Беседа о вере

 

Дорогие слушатели, сегодня наше слово будет об одной из величайших нравственных тем – о вере. Надо сказать что в большую часть того что называется знанием привходит вера. Вот, например, исторические знания. Кто может проверить то, что когда то было, какую-то дату? Этого проверить фактически никто не может, на самом деле. Точно также знания астрономические. Кто может проверить расстояние до солнца, которое исчисляется в 150 млн. км? Тоже никто из нас. Но мы верим тому, что сказал кто-то из ученых, кто занимался этим, и записал. И мы верим что записал верно, и проверили каким-то опытом, или как. Кто может точно также проверить с какой скоростью вращается земля? Но, написали ученые, и мы верим - 100 тыс. миль в час, мы этому доверяем вполне. И обо всем прочем и естественные науки, мы все доверяем тому что сказали ученые. Значит многое берется на веру.

Но мы сейчас будем говорить о той вере, которая видимо и невидимо господствует над всяким другим мнением и обнимает собою все без исключения силы и способности человека. И такая вера, конечно же, основывается на бессмертии, на вечном, на бесконечном. Эта вера – религиозная. Вот мы говорим, – Бог существует. В какого Бога мы верим? – В вечного, в Бога, Творца неба и земли, и всего того что нас окружает. Мы верим в это, и вот от этого нашего сознания, от этой веры, должно начинаться всякое дело, чтобы мы могли достичь до верного результата. Это как основа должна быть у каждого человека. Потому что из веры в Бога исходит всякая правда и всякое добро.

В книге Катихизисе Большом есть пояснение, что существуют разные веры. Не то что разные веры по отношению религии как таковой, а способности веры. Т. е. или вера малая, как называется маловерие, или великая вера. Вот, к примеру, когда апостол Петр пошел ко Христу по водам, и вдруг что-то засомневался, и начал тонуть, кричит, - Господи спаси, погибаю! А Христос Спаситель ему сказал, - ты почему посумнился, - маловерный. Т. е. упрекнул его. Ну, неужели сам Господь вот тут рядом и попустит чтобы к нему идущий утонул?! Значит не хватило веры. И другое место во святом Евангелии приводится о великой вере. Это когда сотник попросил того же Христа Спасителя, чтобы Он исцелил его слугу больного, и Христос Спаситель вроде бы намерен был идти, а он сказал, - нет не надо, ты только слово скажи, и исцелеет отрок мой. Вот это говорит о величайшей вере, что одного слова Христова достаточно было для того чтобы исцелить. Точно также если мы обратимся к такому великому патриарху как Авраам. Что двигало этим человеком, когда он возложил своего единственного сына на жертвенник? Только глубочайшая вера, и кроме этого, когда он еще возложил на жертвенник, ведь он настолько поверил слову Господа, который сказал ему, - через год у тебя будет сын, когда я прииду. А Аврааму 99 лет было, разве мог он не посомневаться? Мог посомневаться. Но однако он настолько поверил Богу и не посомневался нисколько. И вот благодаря его вере таковые и достигли величайшего звания, что они имели великую веру.

Но еще бывает вера мертвая. Что значит вера мертвая? Можно знать, что Бог есть, но ничего не делать. И апостол Иаков говорит, вера без дел мертва есть. Что доказывает о том что человек верит? Его дела. Вот такая вера живая, или не мертвая, это вера подтвержденная делами. Но вот апостол Павел говорит, - вера появляется от слышания. А слышание какое? От слова Божия. Потому что где можно привести такую горячую веру, которая бы двигала нами. Только от слышания. Но не простого слышания. Вот то что мы назвали сейчас всевозможные там научные открытия, или исторические допустим знания диктуют нам тоже о вере, но мы говорим о том, чтобы веру в Бога такую крепкую поиметь, такую горячую, велию веру, для этого нужно послушать слово Божие. Сам Христос Спаситель во святом евангелии говорит, - Я есть и путь и истина и жизнь. Почему он так сказал, - Я путь? Потому что тот образ, который Он принес, как бы путь нам показал, каким образом мы должны достичь совершенства. А истина, потому что все учение Его, от начала до конца, - истинное, и ни сколько в нем нет неправды. И жизнь, - благодаря вере во Христа можно получить жизнь вечную.

С обращением к народу Господь издревле посылал еще своих пророков, Он никогда не оставлял рода человеческого без ведения. Сначала Господь сам проникал в сердца человеческие, т. е. в души, и так их наполнял, что люди верные ветхозаветные спасались естественным законом. Они понимали что надо делать, сознавали это, и выполняли так. Но надо сказать что не все этого придерживались. С первых же веков мы наблюдаем, что один угождает Господу Богу, таковый как Авель, а второй, брат родной его, Каин, прогневляет Господа Бога. И вот этим естественным законом до определенного времени можно было спасаться, и люди спасались им, угождали Господу Богу. Но пришло время, когда настолько уже забыли естественный закон, настолько его попрали, что только единицы оставались соблюдающими закон по естественному требованию. Поэтому Господь послал пророков в мир, и через пророков открывал свои законы, свои требования к человечеству. Однако, ну если мы посмотрим на пророков ветхозаветных, таких как например ...(нрзб.) и Иеремия пророк, его Господь призвал на пророческий путь, он еще был совсем отроком. Но когда Господь призвал его, чтобы он шел и проповедовал народу, он сказал, по своему смирению он конечно сказал, а не то что ослушался Господа, - Господи, я же говорить не умею, я еще отрок совсем. Однако Господь не снизошел на то, что он был отрок, что малой. Он сказал, - ты будешь говорить то, что Я тебе повелю, и пойдешь туда, куда Я тебя пошлю. И он повиновался слову Господа, и с отроческих времен начал исполнять волю Божию. То что повелевал ему Господь, то он и говорил. Шел в народные массы, а народ еврейский жестоковыйным назван народом. И за то, что он обличал их пороки, вразумлял их, то что Господь повелевал – говорил, его за это не то что любили, а избивали, даже колоды на него надевали, бросали в кальные рвы. Вот такое «благодарное» отношение было тогдашнего народа к пророкам. И однако пророки, несмотря на все это, исполняли волю Божию, потому что верили слову Господа и повиновались беспрекословно. Точно также пророк Исаия, такой величайший пророк, через которого Господь и будущее домостроительство свое открыл, однако и этого пророка не миновала эта же горькая участь, и над ним издевались, он нагой и босой только три года ходил, а кроме этого его деревянной пилой перепилили. Вот такие издевательства были над пророками.

Но однако Господь не оставил рода человеческого и в таком состоянии, что если они и пророков не слушали, и не подчинялись тому что повелевал Господь через пророков им говорил, как им поступать. Сам Господь явился, Слово Божие воплотилось и принесло новое учение в народ. Это истинное учение слушали, и у кого готовое было сердце к восприятию такого учения, - все приняли Господа, и поверили что Господь Исус Христос пришел от Бога Отца. Что это не какой то самозванец, как Его называли завистники книжники и фарисеи, а что это действительно Сын Божий, воплотившийся, и что пришел Он спасти род человеческий.

Далее Христос Спаситель прежде еще вознесения на небеса посылает своих апостолов-учеников в народные массы, - Идите и проповедуйте Евангелие всей твари, т. е. в весь мир послал, чтобы весь народ ... Если сам Христос Спаситель ходил еще среди еврейского народа, проповедовал, хотя были моменты где уже и из иных народов приходили к Нему. То апостолов Он послал уже в весь мир проповедовать Евангелие всей твари. И что же? Апостол Павел такой уж словесный, такой ревностный, ходил всюду проповедовал под запрещениями, не взирая ни на что, и прочие все апостолы ходили и проповедовали, однако он говорит, - но не все послушались благовествования. Почему же? Ссылаясь на пророка Исаию, он говорит, - Господи кто поверит слышанному от нас. И пророк Исаия упоминал пред Господом, как бы оправдываясь, почему не слушали люди, потому что смежили глаза свои и ушами не слышат и сердцем не уразумеют, потому что окаменело их сердце. А когда каменное сердце, где уж там земля подготовленная. А ведь надо землю подготовить, как Христос Спаситель говорил, когда притчу сказал о сеятеле, что семя должно найти добрую землю, и только упавшее на добрую, подготовленную землю, оно может дать плод. А если оно упадет на камень, или при дороге, или в терние, так мало будет толку от этого посеянного семени. Нужно сердце подготовить к слышанию слова Божия. И когда оно готово, тогда слово Божие попадая туда и взращиваясь, как бы вот человек когда хочет что-либо вырастить: и рыхлит земельку и поливает. Так и мы когда услышим слово Божие, и если его не оставим в пренебрежении, а будем постоянно вспоминать его, как бы поливать что ли, вот оно и даст плод. Тогда ревность проявиться. А ревность подвигнет нас на добрые дела. А вот добрые дела это и есть знамение того что человек не мертво верит, а живая в нем вера.

И хотя как пророки ветхозаветные, так же и апостолы говорят что не все поверили: - кто поверил слышанному от нас? - как сказал апостол Павел. Однако Господь повелевает сеять слово, а уж достойных Он сам изберет. Как Иоанн Златоустый говорит, - только один Бог знает достойных, а из людей – никто, хотя им и кажется будто они хорошо знают, но постоянно ошибаются в своем заключении. Знающий же тайны, уже ясно знает и то кто достоин венцов, а кто наказания и мучения. Это только Господу Богу ведомо. А что это действительно так мы можем привести пример из ветхого завета. Когда Ревека носила еще в утробе своей двойню, Исава и Иакова, то они бились у нее во чреве. Она ведь не знала тогда, что у нее двойня или что, а только от боли во чреве пошла молиться Господу Богу и вопросить Господа, что же это такое происходит. И Господь открыл ей, Он сказал, - в твоем чреве воюют два племени, как борются что-ли два племени. И то сказал, - больший поработает меньшему. Ведь эти, Исав и Иаков, еще были во чреве, еще нерожденные. Но поскольку это Господь говорит - Он знает все наперед, что произойдет из этих выросших уже деток, кто из них вырастит, у кого какой будет нрав, и по тому какая нравственность у человека Господь и избирает себе. Так вот коли Иаков в дальнейшем оказался таким добродетельным, нравственно высоким, что Господь во чреве матери его избрал. Вот поэтому обязанность всех ревнителей, как ветхозаветных пророков, апостолов, а также и в настоящее время ревнителей благочестия, это сеять слово, говорить, проповедовать, а уж кто достоин - Господь изберет по сердцу его, по тому насколько он готов.

А как можно поверить, человек услышал слово, поверил нам, как можно проверить что он принял это слово? Опять же говорим словами апостола Иакова. Он говорит, - вера если не имеет дел – мертва сама по себе. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва есть. Вот это первейшее доказательство того уверовал человек, принял проповедь, или не принял. Настоящая живая вера в том и проявляется, чтобы беспрекословно повиноваться во всем воле Божией, и не только делом, но даже умом и сердцем нисколько не противоречить тому, что говорит Закон Божий, что повелевают заповеди Божии. Вот на примере Авраама мы можем это видеть, что он ни в чем не посомневался и исполнил волю Божию беспрекословно.

Господь Бог, наш Творец, Создатель, - мы его творения. И вот если родители хотят чтобы дети их слушали и повиновались, то почему же мы удивляемся тому что Господь Бог хочет от нас повиновения и любви такой же как родители хотят от детей своих. Ведь Господь вправе от нас этого потребовать, потому что человек и не был бы на земле если бы Господь его не сотворил. А Он только по своему великому милосердию, по своей благости, даже надо так сказать, сотворил человека. Ведь в человеке Бог не нуждается и не нуждался никогда. Его славят все небесные силы, что Ему в нас? Но Он благой, и поэтому чтобы и человек довольствовался и наслаждался тем что Бог ему даровал, Господь и сотворил человека на земле. Но и требует от человека повиновения, чтобы не забывал своего Творца, Создателя своего Отца. Господь через пророка Исаию так говорит, - Я Господь, и нет иного. Дабы узнали от восхода солнца и до запада, что нет кроме Меня иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Да действительно это так. Все благополучие на земле, и все бедствия на земле, не без ведома Божия. Но одно дело бывает воля Божия, Господь благоволит и посылает блага, но другое дело бывает попущение Божие. Когда за грехи рода человеческого Господь попускает такие бедствия и страдают стихии и страдает вроде бы и вся земля, но в то же время страдают люди. Для чего это Господь попускает? Для вразумления. Так же точно, как дети бывают наказуемы родителями не по ненависти, а потому что родители хотят чтобы из них получились хорошие порядочные люди, и наказывают их часто. Точно также и Господь всякими методами вразумляет род человеческий, чтобы обратились к Нему, одумались, отказались от своих ложных и неправедных путей, и направились по тому Закону который даровал им Господь, через пророков и через апостолов. Далее Господь говорит через пророка Исаию, - горе тому кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных? Почему так Господь говорит «черепок из черепков земных» о человеке? Ну, мы говорим в единственном числе о человеке, т. е. о людях. Да потому что ведь из чего сотворил человека то? из праха, из земли. Поэтому и получается что он как черепок из черепков земных. Можно уподобить, что Господь творит человека также, как горшечник делает из глины горшки. И если горшок окажется неудачный в глазах горшечника, он его разбивает, превращает в черепки, и опять всю это обращается в землю. Вот так точно и Господь может с нами поступить, если мы будем забывать Его повеления, если мы будем пренебрегать законом Творца своего, то Господь и нас может уничтожить, точно так же как уничтожает горшечник свое творение. И дальше говорит Господь, - скажет ли глина горшечнику «что ты делаешь»?. Никогда этого и невозможно представить себе, чтобы какой то сделанный предмет и возразил своему мастеру. - И твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук»? А ведь зачастую можно было слышать от безбожников, что материя, значит, сотворила этот мир, природа, как они говорили. А что такое природа? Забывая Творца Создателя отдают дань природе. Вот это ничего себе, это равносильно тому чтобы сказать, произведение рук сказало бы тебе, у тебя нет рук, хотя эти руки сделали это произведение искусства. Далее говорит Господь, - горе тому кто говорит отцу зачем ты произвел меня на свет, а матери зачем ты родила меня. И такие упреки никогда никто не вправе говорить, что вот зачем Бог сотворил человека, если человеку предлежит мука вечная? Не для человека сотворена мука, совершенно не для человека, а для противника Божия, для диавола, который воспротивился Богу, возгордился. А человеку дана полная воля. При творении сотворил Господь человека так, что дал ему свободный выбор, право, - хочешь делай добро, вечно будешь с Господом, а если не хочешь делать добро, будешь с диаволом согласен, его волю выполнять, то вот что ожидает, предупредил Господь независтливый. Он предупредил человеческий род. Поэтому обвинять в чем либо Господа никоим образом нельзя. Все зависит от нас. И человек может что захочет то и делать. Благо делай – и нечего тогда бояться, никакого наказания. Так говорит Господь, - вы хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека. Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. И это абсолютно точно. Кто из самых умных людей может управлять небесными светилами? Вот это воинство небесное – это все небесные светила, соблюдают точно закон Божий, как Господь им закон дал, так точно его и соблюдают. Никакой человек не вправе, да не то что не вправе, не может, никаких знаний не хватит, чтобы управлять небесными светилами. Так вот Господь подчеркивает это, - Я всему воинству дал закон. И что вы мне еще хотите указать в деле рук моих? А дальше, обращаясь к людям говорит, призывает их, вспомнить это, и покажите себя мужами. Вот, совершенный муж должен здраво рассуждать, - приимите это отступники к сердцу. Если уж удалились от Господа, приимите, вот я вам заранее говорю, приимите к сердцу и будьте настоящими мужами. Вспомните прежде бывшее от начала века, ибо Я Бог и нет иного бога, и нет подобного Мне. Ведь не было никогда, чтобы идолы что-то могли сотворить. Те, которым поклонялись люди, сотворенные руками человеческими, идолы. А Господь Бог все это сотворил. Так вот Он и говорит, что нет иного кроме Меня, подобного Мне. Я возвещаю от начала что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю – Мой совет состоится, и все что Мне угодно Я сделаю. Только Господь Бог может чрез своих пророков предсказывать то, что будет через несколько веков, и даже через тысячелетия вперед, - все предсказано, и все исполнится, как Он говорит, - Я сказал, Мой совет состоится, и все что Мне угодно, Я сделаю. Все это абсолютно точно. Все, что было предсказано через пророков о рожестве Христове, где Он родится, от кого родится, и что даже бегать в детстве будет, - все это пророки предсказали. И что Он крестится, - ну все предсказано, и абсолютно все исполнилось. Когда родится, сказано было за 2 тысячи лет, и исполнилось точно в то время на которое было предсказано. Точно также и то, что предсказано на нынешнее времена, также исполняется. Как можно не верить пророчеству, которое изрекали достойные древние мужи, будучи движимы Духом Святым?! Не от себя они это говорили, а Духом Святым движимые, потому и не ошибались. Никогда пророческое писание не было изъясняемо или говорено по своей воли, по воли человека. И далее Господь говорит, - Я сказал, и приведу это в исполнение. Т. е. если предсказано о будущем, что будет страшный суд, что человекам всем подлежит воскреснуть и дать отчет, и каждый по делам своим заслуженно получит: или царство небесное или муку вечную. Господь сказал это, и приведет это в исполнение. Предначертал, - говорит Он, - и сделаю. Послушайте Меня жестокие сердцем, далекие от правды. Всех призывает. Не надо говорить, что вот они не виноваты пред Господом, они не знают истины. Эта истина возвещенная уже по всей земле. Библия настолько распространенная книга, ни с одной книгой сравнить ее невозможно. Она самая распространенная книга во вселенной. И что же на земле? Если бы люди хотели, все могли знать, изучить и проверить на самом деле что все то что сказано было, - все исполнилось. А значит и исполнится и то, о чем предсказано еще несбывшемся, значит и это будет. Вот таковы слова Бога Вседержителя. И если мы верим, то и будем послушны Ему во всем, как верные рабы. А если, конечно, не верим и не исполняем Его законов, то сами себя ставим в ряд законопреступников, коих не минует наказание. Потому что Господь Бог не только милостивый, но Он еще и ревнитель. И Он наказывает несколько поколений даже вперед за грехи отцов их, как было предсказано в ветхом завете, во Второзаконии.

Так что, дорогие, если хотим оказаться в числе избранных Божиих, то будем проводить жизнь добродетельную, не в угождении плотским каким желаниям, но подражая тем, которые живя здесь на земле явили такую веру, что исполнили все повеления Божии. Они возненавидели всякую временную сладость и покой, не заботились ни о чем мирском, но все время жизни своей провождали в тесноте, постах и скорбях, и были строги к себе во всем. Поэтому они и сделались друзьями Божиими. Таковыми были ветхозаветные, - пророк Даниил, который постоянно пребывал в постах и молитвах, за что и сделался таким, что мог предсказывать будущее. Но он не сам, опять же говорим, предсказывал, а ему Господь открывал. Он такой любознательный муж, - муж желаний назван. И он просил Господа Бога и молил. И за его такие подвиги, за пост и молитву, Господь и посылал ему откровения через архангела, который ему все показывал, что будет впереди, а пророк Даниил написал нам в своих сказаниях. И мы должны этому свято верить. Точно так же, возьмем такого подвижника ветхозаветного как пророк Илия. Какой же это ревнитель, какая вера была в нем великая, что он, не боясь всех жрецов вааловых, которые вскормлены были при царских дворцах, имели такое большое покровительство от царицы (Иезавели), однако Илия их не побоялся. Он не имел в своих руках даже ножа, и прикрывался одною милотию, настолько был нищелюбец, пустынник. За то, что он пребывал в пустыни Господь его возлюбил и даровал такую ему крепость и мужество, что он выходил как все равно на сражение с царем, потому что шел доказывать царю его неправоту при всем народе. А людям почему он говорил? Любил людей. Израильский народ для него родной народ был. И он обращаясь к нему говорил, - да до каких пор вы будет хромать на оба колена? Изберите себе одного Бога; или ваала или истинного Бога, и одному кому то служите. Потому что он (Илия) хорошо понимал что ваал ничего ему (народу) не даст, это был идол. И до этого он (Илия) совершил величайшее событие на земле, которое до сих пор вспоминают все верующие на земле люди, что по его ревности были уничтожены все эти жрецы. Но прежде чем их уничтожить он благодаря своей горячей вере, убежденности в том что Господь его не оставит своим милосердием, своей помощью, предложил совершить такой показательный суд. Он призвал этих жрецов, чтобы они сделали себе жертвенник и жертву приготовили, и Илия точно также приготовил жертвенник. И предложил жрецам чтобы они просили своего бога ваала дабы он послал огонь, не от рук человеческих загорелся а вот бог сам эту жертву забрал. Но поскольку мы знаем что идолы ничего не могут сотворить, и тем более чтобы они огонь свели с неба, дабы жертву эту пожрали, конечно невозможно было. Кричали, кричали жрецы, - и ничего не добились. Тогда пророк Илия приступил сам и сказал, - все, довольно, теперь я своего Бога призову. Но прежде чем молиться ко Господу Богу он еще в доказательство силы Божией, Его величения, того чтобы это чудо достоверно у всех на глазах произошло, он приказал, - принесите 3 водоноса воды, и вылили ее на жертву и на полена, и еще удвойте, и удвоили, и утройте, и утроили. Столько воды налили, что весь ров был исполнен водой, дрова плавали в воде и жертва. И вот так горячо помолился пророк Илия. Какую надо было ему горячую веру иметь, какое убеждение в том что Господь устроит так как он просит. - И помолился усердно Господу Богу, и послал Господь огонь с неба и слизал он все, этот огонь, и жертву и полена и воду всю. Весь ров пустой оказался. Вот тогда народ действительно прославил Бога видя такое чудо.

Сейчас мы конечно не можем рассчитывать на такие чудеса, потому что в пророческом писании тоже сказано, что в последние времена не на основании чудес верить будут, а только благодаря божественного писания. Христос Спаситель зная все это, заранее сказал, - веруйте яко же рече Писание. Не сказал что веруйте смотря по чудесам, а веруйте якоже рече писание. Вот и мы будем обращаться в настоящее время к слову Божию, проверять его, изучать, не лениться, копаться, подобно тем как золотоискатели столько перерывают чтобы найти этот драгоценный металл, золото. Точно так же мы должны так стараться божественное писание изучать. А здесь не надо и искать, вот как они перерывают землю. Всякое слово Божие драгоценнее всех драгоценных камней. Поэтому чтобы ни начали читать, все хорошее, все благое, вся паче меда и сота сладчае. Только надо полюбить это слово Божие, и желать услышать его, или самим читать. Вот тогда Господь проникнет в сердце наше, и когда загорится в сердце вот этот огонь горячей веры появиться ревность, она и подвигнет на добрые дела. И тогда мы подобно вот этим ветхозаветным праведникам, о которых апостол Павел сказал, что их не был достоин весь мир, они ничего не имели но всего достигли, стали друзьями Божиими. И мы можем стать друзьями Божиими и удостоится беседовать с Богом так как они беседовали. Но если мы постараемся и понудим себя исполняя слово Христа Спасителя, - нужницы нудятся и восхищают царство небесное. И в другом месте Христос Спаситель сказал, - небо и земля преидут, но слова Мои не преидут. О чем Он говорит? Все что предсказано, что сам Христос Спаситель предсказал, все абсолютно исполнится. Точно также абсолютно точно исполнится предсказание о страшном суде. И не надо сомневаться в этом ни на минуту. Святый апостол Петр вразумляя свою паству врученную ему Христом Спасителем предупреждая говорил так, - прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие где обетование пришествия Его? Да, так и говорят некоторые, что сколько стращаете страшным судом, да до сих пор все одинаково течет и нет никакого страшного суда, ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также. Но апостол Петр говорит, - не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают это медлением, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Господь такой милостивый, хочет всех призвать в царство то небесное, и призывает. И поэтому Он долготерпит, надеясь на то, что кто-то еще, или зная конечно, не только надеясь, что значит есть кто-то – избранные. И чтобы уже не было оправдания у тех, кто не хочет повиноваться воле Божией, что они не знали, или что вот внезапно Господь пришел. Нет, все предсказано. И апостол Петр говорит, - приидет же день Господень, яко тать ночью, и тогда небеса с шумом преидут, стихии же разгоревшись разрушаться, земля и все дела на ней сгорят. Вот такое страшное событие произойдет, прежде еще начала суда. Если все это разрушится, то каким должно быть святой жизни благочестие вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растаяют. Уж если желает кто, чтобы Господь скорее приходил с судом, так каким надо быть совершенным в жизни. Поэтому всем нам нужно помнить и просить милости Божией и прощения от Господа Бога. Если первый приход Господа был такой тихий, никому неизвестный. Он, сказано, как дождь на руно сошел, так тихо родился на земле. То этот день, второе пришествие, совсем не так описывают все пророки и апостолы. Этот день будет такой, как молния от востока сияет, до запада бывает видна. Вот такое событие произойдет. Так и пришествие Сына Человеческого. Или, как описывает пророк Даниил в ветхом завете, он уже увидел в прообразах судный день, - зрех, говорит, - дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе, и одежда Его бела яко снег, и власы главы Его яко волна чиста, престол Его пламень огнен, колеса Его огнь палящь: река огненна течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху пред Ним: судя седе и книги отверзошася. Это только вот сказано на словах, и то страшно себе представить, что же это будет такое за событие, и книги отверзошася. Какие это книги? Да это деяния наши, все помышления сердечные, все объявлено будет в тот страшный судный день. И сам Христос Спаситель когда ходил по земле Он не скрыл того что произойдет, только день скрыл когда будет это. А как будет Он тоже отчасти сказал. Что же Он говорит? – Ибо как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, ибо где будет труп там соберутся и орлы. То есть Господь будет судить – все увидят. - И вдруг по скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются, тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Все читаем эти слова в евангелии, и все их знаем. Но если в них вникать поглубже, и представлять это взору умному, тогда мы поймем насколько же это страшно когда увидят на небе крест и поймут, что идет судить именно Христос Спаситель, Тот которого некогда распяли евреи. Верующие, конечно, обрадуются, если только дела не обличают их злые, а вот неверные и все еретики ужаснутся. И что же дальше говорит, - И пошлет ангелов своих с трубою громогласною, и соберут избранных его от четырех ветров, от края небес до края их. Но не сказал когда это будет. – О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но предупредил, объявил какие признаки, - Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как в дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого. – Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Самое главное не надо думать что какие вот особенные признаки. Нет, все также на земле будет протекать, ели пили и женились и выходили замуж во времена Ноя, так же будет и в пришествие Сына Человеческого, все то же самое. Но надо бодрствовать, Он обращается к верующим, то есть не надо так засыпать бесчувственным сном что не знать чего мы делаем и куда мы идем, а каждое дело свое надо помнить к чему оно приведет, что мы начинаем делать, угодно ли Господу Богу, не противоречим ли мы своими делами воле Божией. Вот тогда мы будем как бы готовы к сретению Господа. И еще Христос Спаситель предупреждая всех верующих говорит, - Смотрите же за собою чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими. Вот этими словами и сказано все. Чтобы не только вот о пищи и питие беспокоится, как бы о теле только, или житейские какие то заботы иметь что здесь временные. – И чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Вот, только надо бодрствовать, молиться и просить Господа избежать таких вот наказаний. Святые апостолы своего учителя Христа слушали и так научились от Него, что вразумляли свою паству, и наставляли их о дни Господнем так. В деяниях читаем, - Итак оставляя времена неведения Бог ныне повелевает людям всем повсюду - покайтеся. Обращает внимание того народа, что вот Христос явился и призывает всех – покайтеся, - ибо Он назначил день в который будет праведно судить вселенную. И апостол Иаков, он первый епископ Иеросалимский был, наставляя свою паству говорит так, - Итак братия будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Он даже приводит пример такой земледелателя. Ведь если земледелатель бросает в землю семена, какая надежда? Что он получит урожай. Вот так и вы – трудитесь. И дальше говорит, - укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братья, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот Судия стоит у дверей. Тогда уже заботились, призывали своих пасомых, чтобы не сетовали, а ожидали вот, придет суд, потому что каждому человеку дана временная жизнь. И если кто-то скончался раньше, а до судного дня он ничего не может исправить, потому что жизнь его окончена. Значит только в этой жизни и должен постараться. Иоанн Златоустый в нравоучении говорит так, - Плачемся возлюбленные, плачемся, и воздохнем, аще бо тело болезнует, все хощеши сострадати тебе. Вот если заболело тело ищем чтобы нам посочувствовли. Души же болезнующие и погибающие сторицею плакати горько подобает. Надо плакать о душе, если она болезненная. – Боюся и трепещу о дне воздаяния, вонь же Праведный Судия воздаст комуждо по делом его.

Так вот, дорогие мои, из всех предлагаемых свидетельств, две вещи всякому нужно помнить: боятися Бога и бдети и ожидати страшнаго Его прихода.

Простите Христа ради.