Инок Евфимий

Тайну цареву хранити добро есть и дела Божия проповедывати преславно”.

(Из послания Евфимия).

 

Выписка из Разглагольствования Евфимия, 7292/1784 г. 28 Марта* .**

( Изд.: Кельсиев. Сборник правительственных сведений о раскольниках... Вып. 4. С. 248-252).

 

 

О настоящем в древлецерковном последовании, несогласии с Антихристовыми жрецами.

 

О нечестивом и злохульном Антихриста повелении (указ), “где именуются потаенные раскольники явились-бы к подаянию сказок и приходя в раскольнический оклад писались: дается им свобода тое содержати без притеснения”. Тако завистник враг воздвиже бурю на церковь Христову, свое богомерзкое учение, яко апостольское святых содержание воспроповеда, помышляя окаянный, яко воцарися на земли и огласи последователей древлецерковному святых учению раскольниками прельщенными и еретиками погиб­шими. Подобно и духовный его сбор, гортанию своею блюя, тоже на церковь Христову смрадная испущает, коя неудобно есть и писанию предати. Святую соборную и Апостольскую церковь нарече прелесть быти раскольническую, а Никонианскую веру — православною.

Прежде же первыя ревизии, до 1-го императора, не бе в Российстей державе людям описания, ни подушнаго сбору, ниже народнаго удержания, но яко кто восхотев, куда отлучися. Он-же на последующих великороссийской церкви, яко на православных, дани семь гривен положи; а на удаляющихся Никоновых новых преданий, яко на раскольников церковных, вдвое положи.

Таковое их похуление веры Христовы значит самое быти отвержение Спасителя Христа. Сего ради записания во всех ныне согласиях имеющагося, за жрецами Антихристовыми укрывающихся, мню тоже, отвержение быти Христа. Чесо ради первейший от всех вселенских и поместных соборов рече: весьма от всякаго еретика-же и раскольника крестившагося, к соборней приходящих церкви паки крещати, понеже глава телесе церковному Христос, от него-же уди вси живятся, сии-же (т. е. укрывающиеся за Антихристовыми жрецами) от состава удов оных отвергошася, не к тому прибывающую имут благодать Св. Духа: еже убо сами не имут, како иным преподают? И Василий Великий повеле второе крещати воздержницы: не паче-ли-же следует вторично крестить приемших раскольническую хартию, юже даде им Антихрист?

Те из христиан, укрывающихся за нечестивыми жре­цами, или за Никонианскими попами, кому востребуется нужда куды проехать, для проезду, дабы не задержанным быть, яко беглым, первее приходят к ту сущим вкупе живущим нечестивым и кланяяся просят, во еже-бы дали им отпускное письмо, для взятия печатнаго паспорта, таже при­ходят к сельскому попу, яко к своему духовному отцу и кланяяся просят его руку приложити; от него приходят в государев приказный дом, вручают паспорт обывателем ту сущим, имущим образ некоего зверя, и даются им печатные паспорты не просто, но вся уды их описав, и тако вземше сия не осудишася-ли христиане за сравнение с злочестивыми?

Егда из купцов записному куды нужда вскоре востребует проехать, то он взяв чужой паспорт у самого Никонианина, щепотника суща, его именем проезжает и бывает с ним единоверный и единодушный, понеже и объявляет себя по нем сего и сего града NN., 2 гильдии купец, или мещанин: подобне Никонианину: не подлежат-ли таковии наказанию?

Премногое ныне множество по России размножися согласие Федосеево. Основатель Феодосей Васильев. Он прия в свой закон Никонианскую титлу на кресте Христове: I. Н. Ц. I., яже просто человека быти прообразует; аще и царя славит, обаче не всея твари царя небеснаго, но земнаго, Иудейскаго; яко-же бо Несторий еретик нарек Божию матерь Христородицею, тако и сей цареродицею. Еще браки еретические и поганские, до веры состоявшиеся, прия в закон свой и по крещении сих за правые и церковнозаконные имети повеле и мужа с женою в веру приходящих чадородием жити попусти; иноческий образ отметаше и брашно продаемо на торгу, яко от неверных доспетое, скверно и нечисто вознетцева и раскол учини в лето 7214/1708 г. Чему подлежат за сие мудрование?

Еще есть согласие Новомонастырское, еже явися в лето 1748, и прия Богомолие за иноверныя лицы в тропарех и кондаках, и онех благочестивыми, благоверными, православными, крестоносными и христолюбивыми именовати, а неприемлющих сего Богомолия Галилейскими еретиками оглашают: коим убо правилам повинны, яви от писания?

Прежние-же Большескитские Поморские отцы, иже о древ­нем благочестии к великороссийскому Синоду ответствоваша и на глас раскольнич от Синода и от императора в записке своей отвещаша сице: мы в древлеправославныя церкве преданиих никоего раскола не сотворихом, но тая опасно соблюдающе пребываем, сего ради несть мы расколотворцы и в подорожных письмах извествоваху себя староверцами, скитскими жителями и пустынножителями. Не подлежат-ли за сие зазрению? (Старомонастырщики).

Еще согласие именуется Новоженское, наставник ему Москвич Василий Емельянов, иже к совокуплению брач­ному, жениху и невесте сошедшимся, повелевает начало положити и тако ложем совокуплятися. Чему убо они по­добны: отступником или беззаконником?

Еще над сими имеется согласие, изветствующе о себе последовати отцу Филиппу, иже изшед из обители Помор­ския, показаннаго ради Богомолия (за неверных). В показанной выше записке (Поморских отцов) Филипповы извествуют себя проповедниками быти веры, а расколь­ническое подписание отвержение веры и таковых (т. е. Старо- и Ново-Поморцев) яко не правых мудрователей еретиками осудиша быти, да и в сие последнее Антихристова гонения время, странствуемое согласие, множайшим еретикам уподобиша. За такое разумение чему повинни, яви от писания?

Сии согласия, разнствующе мудрованием, и свое содержание спасительнейше всех извествующе, неединомудрственных не обнадеживают спасение получити, а крещение вси сии друг от друга за православное приемлюще, мнози-бо учители в самовольстве обретаются, главнейшим не покоряющеся, крестят и кают и настоятелей запрещают; и вси сии согласии един от другаго приходящих малым неким исправлением или единем началом приходящему к ним извествуют духовную благодать прияти: Не повинни-ли они по суду церковных правил паки покрещеватися?

В сие последнее время не можно житие свое от насилия вражия управити в вере, чего ради мнози людие, в познании древняго благочестия суще, зде в Ярославской стране и в самом граде, еже мню и по прочим странам быти обаче зде множае видится, таков разум имуще: кому уж близ дверей смертных быти, то первее он или она по­требует к себе духовника от Никонианския церкви, той-же пришед, исповедав его, или ее, причастит и маслом пособорует; потом-же паки от староверцев крести­теля призывают, мня от него всю скверну Никонианскую отмыти, прием-же исправление (крещение) скрывают е, яко ничто-же суще, да не како познано явится: тако и по крещении устрояют сыны Великороссийския церкви разумети, а с ними и креститель он согласная исполняет и вся своя исправления тьмою неведении покрывает и по крещении тело отдается на погребение скверному Антихристу: сие творимо видится в Феодосеевых и в Филипповых. Таковое кре­щение вменится-ли в крещение, яви от писания?

Убо в настоящия последния дни сея Антихристовы прелести, кий путь спасительный сущим в вере прообразовася? Пространный-ли, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах и стяжаниях попечение имети, или-же тесный, нуждный и прискорбный, еже не имети града, ни села, ни дому?

Надсловие. Егда приял еси от Бога талант, да не скрыеши его и сии наши вопросы разреши достоверными от святых писаний свидетельствами и тем да упразднится сумнение.

-------------

 

Примечание по книге Мальцева А. И. «Сочинения инока Евфимия (тексты и комментарии)». 2003. Новосибирск. «Сибирский Хронограф»:

 

* 12. Разглагольствие 1784 г. («Разглагольствие о настоящем ныне между собою в древлецерковном последовании неких з друг другом несогласии. Ов убо от записных отлучися, паствити же возмнев лучьше укрыватися за антихристовыми жрецами, в том и вознепщева быти себе права. Другий же обоих сих отлучися, к тому же и крещение от них бояся прияти, чесо ради и посла к нему начертание 7292 лета, марта 28». Нач.: «По молитве. Брату имярек радоватися. Еже мы последнии...».

РНБ. собр. ОСРК, №Q.I.1229, XIX в. (первая четверть), л. 463-481 об.; собр. Титова, №2288, XIX в. (середина), л. 80-83 (не полностью); №2356, XIX в. (середина), л. 6 об.- 16 (не полностью); ГАТОТ, собр. рукописей, №2, XIX в. (20-е гг.), л. 105-119 об.; БАН, собр. Дружинина, №665, XIX в. (вторая четверть), л. 1-48; №706 (фотокопия с рукописи Владимирской духовной семинарии, №53, третьей четверти XIX в.), л. 1-52; собр. Н. И. Попова, №102, XIX в. (последняя треть), л. 88-90 об. (не полностью).

О рук. сочинения. Дружинин. Писания. С. 166-167., №1.

 

Примечания Дружинина (С. 166-167):

 

** Разглагольствие о настоящем ныне между собою в древлецерковном последовании неких з друг другом несогласии. Ов убо от записных отлучися, паствити же возмнев лучьше укрывающихся за антихристовыми жрецами. В том и вознепщева быти себе права. Другий же обоих сих отлучися к тому же и крещение от них бояся прияти, чесо ради и посла к нему начертание 7292 лета, марта 28 (1784 г.).

Нач. (По молитве). Брату имрек радоватися. Еже мы последнии сего 7292 г. февраля 4 дня сошедшеся.

На поле: Се послание первое в Москву блаженныя памяти отца Евфимия.

Приложено 39 вопросов.

Деп. Общ. Дел., М.В.Д. Отд. II, №107. Утрачен. – Без заглавия.

ВДС. №53, л. 329 (XIX в.)