Статьи – закон или догмат.

[Из рукописного сборника «Кадес»].

 

Вопрос. Еще просил, что написанныя вами статии, и пункты, и обсужденныя собором; что они суть; закон или догмат; для християн состоится, по вашему разсуждению,  или до иного чего относительно есть; Покажите нам Бога ради без всякой утайки;

Ответ. Что касательно нащет статей к чему оныя относительны, к заключению закона или догматов.

1-е. Статии написаны, в совете всех сущих в православней вере и в соборней церкви состоявших, в настоящее времена, частию ведущих святая писания, и имеющих дар разсуждения, искусных и опытных, правилно рещи, что есть получившии дар свыше, и суть достойными занимать достоинство учителей по указанному в писании, выше во ответе, 20, и от всех, общим советом паки просмотрены, и своеручно подписию руки каждаго и с таковым оправданием, и утвержены быть законно [на поле: законич. или сущей закон, что Богом определенное и апостолом заповедано, то есть о власти] и правилно написанными, и преданием православными церкве во всех согласным, и таковых лиц, общим обсуждением и советом, что либо усмотренное и полезным быть определению, а особенно о том, о чем нет прямо и ятно положеннаго в писании, есть таковое определение, ничто иное как закон и равныя силы, с положенными [на поле: определение, или постановление власти есть закон] в писании на сих местех. О постнич. 2, лис. 15 об., и Матф. прав. состав Е глава 4, и о пос. 2 глава 40, и 41, и 292 и 295. И советом таковых смотрит что, служит к пресечению злобы [на поле: пресечению злобы, то есть безначалию, а бысть власти], и к ползе спасению, и прочая то определить; посих апостол зач. 273. Вся искушающее добре содержите, и проч. и о постнич. 2, глава 47: то творите что к ползе всех: то есть к властительному положению: И Тактикон слово 5, лис. 40 об., Стоглав, и Ник. слово 59, лис. 520 об. Имеющим преимущество в разуме и в разсуждении, таковым и попущаем в суждении вещей; и Стоглав, глава 8. В совет существовать собором старцем, а не всем и каждому. И Матф. прав. сост. С глава 8. На соборех мудрейшим учить и прочим учитися и о иных, и прочая писания. И советом таких лиц, выше указанных, и смотрительное и определьное [на поле: определенное, или поставленная власть, это сущей закон есть, пресечение злаго безначалия] есть и суть в равной силе, закона указательнаго писанием. Посих Матф. прав. сост. Е глава 4. и состав 8 глава 7. Закон ничтоже иное как пресечение злаго. И мудрых мужей предание и определение это закон. Стоглав глава 47, о чем нет положеннаго в писании прямаго указания, тогда следовать положенному от совета и усмотрения правителей, и хранят оного твердо; так как и закон, и проч. писания о том многая, и посих указанию святых писании, и оное положенное о християнском благочинии, иже по общему совету и прочих братии всех ведущих, и опытных, определенное, может быть и рещися закон, равную силу писаннаго закона имущаго.

Второе. Паки есть писано как есть положенное в писании от святых, чтобы православным во всех отношениих своих положении поступать как, а не иначе, то есть, еже что творити, или глаголати то о каждой истово иметь от святых писании. Никон слов. 18, лис. 143. 1 о пост. глава 28, лис. 78. Истину познавать от воображенных писанием. И Тактик. слово 19 лис. 109. И о каждой вещи творимой иметь от писания указание, но еще и не едино аще есть о искомом и о предлежащом. Прямое указание в писании то как и поступать непременно по оному указанию в писании. Пост. 2, глава 47. И Матф. Прав. сост. Е глава 4. А в случае еже ли о чем нет прямаго указания в писании, тогда принимать во основание вещи хотя примерное и приближное искомых, то есть похожее и частию сродное ко искомому. Посих Матф. сост. Е глава 4; Как видим от святых, множицею лице приемлемо, что сказанное, или заповеданное именословно о вещи, а приемлется и на иная множицею и во исполнение сице заповеданнаго от святых, и в писании положеннаго, и есть статей оных написание ко оправданию соисполняемых принадлежностей православными, то есть на всякую вещь принадлежащую до христианскаго положения как во управлении, так и в прожитии, и прочая собранныя следующия указания от святых писании ради яснейшаго и удобнейшаго понятия и прочая и расположены сице, под названием статей и пунктов, или рещи статей и глав, ибо по русски главы, а белоруски пункты, одно и тоже, по сих книга О вере, Азария мних, белоруской печати часть 4 раздел 9, лис. 277. Якоже и прежде в православной церкви, от оныя совоспитомников в защиту благочестия, православныя веры, и благочинных обычаев, а тем более по причине упадка, от могущих лиц и доволных к таковому делу, имели быть писаны многия книги и уставоположения, и не толко что от бывших в прежния времена и до седмаго собора состоявших, но даже и в самая позднейшая и последняя, и по 1000 лет уже бывшими как Алексием Аристином собрание правил и прочая, под названием Кормчии. Также тех правил собрание Матф. Иеросалимским ермонахом, и Константином Арменопулом, и преподобным Никоном, и афонскими отцы, и российскими писательми, Иосифом Волокаламским, и Зиновием мнихом, Отни пустыни, и книга Кирилова, и О правой вере, и Стоглав, и проч. многая, иже по премногу по 1000 лет жившими суть написаны. И от прочих книг писания собраны, и по какой причине, и для чего имели быть писаны таковыя книги, от православных писателей, и от прочих прежде бывших книг собираеми: как вси в сложности: так и оныя упомянутся, то есть для пользы прочих, и себя, и оным более по причинам служащих упадков по вере и по житию и проч. между православными. Посих указанию, Григории Синаит глава 137. Четыре образы понуждающия к написанию книг каждо, и о пос. в предислов. лис. 6 и 7, 25, и 26. Чесо ради святыи был вынужден написать книгу; И Такт. слово 20, лис. 125. Святии писали книги подобно разчищения кладезей ияковлих засыпанных от филистимлянов. Максим грек 1 глава 25 стран. 527, и доконца слово: чем вынужден к написанию слова того. И Матф. Прав. в пред. слова на 1-м листу, какая святых вынудила нужда писать правила и собрать оныя; ко уничтожению заблуждении являтися начинающих и проч. Иосип Волоколамскии в пред. тоя книги стран. 62. вынужден написать книгу, по причине заблуждения прозябшаго, и Ник. Черн. гор. слово 10, лис. 57. Что глаголет, мог встретить в книгах написано, то и написал к ползе прочих. И Стоглав во главе 3, 4, 5, 6. Потреба написания книги Стоглава, возъимелась для подкрепления церкве, во обычай благочиния, и прочия потому, частию уже оказались нарушительными. [на поле: Зри оповергающих ныне писания и глаголющих довлеет на то книг, не ужели до Стоглава собрания не было книг] и святаго Никиты Стифата. стран. 3 глава. Повелительное положение писать, что на пользу и для прочих каждому, точию аще кто доволен на таковая. И Семеон Фесал. 1 глав. 365. Повелевает писать к защищению благочестия, и похвала за сие а не хула от церкви. и в пред. книги, О вере. написал сию книгу глаголет, во очищение грехов своих, то есть для того потрудился в том, и прочая довольная на то указания, каких ради причин есть и суть. имело быть написаны книги, или собираемы от прежде писанных книг во едино, то есть ради утвержения в вере, и для подкрепления во обычаях и проч. Подобно тому, по такой же вине есть и суть, написаны с оными статиями, определение, то есть указание положеннаго во святом писании, также к подкреплению православныя церкви предания, и обычаев, по причине явившихся упадков порядков благочиния, и прочия. И для решительности уничтожения, прозябати уже наченьшагося бесчиния, и порицаемаго от святых, от душепагубнаго самоволия противоположнаго християнскому благочинию, и благочинному и спасительному положению и устройствию: к…раго[нрзб. котораго?] во обличение и ко устройствию следующаго благочиннаго благообразия и порядка сообразнаго положеннаго в писании святых, того ради преднаписаны каждыя статии и пункты, и суть выставленныя во святом писании положения указания, как ясно положенныя и непременно принадлежныя, которых и есть при настоящих орегенале оных статей; состоящих за подписию рук всех стран братии доводов сотни две и более. Почему и есть надписании таковых статей, повсему содержанию оных, ничто иное как и руки указующия о каждом предмете положенныя в писании, и где о тем, в которой книге и главе оное писано, или назвать и самое тож имеющия от прочих книг, православными писательми, и к какому названию имеют быть относительны оныя, прежде писанныя книги, от оных православных писателей: то есть, что оно закон, или указания закону, или иное что. Томуже самому названию и сущносте, подлежать  должны суть и сии написанныя статии: ибо якоже оныя книги, есть суть указание спасительной жизни, и благочинных порядков, так тож самое, и в писании статей ищется, а не иное, и что есть положенное во оных книгах, самое тоже и написание статей доказуется и заключается, при сложности собрания из оных книг, и своего какого догмата нимало при оных статиях не имеется. но общи кафолическия церкви, и что в писании положенное, как пишет четь мин. генв. 21, лис. 110. и как писано и святым Никоном Черн. гор. Тактик. слово 10, лис. 57, что глаголет, встретил в книгах приличное то и написал. слово 2, лис. 19 об. И аще глаголет тако, то есть по оному написанию, или инако да бывает точию бы к пользе, то есть ко уничтожению злаго и проч. И якоже не приемлющии прежде писанныя книги от православных писателей, и хулящия добрая, таковии подълежат зелному наказанию от святых, и есть с хулящими на Дух Святыи, и отвращатися таковых. Посих указанию святых писании. Иосиф Волокал. глава 1. Не приемлющая писания от святых несть християнин. И бес. на деян. стран. 504, и о пос. 1 глава 35. к тому выше во оной книге на лис. 41 об. В сказании каталога на оную главу, иже рече добрая порицающих злыми. И сие есть хула на Дух Святыи. книга 2 о пос. глава 310. и Такт. слово 11, лис. 59 об., и Ник. 1 слово 63 лис. 559. и благовест. Матф. Зач.47, в толк.: и Лук. 58, и 69. и Кат. мал. Часть 3 лис. 107 об. и бес. на Иоанна 10 лис. 59 об. Отвращатися таковых, и прочая многая о том указания святых писании. Так и определение указанное в писании статей, в согласное преданнаго православною церковию, и положеннаго в писании святых, также за сие подлежат тому же чему и оныя неприемлющия книги святых, и добрая порицающии, и несмысленно и безсловесно. И еще что в положении статей, то в том братски и в кротости духа, нужно первее обличать указании от писания ко исправлению, посих указанию святых писанию: Максим грек 3, слово 9, стран. 7. и о пос. 2, глава 58, и глава 152, и глава 51. и евангелие Матф. зач. 75, и толк. бес. на Матф. 60. А не исполнивши сице, то есть не указывая, от положеннаго в писании вины, а порицают, таковыя п…ни[нрзб. повинни?] суть отлучению от церкви и прочая. Посих указание святых писании, о пос. 2 глава 39 лис. 139. И глаголют что писати не можно ныне, и довлеет книг, и сице глаголющее, сатане самому помогают, посих Зиновии мних, глава 47, стран. 929, того глаголет и желательно сатане, и чтобы не писал никому ничего на пользу православным. И аще не писать православным положении и уставов, тогда рече нарушатся вся благочиния  порядки. И аще сатане желательно того чтобы не писали ничего православнии, то и порицающии пишущыя что либо к пользе, от писания сим яве таковии сатане подражают и угождают, томуже самому подлежат и гаждающии писанныя статии, и писавших оныя. Аминь.

 

Вопрос. Что есть, Пункт.

Ответ. Толк. Словарь Буква П. Пункт. лат. Точка; постоянное место для чего нибудь от дел остановка.