Максим Грек. Непрочитанное. СПб. 2021 г.

 

Словцо к произносящим «Аллилуйя» три раза

(перевод И. М. Грицевской)

 

В «Словце» Максим Грек отстаивает традицию, кото­рая будет позднее яростно защищаться старообрядцами в их противостоянии официальной Русской церкви, за­крепившей реформы на Московском соборе 1666-1667 гг. Судьба этого произведения Максима полностью пов­торяет судьбу Сказания о крестном знамении (см. № 21 настоящего раздела). Сейчас нет сомнений в том, что «Словцо» написано Максимом Греком. См. об этом: Журова Л. И. «Сказание о крестном знамении» Максима Гре­ка: (Литературная и рукописная история, особенности адаптации памятника в новых культурных условиях) // Памятники отечественной книжности: Новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 3-33.

Источник текста для перевода: ПМГ 2. С. 272-275 (по прижизненному сборнику сочинений Максима Грека: РГБ.Ф.173.1. Фундамент. собр. библиотеки МДА. № 42 (Иоасафовский сборник). Л. 292 об.-297 об.).

Иванов, № 316.

 

Словцо инока Максима Грека к смеющим трижды произносить «Аллилуйя», вопреки церковному преданию, а в четвертый раз «Слава Тебе Боже»

 

Предание апостольское и отеческое мы получили с древ­нейших времен, и велено было нам его блюсти неизменным наравне с письменными установлениями, запечатленными на письме апостольскими и отеческими церковными преда­ниями. «Изменять уставы отцов — лишаться опоры»1, — глаголет Соломон премудрый. То же у блаженного Павла: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам»2. И еще: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или сло­вом или посланием нашим»3.

Много есть различных церковных преданий. Есть среди них древнее предание о том, что нужно дважды повторять «Аллилуйя» и после этого произносить: «Слава Тебе Боже» при чтении псалмов.

Такому церковному обычаю первым был научен блажен­ный Игнатий Богоносец от самих бесплотных ангельских сил, когда, по божественному устроению, они явились ему, разделенные на два хора и поющие божественные псалмы4. Как смеют некоторые изменять переданное ангелами ста­рое церковное предание, произнося трижды «Аллилуйя», а четвертый раз — «Слава Тебе Боже»? Но, быть может, они это произносят, потому что в божественном Апокалипсисе именно так записано святым Иоанном Евангелистом?5 На это их возражение вот что прежде всего отвечу им: что же, знали ли явившиеся блаженному Игнатию святые ангелы, что в Апокалипсисе, по вашим словам, четырехкратная, а не троекратная аллилуйя? Конечно, знали, потому что они же тогда это и пели на небесах сидящему на престоле Богу. По­чему же они так передали блаженному Игнатию, а не как в Апокалипсисе указано? Всяко требуется тут ответ, и я раз­решу это недоумение.

Поразмыслите прилежно: в божественном Апокалипсисе четырежды воспета аллилуйя, потому что там присутству­ют три чина, воссылающие Всевышнему хвалу за то, что Он спалил огнем и окончательно истребил великий Вавилон, город нечестивых. И первый чин поющих описан так: «На небе громкий голос как бы многочисленного народа, кото­рый говорил: аллилуйя!» Каково начало их пения, таков же и конец — это вторая аллилуйя в Апокалипсисе. А третью аллилуйю возглашает второй чин поющих — 24 старца и четверо животных четырех видов при Владычном престо­ле. А четвертую аллилуйю третий чин поющих восклицает, который именуется «голос многочисленного народа, как бы шум вод многих». И первый чин славословит Всевышнего за то, что отомстил за рабов Своих, убитых ради Него, и истребил полностью город нечестивых. Второй чин, покло­няясь Сидящему на престоле, закрепляет пропетое первым чином: «Аминь, аллилуйя». Третий чин возглашает четвер­тую аллилуйю, потому что были истреблены нечестивые и воцарился Господь Бог Вседержитель. К тому же усвойте прилежно, что там каждый чин единожды восклицает ал­лилуйя, а не дважды и не трижды, потому что един Бог и Святая Троица, и единым поклоном Ей надо поклоняться, и единой аллилуйей славословить. Но тогда говорят возра­жающие нам: «Почему же вы не единожды, а дважды воз­глашаете Вышнему аллилуйю? Да еще и третье говорите: «Слава Тебе Боже»? На этот вопрос отвечаем так.

Как в божественном Апокалипсисе три чина воспевают на небесах каждый по одному разу аллилуйя, так и в земной апостольской церкви есть три чина. Первый чин — священ­ники, и от их лица звучит первая аллилуйя. Второй чин — преподобные иноки, и от их лица следует вторая аллилуйя. Третий же чин включает православных верных мирян, от их лица поется: «Слава Тебе Боже», что и значит «аллилуйя». Ибо что по-нашему говорится «Слава Тебе Боже», то у евре­ев выражается как «аллилуйя». К этому еще добавлю для вас, что мы таким образом говорим, соблюдая прилежно переданный от самих святых ангелов блаженному Игнатию обычай, когда они явились к нему, распевая божественные псалмы. Да не будем осуждены, помимо прочих наших гре­хов, еще и за пренебрежение и непочтение к отеческому преданию. Вы же что на это можете возразить или на какое правдивое свидетельство сослаться? Как бы вы богоугодно и основательно ни мудрствовали и ни рассуждали об этом, мы твердо знаем, что вы против отеческих преданий и само­го Божественного Писания выступаете. Этим и себя самих, и других людей прельщаете. Может быть, вы заявите, что святая Божья церковь в ветхом Риме такого обычая держится и так возглашает? Если вы так говорите, то сами признаете, что больше прилежите к латинскому учению, нежели к пе­реданному апостолами неизвращенному пониманию Бога. Судите сами, что вам полезнее и спасительнее — со зловер­ными латинянами петь Святой Троице или с четырьмя пат­риархами православными, благоверно проповедующими истинность слов евангельских? Если же вы так возглашаете аллилуйю, уважая сан римского папы, то пора вам, добрые мои, и с прочими церковными папскими обычаями согла­шаться. И на протяжении всей святой четыредесятницы до Великой субботы не возглашать аллилуйю, потому что и папа ее не возглашает. Также и животворящее Спасово Вос­кресение вместе с папой праздновать в третий час Великой субботы и восклицать не как мы, но так: «Христос воскрес из мертвых», аллилуйя трижды. И не с квасной просфорой, а с опресноком, как папа, совершать священную литургию. И проскомидию считать ненужной, как не считает ее нуж­ной папа. Не нужно ни ектений, ни молитвенных проше­ний, ни выхода с Евангелием, ни переноса честных даров от жертвенника в божественный алтарь. Все это вам надо оста­вить как излишнее и для папы ненужное. И теплоту не надо вливать в священный потир — потому что он не вливает, но трижды вдыхать в потир — как он. Ни в начале священной литургии не нужно возглашать «Благословенно царствие Отца и Сына и Святого Духа» — но говорить с папой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». И отпуск творить не так, как принято от божественных отцов, когда священ­ник говорит пастве: «Христос истинный Бог наш», и прочее, а отпускать, как папа отпускает, обращаясь к людям: «Идите, свершилось». Минеи же и Октоихи, каноны, стихиры, самогласны, догматики, тропари, кондаки6 — украшение всего года и наслаждение духовное святой апостольской Божьей церкви — вы тоже отвергните, считайте ненужными, так как и папа не требует и не приемлет их.

Поскольку все это видится нам странным, неуместным и неприятным для слуха благочестивых людей, будем дер­жаться крепко священного предания блаженных апосто­лов и воссиявших по всей вселенной боговдохновенных отцов наших, повинуясь божественному апостолу Павлу, сказавшему: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»7. И в другом месте он же говорит: «Учениями чуждыми и раз­личными не увлекайтесь»8. Да не прельстит нас высокий сан папы римского, и не будем вовсе слушать ухищренного хитрословия так называемых докторов, и не похулим вместе с ними праведные догматы непорочной веры христианской! Или недостаточным кажется нам согрешение и грядущее за него осуждение, что мы дерзаем вопреки уставу и страш­ным запрещениям со стороны Вселенских священных со­боров извращать вместе с папой исповедание православной веры и соглашаться с тем, что не только от Отца, но и от Сына происходит Святой Дух. По мнению мудрствующих так, Сын тоже является источником божественной природы Святого Духа, вопреки евангельскому богословию, явлен­ному Самим Богом Словом, и вопреки всем в совокупности Вселенским Соборам и наставникам в богословии.

И неужели недостаточно порицают тех, кто согласно с папой мудрствует об очищении огнем чистилища тех грешников, кто жил беззаконно и богомерзко, и о переходе их потом в жизнь вечную. И это несмотря на то, что неумо­лимый Судия явственно в святом Евангелии сказал: «И изы­дут творившие добро в воскресение жизни», то есть в жизнь вечную и царство непоколебимое, «а делавшие зло», то есть те, кто всю жизнь творил беззакония и не покаялся достой­но, отправятся «в воскресение суда», то есть на осуждение и нескончаемые муки9. Как глаголет божественный глас: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»10. И дальше: «И пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную»11, а не в огонь, очищающий грехи. Лучше всего нам в любом случае вспоминать всегда притчу Спаса о богатом и нищем, и с патриархом Авраамом рассуждать и говорить с дерзновением: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а нищий этот Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и между нами и вами утверждена великая пропасть»12, — и далее то, что гласит, увы, горький этот ответ.

Узнав по этим кратким заметкам немного о странных и нелепых папских учениях и обычаях, оберегайте себя от ереси папы римского и от хитрословия единомышленников его, так называемых докторов, которые прельщают многих скудных разумом. И еще прельщают они всякими светски­ми науками. Не слушайте их хитрых слов, держитесь пере­данной отцами православной веры в простоте и беззлобии сердца, и пейте истинное молоко непорочной невесты не­бесного жениха Исуса Христа истинного Бога, Ему же сла­ва и держава во веки веком, аминь.

 

Примечания

 

1 У Максима Грека: «Уставы отеческыя преставляти несть твер­до». Это парафраз библейского текста: «Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои», или, в синодальном переводе: «Не пере­двигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:28).

2 1 Кор. 11:2.

3 2 Фес. 2:15

4 Игнатием Богоносцем, одним из мужей апостольских, в начале II в. в Антиохии в практику богослужения было введено антифон­ное пение. Это было сделано после видения Игнатию двух хоров ангелов, воспевавших Троицу «попеременно звучащими гимнами» (см.: Сократ Схоластик. Церковная история. VI 8:3). В качестве припева в таких песнопениях повторялось слово «аллилуйя».

5 Ср.: Откр. 19:1-6.

6 Минеи и Октоихи — богослужебные книги; стихиры, самогласны, догматики, тропари и каноны — названия различных песнопе­ний при православном богослужении.

7 2 Фес. 2:15.

8 Евр. 13:9.

9 Толкование стиха Ин. 5:29.

10 Мф. 25:41.

11 Ср.: Мф. 25:46.

12 Лк. 16:25-26.

 

инока Максима Грека

Словцо къ смеющимъ трижды глаголати «аллилуиа» чрез преданиа церковнаго, а четвертое «Слава Тебе Боже».

 

Предание апостольское и отечьское изначяла приахомъ равне списане преданым намъ православным догматом блюсти апостольская и отечьская неписа­на церковнаа преданиа непретворна; уставы отечьскыя преставляти несть твер­до, глаголеть Соломон премудрыи и блаженыи Павелъ: «Хвалю же вас братие, яко дръжите моа преданиа» [На поле (и далее): I Кор. 11:2], и пакы тъи же тем же: «Убо братие стоите и дръжите преданиа, им же научистеся или словом или посланиемъ нашим» [На поле: II Фес. 2:15]. Многым же сущим и различным церковным преданиемъ, едино от них есть древнее преда­ние, еже дважды глаголати «аллилуиа» и по сем приглашати «Слава тебе Боже» въ псалмоглаголаниихъ, и таковому церковному обычаю пръвыи блаженыи Игнатии богоносныи, ученъ бысть от самех бесплотных аггельскых силъ, егда явишяся ему по Божию всяко строению, поюще божественыя псалмы, на два лика разделени. Како убо неции смеютъ претворити аггелы преданное сие старо церковное предание, трижды глаголюще «аллилуиа» и четвертое приглашають «Слава Тебе Боже»? Но негли оно рекут, яко въ божественеи Апокалипси сице есть писано святымъ Иоанном еуагелистом, к сему же их противоположению, оно пръвие реку к нимъ, что же Осии не ведяху ли явльшиися святии аггели блаженому Игнатию, еже въ Апокалипси четверогубное, а не трегубное, яко же вы глаголете «аллилуиа», еи всяко ведяху, тии же бо и тогда сие въспеша на небесехъ седящему на престоле Богу, чесо убо ради сице предашя блаженому Игнатию, а не яко же въ Апокалипси съдръжится. Но всяко недоумеетеся къ ответу, азъ же разрешу вамъ сицевое недоумение.

Разумеите убо прилежно, яко въ божественеи Апокалипси сего ради четырижды въспето бысть «аллилуиа», понеже три тамо чинове видятся възсылающе Вышнему хвалу о нем же нечестивых град Вавилонъ великыи огнемъ опепели и до конца истребилъ. И пръвыи чинъ поющих иже глаголется глас велии на небеси народа глаголющаго «аллилуиа», начяло пению сие сътвори, тожде же и конець, еже и второе глаголется въ Апокалипси «аллилуиа», а третие «аллилуиа» вторыи чинъ поющих поетъ сии же суть 20 и 4 старци, и яже о владычнемъ престоле четыре четверообразна животна, а четвертое «аллилуиа» третии чинъ поющих глаголеть, иже именуется глас народа великаго, акы глас водъ многых. И пръвыи убо чинъ славословит Вышняго, о Нем же от­мщение сътворилъ есть рабом своимъ избиенымъ Его ради, истребивъ до кон­ца градъ нечестивыхъ. Вторыи же чинъ поклонившеся седящему на престоле, запечатлееть пение пръваго чина, темъ «аминь аллилуиа». Третии же чинъ възглашает четвертое «аллилуиа», о нем же истребленым бывшим нечестивым въцарися Господь Богъ Вседръжитель. Къ сим же и оно приметите прилежно, яко тамо кыиждо чинъ единою припевает, еже «аллилуиа», а не дважды ни трижды, зане единъ есть Богъ Святаа Троица. И яко же единым поклонениемъ поклоняема бывает, сице и единою аллилуиею славословится. Но негли к сим речете противящеися намъ и глаголющее, и аще сия сице суть, чесо ради и вы не единою, но дважды възглашаете Вышнему «аллилуиа», а третие «Слава Тебе Боже».

Къ сим же оно отвещающе глаголемъ, зане яко же въ божественеи Апокалипси трие чинове въспешя на небесехъ по единому еже «аллилуиа», сице и въ сущеи на земли апостольстеи Церкви трие чинове суть: пръвыи чинъ священникомъ и от лица ихъ первое «аллилуиа», вторыи чинъ преподобныхъ инокъ и от лица сих второе «аллилуиа», третии же чинъ православных верныхъ мирянъ, их же от лица припевается еже «Слава тебе Боже». Еже есть сказателно сея «аллилуии», что бо есть у нас еже «Слава тебе Боже», то есть у евреехъ «аллилуиа». Къ сим еще и оно глаголю вамъ, яко сие сице глаголем съблюдающе прилежне преданныи от самехъ святыхъ аггелъ обычаи блаженому Игна­тию, егда явишася ему поюще божественыя псалмы, да не къ прочимъ нашим съгрешениомъ и акы презирателие и преступници отечьскых предании осудимся. Вы же что къ симъ противу отвещаете или кое праведно показание творите, яко и богоугодне и добре мудръствуете о семъ и глаголете: намъ бо твръде сие ведомо есть, яко супротивъ отечьскых предании и самех святых писании носитеся и себе самех и иных прелщаете, но негли глаголете, яко святаа Божиа Церковь яже в Ветхом Риме сице дръжитъ и възглашаеть. И аще сице глаго­лете, явьствене исповедуете себе самех причястникох сущих латынскыя паче чясти, а не апостолы преданаго неблазненаго богоразумиа, судите убо сами аще полезно и спасително есть Вамъ еже съ зловерными латыны пети Святую Тро­ицу, а не съ благоверно проповедующими слово еуагельскыя истины четырми патриархы православными. Аще же Римскаго папы сана стыдящеся, сице възглашаете еже «аллилуиа», время ужь вамъ, о предобрии, и прочимъ церковнымъ Паппиным обычаемъ съглашати и по всеи святеи Четыредесятници, даже и до Великыя суботы млъчати, еже «аллилуиа», понеже и онъ млъчитъ есть, такожде и живоносное Спасово Въскресение с нимъ съвръшати въ третии час Великыя суботы и глаголати с нимъ, не яко же мы, но тако: «Христос въскресе из мертвых», «аллилуиа» трижды, ниже въ кваснеи просфоре, но въ опресноцех яко же онъ съврьшати священную и таиную службу, ниже проскомисание пот­ребно мнети, понеже ни онъ нужно мнитъ, ниже ектению, ниже и прошениа и различныя молбы, ниже выход съ Еуагелиемъ, ниже переносъ честных даръ от жрътвеника въ божественыи олтарь, но сиа вся отставити, акы излишна и Паппе непотребна, ниже теплоту вливати въ священыи потирь, понеже ни онъ вливаетъ, но трижды въдыхати въ потире яко же онъ, ниже в начале священныя таиныя службы възглашати: «Благословено царство Отца и Сына и Святаго Духа», но глаголати с нимъ: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь», ниже отпускъ прочее творити, яко же приахом от божественых отець священ­нику глаголющу къ верным людем: «Христос истиныи Богъ нашь» и прочяа, но отпущати яко же Паппа отпущаеть, глаголя обращаяся къ людемъ: «идите, съврьшися». Минеи же и октаихи и каноны и стихеры и самогласны и догматикы и тропари и кондакы всегодное украшение и наслажение духовное святыа апостольскыя Божиа Церкви, отверзите прочее и непотребна мыслите, понеже и Паппа не требуетъ ниже приемлетъ ихъ. Аще же сиа вся странна и безместна, и слуху благоверному неудобь приатна видятся нам, да дръжимъ крепцее священаа преданиа блаженых апостолъ и въсиавших по всеи вселенеи богодухновеных отець наших, повинующеся божественому апостолу Павлу глаголющу: «Тем же убо братие стоите и дръжите преданиа, им же научистеся или словом или посланиемъ нашим». И тъи инде же: «В научениа странна и различна не прилагаитеся» [На поле: Евр. 13:9]. Да не прелщаимся убо саномъ Паппиным, ниже да внимаимъ отнудь преухыщреным хытрословиемъ глаголемых докторовъ, да не с ними явимся хуляще въ самых главизнах правых догматъ непорочныя веры христианскыя, али мало нам видится прегрешение и осужение, еже паче уста­ва и страшных клятвъ всех священых Вселенскых съборъ прилагати съ папою въ Исповедании православны веры, еже и от Сына происхожение Святаго Духа виновна мудръствующимъ и Сына Божеству Всесвятаго Духа, паче еуагельскаго богословиа обьявленаго самемъ Богомъ Словом, и кроме всех вкупе Вселенскых съборъ и богословцовъ учителеи, такожде мало ли намъ ся кажет хуление еже съ папою мудръствовати огнемъ чистителным очищатися беззаконная деяниа беззаконно и богомръзко живших грешных и тако преити въ живот вечныи. И наипаче неумытному Судии явьствене въ святом Еуагелии глаголющу: «И изыдут благая сътворшии въ воскресение животу» [На поле: Ин. 5:29], рекше въ животъ вечныи и царство непоколеблемо, а сътворшии злая, сиречь, иже по всему житию своему беззаконновавшеи и не покаавшеся достоине своихъ беззаконии въ воскресениа суду, рекше осужению и некончаемыя мукы, по глаголющему божественому гласу: «Идите от Мене, проклятии, въ огнь вечныи» [На поле: Мф. 25:41] и прочая. И пакы: «И отидутъ праведнии убо в живот вечныи, а грешникы в муку вечную» [На поле: Мф. 25:46], а не въ огнь очищающь грехы. Лучше убо намъ всякымъ образомъ поминати всегда притчи Спасовы, яже о богатем и нищемъ, и съ патри­архом Авраамом мудръствовати и глаголати съ дръзновением, «чадо помяни яко въсприалъ еси благая Твоя въ животе твоемъ», такожде и нищии съи Лазарь злая своя. И ныне съи убо утешаемъ есть, ты же болезнуеши, но и промежь нам же и вамъ пропасть утвердися превелиа и прочая горкаго увы оного ответа научившеся убо симъ малымъ писаниемъ отчасти, какова странна и безместна суть Папина учениа и обычаи. Брегите себе крепце от ереси папы Римскаго и от хытрословии единомудреных ему глаголемыхъ докторовъ, иже прелстиша многых малоумных и еще прелщаютъ всякымъ образом внешняго учениа, не внимаите хитрословиемъ ихъ, дръжите же ся отцепреданныя православныя веры въ простоте и беззлобии сердца, пиюще нелестное млеко непорочныя невесты небеснаго жениха Исуса Христа истиннаго Бога, Тому слава и дръжава въ векы векомъ. Аминь.