣпію лиць нашых. кто здравъ умом сыи и Богу въ всем тщася благоугодити възненави­дит, когда и бритвою изьгладити видѣніа его. дарованное ему сицево отъ съдѣтеля честнообразное украшеніе. и наипаче слышя Владыкы крѣпце Моисеомъ, повелѣвающаго людем израилевым. не отсѣцете брады вашя еже есть не брейте. ниже съ­творите сисоинъ на главах вашых якож языцы. ащеж прокляти уклоняющейся от заповѣдеи Божіихъ. якож слышим въ священном пѣснопѣніи. под тоиж клятвѣ подлежят и истребляющій бритвою брады своя. противящися без ума заповѣди Божіи. но что к сим противящейся глаголют непокоривіи и презоривіи латыня. по ветхаго Рима святитель соборьным правилом своим отлучает глаголють съобщеніа вѣрных небрѣющих брады. И аще сице есть якож сказуютъ тои убо паппа и его съборъ повинни суть евангельскому отвѣту глаголющему явѣ иж аще ра­зорит едину от сих менших заповедѣи и научит тако человѣкы, наименшіи наречется въ царство небесное. еж естъ въ страшном втором пришествіи, неумытнаго судіи осужденъ будет, аки противився евангельстѣи заповеди. яко древнее и богоугодное преданіе есть еж брады не бреете, явѣ есть и от иных писанных показаніи. и наипаче о них же писано есть во втором царствіи и съдѣяся при самом цари Давыдѣ. царь Давыдъ послалъ честных мужеи, къ Аннону царю аманитскому сыну Наасову. утѣшити его скорбяща о умерьтвіи отца его. ихже пришедших обесчестил Анонъ, брады их отсѣкъ. и одежди ихъ долгы отрѣзавъ до бедръ. послушавъ своихъ боляръ глаголавших к нему, яко с лестію послалъ ихъ Давыдъ. а не по любви и дружбе. вѣдати хотя какаа крѣпость града и людiи есть. слышав же Давыдъ дръзну тую на посланникы своя досаду и бесчестіе. велѣлъ им в селех их жити дондеж пакы брады их отростут. скверну възмнѣвъ прибыти себѣ, аще събесѣдуеть им сице безъобразившимся. толь мръско мняшеся древним праведным еже бреети брады свои. Божію заповедь съблюдающим глаголющую, не отсѣчете брады вашя. Въпрашаемыж латыня чего ради брѣются, глаголють яко тще­словіе суетно притворятъ еже браду пущати. и аще есть от тще­славіа съгрѣшеніа избывающе, сего ради бреют бороды своя. множае паче подобаше им отрѣзати дѣтородныя уды скопскы, аки разжигающих ихъ къ студным блуженіемъ. и богомрьскым похотем. очи же извертѣти. руку же и ногу отсѣкати. евангельскы рещи. аки сими нудимым ко всячьскым лукавым дѣла­ніемъ и похотем. но не уды телесъ нашыхъ отсѣщи нам Спасъ велит, но лукавыя похоти душь нашых сими удесы дѣйствуемых. сице подобаше бѣгати и съгрѣшеніа тщеславнаго. смиреномудре­ными подвигы противящимся ему. а не бороду брѣети знаменіе суще честнолѣпнаго образа. елма есть видѣти их без бород тщесла­віемъ побѣждаемыхъ люте. овых убо о благородіи родителеи. иных же о изобиліи многообразнаго разума и премудрости. самогож пресловутаго паппу их. о одежи огненобразнѣй различнѣ преукрашаемѣ и златом и сребром, и о митріи (венцы) высоцѣ и треми, и многоцѣнными каменми осіаваеме, невоздръжно хвалящася. гдѣ у него смиренное мудрованіе верховънаго, иж ни обычное человѣкопо­клоненіе Корнильево пріат. но воздвиже его рекъ въстани, ибо и сам человѣкъ есмь. чюднѣйши же паппа объещая въ Римъ, аще не поклоним будет от срѣщающих его, ничтож радитъ ему, біемых бываемых ихъ от паличникъ своих. а еж не изволяти дати лобзание в уста или в ланиту. при­ступающим к нему властелем и княземъ и велможам. но овым убо колѣно, овем же ногу на целованіе даати. кое крайнее киченіа и высокоуміа и гръдости не превъсходит. и наипаче слыша Владыку Христа, Симона убо укоряюща не давша ему лобзаніе любовное знаменіе. а блудницу похваляюща ногы его пречистыа облобызающу. Суятенъ убо въистину и безуменъ извѣтъ латынскый. показаша бо ся и без бород невоздръжно тщеславящеся, явъственѣ убо обличаеми бывают. яко гнушающеся сицево честное украшеніе дарованное от създателя мужу, бреют е. а яко не точію словесному естеству человѣковъ. но еще и безсловесному даровася, сицевъ, благолѣпныи образъ. Услышим внятно. нѣкоего слышалъ есмь повѣдавша мнѣ. а самовидѣцъ не бывалъ. яко играюще нѣціи отсѣкоша браду нѣкоего козла, доброродна зѣло. и той не стерпѣвъ сицевы досады. самаго себе убилъ до смьрти. біа без милости главу свою к земли. уразумѣемь коль честно и любезно есть бородное украшеніе и безсловесному животну. аз же словесенъ сыи гнушаюся ея. Оле студа и безуміа моего. но и сіе убо сицево. услышим же и ино дивно. Воевода нѣкіи славенъ грекъ, именемь Мина. ѣздя съ еж онемъ воиньством по брегом Ниловым, явишася ему посредѣ Нила. дваи животна человѣкообразна поряду стояща. прекрасна взо­ром. ихъж едино предоброю брадою преукрасися мужь съи былъ. а другое женьскою добротою преукрашено зѣло. их же доброте уди­вляа ся на длъго Мина. заклялъ их. не погрузитися в водѣ, дондеж все воиньство узрит ихъ. да разумѣемъ убо мы несмысленіи, коль неисчетна есть благодать яж о нас съдѣтеля нашего. яко не точію заповѣдію своею но и показаніемъ бесловесных животных наказает нас, честнолѣпно жительствовати, благо­честивым сущим, а не як же языкы невѣрныя. и да ся исправим послушающе глаголющаго тайноглагольника. аще духом живем, духомъ да ходим. еже есть христіанолѣпными обычаи и преданіи, да украшаимъ житіе наше. о Христѣ Ісусѣ Господѣ нашемъ, тому слава въ вся вѣкы аминь.