О страхе Божием.

 

Желая предложить вам душеполезную такую беседу я должна сказать, что делаю это не потому, что я уверена в своих знаниях или в силе своей, а только потому что вы попросили меня, и еще надеюсь на милость Божию, потому что Господь сам сказал, что отверзи уста твоя и наполню я. Когда мы начинаем говорить слово Божие за любовь, то надеемся что не сами и не свое говорим, а то что Господь положит на сердце нам. И начнем эту беседу вот с каких слов. Премудрый Соломон сказал: Зачало премудрости - страх Господень. Сам Соломон в юности, когда остался на престоле после отца, не просил у Господа Бога ни славы, ни чести, ни богатства какого либо, а просил премудрости. И Господь наделил его этой премудростию так, что он на все века прославился, что его приезжали послушать из других стран. Так вот в своих изречениях, в своих книгах, он и записал такие слова на память роду человеческому: Зачало премудрости - страх Господень. Что значит страх Господень? и что такое премудрость? Премудрость это не то что ведение очень многих искусств каких-то внешних, а это ведение слова Божия и его исполнение. А что такое слово Божие? Это заповеди Божии, это закон Божий. Закон Божий мы все должны исполнять и хранить. В чем же он заключается? Еще в ветхом завете израильскому народу через Моисея Господь дал заповеди. Какие же? Они все записаны во Второзаконии. И вот наипервейшая заповедь, которую дал Господь хранить народу своему такова: Слушай Израиль Господь Бог твой, Господь един есть, и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вот такову любовь нужно иметь к Богу, чтобы все мысли, чувства и вся сила наша человеческая была обращена на Бога. А дальше что говорит: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. Как это можно сделать? А это что значит? Чтобы мы не начинали делать, чтобы мы не начинали думать даже предпринять како-либо дело, должны поставить пред собою Господа, угодно ли наше дело, наше начинание Господу Богу. Пошел ли куда. Вот почему говорят на вратах напиши имя Божие. Куда ли идти мы собираемся опять же нужно Господа Бога вспомнить: правы ли будут пути мои, угодно ли Господу Богу? Вот это и значит на вратах написать. И далее предупреждает: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись. Ни людей не надо бояться, ни власти никакой, а Господа Бога бояться и одному Ему служить. Когда будем Господу Богу служить, то и все остальное послужит примером. У нас будут и дела житейские идти богоугодно и здесь будет все ведь нормально двигаться. И еще Господь предупреждает: Не искушайте Господа, Бога вашего. Что значит не искушайте? Вот в настоящей жизни мы можем наблюдать такое явление, люди говорят: да вот поживу до старости, а уж тогда пойду странствовать, тогда уж Богу молиться буду, а сейчас еще хочется пожить. А кто может поручиться вот за то, что до старости доживет? Разве не бывает таких случаев, что всевозможные аварии случаются дорогой, или вот теперь скоропостижные смерти посещают зачастую, параличь или кровоизлияние и все, и человека и не стало, молодой еще. Так вот поскольку нельзя поручиться за каждый день последующий останусь ли я жив, поэтому и нужно каждый день быть готовым и всегда исполнять волю Божию, и не искушать Господа Бога. И дальше говорит: Твердо хранити заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа Бога твоего, дабы хорошо тебе было. Вот одно писание существует, которое просто повествует как было, что было, что есть. Оно ничего не требует, просто знать и все. Вот, например, в писании сказано: В начале сотворил Бог небо и землю. Просто мы должны этому поверить и все. А другое писание, которое повелевает нам, тут уже мы должны исполнять. А иное писание предписывает: того не делай, или другого не делай. Значит опять же оберегает нас от преступлений. И вот такие повеления, уставы Божии непроминуемо человек должен выполнять. Почему? Ибо Господь Бог твой есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли. Если мы будем прогневлять Господа Бога своими делами или преслушанием Его уставов и повелений, то Он может прогневаться на нас и истребит с лица земли, то есть пошлет ангела смерти, посечет нас внезапно. А что за внезапностью последует если мы живем незаконно? Вечная погибель. Это ветхий завет мы прочитали, но есть и еще там другие заповеди нужно и их конечно знать. Следующие, десятословие. Не делай себе кумира, т. е. идолов, и не поклоняйся им. Не произноси имени Божия напрасно. Часто люди говорят, ой Господи, что-то там случилось, так вот произносят. Это все напрасное произношение имени Божия. Бога нужно призывать в молитве или в благодарении прославлять Его, а просто имени Божия всуе не произносить. Наблюдай день суботный. Шесть дней работай, седьмой - Господу Богу. Если в ветхом завете суббота праздновалась, теперь вместо субботы ветхозаветной празднуется воскресение. В обязательном порядке все истинно верующие люди обязаны исполнять это повеление Божие и праздновать день воскресный. Почитай отца твоего и матерь твою. Эта заповедь точно также не отменена, как с ветхого завета она идет перешла на новый завет. Почитание родителей обязательно нужно. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, и не желай ничего что есть у ближнего твоего. Вот это основные заповеди ветхозаветные. А в Левитах еще есть возлюби ближнего твоего как сам себя. Это в ветхом завете было. В новом завете Христос Спаситель не утратил те заповеди ветхозаветные, но Он их усовершенствовал, и дает еще более такие твердые определения для поведения рода человеческого. Т. е. всех истинно верующих людей призывает вести каким образом? Он призывает уже к смирению. И вот в нагорной проповеди это учение провозглашено. И по настоящее время всегда все кто хочет жить по Христе пользуются словами той нагорной проповеди, которую провозгласил некогда Христос Спаситель. Он говорит: Блажени нищие духом: яко тех есть царствие небесное. Какая нищета здесь проповедуется Христом? Смирение духовное. В душе человек должен иметь смирение и сокрушение. Вот каковы блаженные нищие духом. Блажени плачущие: яко тии утешатся. Плакать нужно не о земных каких то уронах или невзгодах, а нужно плакать о том чтобы не погубить свою душу во грехах утопающую. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Ну это само за себя говорит. Кротость всегда и всем приятна. Если человек кроткий, не пылкий, терпеливый, он всегда всем хорош кажется. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Алкать и жаждать нужно правды. Что такое правда? Всякая добродетель под правдой разумеется, всякая истина. Христос есть правда и истина, а в Нем всякая добродетель. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Тоже довольно понятное изречение. Милостивым быть ко всем, и за это будут помилованы. Милосердие, милость разумеется очень обширно. Некоторые понимают, вот милость сотворить, это непременно подать какую-то монету. А милость сотворить – это и услужить, и словом утешить в скорби находящегося. Это еще дороже даже обходится зачастую. Потому что когда человек в скорби, ему ни деньги, ничего не нужно, ему утешительное слово нужно в этот момент. Или, например, человек находится в борьбе в какой то. Его нужно поддержать в этот момент, требуется слово милосердия и утешения. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Что такое чистое сердце? Сердце не коварное, не лукавое, не против кого и ничего не имеющее. Вот оно означает чистое сердце. Конечно не это чувственное сердце. Это чувственное сердце оно может быть и больным, а сердце души, вот оно должно быть чистое. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Сам Христос Спаситель показал пример миротворения, миротворства. Ведь Он примирил небесное с земным пострадав на кресте, примирив человека с Богом Отцом. Поэтому уподобляются Сыну Божию все те, кто может примирить противящиеся стороны. И во все времена християнства эта добродетель была необходима и нужна. Потому что очень многие люди вот ни с того ни с сего между собой вдруг повздорили что-то, поссорились. Им примириться трудно. А почему трудно? Надо смириться. И вот у каждого не находится в нужный момент вот этого слова к смирению. А подошел третий, с одним поговорил, с другим, и так легко примирил, соединил их между собой. Вот за это и называется сыном Божиим, уподобляется вернее. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное. За правду, за добрые дела, за добродетель, за истину, за веру во Христа, все гонимые, все изгнанные блаженны. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Опять же за Христа если злословят, и тунеядцами назовут, и мракобесами, как нас называли, оказывается блаженны за это люди, которые претерпевают все ради Христа, ради имени Божия. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах. А дальше Христос Спаситель продолжает учение в таком духе. Обращаясь к уже уверовавшим, говорит: Вы соль земли. Что значит соль? Вот без соли все продукты портятся, так точно без людей содержащих ядро веры твердое. Как Он об апостоле Петре сказал, ты камень (Петр), на сем камени созижду церковь Мою. А вот вера его, исповедание его и является камнем, основанием. Точно также без этой соли, без этогого основания церковного, где не будет твердо хранится вера, все испортится. Поэтому наша истинная християнская вера потому и существует до настоящих дней, что сохранила в себе вот эту соль, и любовь, и истину. Он дальше говорит: Вы свет мира. Опять же почему свет мира? Божественное писание несет свет всем, кто занимается чтением божественного писания и исследует его. По словам Христа Спасителя, ибо Он говорит, исследуйте писания, чрез них вы будете иметь живот вечный. Потому что без писания невозможно истинной веры знать. Она, истинная вера, познается не от чудес, а только от писания. Вот поэтому все чтущие божественное писание считаются ходящими во свете. А кто не читает божественное писание, не исследует его, и не живет по писанию, те ходят во тьме. А ходящие во тьме ясно что спотыкаются и падают. Так вот если мы, носящие истину, являемся светом, должны этот свет нести и в люди, т. е. всему окружению нашему, християнскому братству. И светить так, чтобы через нас имя Божие не хулилось, а прославлялось. Да святится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех. Вот чем и светится свет християн. И дальше говорит: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не внидите в царство небесное. Книжники и фарисеи исполняли закон Божий данный через Моисея. Тот был первый закон. И они его исполняли в совершенстве. Десятую часть от имения отдавали по закону, постились два краты в неделю, все что полагалось, субботство соблюдали, все праздники, собрания четко выполняли. Значит если мы, християне, сейчас не превзойдем их праведности, то Христос обещает что мы не войдем в царство небесное. Поэтому необходимо превзойти их чем-то большим. А чем можно превзойти? В особенности любовию. Христос Спаситель дал новую заповедь. Он сказал: Новую заповедь даю вам, да любите друг друга. Как же? Как Я возлюбил вас. Т. е. так нужно любить друг друга, и этой любовью совершенствуется весь закон. Как совершенствуется? Потому что на этой заповеди весь закон ветхий и новый лежит. И если мы любим друг друга, мы все будем терпеть, мы все перенесем, мы будем кроткие, мы не пожелаем ничего того, что у ближнего, мы не будем судить, как дальше Христос Спаситель учит, не судите, да не судимы будете. Никого не надо судить. Все что видим за другим человеком неправедного, видеть надо, но не осуждая его сделать. А как? Себе на замечание взять. Вот это нехорошо, значит не надо мне так делать. Не человека осудить, а поступок. Он нехороший, значит мне не надо брать его в пример, можно его избежать. А не увидеть, если мы не видим недостатки другого, значит мы слепы. Это тоже плохо. Недостаток надо видеть, только не надо человека судить. А сам грех нужно ненавидеть, только не человека. Возможность есть и есть способность – подойти исправить. Это тоже любовь, наивысшая даже любовь. Потому что если мы обличим, и человек послушает, приобрели брата сказано. А не послушает, еще с помощью других постараться избавить. А если еще не послушает двоих-троих, тогда уже сказано повеждь церкви. Ну что значит церкви? Руководству церковному. И если уж их не послушает таковой человек, то по слову Христа Спасителя, будет ти яко язычник и мытарь. Т. е. общения с таковым человеком не надо иметь, если он никого не признает, и не хочет отстать от каких то пороков, которые соблазняют всех остальных. И много еще другого сказал Христос Спаситель, что очень ценно для руководства християнства. Всем этим Церковь Христова живет до настоящих дней, существует и хранит истину Христову.

И вот кто эти заповеди и волю Божию исполняет, тот имеет страх Божий. Что значит страх Божий? Не то что Бога бояться надо, как вот бояться какого-то начальника что ли. Нет. Сказано: Бойтеся Господа все святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Святые Божии они же други Богу, или сыны Божии даже иначе называются. Неужели они бояться Бога так? А вот каким страхом нужно бояться: оскорбить Господа Бога каким либо неподобным действием своим. Вот этим страхом надо бояться. Возьмите земную даже любовь, если люди любят друг друга, они хотят предупредить, угодить, еще опередить даже желание вот этого любимого человека, и сделать ему что-то такое приятное. Вот точно также по отношению к Господу Богу надо как бы стремиться как можно больше и лучше сделать угодного Господу Богу. Не так как лицемеря, не показывая перед людьми, а перед Господом Богом. Он то сердцеведец, Он знает что у нас в душе, в сердце находится. Перед людьми мы можем казаться и такими хорошими, а внутри гнилыми быть. Так вот опять на это и сказано: Не будьте лицемеры. Нужно всегда говорить правду, истину, а не быть лецемерным.

И вот проверим. Вот прослушали заповеди ветхого завета и нового завета. Прослушаем свою совесть, что она нам говорит? точно ли мы по заповедям живем, все выполняем? Если так все выполняем, благо нам будет, все это приведет нас к совершенству и в дальнейшем надежда на будущее блаженство. Если же совесть нам зазирает, значит надо постараться исправить так свою жизнь, чтобы ни в чем не шла вразрез с заповедями Божиими. И окружающих нас людей мы своим примером будем научать делать тоже самое. Потому что вот если в миру живущие люди имеют детей, они должны научать их и своим примером, и чтением божественного писания. Научать страху Божию, научать заповедям Божиим. Чтобы дети с малолетства привыкали что Бога нужно любить, бояться. Как бояться? Исполнять Его закон, вот это и есть бояться Бога, неослушиться. Ведь как сын боиться отца? Если ослушается, значит отец его наказывает. Точно такое же повиновение должно быть к Господу Богу. И ведь если родители любят своих детей, то они должны помнить, что если они не воспитают их в благочестии, то в будущем, когда дети будут отсылаемы в муку вечную, разве не жалко их будет? Вот помня об этом все родителя должны знать и обязать себя воспитывать детей с малолетства в страхе Божием, в повиновении заповедям Божиим. А если кто так не делает, тот большую ответственность пред Господом Богом берет на себя за невоспитание детей. Теперь вопрос такой: чем же приобретается страх Божий? Вот хочется же всем иметь страх Божий, чтобы повиновение заповедям полностью выполнять. Святой отец авва Дорофей говорит: Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений. Вот, как о смерти помнить надо, что вот нет человека на земле, который бы миновал это рубикон. Вот придет час, всем придет время умирать. Обязательно. Уж какие были богачи на земле, какие властители земные, ничем не откупились, ничем не отмолились, все равно пришло время им умирать. Значит и нам придет такой черед. И вот если этот час смертный помнить, это удерживает человека от всевозможных уклонений, от неправедных дел. Память мучений помнить, это опять будущую муку, что за грехи. Ведь дияволу мука уготована. А если мы совершаем грехи, значит выполняем волю диявольскую. А выполняя волю диявольскую вместе с ним и мучиться будем. И этим можно себя удерживать и тем самым сохранять в себе страх Божий. И еще, что нужно делать? Если каждый вечер, - это авва Дорофей продолжает, - испытывает себя человек, как провел он день, и каждое утро, как прошла ночь. Если не будет дерзновенен в обращении. Еще вот что такое дерзновение? Дерзость здесь разумеется, а не то чтобы иметь дерзновение пред Господом Богом там помолится. А вот дерзость разумеет он в обращениях. И наконец, если будет находится в близком общении с человеком боящимся Бога. Чтобы понятнее было что такое дерзость, вот у этого же аввы Дорофея в слове 4 описано: Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием. Что угодно скажет человек, значит вроде смеет. Это не смелость, это дерзость. И осязанием, и взором. Схватил ли как-то, или поглядел так прямо очень дерзко. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Вот это все дерзость. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого либо смеющегося. На смех наведут, а потом вроде как еще и толкают друг друга. Толкнет кого нибудь, вырвет у него что нибудь из рук, безстыдно смотрит на кого-нибудь: все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия. Вот как точно авва Дорофей описал дерзость. Кажется вроде ничего предосудительного вот так вот по мирским законным меркам это все в порядке вещей. А вот в християнском общежитии все это видите куда уводит, теряется страх Божий, теряется контроль над собой. Умиление теряется. Раз дерзость, уже какое умиление, какие там слезы могут быть. Вот, поэтому все такое уже отставляется в сторону, и совсем другой образ жизни предпочитается. Вот такой путь, которым можно приобрести Божий страх. А страх Божий когда появится в человеке, он что делает с человеком? Об этом описывает Симеон Новый Богослов в своей книге: Страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. Что значит попранием всех людей? Терпит кто бы как с ним не обратился, не обидится, ничего. Он считает себя: да я самый последний, самый ничтожный. Вот как попрание, вот как землю топчут, так и меня пусть топчут. Вот таким человек делается, когда у него страх Божий будет. А когда сотрется вконец гордыня его. Ни во что себя ставить надо. И тщеславное мудрование. Вот тщеславное мудрование: Ой кто уж я такой, чтоб уж передо мной там низко кланялись. Да нет, я ничтожество. Вот, не надо тщеславиться. Когда все это сотрется, тогда ниспадет на него свыше святое смирение. И тогда что происходит? И делает он благоугодную и добротную душу. Вот это смирение делает душу такой доброй, такой благоугодной, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся. Душа наша приходит в такое сокрушение. При сем орошает ее слезами истекающими как река и ее самою делает источником источающим живую воду, врачующую раны грехов. Такой человек, уже на себе испытавший все, терпением своим прошедший, как бы сказать, на опыте он прошел все, и смирившийся до последнего. Вот, себя в ничто претворивший, у него из слез источники, и он делается сам источником живой воды. Что значит? Да к нему любой скорбящий придет, а он уже его утешает чем: Да кто мы такие есть, мы на земле и существуем, чтобы терпеть. Ведь время нашей жизни отводится, это как урок. Вот человек поступил здесь в какое то училище и должен закончить это училище, с отличием или как, диплом там получит, или университеты там всевозможные. Так и нас Господь сюда на землю послал, как бы все равно пройти какой урок жизни. Как мы его пройдем и с чем закончим: с отличием вот, по земным меркам, или богоугодно проживем, скажем по духовным меркам, значит и заслужим то, что обещано таковым. А если иначе мы как-то проживем, вот и получаем то, что заслужат все грешники. Вот отсюда и исходит и премудрость Божия и страх Божий. Премудость Божия – ведение заповедей Божиих и их делание. А страх Божий вместе с деланием привходит в душу человека и приносит ему покой вместе со смирением, вместе со слезами. Если же кто считает себя верующим, может быть и молится, и постится очень много, а вот не имеет плода духовного, то все эти дела поверхностные они не дадут того к чему должен человек по сути своей стремиться. Какие плоды духовные? Любовь, правда, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, апостол Павел перечисляет в послании, эти добродетели – плод духовный. Вот эти плоды, к ним должны мы стремиться. Вот делами, человек много может быть служит, много работает, других обслуживает, но будет роптать, и все его дела ни во что превратятся. А если он служит с такой любовью, что: вот я рабам Божиим служу, служителям Христовым значит, с такой любовью, с такой охотой, то тогда он и имеет. Что? Любовь. На первом месте любовь. Он с любовью это делает, наипервейшую заповедь выполняет. Вот и приобретает плод духовный. Если этот плод не старается приносить человек Богу, то услышит от Господа Бога такие слова: Что Ми глаголеши Господи, Господи, а что Я заповедую вам, то и исполняйте делом. Этому учит нас и божественный пророк Давыд, говоря: Грешнику же рече Господь вскую ты поведаеши оправдания твоя, и восприемлеши завет Мой устны твоими. Что значит? Мы читаем писание, вроде оправдываемся, как будто знаем это писание, но только на устах, а надо на деле выполнять. Вот тогда дело со словом должно согласоваться. И очень явственно он этими словами отревает всех кто хвалится ведением только закона Божия, а не исполнением. А дальше говорит, через того же пророка: Ты же возненавидел еси наказание Мое, и отвергл еси словеса Моя вспять. Прослушал, и как вроде сзади где-то слова, вспять их бросил, оставил. А что делаешь? Аще видяше татя, течаше с ним, и с прелюбодеем участие свое полагаше. То есть люди смешиваются, дружат с ворами, совершают такие же поступки, называя себя верующими, с прелюбодеями дружат, а тем самым оскорбляют Бога. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения, говорит пророк. И мы читаем это каждый день. Значит если злобу какую-то человек в себе имеет, да еще и выражает ее словами, а льщения всевозможные языком сметает, то совсем прогневаем Бога, совсем не по Его заповедям живем. Седя на брата своего клеветаше, и на сына матере своея полагаше соблазн. Оклеветать ближнего или брата, это равносильно осудить, еще страшнее. Почему? Потому что если мы даже правду говорим о нем, но с тем намерением чтобы его опорочить, мы клевещем на человека. Вот все это надо исключить из християнского быта. Постараться так жить, вот как есть надо и говорить … [нрзб.]. Если не нравится, сказали, вот так и не подобает делать. И все. А уж судить не будем, конечно, и тем более клеветать. А дальше Господь предупреждает через пророка: Уразумейте это забывающии Бога. Почему? Да не когда похитит и не будет избавляяи. Все запомните эти слова, кто знает Бога. Чтобы не случилось так, чтобы внезапно Господь похитит нас. Как похитит? Прекратит жизнь нашу. Чтобы этого не случилось всегда надо жить по заповедям Божиим. Этого и нужно бояться. Потому Премудрость Божия и вещает: Зачало премудрости - страх Господень. Когда будем иметь страх Божий в душе, в сердце своем, тогда от всех вот этих дел будем себя беречь, уклоняться от всякого зла. И дальше пророк научает как научиться страху Господню: Приидите чада, послушайте Мене, страху Господню научю вас. Уж кажется, ну как вот страху Господню научиться. Ничего особенного. Кто есть человек хотяи живот, любяи дни видети благи. Кто хочет жить так, чтобы все время дни благие протекали. А когда благие дни протекают? Когда совесть нас не угрызает ни в чем, когда мы ничего греховнаго не сотворяем, тогда так мирно, так благо на душе, что действительно все дни благие становятся. И что нужно делать для этого? Удержи язык свой от зла. Т. е. от всякой клеветы, от неправды, от лжи, от хулы. и т. д. И уста твои еже не глаголати льсти. Что это? И не льстить никому, всегда говорить истину, правду. И дальше говорит: Да уклонится таковыи от зла, и сотворит благо. Вот вся премудрость страха Божия, отстать от зла и делать добро. Вот ничего особенное и не требуется ведь, никакой страх такой, как зверя бояться, не надо. Господь Бог наш отец, мы должны Его любить, и только не делать ничего вопреки закона Божия. Т. е. нужно гнушаться всякого зла, значит всякой нечистоты, как нечистоты плоти, так и духа. Вот как мы сказали, плоды духовные есть, так есть и плоды греха. Всякая похоть, такая плотская, она греховна, потому что несет за собой обязательно осквернение не только души, но и тела. Весь закон ветхого и нового завета основывается, как мы сказали, на заповеди о любви: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и т. д. Так вот эти вот заповеди, кто делом совершает заповедь о любви, он весь закон и исполняет. И Христос Спаситель во святом Евангелии говорит: Имеяи заповеди Моя и творяяи их, той есть любяи Мя. Вот кто бы как не говорил что я люблю Бога, если только не исполняет заповедь о любви то вот только что … [нрзб.]. Кто любовь не исполняет - лжец есть. Кто говорит Бога люблю, а брата ненавидит, ложь есть, сказано. Т. е. такой человек лжец. И еще через Иоанна Богослова говорит Господь: Любяи Бога, а заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и истины в нем нет. А поскольку истина есть сам Христос, как мы знаем. Что Христос и жизнь. Он сказал: Аз есмь путь, и истина и живот. Т. е. путь, каким мы должны жить, Христос показал. Истина – вся правда в Нем. И жизнь в Нем. Через Христа мы обретаем жизнь вечную. Так вот поскольку истина есть сам Христос, то если в нас Христос вселится, уж Он, конечно, научит нас как жить по Его законам, по Его заповедям. А если уж в нас Христа нет, то какие мы тогда християне, и как мы можем именовать себя последователями Христа. Кто бы как ни трудился и как бы ни постился, в этом не заключается праведность. Это все, сказано, такие ветхозаветные добродетели, они праведности как таковой не дают, они помогают только быть праведным. Потому что как сказано: Несть бо царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость во Святом Духе. Ни от пищи, ни от пития зависит пост человека. Ведь можно попитаться вот постной пищей, но так напитаться, что уже Духу Святому места не оставить. Поэтому все заключается в том, чтобы наша душа настолько была жива, а в ней добродетели духовные совершались и сохранялись. Вот тогда, когда у нас будут все добродетели в нас, когда мир, и покой, и радость во Святом Духе будет в нашем сердце, тогда царство небесное недалеко от нас будет. Потому что оно внутри каждого из нас сказано: Царство Божие внутри вас есть.

Итак из всего что мы выше сказали научаемся тому, что страх Божий – зачало премудрости. Премудрость говорит: Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. Вот такие глубокомыслящие слова выражены. И вот еще Ее изречение: Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Вот насколько премудрость ценится пред Господом Богом, ни в какое сравнение она не идет ни с золотом, ни с серебром. Потому что зачало премудрости – страх Господень, который дает спасение душам нашим. Премудрый Псалмопевец взывает: Блажен муж бояися Господа. А почему? Потому что человек боящийся Бога в заповедях Его всегда ходит. Заповеди Его восхощет зело, сказано. Т. е. всегда пребывает в заповедях Божиих, и любит пребывать в них, ходит всегда, т. е. всегда живет так. Такой человек не хочет слагаться на помысл от нечистого, он не идет по путям вместе с нечестивыми, он уклоняется от них, а идет туда, где можно душу свою управить по стезям Господним. Если же нарушаются заповеди Божии и уставы Его, то это ведет любого человека к погибели. А страхом Господним уклоняется всяк от зла. Это тоже говорит премудрый Соломон. А если уклоняется человек от зла, как мы говорили, то он начинает делать добро. Человек не может вот на какой-то меже стоять. Он или зло, или добро творит. Ведь что такое зло? Это уклонение от добра. Это и есть зло. А если уже человек уклонился от зла, он делает добро, не стоит на месте.

Мы думаем что и сказанного уже довольно о том что такое страх Божий и как приобретается премудрость Божия. И вот еще один пример хочется привести из святаго писания, это из Патерика. Авва Пимен говорил так: Природа воды настолько мягкая, а камень очень твердый. Но вот если повесить сосуд какой-то над камнем, и капельки будут капать на этот камень постоянно, то постепенно вода, несмотря на то что она такая мягкая по виду, пробьет этот камень, ямочка сделается. Вот так наши сердца, они уподобляются камню, а слово Божие воде источающей. Текущие источники - это всегда слово Божие означают. И вот когда человек постоянно слышит слово Божие, какой бы он жестокий он не был сердцем, однако через какое-то время сердце его начнет смягчаться, если он всегда слушает и приемлет, и пробьет слово Божие это каменное сердце, и начнет оно умудрятся. Какой мудростию? Мудростию Божиею. Апостол Павел говорит: Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Вот, за счет того что человек слушает слово Божие, вера в нем будет укреплятся. А когда вера наша укрепляется, мы имеем желание исполнять заповеди Божии, чтобы угодить Господу Богу и получить будущии блаженства.

Простите Христа ради.

Hosted by uCoz