инокиня Естолия.

 

Письмо.

 

[Духовная литература староверов востока России 18-20 вв. 1999;  рук. собр. ИИ СО РАН, № 26/90-г., л. 1-14 об.]

 

 

Предисловие к публикации А. И. Мальцева.

 

Сочинение написано приблизительно в 70-80-х гг. XX в. в Сибири. Инокиня Евстолия (в миру – Евгения Степановна Пинаева) – один из руководителей сибирских странников, последующих Статьям Никиты Семенова. В основе публикации – беловой автограф сочинения, переданный в 1990 г. на копирование в сектор археографии Института истории СО РАН самой м. Евстолией. Оригинал представляет собой школьную тетрадь с бумагой в линейку, скоропись, 15 л. Отметим, что в собрании рукописей Института истории есть и черновой автограф сочинения – собр. ИИ СО РАН, № 148/86, л. 1-7 об.

 

 

Находясь среди мира в среде всего народа, приходится слышать, иногда самим прочитать газетки и журналы — как безстыдно и нагло хулите Всемогущаго, Творца всей твари Бога и его служителей, т. е. истинно верующаго народа. Придет время, жалкие, все увидите. Помните, что вы смертные, как только глаза ваши закроются, тотчас же опомнитесь и войдете в чувство сознания, что вы сами себя обманывали. Теперь же сами не веруете, и верующих оскорбляете, и смеетесь, всякие нелепости сочиняете, и народу внушаете.

Народ стал односторонний, духовную сторону потерял, о душе совершенно не задумывается, только о том все стараются — как лучше, посвободнее пожить, а о духовной стороне совершенно не разсуждают, глаза закрыли и уши заткнули, чтоб истинный путь не увидеть. Поэтому прилично вам с ними толковать; подобно, двое слепых толкуют о красоте солнца, а сами от рождения никакого света не видали, даже не могут различить день и ночь. Кто не имеет веры истинной, тот, по Писанию, не только слеп, но даже мертв. Поверят вашим нелепостям, собранным на християн, только те, которые нисколько не знают истинного учения о вере, а кто знает, тот никогда не поверит, хотя еще больше того сочиняйте. Потому что он жив и здоровый духовной стороной, сам видит истинный свет, не нуждается в разсказе слепаго.

Почему мы вам не нравимся и за что ненавидите нас — прочитайте св. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Христос Спаситель говорит: «Аще мир вас ненавидит, знайте, Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысть были, мир убо свое любил бы. Яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам, несть раб более господина своего. Аще Мене изгнаша, и вас ижденут... Но сия вся творят вам за имя Мое, яко не видят пославшаго Мя... яко возненавидеша Мя туне».

Ясно Христос Спаситель сказал, за что нас мир ненавидит — именно за имя Христово. Как Его самого мир не познал, своего Создателя, так в настоящее время мир не знает избранных Божиих, ради которых мир существует. Как самого Господа, сущую Правду, судили, создали вину и предали на казнь, так и нас, Его служителей, на невинных создаете вину и наказываете, как действительно преступников.

За какое преступление привлекается християнин на суд? За то, что по религиозному убеждению не имеет паспорта. Вот главная вина. Возьми паспорт — будешь прав (снялась вина), пожалуйста, живи спокойно и молись. Как вы глупо разсуждаете, неужели мы не понимаем, что с паспортом жить хорошо? Вы не первые такие умники. Впервые это придумал Петр I. В те времена некоторые из християн прельстились на свободную жизнь, стали на учет. Ради свободной жизни таковые стали отступники от истинно християнской веры. Их записали раскольниками, с 1905 г. называются староверами. А некоторые не соизволили быть отступниками, те не записались, отвечали так: «Мы в ваши законопреступные книги писаться не будем, да и хотящим спастись — никому не советуем». Так вот, мы держимся добраго совета остальцов благочестия, не записываемся, т. е. не стаем на учет и не берем паспорт.

Наша вера — не новость, не теперь только явилась. Один историк пишет: «Вера странников связывает свою историю с древними, еще допетровскими, християнами, которые не были записаны ни в какие ревизии. Остальцы благочестия не писались, не имели никаких документов, чтоб не повредить веру».

Вы сравниваете деньги с паспортом и смеетесь. Над собой посмейтесь, что вы говорите. Посмотрите на дело. Могут деньги заменять паспорт? Примерно, будет человек задержан, у него будут требовать предъявить документы, удостоверяющие его личность, а он подаст деньги, что ему скажут? Давай паспорт, или какую-нибудь справку вместо паспорта. Вот посмотрите, как над вами смешно. Делаете так, а говорите по-другому. А народ рот разел, слушает брюхом, а не ухом; слушали бы ушами, то дошло бы до разума. Посмотрите на паспорт и на деньги. Паспорт включает человека в общество всего мира, а мир, как известно по Писанию, с 1666 г. весь отступил от истинной спасительной веры, без которой невозможно Богу угодить и вечное блаженство получить, т. к. все, в мире живущии, имеют печать Антихристову. Вот какая причина, ради которой не можем иметь паспорт.

Вы пишите: цель — тунеядство. Нет! Наша цель не тунеядство, а храним святую веру. Неужели разумный человек может согласиться с вашей болтологией? Загляните в Историю Пругавина, 31 стр., что християне страдали. После отступления московскаго, за благочестие кровь лилась рекою, защитников православия сожигали живьем. История Пругавина, изд[ание] М. К., 1905 г., страница 31: «При самом появлении (наз[ываемого]) раскола власть захотела покончить с ними суровыми мерами, и вот, кровь полилась рекой. Все первые предводители (наз[ываемого]) раскола умерли на плахе, сгорели в срубах, исчахли в заточениях. Безпощадные пытки, безчисленные мучительныя казни следуют беспрерывным рядом, (наз[ываемых]) раскольников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, пытали и жгли огнем, накрепко секли плетьми нещадно, рвали ноздри, вырезали языки, рубили головы на плахах, клещами ломали ребра, кидали в деревянные клетки и, завалив соломою, зажигали, голых обливали холодной водой, замораживали, вешали, сажали на кол, четвертовали, выматывали жилы... словом, все только, что могло изобрести человеческое зверство для устрашения, паники и террора, все было пущено в ход».

Лилась рекой русская кровь. Журнал Руский поломник, № 22, 1825 г., лист 348: «После издания указа 1685 года, в котором под страхом смертной казни воспрещено было держаться старых обрядов, ужас застенков, костров, топоров, виселиц и кнутов охватил не только в Москве, но и по всем городам России. Властям предоставлялась самая широкая свобода брать всех, подозреваемых в сочувствии к старым обрядам, пытать их, наказывать и казнить. В числе первых жертв погибли на Онежском озере запершиися от царских войск в Палеостровском монастыре 2700 (наз[ываемых]) раскольников. Они живьем сгорели вместе с учителем своим Игнатием». Ниже. «В каждом дне новаго царствования приверженцы старины видели наступление новаго дня царствования Антихриста. Когда же Петр достиг совершеннолетия, то Москва стала походить на древний Рим времен Нерона; полилась рекою русская кровь, заволокло синее небо тучею от костров сожигаемых русских людей, затупились топоры в руках палачей от беспрестанного сечения голов на плахах, погнулись кремлевские стены от тяжести повешенных тел упрямцев. По словам современников, Петр не только лично присутствовал при казнях, жалея рук палачей, но и сам рубил на плахах головы обвиненных».

Это наши предки — остальцы благочестия. Неужели тысячи народа понапрасно и глупо шли на страдания и жизнь не жалели, как вы пишите: цель — тунеядство. По-вашему, эти все страдали — не хотели работать, цель выдерживали — тунеядство. О, как у вас язык воротится так сказать! Что народ понимает по этой линии, совершенно ничего. Потому что истории никогда не читали и ничего не слыхали по этому делу. Что внушите, тому люди и верят. Вы истории читали и хорошо знаете — люди страдали за правую веру, а не за тунеядство. Точно и в настоящее время находятся ревнители благочестия, стараются сохранить святую веру, ради которой проводят жизнь страдальческую, а не бродяжническую. Бродяги ходят, пользуются полной волей и свободой, а мы не ходим, не бродяжничаем, но имеем жизнь дисциплинированную, законную. Это все ваша клевета, которой хотите людям глаза замазать, чтоб они не увидели истиннаго света и не узнали избранных Божиих.

Пишите в газетах, и на беззаконном суде поливали всякую грязь, будто бы у нас такая вера — в ней одно издевательство над людьми, и имеется земельное заточение именно для издевательства . Это — дело ваше. Вы нас до такой степени загнали, живых в землю затолкли. Христос Спаситель своих избранных назвал овцами. Если пугнуть овечку, то, по-вашему, что она будет делать? Каждый знает смирение овцы. Свойство овцы — бежать, она ни с кем не сражается. Вы исполняете дело своего звания, а также и мы исполняем дело своего звания.

Еще такие слова от вас вливаются во уши народа: насильно втягиваем к себе. Вспомните слова Христа Спасителя, которые выше писаны. Евангелие от Иоанна, зачало 52: «Аз вас избрах». Видите, сам Господь избирает. Он всех зовет к себе, всех хочет спасти, говорит: «Приидите ко Мне вси...». Всех приглашает, но не принуждает, дает на произволение: «Аще хощеши совершен быти, продай имение и иди вослед Мене». Следовательно, мы все призваны самим Господом, а не человеком. Кто соизволил, послушал гласа Господня и поступил на совершенный путь — стал мироотречником. Насилия совершенно нет, каждаго добрая воля. Как можно признать насилие, когда у нас ни орудия, ни замка нет? Это вы можете делать, а у нас ничего подобнаго нет.

Мы далеко ушли от главной темы. Что значит паспорт, написали, теперь — деньги. Деньги не называются документ, а государственный казначейский билет. Деньги не теперь только появились, они — искони век. Деньги — действительно билет. Применена ловкость для обмена любой вещи. Вы прекрасно понимаете, но народ бестолковый, а вы бестолковых обманываете и смеетесь сами над собой. Церковь Христова, т. е. християне, во вся времена пользовалась деньгами, так и мы пользуемся. Есть еретики, которые не берут в руки, но это мудрование еретическое, а мы не еретики.

Еще творение Божие — хлеб, называете советским хлебом, и нас укоряете: советский, мол, хлеб ядите. Нет, живого вы ничего не создали, да и никогда не создать вам. Во всем жизнь от Бога. Жизнь создать никто не может. Бог есть жизнь, все животворит. Так значит, хлеб не советское создание, но Божие. Следовательно, мы едим хлеб Отца своего, читаем «Отче наш». Мы — его дети и слуги. А вы едите хлеб чужой, потому что вы Бога оставили, отступили от Него, а неприязнь, т. е. диявола, противника Богу, возлюбили, ему служите, поэтому вы едите хлеб чужой. Вот вы и есть тунеядцы, дар Божий (хлеб) едите, а Бога не благодарите и Ему не служите.

Если хотите похвалиться трудом, что землю пашете и урожай собираете; трудиться над землей — это не ваша премудрость, а приговор Божий вынесен человеку за ослушание. За преступление заповеди Господь дал наказание человеку, сказал: «В поте лица твоего снеси хлеб твой». По приговору Божию искони век все человечество трудится над землей, пашут и сеют. Потрудиться над землей — это дело человека, а вырастить полностью — есть дело Божие. Бог не даст вовремя и в меру орошения, да еще тепла, одним словом, благоприятной погоды — вот и пропал весь труд человека, нечего будет и собирать. А вы этого признать не хотите. Если это не Божие дело, то почему допускаете засуху или заливной дождь, губите труд людей? На этом месте вы себя поставили ниже животных. Скот знает хозяина, и звери — укротителя, а разумное животное (человек) унизило себя, не хочет признать своего Отца, т. е. Творца.

Для всех известно, хлеб ест каждый человек, а обработкой земли не каждый занимается, значит, человек приобретает себе пищу (хлеб) другим трудом. Каждый человек работает по своей специальности и по своему званию, и этим трудом приобретает себе каждый пищу. Следовательно, и мы, истинные православные християне, по своему званию выполняем свою работу. Св. апостол Павел говорит: «Делающии священная, от святилища ядят», зачало 142. Так знайте, мы едим не туне, т. е. не даром, а свою долю, положенную нам за выполнение закона.

Еще в Ветхом Завете (Чис. 18:24 и до конца): «Так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел для вас, то возносите из ней возношение Господу, десятину из десятины. И будет вменено вам приношение ваше, как хлеб с гумна и как обилие с точила. И вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которыя будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику. Из всех даров, даваемых вам, возносите возношение Господне, из всего в них лучшаго, священную часть. И скажи им: когда вы принесете из этого лучшее, то это вменено будет левитам как доход с гумна и как доход с точила. И можете вы есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, потому что это вам плата за работы ваши в скинии собрания. И не понесете за это греха, когда принесете лучшее из этого, и не будете осквернять посвящаемаго сынами Израилевыми, и не умрете».

Мы не бродяжничаем, а идем путем евангельским, законным. Следуем за своим истинным Пастырем Христом, глас Его слушаем. Глас Божий говорит: «Изыдите, людие Мои, отсюду и нечистоте не прикасайтеся, ибо пал, пал град великий Вавилон», т. е. весь мир уклонился в нечестие. И в другом месте в Апокалипсисе писано так: «Бегати требе от огорчающих Бога».

Как вы выполняете приказы, а мы паче должны. Знайте, мы не бродяжничаем, выполняем слово Господа, удаляемся от богохульнаго и беззаконного народа, ввиду чего разлучились с родными по плоти, оставили свободную жизнь, пошли вослед Истиннаго Пастыря Христа, стали странными для мира, т. е. чужими, потому мир нас ненавидит и гоняет как чужих и как врагов не любит и позорит. Но Господь своею отеческою любовию не оставляет без призора своих избранных, дал нам приют чрез боголюбивых людей, которые с нами одной ограды, овцы Истиннаго Пастыря Христа. Господь им повелел страннаго принять в дом, и накормить, и напоить, и одеть, и успокоить. И вот они слушают глас своего Пастыря по любви к Богу, выполняют свой долг. Когда прилучится примкнуть к ним, они нас приветствуют во имя Христово.

Мы по миру не ходим, не ханжим, как ходят ваши побируны, никому под ноги не суемся, как вы пишите, разъезжаем по городам именно для какой-то наживы. Все это внушаете тем, которые совершенно не имеют никакого представления о жизни християнской. Обязательства никакого не полагаем, цену не берем ни за какие церковные отправления, как делают ваши попы. Но боголюбивые люди сами стараются исполнить данные им заповеди, т. к. они знают — вера без дел мертва; и Господь говорит: «Любяи Мя, заповеди Моя соблюдает». Они уделяют свое собственное своею доброю волей. Скажите, как это назвать кражей? Или можно назвать государственным? Они трудились, заработали и государству отплатили.

Они работают честно, добросовестно и налоги платят, как все граждане мира, одним словом, полностию выполняют все обязанности вашего закона. И кто имеет право распорядиться над ихнею собственностию? Куда хочут и куда знают — имеют полное право расходовать. Мы государственного ни грамма не пошевелили, нас снабжают боголюбивые люди своим собственным, а у них все государству оплачено. Мы государству ничем не задолжались, потому что гражданскими правами не пользуемся. У нас нет ни града, ни страны, ни дома, ни земли. Два раза за один предмет деньги не берут. Своею жизнию мы ни у государства, ни у народа не украли. Это ваша выдумка.

Еще пишите: диаволом считают советскую власть и проклятия посылают всему нашему народу. Это ваша клевета и одна придирка. К этому есть подходящее предложение. В ручейке пили волк и ягненок. Волк стоит выше по течению, говорит ягненку: «Ты мне воду мутишь». Християнских книг у вас много в руках, посмотрите наши молитвы, где проклятия? Ни в одной молитве нет. Наоборот, наш начальник веры Iсус Христос дал заповедь молиться за врагов, сказал: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за зло творящих вам». Он сам молился за распинателей своих, и мы каждый день молимся: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче, благотворящим — благо сотвори». По сотворению все — братия. По произволению, одни могут быть сыны Божии, а другие — сыны диявола. Это зависит от дела — кто чью волю будет выполнять, того и раб, и сын.

В газетке вы нас называете мракобесами. Посмотрите, кто кому служит. Мы служим Богу, а вы совершенно против. Так, милые, вы уж свой титул себе возьмите, вы — мракобесы, а не мы. Вы ходите во мраке, а мы — во свете, т. к. истинный свет есть Христос, мы по Христе называемся християне, а вы противитесь Христу. Христос Спаситель назвал противника Сатаной. Сатана есть князь тьмы. Следовательно, все противники истине есть ученики и сыны тьмы. Действительно, противник Богу Сатана покрыл ваш разум мраком, и вы не чувствуете. Придумали искать Бога, кидаетесь и туда, и сюда, и в землю, и в воздух. Бог — вездесущий. Нет такого места, где бы не было Бога. Чистые сердцем всегда Бога видят. Пророк Давыд сказал: «Близ Господь всем призывающим Его». Ваши поиски, посмотрите что о вас говорят. Ломоносов: «Кто ищет Бога с цыркулем в руках и с телескопом на глазах — это шарлатанство». Не обижайтесь, это сказали не мы, но Ломоносов. Слетали в космос, теперь во всю вселенную хвалитесь, — победили космос, говорите, и сами себя не учитываете — что говорите. Спрашивается, что значит победа? Ясно. Нужно над кем-то или над чем-то одержать верх, совершенно уничтожить или перестановку сделать и т. д. Вот это — победа, а вы что проявили в космосе? Абсолютно ничего. Светила небесные как шли, так и идут своим путем, положенным им Всемогущим Законодателем. Или погоду взяли под свое правление, когда какую нужно, такую и сделали? Когда это сделаете, тогда ваше слово будет право. В космос слетали, только показали развитие техники. Обществу народа никакой пользы не дали, кроме труда и расхода. Люди работают, металлы достают, а вы народ тешите пустой славой. Знайте и помните, это не ваш участок. Вам положением вышняго не править. Человеку дана в распоряжение земля, над ней можете хозяйничать, управлять, и строить, и воду переливать, и землю перегребать.

Вот нам интересно над вами, почему вам не нравится название — Антихрист? В газетах пишите: советских людей и правительство называют Антихристом. Прекрасно знаете, что значит приставка «анти». Под этот титул даже верующий человек может подойти. В Писании так сказано: «Кто судит чужие грехи — Антихрист». Св. Иоанн Богослов говорит: «Кто против Христа — Антихрист». Так что же вы, разве — за?

Но здесь опять натяжка на нас, якобы, называем мы Антихристом именно советское правительство. Поймите, в Божественном Писании Антихристом называется все нечестивые правители, которые не имели истинной веры, мало того, что сами не имели, но старались отнять и от имеющих. Вот таковые называются Антихристом, таким нечестивцам християне в этом деле никогда не подчинялись. Святые отцы, живя во времена, сияющее благочестивое верою, Духом Святым предсказали, что в последнее время истинные християне так же не будут подчиняться нечестивой власти, как первые мученики. Для нас, истинных православных християн, нет различия   советская или не советская власть, но если правители нечестивые и что приказывают противное закону Божию, в том подчиняться невозможно. Посмотрите на св. апостолов и в жития св. мучеников — все замучены нечестивыми правителями, т. е. царями. Загляните в Историю Пругавина, стр. 31, во времена Никоновской реформы что делали власти с истинными православными християнами, и при Петре Первом. Несмотря на такое зверство, любители благочестия не сдавались, лучше решались жизнь отдать, нежели веру повредить. Безусловно, не все шли на страдания. Шли те, которые имели в памяти слово Господа Спасителя: «Не убойтеся убивающих тело, души же не могущих убити». Кто помнил, что здешняя жизнь скоротечна, как сон, и горе, и радость — все улетучится, но смерти не миновать, так решали — лучше умереть славною смертию, геройскою смертию за своего Господа, или хотя потерпеть за Господа, что придется. Это нам не позор, а слава. А кто забывал, таковые сдавались, т. е. отступали от веры, их освобождали от кары. Равно так же и вы делаете. Бери паспорт, вставай (на учет) в общество богоотступнаго народа, за это живи спокойно.

Пишите: суд над теми, кто, грубо нарушая советские законы, вел паразитический образ жизни. Обратите внимание, кто мы и к кому принадлежим. Вспомните слова Христа Спасителя, писаны на первой страничке. Мы — народ избранный Богом, к миру совершенно не имеем никакого отношения. Наша жизнь — иная от мира, духовная. Мы исполняем закон Божий, в ваше руководство совершенно не касаемся, идем путем, нам положенным Господом. Вы за нас беретесь — не за свое дело. Суды и статьи у вас для своих подчиненных, избранный Божий народ имеет свой церковный суд. Наш евангельский образ жизни называете паразитическим за то, что наше существование имеет помощь чрез боголюбивых людей, на это есть основание, выше пояснено. Апостол, зачало 144: «Делающии священная от святилища ядят». Много на эту тему есть доводов, все написать невозможно. Но только знайте, наша жизнь законная.

Посмотрите на своих попов, чем они живут? На каком производстве работают? Ни на каком. Отправляют церковные потребности, и за это они получают с народа, как за работу, этим и живут. Почему же вы им разрешаете на этом заработке жить? Почему ихнюю жизнь не называете паразитической? Работают они не для государства и получают зарплату не от государства. Вы скажете: они состоят на учете и платят налоги. Они обязаны платить, так как они пользуются всеми гражданскими правами и имеют полную волю и свободу, притом они не служат Богу, а торгуют — Божию благодать продают. За каждое выполнение народнаго требования у них установлена цена: за наз[ываемое] крещение, за венчание и т. д. А мы за что будем платить? У нас нет ничего подобнаго. Никакими гражданскими правами не пользуемся и благодать Божию не продаем. Господь сказал: «Туне приясте, туне и дадите». Мы доходов никаких не имеем. Все, что на нас поливаете грязное — нам не плохо делаете, помогаете нашему спасению. Господь говорит: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Называете нас сектантами да фанатиками. Нет, у нас не фантазия, а истина Господня, она пребудет вовеки. Сектанты все неправоверующие, а мы — истинные православные християне, содержатели и хранители благочестия.

Hosted by uCoz