Из келейной тетради выписки:

 

1. О иночестве.

 

Вопрос 1. Кто первый в новом благодатном евангельском завете предаде и законоположи образ ангельский иноч. жизни?

Ответ: По указанию бл. Симеона Фесал. сам предаде Спас, и се его соблюдаше ученицы, не бо от преподобных токмо Пахомия же и Фивейского Павла и Антония той начася или узаконоположися, яко неции глаголют, но от самого Спаса и на Апостолы пришед, понеже и они монашески живяху. /Цв. труба. л. 453/

Вопрос 2. Господь наш Исус Христос какой устав узаконоположи для иноческой жизни?

Ответ: Великий Иоанн пророк и Предотеча Господа нашего Исуса Христа всем положи начало и образ девству иноческому житию, сам же Господь наш Исус Христос родился от девицы Пречистыя, девство предпочте … Вел. апостол Петр и прочии апостолы, елицы имеяху жены, слышаша Христово учительство, отвергоша жития сего и презреша отечество, и род, имения, и жену и чада. /преп. Иосифа Вол. сл. 11. стр. 409-411/

Вопрос 3. По законоположению Христа Спаса в чем заключается иноч. жизнь крестоносная?

Ответ: Отречение от мира есть ничто иное, как взятие на себя креста Христова и показание самоумерщвления. И так знай, что ныне умер ты миру сему, деяниям его и похотьми, а мир тебе /Гал. 6.14/. Углубляйся же в то, что есть крест под таинственным знамением которого ты должен отселе жительствовать на свете сем, так как теперь не ты уже живешь, но живет в тебе тот, кто распялся за тебя /Гал. 2.20/, посему, в каком положении и виде он за нас повешен был на кресте, в таком необходимо и нам проводить жизнь свою, чтобы по пророчеству Давыда /Пс. 118.120/ пригвоздив страху Господню плоти свои, всеми хотениями и желаниями своими, не похоти своей служили мы, и пригвождены были к самоумерщвлению Господа ради. /Пр. Касиян. Древн. ин. уставы. гл. 34/

Вопрос 4. Кто первый писал об Евангельском и Божественном образе?

Ответ: Дионисий Ареопагит. /Бл. Симеон Фессал./

Вопрос 5. Было ли иноч. жительство прежде Христова воплощения и Евангельской проповеди или нет?

Ответ: Преп. Иосиф Волок. говорит: и прежде убо закона, и в благодати Господа нашего Исуса Христа сие жительство всех жительств честнейших уставися, и почтено бысть. Прежде убо Моисеова закона, чудный Мелхиседек девственник бяше, и иноческим житием поживе. Боговидец Илия и того ученик Елиcей, девственницы бяху, и в пустыни иночески живяху. И Иеремия и Даниил пророк и трие отроцы девственницы бяху и воздержанием и постом живяху. /Сл. 1. стр. 407-8/

Вопрос 6. Кто предал иноч. пострижение и одеяние в суконные ризы черные?

Ответ: Глаголет священномуч. Климент, Петров ученик, сице: Егда, рече св. отец, Петр прииде в Рим, егда Софию востави от недуга, иже бе царского роду, и вероваша в той день три тысящи, и разделиша имение, и приступиша от них 160 девственное житие прияша. Апостол же тем власы острищи повеле и в суконные ризы черные повеле одеяти их, и поясы усменыя поясати по чреслам … Се убо всем разумно есть, яко иноческое житие предал великий апостол Петр. /Иос. Вол. сл. 11. стр. 414-15-33/ Ф. В.

Вопрос 7. Кто предал по пострижении иноков на главу покрывало?

Ответ: Пишет св. Климент: яко егда св. апостол Петр предавше иноком иноч. жительство, повелеваше же главу пострищи и одежду черну положити и на главу покрывало, и на места особна и тиха жити безмолствовати. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 426, 434/

Вопрос 8. Св. апостолами какой ин. образ предан есть, великий или малый?

Ответ: Малый образ. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 426, 428, 431, 449/

Вопрос 9. Кто же изложи чин иноч. пострижению?

Ответ: Дионисий Ареопагит. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 417/

Вопрос 10. Где же совершали чин иноч. пострижения?

Ответ: Св. Дионисий явственно показует, яко и тогда пострижение в церкви бяше с молитвами и священнословием, и отречение мира обещание ин. жительства и одеяние ин. образа. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 425/

Вопрос 11. Кто совершает чин иноч. пострижения и одеяния?

Ответ: Таинство иноч. совершения совершает священник. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 415-16/. Ф. В.

Вопрос 12. Почто крестовидным образом назнаменует пострижение его?

Ответ: Егда глаголет, яко священник крестовидным образом назнаменует его, являет обещание иноческ. жительства: возми крест, рече, и последуй ми.

Вопрос 13. Что означает во иноч. образе пострижение власов?

Ответ: Св. Григорий Синаит говорит: пострижение власов являет всех помышлений, и печалей житейских отъятие, отвержение и избежание мира есть, еже от многомятежного моря, в тихое пристанище спасения вход, или от земли на небо восхождение. /Альфа мел. печ. гл. 33. л. 780; Иос. Вол. сл. 11. стр. 436/

Рцем прочее о сем, что есть толкование образа иноческого, якоже сказует божественное писание преп. и богоносных отец наших, пострижение убо власов изъявляет чистую и непорочную жизнь. Се убо показует, якоже власы отлагает, тако подобает, и ветхого человека отложити со страстьми и похотьми.

Вопрос 14. Что означает во иноч. образе на главе камилавка?

Ответ: Св. Григ. Синаит говорит так: камилавка три образы являют: шлем спасения, покрывало умное, иже по духовному главное хранило. /Альфа мел. печ. гл. 88. л. 80/

Вопрос 15. Что означает во иноч. образе мантия?

Ответ: Св. Григорий Синаит так пишет: Мантия есть, еже есть от некиих амофору глаголемое плащаница погребения и знамения смерти, по иному же образу ангельстии суть по подобию крыле. /Альфа мел. печ. сл. 33. л. 80; пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 436/

Говорит так: Якоже власы отлагает тако подобает ветхаго человека отложити, со страстьми и похотьми и в мантию облещися, еже есть в нового человека облещися.

Вопрос 16. Почто же у инока мантия не имеет рукавов?

Ответ: Преп. авва Дорофей в сл. 1, стр. 18, говорит: Почто убо носим мантию не имущу рукавов, иным всем имущим рукавы, подобие есть рук; руце же взимаются в детельна действа, егда убо приходит нам помысл соделати что руками нашими ветхаго человека, яко егда украсти или ударити, или просто каков-либо сотворити грех руками нашими, должны есмы внимати образу нашему и навыкнути яко сего ради не имамы рукавы: сиречь, не имамы рук соделати что ветхаго человека. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 436/

Вопрос 17. Для чего на иноческой мантии багряная тесьма, красная обшивка?

Ответ: Преп. аввы Дорофея сл. 1. л. 19.

Кождо воинствуяи цареви, багряницу имать на понявице своей, понеже бо царь багряницу носит, вси воинствующие тому, пришивают багряницу к одеждам своим, сиречь, царского одеяния, да от сего яве будет, яко царевы суть, и яко тому воинствуют. Сице и мы приемлем знамение багряно на мантии нашей, показующе, яко Христу воини быхом, и яко должни есмы претерпети вся страдания его.

Вопрос 18. Для чего инок опоясуется только ременным поясом?

Ответ: Пр. аввы Дорофея сл. 1. л. 18. Пояс, егоже носили, подобие есть первое убо, яко есмы приготовлены на дело, кождо бо хотяи делати, прежде опоясуется, тако начинает делати, якоже и глаголет: да будут чресла ваша препоясаны, и паки, да якоже есть от мертва тела пояс: сице и мы, да умертвили похоть нашу. /пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 486/

Вопрос 19. Чесо ради у инока на главу налагается куколь, яко младенцу?

Ответ: Ав. Дор. Налагаем же куколь, сии же образ смирения, младенцы бо малы и не злобивы носят куколь: мы же сего ради носим, да младенствуем злобою, якоже глаголет апостол, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте. Есть паки куколь, подобие благодати Божией, зане куколь, покрывает главу отрочати, и тако благодать Божия покрывает наш ум. /Ав. Дор. сл. 1. л. 19; Пр. Иос. Вол. сл. 11. стр. 437/

Вопрос 20. Чесо ради весь образ иноческий черный?

Ответ: Черный убо весь, за плачь же смерть плоти и мрачное греха. /Бл. Симеон Фессал. 60 л. 418/

Вопрос 21. Что означает во образе иноч. суконные ризы?

Ответ: Из власов же за умерщвление кожные ризы. /Бл. Сим. Фессал. 60. л. 418/

Вопрос 22. Что означает весь иноч. образ и жизнь?

Ответ: Не явственно ли есть жительство сие и образ иноческий, еже предаша св. апостоли, покаяние и плача есть образ: подобно же сему преподобнии и богоноснии отцы наричут иноч. образ покаяния и плача образ.

Вопрос 23. Что означает название инок или монарх?

Ответ: Всяк убо человек от риз познавается: аще кого видят во одежде царстей, и глаголют: яко сей царь есть: аще кого видят во одежде святительстей и глаголют: яко сей инок есть. Иноком нарицати, еже есть имя кающихся и плачющихся о своих гресех. /Пр. Иос. Вол. сл. 1. стр. 437/

Вопрос 24. Аще иноч. образ Богу любезен, то почто же Христос не носит сам иноч. одеяние?

Ответ: Егда убо подобаше Христу каятися и плакатися, и главу постригати еже есть образ отрицающихся мира, и мантию носити без рукав, того ради, яко да нечто ветхого человека лукаво сотворит: или пояс имеет того ради, яко да умертвит страсти телесные: или схиму (параманд) имети того ради, еже есть креста знамение: и освятитися крестом якоже мы. Христос убо Крестом не освящается, но паче той Креста освятил есть: или куколь носить того ради да и не токмо иноч. чина и образа младенствует злобою: и подобает ли тако творити Владыце Христу, еже в плачевный образ облачитися и каятися: еда требует покаяния и плача или образ иноческий на себе носить. Иноч. образ покаяния и плача есть образ, сего ради не подобает Владыце Христу Богу таковый образ носити.

Вопрос 25. Апостолы не согрешали?

Ответ: Пр. Иос. Вол., сл. 11. стр. 441-43, говорит: Яко св. и божественнии апостоли по сошествии на них Св. Духа, и таковой благодати сподобишася, якоже никто иной, от начала мира даже до селе … сего ради не имеяху иноч. сана. Апостольский сан и образ всех высший и по премногу честнейший, елика суть под небесем и царя, и патриарха, и святителя и иноки полагающе … сами не имеяху, понеже безгрешни суще, не требоваху покаяния и плача: не требуют бо здравии врача, но болящии.

Вопрос 26. Если иноч. образ для грешников, кающихся о грехах своих, то он не имеющим греха на себе не нужен?

Ответ: Пр. Иос. Вол., сл. 11. стр. 443, пишет: яко едини св. божественнии апостоли не требоваху покаяния, ниже образа иноч. понеже безгрешни суще едини, якоже прежде речеся, вси же человецы под грехом суть аще и един день когождо живота будет, сего ради требуют покаяния и образа плачевного.

Вопрос 27. Разве невозможно без иноч. образа в мире живущим, каятися и плакатися о своих гресех?

Ответ: Пр. Иос. Вол. пишет: Ей, мощно убо есть и в мире живущим, каятися и плакатися о своих гресех, но тако невозможно, якоже во иноч. образе, и се показует, светлейше солнца свидетельство Божественных Писаний, яко разве Божественных Апостол и св. муч. никтоже от мирян чудеса сотвори, ниже мертвеца воскреси, ниже слепым свет дарова, вся убо сия преподобнии богоноснии отцы совершиша чудеса и знамения, образ сей иноч. носяше. Ф. В.

Вопрос 28. Может ли инок-простец преподать иночество?

Ответ: Чин иноч. преподает священник как пострижение, так и одеяние, аще не будет, инок пострижет. /Кормч. др. писм. гл. 94. л. 209-10/

Вопрос 29. Простецы иноки малого образа иноч. имеющим пострижение и одеяние, преподавали ли другим иноч. пострижение и одеяние?

Ответ: Преп. Иосиф Вол. и вел. Антоний и Аммон Нитрийский и Феодор и Паламон наставник велик. Пахомия, Пафнутий и вел. Онуфрий … сии же вси быша прежде вел. Пахомия, малый иноч. образ носяще. Св. убо Пахомий в 20-е лето живота своего прият одеяние иноч. малого образа, в начале царствования вел. Константина и довольна лета сотвори, яко при кончине лета Константина св. Пахомий прият от божественного Ангела св. вел. Ангельский образ, еже есть схима. В житии Павла препростого /Ч/м окт. 4/ так повествует: Павел простец и невежа ратай быв … иде к бл. Антонию … и рече … хощу мних быти. И святый рече: 60 лет старец напасти не может терпети. И глагола: еже ми велиши творити, то творю. И искуси и Антоний, и обрет, яко все терпит, и постриже и. И создав келию един келию, пребываше ту. /Макар. мин. столб. 795/. В житии преп. Пахомия вел. мая 15 написано: (Пахомий) слыша об отшельнике именем Паламоне в пустынном месте жительствующем иде к нему … и рече ему: Бог послал мя к тебе да сотвориши мя инока. Тогда пр. Паламон видя его усердие к Богу, и звание в нем Божие разумев, отверзе ему двери и внутрь прия его, и во иноч. образ одея, и пребываху вкупе в похищениих и молитвах и трудяшеся в деле ручном.

/Пр. Ник. черн. горы сл. 82 л. 422/, пишет: Старец некий свят и богоносив бяше в горе Олимпе … пришедшу мирянину рече … хощеши ли чадо одеятися в св. образ: той же рече: ей, отче, желаю то, имам такова одеяния в мешце, огласив убо его старец и постриг и одеяв в св. образ. /Цв. труба л. 436./ Ф. В.

Вопрос 30. Жены инокини постригали ли и одевали ли во иноч. образ, как мужей так и жен?

Ответ: /Патер. азб. знам. Гл. 9. л. 215/

О Саве и Инокентии.

Сей бо славный трудник, без злобы бяше зело славный в палате, в начатце Константина царя острижеся от своего подружия.

О Евагрии /Патер. азб. Гл. 1/

Еже о Евагрии славнем дияконе Христове, муже жившим, аки апостоли, не добро есть помолчати, но се Писанию предати, на повторене беседующим и славу Спасителю нашему праведно есть исповедати исперва, како же прииде черноризному житию … иде в Иеросалим, и ту прият бе от бл. Мелании римляныни … Глагола ему блаж. Мелания: рцы ми слово пред Господем яко есть ти на уме черноризцем быти. да аще и грешна есмь, помолюся и подасттися время покаяния и жизни обет. Обещашеся он … она же молитву сотвориши, в малы дни исцели. и востав от самоя облечен бысть во образ иноч. и изшед, пойде в гору Нитрийскую, еже во Египте, идеже живе 2 лета, в третие же иде в пустыню и жив 14 лет.

Муч. Анастасия 3-х лет облечена? /Патер. азб. л. 151 об./

Сия бо есть града Солунского дщи родителей христ. и тема умершима, оста сирота Анастасия 3-х лет сущи, и поят ю София игумения и облече ю в ангельскую одежду, и научи ю всем богодухновенным книгам.

Преп. Евпраксия 7-ми лет пострижена /Ч/мин. июль 25/

Вопрос 31. Постригал ли кто из св. сам себя?

Ответ: Преп. Матрона сама себя постриже. /Ч/мин. 9 нояб./

Вопрос 32. Сам себя облекал ли кто из мужей во иноч. образ?

Ответ: Антоний римлянин сам облечеся. /Прол. авг. 3-го. л. 745/

Вопрос 33. Сами себя облекали ли кто-либо из жен во иноч. образ?

Ответ: Преп. Аполлинария постриже сама себя /Ч/мин. генв. 5/

Вопрос 34. В житиях св. Антония рим., Зосимы сол., преп. Аполинарии и преп. Пелагии сказано, что надели сами на ся иноч. одеяние, но не сказано, что они сами себя постригали во иночество.

Ответ: Преп. Иос. Вол., сл. 11. стр. 445-46, говорит так: аще ли кто глаголет, яко убо и писано есть о них, яко иноцы быша сии, но того ради иноцы наречены быша, яко иноч. житием пожиша, сие же яко не писано есть, яко и образ иноч. ношаху: к сему убо сице речется, яко ведь убо Василий и Григорий Богослов и Иоанн Злат. и вел. Аафнасий и св. Николае такоже и проч. святителие и преп. отцы наши о них же писана есть, яко чисто и целомудренно и иноч. житие в монастыри и в пустыни положиша, сий образ иноч. ношаху, аще и в житиях их не писано суть о сем, обычай бо есть божественному писанию еже св. жития и повести писать нужнейшия вещи писанию предавати, а не нужное же мимо тещи, якоже предречеся … якоже о крещении и о причащении,.. тако же и о иноч. образе. Ведяху бо, яко не токмо вси человецы, но мала отрочата ведят, яко не мощно есть отрекшимся мира и в монастыре живущим не имети на себе образа иноческого, но или по преданию апостольскому малый образ ношаху, или якоже ангел предаде вел. Пахомию и свидетельствуют жития св. отец в них же пишется о пострижении и одеянии образа иноч. Ф. В.

Вопрос 35. С самоодеявшимися во иноч. образ без молитв и без пострижения, како поступает церковь Божия?

Ответ: Номоканон прав. 30. Не снимать.

Вопрос 36. Постриженному по монашескому обыкновению, даже при последнем издыхании и без сознания, что с ним делали при выздоровлении? Может ли получить дозволение снять монашеское одеяние и опять надеть мирское?

Ответ: Не может снять. /преп. Матф. прав. Синтагма. сост. 40. гл. 15. стр. 303/

Вопрос 37. А если кто пострижется по причине болезни или скорби, то будет ли позволено ему жить в мирском доме или снять монаш. образ?

Ответ: Вальсамон 2-е прав. двукрат. собора. Никаким образом.

Вопрос 38. Сколько видов иноч. пострижения и одеяния предано?

Ответ: Два вида пострижения. От времен св. апостол до лет вел. Пахомия иноцы малого образа одеяние ношаху. В лето же благоч. царя Константина бысть вел. Пахомий иже прият от божественного Ангела св. великий образ еже есть схима.

Вопрос 39. После Пахомия великого малый образ пострижения и одеяния не заменили ли великим? Так что можно ли во иночество, сразу в великий образ постригаться и одеваться, не имеющим на себе пострижения мал. образа?

Ответ: Пр. Иос. Вол., сл. 11. гл. 3. стр. 440-2, пишет: никто же убо да речет, яко ангел Господень образ схимный предаст, образ же еже св. апостоли предаша, отверже, никакоже да не будет, но свой убо образ предаст, а его же св. Апостоли предаша не отверже сего ради св. отцы хотящим иночествовати, прежде в малый образ облачиться. Вел. убо образ якоже аще кто произволит, или по одеянии мал. образа вскоре, или по времени довольно, и никтоже не приемляше одеяние вел. образа, аще не прежде приимет одеяние мал. иноч. образа, якоже свидетельствуют жития св. отец наших. Так преп. Симеон, иже Христа ради юродивый, и Иоанн, прежде в малый образ облеклися, по мале же времени и в великий. Св. Стефан Новосиятель тако и св. Григорий, еже от Крита, сотвориша. Се убо разумно есть всем, яко св. божественнии отцы наши поведаша хотящим иночествовати прежде в мал. образ облачитися потом и в великий, еже предаде ангел Господень не на разорение образа егоже предаша св. Апостоли, но на исполнение единого же бо и того же Бога.

Вопрос 40. Те которые в болезни при последнем издыхании во иноч. постригаются и облекаются, приемлют ли прощение грехов?

Ответ: Прощаются все грехи. /Вальсамон Пр. 54/

Непременно могут быть удостоены пострижения те, которые имеют желание получить прощение грехов посредством пострижения, с дерзновением говорю, что удостоившиися Божественного ангельского образа за неизреченное милосердие Божие освобождаются от всякого греха и от всякой скверны, бывшей на них прежде сего пострижения, потому что это действие имеет силу Божественного крещения.

/Вальсамон пр. 12. Неок. соб/

Еще заметь из настоящего правила, что как при крещении, так и по пострижении постриженный при последнем издыхании отчасти должен считаться, как монах, а отчасти как не должен быть принимаем подобно монашествующим, потому что пострижение считается вторым крещением. Ибо постриженный образом таким останется в живых и покажет покаяние и труд достойный пострижения, он не будет считаться постриженным как бы недобровольно, но если вместе с пострижением приобщится общей чаши смерти, то у Бога, как по крайней мере я думаю, он будет принят, как бы монахом в здоровом состоянии, ибо св. отцы с любовию приемлют и пострижение бывающее по нужде, и как бы Божественным гласом говоря: в чем найду тебя, в том и буду судить тебя. Ф. В.

Вопрос 41. Пострижение мал. образа, совершаемое по апостольскому преданию отпущает ли грехи яко же крещение?

Ответ: /Четь мин. ген. 17. жит. преп. Антония вел./

Вопрос 42. Пострижение вел. образа совершаемое по ангельскому преданию оставляет ли грехи?

Ответ: Крещение дар, подай же ми паки иноч. образ вел. первый бо оскверних грехи. /пр. Иос. Вол. сл. 11. гл. 3. стр. 450/. В житии Симеона и Иоанна четь мин. 21 июля.

Иноческим пострижением грехи все прощаются.

Вопрос 43. Чесо ради новопостриженныя седмь дней носят вся св. чина иноч. одеяние?

Ответ: По уставу монашескому /Ч/м 21 июля/.

Вопрос 44. Иноч. чин Пахомию преданный ангелом Господним прекратится ли во дни царства антихристова?

Ответ: Продолжится до 2-го пришествия Христова. /Четь мин. мая 15/. Жит. пр. Пахомия.

Вопрос 45. Когда придет Господь на землю с судом обрящет ли иноков на земле?

Ответ: Обрящет. Василий Вел. говорит так к иноком гонимым от ариан. Посему умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовию к Богу, и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь пришедши найдет на земле. /том 3. Письмо 249. стр. 316/.

Вопрос 46. С 1666 г. от последнего всемирного антихриста, остальцы благочестия бежавшие в леса и пустыни, но были ли между крыющихся иноки и постригали ли кого они в иночество?

Ответ: Инок Корнилий бежал в Олонецкие пределы, где было уже тогда много бежавших от никониянского гонения, принимал к себе мужей и жен, сам крестил и постригал в иноч. хотя не имел священ. сана. /Макария из русск. раскола с. 274/

Василий каргополец в Выговской пустыни пострижеся во иноч. образ от Корнилия отца и поселися на Выгу. /Иван Филип. в ист. Выг. пуст. гл. 27. стр. 125/

Вопрос 47. Остальцы благочестия бежавшие и крыющиеся в поморских пустынях оставили ли разрешение нам в случае нужды самим себя облекать во иноч. образ?

Ответ: Петр Прокопьевич уставщик Выгорецкого монастыря отвечает Никифору Семенову: ответ 5-й. Постриженный инок от простых, а не от священных. Но сей обычай есть не нов некий мы восприяхом и странен весьма, но от отец древнейших навыкохом и отец благочестивых суще и пустынножителей достойных еще же и страдальцев и жителей пустынных всероссийских, так же творящих, о сем и писания многая Божествен. нам светлее являются, яко древнии св. отцы тако творяху, от них же свидетельства точию три послах к тебе преп. Антония, вел. Антония печер. Зосимы Солов. Любомудрствуяи же в писаниих и множае обрящет, и не точию от простых постригались, но и сами на ся иноч. образ неции возлагаху и пред Богом богоприятни быша и спасошася, от них един таков бысть пр. Антоний рим. исперва сам на ся смирения иноч. образ возложи, аще и последи в пустыни от св. инока пострижеся. Пр. Аполинария сама облечеся во иноч. образ и в том образе прославися Богу угоди. /П. С. Смирнова. Споры и разделен. гл. 12. стр. 194/

Вопрос 48. А предках наших крыющиеся по городам, селам, деревням и пустыням, сам себя постригал ли кто во иноч. образ?

Ответ: /Помор. историч. апология о странниках. л. 82/

Евфимий немедленно из Москвы удалился в Поморье, он пожелал быть иноком и был пострижен от помянутого ин. Андрияна /лис. 36 об./. Писатель сия истории говорит: Я лично спрашивал Макария Даурова: Почему Евфимий по отвержении крещения, не отверг и иноч. образа, взятого от старообрядца? На что мне ответствовал говоря: по той причине он возложил паки оный образ, да не будет ему чрез сие зазору и поношения и людям соблазну, и в поругание ненаругаемый ангельский образ, такожде и ученик его Павел взирая на своего учителя, такожде возложи на ся иноч. образ ризы, Евфимий же о том ему не благоволил запрещал, говоря: что не имеет он причины, когда не был он прежде, как он, но тот представлял ему сию причину, что он одевал его ради смирения и дабы воздержаться ему тем от навыку нового хождения. Сия рукопись в г. Данилове у поморского наставника Вас. Мак. принесена к нам Петром Улыснов. для переписи.

Ин. Евфимий пишет к ин. Алексию: Вот блаж. памяти, Никита Семенович просмотрел мои свидетельства (об иноч.) которые высланы ему были и посмотрел он их, по которым и дозволил мне носить его (т. е. иноч. образ) и свидетель Антипа Яков. и Александр Вас.

Мать ин. Агния до познания была у филипповцев накрытая до 7 лет, а когда познала истинную православную веру, тогда она по совету преимущего старейшаго Корнилия Петр. и Алексан. Григ. сняла с себя старообряд. пострижения иноч. образ, а по получении ею св. крещения в 7413 г. и по прошествии 3-х лет она неотступно стала просить в християнстве иноч. образ, тогда старейшие в собрании были в келлии у Александра Григ. общим советом преимущ. Корнилия Петр. и его помощн. Алек. Вас. и Ал. Гр. и старец Фома Вас. разрешили ей самой себя постричь и надеть на себя одеяние иноч. образа своего христ. житья, а не старообряд. Тогда она в 7416 г. 7-го марта от св. отцов положила начало в иноч. приготовление и со общаго старейшего их разрешения постригла сама себя и облеклась во все иноч. одеяние малого иноч. образа.

 

***

 

2. На слова «Крепцей быти душе посреди соблазн» /Ефрем Сирин. слово 105/

 

Когда я находился в заключении, то приходилось все время вращаться в среде мирских людей с чуждой мне психологией. Меня окружали люди не с нашими мировоззрениями. Люди иноверные, никонияне, баптисты, евреи и прочие, и вовсе неверующие.

Настроение этих людей резко не совпадало с моими настроениями: атмосфера была … во всяком случае не християнская. Ругань, сквернословие, песни, хульные фразы были повседневным явлением: частые драки, борьба, всем этим огорчалось религиозное чувство.

Однажды в разговоре с серьезным человеком, я указал на эти «неудобства» заключения, как на такие, которые меня весьма тяготят.

Я сказал, что боюсь за себя, как бы мне не сделаться таким же. Боюсь, что долговременное пребывание в этой среде окажет разлагающее влияние на мою нравственную религиозность. Мой собеседник при этих словах как-то неприятно улыбнулся: «Что же после этого за християнин?» сказал он не то с усмешкой, не то с презрением. «Разве ты не можешь быть религиозным среди людей, боишься что вера твоя угаснет? Значит, ты плохой християнин, значит, вера твоя очень слаба!». Последние слова сильно повлияли на меня: в них я почувствовал большой укор. Мне стало стыдно за себя.

Ведь в самом деле, неужели настоящий християнин может стоять только тогда, когда не видит и не слышит ничего худого? Только живя где-нибудь вдали от людей, в уединении? неужели от соприкосновения со злом, християнин неизбежно должен разложиться?