Странничество или бегунство.

[Первый епархиальный миссионерский съезд в г. Томске 10-27 августа 1898 года. Томск 1900 г. Классификация и характеристика расколо-сектанства. Стр. 32-43]

 

Странничество или бегунство, секта вообще мало распростра­ненная, но по своим воззрениям крайне вредная, обосновалась в Томской епархии более или менее прочно. Странники живут отдельными скитами где либо в малодоступных горах, в бо­лотистой и лесистой тайге, — вдали от православных поселе­ний. Центром странничества является Чулымская тайга; протя­нувшаяся по Томскому и Мариинскому округу и в первом местность по течению р. Юксы, во втором по течению р. Кети. Летом сообщение с скитами невозможно, — зимой же доступен единственный путь на лыжах. Дождавшись первой пороши, скит­ники покидают на некоторое время свои логовища и появляются в селениях православных, в г. Мариинске для закупки про­вианта и сбыта своих произведений, и затем опять заключаются "от мира" на целый год. Грамотные в этом доброволь­ном заключении отдаются чтению книг, делают из них вы­писки, составляют цветники, а иногда отваживаются писать и собственныя сочинения. Из таких сочинений большою извест­ностью среди не только местнаго, но и всероссийскаго странниче­ства, пользуется сочинение Василия Можаева об антихристе. Как только сочинение было окончено и публично прочитано на соборе старцев, то похвалам удивлению разуму автора не было гра­ниц. Василий Можаев стяжал славу ученейшаго и умнейшаго человека. Однако обильныя похвалы сгубили Можаева: он за­пил и от зопоя скончался. Сочинение его попало в руки дру­гого начетчика Василия Гаврилова, который увез его на завод Плес, Костромской губ. и там оно было напечатано в под­польной типографии беглаго солдата Евтихия. *). [*) Из рукописи сотрудника Александра Щербакова.]

Кроме Чулымской тайги, в Мариинском округе местопре­быванием странников служит и Тамбарская тайга. Здесь, по заявлению окружнаго миссионера свящ. Георгия Белоруссова, су­ществует страннический скит, в разстоянии 40 верст от д. Тамбарской, Кайчакскаго прихода. Скит этот основан беглокаторжным Андреем, управлявшим им в продолжении 20 лет. После смерти Андрея, место его занял крестьянин с. Кайчакскаго Суранов. Недавно скит сгорел и скитники пе­редвинулись на р. Дудеть, — недалеко от прежняго места.

Существуют страннические скиты и в Алтайских горах. В 70-х годах был устроен такой скит в пределах Ануйской волости. Арестованные и заключенные в Бийскую тюрьму, скитники хотели там запоститься, но намерение их было пре­дупреждено. Выпущенные потом на свободу, скитники пересели­лись в Енисейский округ и там основали новый многолюдный скит, в котором поселилось 90 мущин и 40 женщин. В прошлом 1897 г. в ските произошло убийство, вследствие чего скитникам пришлось иметь дело с гражданскою властью, а потом и совсем оставить скит. В том-же году они и пе­реселились в Нарымский край, на р. Парабель в 400 верстах от Нарыма. В бассейне той же р. Парабели по течению Кен­ги проживает и еще несколько десятков странников.

Семена странничества, брошенныя на Алтае, не заглохли. И теперь странники по уверению свящ. с. Солонеченскаго Иоанна Козьмина, имеют там пристанище на заимке за д. Большой Бащалак. Заимка эта выстроена, и содержится крестьянином М. Д., официально числящимся единоверцем, на деле же при­надлежащим к секте бегунов. Заимка эта находится в тес­ных сношениях и служит как бы указателем пути к дру­гим странническим, — мало известным и необследованным при­тонам в верховьях р. Убы.

Главная основа странической секты заключается в учении об антихристе. В то время, как поморцы признали мыслен­ное, духовное царствование антихриста, странники утверждают, что антихрист царствует чувственно, видимо в лице Россий­ских императоров. Сам основатель странничества Ефимий, опи­раясь, главным образом, на слова книги Кирилловой, что "во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира сего, до­казывал, что антихрист прежде всего не кто иной, как им­ператор Петр I-й. Не инаго мню, — писал он в своем цветнике, антихриста, как Петра I-го, врага-же Божия последняго ... иже ... на Российскую седе державу". За Петром и в лице других царствующих особ, как его преемников и бли­жайших исполнителей его воли, Евфимий указывал чувственна­го антихриста. Таким образом, по мнению Евфимия, личности императора и антихриста как бы отожеставляются. Так и ду­мают до настоящаго времени прямые последователи Евфимия, удержавшие за собой название "ярославских"; теже мысли про­водятся и в указанном выше и столь одобрительно встречен­ном странниками, современном сочинении Василия Можаева. Однако известный учитель странничества Никита Семенов, в 60-х годах текущаго столетия образовавший свою особую сек­ту, — и его последователи мыслят об антихристе несколько иначе, не отождествляя по существу антихриста и царя, а ут­верждая только, что не в ком ином, как только в лице царствующих особ, антихрист может преимущественно про­являть свою силу и деятельность. По самому же существу свое­му, по природе антихрист представляется даже Никитой Семе­новым не чувственным, но мысленным. Вот его разсуждения об этом предмете, почерпнутыя из доставленной съезду сот­рудником Константином Парфеновым рукописи, представляю­щей собою ответы Никиты Семенова на 4 вопроса одного по­морца. Мысли в ней изложенныя разделяются и в настоящее время многими из местных странников. "Антихрист, — раз­суждает Никита Семенов, сатану в себе носит и посему, — что антихрист и сатана — одно и тоже, — по правильнаго понятия смыслу. Неужели существо человека (признавать) существом ан­тихриста? В таком смысле, аще кто человека убиет, должен быть ублажаемым, потому убивающих антихриста пи­сание ублажает .... но сицевый разум есть явная лжа и заблу­ждение и от рода ереси маркиан, злу творца разумеющих Бога, — потому существо человека — творение Божие, да и то са­мых пречистых того рук и есть самое доброе и честное, а антихриста существо, по писанию, художество и хитрость самаго диавола и одно другому несогласно противоположно и таковыя душепагубныя бредни православному, не дай Боже и времени по­мыслить, а не только что постоянно разуметь, да и мудрствующий сице православным быти не может, но есть еретик от рода Маркиона. Ино бо существо и состав человека и дру­гое собство антихриста; и человек есть преложен: быти может и злым и добрым, а антихрист существом вещь есть злая и добрая никогда быть не может. Коротко сказать и ясно, — человек есть составлен от души и тела, — сложно жи­вотно, а антихрист есть прелесть и нечестие, при смысле человека составляемое и правостию и истинным мнением мечтаемое. Посему, по указанию писания, антихрист состоит от начала миру. И ныне, — глаголет, — в мире есть уже, — Иоанн (зач. 73) и вся святая писания указуют того бытность сущест­вом из начала, а лицем от воплощения Христова. Своего существа собством, то есть навсегда в содержащих нечестие той бяше самый, — не иной, а состоявший в собстве нечестия и злобы, и диаволом и сатаною именованный до воплощения Бога слова и крестом Христа убиенный и при кончине паки ожив­ший, — и антихрист имя получивый за противное, подметное лицо Христу Спасителю. Когда человек противное закона и мыслит и творит, и, находяся о том мыслию в нераскаян­ном положении, — это чрез естество, — тогда антихристом бы­вает, а когда доброе и человеку свойственное, — таковое по естеству, тогда человеком быти указуется, а приступивший ко христианам и крестившийся, есть уже сыном Божиим. Иногда и апостол Петр был сатаною, в случае противления Богу и воли его, так будучи и назван от Спасителя".

Если таково понятие антихриста, то почему же он свою силу и деятельность проявляет преимущественно в представителях царской власти? Никита Семенов выясняет это довольно остро­умно. "Во время царства антихриста, — говорит он, — на каж­даго без изъятия из христиан сказуется быть великому гоне­нию и лютейшему мучению, кто воли антихриста не повинется и печати его не приимет. Многа ... писания ... указуют от антихри­ста "неизреченную лютость, на верных быть имеющую". Остается непреминуемо указать лице, действующее гонение, анти­христу приписуемое, потому что, как антихрист есть вещь ум­ственная в собстве прелести и нечестие, таинственно заключаемое и состоящее под именем антихриста, — есть вещь не составная, но в человеческих составах составляема, то по такой причине сама о себе оная содействовать что-либо: гонить или мучить решительно нимало не могущая, кроме особ лица человеческаго. Здесь следует выставить наверх оныя лица, от которых должно происходить прелести вышеуказанному гонению. Аще при­нять гонителя означеннаго лица простаго народа, то имеет быть неправильно, потому что простому народу определено промыслом — в повинующихся, а не в повелевающих, а гонителю нужно быти повелительному, да аще бы простаго класса человек, то послушающих не будет, и далее, что либо понудительнаго и сотворить не может, так как и орудие к принадлежному вземлемое и употребляемое, да и правов таких не дано, как от публики и остается такое дело принадлежным особам лиц, состоявшим на правильной точке, а не иначе. И аще обратиться в том случае к лицам управляющим духовных дел дол­жностию и поставить оные лицем со исполняющим указанное гонительство, и здесь быть имеет несвойственно и неприлично, как по указанию писания, так и по самой наружности дел, ибо писанием таковыя лица возводне восприемлются в лице зверя двурогаго и овчею кожею крытаго, котораго и обязанно­стию есть творение фальшивых чудес, т. е. показание и огня сведение и мертвых воскрешение и проч., да и по наружности: никогда таковыи сами самолично гонят, или томят, но в та­ком случае под защиту и распоряжение прибегают к граж­данскому правительству и на того лице оное относят, — ибо сии льщением учения руководствуют и управляют а не тюрьмами и острогами, как душевныя части правители, а не телесныя и на таковыя принимать гонительства дело не приличествует. Но как по указанию священных писаний, так и по обстоя­тельствам всех времен, таковое дело есть соисполняемое соб­ственно лицами власти гражданския и ко оной решительно и относительно быть имеет правильно и законно. Как в преж­ния времена при бытности Еллинскаго нечестия и потом во вре­мя различных ересей — кто бо тогда бяше руководствуя гони­тельством и мучительством? коротко сказать и выразить, что власть гражданская; — тая же самая должна быть орудием сего дела и в настоящее время царствования антихристова по­следняго, которая имеет быть возводно поставленною ли­цем антихриста озверившагося, т. е. поступающею суровст­вом и свирепством и наглостию мучительною кровопролитною. И всю полную силу иметь антихристу не от кого иного, а явно от гражданския царския власти, явно указуется от апока­липсиса. Антихрист, рече, — всю силу от царей, живущих тогда, — восприемлет ... Что сего еще яснее доказания? И в таком случае остается всякому принять указанную самую истинную справедливость, являющую с виновным лицем гони­тельству и мучительству, имеющему быть антихриста, никого инаго а самую особу гражданскаго правительства нынешних времен ... По указанию святых житий и историй тако и в ны­нешнее время есть антихристом озверившимся т. е. лицем указаннаго писания, вселютейшим гонителем не кто иной, как гражданская власть. Она есть тому прямое и наглое орудие, а духовные — поострятельное, а простые — вспомогательное и воли тоя исполнительное.

Свое, учение об антихристе сам Никита Семенов считает слишком возвышенным и для обыкновеннаго понимания недо­ступным. "Для таких понятий помещения, — по его мнению тре­буется чистый слух и безпристрастный ум"; "а имеющим инако" такое учение есть "и быть может неразумно"; и для таких предлагать и разъяснять подобное учение значило бы тоже самое, "как в бочку уксуса мало меду спускать, — и будет — только мед погубить, а бочку с уксусом не усладить".

Как бы ни филосовствовал об антихристе Семенов, во всяком случае видно, что и он готов назвать представителей царской власти антихристом, если не в смысле собственном и личном, то в смысле главнейшаго и первостепеннаго орудия. В этом его учение приближается к Евфимиеву, а практические выводы из того и другаго оказываются совершенно одинаковыми. Словом Божиим показаться антихристу явно "запрещено и от­казано", и "аще кто ему поклонится, таковый царствия Божия не наследит". "Да не тщится кто во антихристово гонение снабдеть душу свою и жить спокойно и свободно в покорении у то­го, но тому только спастися указуют, кто оному не покорится. Все, покоряющиися антихристу, настоящих времен правитель­ству, — имеют быти приимшии того печать". Отсюда ясно, что всем верным заповедуется "подвиг брани с антихристом", борьба, если не активная, то, по крайней мере, пассивная: "аще кто силен мнится быти в вас, да борется с антихристом, страшливии же да бегают". В силу этого странники и поры­вают связи с государством, этой, так сказать, сферой анти­христовой и уклоняются от государственных повинностей, как видимых знаков его власти: от записи в ревизии, от по­дати, воинской службы, — в особенности же от паспортов, на которых под формою государственнаго герба явно усматрива­ют антихристову печать. Не желая подпасть под власть ан­тихриста они "таятся" и бегают по лесам и пустыням, по­ставив себе в руководство слова псалмопевца: "се удалихся бегая и водворихся в пустыни" и апостольския: "не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем". Истинным хри­стианином может быть только тот, кто действительно бегает, кто всю свою жизнь проводит в странствии. Но такое учение, если проводить его последовательно, оказывается практически неосуществимым и даже полагает препятствие дальнейшему раз­витию секты. Если истинный христианин должен только бе­гать, ни в каком случае не вступая в общение с последо­вателями всех других вер и сект, как принадлежащими к телу антихриста, что доказывается помещенным в лицевом аполалипсисе изображением антихристова тела, испещреннаго разноцветными крапинами, — то очевидно, что такое беганье ско­ро должно сделаться непосильным. Для "бегающаго" нужна пища, одежда — а иногда и теплый угол, — а получить все это можно только чрез сношение с обладаемым антихристом миром. Кроме того, постоянное странствование, разрывая связь между отдельными членами секты, разрушало организацию секты и даже грозило ей разрушением. Для устранения таких не­удобств еще первыми учителями странничества был введен в секту новый разряд "жиловых христиан", — или странноприимцев. Странноприимцы живут оседло, давая приют действитель­ным странникам и снабжая их всем необходимым. Чрез них же идет и всякаго рода письменная и денежная коррес­понденция. Странноприимцы считаются как бы несовершенными христианами и потому не перекрещиваются, как то обязательно требуется от всякаго вступающаго в странническую секту, — а из за этого недопускаются и до общей молитвы. Перекрещива­ют странноприимцев обыкновенно пред смертью и умирать им дают где либо вне дома, — в ближайшем лесу или даже огороде, как то подобает истому страннику. На предъявляе­мое последователями других раскольнических толков возражение: "как возможно прожитие у внешних и восприятие ими верных".наши странники отвечают словами Маргарита, что "благочестивому человеку доставить требуемая возвестит Бог и Срацинскому сердцу", а Срацины и Еллины по писанию, горше сущих всяких еретиков. Вот мы, следуя святых писанию, по случаю нужды и у неверных приемлюющих пребываем безсомнительно и всякаго наималейшаго порицания решительно избегохом"; повелевается законом избегать от содейства дел, закону преступных, а не от сожития с таковыми, по тому, — аще от сожития избежать, то по слову Златоуста нужно иная вселенная искать, которая еще и не сотворена Богом, по­тому и взыскать иныя невозможно.

На языке местных странников странноприимцы носят на­звание "познамых". Из таких "познамых" наибольшей из­вестностью пользуются: кузнец Иван Михайлов на р. Юксе и Иван Поваренкин на Кети. Первый, исполняя обязанности "по­ставщика" для бегунов, в тоже время является для них в нужных случаях и в роли верховнаго судьи, решая нередко возникающие между бегунами споры. За все благодеяния бегуны отплачивают Михайлову своим трудом: покосы и уборка хле­ба производятся их руками, а кузнец, как трутень только посматривает, как копошатся его пчелки". (Странники. Руко­пись сотрудника Щербакова).

Странничество в пределах Томской епархии, как и вооб­ще странничество других мест, разделилось на несколько толков. Известнейшие из них: статейники, денежники и безденежники. "Статьи" Никиты Семенова, как свидетельствуют о том факты, произвели в свое время в среде местных стран­ников значительное волнение: по поводу них устраивались вза­имныя беседы, собирались соборы.

Часть странников, живущих в Томско-Чулымской тайге, приняла Никитины статьи и сам Никита писал сюда по этому случаю "послание к Томским старцем". Статейники начали приобретать силу. "Если спросят кого из нас, — свидетель­ствует бывший последователь страннической секты Тимофеев.какой ты веры? и он ответит: христианин, — то этим неудовлетворяются: ныне христиан, говорят, много. Если же скажет: "я странник Ярославской веры, — остаются довольны, а если еще прибавит к тому: я принадлежу к братству Никиты Се­менова, то это считалось как бы символом православной веры". К Томским старцам — статейникам вскоре присоединился и наставник Мариинских странников Иларион Степанов Ви­кулов. В этом отчасти оказались виноваты Томские же стар­цы противостатейники. Иларион Степанов, — по выражению упо­мянутаго ранее Тимофеева "взошел на кафедру учительства Ма­риинских странников, но вскоре вслед за этим Томские стар­цы — Ярославцы приидоша судити его, — первое, "за совместное прожитие с женским полом, так как из его братства слы­шались на это жалобы, — второе, — за то, что он составил свое братство без воли начальных Томских старцев и самовольно крестил, даже у мирских людей, живущих с женами и деть­ми. Томские старцы запретили ему, чтобы он "до этого не ка­сался, так как они имели обыкновение ставить на эту долж­ность только таких, которые происходили "от Ярославскаго корене". Из-за таких неприятностей Ларион Степанов и ре­шился совсем перейти вместе с своей паствой на сторону статейников, объявил об этом статейным старцам Томским и просил их для участия в управлении прислать себе, как требовалось статьями, какое-либо "непосредственное лицо". Они послали некоего Семена Савельева, определив его в 1-й чин, Илариону же Степановичу оставив второй. Этого он не ожидал и потому встретил своего "сослужителя" с предубежде­нием, которое потом породило открытую вражду, — тем более, что Семен Савельевич, при своей полной невежественности, оказался "любоначальным". Постигла новоприсоединившихся статейников неприятность и с другой стороны, с которой они ее не ожидали. Обрадованные Томские статейники приняли Лариона Степановича с его паствой без перекрещивания, только с положением 50-дневнаго поста. Извещенный об этом, Никита Семенов за учиненное принятие наложил епитимию на самих Томских старцев, и Лариона с братиею велел снова пере­крестить. В новообразовавшейся общине статейников начался ропот. Противостатейники воспользовались этим, чтобы ослабить и поколебать своих противников и, действительно, значительно успели, благодаря трудам и деятельности своих начетчиков Василия Можаева и Семена Осипова. Первый написал обшир­ныя возражения на статьи Никиты, второй-же, лично знакомый с Никитой Семеновым и много лет живший с ним вместе в России, старался подорвать доверие к личности Никиты, — раз­сказывал об его пороках и слабостях и об отступлениях от веры. "Какой-же он может быть учитель, — говорил Осипов, — когда дважды отступал от веры, да еще змиину блевотину ел" (т. е. причащался в православной церкви). Благодаря всем этим обстоятельствам, статейничество лиши­лось в Чулымской тайге своего первенствующаго влияния, на которое оно, было, посягало.

Вопрос о принятии денег разделяет странников на две половины: денежников и безденежников. По основному стран­ническому учению, деньги не должны бы приниматься, так как на них изображается явная печать антихриста — тот-же госу­дарственный герб. Известная часть странников остается после­довательной этому основному учению и денег не принимает, вследствие чего и носит название безденежников. Деньгами ве­дают, хранят их у себя и расходуют, по мере нужды "познамые", — как например содержатель скита Фирс Николаев у странников Томско-Чулымской тайги и крестьянин с. Кайчакскагого 3—в, — у странников Тамбарской. Если безденежнику в силу необходимости приходится иметь дело с деньгами, то он берет их чужими руками, или расщепленной палкой. Большинство наших странников принадлежит к безденежникам, — выделяя из себя еще особую фракцию странников Ту­рецких. Особенность их составляет тот обычай, что при пе­рекрещивании они заставляют вновь поступающаго в секту три раза плюнуть на монету и, потоптав ее, бросить в такое ме­сто, откуда нельзя было бы достать. Название Турецких эта секта носит потому, что основателем ея в Томской тайге был какой-то беглый, имевший при себе турецкий вид.

Денежники безбоязненно принимают деньги и только счита­ют за грех держать их около икон, или в старых кни­гах. Принятие денег они оправдывают тем соображением, что деньги не составляют отличительной собственности одного какого либо лица, а, переходя из рук в руки, являются как бы общим достоянием.

Нечего и говорить, что к православной церкви, государству и обществу странники относятся в высшей степени враждебно и фанатично. Во время минувшей переписи со стороны одного странническаго семейства затевалась, было, даже попытка предать себя сожжению; но во время была предупреждена более благо­разумными единосогласниками. Ходят весьма правдоподобные, хотя фактически непроверенные слухи, о существовании в среде местнаго странничества "красной смерти". По разсказам, под­робности, которыми обставляется "красная смерть", — таковы. Известное лицо, обыкновенно дряхлый старик или старуха за­ранее уведомляется о дне его смерти." В этот день, приго­воренный к смерти, сходив в баню, надев белое чистое белье и приготовив себя молитвенно, идет в какое-либо отдельное помещение: избу, баню или амбар. В этом помещении ставит­ся стол, накрываемый белой скатертью, — на столе вино и день­ги, а на лавку кладется подушка. Собравшийся умирать, войдя в приготовленное для него помещение, замыкается, и проводит время в молитве, ожидая Спасителя, который придет по его душу. Чрез некоторое время раздается в двери стук. Моля­щийся спрашивает: кто там? Спаситель, — "по твою душу", — слышится ответ. "Спаситель" впускается, держит речь о пред­стоящей для своей жертвы участи, подпаивая его вином, — за­тем, улучив момент, валит его на лавку, душит подушкой, забирает со стола деньги и исчезает". Если в этих слу­хах не все правда, — то во всяком случае несомненно, что что-то подобное в нашем расколосектантстве водится, или, по крайней мере, водилось. Но нельзя-ли отнести этого к хлыстов­ству и здесь найти хотя маленькое разъяснение и пояснение к совершающемуся у них таинственному обряду "погребения зажи­во"? Что случаи неожиданных смертей в Томской тайге, — главном притоне странничества, — нередки, это известно всякому, близко знающему таежную жизнь. О таких неожиданно умер­ших в тайге принято говорить, что они умерли от "угара".

По идее странники — аскеты и девственники; на самом же деле многие и странствуют, и живут вместе с женщинами, предаваясь необузданному разврату, меняя сожительниц своих по произволу, а иногда имея их одновременно по две — по три. Некоторыя неопытныя и доверчивыя девицы завозятся в тайгу обманом, — с обещанием быть повенчанными и затем, опозо­ренныя, бросаются на произвол судьбы.

С деятелями Тираспольской драмы наши странники никогда ни в каких сношениях не состояли и ничего о них ранее того не знали, что, хотя косвенно, может служить подтвержде­нием того предположения, что и Тираспольцы едва-ли были по­следователями страннической секты.