Выписки из книги «Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. выпуск четвертый. Лондон. 1862.».

[стр. 112-123, 248-273]

 

 

Статский Советник – Ив. Синицын. О расколе в Ярославской губернии.

Из записки на Высочайше имя Государя Императора.

О современном положении раскола в Ярославской и Костромской губерниях. от 14 Июля 1853 года.

...

Странническая.

(наз.) Секта Странников или Скитальщиков в народе известна под названием Сопелковцев, оттого что в настоящем виде своем она развилась в селе Сопелках (Ярославскаго уезда), оттуда распространилась по всей губернии и проникла в соседния, особенно в Костромскую, по близкому разстоянию села от костромской границы. Сами себя (наз.) сектаторы эти называют христовыми людьми. Основателем (наз.) секты в Сопелках был отставной солдат Евфимий,1 живший там около 70—80 лет назад. Он только развил и распространил существовавшее уже тогда2, по его выражению (в послании 1787 года), “странствуемое согласие,” которое Филиппоны, по его-же словам, “множайшим еретикам уподобаша.” Это согласие учило тогда и ныне учит:

1) Что Антихрист видимый, котораго ждут, давно уже царствовал и царствует в мире. “Никониане последняго Антихриста грядущаго ждут, яко бо еще не прииде, не по писанию бо изыскуют вещь, понеже с 1766 лета другому Антихристу не сказуется быти на земле, но всех с того числа (1766) льстец прельстит, смутит и от правды отведет.” Сначала он воцарился в Риме, по отпадении Запада от Востока, в лице папы: это был Антихристь I-ый, древний змий искуситель Απολλύεν,3 имевший число 666, указанное в Апокалипсисе. Воцарение его на Западе на­чалось с 1001 года, по разрешении Сатаны от уз, кото­рыми был он связан в течении всего тысящелетия от рождения Христа. Когда после того исполнилось и во времени 666, а всего 1666 лет, явился второй Антихрист Зверь. Это был патриарх Никон, “его-же писание нарече лжепророком и предтечею Антихриста.” Он также имел число 666 в мирском имени Никита, по гречески Νηκήτιος4 также имел уста, говорящия Богохульно: ибо в 1666 г. провозвестив ложное имя Божие (Иисус), повелел проклинать истинное (Исус); также как зверь преследовал чтителей сего истиннаго имени Божия; наконец также возвладычествовал после того не долго. За ним вскоре явился в России Антихрист III-ий и последний в лице Петра I, ибо:

а) “Св. Кирилл Иерусалимский ясно предрек во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира-Антихрист.”

б) В звание Антихриста облекся он с того времени, когда принял Римский отступнический титул императора, потому что этот титул “на греческом языке5 без мыслете (т. е. без м) состоится, якоже-то сказуют троязычнии буквари6: сиречь, император7 (Ιπεράτορ), в нем-же узриши число 666, якоже и в слове Титин (Сатана).”

в) Последний Антихрист, или 2-ой зверь, в Апокалипсисе представляется с 2 рогами, подобными рогам агнца, но говорящим как дракон или змий и действующим перед ним, т. е. по его воле и как-бы с ним. У Петра также были два царския титла царь благоверный и император благочестивейший. “Диаволе-же строение чрез него изъ­является в Синаксаре мясопустной недели, идеже приводится Апостольское слово: Тогда открыется сын пагубы ... все сатанино действо подымет и между тем Божественная писания пройдет и угодит людем и царь проповесться; по сказанию-же Кирилла: воцарися вполне, дотоле бо (до принятия императорскаго титула) князьку некоему бе подобен.” Приняв-же этот титул в начале указных повелений рече: Мы, Божиею милостию, император; понеже в еретическом провозглашении и диавол прославляется.”

г) Антихрист представляется действующим подобно зверю первому, которому была дана власть хулить Бога, Его имя и жилище его, вести брань со святыми и победить их, — и Петр жестоко преследовал чтителей истиннаго Бога (Исус), повелел им именоваться раскольниками и запи­сываться в ревизию, обложил двойным окладом и стеснил паспортами, до введения которых человецы свободны быша, отыскивал их в самых пустынях и изгонял оттуда тех, “кого прежние царие благочестивии почитающе, благословение от них приимаху, принося им потребная, — он-же обрет их мучаше и смерти предаяше. Наконец изрек хулу на правоверие, назвав проповедь спасения раскольническою прелестью и древния св. Богодухновенныя книги — противными правому учению и учащими соблазну; свою еретическую церковь — святою, а тех, кто знаменался дву­перстным знамением — еретиками; изрекши таковой хульный глагол на Христа Бога за владычнее знамение анафемою он, сын геенский, облагает, их!” И между тем “он же седмиглавый почтил семь главных страстей: гордость или славолюбие, стяжание богатства, сластолюбие, гнев, зависть, чревоугодие и небрежение; установил многие языческие обы­чаи, как-то: брады брити, платье немецкое носити, банты и петли на шеях имети, табак носом пити и курити, в комедиях, маскарадах, пирах и балах нощеденствовати, и прочее.” Те-же страсти, которыми был одержим сам, старался возжечь и усилить и в народе; “Егда-бо по описи раздроби народ на разные чины и землю размежева, сим разделением яко язычников содела друг другу завидую­щих, друг на друга ратоборствующих, наделив, кому много, кому мало, иному-же и ничесоже дав и токмо едино рукоделие повелев.”

д) Антихрист имел: “сесть в церкви Божией, показуя себе, яко Бог есть и это исполнилось.” О сем-бо в Апокалипсисе написано8: Сядет он в Жидовской церкви, творяся, яко Бог. Сим знаменается похищение им духовной власти и председательство в ней; бози бо Патриарси глаголеми суть, а церковь собрание сказуется (по гречески9), по реченному: возненавидех церковь лукавствующих и с нечестивыми не сяду; сице и церковь жидовская есть собрание лукавых и нечестивых, иже учения Христова неприемлют, но паче распинают его. Четырех-бо экзархов: Стефана Рязанскаго, Митрея Ростовскаго, Федосея Новгородскаго и Шляхтича Смоленскаго (Феофана Прокоповича) папежескаго отродия сущих, обливанцев, табачников и усонадсекателей, в таковое присутствие избра; сам-же в них 5-ой седе, разсуждати духовная, на месте отставленнаго им патриарха, да не претит ему вводити языческие обычаи, и назвася — Главою.” По слову же Никона Черногорскаго: “Егда свя­щенная бывают под властию ратных, перестают быти священна;” что и последовало с уничтожением эпитимии и отлучения от церкви: “сим-бо понуди на вся страсти и грехопадения.” Так исполнилось предречение св. Ипполита: “Антихрист ничто-же здраво и истинно заповедает, но вся ложна и законопреступна.”

е) Антихрист имел налагать всем на чело и правую руку начертание своего имени: “Это те козыри червлены, кои повелел Петр нашивать на плечах верных с над­писью: е р от (еретик, раскольник, отступник); это императорские гербы, налагаемые на всем и между прочим на билетах, выдаваемых на получение пособия из запасных хлебных магазинов, с целию вовлечь под власть свою, как предсказал Ефрем Сирин: “и даст малы снеди, печати ради тоя скверныя;” это деньги, имеющия начертание имени его; это наконец 3-перстное знамение, налагаемое на чело и правое плечо в знак “помрачения ума и направления деятельности на все законопреступное.”

ж) Наконец Петр, со времени принятия императорскаго титула, “царствовал тоже полчетверти лета, скончался, устроив наперед мысленному Антихристу — Дом Цар­ственный и двор христораспинательный, указом 5 Февраля 1722 года повелев признавать объявленнаго им наследника.

2) Антихрист на престоле России царствовал непре­рывно после Петра и царствует до ныне, потому что цари наши наследовали от него отступнический титул импера­тора, а с тем вместе его дух и дела его, ибо:

а) Подобно Петру издавали указы о раскольниках импе­ратрицы: Анна, Елизавета и Екатерина II, в 1731, 1744, 1745 и 1764 годах, в которых между прочим сказано, что раскольники ложно пишутся староверцами, “каковое название до них, яко до недоверцев, крайне не принад­лежит повелевалось повсюду отыскивать потаенных раскольников, сиречь знаменавшихся 2-перстным знамением, а дщерь Петра, расширяя уста сего зверя, вещает: благочестивейший государь император Петр Великий соизволил повелеть: раскол описать и положить в оклад, — сице отступническим наименованием онаго Антихриста обоготвориша.

б) Все введенные Петром обычаи до ныне с великою строгостию хранятся и дух его доселе во всем действует, потому что и ныне чтителей Господа Исуса преследуют, и ныне налагают на них позорное клеймо Петрово: еретик, раскольник, отступник; и ныне их отыскивают в мире, изгоняют из пустынь. Ныне убо исполнилось предречение св. Мефодия: “В последние дни возцарствует диавол и не­престанно будет искати работающих господеви, тогда и пустыня овдовеет, лишась своих обитателей.”

 Правительственная власть — образ зверя, исполнители повелений Императорских — те чувственные бесы, которых Антихрист, по предречению, имел разсылать повсюду, для отыскания убегающих от начертания имени и печати его скверныя.

 Пал, пал Вавилон великий, всего мира смешение, царство и слуги Антихриста: предреченное Апостолом всеоб­ще отступничество распространилось повсюду; предсказанная Даниилом мерзость запустения во всем развитии: нет уже ни истинной церкви, ни таинств истинных, ни Бога истиннаго в Св. Троице покланяемаго. Он верует в Троицу, но во Троицу пребеззаконную: это змий-диавол Лжепророк-Никон, в лице лжеучителей нечестивых, Антихрист-император. Во имя этой то Троицы мы Вави­лоняне, крестимся, ей покланяемся, ее исповедуем в нашем Символе веры. Бога-же истиннаго Исуса Христа распинаем своим поклонением Иисусу и проч.

 Царствование Антихриста непродолжительно: все признаки, предреченные Апостолами и многими святыми, наяву пред глазами нашими;10 все идет против Бога и правды, все живут не по христиански; “до конца тлеет благочестие, во всем царствует нечестие, вместо законов водворилось везде беззаконие, лихоимцы вси гради содержат: во всем убо дух Антихристов возвея на нас". Следовательно близка гибель Антихриста, всего Вавилона его, бесов его и поклоняющихся ему: “настал день Христов”.

6) Сего ради подобает служити единому господу; оному же льстецу и гонителю повиноватися и покорятися воле его не повелено. Слушаяй-бо повелений чувственнаго Антихриста слушает самого сатаны; спасется только непокоривыйся мучителю; “до самаго дне суднаго непокоривым быти Антихристу повелено... Не подобает бо боятся лица царя, когда Бог от царя прогневляем бывает”. Этого мало: “с ним должно вести брань; день-бо христов есть день брани с диаволом, царем всего мира “должно вести брань и с бесами его, и с вавилоном, великой блудницей его;11 воздадите ей вдвое, как она воздала вам”. Эта непокорность, эта брань теперь только духовная, ведется всеми, даже дев­ками, упорно-ожесточенно, самым решительным, самым дерзким непризнанием ни царской, ни других земных властей, и отречением от всего ее напоминающаго. Неко­торые впрочем на основании повеления св. отцов: платить дань и Диоклитиану мучителю, если он не будет гнать их, согласны и на мировыя условия, следующаго содержания: “аще вы12 царю Николай Павлович, повелиши соблюсти правую веру, якоже днесь пребываю, должен воздать дань, честь и поклонение; аще-же ни — то, ни чести, ни дани”.

7) Кто не дерзает вступить в открытую брань с Антихристом, тому должно по заповеди спасителя выдти из Вавилона, чтоб не подвергнуться всеобщей заразе и гибели, оставить все и идти вслед его; словом бегать и таиться. Одни на основании текста: се удалихся бегая, и водворихся в пустыни, живут по лесам в кельях и землянках; другие, по наставлению Спасителя, данному апостолам: аще гонят вы во граде сем, бегайте в другой, — бродят по городам и селениям, укрываясь в подпольях; некоторые только таятся под спасительным страхом, в разных коморках и скрытных помещениях, называемых тайниками. На этом основании все они в народе называются бегунами, или частнее подпольниками, а вера их — “беглою”. Вслед за побегом, подается о том объявление; с этого акта начи­нается новая жизнь, жизнь свободы и необузданной воли. В этом новом царстве никакия бумаги, напоминающия о прежнем подданстве властям, недопускаются: Странники могут иметь паспорт только от Царя Небеснаго13.

8) При угрожающей близости конца миру, напрасны все мирския попечения и труды: “сеете в тлю семена ваша, сказал пророк; всуе страждуще труждаете нивы ваша, созиждут грады и не могут пожити в них; насадят винограды и не могут вкусити от плода их”.

9) Странникам предназначены попечения и труды только Апостольские. Каждый странник, кольми паче Наставника, есть вселенский учитель и апостол. “Тело наше страхом Божиим накажем и прочим путь ко спасению укажем ... Вы есте духовнии, вам Бог препоручил братию меньшую, откормите - ю духовною пищею... Я с жаждою слушал учение странников и сам взаимно учил других”. Так пишут, так объясняются странники в своих показаниях. Таким образом одна из основ (наз.) секты Страннической есть идея пропаганды, как и в секте Филипповой. Но в сей последней эта обязанность предоставляется сведущим в писании и приготовившимся инокам: здесь по примеру основателя всякий бродяга — вселенский учитель; всякая девка по примеру его спутницы может быть учительницей; всякий учит и действует, по своему; хотя есть советы старцев,14 есть уставы, есть наказания, но их никто не слушает и не боится.

10) Один только странник есть христианин, Христов человек; все прочие: Никониане — поганцы; раскольники прочих сект — еретики. Вот на это доказательства, предста­вляемыя нынешним главою Страннической (наз.) секты крестьянином Никитою Семеновым:

а) Не послушав, гласа Божия, вызывающаго из Вавилона и оставшись в темном царстве Антихриста признали себя его подданными;

б) Вместо того, чтобы вести с ним брань, дают ему дань.

в) Испрашивая позволение иметь свою веру, отреклись свободы евангельской и таким образом свободу веры предали ратным в работу: нет примера, чтобы верные у нечестивых властей испрашивали на то позволение;

г) Приняли тропарь с молением за нечестивую власть, как за благочестивую и таким образом сами сделались отступниками от благочестия.

д) Принимают присягу “в начальство воинскаго ига”, целуя Никонианский крест и евангелие и что еще горше вместо себя других под это нечестивое иго посылают и тем образом сами делаются вдвойне нечестивыми.

е) В Царские дни освещаются улицы вместе с нечести­выми и чрез то, делая позорище, подлежат положенному за то проклятию.

ж) Градоначальников и попов в дому принимают и угощают.

з) Вообще входят в сношения всякаго рода с нечести­выми и оттого многое переняли от них.

и) Не сохраняют иночества и вступают в беззаконные браки; ересь блудодейская, ибо без священства нет уже таин, кроме причастия “мысленною детелию” (добрыми делами.)

и) Ложно мудрствуют, будто, состоя под властию Анти­христа, можно иметь и царство Божие и церковь и веру в сердце, будто по нужде и закону пременение бывает. Нет та вера мертва, которая не исповедуется дерзновенно устами и этот закон непременяем.

к) Неправо мудрствуют, будто печать Антихриста един­ственно в наложении щепоти на чело и правое плечо: нет, она отпечатлевается в помрачении ума и направлении воли ко-злу в мыслях по мысли Антихриста, в деяниях сообразных с его волею.

л) Записываясь в Никонианския исповедныя росписи и думая обмануть тем Антихриста, обманывают только себя самих “глаголюще, только бы дела того не творити”. Это такое-же отступничество, как и на деле.

м) Никониане-же, называя неучаствующих с ними в нечестии (то есть Странников) христораспинателями, возносят этим самым хулу на Духа св., которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем.

Наконец 11) Странник не должен иметь никакой соб­ственности и как христов человек жить на чужой счет, во имя христа, которому все принадлежит. Понятие о собственности, законы ограждающие права ея вымышлены Антихристом, по внушению диавола: ибо разделением народа на сословия, разделением прав и обязанностей каждаго и размежеванием земель “вси удержаны при имениях своих; сице устави император коемуждо глаголати свое, сей же глагол св. Златоуст проклятым и скверным называет; глагол мое от диавола, рече, введеся; вся бо вам общая сотворил есть Бог.” Таким образом в числе основных идей этой изуверной (наз.) секты есть также коммунизм. Теперь этот коммунизм ограничивается лишь правом пользования всем, что есть в домах христолюбцев их принимающих: одним в виде милостыни, другим с согласия хозяев, а иным по праву учителей, то есть имуществом и деньгами, уносимыми их адептами. Теперь еще мало сочувствия к этой безумной идее в народе от природы умном15. Сочувствие к ним заметно только в ворах и разбойниках. Встречаясь с ними в лесах, они поручают говорить своим братьям: что “они берегут странников, проводят их чрез лес и смотрят, чтоб их не трогали”. За то и странники питают к ним сочувствие: “разбойник такоеж естество, господь сотворил тебя и его в свое естество”. По этому сродству “естества” верований и деяний разбойнический атаман Пашка, во все время производства над ним военнаго суда, упорно назы­вал себя странником и христовым человеком, непомнящим родства.

В числе (наз.) сектаторов этих есть свои раскольники и вольнодумцы.

Раскольники: Видя алчность братьев своих к деньгам, странник Василий Петров стал учить, что не следует брать денег в руки, потому что на них печать Антихриста. Он бродит с своими последователями в юговосточной части Пошехонскаго уезда, но его учение известно везде, так что считается как бы учением всей страннической секты, что видно из прилагаемой при сем апологии одного Федосея, в которой доказывается, именно в опровержение бегунов: (Цветник приложение 1-е) что “деньги не касаются веры: и Спаситель указывая на сребренник с изображением лица Кесарева, сказал: воздадите Кесарева Кесареви; злато и сребро Богом сотворены: продать, купить, милостыню сотворить, свечу и масло купить в жертву Богу; от беды, от муки избавить; и правила Кормчей повелевают дати злато и тем избежати муки и проч.” Петров ввел также в своей общине правила на началах коммунизма, по которым личное имущество адепта обращается в пользу общины и никому не позволяется иметь собственности. Эти правила так известны везде, что считаются правилами всей секты.

Вольнодумцы, называемые у странников “кривотол­ками”. Странник Иван Федоров, по свидетельству Никиты Семенова: а) “во всяком раздоре церкви православной быти исповедает и спасение получити уверяет.”

б) Учит, что “исповеди несть пред человеки”.

в) “Исправления эпитимии несть.”

г) Неисправленным здесь Божию милость проповедает.

д) Ереси судить не повелевает”.

У однаго пристанодержателя странников найдена руко­пись, в которой сказано, “что и все таинства в деле спасения безполезны, потому что сам Бог, при смерти каждаго грешника, невидимо приемлет исповедание грехов, сооб­щается с ним таинственно и освящает его”.

Наконец есть вольнодумцы-изуверы, которые допускают перекрещивание до семи раз, пока не дойдут до истиннаго крестителя подобнаго Христову. Некоторые даже сами крестят себя до семи раз: по этому раскольники других сект называют их духовными разбойниками16.

 

 

Примечания Синицына:

 

1 Откуда он родом, положительно не известно. Где заимствовал, он основныя идеи своего учения — тоже. Можно полагать, что он был знаком с выходцем из Москвы, основателем подобной (наз.) секты в местечке Черноболе, черниговской губернии, появившейся там с 1775 года. Чернобольцы отвергали моление за царя, присягу, паспорты, принимали всех беглых, кто приходил с паспортом — рвали его, потому что на нем печать Анти­христа, и т. п.

2 В Костромской губернии найдено мною сочинение (о чуде прославившем эту (наз.) секту в самом начале), из котораго видно, что (наз.) секта сия существовала уже про царе Алексее Михайловиче, к которому являлись два странника и дерзко изложили пред ним свое изуверное учение. — (Костр. Зап.).

3 В Апокалипсисе Аполлион (Απολλύεν), имеющий число 1461, а не 666.

4 По гречески Νηκήτας — 589, а не 666. Ν=50. η=8, κ=20, ή=8, τ= 300, ι=10, ο=10, ς=200; всего 666. Ν=50, Ι=10, Κ=20, Ε=8, Τ=300, Α=1, С=200; всего 589.

5 Обоих первых Антихристов имена исчисляются с греческаго, и это также для параллели и удобства в исчислении.

6 Славяно-греко-латинские, изданные до Никона.

7 В полном слове Ιμπεράτορ не 666, а 706. На греческом языке нет буквы б, которая заменяется буквами м—п; по этому согласно с греческим произношением должно писать не “иператор,” но “ибератор," а в этом слове 598.

8 В Апокалипсисе св. Иоанна ничего этого нет; у Странников есть свой толковый Апокалипсис, написанный Евфимием. При записке по Костромской губернии представлен автограф, в виде введения в его “Апокалипсию.”

9 По гречески: Εκκληςια — собрание и церковь.

10 Странники не упустят присоединить к этим признакам союз западных христиан с врагами Христа.

11 Этой блудницей многие Странники считают нашу церковь. В этом виде изображают ее и на картине возле царя Антихриста; Сатана повелевает ему: твори волю мою, место твое одесную мене, яко-же Иуде ошуюю, Иуда продал одного, ты приведешь мне миллионы.

12 Сличи п. 1.

13 Этот паспорт в конце Цветника: приложение №-0 1.

14 На одном из этих советов в городе Плесе, Костромской губернии, где председательствовала богатая купчиха из Сопелковских крестьянок, разсуждали: следует-ли для прикрытия себя брать билеты, на коих есть печать и слова: по указу его императорскаго величества? Большинство опре­делило: не брать, потому что на них есть орел с змием и следовательно они осквернены; но не отвергнуто и мнение укрывающихся с ними, следовательно есть билеты и у Странников.

15 К одному богатому крестьянину с. Давыдкова пришли Странники с убеждением перейти в их веру. Крестьянин (федосей) проникая их замысл, спросил: “примете-ли вы меня, если я приду к вам голый?” Куда-же ты денешь свой дом, свое богатство? “А на что вам знать? Ступайте туда, одкуда пришли: вам не я нужен, а мои деньги, чтоб помотать на чужой счет. Нет св. Апостолы не так принимали людей в веру. Апостол Павел сам трудился и учил: ”кто не трудится, тот не стоит пищи”, сказал он.

16 Один 80-летний Филипон, Наставник, у котораго дочь в странничестве, говорил мне во время ночлега: что странническая вера что-то уж слишком мудрена и вольна, что св. Троицу и Божию Матерь бегуны редко поминают, любят пожить на чужой счет, не трудясь, и толкуют все по своему. “В деле Костромской следственной коммиссии есть показание, что они в самые большие праздники, когда захотят, работают, а после обеда только читают книги и учат “не по церковному".

 

 

УЧЕНИЕ ЕВФИМИЯ

(основателя страннической (наз.) секты в Ярославской губернии).

 

“Тайну цареву хранити добро есть и дела Божия проповедывати преславно”.

(Из послания Евфимия).

 

О настоящем в древлецерковном последовании, несогласии с Антихристовыми жрецами.

(Выписка из разглагольствования Евфимия, 7292/1784 г. 28 Марта).

 

О нечестивом и злохульном Антихриста повелении (указ), “где именуются потаенные раскольники явились-бы к подаянию сказок и приходя в раскольнический оклад писались: дается им свобода тое содержати без притеснения”. Тако завистник враг воздвиже бурю на церковь Христову, свое богомерзкое учение, яко апостольское святых содержание воспроповеда, помышляя окаянный, яко воцарися на земли и огласи последователей древлецерковному святых учению раскольниками прельщенными и еретиками погиб­шими. Подобно и духовный его сбор, гортанию своею блюя, тоже на церковь Христову смрадная испущает, коя неудобно есть и писанию предати. Святую соборную и Апостольскую церковь нарече прелесть быти раскольническую, а Никонианскую веру — православною.

Прежде же первыя ревизии, до 1-го императора, не бе в Российстей державе людям описания, ни подушнаго сбору, ниже народнаго удержания, но яко кто восхотев, куда отлучися. Он-же на последующих великороссийской церкви, яко на православных, дани семь гривен положи; а на удаляющихся Никоновых новых преданий, яко на раскольников церковным, вдвое положи.

Таковое их похуление веры Христовы значит самое быти отвержение Спасителя Христа. Сего ради записаны во всех ныне согласиях имеющагося, за жрецами Антихристовыми укрывающихся, мню тоже, отвержение быти Христа. Чесо ради первейший от всех вселенских и поместных соборов рече: весьма от всякаго еретика-же и раскольника крестившагося, к соборней приходящих церкви паки крещати, понеже глава телесе церковному Христос, от него-же уди вси живятся, сии-же (т. е. укрывающиеся за Антихристовыми жрецами) от состава удов оных отвергошася, не к тому прибывающую имут благодать Св. Духа: еже убо сами не имут, како иным преподают? И Василий Великий повеле второе крещати воздержницы: не паче-ли-же следует вторично крестить приемших раскольническую хартию, юже даде им Антихрист?

Те из христиан, укрывающихся за нечестивыми жре­цами, или за Никонианскими попами, кому востребуется нужда куды проехать, для проезду, дабы не задержанным быть, яко беглым, первее приходят к ту сущим вкупе живущим нечестивым и кланяяся просят, во еже-бы дали им отпускное письмо, для взятия печатнаго паспорта, таже при­ходят к сельскому попу, яко к своему духовному отцу и кланяяся просят его руку приложити; от него приходят в государев приказный дом, вручают паспорт обывателем ту сущим, имущим образ некоего зверя, и деются им печатные паспорты не просто, но вся уды их описав, и тако вземше сия не осудишася-ли христиане за сравнение с злочестивыми?

Егда из купцов записному куды нужда вскоре востребует проехать, то он взяв чужой паспорт у самого Никонианина, щепотника суща, его именем проезжает и бывает с ним единоверный и единодушный, понеже и объявляет себя по нем сего и сего града NN., 2 гильдии купец, или мешанин: подобне Никонианину: не подлежат-ли таковии наказанию?

Премногое ныне множество по России размножися согласие Федосеево. Основатель Феодосей Васильев. Он прия в свой закон Никонианскую титлу на кресте Христове: I. Н. Ц. I., яже просто человека быти прообразует; аще и царя славит, обаче не всея твари царя небеснаго, но земнаго, Иудейскаго; яко-же бо Несторий еретик нарек Божию матерь Христородицею, тако и сей цареродицею. Еще браки еретические и поганские, до веры состоявшиеся, прия в закон свой и по крещении сих за правые и церковнозаконные имети повеле и мужа с женою в веру приходящих чадородием жити попусти; иноческий образ отметаше и брашно продаемо на торгу, яко от неверных доспетое, скверно и нечисто вознетцева и раскол учини в лето 7214/1708 г. Чему подлежат за сие мудрование?

Еще есть согласие Новомонастырское, еже явися в лето 1738, и прия Богомолие за иноверныя лицы в тропарех и кондаках, и онех благочестивыми, благоверными, православными, крестоносными и христолюбивыми именовати, а неприемлющих сего Богомолия Галилейскими еретиками оглашают: коим убо правилам повинны, яви от писания?

Прежние-же Большескитские Поморские отцы, иже о древ­нем благочестии к великороссийскому Синоду ответствоваша и на глас раскольнич от Синода и от императора в записке своей отвещаша сице: мы в древлеправославныя церкве преданиих никоего раскола не сотворихом, но тая опасно соблюдающе пребываем, сего ради несть мы расколотворцы и в подорожных письмах извествоваху себя староверцами, скитскими жителями и пустынножителями. Не подлежат-ли за сие зазрению? (Старомонастырщики).

Еще согласие именуется Новоженское, наставник ему Москвич Василий Емельянов, иже к совокуплению брач­ному, жениху и невесте сошедшимся, повелевает начало положити и тако ложем совокуплятися. Чему убо они по­добны: отступником или беззаконником?

Еще над сими имеется согласие, изветствующе о себе последовати отцу Филиппу, иже изшед из обители Помор­ския, показаннаго ради Богомолья (за неверных). В показанной выше записке (Поморских отцов) Филипповы извествуют себя проповедниками быти веры, а расколь­ническое подписание отвержение веры и таковых (т. е. Старо- и Ново-Поморцев) яко не правых мудрователей еретиками осудиша быти, да и в сие последнее Антихристова гонение время, странствуемое согласие, множайшим еретикам уподобиша. За такое разумение чему повинни, яви от писания?

Сии согласия, разнствующе мудрованием, и свое содержание спасительнейше всех извествующе, неединомудрственных не обнадеживают спасение получити, а крещение вси сии друг от друга за православное приемлюще, мнози-бо учители в самовольстве обретаются, главнейшим не покоряющеся, крестят и кают и настоятелей запрещают; и вси сии согласии един от другаго приходящих малым неким исправлением или единем началом приходящему к ним извествуют духовную благодать прияти: Не повинни-ли они по суду церковных правил паки покрещеватися?

В сие последнее время не можно житие свое от насилия вражия управити в вере, чего ради мнози людие, в познании древняго благочестия суще, зде в Ярославской стране и в самом граде, еже мню и по прочим странам быти обаче зде множае видится, таков разум имуще: кому уж близ дверей смертных быти, то первее он или она по­требует к себе духовника от Никонианския церкви, той-же пришед, исповедав его, или ее, причастит и маслом пособорует; потом-же паки от староверцев крести­теля призывают, мня от него всю скверну Никонианскую отмыти, прием-же исправление (крещение) скрывают е, яко ничто-же суще, да не како познано явится: тако и по крещении устрояют сыны Великороссийския церкви разумети, а с ними и креститель он согласная исполняет и вся своя исправления тьмою неведении покрывает и по крещении тело отдается на погребение скверному Антихристу: сие творимо видится в Феодосеевых и в Филипповых. Таковое кре­щение вменится-ли в крещение, яви от писания?

Убо в настоящия последния дни сея Антихристовы прелести, кий путь спасительный сущим в вере прообразовася? Пространный-ли, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах и стяжаниях попечение имети, или-же тесный, нуждный и прискорбный, еже не имети града, ни села, ни дому?

Надсловие. Егда приял еси от Бога талант, да не скрыеши его и сии наши вопросы разреши достоверными от святых писаний свидетельствами и тем да упразднится сумнение.

 

 

(Выписка из послания Евфимия к Московским старцам. 1787 года).

 

Апокалипсичный (глав. XIII) зверь есть Царская власть; Икона его — власть Гражданская, тело-же его — Духовная.

В имени Патриарха Никона число зверино 666. Ибо он по гречески в бельцех Никитiосъ (н=50, и=8, к=20, и=8, т=300, i=10, о=70, с=200) речеся. При нем совершилось падение Вавилонское, т. е. всемирное отступничество от Православныя веры, чрез введение везде богохульных, книг его (в Цветнике Евфимия он именуется Лжепророком, предтечей Антихриста. Апокалипс. гл. XIII. ст. 5, 6, XVI, 13).

Прииде же и последний враг Божий, чувственный Анти­христ, на великороссийскую седе державу, поплени вся храмы Божия, пусты сотвори вся церкви Христовы.

Кто убо есть скверный оный чувственный Антихрист? Не инаго мню, разве Петра перваго1 врага же Божия последняго; о нем бо ясно св. Кирилл Иеросалимский рече: во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира сего Антихрист.

В начале бо указных повелений своих рече: мы, Божию милостию, Император понеже (с ним) в еретическом провозглашении и диявол провозглашается.

Яко-же бо в Сатане число имени его знаменает Титин2 (т = 300, и = 8, т = 300, и = 8, н =50) 666, тако и в Петре властительное имя его Император тоже показует 666. Понеже Петр не прият на ся царскаго имени; восхоте по римске именоватися император, а в Римлянех оное импе­раторское именование без м состоится, якоже то показуют троязычные буквари, сиречь иператор (i = 10, п = 80, е = 5, р = 100, а = 1, т = 300, о = 70, и р = 100). Почислив обое Титин и Иператор узриши (в том и другом): 666.

Начатие скверныя печати онаго чувственнаго Антихриста, налагаемой на телех человеческих (Апок. XII, 9) от начатия оным императором народныя описи знаменает быти. Понеже до сей описи человецы свободны беша. Он же описавшийся народ в груду собра; хотя его во власти своей удержати, по реченному Ипполитом (Рим. папой): Антихрист соберет расточенные люди.

В оной описи по сатанину велению, в двойный, по расколу, оклад записатися повелевает.

Для народнаго описания посла чувственныя бесы, глаголавшия повсюду о нем, яко о Боге своем: царь велий явися всей земли, — и ложное отступническое Никоново учение православным быти проповедавших. Проклятую же мерзость запустения Православием нарицати отнюдь не возможно.

И по реченному: тогда беззаконный вознесется сердцем и соберет бесы в образе человечи и сотворит из них себе начальники, будет жесток, гневлив, нагл, лют, яр, нестроен, страшен, ненавистен, мерзок, мучитель лукав воззовет гласом крепким: кто силен, якоже аз, кто Бог велий, разве мене, и чувственнии беси его, по Ипполиту, возглаголют повсюду: царь велий явися ... приидите, видите крепость его и силу, сиречь: диаволя власть полная, егда сей враг поплени последнее наследие Божие Российское царствие, тогда наречеся царь быти всей земли, его же разсыльщики чувственные бесы проповедаша крепость его и силу величе­ства полномощную: новый Бог дает вам вино, богатство многочисленное и честь, роскошное и славное житие, плоти угодное, а не путь Господень указует нужный и прискорб­ный, ведущий в царствие небесное, но закон новый, разслабляющий, плотолюбивый, пьянственный, раскольный, свинский. По Ипполиту: тогда даяния чести и богатства, балы, пиры и всякия роскошныя прохлады, взаимныя воздравствования.

После описи 1722 года потребова подписки: дабы записавшиися в двойный оклад, по расколу, своей раскольниче­ской прелести ни кого не учили и книг древних не дер­жали, яко прелести и соблазну учащих, которой подписки, мню, никто-же избежа тогда, кроме Поморских отцов.

Прославляя он своего новоявльшагося Димитрия Ростовскаго Чертотворца, глагола: православия учителю, раскола искоренителю. Но вникните в его Богохульную книгу — розыск и познаете: яко наченших последовати святым старопечатным книгам раскольниками за еретиками нарече, зане, по откровению Богослова (Иоанна) из единых его уст исходящие духи, яко жабы (Апок. XVI, 13); вси они в едином лице змиевы гадины познаваются быти, им-же всем глава седмиглавый змий. (Апок. гл. XVII, 3).

Учредив с хитростию запасные хлебные магазины, льстец он дает малыя снеди печати3 ради тоя скверныя. Подобно сему зверю издала указ Анна Ивановна в 1731 году. Сему-же подобится и дщерь того ПетраЕлизавета: в 1745 году того-же зверя расширяя уста вещает: Благочестивейший Государь Император Петр Великий ко обращению гибнущих душ на путь спасительный многая употреби тщания в 1714 и 1716 году соизволив повелеть: раскол описать и положить в оклад, дабы осмотряся и уразумея свободно, к пути спасительному прибегнути.

Такожде и в указе (Императрицы Елизаветы) 1744 года сказано: как называются, так и пишутся ложно старовер­цами, каковое название до раскольников, яко до недоверцев крайне не принадлежит: ибо они не в дальних весьма временах от праваго пути и древней святой церкви сами отщепились. Подобно-же в 1745 и 1764 г. взыскуемы быша повсюду потаенные раскольники, сиречь знаменашиеся двуперстным знамением.

Сим отступническим именованием онаго Антихриста обоготвориша православным быти, внегда он преобрати святую Богодухновенную книгу Псаломскую, в Богохульную нарицая4 тех, кои знаменают, себе двуперстным креста знамением, арианами, македонианами, несторианами и армя­нами проклятыми: Сицевый хульный глагол на Христа Бога за оное владычнее знамение! проклятием и анафемою сын Геенский он облагает их!!

В предоброй же книге избранной от св. Отец, изданной при царе Михаиле Феодоровиче, в благочестии сиявшем и закон Христов добре хранившем, еретиками и раскольниками названы Римляны и Латины, Лютеры и Калвины, (их-же обычаи он введе, см. цветник Евфимия).

Того ради не повелено оному льстецу и гонителю повиноватися и покорятися воле его; слушаяй бо повелений онаго чувственнаго Антихриста слушает самаго Сатаны.

Спасется лишь непокоривыйся мучителю; до самаго дне суднаго непокоривым быти Антихристу повелено.

Покорившиеся-же ему (вышеприведенному указу 1722 года) трижды отреклись от Христа, ибо назвавшись раскольниками, Никона отступника со всеми последова­телями правыми быти разрешиша, ересь его оправдаша, и весь собор святых с самим Господом осудиша, сиречь его учение похулиша. У нечестивых бо просиша, дабы им позволи веру Христову прияти, яко некую куплен­ную рабу.

Святый-же Кирилл Иерусалимский не могущим против врага стати бегство проповедует имети, глаголя: Страшливии да бегут, того ради достоит таитися и бегати, или с ним на брань вступити, по тому же Кириллу.

Тем же и Пророк рече: сеете в тлю семена ваша, всуе, страждуще, труждаете нивы ваша (т. е. всуе теперь трудитесь), созиждут грады и не имут пожити в них, насадят винограды и не имут вкусити от плода их и вина их испити.

Благодать-же духовная одождяет сердца человеческие матки содевая (т. е. главных (наз.) коноводов сектаторских, каков был по 1792 год Евфимий, каковы теперь Никита Семенов, Федор Иванов и другие).

                

 

В послюр паниисовокуплены:

 

а) Взыскание (исповедь) состоящим под властию Антихристовых жрецов.

1. Не просил-ли еретическаго попа, чтоб записал в церковныя книги, что ты был у исповеди и тайны принимал?

2. Не давал-ли чада своя крестити еретикам, или умерших погребати?

3. Не называл-ли еретика отцом духовным, не заставлял-ли его молебнов пети, не призывал-ли на молитву к новорожденному?

4. Не давал-ли на церковное строение, не посылал-ли в еретическую церковь масла, свечь и прочим не помогал-ли?

б) Суждения Евфимия о тайных раскольниках.

Обоя успех: и раскольником писатися и за попами укрыватися. Сии прилагающиеся Великороссийской церкви чада и вне Бога быти, исповедающе диявола, антихриста, от Христа отреклись; представляя злочестивым, по отпетии, трапезу, подчуя их и кланяясь, отцами их нарицают: "покушай, батюшка", егдаже дерзость их поукротися5 и не начаша их в домы к себе пущати, тии и сами не возымеша к ним ходити; точию во время праздник, своих, егда они нечестивии к дому их приидут, толкуще у врат или у окна, глаголюще хозяина дома и глаголя: давайте нам за Святость, или за праздничный молебен; они-же износят к ним, яже кто может, яко за святыню и моление: хлеб, пироги, каровай, ов жито, а ин деньги и кланяющеся отходят; вся сия отступническия зрятся быти.

Еще некая вещь действуема зрится и в записных и крыющихся. Некоторые в познании веры находящиеся, мняще Антихриста обманути, егда приключится час смертный, тогда призывают духовника прежняго от Никонианской церкви, иже пришед исповедает, причастит и маслом соборует6 и награжденный отходит; за этим-же призван бывает и староверческий учитель и за дверьми обретаяся, смотрит, кадь воды приготовив и егда той отшед, он абие приступая приглашает недужнаго в кадь; он-же, отлагая крещение, глаголет: погодите, ожидая легкости, тогда приглашая крестити, егда самая смерть знак показати хощет, сирячь зрак изменится, уста заградятся, язык умолкнет, дух начнет заниматися; егда же окрестит, тело его отдает тому-же Антихристу, у того-же духа лукаваго благословение взяв погребати, ов яве действие свое испол­няет, другий-же скрытно.

Кая есть нужда умирающему тело сатанино ясти и кровь змиеву пити? ради домашних сице исполняется, дабы по смерти дом его не был разграблен ...

Сего ради просит попа о благословении могилу копати, яве благословение приемлет от духа лукавого; в них-же (попах) он пребывает преисподний. Выкопав могилу просят они духа лукаваго о погребении, он-же упорствует, ругаясь яко над раскольником, тоже с великим прошением и покорностию молят, вручающе ему ов пять рублев, ин десять и сице едва убедят его; он-же пришед гордый князь, несет тело к храму своему и вернии ему споследуют до гроба; по погребении за труды благодаряще ему отдают: сице они в покорности духовным властем пребывают. А ему-бы крестителю, яко главе, младенцу оному (т. е. укрывающемуся за попами) довлело самому его погребати и со еретики его не равняти, и крещение свое, данное ему не тлити, зане равняяйся еретиком — еретик есть, рече Григорий Богослов.

 

 

Выписка из Цветника Евфимия.

 

1. Образ зверя (Апокал. гл. XIII, 14) сотвори патриарх Никон, его-же Лжепророком, заступником и предтечею Антихристовым писание нарече, зане он, по принятии престола Патриарша, в трею летех, егда правоверен ся творя, присно беседуя с Сатаною, поучаем им о низло­жении древняго благоверия, еже како св. книги отложити, а вместо их своя новая начертав, церквам всей России предати, и егда улучи царя в том согласна, яко-бы во исправление лучшее тыя привести, обольсти его; ему-же повелевшу абие напечата их церквам и монастырем, во исправление службы, действуем бесовскою силою губи­тельною, разсылати тыя нача по всем Епархиям, и аще кия и не хотяще, обаче приемлюще я, службу по них совершаху, кроме Соловецкия обители и прочих малых. Сице образ зверя сотвори он лжепророк и уготова царя непоклоняющияся ему избивати, еже и бысть в Соловецтей обители отцех, их-же тогда до 500 братий горькою смертию жития сего лиши посланием войска на обитель.

2. Никониане последняго Антихриста по Апостолу грядущаго ждут, яко-бы еще не прииде, не по писанию бо изыскивают вещь. Понеже с 1666 лета (год собора и введения исправленных книг) другому Антихристу последнему уже не сказуется быти на земле, но всех со онаго числа (лета) льстец прельстит и смутит и от правды отведет.

3. Имя бо Антихриста 666 (Апокал.). Он был на 1000 лет связан (гл. XX, 2); посем развязан и сие власть Рим­скую являет; возвратися бо на 1-е свое возлюбленное место и нача отступление папежено, егда исполнися 1555 лет бысть отступление Унитов к папе, иже предтеча Антихристу наречеся, а по исполнении 1666 лет наста день Христов, день брани с диаволом; при Антихристе бо с самем сатаною братися имут, иже и воцарится по Ефрему, во всем мире.

4. Св. Кирилл Иерус. ясне изобразил глаголя ибо, рече, во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира сего Антихрист. Самого-бо Петра во оно время назва сатаною, но Петрово отвержение Господь молитвою исправи.

5. Св. Ефрем рече: егда последний Антихрист приидет, ничто-же заповедает истинно или здраво, но вся ложна, и законопреступна, и Богопротивна.

6. Император нашиваше на плещах их (раскольников) козыри червленные с словами "е" "р" "от" (еже есть: еретик, раскольник, отступник) и наложил на них двойной оклад за отвращение от святой его церкви.

7. Обаче егда священная бывают под властию ратных, по слову Никона Черногорскаго, перестают быти священна сице глаголет он-же, погани и царством земным владеют и места святыя обдержат, но верою Христовою един царствующий Христос Бог владеет.

8. В последнии дни, по Св. Мефодию, над всеми 4 ча­стями мира восцарствует диавол ... и непрестанно будет искати работающих Господеви. Тогда и пустыня овдовевшая от жителей своих будет; тогда напишут вся пределы земныя ... и камение и плодове земные и труды и потове длительны ... и приносимая святым и злато и сребро и камение честно ... и вознесется сердце их, дондеже не воспросят от мертвых дани ... и пустыня овдовеет своих жителей пуста имать быть спасаемых ...

9. Не явственне-ли таковое Антихриста одержание являет быти в 1-ю опись народную, егда 1 император описал всех человек и разделил их на разные чины ... им-же размежив землю, леса и воды, даде я в наследие комуждо их, откуду и дань потребовася от умерших ... и паче посылати в пустынныя места оных властей своих губительных искати безмолвных работающих Господеви, киих прежде благочестивии царие почитающе и принося к ним потребная, благословение от них приимаху ... он-же иде-же обретая их грабленник им сотворися ... мучаше и смерти предаяше.

10. Абие исправися змий седмиглавый в полности он быти, его-же нарицают диаволом и сатаною. Главы-же его являют быти седмь смертные грехи, ими-же он сам осьм царствующ в человецех: 1-я глава его — зависть, 2-я сребролюбие, 3-я блуд, 4-я чревоугодие, 5-я гордость, 6-я гнев, 7-я небрежение, и таковыми главами своими он черный и десяторогий, пожре тогда покоршихся ему, им-же выну поучавшимся житию пустынному, начемшим нощеденствовати и советоватися о языческих обрядах, как домы строити, купли деяти и торги распространяти и имение наживати и прочия страсти мира сего. Кая-же тогда взакони той император, обычаи его и доныне исправляются, со всякою строгостию хранятся наблюдаеми.

11. Паде, паде град великий Вавилон: зане от вина ярости любодения своего напои вся языки ... Вавилон всего мира смешение, Вавилон Антихриста тело, т. е. все послушающи его. Нецыи глаголют раскольнических и потаеных раскольников не принимать и книг противных правому Св. церкви мудрованию, как печатных, так и письменных отнюдь не держать ... Сице оный зверь не токмо посрамня проповедание спасаемых раскольническою прелестию, но и Св. Богодухновенныя книги оглаголуя рас­кольническими, прелести и соблазну учащими зрится, а свою еретическую церковь святу Богохульно рече быти, но аще бы он не изрек хулы оныя на правоверие, не бы убо спаслася всяка плоть: вси бо впали-бы в его прелесть яко во мрежие рыбы.

12. Егда бо оный Император запрети сие, тогда он седмиглавый исправися в человецех (т. е. явился во всем величии семиглавом, см. п. 10) и воцарися на земли; понеже егда, при описи, раздроби народ на разные чины и расположи дань подушную, потом-же и землю размежева и купечествующих отдели, да не причаливается им седмигривенный, и сим разделением яко язычников содея, друг на друга ратоборствовати, межи бо яко границы чуждым землям устави, аже комуждо глаголати свое: Сей-же глагол Св. Златоуст проклятый и скверный нарицает; глагол: мое от диавола, рече введеся; вся вам общая сотворил есть Бог.7

13. Отнеле-же, егда тако удержаны врагом человецы при имениях своих, яко-же мравия неусыпно тщание возымеша, как большая собрати и сего ради оттоле начаша бывати обманы, неправыя меры, неистовые весы, и во всякую вещь неудобные примесы; родишася божбы и клятвы, жаждательства имения, ненависть, зависть, вражда и драки и междоусоб­ныя брани до свирепства, обиды до грабительств, все сие онаго ради запрещения и разделения: кому оный император надели много, кому мало, иному-же ничего-же дав, токмо едино рукоделие имети повеле.

14. Реченный Кириллом гордый князь мира, во имя Симона Петра Антихрист, егда переписал народ и взаконил Богопротивные обычаи, тогда воцарися вполне, дотоле бо подобен бе Князьку8 некоему, потом-же полчетверта лета царствовав, скончався в лето 1715 Августа дня, устроив оному мысленному Антихристу дом царствующий, повелев указом 1722 г. в 5 день Февраля признавать объявленнаго им наследника.

15. Гордость же, по Кириллу, не от иного чесого рож­дается, точию от богатства, яже император оный введе и почти им-же и диаволе строение в синаксари изъявляется в неделю мясопустную, идеже приводится апостольское слово: тогда открыется сын беззакония и пагубы во всякой силе, знамении-же и чудесех, иже кто церкве его (см. п. 11) удаляяся бегает, тот еще не поклонился Антихристу, сие блазь есть: токмо немощи ради своея сице глаголют; яко же бо царство Христово внутрь нас, и Бог истиною царствует в нас, егда ничто-же мирское царствует в нас, душа бо свята, по псал. 46, престол Божий есть, и по Макарии, ум наш престол Божества мнится, сего ради и рече: да не на престоле Божии диавола посадит: тако на сем престоле Божии поселяется оный враг, егда ум склонится вниманием на вещи суетныя, зане Господь в суетных не пребывает, ниже на ня призирает, по пророку. Почему он Князь мира сего, и наречеся Царь Вавилонский.

От лета 7220/1712, егда первым императором счинися опись народная, тогда он нача повсюду искати беглых, коего иску прежде не было, аще и мнози быша по пустыням скитающиися отцы и близ неверных властей пребывающе, обаче таковаго злейшаго их иску и гонения не бе; где-же непрестанно содея враг всюду искати: онех бегствующих мира хватати и связав в темницах заключати, дондеже покори в область свою темную, ни стараго бо и измозжалаго остави на воле своей спастися ... сего ради и подвиг спасаемым оттоле претерпевый до конца спасется.

Зверь-же Антихрист наречется, тело его всех отступников знаменает быти, по подобию тела Христова, якоже тело Христово, вси правовернии людие, по Апостолу, сказуются, тако и тело того зловернии людие нарицаются. Обаче тело его на 3 части делится: на образы, телесы демонстии и трупы мертвые; образ зверин являет гражданская власть, у ней же вси человецы в покорстве состоятся, иже бо властелем сим покорится зверю и образу его, сиречь диаволу поклонится, зане оный зверь диавол есть, неотступно во образе своем пребывающ. Телеса демонская яве духов­ная власть изначала разумеется, яко-же глаголет св. Ефрем: прием бо безстудный власть, демоны послет во вся концы земныя, яко да проповедят всем яко велик царь явися со славою; се бо телеса демонская в проповедницех, его заключишася, зане демони видом черни суть. Мертвая же трупия весь общий народ оказуется: зане во время царства Антихристова повсюду по вселенней будут мертвых трупия лежати, рече св. Ефрем. Понеже и душа мертва глаголет быти тогда, егда пусту оставит ю дух святый, а егда вовсе Бог оставит, абие место оно бесом жилище бывает, рече Златоустый.

Указом 1722 г. повелел всех раскольников обязать сказками, с подтверждением лишения имений и ссылкою на галеры, да будет сам токмо (записавшийся в оклад) в расколе, другим-же о той раскольнической прелести разговоров и учения, не токмо посторонним, но и в одном доме живущим никому отнюдь не произносить и никакими способы к ней не привлекать, учителей человек от блуда родится и все сатанино действо подымет и угодит людем и Божественная писания пройдет и посту навыкнет, и пар проповесться и (яко сын девки Еврейския) возлюбит Еврейский род и во Иерусалиме уставится и церковь их воздвигнет, приидут тогда, по Даниилу, Енох и Илия и проповедающа людем не приимати его; сей-же ем их умучит, и главы отсечет, благочествовати-же извольшии далече отбегнут, их-же в горах обрет с бесы искусит, умаляет-же ся семь лет онех ради избранных, и глад будет велик яко потребитися вмале убо всем. По сих-же яко молние пришествие Господне будет.

16. Воклисти-же, любимцы, слово: егда он удержав народ в мирском смущении и мятежи, путь-же Христов спасительный загради, обыкоша человецы чудитися и похваляти, чтобы он ни соделал: колико благ он и благоразсудителен; но вся его знамения чудительная ложна суть и не полезна душе, зане и православный мир его тма и Вавилон и Египет и двор христораспинательный и прелюбодейца наречеся.

17. Оный-же император введе и почти сии нечистоты, сиречь три страсти: стяжание богатства, самолюбие и сластолюбие. А еже во Иерусалиме устанится и церковь жидовскую воздвигнет, то о сем в Апокалипсии писано: сядет он, рече, в древней жидовской церкви, обновив ю, и творяся яко Бог, сим знаменается похищение им духовныя власти, яко неподобательное ему, подобное Иозиеву похождению. Сядет бо, рече, в церкви: первоседательство его являет быти, творяся яко Бог: бози-же всякое, патриарси глаго­леми суть, а церковь собрание (Синод) оказуется, яко же и пророк рече: возненавидех церковь лукавствующих и с нечестивыми не сяду: сице и глаголема церковь есть собрание лукавых и нечестивых.

18. И зде еще разумне вонмите вещь: егда бо оный император умысли Елинские и Латинские и прочие языческие законы устаменяти, яко се: брады брити, платье немецкое носити, власы растити и плести косы, банты привязывати, петли на шеях имети, пукли связывати и лаверж салом намазывати, и мукою главу припутривати и табак носом пити, и устами курити, и со псы из единых сосудов ясти, и всякую давленину и звероядину употребляти, и прочая тако поганская деяти, а древние останки благочестивых обычаев до конца истребит — исполнися реченное; и глад будет велик.

19. Тогда убо прежде сего ону преимущую надо всеми власть упраздни, сиречь патриарше лице отстави, яко хотяще в намерениях онех языческих дел ему препятствовати и состави Синод, сиречь собрание к разсуждению совокупи: четырех бо Екзархов, поборников себе, в такое-же присутствие тогда избра, папежскаго отрода сущих обливанцев и табачников и усоподсекателей: Стефана Рязанскаго (Яворскаго), Митрея Ростовскаго, Федосея Новгородскаго и Смоленскаго шляхтича; сам-же в них 5ой седе, в лице онаго патриарха разсуждати духовная: и се являет сидение его в церкви жидовстей, жидовство бо не ино что сказуется, точию иде-же истиннаго учения Христова не приемлют: тамо бо его распинают. И тогда убо оная духовная власть ничто же нача без повеления его действовати, яко-же и ныне видимо есть: вся бо воля, отъяся от духовных гражданскою властию; не могут бо воспретити и отлучити от своея церкви ядущих в посты и в постные дни мясо и имущих жен наложниц, или в операх творящих беснование на воскресные и господские праздники, всуе бо о постех и воздержании и целомудрии и прочем проповедают.

20. А еже обновляет он жидовскую церковь, есть сице: понеже при оной патриаршей власти, яко-же древне правовернии, от всякаго неподобнаго удержавахуся отлучением и наказанием, запрещахубося и епитимиею обличахуся грешащии и сие тяжко бремя отступником-бе; он-же абие пришед тако седе в церкви их и даде слабое и легкое им житие имети, еже вне онаго наказания и запрещения им быти; эпитимство бо оно и отлучение упраздни, и каждаго, аще и зело тяжки грехи на исповеди сказующаго, причащати своим агнцем повеле. И се знаменает обновление церкве жидовския, яко-же бо Иудеом оный закон токмо в догматех соблюдеся, сей вся остави древние обычаи до конца и истреби и отложением казни церковныя каждаго понуди приити во вся страсти и грехопадения.

21. Илия-же и Енох суть обличники Никоновы ереси: Павел епископ Коломенский, протопоп Аввакум,9 преподобнии отцы Соловецкие и прочии многочислении, коим оный император ово гортань оловом заливая, ово-же уста кляпами забивая, да не проповедают слова поучающе люди, к нему во область не впадатися. Иным-же проповедником слова отсече главы: сиречь веру отъя во Христа Бога, глава бо верным есть Христос и вера.

22. У Никониан крыж в лице креста Христова состоится, несть бо се крест еже в сложении перст, но тайна св. Троицы и двойственное смотрение Сына Божия испове­дается онема двема перстома, яко-же графиею некоею или тростию предаша нам св. Апостоли, а св. Отцы на своих челех начертовати крест Христов и на нем распятаго в двою естеству исповедать; двема бо персты Сын Божий преобразуется в двою естеству, пострадавый на кресте, кто убо крест сей не истово изображает; не возносит руки на чело, живот, правое плечо и левое, той по сказанию большаго катихизиса, имать прияти на чело свое и на десную руку свою Антихристову печать: идеже бо света лишение, ту бывает тме пришествие.

23. Св. Андрей истолкова: начертание даемое зверем на челе и руце, согласие с противными словом и делом в мудровании и отступлении. Вступившие бо в оклад раскольническ — Антихриста обоютвориша его правоверна, себя-же зловерных и отступников нарекоша быти.

24. Мнози-же ныне именем раскольник, яко безчестным и церковию отверженным нарещися ужасаются, чесо ради не хотят и объяти себе сказкою: (заметка на краю: Федосеи и Филиппоны).

25. Егда доносят, яко он сица (такой-то) не приимаше таин, тогда не хотя оставити дому и разлучитися с домашнии, идет еще и поневоле и причащается: не едино-ли тело с ними (Никонианами) бывает? Егда некто от них речет: ты раскольник, во церковь не ходишь, таин не принимаешь; он оправдая себе, глаголет: аз в церковь хожу, вся тайны ея приемлю, есть-ми отец духовный и имя мое в книгах написано: сим сравнением, аще и по всему христианин есть, творит себе еретика.

26. Несть того видети в писании, егда бы познав истину человецы, у нечестивых властей своих спраши­вались да позволят им веру Христову имети, но содеяша бо веру во Христа раболепну! Вы-же (Федосеевцы и Филипповцы) егда во 2 и 3 ревизии требовасте, да позволят вам ону имети, безстудное и скверное дело сие являет быти. Имя бо Христово преславно и свято пачеже и Христоименито есть: сего ради и мы Христовы люди нарекохомся.

27. Сам Бог пророкам бегати заповеда, глаголя бежите от среды Вавилона сиречь мира сего. Иже-бо восхощет друг быти миру враг Божий бывает (Иак. Лествич. гл. 14). Сего ради и Христос Сын Божий в последния дни, не оглядываясь назад, яко жена Лотова, от прелести мира бегати повеле.

28. В той день пришествия Антихристова сый на крове, еже есть на высоте добродетелей, да не слазит, ниже ослабеет ... не домовное и стяжательное тогда житие, но кроме быти глаголет писание.

29. Защитников вражиих — змиевых Св. Даниил Митрополит нарече лукавыми бесы и самем сатаною, зане достояние им за своего владыку старание имети.

30. Созерцайте убо окрест себе, и разумейте кто есть Христораспинатель, и узрити всякаго того быти, иже со еретики любовь и мир и совокупление имать.

31. Пишут лжеправедницы, яко речено в писании: у Даниила владеет вышний царством и ему-же хощет дает е; у Исаи: тако глаголет Господь Бог помазанному своему Киру (неверному); у Ап. Павла: несть власти аще не от Бога ученены суть, Михаил Князь Черниговский царю Батыю Татарскому сице исповеда: тебе, царю, вручено от Бога царство и нас десница вышняго покорила есть; подобне и Александр Князь Невский тому-же Батыю поклонися: понеже, рече, Бог почти тебе царством, Св. Ап. Петр рече: повинитися царю, яко обладающу, Князем, яко от него посланным, не токмо благим и кротким, но и строптивым, и паки Ап. Павел: всяка душа властем предержащем да повинуется; в ветхом завете: Св. Даниил рече: царю во веки живи и проч.; в новом Св. Феодор Стратилат царю Диоклитиану глагола радуйся царю Божественнейший, и инии святии многочисленнии иноверных властей хулити не дерзаху, чему последующе и Поморские отцы нынешним властем покоряхуся и честным титулом оных, аще и неверных во ответех своих нарицаху; писано бо есть; Князю людей твоих да не речеши зла, яко-же и Апостол к Фирсту начальнику глагола: о дер­жавный Фирсте и пр., чему и нам последовати долженствует и почитати власти, аще и иноверныя подобает.

32. Разумейте, любимцы, неприличность к сему времени повестей лженеправедных: в начале бо Евангельския про­поведи всюду бе власть языческая, а зде еретицы богохульнии обладаша и они тогда, языческие властителие, слуги токмо диаволи нарекошася, зде же о самом сатане по числу его (666) состоит слово и не в покорение к нему святии верных утверждают, но на брань побуждают: сице бо кто слышится силен быти да борется с Сатаною.

33. Они пси адстии, новыми своими книгами Господа Исуса присно лают, нарицающе проклятии, чертом, демоном, Навуходоносором мысленным и прочими хулении; тако и крест его трисоставный (из певка кедра и кипариса по реченному в 60 гл. Исаии), злословяще нарицают раскольническим и Брынским — и все святое Богодуховное писание осудиша еретическим и анафемом предающе, и тако оных сынов гнева Божия пророк не вежливыми словесы почитати я, но яко врагов истине повелевает ненавидети, глаголя ненавидящия тя, Господи, возненавидех, совершенною ненавистию возненавидех их, бо враги быша ми. Слышите, что глаголет св. Даниил Митрополит: буди ревнитель по Господе Бозе, не попусти еретиком хулити Христа Бога. Яси и пиеши с ними, покрываеши и заступаеши; како христианин наречешися ? Ни какоже, но паче лукавый бес и самый сатана.

34. По Св. Кириллу Иерус., аще кто достигнет времен после 1766 [1666? -И. К.] года на брань с самим диаволом даже до 2-го пришествия Христова, глаголет бо: аще кто слышется силен быти, да борется с сатаною, не ослабляя церковных жил, страшливии же да бегают. И паки Ипполит (папа Рим.) глаголет: блажени, иже тогда воздвигнутся на мучитиля ... самого Антихриста попрут со победители будут и Св. Ефрем рече: он прескверный не престая будет иский всех сущих на земли и в мори помышляя тако: яко воцарился есть, кои вещи и лице действующа есть насто­ящаго времени избытия прияша (сбылись), яко удержательство беззаконника в мятежи суетном и иск его непрестанен есть крыющихся от очию его и на непокоряющихся лютое наводит томление, яко Князь мира каждаго влекущь под власть свою, и от спасительнаго пути отверзающ и с оною владычицею мира блудити понуждающ: то по сему вся­кому разумно есть, яво верным кроме его покорения (т. е. непокоряться) являет быти, понеже мир он суетный и при благочестии Вавилон и Египет и двор Христораспинательный и тма его и любодейца наречеся и бегати его заповедася. Сего ради запрещает писание таковому льстецу и гонителю покорятися, не покоривыйся бо мучителю спасется. Сей-же гордый князь мира о сребролюбии пещися понуждает: явст­венна его погибель состоит.

35. Наконец бежав от Антихриста должно перекре­ститься (не пременно в реке). Вси бо иже во имя сатаны погружаются, обличаются в студ и срамоту и кто в Анти­христову купель слазить — не водой измывается, но яко в кал главня омочается и выходит из нея и скверней и смрадней.

 

 

Изложение из разных божественных писаний откровения св. Иоанна Феолога и в книге Бароней, писано из книги Кроника Латинскаго, собрание о истинном крестном знамении и о противном знамении.10

 

Верну уба сущу не подобает колебатися и влаяся умом, но да предания Отец крепце держати, якоже прияхом креститися и благословляти — в деснице слагая пять перстов: Великий и мизинец со средним, конце вкупе, являют триипостасное божество Отца и Сына и Св. Духа, указательный-же и великосредний вместе, един мало наклонен, являют Христово Божество и человечество, возложение же на главу— ум нерожденный, Отец Сына роди прежде век вечных; возложение на пуп — сошествие его в утробу девичу; на десное плече — вознесение и со Отцем соединение и праведных одесную стояние; на левое плече — грешных осуждение и вечное мучение и по сем поклонение на землю адамово падение, возклонение означает возстание возстанием Христовым, — еще повелеша персты слагати пастыри, Отцы и учители наши Мелетий Антиохийский Епископ, Петр Дамаскин, Максим Грек; еще же бывый в Москве Собор поместный при царе Иоанне также повелевает креститися и благословляти пятию персты по вышеписанному. На Соборе том быша знаменоносцы руские наши св. Гурий Смоленский, Варсонокий Тверский, а после Казанский Чудотворец, Филипп Соловецкий Игумен, иже бысть Митрополит. В Москве писано сие в книге Стоглав при Царе Иоанне; а еже креститися тремя персты большим и указательным и великосредним, се есть древняго Фармоса, отступника и еретика, Папы римскаго мудрование его со диаволом: он тремя персты крестился и людей благословлял, и по нем бывый седмый Папа Стефан, ревнуя по благочестию, выкопав его Фармоса поругал, повеле перст един отсещи и вергнути на землю и раступися земля и бысть пропасть велия; таже повеле другой отсеще и вергнути и изыде огнь из бездны; та-же и третий и бысть смрад лют во граде; он-же повеле и тело Фармосово повергнути в Тивер реку. Затем, сложа персты по преданию благословив и бысть земля по преж­нему. Писано сие в летописи, и книге о вере, и в книге Бароней; еще-же и Гречанам слабым и безумным предал вор безымянной иподиакон, ему-же имени несть,11 он написал им: крестися тремя персты в Троицу пребеззаконную, о ней-же свидетельствует Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Змий, зверь и лживый пророк, сиречь змий — диавол, зверь Антихрист и царие злочестивые, а Лживый пророк — учителие нечестивые. Как отступник древний Фармос папа Троицу сию исповедует в трех перстах, Греки и наше христианство, такоже крестятся и благословляют некако странно пятию персты развращенно по преданию врага и адова пса Малаксы Протопопа. Обе тайны пребеззаконны суть, крестятся 3-и персты не исповедуют вочеловечения Христова, а благословляют 5-ю персты, все триипостасное божество отмещут, по Ипполиту и Ефрему Сирину, скверный и мерзкий образ на чело возлагают: скверный — три перста, а мерзкий — пять персты, слогом рещи: печать Антихристова на главе, и на животе и на плечах; у запечатлевшаго их бывает ум темн и мрачен, не разумевает таковый истины церковной, омрачася злей погибают; того ради блюдитеся, правовернии, сея скверныя печати, да не со диаволом осуждени будете в тартаре преглубоком, а иже неведением впал в сию проклятую костелянкалвинскую ересь или страха ради Иудейска и мук бояся, таковый да кается пред Богом, плачася падения своего и Бог простит такова в сей век и в будущий и наше благословение на таковых буди во веки и в будущем веце честь наша с таковыми равна, у Христа Сына Божия. Аще же кто любит сию треперстную ересь и всем сердцем прилежит к ней — жив уловлен во диаволю волю отстать и покаятися не ищет и не хощет, таковый седмию вселенскими Соборами да будет проклят. Правоверных же да милует Господь Бог и спасет, яко благ и человеколюбец. Пианый кровьми святых на червленном звере ездит разсвирепев, имея чашу в руце своей, полну мерзости и скверен и подносит хотящим сего пития, без ума всех творит испивших из нея, сирячь из трехперстныя ереси; ей Бога свидетеля сему поставляю: всяк крестивыйся тремя персты изумнен бывает, аше пятию персты начнет знаменатися, без покаяния чистаго не может на первое достояние приити, жестокая просыпка пившему чашу сию треперстную ересь, и аще малаксино благословение на чело возложат так и вовсе спят, не проснутся и до суднаго дня; горе убо христианам и нехотящии понять, силою на чело возлагают, а челове­чество не мощно и по писанию семя тля во всяком лежит и не хотя омрачится и уступит ради спасения своего, подклонит главу свою к печати сей, ов страха ради, ин зазрения, как не принять: царица в златой чаше подносит, сиречь кардинал или ин кто уставит развращенно, да еще и царь тут же или Игемон на горе присматривает; горе христианом: не пить чаши во огнь ввергнут, а пить ее скверную — ввержену быти в огнь вечный и плачь нескончаемый, писано бо есть: возшумит юдоль вся пла­чевная страшным скрежетанием, видящи вся согрешившая и вечнующим мукам подвергаемыя: воскреснет все чело­веческое естество трепеща, добрая содеявшии радуются, согрешшии-же трепещут плачуще: страшно-бо судище, братия моя, на нем же вси обнажени станем: несть помо­щника тогда, несть предстоятеля, кийждо от своих дел прославится или осудится. Не пейте-же, братия, пития из чаши той скверныя, а хотя и бить станут и жечь, но что лучше сего, с мученики в чин, со апостолы в полк, со святители в лик, победный венец, сообщник Христу, Святей Троице престолу предстоя со Ангелы и Архангелы: а во огни зде потерпеть аки оком мигнуть: дерзай и не бойся: до пещи той страх, а егда в нее взойдешь, тогда и забыл вся; егда-же загорится и ты увидишь Христа и Ангельския силы, — он благословляет и силу подает Божест­венную, не тяжко уже бывает тогда, но яко восперната душа туды-же со Ангелы улетает яко птица попархивает, рада, что из темницы той вылетела, до того глаголющи: изведи из темницы душу мою исповедатися имени твоему, мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне и выплакала: темница горит в пещи, а душа яко бисер, злато чисто взимается со Ангелы выспрь, в славу Богу и Отцу, Сын Божий и Святый Дух возносят ю в безконечные веки. Аминь.

 

 

Примечания Синицына:

 

1 Добивались в этом имени найти число 666; но как из Петр Первый выходило 680, из Птръ Првый 670, из Птра Прваго 664, то попытку эту и выбросили.

2 Изуродованное слово Сатана, как Никитос из Никита, Иператор из Император, чтоб вышло число 666; иначе из Сатана выходит 553, из Никита, по Гречески ...., 589, из Император 706.

3 Казенная печать на билетах к получению хлеба.

4 В предисловии к Псальтыри.

5 Значит раскольники некогда были более покорны, но от уступок сделались после самонадеяннее, упорнее, и своевольнее.

6 Ныне уже почти никто из них не причащается, отзываясь после исповеди дурнотой и пр., а соборование маслом считают конечным Антихристовым запечатлением, котораго не смоет и крещение, почему никто не соборуется.

7 На этом основании странник Василий (Иван) Петров завел общину на Коммунистских началах, по которым личное имущество адепта об­ращается в пользу общины, а никому не дозволяется иметь собственности.

8 По объяснению одного бывшаго странника, это и значит 2 рога: один царский, другой императорский.

9 Сличи л. 1 и 2.

10 Из Цветника, представленнаго М. В. Д. 6 Июня 1852 года.

11 Дамаскин, живший в Москве, котораго слово о духовном кресте (в Скрижали) принято за отвержение видимаго креста и знамения крестнаго.