Лекцыя

на слова «Крепкой быти душе посреди соблазнов».

(Ефрема Сирина Сл. 105)

 

Когда я находился в заключении, то приходилось все время вращаться в среде мирских людей с чуждой мне психологией: меня окружали люди с иными мировозрениями, люди иноверные: Никониане, Баптисты, Евреи, Магометане, или вовсе неверующие.

Настроение этих людей резко не совпадало с моими настроениями: атмосфера была в барометре, во всяком случае, не християнская, не келейная. Ругань, матерщина, сквернословие, песни, хульныя фразы – были повседневным явлением: частыя драки, борьба, всем огорчалось религиозное чувство.

Однажды в разговоре с серьезным человеком, я указал на эти «неудобства» заключения, как на такие, которые меня весьма тяготят. Я сказал, что боюсь за себя, как бы и мне не сделаться таким же: боюсь что долговременное пребывание в этой среде окажет разлагающее влияние на мою нравственность и религиозность. Мой собеседник при этих словах как-то неприятно улыбнулся. – «Что же ты после этого за християнин? – сказал он не то с насмешкой, не то с презрением. – Разве ты не можешь быть религиозным среди людей, боишся, что вера твоя угаснет: значит ты худой християнин, значит вера твоя очень слаба!». Последние слова сильно повлияли на меня: в них я чувствовал большой укор. Мне стало стыдно за себя. Пришлось в душе согласиться, что этот человек говорит правду. По крайней мере много было правды в его словах.

Ведь в самом деле, неужели настоящий християнин может стоять только тогда, когда не видит и не слышит ничего худого? Только живя где-нибудь вдали от людей, в уединении? Неужели от соприкосновения со злом християнин неизбежно должен разложится? Среди безнравственных людей и сам развратиться? Где же тогда крепость християнской религии? Где ея побеждающая сила? Где та твердость, которую она сообщает своим сынам? Нет! Если порочные люди разлагают нас своим присутствием, то это показывает лишь нашу слабость, - в сущности дело не так должно обстоять.

Исус Христос преподав свое учение апостолам, не послал их в пустыню спасаться в уединении, - как бы тогда просветился мир? Нет, Он послал их в мир проповедовать, послал научить «все народы», и сказал им: «Вы есте соль земли. Вы есте свет миру». Основывая свою церковь, Исус Христос, не изъял ее из среды зла, но сказал, что силы ада не будут нападать на нее, а сказал: «Не одолеют ей» (Матф. 18).

Первые християне принимая веру, оставались на своих местах, тут же среди мира среди язычества. Они имели достаточно силы, что бы окружающее зло не повредило их. Имея твердость в своем сердце, твердость веры и надежды, они были не доступны для разложения, были выше окружения их порочной среды. Они сами влияли на эту среду, ослабляли и побеждали всякое зло. Своей верой, своей здоровой психологией, они оздоровляли других. Одно их присутствие освежало атмосферу, вносило в нее новые здоровые силы.

В настоящее время наша християнская жизнь обыкновенно таким образом обставляется, что мы в своих келиях обособлены от мирской среды: живем своей почти монастырской жизнью. Но за последние годы такая постановка нашей жизни значительно изменилась. Масса келий разрушилась окончательно, крупныя группировки християн разбиты. Християне во множестве разбросаны по мирским домам, часто по одному человеку, живут среди семейств благодетелей. Таким образом они оказываются вырванными из своей замкнутой среды, они уже не дышат «келейным» духом, они брошены в среду мирскую, житейскую. При жизни в мирских домах приходится близко соприкасаться с мирскими слабостями, встречаться с разными пороками лицом к лицу. Тут християнин постоянно может видеть что-нибудь безнравственное: слышать худые разговоры и сим незаметно вовлекаться в них: Иной рас християнина прямо вовлекают в мирские пороки. Так, например, подносят и християнину угощение и таким образом готовы сделать его участником не только этого, но и дальнейшаго зла. Я видел даже такие вещи: християнин или християнка сидят где-нибудь в боковой комнатке, а рядом с ними в зале или над головой в верху, совершается разнузданно – веселый бал: слышна музыка, песни, пляска: от шума трясется все здание. Уже такие содержатели, по моему мнению, не есть благодетели: им надо дать какое-либо другое название. Християн же находящихся в таком положении приходится искренно пожалеть. Да, разбросанные по мирским домам християне терпят много больших искушений. Против кельи нравственная жизнь отяжелилась, и кроме того, находясь в такой обстановке, они лишены великаго руководства и предоставлены сами себе. У них нет такого чувства, как раньше, что кто-то над тобою есть и наблюдает над твоею жизнью, кого то приходится бояться или стесняться. В час уныния никто не подаст руку – утешения, не от кого ждать поддержки и добрых советов, часто приходится слышать худые советы, разслабляющие слова.

С этими братьями мне так хотелось бы поговорить по-душам, хотелось бы по своим силам помочь им. Мне хочется сказать: Братия и сестры, не падайте духом, не опускайте руки, не теряйтеся в новой обстановке, не приписывайте злу какой-то неодолимой силы, не бойтесь его чрезмерно. Пусть и худая среда окружает нас, нет необходимости подчиняться этой среде. Пусть не стало с нами наших пестунов, будем продолжать свой подвиг самостоятельный. – Пусть некоторые падут, пусть малодушные обратят тыл, что из этого? «Не ревнуй, - сказано, - лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Ветер отнесет только плевелы, пшеница всегда останется.

Падут же, кто раньше стоял только поддержкой от других. Останется тот, кто в себе имеет позыв к божественному. Нам оставшимся теперь в себя самих углубиться в нравственныя внутренние колодцы и там находить силы для продолжения подвига. Хорошей поддержкой для нас могут быть теперь же святые, которые угождали Богу среди людей, непорочно проводили жизнь свою. Разве тогда не было в мире зла? Разве не говорит Златоуст, что из тысячи спасаются один муж, а из тьмы одна жена? «Горе миру от соблазн», - сказал Исус Христос. Да, и тогда мир был полон соблазнов. Но святые спасавшиися среди мира, смогли не совратится этими соблазнами. Значит это возможно, значит это естеству человеческому с Божией помощию подсильно.

Вспомните Александра угольника (Ч.-М. 12 август.), и Филарета милостиваго (2 декабря.), вспомните как Амвросий Медиол. прямо с гражданской службы был избран на епископский престол по указанию Божию.

Как во время большой засухи, как молебствия народа не могли испросить дождя, было сказано, что бы просили молиться какого-то кузнеца, и когда он начал молиться – пошол дождь.

В житии Макария Египетск. расказывается про двух снох, живших в городе, которыя своею святостию превзошли преп. Макария известного великаго подвижника (Ген. 19).

В житии св. Ксенефонта и Марии сказано, что их дети с юных лет отрекшиися мира «не достигли в меру своих родителей» (Ген. 26).

Так велики были некоторые из спасающихся в мире; а ведь многие из них находились в самой гуще житейских дел: Амвросий был правителем целой провинцыи; св. Ксенефонт состоял на службе при дворе греческаго царя; Александр жег и возил угли; помянутые снохи жили с мужьями.

Но все это не помешало им быть добродетельными и святыми. Все видимо оценивается душевным изволением человека: не на лице смотрит Бог, а на сердце.

Припомните здесь целомудреннаго Иосифа. Находясь где-то в Египте, среди идолопоклонников, этот прекрасный юноша не забыл Бога, всегда имел в сердце своем Его страх. Своей бестужей госпоже он говорил - «как сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом» (Быт. 32, 9). - От нискаго поступка его удержал не страх пред родителями; их не было с ним; не стыд от людей – ложница госпожи была не доступна глазам посторонним; - Но удержало его свое благоразумие и страх перед всевидящим оком, от котораго ничего не скрыто.

Вот пример достойный подражания! Вот борец целомудрия, котораго мы должны постоянно вспоминать, особенно тогда, когда находимся в таких же обстоятельствах где нет над нами надзирающих глаз, где все зависит от нашей воли. Пусть нас так же удерживает от худых дел собственное благоразумие и страх пред Богом. Те возвышенные чувства «что нет твари не явленной пред Ним», все обнажено и открыто пред очами Его (Евр. 4, 13). Это чувство пусть будет для нас руководителем в жизни. Оно спасет нас от многих искушений. - В житии св. Ксенефонта сказано, что он, ежедневно исполняя служебныя обязанности, не оставлял церкви Божией «вечер и заутра». Это значит, что он никогда не пропускал ни вечерни, ни утрени. Вот как этот человек спасался среди мира! Какое имел усердие к молитве. Да и о всех святых нужно сказать, что они потому и стали святыми, что постоянно молились. Посмотрите на пустынножителей: Их жизнь была сплошной молитвой: их умственное око всегда было устремлено к Богу, по этому их и не страшили все лишения пустынной жизни, полное одиночество и трудности борьбы с искушениями от бесов. Про святых спасающихся в мире надо сказать, что почему их не разложило мирское зло, что они всегда были одеты в крепкую броню молитвы. Человек у котораго взор устремлен в небеса, не доступен для искушений. Находясь в повседневном общении с Богом, он находит здесь неистощимый источник нравственной крепости и силы. Молитва – это жизнь для християн; это – биение его духовнаго пульса. Отсюда зараждается в душе его небесныи огонь, о котором говорит Христос: «Огня приидох воврещи на землю, и хощу, аще уже возгореся» (Лук. 12, 49). По этому если кто из нас серьезно думает о вечном спасении, тот пусть учится молится, пусть знает, что этого можно достигнуть только через молитву.

Кроме молитвы сильнейшим оружием против зла для християнина - св. Писание. Надпоминание Его Божественных изречений, и частое повторение их имеет большую силу для нравственнаго укрепления и погашения страстей. «Божие слово» может отрезвить человека, оно потрясает и смягчает душу и уцеломудривает ум. «Божии глаголы "это духовный меч" (Ефес. 6, 17), которым отсекается всякое приражение греха: это целительный бальзам для всякой душевной раны, противоядие от всех страстей. Кто с простой душой и с искренной верой внимает в слова св. Писания, на того они производят неотразимое влияние, перерождают его, сообщают крепость, дают ему большие нравственныя силы».

«В писаниях вы мните иметь живот вечный», - сказал Исус Христос (Иоанна 5, 29).

Писанием християнин может не только укреплять и воспитывать себя, но может назидать и окружающих: может не только сам не разлагаться, но и других предохранять от разлагания. Ведь он обязан и это делать. Если будет он только сам спасаться, то этого еще не достаточно. «Какая польза от солнца, если оно не освещает?» - говорит Златоустый, - какая польза от християнина, если он никого не пользует». Християнин должен быть «солью земли». Соль не только сама не портится и не загнивает, но и другия предметы предохраняет от загнивания: делает их недоступными для разных бактерий с которых начинается гниение. Тоже должен делать и християнин в духовном отношении: он должен осолить окружающих, сообщать им крепость, чтобы разные микробы нравственнаго зла в них не производили разложения. Пусть они во множестве носятся в воздухе кругом, но чтобы верующих они не коснулись, были безсильны повредить их. «Вы свет мира», - сказал Исус Христос (Мат. 5, 14). Християнин призван не только свет иметь в своей душе, но и другим уделять от этого света; не только сохранять духовное тепло внутри себя, но и других обогревать.

Чтобы быть солью и светом, для этого не нужно быть обязательно проповедником, не надо красиво говорить. Простой, не ученый християнин или християнка, даже старушка, могут иметь в себе евангельскую соль. Осоляющее действие прежде всего оказывает жизнь християнина: когда он ведет себя благочестиво, часто молится, сам не участвует в худых делах. Уже одно присутствие такого человека много сделает добраго. Настроение окружающих растворится его дебродетелями, зло устыдится праведности. Но и помимо своей благочестивой жизни, християнин пусть словом пользует находящихся с ним. «Иже сотворит и научит, - сказано, - сей велий наречется в царствии небесном» (Матф. 5, 19).

Находясь среди семейств благодетелей, соприкасаясь с ними постоянно, он имеет полную возможность оказывать на них благотворное влияние. «Духовный меч» - глагол Божии, пусть проявит и тут свою силу: пусть духовный пластырь искусно прикладывается к ранам душ человеческих. При отчаянии пусть вспоминается то писание, которое говорит о великом Божии милосердии для кающихся. При нерадении нужно надпоминать о правосудии Божии и о вечных наказаниях для нераскаянных грешников. При роскоши и веселии – притчу о богатом и Лазаре. При искушениях к плотскому греху – изречение Господа: «Иже возрит на жену», и. д. Или заметит в семье благодетелей стремление к наживе, пусть приведет слова Господа: «Не скрывайте себе сокровища на земли, идеже и червь и тля тлит, идеже татие подкрадывают и крадут, собирайте себе сокровища на небеси» (Матф. 6, 21). Християнин добавит к этому, что страсть к наживе является источником многих зол. Отсюда раздаются – обиды, ссоры, тяжбы. Ведь по словам апостола: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим. 6, 10).

Произойдет ли в доме размолка, християнин пусть приведет Евангельск. слова: «Всяк гневаяся на брата своего, веде, повинен суду» (Матф. 5, 22), и: «Солнце да незайдет во гневе вашем» (Ефес. 4, 24). Если неприятность затянется на другой день, то нужно надпомнить слова Христовы: «Аще не отпустите человеком от сердца ваших согрешения их, ни Отец ваш небесныи ни отпустит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 15). Если в доме идут мирские переговоры, разные пересуды, християнин прежде всего не должен участвовать в том сам: а потом научить, что это не ведет к полезному, не возвышает нас нравственно. «Тлят, - сказано, - обычаи благи беседы злы» (1Корин. 15, 33). И еще сказано: «О всяком праздном слове дадут человецы ответ в день суда» (Матф. 12, 35). Что говоря о чужих грехах, мы отягчаем свои грехи: «Имже судом, - сказано, - судите, судится вам» (Матф. 7, 1). Начнут ли справлять в доме мирском праздник, шумной и веселый, християнин надпомнит слова Христовы: «Горе вам смеющимся ныне, яко восплачете и возрыдаите» (Матф. 6, 25). И еще: «Седоша ясти и пити, и восташа играти (1Кор. 10, 7). И погибоша в той день яко тысячи» (Исх. 32, 28).

Во всех подобных случаях християнин припоминает соответствующие слова св. Писания, таким образом ослабляет и уменьшает зло. Безвскусность жизни пусть обогащает духовными беседами; пустоту души пусть наполняет страхом Божиим и любовию. Делясь своим духовным содержанием, он, вместе с этим, увеличивает и свое духовное богатство, обогащает свой собственный резервуар.

Как было бы ценно, если бы кто из нас не только сам устоял; но и другим оказал поддержку: - кто бы мог поддержать слабого, исцелить больного, поднять падшаго, возвратить заблуждьшаго. Как дорог такой человек в настоящее время! Как велик он был бы пред Богом! Таковой будет подобен апостолу, он будет устами Христовыми. «Изведыи честное из недостойнаго, - говорит Христос, - яко уста Мои будут» (Иер. 15, 19). Нужно сказать, что служить спасению ближних есть – добродетель, чрезвычайно велика. Ни пост, ни молитва – ни что другое не может сравняться с нею. Даже милостыня ниже ея. «Хотя он раздал нищим безчисленная богатства, - говорит Златоуст, - ты не сделаешь столько, обративыи одну душу». Ни что не может сравниться с душею, даже целый мир (Том 10, стр. 28). А если кто не одну, а может несколько обратит и спасет, то насколько даже дело его велико и свято!

И так, зная и помня все это, подвигнемся братие, быть достойными звания «християнин». Будем християнами не только по вере, но и по жизни, находясь в близком соприкосновении с мирской средой, поимеем мужество не повредится от этой среды, и не сойти с высоты своих обетов, укрепим себя против окружающих нас соблазнов, и будем неуклонно идти по нашему пути вперед и вперед до победнаго конца, - до тех пор, пока не сможем сказать: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Христос в день он» (2Тим. 4, 7-8).

И живя на глазах у благодетелей, будем приносить им пользу нравственными назиданиями, а прежде всего своею жизнию, что бы исполнились на нас слова Христа: «Тако да просветится ...» (Матф. 5, 16).