РАЗБОР НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛОВ ПЕНЗЕНСКАГО СОБОРА.

 

СТИХ 1-й.

ВЫ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, НА СВОЕМ СОБОРЕ, БЕЗ НАШЕГО ПРИСУТСТВИЯ НАС ЗАВИНИЛИ И ОБЪЕРЕСИЛИ.

 

ВОПРОС.

ГДЕ И КОГДА ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕДАЛА И УЗАКОНОПОЛОЖИЛА, НЕ ПРИСУТСТВУЮЩАГО НА СУДЕ МОЖНО СУДИТЬ ПОЗАОЧЬ, ПОТРУДИТЕСЬ ПРОЧИТАТЬ НАМ ЭТО ПИСАНИЕ.

 

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА ЧРЕЗ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО, НЕ ВЕЛИТ СУДИТЬ НИКОГО БЕЗ ПРИСУТСТВИЯ ТЕХ ЛИЦ.

Труды Вас. Вел. кн. 2. лист 218 об.

Не подобает осуждать никогоже прежде, нежели в присутствии его всеприлежно вся о нем изследована будут, ащебы и многие на него были доносители.

А вы нас не позвали на собор, значит, вы преслушали церковь.

А кто преслушает церковь, те по святому евангелию: мытари и язычники Матф. зач. 75.

Следовательно ваш собор был, ничтоже иное как только язычники и мытари. А если по вашему не так, то прочитайте писание, где велит, это правило Василия Великаго не выполнять.

И еще скажем: Василия Великаго не слушать, по Феодору Студиту, таковыя не слушают святаго духа и не покаряюся Христу.

Часть 2, письмо 164, стран. 425.

 

СТИХ 2-й.

ВАШ СОБОР ПРОТИВОПОЛОЖНО ПОСТУПИЛ ЗАКОНУ БОЖИЮ, ВОТ ЧТО В НЕМ ГОВОРИТСЯ:

Евангелие поуч. в нед. 50-ю, лист 158 оборот.

Глагола Никодим к ним, иже пришедши к нему нощию, един сыи от них, еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет что творит.

В толкован. лис. 159.

Аще закон не осуждает прежде слышати и разумети, ониже осудиша Христа прежде слова и разумения, преступиша веде воистину закон.

Выше: лис. 158 об.

И закон убо проклял есть преступающих закона.

А ваш собор не последовал этому закону который сказал: Закон не судит человеку, аще не слышит от него прежде, и разумеет что творит. Следовательно вы поступили, не по преданию закона а вопреки закону. За что вместо благословения клятву от закона получили.

А если этой клятвы на себя вы не принимаете, то прочитайте писание, где указано этому закону не следовать.

 

СТИХ 3-й.

ПОД РУКОВОДСТВОМ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА СОБОР НЕ ПОСЛЕДОВАЛ ВСЕЛЕНСКИМ И ПОМЕСТНЫМ СОБОРАМ.

1-й ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ПРИЗЫВАЛ АРИЯ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ.

Кн. Златоуст в неделю 7-ю по пасце, поучен. св. Иоанна Златоуста, на собор Св. отец 318 сшедшихся на Ария еретика, лист 229.

Видев же царь Церковь возмущену Арием, повеле созывати всея вселенныя епископи, и скоро снидошася в Никею, идеже Арий приведен бысть, со единомысленниками своими. И снидошася отвсюду епископи 318, и седоша с царем. Приведоша же Ария и его други на собор и повеле царь Константин первее Арию глаголати.

 

И 3-й ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ПРИЗЫВАЛ НЕСТОРИЯ.

Деяния вселенских соборов. том 1, стр. 124.

 

 И 4-й ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ПРИЗЫВАЛ ДИОСКОРА.

Деяния вселенских соборов. том 3. стран. 304.

 

И св. апостол правило 74, кормчая греческая, стр. 135.

Епископ от людей вероятия достойных обвиняемый в чем либо, необходимо сам должен быть призван епископами.

 

И Карфагенскаго собора: правило 28, в толковании Аристина, стр. 445.

Епископ обвиняемый кем нибудь, должен быть призван грамотами, явится для защищения себя пред синодом, которому подчинен.

Здесь соборы ясно и очевидно законоположили вызывать на собор виновнаго. А Александра Васильевича собор не последовал этому законоуложению, нас не потребовал на собор а позаочь судил и ересил.

С таких то соборах, которыя не следуют прежде бывшим соборам, вот что в Кормчии на листе 641, говорится:

Последуяи же прежде его святым соборам, той собор свят есть. не последуяи же прежде его свят. соборам не свят но и сквернен и отвержен.

Следовательно по словам преп. Никона Черныя Горы, твой собор, Александр Васильевич, сквернен и отвержен.

А если вы свой собор не признаете скверным и отверженным, то просим вас, покажите нам правила, где сказано, что этим вышеписанным правилам, не должно следовать, а просто позаочь судить и ересить.

 

СТИХ 4-й.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ НЕ ПРИНИМАЕТ ТЕХ СУДОВ, КОТОРЫЕ ЗАВИНЯЮТ ПОЗА.. (нрзб.)[позаочно?].

Книга его. 3-я. письмо 201 [196(204)], лист 236 оборот.

 

Не судите, да не судими будете (Мф.7, 1); и: не осуждайте, да не осуждени будете (Лк.6, 37). Поистине братие! Ежели можно исцелить наши прегрешения, то для чего он не повинуется учителю церквей, который говорит: обличи, запрети, умоли (2Тим. 4, 2);  если же неисцелимо есть беззаконие наше, то для чего в лице нам несопротивляется, и, обличив наши беззакония, не избавляет церкви от нашего вреда. И так не принимайте сквозь зубов произносимаго на нас укорения. Ибо сие и всякая отроковица с мельницы учиняла бы; или из простых кто сказал бы с преимуществом, у которых язык ка..ощрен(нрзб.)[изощрен?] на всякое укорение. Но суть епископы: да призовутся к слушанию. Есть причет при всякой Божией церкви, да соберутся искуснейшие. Пусть говорит с дерзновением хотящий так, чтобы обличением было говоримое, а не укорением. Да и представит пред глаза тайное мое нечестие. Но и тогда да не ненавидит, но да и исправляет как брата: Ибо мы грешники достойны паче сожаления святых мужей и безгрешных, нежели негодования.

Ежели в вере есть погрешность, то да покажется нам сочинение: паки праведнии и общии да судит: да прочтется погрешность: да рассмотрится не по неведению ли паче обвинителя погрешностию быть кажется сочинение, нежели оно само в себе есть подозрительно.

Василий Велик. повелевает судиям повиноваться апостолу Павлу, который заповедует: обличи, запрети, умоли. А Александр Вас. этому закону не повиновался, и в лице нам не сопротивлялся, и не обличил наше нечестие. А просто позаочь судил и ересил.

Таковых судей, Василий Великий уподобляет отроковице с мельницы, сквозь зубов произносимой укорения.

Если же вы Александр Васильевич не желаете эту нискость принять на себя, то прочитайте святое писание, который святой отец повелевает апостола Павла не слушать и Василия Великаго презирать, а просто по вашему позаочь винить и ересить.

 

 

СТИХ 5-й.

КТО НЕ СООБЩАЕТ НИ ПРОТОКОЛА, НИ ОБВИНИТЕЛЬНЫХ ЖАЛОБ, А ПРОСТО СУДИТ СО ОДНОЙ СТОРОНЫ, ТАКОВЫИ ЕСТЬ ЗАКОНО-НАРУШИТЕЛЬ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ТАКОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ НИКОГДА НЕ ДОПУСКАЛОСЬ ДАЖЕ В МИРСКИХ СУДАХ.

Твор. Иоанна Златоуста. кн. писем к разным лицам. письмо 1, к Иннокентию, стран. 9.

Если же эти закононарушители вздумают теперь предъявлять какие-либо обвинения, по которым несправедливо извергли нас, не сообщив нам ни протокола, ни обвинительных жалоб, даже не указав, кто нас обвиняет, то пусть составится неподкупное судилище, и мы готовы судиться, защищаться, и доказать, что мы невинны в том, что на нас взводят, как и действительно невинны; теперь же сделанное ими совершенно несообразно ни с чем, ни с законами, ни с церковным каноном. Но что я говорю о церковном каноне? Такой несправедливости никогда не допускалось даже в мирских судах,  скажу более: ни в каком варварском судилище; конечно, ни скифы, ни савроматы, никогда подобным образом не произносили приговора, выслушав дело только от одной стороны, в отсутствие обвиненного.

Здесь Златоуст говорит, если кто выслушивает дело только от одной стороны в отсутствии обвиненнаго. Этот суд противоположен церковным канонам. К такой несправедливости /глаголет Златоустый/, не только в мирских судах не допущается, но даже ни варвары, ни скифы, ни савроматы, никогда подобным образом не произносили такого приговора. Итак по Златоусту, Александра Васильевича собор не только нарушил все церковные законы, но даже безсловеснее поступили варваров. А если не принимаете на себя варварскую безсловесность, то прочитайте, яко над Златоустом таковаго суда не было и позаочь его не судили и Златоуст никому о том не писал.

 

СТИХ 6-й.

Деяния вселенских соборов, том 1, стр. 237.

Ибо суд не имеющии в основании ничего каноническаго, или справедливаго, есть ничто иное, как ругательство.

Следовательно под руководством Александра Васильевича собор, позаочь объересил нас, ничто ино сотворили, а как только поругалися церковным правилам и всему божественному писанию.

 

---------------------------

 

РАЗБОР НА ДЕЯНИЯ СОБОРНЫХ ЗАСЕДАНИЙ,

БЫВШАГО В ПЕНЗЕНСКОЙ СТРАНЕ, в 7421 ГОДУ, МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ, С 1-го по 6-е

ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ПРЕИМУЩАГО СТАРЕЙШАГО АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА.

 

На этом месте прочитать деяния соборных заседаний, лист 1-й.

Здесь в предисловии деяний соборных заседаний, названо наше учение, неправо и новоизмышленное, и относящееся к заблуждению и ересям.

 

ВОПРОС.

ПОЧТЕННЕЙШИЙ СТАРЕЦ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, ПРОСИМ ВАШУ ЧЕСТЬ, ПРОЧИТАЙТЕ НАМ НАШЕ НЕПРАВОЕ И НОВОИЗМЫШЛЕННОЕ УЧЕНИЕ, КОТОРЫМ МЫ ВОЗМУТИЛИ ВСЕ ПРЕДЕЛЫ.

 

ОТДЕЛ 1-й.

 

ПИСАНИЕ ЗАТМЕВАЕТ.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОРА МИХ.

И прочее, прочитать всю графу.

ПИСАНИЕ ПРОСВЕЩАЕТ.

 

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМ. СТАРЕЙШ.

И прочее, прочитать всю графу.

 

Здесь прочитать христолюбческую просьбу, в начале деяния.

 

СТИХ 1-й.

БЛАГОЧЕСТИВИИ ОТ ПИСАНИЯ ПРОСВЕЩАЮТСЯ, А ЗЛОЧЕСТИВИИ ОТ ПИСАНИЯ ОМРАЧАЮТСЯ.

 

Маргарит, предисловие, лист 1.

Елико благочестивии христолюбцы с прилежанием прочитающе ю, просвещаются, и пользу приемлют, толико злохитрии богопротивницы, с презорством и завистию слышащии, омрачаются и повреждаются по писанному: Вам честь верующим, а противящимся камень преткновения и камень соблазна.

Ибо здесь сказано: елико благочестивии от писания просвещаются, а злочестивии от писания омрачаются. Обаче мы не дерзаем винословить, яко святое писание злочестивых омрачает, не писание их омрачает но злохитрость и коварство омрачает. Так сказано и в просьбе, что обширность и глубина святого писания не всегда служила людям к выяснению истинны. Ибо не глубина святаго писания служила к затемнению, а соблазны. Потому что, эти люди, святым писанием злохитро свои соблазны оправдающе. Вот эти злохитрецы и затмевают истину. Как примерно и Александр Васильевич, устроением паровой мельницы и торговлей, соблазнил нашу православную церковь. И в свое оправдание приводит из церковной истории, монастырския мельницы: но этим не выясняет истину, а только затмевает так как не по времени эти истории приводит.

 

СТИХ 2-й.

 

Сказано во евангелии, ко учеником своим: Яко вам дано есть разумети тайны царствия небеснаго, онемже не дано есть. Мафея зач. 51.

Чтоже, неужели одним открывает Господь тайны а от других закрывает? Никакоже. Понеже лучи своея благодати Господь желает открыть всем человеком равно. Но противницы не достойни суще знать Христовы тайны, им не дано есть. Сего ради и сказано: вам дано, т. е. верующим, онем не дано, то есть врагам истины.

 

И евангелие поучительное, неделя 21, лист 290.

 

СТИХ 3-й.

 

И паки в толковом евангелии. Симеон Богоприимцем речено, к Марии Матери Его. Се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и во знамение пререкаемо.

Поучен. на Сретение Господне [Поучит. евангелие], лист 485 оборот.

Ибо и здесь сказано, сей лежит на востание: но не всего рода человеческаго, глаголет но многим: Неужели пришел Господь на землю, не Весь род человеческии спасать? Никакоже. Понеже со стороны Христа Спасителя весь мир прииде спасать. А по избытию вещи, одни только верующии спасаются, якоже глаголет в большом соборнике, лист 635 оборот.

Аще ли не весь видимыи мир спасеся, за еже не вси человецы веруют, ниже все заповеди соблюдают, не помышляяй, яко еже днесь ложно спасение миру еликоже видим; по воле же Спасителеве весь мир спасеся, за всех бо Христос умре и воскресе, по избытии же вещи, едини веровавшии и заповеди сохранивше спасение получиша.

Слово 2, на святую Пасху Григория Богослова, стих 1, в толковании.

Ибо и в толковании на это место глаголет: на падение убо неверующим лежит Господь, на востание и исправление верующим.

 

СТИХ 4-й.

БЛАГОВЕСТИЕ ПРОПОВЕДУЯИ, И ПОГИБАЮЩИМ, НЕ СУТЬ ВИНОЮ.

Беседы апостольския, лист 1186, ст. 15.

Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибаемых.

Аще бо спасается кто, рече, аще ли погибает, благовествование свою добродетель имущее пребывает. И яко же свет аще и помрачает, немощныя, свет есть, аще и помрачаяй, и мед аще и горек есть недугующим, сладок же естеством есть: тако и благовествование благоуханное есть, аще и погибают неции неверующе. Не егово бо дело есть погибель, но онех неблагоразумия. И симже наипаче благоухание его является, аще ним разтленнии и злии погибают. Темже не точию от благих спасения, но и от злых погибели показуется егова добродетель. Зане и солнце понеже зело светло есть, сего ради наипаче язвит недужных зраки. И Спас на падение многим есть и на востание, но обыче пребывает Спас сыи, и безчисленным падающим. И пришествие его большей муце предаде неверовавших, но обаче пребывает спасительно сущее.

Здесь во апостольских беседах, говорится, аще спасается кто от благовестия или погибает, обаче евангельское благовестие, не суть погибели виновно. Яко же бо и свет аще и помрачает немощныя, свет невиновен больному. И мед горек есть недугующим, но естеством своим сладок есть: тако и благовествование благоуханное есть аще и погибают неции неверующе. Но евангельская проповедь невиновна погибели но онех неблагоразумие, аще ним /т. е. святым евангелием/ растленнии и злии погибают. Так сказано и в просьбе что обширность, глубина святаго евангелия не всегда служила людям к выяснению истины, а не редко и к затемнению ея. Ибо глубина святаго писания, не служит к выяснению истины, точию тем, когда люди стремятся святым писанием оправдать свои поступки. Так Александр Васильевич свой поступок, т. е. мельницу, оправдывает писанием, которое допущено было во время благочестия, а в настоящее время, антихристово царство это историческое писание, православному христианину, кроющемуся от антихриста, неуместно указывать, в защиту своих поступков. Ибо это будет противоречить пророческому писанию, которое пророчествует: тогда оплевавше гражданския плища и смятения, и мирския сласти в пустыню всякия злобы, в плодоносное же всякия добродетели жительство побегнут /Апокалипсис, зачало 33, лист 119/. Следовательно Александр Васильевич этим историческим писанием, истину пророческаго писания затемневает. Которым предсказано, все житейския вещи оставить, и бежать от антихриста.

 

 

СТИХ 5-й.

 

ЯКО НЕ ОСВЯЩАЮТ КНИГИ МЕСТО, НО СКВЕРНО ТВОРИТ СХОДЯЩИХСЯ ПРОИЗВОЛЕНИЕ.

Кн. Маргарит, слово 1, на июдеи, лист 60 оборот [74-?].

Самое убо се тех нечестивейших изъявляет, еже с таковем произволением книги тыя держати. Ниже бо толику достойни бышя были оглаголанию, аще небышя пророков имели. не бышя тако нечисти были, и скверни аще небышя книги прочитали. Ныне же всякоя суть лишени милости, яко проповедники истинне имуще. и к самем онем и ко истинне сопротив стоят вражебною мыслию. тем же сего ради паче суть скверни и нечисти, яко пророки имуще, супостатныи к тем стяжашя нрав. /Ниже: лист 61[75-?]/. И да навыкните, яко не освящают книги место, но сквернено творит сходящихся произволение. /Ниже: лист 52[76-?]/. Не писания глаголю,  да не будет. она бо мя к Христу приведоша. но нечестие их и неистовство еже ныне.

Здесь Златоуст июдеев винословит, за то, что они пророки имели, и книги читали. если бы не имели пророков, и книги не читали не быша тако нечисти были. Ныне же всякия суть лишени милости, за то самое что читали пророческия книги. и неужели виновны пророки и святыя книги иудейскому нечестию? Никакоже. Понеже пророческия книги святыя и благодатныя. Следовательно, Златоустыи не самыя пророки и книги винословит, а иудеев. так как с произволением злым пророческия книги читали. Так примерно и в просьбе сказано, что писание затемневает, не писание самое затемневает а соблазнители, с произволением злым писание читают, и тако истинну затемневают.

 

СТИХ 6-й.

 

ЗЛАТОУСТЫИ НЕНАВИДИТ СОНМИЩА, И ЗАКОНА И  ПРОРОЧЕСКИХ КНИГ.

Маргарит, слово 4, на иудей, лист 110 [134 об.-?].

Что убо рцы ми, понеже диявол провеща от писания, убо освятишалися ли ему уста, несть рещи сего. но пребываше еже бе диявол; чтоже ли бесове. понеже проповедаху и глаголаху, сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения. убо сего ли ради во апостолы тех вочтем; никакоже. но подобне тех отвращающеся пребываем и ненавидяще; таже глаголы убо произносимы не освящают. книги же ли лежащии освящают? и како убо имать се слово /ненависть сонмища и закона, и пророческих книг/. Сего бо ради наипаче ненавижду сонмища: понеже закон имать и пророки и множае то ненавижду ныне, нежели аще ничтоже сих имело бы.

Ниже: на обороте.

Сего ради и аз ненавижу иудеи /понеже закон имут, и закон убо имуще/ яко закону досаждают, и с тем грубейшая прельщати, начинают.

И здесь Златоустыи не самих иудеев ненавидит, которыи по образу и по подобию Божию, самим Богом сотворени, и ниже закона и пророческих книг гнушается, но тех самовластныи прелестныи ум ненавидит. Но только Златоустыи в переносном смысле на первостепенном месте, прелесть постави. По этой самой причине сказал: Ненавижду Иудей и закона и пророческих книг. Так точно в переносном смысле и христолюбцы в просьбе выразились: что глубина писания затемневает, но не глубина и писание затемневает, а кто недобросовестным умом писание читают, они то писанием истину и затемневают.

 

СТИХ 7-й.

ЛЕСТНО ИЖЕ ПИСАНИЕМ ЗАКОНА ПАДАЮЩИИ РОД ИЗРАИЛЕВ.

Каноник 70-й, канон Петру и Павлу, песнь 3, тропарь 2-й.

Плотски июдеи по плоти помышляюще писания, писанием падают, отпадают же паки и Духа истинны, мы же сих оставивше, мудрствуем духовная.

Триодь цветная, среда 4-я недели по пасце, лист 369 внизу.

Ибо и здесь порицает не закон самый, лестный но лестно иудеи его читали, и по плоти писание разсуждали. Сего ради писанием падают. Так точно и в просьбе не самая глубина писания затемневает, а плотски писмо читают, эти письмом падают.

 

СТИХ 8-й.

Благовестное евангелие Луки, зачало 51, лист 100.

В той час возрадовася Духом Исус, и рече, исповедаютися отче Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси сия младенцем; ей, отче, яко тако бысть благоволение пред тобою.

В Толковании. Благодарит убо отца, яко укрышася таковая таинства, от премудрых фарисей и от ритор ... от мнящихжеся мудрых и разумных, утаи таинство; ей, отче, благодарствую тя, яко тако изволил еси.

 

СТИХ 9-й.

Иоанна, зачало 43, лист 207 оборот.

Да сбудется слово Исаии пророка,.. ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся и исцелю их.

В Толковании, лист 208 оборот. Егдаже ли слышиши, яко ослепи очи их и окаменил есть сердца их; не мни тако в просте благия Бог творит, злыя же ни; но Божие оставление до конца, слепоту разумей.

 

СТИХ 10-й.

Апостол, зачало 101.

Якоже есть писано, Иякова возлюбих, Исава же возненавидех ... Моисеови бо глаголет помилую, егоже аще помилую. И ущедрю, егоже аще ущедрю ... Глаголет писание фараонови, яко на истое се воздвигох тя, яко да покажу тобою силу мою ... Темже убо егоже хощет милует, а егоже хощет ожестит.

Апостол толковой, лист 376, от толкования Анастасия Синайскаго.

Мне мнится, мню же и Богу, яко не самый сатана, дерзнет рещи, яко егоже хощет, Бог спасает, а егоже хощет погубляет ... Рекше проуведе Бог непреложение фараоново и ожести сердце его, яко да поженет Израиля и потоплен будет. Проуведеже правое Иеремиино, и пронарече его от утробы и освятив пророка. Проуведе же нечестие содомлян и сотвори их сосуды безчестия в пожжение, проуведе покаяние Павлово и пронарече его сосуда избраннаго.

 

СТИХ 11-й.

ЕРЕТИКИ ПОЛЬЗУЮТСЯ СВ. ПИСАНИЕМ ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ СВОЕГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ОНИ РИЩУТ ПО ВСЕМ КНИГАМ БОЖЕСТВЕННАГО ЗАКОНА.

Книга преподобнаго Викентия Лиринскаго, стран. 45, глава 25.

Теперь может быть, кон. острых зубов.

 

СТИХ 12-й.

ЕРЕТИКИ ГОВОРЯТ, ПИСАНО БО ЕСТЬ, ПРЕДСТАВЯТ ТЫСЯЩУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ЗАКОНА, ИЗ ПСАЛМОВ, ИЗ АПОСТОЛЫ ИЗ ПРОРОКОВ.

Викентия Лиринскаго, стран. 48 внизу.

И если кто спросит. Конец. людей простодушных.

 

СТИХ 13-й.

АРИЙ И ЕГО ЕДИНОМЫСЛЕННИКИ ПРИКРЫВАЯ СВОЕ УЧЕНИЕ ПИСАНИЕМ.

Деяния вселенских соборов, том 1-й, страница 20-я.

Они /ариане/ не сказывают. Конец. на наше благочестие.

 

СТИХ 14-й.

АРИЙ БРОДЯ ПО ВСЕМУ ПИСАНИЮ, И СТАРАЕТСЯ НАЙТИ СМЫСЛ НЕЧЕСТИВЫЙ.

Творения Епифания Кипрскаго, часть 4, стр. 144.

Потом Арий снова гоняется за изречением бродя по всему писанию, и старается найти смысл нечестивый а не такой, какой имеет божественное писание; недугуя страстию к изысканиям и словопрениям, которыя направлены не на что либо полезное, но во вред самому себе, и тем увлечены им в заблуждение.

 

СТИХ 15-й.

НЕТ БОЛЕЕ ЛЕГКАГО ПУТИ К ОБМАНУ, КАК ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТ СЛОВА БОЖИЯ.

Книга Викентия Лиринскаго, стран. 47.

Итак, всякий раз. Конец. Слова Божия.

 

СТИХ 16-й.

ЕРЕТИКИ ПОЛЬЗУЮТСЯ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ, КОТОРОЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТ ПИСАНИЕ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, ОНИ ОБЫКНОВЕННО ПРИНИМАЮТ В БУКВАЛЬНОМ.

Творения Епифания Кипрскаго, часть 4, стр. 177.

Ловя в каждой книге писания прекрасно и правильно сказанныя слова, подобно морским разбойникам, которые уродуют здоровыя тела, они пользуются свидетельством которое часто употребляют писание в переносном смысле. Сказанное в переносном смысле они обыкновенно принимают в буквальном, а что говорится в буквальном, и прямом смысле, то понимают аллегорически в отношении к духовному лицу.

 

ВОПРОС 1-й.

ВО АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, БЫЛ ЛИ ТАКОЙ ЗАКОН, ЕСЛИ ПРЕИМУЩИЙ ЧЕМ ЛИБО СОБЛАЗНЯЛ ЦЕРКОВЬ. И ПОСЛАНА БЫЛА ЕМУ ПРОСЬБА, УНИЧТОЖИТЬ СОБЛАЗН. ПРЕИМУЩИЙ ИМЕЛ ЛИ НА ЭТО ПРАВО, У ПРОСБЫ СВЕРХУ СОЮЗЫ ОТНИМАТЬ И СНИЗУ СМЫСЛ РАЗРЫВАТЬ. А ОСТАЛЬНОЕ НАЗВАТЬ НЕ ПРАВОЕ. И ЭТО ЗАВИНИТЬ И ОБЪЕРЕСИТЬ? УКАЖИТЕ НАМ ОТ СВЯТЫХ ПРАВИЛ. А ЕСЛИ НА ЭТО НЕ ПРОЧИТАЕТЕ ПИСАНИЕ, ТО ВЫ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, ПОСТУПАЕТЕ ОБЫЧАЕМ ЕРЕТИЧЕСКИМ. ИБО ЕРЕТИЦЫ СМЫСЛ РАЗРЫВАЮТ.

 

ВОПРОС 2-й.

ГДЕ НАПИСАНО В БОЖЕСТВЕННОМ ПИСАНИИ, ИНЫМ СОГРШАЮЩИМ, А ДРУГИМ ЗА НИХ ПРИНИМАТЬ ОСУЖДЕНИЕ, ПРОЧИТАЙТЕ ЭТО ПИСАНИЕ?

 

СТИХ 1-й.

ИСКАЖАТЬ СМЫСЛ, СВЯТОЕ ПИСАНИЕ ЗАПРЕЩАЕТ.

Выписки Агапова, часть 1, глава 2, стран. 38. Творения преподобн. Ефрема Сирина, часть 2, глава 4, стран. 61.

Но то что ему нужно было, он взял из писания то, что нужно им для своего соблазнительнаго учения и опускают то, что противоречит их заблужден. дабы сим образом ясно показать себя учениками этаго учителя.

Здесь святое писание в лицо Александра Васильевича ударяет. Так как Александр Васильевич (христолюбческую) нашу просьбу исказил, что в просьбе противоречило ему, то он опустил, а что ему нужно было, то завинил и объересил. Этим поступком, очевидно показал себя учеником этаго учителя, а если нехотите быть учеником этаго, Александр Васильевич, то ответь нам, на вышеписанный вопрос.

 

СТИХ 2-й.

Агапова, стр. 39.

Творения священномучен. Петра Дамаскина, книга 1, стран. 117, издание 2-е, Москва 1902 года.

Ибо если кто-либо искажает смысл Писания или порицает его, для того, чтобы утвердить свое знание, или, скорее, неведение,– нет на земли безумнее таковаго.

Ибо и этому писания Александр Васильевич тоже противоборствует. Здесь говорится: если кто искажает смысл писания, нет на земли безумнее таковаго. А Александр Васильевич как раз изказил христолюбческую просьбу, следовательно за эту дерзость нет на земли безумнее как Александра Васильевича, а если не так, то ответьте нам на вопрос.

 

СТИХ 3-й.

Агапова, стр. 30-1. Творен. Иоанна Златоуста. том 6, стран. 445.

Не достаточно сказать о чем нибудь, что оно написано в писаниях, и не должно прямо выхватывая слова и отрывая члены от тела боговдохновенных писаний, брать их отдельно и без взаимной их связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многия неправыя мнения, по действию диавола, который научает людей безпечных превратно толковать заключающееся в писаниях, и прибавляя или убавляя, помрачать истину, потому недостаточно сказать о чем нибудь, что это написано в писании, но должно читать в целой связи речи, потому что, если мы будем разрывать совокупность и связь изречений между собою то произойдут многия дурныя мнения.

Также и по сему Златоустаго писанию, Александр Васильевич за искажение смысла, христолюбческой просьбы по действию диавола, помрачил истину. Ему бы следовало читать письмо в целой связи речи, а он разорвал совокупность и связь изречений между собою. За это произвел многия дурныя мнения.

 

СТИХ 4-й.

ПРОТИВНИЦЫ ЯКО МЫШЬ ПИСАНИЯ ОГРЫЗУЮТ.

Маргарит. слово 3, о святом крещении, лист 351.

Яко мышь. Конец. и неистовство.

 

 

СТИХ 5-й.

Агапова, стран. 27. Деян. вселенских соборов, том 1, глава 4, стран. 32. Послание святаго равноапостольнаго царя Константина.

Злонамеренный толкователь поистине есть некоторый образ и подобие диавола.

Александр Васильевич, злонамеренно истолковал просьбу. Посему он принял на себя образ и подобие диавола. А если не так, то потрудись ответить на вопрос.

 

НА ВОПРОС 2-й.

 

СТИХ 1-й.

НЕПРАВЕДНО БО ЕСТЬ ИНЫМ СОГРЕШАЮЩИМ А ИНЫМЖЕ ПРИИМАТИ ОСУЖДЕНИЕ.

Евангелие поучительн. в неделю о слепом, лист 135.

Чада бо родителей ради неприемлют суда: неправильно бо есть иным согрешающим, и инымже приимати осуждение. И чадом ничтоже согрешающим, налагати прегрешения отча, неправедно есть. Глаголет бо пророк Иезекииль, не будет ктому притча сия глаголема, яко отцы ядоша терпкая, зубы же чадом стерпоша. Но жив Господь и жива душа моя, яко отселе не имать быти, иным согрешающим, инымже мучимым бывати, но согрешивый он мучим будет. И Моисеом же закон полагает Бог глаголя, яко не умрети имать отец чад ради, но душа согрешившая она и умрети имать.

Из прочитаннаго ясно видно, что чада родителей ради, не принимают суда. Глаголет бо, жив Господь и жива душа моя, яко отселе не имать быти, иным согрешающим, иным же мучимым быти, но согрешивый он мучим будет.

А под председательством Александра Васильевича собор, этому Божию закону не последовал, осудил нас не за наши письма и погрешности а единственно за мирскую просьбу, следовательно эти судии за неправедный суд оказались противницы законному Богу.

А если не хотите быть противниками Богу, то потрудитесь ответить на вопрос.

 

СТИХ 2-й.

И поучительное евангелие, в неделю 1 поста, лист 43 об.

И судии твои суд праведен да судят, и не познают лица сильнаго, и не приимут мзды. И праведно правду постигните и сотворите суд и правду, и избавите обидимаго, от рук обидящаго. И аще кто оправдает неправеднаго, праведнаго же не праведна судит быти, мерзок есть пред Господем.

И на этом месте святое евангелие тоже самое повелевает судиям праведный суд судити.

А судии Пензенскаго собора этому божественному суду не последовали, так как за христолюбческую просьбу нас осудили. К тому же и Ал. Вас. мельницу и ставропигию оправдали, а нас завинили. И вот за все это, эти судии сделались мерзски пред Господем. А если по вашему не так то ответьте нам на вопрос.

 

Итак, Александр Васильевич, за эти два факта, за искажение просьбы и несправедливый суд, за 1-е принял на себя образ и подобие диавола, а за 2-е оказался мерзок пред Господем.

 

ОТДЕЛ 6-й.

 

ПАСТЫРЕЙ НЕВЕДУЩИХ.

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОРА МИХ.

и прочее, прочитать всю графу.

ПАСТЫРЕЙ ВЕДУЩИХ.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМУЩ. СТАР.

и прочее, прочитать всю графу.

 

ОТВЕТ ЗРИ ТЕТРАДЬ ОПРОВЕРЖЕНИЕ НА 17 ЗАВИНЕНИЙ СПИРИДОНА КУЗЬМИЧА, 9-е ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЛИСТ 12-й.

 

ОТДЕЛ 8-9.

 

ДОМ УЧИЛИЩНЫЙ НЕ НУЖЕН.

 

 

 

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОР. МИХ.

и прочее, прочитать всю графу.

ВОПРОСЫ О ПРИЧИНАХ ПОСТРОЙКИ УЧИЛИЩНАГО ДОМА, ТОРГОВЛИ И МЕЛЬНИЦЫ МИРСКИМИ ХРИСТОЛЮБЦАМИ.

 

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМУЩ. СТАР.

и прочее, прочитать всю графу.

 

Здесь читать, как в царство антихристово следует жить, стих 1, 2, 3. Зри тетрадь 4-ю на Александра Васильевича.

 

ВОПРОС 1-й.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, ПРОСИМ ВАС, ГОСПОДА РАДИ СКАЖИТЕ НАМ, КОГДА МЫ УЧИЛИ ИЛИ ПИСАЛИ, ЧТО ДОМ УЧИЛИЩНЫЙ НЕ НУЖЕН, И ОТВЕРГАЛИ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТОВУ И НАЗЫВАЛИ ОНУЮ НЕЧЕСТИЕМ.

Зри отдела 8-го положение лист 7.

 

ВОПРОС 2-й.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ УКАЖИТЕ ТО ПРОРОЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ, КОТОРЫЙ СВЯТЫЙ НАПИСАЛ, ЯКО В ЦАРСТВО ПОСЛЕДНЯГО АНТИХРИСТА, ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХОВНОЙ НАУКЕ, НЕОБХОДИМО ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИЛИЩНЫЙ ДОМ.

Зри отдела 8-го, глава 2, лист 5.

 

На 1-й вопрос прочитать главу 1, лист 6.

 

 

 

 

На 2-й вопрос, прочитать из тетради 4-й на Александра Васильев. стих 4,5,6,7,8,9.

 

Здесь на нас очевидная клевета. За клевету наказание:

Зри цветник Александра Васильевича о клевете.

 

Здесь читать вопрос 15, отдела 8-го, лист 7 оборот.

 

Братие пророческое писание научает нас бежать из Вавилона и скыться от антихриста.

А Александр Васильевич учит строить мельницы заниматься, чтобы организовать просветительное училище, для обличения всему Вавилону. Из этаго ясно видно, что Александр Васильевич не верует пророческому писанию. А по суду Большого Катихисиса, лист 281 оборот: Аще рече отмещеши пророческая глаголы, то пророки камением побиваеши яко иудей. Следовательно Александр Васильевич за неверие пророческим глаголам, камением побил пророки, якоже иудей. А если сего не приемлите суда, то потрудись ответить нам на вышеписанный вопрос.

 

СТИХ 1-й

И в толковом апостоле на листе 189 об св. Кирилл Александрийский в толковании на 2 послание апостола Петра, говорит следующее:

Якоже убивающие пророки и апостолы, тако и отъемлющие словеса их, ученьми нечестивыми, и делы лукавыми. Злейши бо суть втории первых. Яко не ко онем точию согрешают, но и к хотящим спастися.

От свыше приведенных свидетельств, убивают пророки и апостолы, те, кто отвергает и извращает их пророчества*, организованием училища для обличения всему Вавилону. По словам Кирилла Александрийскаго, Александр Васильевич оказался злейши иудеев, яко не ко нем точию согрешил но и к хотящим спастися. А по толкованию Андрея Кесарийскаго, пророков проповеди возгнушаяся, равно со убийцами их мучим будет.

А если не так, то потрудись ответить на законописанный вопрос.

[* А Александр Васильевич как раз отвергнул пророчества, чрез вмешательство в мирския дела]

 

СТИХ 2-й.

И апокалипсис, лист 158 на поле.

Пророк проповеди гнушающиися, равно со убийцами их мучими будут.

 

 

ОТДЕЛ 10-й.

 

МИРСКИМ НЕ ТОРГОВАТЬ.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ Ф. МИХАЙЛ.

и прочее, прочитать всю графу.

МИРСКИЕ ТОРГУЮТ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ И ПРОПИТАНИЯ ХРИСТИАН.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМ. СТАРЕЙШ.

и прочее, прочитать всю графу.

 

Здесь прочитать наше 1-е письмо, писанное Генваря 28, зри книгу в 3-х отделах, отдел 1-й, лист 15.

 

СТИХ 1-й.

РАБОЧИЕ НА МЕЛЬНИЦЕ И В ЛАВКЕ, ОНИ ВСЕ ВЫШЛИ В СТРАНСТВО.

Зри отдел 1-й, лист 29, вопрос 8. лист 29 оборот, вопрос 9. лист 35 оборот, вопрос 27. лист 36, вопрос 23. лист 37 вопрос 1 и вопрос 2 и 3.

МИРСКИЕ ТОРГУЮТ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ И ПРОПИТАНИЯ ХРИСТИАН.

Здесь явная и очевидная ложь, пишет яко мирская торгуют и работают, а они вси оказалися странниками.

 

СТИХ 2-й.

На всех этих странников Александр Васильевич подаваемую милостыню от Понизовкина брал, по свидетельству Корнилия Петровича и Александра Григорьевича.

 

ВОПРОС.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ВЫ СЛЫШАЛИ ОТ НАС, ИЛИ ВИДЕЛИ НАШЕ УЧЕНИЕ, ЯКО МЫ УЧИМ И ЗАПРЕЩАЕМ В ЦАРСТВО АНТИХРИСТОВО МИРСКИМ НЕ ТОРГОВАТЬ И ВИНИМ СУЩНОСТЬ ТОРГОВЛИ.

 

СТИХ 1-й.

МЯСО И ВИНО ПО СУЩНОСТИ НЕВИНОВНЫ.

Апостольския беседы Коринфяном глава 8-я зачало 140, лист 765 стих 13.

И римляном глава 14 зач. 115 лист 435 ст. 21.

Зде апостол и Златоустый из них ни который не сказал соблазняющим, яко мясо и вино или ино что, по существу не виновно. Но апостол глаголет: аще брашно соблазняет брата моего не имам ясти мяса во веки. Такоже и Златоустый говорит: аще будет и вино, и аще ино что либо таково, соблазняющее освенийся. А мы соблазнились, о мельнице и торговле, и в просьбе убедительно просили и молили, Александра Васильевича прекратить соблазны, т. е. упразднить мельницу и торговлю. Но Александр Васильевич бывший учитель наш, не последовал вселенским учителям, Павлу и Златоусту. В пояснении завинил нас за просьбу, яко мы виним сущность торговли. Чрез этот его недобросовестный поступок, три законопреступления сотворил.

1-е. Церковь оставил в неисцельном соблазне.

2-е. Проповедует новизну.

3-е. Нас невинных оклеветал. А если не так, то отвечайте на вышеписанный вопрос.

 

СТИХ 2-й.

Здесь читать из его цветника

Такоже и здесь в доказательстве святых писаний, не убоялся Бога, ниже усрамился как православных христиан, так и христолюбцев ложно и кривосказательно приводить свидетельства и оправдываться. Поэтому за все его лжи и клеветы, по суду самого Александра Васильевича, и должен понести наказание клеветников.

 

ОТДЕЛ 11.

 

МИРСКИМ ХРИСТОЛЮБЦАМ НЕ ИМЕТЬ МЕЛЬНИЦЫ.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОРА МИХ.

и прочее все читать.

МИРСКИЕ ХРИСТОЛЮБЦЫ ИМЕЮТ МЕЛЬНИЦУ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ И ПРОПИТАНИЯ ХРИСТИАН.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМ. СТАР.

и прочее все читать.

 

Здесь прочитать письмо Африкана Максимовича, зри отдел 1, лист 3-4.

 

ВОПРОС 1-й.

ВО СВОЕЙ ОБИТЕЛИ ПРИ БЕСЕДЕ 21-го НОЯБРЯ, ВЫ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ГОВОРИЛИ: Я ВЫСТРОИЛ МЕЛЬНИЦУ ПО ПРЕДАНИЮ ФЕОДОРА СТУДИТА СВЯТОГО, И КТО НЕ ПОСЛЕДУЕТ АНАФЕМА. ПРОСИМ ВАС ГОСПОДА РАДИ, ПРОЧИТАЙТЕ, ГДЕ НАПИСАНО У ФЕОДОРА СТУДИТА ИМЕТЬ МЕЛЬНИЦУ, ЭТО ЕСТЬ ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ, И КТО СИЕ НЕ ПРИНИМАЕТ, ТОМУ АНАФЕМА.

 

ВОПРОС 2-й.

ЗДЕСЬ ВО ОТДЕЛЕ 11-м, МЕЛЬНИЦУ ПРИУРОЧИЛ МИРСКИМ ХРИСТОЛЮБЦАМ, А НА БЕСЕДЕ СКАЗАЛ, Я ВЫСТРОИЛ. ЭТО ДВУХСМЫСЛЕННОЕ ТВОЕ УЧЕНИЕ, ПО ЗЛАТОУСТУ ЕСТЬ ЗНАК ЗАБЛУЖДЕНИЯ. А ЕСЛИ НЕ ЖЕЛАЕТЕ ЭТО НА СЕБЯ ПРИНЯТЬ, ТО ГДЕ ТАК ПИСАНО, ЧТО ПРИ БЕСЕДЕ МОЖНО ПРИЗНАТЬ СЕБЯ ХОЗЯИНОМ, А ПРИ СОБОРЕ ХРИСТОЛЮБЦЕВ.

 

ОТДЕЛ 12-й.

 

ЧРЕЗ ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОРА МИХАЙЛ.

и прочее все читать.

ЧРЕЗ ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ ЗАПРЕЩАЕТ ДЕЛАТЬ, НО НЕ ВСЕ.

 

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМ. СТАР.

и прочее все читать.

 

СТИХ 1-й.

ВО ВСЕХ СОБОРНЫХ ЦЕРКВАХ ЭКОНОМ ОТ ПРИЧТА ДА БЫВАЕТ.

Кормчая славянская, 7-го вселенскаго собора, на 11-е правило толкование глава 18.

В коейждо церкви, подобает иконому быти от своего причта, по повелению епископа.

 

СТИХ 2-й.

ЭКОНОМА ИМЕТИ ВО ВСЕХ ЦЕРКВАХ ИЗ СОБСТВЕННАГО СВОЕГО КЛИРА, АЩЕ КОТОРЫИ ЕПИСКОП СЕГО НЕ УЧИНИТ, ТАКОВЫИ ПОВИНЕН БОЖЕСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ.

Кормчая греческая, 4 вселенскаго собора, правило 26, все, стран. 401, 250. и славянская кормчая.

 

СТИХ 3-й.

ЕПИСКОП НЕ ДОЛЖЕН ПОСТАВЛЯТЬ ЭКОНОМА РОДСТВЕННИКОВ ИЛИ СВОИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ.

Кормчая греческая, 4 вселенскаго собора, на 26 правило толкование Зонары, стран. 251.

Хотя власть, конец. монастырей.

 

СТИХ 4-й.

С СОГЛАСИЯ ВСЕГО СВЯЩЕНСТВА ДА НАЗНАЧАЕТСЯ ДРУГИЙ ЭКОНОМ.

Феофила архиепископа Александрийскаго, правило 10, стран. 552, и славянская.

 

ВОПРОС 1-й.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПОКАЖИТЕ НАМ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЕПИСКОПУ ЧРЕЗ ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ ДЕЛАТЬ.

 

ВОПРОС 2-й.

ЕЩЕ ПРОЧИТАЙТЕ И ТО ПРАВИЛО, КОТОРЫЙ СОБОР ПОСТАНОВИЛ, НАЗЫВАТЬ ЭКОНОМА ПОДСТАВНЫМ ЛИЦОМ.

 

Здесь читать из цветника Александра Васильевича.

Во главе 2-й ясно о себе доказал, что Александр Васильевич строитель мельницы. Ибо пишет во оправдание свое:

Что в предваршия православныя времена, и прочее читай там.

 

ОТДЕЛ 13-й.

 

УПРАЗДНИТЬ У МИРСКИХ ТОРГОВЛЮ И МЕЛЬНИЦУ.

 

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОД. МИХАЙЛ.

ЕСЛИ МИРСКИЕ ХРИСТОЛЮБЦЫ УПРАЗДНЯТ ТОРГОВЛЮ И МЕЛЬНИЦУ, ТО ПРЕКРАТИТСЯ СТРАННОПРИЯТИЕ И МИЛОСТЫНЯ.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМУЩ. СТАРЕЙШ.

 

СТИХ 1-й.

МЕССАЛИАНСКАЯ ЕРЕСЬ.

МЕССАЛИАНЕ УЧИЛИ НЕ ХОДИТЬ НА СОБОРНЫЯ ЦЕРКОВНЫЯ СЛУЖБЫ.

Кн. Никона Черныя горы, сл. 2, лист 15 оборот.

Евтихом же, Конец. молитися.

Мы когда учили чтобы не ходить на церковныя службы?

 

СТИХ 2-й.

МЕССАЛИАНЕ РАЗДРАША ЦЕРКОВЬ.

Никона лист 16.

Мы какую церковь раздрали?

 

СТИХ 3-й.

МЕССАЛИАНЕ ОТ СВОИХ ПОМЫСЛ УЧИЛИ А НЕ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ.

Никона, лист 16

Мы от своих помысл не учим.

 

СТИХ 4-й.

МЕССАЛИАНЕ ОТВРАЩАЛИСЬ РУЧНАГО ДЕЛА ЯКО ЗЛА. НАЗЫВАЛИ РАБОТУ БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО.

Кн. Матфея правильника, издание Овчинникова, лист 25, оборот.

Мы когда отвращались от ручнаго дела, яко зла? Кто может про нас свидетельствовать, яко учим называть ручное дело бесовское  действо?

 

СТИХ 5-й.

МЕССАЛИАНЕ МАНИХЕЙСКОЮ ЕРЕСИЮ НЕДУГУЮЩЕ, ПРИОБРЕТОША И ИНА СКВЕРНЕЙШАЯ. БЛЯДУТ БО ЯКО УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОТ БЕСОВ ДЕРЖИМ ЕСТЬ, И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВО БЕСОМ ПРИОБЩЕНО ЕСТЬ, И КРЕЩЕНИЕ НЕ СОВЕРШАЕТ ЧЕЛОВЕКА НИ ПОМОГАЕТ ЕМУ, НИ ПРИЧАЩЕНИЕ, НО ТОКМО ЕДИНА ГЛАГОЛЕМАЯ ОТ НИХ МОЛИТВА.

Кормчая, глава 39, лист 295.

Мы манихейской ереси, какой недуг имеем?

Мы когда учили яко ум человеческий от бесов держим есть?

И где сказали, что человеческое естество бесом приобщено есть?

И о крещении и о причащении, когда смущали кому, яко на совершает человека, и не помогает, но токмо прилежать единой молитве.

 

От сих данных, ясно видно, яко Александр Васильевич, и его собор, приуподобил невиновных нас еретикам мессалианам, по сказанию блаженнаго Иеронима, творения его часть 1 стран. 48, сами перестали быть православными.

А просьбы Александр Васильевич недобросовестно огрыз на подобие мыши, это свойственно одним только противникам церкви Христовой, т. е. еретикам, по сказанию вселенскаго учителя Иоанна Златоустаго. Кн. Маргарит, слово 3, о св. крещении, лист 351, 423.

 

СТИХ 6-й.

Здесь из цветника Александра Васильев.

 

 

ОТДЕЛ 14-й.

 

СОБЛАЗНЯЮТСЯ.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ Ф. МИХ.

и прочее все читать.

О СОБЛАЗНЕ НЕПРАВОМ. СОБЛАЗН НЕПРАВЫЙ.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМУЩАГО СТАР.

и прочее все читать.

 

 

СТИХ 1-й.

ЗАПОВЕДЬ БОЖИЯ. БУДИТЕ УБО МИЛОСЕРДИ, ЯКОЖЕ И ОТЕЦ ВАШ, НЕБЕСНЫЙ МИЛОСЕРД ЕСТЬ.

Кн. Священноинока Дорофея, слово 6, о заповедех Господних, заповедь 12, лист 28 оборот.

А Никон Черныя горы, глаголет, да некако виною заповеди странноприимства, от небрежения привнидет вред на душу.

Тактикон, слово 2, лист 20 оборот.

 

Обаче убо внимати подобает странноприимцу и опасство имети да не како виною заповеди странноприимства от небрежения привнидет вред за душу, якоже в божественной лествице глаголет: Яко странноприимству чревообъядение последует любви же блуд.

 

СТИХ 2-й.

ЗАПОПЕДЬ БОЖИЯ. ВЗАЛКАХСЯ И ДАСТИ МИ ЯСТИ.

Кн. Священноинока Дорофея, глава 6, заповедь 6, лист 28, оборот.

А Никон Черныя горы, глаголет: аще кто с небрежением творит заповедь сию ничтоже пользуется от нея. Но ина злое происходит. Того ради по апостолу, оставит эту заповедь.

Тактикон, слово 2, лист 22, снизу 6 строка.

 

И исполняются обдержительнии заповеди Господни глаголющая: взалках бо и дасте ми ясти, и странен бех и введосте мя и прочее. И паки в тайне бывают дары, и не вовремя, подаяния точию бывает, но и в предняя пребывает. Сеже глаголем по совету: иже еще живому и здравствующу, обаче и произволяющему творити милостыню. Аще ли несть на пользу, сице да будет апостолово: яко вся изкушайте, и доброе содержите, от всякия злыя вещи удаляйтеся.

 

СТИХ 3-й.

ДА НЕ ВИНОЮ РАДИ ОДНОЙ ЗАПОВЕДИ ДРУГУЮ ЯВИМСЯ РАЗОРЯЮЩЕ.

Никона Черногорца, слово 4, лист 25 оборот.

Всюду же сохранение  хощем[?нрзб.] имети. да не виною ради едины заповеди, другую явимся разоряюще, не ратоватися ниже враждовать с безумными дело есть нам.

А почтенный старец Александр Васильевич, ради одной заповеди странноприимства три евангельския заповеди нарушил.

1-я заповедь повелевается. но да не соблазним.

2-я заповедь. Блюдите да не презрите единаго от малых сих.

3-я заповедь. Бежать на горы и невозвратиться вспять взяти риз своих, и не о чем нерадище сущих в храминах, ни о ризах, ни о иных сосудех.

Матфея, зачало 73, 5, 99.

 

СТИХ 4-й.

ИБО КТО ПОГРЕШАЕТ ВО ОБРАЗЕ ДЕЛАНИЯ, ТОТ ХОТЯ ВИДИМО, АЩЕ И ИСПОЛНЯЕТ ЗАПОВЕДЬ, ОДНАКО ОТВЕРЖЕН ЕСТЬ ПРЕД БОГОМ.

Кн. 2. Василия Великаго, правило 18, лист 199. А в творениях, часть 3, стран. 325, правило 18, и лист 192 и 210 оборот.

 

СТИХ 5-й.

ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ И ПРЕД БОГОМ И ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ С СОВЕСТИЮ И ДОБРЫМ ТЩАНИЕМ ТВОРИТИ ПОДОБАЕТ. ИБО НИ ТВОРЯИ ТАКО ОСУЖДКЕ ЕСТЬ.

Книга 2 Василия Великаго, правило 18, глава 3, лист 199 оборот.

 

СТИХ 6-й.

ПОДОБАЕТ УКЛОНЯТИСЯ И ОТ ДЕЛА И ОТ РЕЧИ, АЩЕ И ОТ ПИСАНИЯ ДОЗВОЛЕНА СУТЬ. ЕГДА ИНИИ ТАКОВОЮ ВЕЩИЮ КО ГРЕХУ УВРДЯТСЯ, ИЛИ ОТ ДОБРАГО УСЕРДИЯ ОТВЛЕКАЮТСЯ.

Книга 2-я Василия Великаго, правило 33, глава 3, лист 207 оборот.

 

СТИХ 7-й.

Мнози бо человецы добродетели некия творяще, ничтоже от них пользовашеся. Не яко добродетелем не могущим пользовати, но понеже сия не творим якоже подобает. Не добро убо есть и доброе, егда не добре бывает. И паки праведно правду гони; сиречь милостыня добра есть: но егда кто милостыню творя трубит, и являет, ничтоже от милостыни не получи. И молитва велие оружие есть, держащим сию. Но егда превозношается кто, и велеречит, якоже и фарисей он, молитву погубляет. Таково же дело есть и пост, по подобию держащим его и творящим и, велию пользу ходатаит. лицемерием же и лжею творящим и, ничтоже пользует.

Евангелие поучительное в неделю сыропустную, лист 31 оборот.

И апостол толковый, лист 529 оборот и 415 оборот.

 

ОТДЕЛ 15-й.

ПАТРИАРХУ ПОДЧИНЕНЫ МИТРОПОЛИТЫ.

 

ПРЕИМУЩИЙ ПО ЧЕСТИ.

 

ГЛАВА 1-я.

УЧЕНИЕ ФЕОДОРА МИХ.

и прочее все читать.

ПРЕИМУЩИЙ ПО ЧЕСТИ И ПО ВЛАСТИ.

ГЛАВА 2-я.

УЧЕНИЕ ПРЕИМУЩ. СТАР.

и прочее все читать.

 

О АПОСТОЛАХ.

 

СТИХ 1-й.

АПОСТОЛ ПЕТР 1-й ПО ЧЕСТИ.

Благовестное евангелие Иоанна, лист 307 толкован.

Понеже убо конец имяше с ними обеду, Петрови паству вселенныя овцам поручает, не иному же, но Петрови сию дает. прежде убо яко всех лучшу и мудрейшу, и яко всему лику апостольску началнику ... глаголет же яко аще любиши мя, стареи буди в братии.

 

 

 

 

 

 

 

СТИХ 2-й.

ПЕТР АЩЕ И ПЕРВЫЙ НО ЕДИНАГО ЧИНА БЕ ОДИН ОТ АПОСТОЛ.

Книга Кириллова, 4 послание Мелетиево, лист 477 об.

Глаголет бо Августин о блаженнем Петре, яко первыи бяше чина апостольском, а еже убо чина бе апостольскаго, никтоже сему пререкует, ниже сопротивляется. Аще и первыи бе но единаго чина бе, и один от апостол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТИХ 3-й.

ЯКО ПЕТРОВА ПЕРВЕНСТВА НЕ СОСТАВЛЯЮТ В ЦЕРКВИ ЕГО САМОГО ОБЛАСТЬ И ЕДИНОНАЧАЛИЕ.

Катихисис большой, лист 124 обор.

Уже довольно сказах ти, яко сия и иная Петрова первенства, не составляет во церкви, его самого область и единочальство. Понеже и иным апостолом прилагаются, и не единому ему суть, но и всей церкви сприлежит.

СТИХ 1-й.

АПОСТОЛЫ РАВНУ ВЛАСТЬ ВСИ ИМЕЛИ.

Книга о вере, глава 8-я, лист 62.

Третие явление, якоже святыи Лука евангелист пишет; бысть распря во апостолех, которыи бы в них вящшии был. сиеже любоначалие Христос изгоняя, ни единаго от них вящшим и болшим показа. воистину тамо вящшаго времене и места бе показати. Елико паки ко апостолом которыя бы должни были межи собою старейшаго удельныя власти начальника знати: яко не показа им Христос. не знали бо, и не дерзали един на другаго возноситися, поминающе наказание учителя своего.

 

СТИХ 2-й.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТ БОЖЕСТВЕННАГО ПИСАНИЯ, ЯКО РАВЕСТВО И ВЛАСТЬ ВСИ АПОСТОЛИ ЕДИНУ ИМЕША.

Книга о вере, глава 8, лист 60 оборот.

Христос Спаситель Господь и Бог наш святых апостол своих посылая на проповедь, всем тако рече: шедше убо научите вси языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам ... Приимите Дух Святыи, имже отпустите грехи, отпустятся им ... Дух Святыи в день пятьдесятныи на всех равно сниде. Беша вси апостоли седе же на едином когождо их. Знамение велие явися на небеси, жена облечена в солнце и луна под ногама ея, и на главе ея венец от звезд дванадесятих. Толкование. Жена церковь, 12 звезд, апостолов 12, являет равну светлость ... Святыи же Иоанн Златоустыи на святую 50-цу яве свидетельствует, что паче таковых звезд якоже апостолы ...  Во звездах бо ова вечерняя, а овая утренняя нарицается. А во апостолех же несть ни едина вечерняя, но все утреннии суть ... Учителие суть, понеже всю вселенную истинному пути научиша.

 

СТИХ 3-й.

ЯКО ВСИ ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛИ РАВНУ ВЛАСТЬ ИМЕША.

Книга о вере, лист 61 оборот.

От свыше приведенных свидетельств явственейше показуется, яко вси 12 апостоли равну власть имеша, и отвержении церкви вси трудишася. и яко Христос Господь ни единаго болейшаго пастыря по себе не остави. и сами апостоли межсобою кроме Христа болшаго не имели. и первая церковь того не можаше видети. на соборех о том неуставлено. и святии отци о том не писали.

 

СТИХ 4-й.

ВСИ АПОСТОЛИ ВКУПЕ РАВНУЮ ИМЕЛИ ВЛАСТЬ НА СОБОРЕХ.

Книга о вере, глава 17, лист 148.

И паки видением апостольства, и власти взятой от Христа, вси апостоли вкупе равную имели власть; еюже собороваху и отвещаваху Святому Духу предначальствующу и судящу.

 

СТИХ 5-й.

СВЯТИИ ОТЦЫ НЕ ПОЛОЖИША ЕДИНАГО КРОМЕ ХРИСТА НАЧАЛЬНЕЙШАГО; ТО И НАМ НЕДОСТОИТ ПАЧЕ СИХ МУДРСТВОВАТИ.

О вере, лист 66.

 

О ПАТРИАРХАХ.

 

СТИХ 1-й.

ПАПА ПО ЧЕСТИ 1-й.

Кормчая греческая, 2 вселенскаго собора, правило 3, в толковании Зонары, стран. 253, 89, 96.

Постановляем, согласно с определениями святых соборов, чтобы святейший папа древняго Рима, был первым из всех иереев.

 

СТИХ 2-й.

ЦАРЕГРАДСКИИ ПАТРИАРХ ПО ЧЕСТИ 2-й ПО РИМСКОМ.

Кормчая греческая, 2 вселенскаго собора правило 3, стран. 251, 87, 95.

Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оныи есть новыи Рим.

 

 

 

 

 

СТИХ 3-й.

СЕЙ ЦАРСТВУЮЩИЙ ГРАД В ПОРЯДКЕ ЧЕСТИ СЧИТАЕТСЯ ВТОРЫМ.

Кормчая греческ. 4 вселенскаго собора правило 28. Зонара, стран. 409, 245 и 258.

 

 

 

СТИХ 4-й.

КОНСТАНТИНА ГРАДА КАФЕДРА РИМСКОМУ ПАПЕ УСТУПАЛА ТОЛЬКО МЕСТО.

Летопись Арсения, стр. 203, лето от рожества Христова 451, выпуск 1, 1 счета.

 

СТИХ 5-й.

РИМСКОМУ ПАПЕ ПРЕДСТАВЛЕНО БЫЛО 1-е МЕСТО В РЯДУ ДРУГИХ ПАТРИАРХОВ, ЭТО ТОЛЬКО ПО ИМЕНИ А НЕ ПО ВЛАСТИ.

Лаврова, стр. 189 [200, Лавров. А. Очерк истории христианской церкви, 1902 – И.К.].

 

СТИХ 6-й.

ПАПЫ СТАЛИ ПРИПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРАВО ВЕРХОВНАГО УПРАВЛЕНИЯ ВСЕЮ ЦЕРКОВИЮ.

Лаврова, стран. 192 [203].

Приписывая себе право верховнаго правления всею церковию папы стали допускать нововведения несогласныя с древнею апостольскою церковию и постановлениями вселенских соборов.

 

 

 

СТИХ 7-й.

ПАТРИАРХИ ВСИ РАВНЫЯ И НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ НИЧЕМ, КРОМЕ МЕСТА НА КАФЕДРЕ.

Летопись Арсения, выпуск 1, 3 счета, стран. 50, лето от Р. Х. 1620.

О церковней иерархии говорится далее: святейшие и блаженнейшие патриархи, преемники апостолов и защитники истины, никого не желают называть главою вселенской церкви, довольствуясь божественною и вселенскою главою Господом Исусом Христом, который сидит одесную Отца ... Сами же они относятся друг к другу с равною честию и не отличаются они ничем, кроме мест на кафедре. Ибо на первом месте сидит константинопольский, подле него александрийский, затем антиохийский и иеросалимский.

 

И Лаврова, стран. 190, примечание 472.

СТИХ 1-й.

ВСИ ПАТРИАРСИ ПО ВЛАСТИ РАВНЫ.

Вси бо пять, равно старейшинство имели, якоже епископ римскии, тако и патриарси, вожди, главы, правителие, заключения и утверждения соборов беяху.

 

 

 

СТИХ 2-й.

ЧЕТЫРЕ ВОСТОЧНИИ ПАТРИАРСИ ПО ВЛАСТИ ВСИ РАВНЫ.

Книга о Вере, глава 20, лист 185 обор.

Обаче же помощию Господнею в восточней церкви, четырех верховнейших пастырей, по подобию четырех евангелистов имеем. от них же никогда же вчем един наддругаго вящшаго себе начальства, и большаго и праваго суда неприписующе, братски же в любви и в покорении Христове живут.

 

СТИХ 3-й.

ПРЕСТОЛ КОНСТАНТИНОПОЛЯ РАВНЫЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕЕТ С ПРЕСТОЛОМ ВЕТХАГО РИМА.

Кормчая греческая, 4 вселенскаго собора, правило 28, стран. 407, 243 и 256.

Следуя томуже. Конец. в которыя по нем.

 

СТИХ 4-й.

ПАПА РИМСКИИ И ПАТРИВРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСК. ЕДИНОСЛАВНЫ И ЕДИНОПРЕСТОЛЬНЫ.

Правила святаго собора бывшаго во храме Премудрости Слова Божия, стр. 867, Зонара.

 

СТИХ 5-й.

ЕПИСКОПЫ ВСИ РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЮ, И В СОЮЗЕ МИРА И ЛЮБВИ ВСЕ РАВНО ДОЛЖНЫ ПАСТИ СТАДО ХРИСТОВО.

Лаврова, стран. 191, в примеч. 474 [201, прим. 478].

 

СТИХ 6-й.

ПРЕИМУЩЕСТВА ВЛАСТИ РАВНЫЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО ПРЕСТОЛА С ПАПОЮ.

Сардийскаго собора правило 5, Вальсамон, стран. 302, кон.

Что определеное относительно папы не составляет особеннаго преимущества только его однаго, так чтобы каждый епископ в случае осуждения по необходимости обращался к престолу Рима, не должно относить это и к епископу Константинополя.

 

СТИХ 7-й.

РАВНЫЯ СТАРЕЙШИНСТВА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО ПРЕСТОЛА ВЕТХОМУ РИМУ.

Книга Кирилова, 5 послание Мелетиево, лист 473.

Ибо престолу ветхаго Рима за еже царствовати граду оному, отцы в лепоту отдаша старейшинства. Темже смотрением подвигшася, сто пятьдесят боголюбезнейшии епископи, и равная старейшинства отдаша новаго Рима святейшему престолу, богословне судивше царством и синклитом почтенныи град, правила же получившии старейшинства ветхому царствующему Риму, и в церковных якоже оному величатися вещех.