С. Г. Петров

 

СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ:

«ОЧЕРК ИСТОРИИ СТРАНСТВУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН»

ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЦИК М. И. КАЛИНИНА

[Публикация из сборника: Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV-XXI вв.. Новосибирск. 2010 г. стр. 191-213]

 

 

История страннического согласия ХVIII-ХIХ вв. благодаря во многом беспрецедентным усилиям А. И. Мальцева1 обрела в по­следние десятилетия четкие и детально выписанные очертания. Не­изменной при этом осталась основополагающая характеристика староверов-странников как бескомпромиссных и радикальных оппози­ционеров российским светским и духовным властям. Данная точка зрения была перенесена, в значительной мере априорно, и на весь в целом XX в. Формированию именно таких представлений способ­ствовали антирелигиозные политика и практика советской власти. В подтверждение этого тезиса А. И. Мальцев проанализировал уче­ние о самоубийстве странника Христофора Ивановича Зырянова (Христофора Иванова), которое возникло в ответ на репрессии, об­рушившиеся на староверов с началом построения «сталинского со­циализма»2.

Необходимо отметить, однако, что столь однозначная оценка не совсем точна. На протяжении долгих десятилетий большевистского режима были разные периоды отношения к нему староверов обозна­ченного согласия. Сохранившиеся в ГАРФ документы, переданные странниками в 1920 г. во ВЦИК «всероссийскому старосте» М. И. Ка­линину, в том числе специально для него составленный «Очерк исто­рии странствующих православных христиан», это подтверждают3. Думается, что ввод в научный оборот выявленных документов будут способствовать корректировке имеющихся в историографии представ­лений. Решению поставленных задач и посвящена настоящая работа.

В литературе уже говорилось, правда, весьма кратко и общо, о неоднозначности отношения странников к советской власти4. Отме­чают данный факт и сами староверы в своих исторических сочине­ниях. Так, страннический инок Никита в «Кратком очерке истории церкви» писал: «Революция в России, бывшая в 1917 году[,] обще­ство странников застала примерно в количестве 2-3 тысяч чело­век[,] ведущих страннический укрывательный образ жизни. Наступ­ление советской власти, хотя и безбожной, было встречено стран­никами не враждебно. Ибо странники ждали и даже видели от этой народной власти освободителя от монархического гнета и пресле­дования за их веру. Почувствовав свободу[,] данную новой совет­ской властью, странники вышли из своих подполий, подавляющее большинство из них покинули скитальческий образ жизни и всту­пили в права советских граждан. К этому же были склонны, пожа­луй, и остальные самые осторожные странники: потому что они видели, с момента отделения церкви от государства, их религиоз­ная свобода ничем не ограничивалась. Далее конституция[,] даю­щая свободу совести и другие демократические права, совершен­но странников вызвали из подполий. Странники стали жить откры­то, организовывать свои кол[л]ективы, ко[о]перативные артели, строить молитвенные дома и т. д. Так продолжалось примерно до 1930 года. Потом же советское правительство в лице странников стало видеть вредных государству людей[,] ведущих среди насе­ления религиозную агитацию и называющих представителей вла­сти безбожниками и антихристами: чем и вызвали против себя странники гнев сов[етской] власти. За такую проповедь правитель­ство прекратило свою терпимость к странникам и начало их пре­следовать. Тогда самые активные из странников опять вспомнили свой прежний нелегальный образ жизни и, как будто закрепившись в своей вере, опять перешли в подполье»5.

Из вышеприведенного следует, что странники выделяли, как один из наиболее благоприятных периодов для своего согласия, время от революционного 1917 г. и до начала «великого перело­ма», когда страна погрузилась в пучину сталинских преобразова­ний. По сути эти десять лет, в основном период нэпа, восприни­мались ими как своеобразное «золотое» время, ничего сопостави­мого с которым не было ни до, ни после него. Подобного рода пред­ставления подпитывались и самими большевиками, рассматривав­шими еще с дореволюционного времени сектантов, к коим они по синодальной традиции относили и староверов, в качестве «попутчи­ков» в борьбе с самодержавием. Достаточно вспомнить проявившего в этой области завидную активность, в том числе и исследовательс­кую, известного большевика В. Д. Бонч-Бруевича6. Окончательное расставание с религиозными «попутчиками», согласно коммунисти­ческой доктрине, мыслилось тем быстрее, чем успешнее шло про­движение от царизма к социализму. Начало «великого перелома», включавшего развертывание массовой коллективизации и борьбы на антирелигиозном фронте, знаменовало для старообрядцев окончание «золотого» десятилетия отношений с «народной» властью.

Найденные в ГАРФ документы весьма существенно дополня­ют фактическим материалом странническую концепцию истории своего согласия в XX в. Как уже сказано, они были переданы в июне 1920 г. во ВЦИК в адрес его председателя М. И. Калинина. Подате­лем этих документов и составителем части из них, в том числе «Очерка истории странствующих православных христиан», являл­ся странник-статейник Потап Стефанович Морозов, прибывший в Москву из города Данилова Ярославской губернии. Согласно А. И. Мальцеву, в начале XX в. этот город превратился во влиятельный центр страннического согласия7. Он стал резиденцией одного из деятельных руководителей странников-статейников — Александ­ра Васильевича Рябинина (Александра Васильева), благодаря ини­циативам которого здесь открылись духовное училище с обширней­шей библиотекой, слесарная мастерская, бакалейная лавка, паровая мукомольная мельница. Увлеченность А. В. Рябинина торгово-предпринимательской деятельностью и мирскими делами, дававшими странникам материальное благополучие и прикрытие, плохо стыко­валась с проповедуемым вероучением. Бурная полемика по этому поводу привела к новым разделениям среди странников-статейни­ков, которые так и не были преодолены ни до революции, ни в со­ветское время. Несмотря на конфискацию большевиками мельницы и закрытие лавки, большой примирительный собор странников-статейников 1926 г. не устранил имеющихся противоречий. В это время в Данилове уже работал организованный А. В. Рябининым сельско­хозяйственный кооператив «Аксиома», приносивший доход и помо­гавший укрывать мироотрекшихся странников8. Около 1930 г. Да­ниловский центр был окончательно разгромлен советской властью.

Документы из ГАРФ посвящены событиям, происходившим в Данилове с ноября 1919 по май 1920 г., и связаны с первыми по­пытками конфискации имущества странников-статейников, вызвав­шими у них протестные настроения. Расширяющийся конфликт с местными органами советской власти подтолкнул староверов к об­ращению в высшие государственные инстанции. Помимо изготов­ленных специально копий документов, привезенных П. С. Морозо­вым из Данилова и призванных подтвердить все происходившее в Ярославской губернии, ему пришлось непосредственно в Москве написать очерк истории своего согласия9 и заявление10 на имя М. И. Калинина. Это было сделано с целью своеобразной презен­тации странников-даниловцев перед высшим должностным лицом советского государства и для получения высокой защиты от твори­мых притеснений. П. С. Морозов датировал очерк по старому сти­лю 19 мая 7428 г. от сотворения мира, т. е. 1 июня 1920 г., а заявле­ние — 2 июня 1920 г. Как видим, он использовал одновременно и старый и новый стиль, ведя летосчисление то от сотворения мира, то от Рождества Христова. Кстати, и в историческом очерке им был продемонстрирован точно такой же подход к календарной пробле­ме. Подобная толерантность старовера в значительной мере пред­определялась предпочтениями в этом вопросе его высокопоставлен­ного адресата. В угоду ему П. С. Морозов старался изъясняться с «всероссийским старостой» по правилам новой советской орфогра­фии, правда, периодически сбиваясь на привычное для него право­писание с фитами, «и» десятеричными, ерами. Проскальзывает в его текстах и притяжательное местоимение ея, и прилагательные с окон­чаниями -аго, -яго и -ия. Иногда он использовал паерки в пристав­ках и предлогах из одиночных согласных, выносные буквы в конце слов, особенно если не хватало места в строке. Делал старовер все это в меру своих способностей и личного уровня осведомленности в особенностях языка: и русского, и церковнославянского. В напи­санном скорописью начала XX в. тексте очерка П. С. Морозов остав­лял свободные места для подтверждающих его выводы ссылок на Священное Писание, святоотеческую литературу, жития святых, бо­гослужебные книги, исторические работы светских и церковных исследователей старообрядчества (именуемых им исключительно «расколоведами» и «казенными “миссионерами”»)11. Эти лакуны за­полнялись затем полууставным письмом с соблюдением тонкостей церковнославянского языка, в том числе допетровского времени: выносных букв с покрытиями и без, строчных букв в именах соб­ственных. Не забывал он проставлять в словах буквы есть, фита, малый юс, ять, ер. Хотя и здесь автор очерка переходил зачастую на современные ему правила русского языка. Получившаяся яркая язы­ковая смесь свидетельствует, что П. С. Морозов испытывал опреде­ленные трудности при написании как очерка, так и заявления.

Из последнего документа можно почерпнуть некоторые сведе­ния и о самом Потапе Стефановиче Морозове. Будучи уроженцем (в заявлении — гражданином) Пермской губернии, Оханского уез­да, Новопаинской волости, он проживал в городе Данилове Яро­славской губернии на углу улиц Любимской и Новотроицкой, в доме при трудовой артели мукомолов. Работал в должности машиниста на механической вальцовой мельнице. Он был не мироотрекшимся странником, принявшим крещение, а странноприимцем, оглашенным только проповедью мирским членом даниловской общины. Именно на странноприимцев возлагалась ответственность за при­крытие нелегалов и контакты с внешним миром. Поэтому ему и вы­пала миссия представлять странников в Москве, куда он выезжал неоднократно ранее с разными поручениями12. Все это говорит об особом доверительном к нему отношении со стороны главы даниловцев А. В. Рябинина.

В поданном во ВЦИК заявлении П. С. Морозов объяснял воз­никшие недоразумения с местными представителями советской вла­сти, особенно чекистами, абсолютным непониманием большевика­ми особенностей их конфессии. Подобное непонимание, по мнению автора заявления, могло «вылиться в открытое преследование нас[,] рабочих и крестьян странноприимствующих, а также и самих мiроотрекшихся странствующих христиан, которые во имя релегиозных убеждений не могут иметь оффициальных документов-паспортов, прикрепляющих к месту жительства и гражданства»13. При советской власти многие нелегалы стали жить в домах страннопри­имцев открыто, не опасаясь преследований. Однако и те, кто пере­шел на легальное положение, и те, кто по-прежнему не мог решить­ся оставить свои укрытия, оказались в условиях гражданской вой­ны в одинаковом положении: без документов их задерживали и рас­стреливали, считая контрреволюционными элементами, бандитами или подозрительными личностями. П. С. Морозов писал: «Одного попавшагося нашего христианина за бездокументальность в Чердынском уезде т[оварищи] красноармейцы разстреляли, другого около Данилова только спас тов[арищ] комиссар[,] случайно знающий чле­нов из нашего общества»14.

Подозрения местных большевиков, что члены трудовой арте­ли мукомолов могут укрывать контрреволюционеров, помноженные на поступившие к чекистам «изветы» о спекуляции артельщиков в голодное время, привели к бесчисленным повальным обыскам на мельнице и во всех домах странников. В подтверждение сказанного автор очерка привел следующий пример: «При одном из обысков среди нас[,] увидев старца лет 70-ти[,] странствующаго от юности[,] представители УТЧК (уездная транспортная чрезвычайная комис­сия. — С. П.) пустили молву, что у нас кроются “бандиты” и “контр­революционеры”». Оценивая же сложившуюся ситуацию в целом, П. С. Морозов делал такие выводы: «Получилось то, что при цариз­ме мы были укрыватели “революционеров, коммунистов, подготов­ляющихся к политической борьбе”, а при советской власти мы уже переделались в “контрреволюционеров”. Это ужасная противопо­ложность есть следствие непонимания нашей релегиозной идеи тех[,] кто так выражается. По существу дела во имя своих релегиозных убеждений[,] ради которых наши христиане страдали более двух с половиной столетий, они не были революционерами, ни под ка­ким видом не могут быть и контрреволюционерами. Ибо никаких политических целей они не преследуют, а преследуют душевное спа­сение на вечную загробную жизнь»15.

Помимо обысков, на даниловских странников обрушились аре­сты, слежка, досмотр всех входящих и выходящих лиц, сверка до­кументов, конфискация имущества рабочих артели, изъятие части библиотеки, попытки захвата помещений16. Особенно странников, по мнению П. С. Морозова, потрясла эксгумация в конце апреля 1920 г. большевиками тела умершего председателя артели В. А. Рогожникова. Несмотря на то, что даниловцы пошли на совершение открытого чина погребения (впервые за 250 лет!), с освидетельство­ванием скончавшегося соответствующими должностными лицами, местные чекисты сочли необходимым столь оскорбительным для староверов способом подтвердить смерть одного из руководителей трудовой артели, преследуемого судом по обвинению в спекуляции.

После неудачной попытки традиционным для старообрядцев «путем взаимных объяснений», письменных или устных, разрешить конфликт с коллегией Даниловского уездного исполкома, странни­ки прибегли к последнему аргументу: известить обо всем происходившем высшие государственные органы. Для этого в Данилове был подготовлен целый ряд документов: копия заявления общего собра­ния трудовой артели мукомолов и общины странников в коллегию Даниловского уездного исполкома; свидетельский акт странника С. Кузнецова об эксгумации тела В. А. Рогожникова; реестр отобран­ного агентами Даниловской уездной транспортной ЧК имущества трудовой артели мукомолов «с указанием принадлежности вещей, места приобретения и оснований к тому»; копия удостоверения Да­ниловской уездной РКИ о результатах ревизий артели мукомолов и работе мельницы; копии справок соответственно Даниловского уезд­ного СНХ и Даниловского горуездпродкома о подлинности предыду­щего удостоверения17. Два первых документа П. С. Морозов упомя­нул как официальные приложения к заявлению в адрес М. И. Ка­линина. Упомянул он в качестве приложения и написанный им ис­торический очерк. Приложил его П. С. Морозов к своей «петиции», чтобы еще раз заявить председателю ВЦИК: «... наше общество есть чисто релегиозное, а не демократическое-революционное: и ника­кого участия в контрреволюционном движении ни активного и ни косвенного принять не может. Всякое предубеждение власти в по­литической неблагонадежности нашего общества будет излишнее затруднение для самой власти, а для нас[,] трудового народа[,] по­кровителей странствующих[,] оскорблением наших релегиозных чувств. Если бы предъявляемые обвинения, как “бандиты” и “контр­революционеры” со стороны представителей власти были за релегиозные убеждения, то их мы готовы перетерпеть с удовольствием. Но когда они предъявляются на почве политической, то мы спешим их опровергнуть[,] ибо мы не желаем советскую власть вводить в какое[-]либо недоразумение ради своей идеи»18.

Резюмируя свое обширное заявление, П. С. Морозов предла­гал М. И. Калинину помочь странникам-статейникам в решении це­лого ряда насущных хозяйственных, административных и духовных проблем:

«1) возвращения вещей рабочих и предприятия[,] перечислен­ных в реестре[,] которые не подлежат реквизиции и конфиск[ации].

2) возвращения коровы[,] незаконно отобраной продовольст­венным] комитетом (Даниловским) от рабочих артели.

3) возвратить исторические книги[,] взятые Даниловским коми­тетом партии железнодорожников из общей артельной библиотеки.

4) желательно иметь гарантию на общую богословско-истори­ческую библиотеку от реквизиций[,] конфискаций и т. п.[,] принад­лежащую всему нашему обществу, создаваемую веками гонимыми христианами.

5) разрешить свободное проживание около нас нашим мироотрекшимся странствующим христианам обоего пола для удовлетво­рения наших духовных потребностей, без навязывания им офици­альных писменных документов от административных учреждений, оставивши их под нашу ответственность.

6) предоставить право нашей артельной организации давать нашим странствующим христианам[,] старцам и старицам[,] удос­товерения личности для ограждения их от напрасных арестов, разстрелов и т.п. под страхом нашей ответственности»19.

Сказать что-либо определенное о реакции московских больше­виков на заявление даниловских староверов несколько трудно. Ви­димо, здесь нужно учитывать пометы, появившиеся на документах, полученных во ВЦИК. Таковые имеются только на одном докумен­те — заявлении общего собрания трудовой артели мукомолов и об­щины странников в коллегию Даниловского уездного исполкома20. Две из них написаны, вероятно, рукой члена Президиума ВЦИК В.И. Невского и датированы им 28 мая 1920 г. Они посвящены со­ставлению запросов в исполкомы Ярославля и Данилова, а также ярославским чекистам, по поводу общины странников («что это за община?»). Третья помета, делопроизводственная — это входящий номер и дата 2 июня. Первая дата говорит нам, что П. С. Морозов подал документы, привезенные из Данилова, во ВЦИК 28 мая 1920 г. После чего был вынужден дать ответ на поставленный членом Пре­зидиума ВЦИК и известным партийным историком вопрос «что это за община?», написав к 1 июня «Очерк истории странствующих пра­вославных христиан». Затем оформил протесты странников пись­менно в виде заявления в адрес М. И. Калинина. Заявление и очерк он передал во ВЦИК уже 2 июня 1920 г., когда всему пакету стран­нических документов в канцелярии «всероссийского старосты» был присвоен единый входящий номер.

По всей видимости, во ВЦИК полученный от П. С. Морозова очерк сочли недостаточным, поэтому 10 июня 1920 г. канцелярис­тами ВЦИК были составлены за подписью М. И. Калинина запро­сы в Ярославский и Даниловский исполкомы, а также даниловским чекистам. Согласно сохранившемуся вместе с документами стран­ников в ГАРФ отпуску, в запросе говорилось следующее: «Предла­гаю сообщить имеющиеся сведения о членах трудовой артели му­комолов и членов общества странствующих христиан города Данилова»21. К сожалению, ответы из Ярославля и Данилова найти не удалось, и их содержание остается неизвестным. С некоторой опре­деленностью можно предположить, что странники-статейники вряд ли получили сполна от М. И. Калинина по адресованным ему просьбам. Об этом можно косвенно судить, исходя из происходив­ших в дальнейшем событий в Данилове, связанных с конфискацией мельницы и ликвидацией трудовой артели мукомолов22.

Публикуемое историческое сочинение П. С. Морозова имеет два названия. Одно написано автором на титульном листе и являет­ся сокращенным вариантом: «Очерк истории странствующих пра­вославных христиан», другое, более полное, дано им вверху первой страницы сочинения: «Краткий очерк истории общества странству­ющих православных христиан». Шифр архивного хранения: ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 86-104 об. Текст очерка написан фиолето­выми чернилами автором. Им же теми же чернилами сделана прак­тически вся правка по тексту. Рукопись написана на 8 листах про­стой писчей бумаги желтого цвета размером 36,7 х 44,3 см, пере­гнутых пополам. Первые шесть листов образуют первую тетрадь (л. 87-100 об.), два других — вторую (л. 101-104 об.). В получив­шихся тетрадях каждая страница пронумерована вверху П. С. Мо­розовым. Всего в рукописи 36 страниц. Данная внутренняя пагина­ция имеет два сбоя, которые исправлены самим автором (л. 93 об. и 96 об.-104 об.). У двух листов в первой тетради (л. 87-87 об. и 95- 95 об.) срезаны края, особенно сильно нижний. Сходным образом обрезан и титульный лист (л. 86), причем его вторая часть (задняя обложка) вообще отсутствует (возможно, срезана во время архивных кампаний по выявлению и повторному использованию чистых незаполненных листов). На обороте титула рукой П. С. Морозова пер­воначально было написано: «В сея рукописи 34 страницы», однако, после обнаружения им сбоев во внутренней пагинации и их исправ­лений, корректировке подверглась и сама запись: «В сея рукописи 36 страниц».

В публикуемом памятнике, столь ярко отражающем время сво­его создания, сохраняются орфография и пунктуация автора. Без исправления оставлены прописные и строчные буквы в именах, фа­милиях, прозвищах, географических и книжных названиях. Сохра­няются паерки. Без оговорок раскрываются титла и вносятся вы­носные буквы в строку. Сокращенные слова и недостающие знаки препинания дописываются в квадратных скобках. Подчеркивания в тексте авторские.

 

Примечание

 

1 См.: Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск. 1996; Он же. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в.: Проблема взаимоотношений. Новосибирск, 2006. С. 436—478; и др.

2 Мальцев А. И. Страннический наставник XX века Христофор Иванов и его учение // Проблемы истории, русской книжности, культуры и обществен­ного сознания. Новосибирск, 2000. С. 57-64.

3 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 76-104 об.

4 См.: Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997. С. 103; Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: Адаптационные возможности та­ежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск, 2007. С. 268-273.

5 НБ МГУ, ОРКиР, Верхокамское собр., Пермская кол., № 1974, л. 11-12; Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье». С. 268, 273.

Рукопись с очерком инока Никиты была привезена московскими архео­графами из Пермской области в 1984 г. Согласно записям И. В. Поздеевой, сделанным со слов матушки Галины непосредственно в рукописи, и поясне­ниям сотрудников ОРКиР НБ МГУ, «Выписки инока Никиты» были состав­лены в Комаровой келье на Унье (река Колва) в 1920-е гг. Однако самой по­здней упомянутой иноком Никитой в очерке датой является 1930 г. Никаких последующих событий и связанных с ними дат в рукописи нет. Следователь­но, очерк может быть датирован как написанный после 1930 г.

6 См.: Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. М., 1959. Т. 1; Он же. Избранные атеистические сочинения. М., 1973; Эткинд Л. М. Русские секты и советский коммунизм: Проект Владимира Бонч-Бруевича // Минувшее. М.; СПб., 1996. Вып. 19. С. 275-319.

7 Об этом подробно см.: Мальцев А. И. Старообрядческий наставник инок Арсений (А. В. Рябинин): Материалы к биографии // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 2. С. 68-71; Он же. Проблемы церковной организации и уп­равления в сочинениях староверов-странников (вторая половина XIX — нача­ло XX в.) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России ХVI-ХХ вв. Новосибирск, 2003. С. 168-175.

8 ИИ СО РАН, № 8/02, приложение, л. 7.

9 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 86-104 об.

10 Там же, л. 84-85 об.

11 Из светских и церковных исследователей наиболее часто, нередко с острым нелицеприятным полемическим разбором написанных «историйк» («из­вестно[,] что без точных фактических материалов не может быть истинной истории»), П. С. Морозов обращается к работам Н. И. Ивановского, Ф. В. Ли­ванова, В. Морозова, К. Н. Плотникова, И. К. Пятницкого, Н. И. Субботина, А. П. Щапова.

12 В первую очередь имеются в виду его поездки в Москву по хозяй­ственным делам, которые известны нам по привезенному им из Данилова ре­естру отобранных агентами местной уездной транспортной ЧК вещей трудо­вой артели мукомолов «с указанием принадлежности, места приобретения и оснований к тому». Так, в пункте 14 данного реестра под названием «Одна летняя брезентовая мужская тужурка защитного цвета» говорится следующее: «Артельная, приобретена в Москве на Сухаревке Морозовым П[отапом] Сте­фановичем] (чл[еном] ар[тели]) в Мае 1919 г. за 1000 р. на братския деньги для нужд рабочих», а в пункте 44 «Одна дюжина туалетнаго мыла» — «Купле­на Морозовым П. С. в Москве на Сухаревке в мае месяце 1919 год[а] на брат­ския деньги за сумму 1200 р.» (ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 79 об., 80 об.).

13 Там же, л. 84.

14 Там же, л. 84 об.

15 Там же, л. 84 об., 85 об.

16 Аресты, коснувшиеся даниловских странников, не миновали и самого П. С. Морозова. Согласно реестру изъятых чекистами у староверов личных и артельных вещей, автор заявления и очерка был арестован местными агента­ми ЧК 21 ноября 1919 г. В пункте этого реестра под номером 86 «Одна гото­вальня в полном виде для черчения и при ней заграничной работы стальной дециметр» значится: «Принадлежащая машинисту тов[арищу] Морозову[,] при­обретенная им в 1919 г. в октябре месяце в Ярославле за 4,500 р. на свои сред­ства, которую отобрали у него 21 Ноября представителями У.Т.Ч.К. и Р.Т.Ч.К. при аресте в самой Д.У.Т.Ч.К.» (Там же, л. 82).

17 ГАРФ, ф. 1235. оп. 56, д. 26, л. 77-83 об.

18 Там же, л. 85 об.-85.

19 Там же, л. 85.

20 Там же, л. 78.

21 ГАРФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 76.

22 Сделанные выводы в какой-то мере подтверждаются секретным пись­мом V-го отдела по проведению отделения церкви от государства Наркомата юстиции РСФСР, направленным 17 сентября 1923 г. начальнику VI-го отде­ления Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкову. По сути, в данном письме шла речь о тех же самых проблемах, о которых сообщил П. С. Морозов М. И. Ка­линину в заявлении от 2 июня 1920 г. На этот раз, правда, в центральные органы советской власти обратился с заявлением другой странник — П. Кус­тов. В секретном письме говорилось: «Пересылая при этом заявление сектан­та П. Кустова[,] последователя староверческого толка “странствующих хрис­тиан” о том, что немногочисленные последователи их секты по религиозным убеждениям боятся всякого удостоверения, всякой бумажки от властей, как антихристовой печати, в силу чего они навлекают на себя подозрение мест­ных властей, попадают в тюрьмы и т.д., — 5-ый Отдел находит необходимым ведомственно сообщить, чтобы при задержании за безписьменность этих сек­тантов “бегунов” принималось во внимание удостоверение местных извест­ных граждан, под поручительство которых они могли бы быть и освобождены из под ареста» (ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 55, л. 159).

 

 

Очерк истории странствующих православных христиан

 

Краткий очерк истории общества странствующихI, а православных христиан...б

 

Общество странствующихв истинных православных христиан по своему составу делится на два класса людей. На класс сущих христиан[,] отрекшихся мира и лже в нем[,] и класс так называемых «жиловых» или мирских членов, оглашенных проповедию, но еще не получивших таинства крещения и имеющих права гражданства наг равне со все­ми гражданами р.с.ф.с.р.д

По времени бегства и укрывательства обществое полу­чило свое начало с царствования Алексея Михайловича и патриаршества Никона. Оно возникло на почве протеста против вводимых п[атриархом] Никоном новых неправос­лавных преданий и учений в русскую церковь и определи­лось в таковое во имя хранения истинной православной веры во исполнение пророчества.

Протест защитников древлеправославия был чисто религиозного характера, но несмотря на это вызвал оппози­цию со стороны гражданской и духовной власти, которая[,] в целях ограждения своего авторитета и несостоятельности оправдать производимую ломку древлеправославия и введе­ние новизн путем доказательств, пустила вход против протес­тующих средства насилия. Инквизиционная деятельность властей вынудила предков бежать и скрываться где только можно было укрыться и спасти свою веру. Сильное гонение началось после собора 1666—7 г.г., на котором под влиянием присутствующих и к тому времени уже вполне облатинившихся греческих иерархов большинство из русского ду­ховенства во главе с царем встало на сторону вводимых Ни­коном неправославных новизн и клятвенно утвердило их ввечное соблюдение русскому народу, одновременно объя­вив неповинующимся открытую борьбу.

Участники собора 1666—7 г.[,] торжественно прокляв со­держащих предания древней русской и греческой церквей и самые предания этим самым[,] совершили фактическое отступление от того православного учения, которое непоко­лебимо было содержимо россией со дня принятия христи­анства. Такое обстоятельство, как отступление от правосла­вия высшей духовной и гражданской власти[,] ознаменовало собою явление последняго всемирного антихриста и в Россию[,] ибо запад уже давно находился в отступлении, а гос­подствующее православие оставалось только в России. Ввиду таких событий нашим предкам на основании пророчества не трудно было определить самое время пришествiя антихриста[,] т. е. отступления от правоверия и уклонения в ереси и именно в указанные годы, а также определить будущую судьбу церкви христовой. (кн[ига] о вере лис[ты] 270—72. Субботин материялы т. 5. стр. 227. апокалипс[ис] зач[ало] 33, 52. ефр[ем] сир[ин] сл[ово] 105. ли[ст] 296 об. и др.)

Убеждаясь из Слова Божия, что церковь[,] т. е. обще­ство православных христиан[,] во дни антихриста будет на­ходиться в бегстве за соблюдение благочестия[,] наши предкиЕ так и поступили. (Есипов т. 2 стр. 17 и др.) До начала во­семнадцатого столетия такое скитальничество и укрыватель­ство между ревнителями древлеправославия было всеобщим (Ливанов т. 4. стр. 101).

В 1716 году Петр первый издал указ[,] по которому вся­кий[,] возвративш[и]йся из укрывательства и записавш[и]­йся в раскольнические списки званием «раскольника» с уплачиванием оклада за «раскол»[,] получил право жить в го­родах и селениях без всякого сомнения и страха. Ввиду та­ких льгот одни из бежавших явились и записались, а другие (наши предки)[,] видя, что принятие на себя имени «расколь­ника» есть полное отречение от имени Христа[,] продолжали бежать и скрываться за соблюдение благочестия. (Плотников истор[ия] р[усского] раск[ола] стр. 168). В это время среди крыющихся из за записи в раскол произошло разделение. От сюда стали появляться и организовываться разные старооб­рядческие общества, которые существуют и до ныне. С этих годов записавшиеся получали гражданскую свободу, а наши не записавшиеся по прежнему преследовались[,] особенно представителями Никонианской церкви.

Введение Петром первым около этих же годов «реви­зии» «паспортной» системы[,] прикрепляющей к МЕСТУ или сословию[,] и обозначение в паспорте вероисповедания в роде: «раскольник»[,] «сектант» такой-то, окончательно ли­шили истинно-верующих христиан всякой надежды на мыс­лимую свободу. (Щапов. земст[во] и раск[ол]. Вып. 1. стр. 109—10; Его же р[усский] раск[ол]. стр. 490.) Всячески избегая этих особо вредных наименований как отступничес­ких и знаменоющих собою печать антихриста, которую он потщится наложить на всех повинующихся ему (апок[алип­сис] гл[ава] 13 ст[и]х 17), наши предки массами бежалиж из своих мест куда кто могз, (мельников рус[с]к[ий] вестн[ик]. № 50. стр. 409—10. Синайскаго отношение власти к «раско­лу]». стр. 255—6.) Во второй половине восемнадцатого сто­летия правительство продолжало издавать указы о пре­следовании «потаенных»[.] Но крыющиеся христиане[,] по­кровительствуемые промыслом Бога и своих последователей[,] продолжали быть носителями пророчественной идей. Тиранническая строгость со стороны преследователей по от­ношению к «потаенным» и их покровителям до тех пор за­пугали укрывателей, что ищущему крыющихся христиан с целью научиться от них истине стоило не малого труда доспроситься, найти чтобы видеть их.

Если мы воз[ь]мем время царствования Николая 1-го[,] то для нас удивительным это не покажется, когда странноприимцам[,] покровителям «не записных» христиан[,] при­ходилось скрывать их не только от преследователей, но и от своих односемейных членов[,] простоватых на язык. Хри­стианам приходилось храниться в амбарах, подпольях, зем­лянках, хлевах, овинах, чердаках и т. д. Об этом свидетель­ствуют живые лица, проведшие от юности до глубокой ста­рости свою жизнь в странственном положении и дожившие до наших дней.

В подобное по строгости время произошел характер­ный случай в тысяча сем[ь]сот семидесятых годах и со стар­цем Евфимием, которого несправедливо некоторыеи исто­рики «расколоведы» считают общим основателемк «бегунства»л илим «странничества[»]. Определенно зная, что есть крыющиеся христиане[,] он пустился на поиски их в твер­скую губернию, но прежде чем успел достичн их[,] был схва­чен полицией. Ему удалось бежать и он опять искатель хра- нителей древняго благочестия. Случайно встретившись с престарелым странником[,] из млада проживавшим в укры­вательстве[,] неким Iоанном[,] Евфимий часто с ним бесе­довал о своих сомнениях и пришел к убеждению, что толь­ко бегая мира возможно получить спасение. Совершенно сошедшись в понятиях со странником Iоанном[,] Евфимий настойчиво требовал, чтобы он крестил его. Но Iоанн поче­му то отклонил его просьбу[,] быть может[,] по причине ка­кого либо повреждения вроде нравственного или т. п.[,] и посоветовал Евфимию крестить себя самому, что последний и сделал (в деревне Малышеве Ярославского] у[езда] 1772 г.) по примеру препод[обного] Феофана, равноапостольно[й] Феклы и мученицы Дросиды (Ист[ория] Пятн[ицкого] [стр.] 60—61; Ливан[ов] т. 4. стр. 68; Пятницк[ий] рус[с]к[ий] сектант, стр. о; Велик[ая] четь[я] мин[ея] Макарьевская Сент[ябрь] 24. лис[ты] 1383—84. Пролог. Марта 22 Св[ятой] муч[еницы] Дросиды лис[ты] 114 и об.; Iюнь 10 лис[ты] 502 и об.).

Ревностный по вере, энергичный характером, усердно изучавший св[ятых] отец писания[,] всю жизнь проведший в труде и борьбе со сторообрядцами и никонианами по пререкаемым вопросам веры, написавший массу сочинений, в обличение инакомыслящих и укреплению верующих[,] он до ныне слывет в истории основателем нашего общества кроме некиих Ивана и Андреяна (ист[ория] пятницк[ого]. стр. 54). Но все недоразумение и ошибка первых истори­ков, в подсчете количества основателей нашего «странниче­ства» покоятся на безусловном БЕЗСИЛИИ проникнуть в самую среду преследуемого общества (ивановск[ий] внутрен­нее] устройство] веры странников [стр.] 98.) Само прави­тельство не смогло узнать о нем более или менее достаточ­но до половины девятнадцатого столетия (В. Морозов. вера странников, стр. 12). Известно[,] что без точных факти­ческих материалов не может быть истинной истории.

Как раз со времени разорения соловецкой обители (1678 г.) замкнутая от мира и гонитильная жизнь крыющихся христиан не могла дать детально систематизированного ис­торического материала в руки историка, кроме так называе­мых «оффициальных бумаг» и отрывков рукописей, чаще полемического характера[,] принадлежащих перу того или иного из предводителей древлеправославия. При том и са­мый институт историков по так называемому «расколоведению», (если не ошибаюсь) возник только в начале девят­надцатого столетия. Почему и начатое «изследование» исто­риками «по “расколу”[»] не могло быть верным в освеще­нии тех или иных фактов, частию по опущению времени, частию по недостатку материалов и сведений, а главное, что все «изследователи» были заклятые враги так называемого «раскола»[,] т. е. истинного христианства*. Нет сомнения, что попавшиесяр при обысках сочинения старца Евфимия[,] в которых было скомбинированос и изложено в опреде­ленную систему имт учение предков[,] послужило поводом и мостом к раскрытию учения бегствующих христиан.

Словом[,] все[,] что не было изложено предками пол­ностью по случаю гонительных обстоятельств писменно или было, но отрывочно, все, то старец Евфимий, как человек смелый, решительный, живший в самуюу эпоху развития всевозможных Богоотступнических царской власти указов, изложил в своих творениях[,] по сколько чему научился и достигал сам.

Излагая писменно и устно воспринятое учение перед желающими спастись, и, как человек начитанный[,] разви­вая его он по своей реформаторской деятельности[,] есте­ственно пред историками заслужил имя «основателя» «стран­ничества» в Ярославской губернии (Ливанов т. 4. стр. 102), чего не отриц[а]ют странствующие христиане. Следова­тельно евфимий, по имени есть такой же «основатель» и плюс к ним[у][,] каковыми считаются историками вышепомянутые «основатели странничества» Иван иф Андреян; и каковыми могут быть и были из проповедующих общее хри­стианское учениех в отдельных странах и местностях. Одна­ко обшим «основателем» «бегствующих]»] и «странствующих» христиан Евфимий не был[,] ноц был имч, только в Ярос­лавской губернии.

Учение],] которое проповедывывал Евфимий, было не новость, все данные, все начала, из которых выходит Евфи­мий[,] давно существовали в общем учении предков древлеправославия, точно также, как и самое бегство защитни­ков православия было с самых первых дней протеста про­тив новизн Никона, и что собственно НИш Евфимий со­здал «странничество», оно не только в идее, но и в практике существовало прежде его и было принято им уже готовым (Ливанов т. 4. стр. 101—02, вестник европы стр. щ).

Вскоре после кончиныъ Евфимия (1792 г.) его потом­ки во главе с Макеем Федоровичем соединились с подобными себе НЕЗАПИСНЫМИ христианами[,] пересылавши­мися из Новогородской области в количестве 80 человек в сибирские страны в заточение на пути к гор. Костроме че­рез Волгу; которые[,] выслушавши объяснение Мокея Фе­доровича] о самокрещении и учении Евфимия, все действие его весьмаы одобрили и потомков его почли за истинных христиан (ист[ория] пятн[ицкого] 1884 г. стр. 8, 9-10[)].

Одним из виднейших после Евфимия представителем христиан крыющихся был славный и знаменитый проповед­ник и учитель[,] вождь и наставник, глава всего братства преимущий пастырь Никита Семеновичь. Его деятельность происходила в половине девятнадцатого столетия и после. По кончине на место его в преимущие был избран Роман Логинович. На место Ром[ана] Лог[иновича] Корнилий Пет­рович, которого за вины низвергли собором, а впоследствии (7423 г.) заэ новые неправославные учения отлучили от цер­квию. На место низверженного Корн[илия] Петр[овича], со­бором, в преимущие старейшие, избран стар[ец] Александр Васильевич.

Оставаясь последовательными и верными принцыпу учения первых остальцов благочестияя[,] поднявшихII голос в защиту православия как — Павел[,] епископ Коло­менский[,] протопоп Аввакум[,] Лазарь, Феодор и др.; стран­ствующие христиане[,] твердо памятуя и соблюдая их заве­щания, соловецких отцов и последующих за ними, которые не были записаны (радиб хранения веры) ни в какия реви­зии, до ныне являются хранителями истинны и носителями пророчественной идеи. (суббот[ин] т. 5. стр. 227; ливан[ов] т. 4. стр. 101; патницк[ий]. 1905 г. стр. 196; ивановск[ий] р[усский] р[аскол]. стр. 175.[)]

 

ВЕРОУЧЕНИЕ

странствующих истинных прав[ославных] христиан.

 

1. О Богословии странствующие христиане учат как оп­ределено учителями св[ятой] вселенской церкви на седми вселенских соборах и поместных[,] засвидетельствованных самою церковию и ея представителямив.

2. На основании пророческих и вообще принятых в ру­ководство древлеправославною церковию писаний странству­ющие христиане верят и учат, что явление в мир последняго всемирного антихриста совершилось в семнадцатом столетии, когда русско-греческая духовная власть во главе с царем Алексеем Михайловичем открыто предали клятве содержащихг православные предания древнейд русской и греческой церквей и самые эти предания.

3. — Сущность антихистанеправославное нечести­вое учение[,] противное учению православной церкви.

4. — Лицо антихриста — не одна определенная исто­рическая личность, а совокупность всех отступников и ере­тиков всего мiра[,] составляющих собою тело апокалипси­ческого зверя как одно целое.

5. — Рождение антихриста от жены блудницы испове­дуют не буквальное.

Под женой блудницей[,] седящей на седмиглавом зве­рее, от которой назнаменано пройзойти антихристу — разу­меют все земное СОБОРНОЕ царство тех же отступников и еретиков[,] представляющих собою, как бы одно тело (же­ны)ж, которые раждают Богомерзския беззакония, (сло­вом нечестиваго учения) т. е. антихриста.

6. Деятельность антихриста происходитз черези тех же отступников и еретиков[,] въ которых действует дух диавола как в своем орудии.

7. Антихрист будет убит во второе пришествие Христа спасителя. Только тогда прекратится всякое безверие и не­честие.

8. Печать антихриста нечувственное тавро-клеймо, а всякое отступление от правого учения и восприятие в свой разум ложнаго понятия как истинного.

9. Под тремя годами споловиной[,] предназначенными для царствования антихриста[,] исповедуют быть неопределенное число лет.

10. Церковь-общество верующих христиан в продол­жении этих таинственных трех споловиною лет будет нахо­диться в бегственно-крыющемся положении в целях уда­ления от законопреступных повелений антихриста и соблю­дения благочестия.

11. Пришествие пророков: Илиик, Энохал и Iоанна Бо­гослова исповедуют быти духовно, которое уже исполни­лось[,] исполняется и будет исполняться. Сущность проро­ков — пророчества, лицо — ревнители и защитники право­славия, мученики[,] пострадавшие за исповедание и проповедание истинны.

12. Священства истинного в настоящие дни царства последнего всемирного антихриста и жертвы[,] т. е. тела и крови Христовой по причине падения священства[,] т. е. уклонения в ереси[,] во всем мире нет и не будет.

13. Церковь теперь состоит из простецов[,] в таковом составе ее найдет Господь во второе Свое пришествие (Твор[ения] Вас[илия] Вел[икого] час[ть] 7. посл[ание] 249 стр. 191—2).

14. Церковь[,] состоя из простецов[,] имеет и соверша­ет только два таинства — крещение и покаяние.

15. Все существующие браки[,] с церковной точки зре- ния[,] законными быть не исповедуют. Ибо законный брак[,] шестая тайна[,] может состояться только с волею епископа и благословением священническим. Теперь же[,] во дни всемирнаго Антихриста[,] истинного священства во всем мире нет, следовательно и брака законного быть не может.

16. Власть гражданскую странствующие христиане для блюдения государственного порядка признают и учат, что без власти мир быть не можетм.

17. Власти гражданской повинуются по столько[,] по сколько повеления ея не вредят истинному православному исповеданию.

18. В силу отречения от мира никакого воинскаго зва­ния на себя не принимают.

19. Записку «в раскол»[,] установленную Петром пер­вым[,] признают печатью антихриста.

20. Наименования: «секта»[,] «сектанты»[,] «раскольники»[,] «староверы»[,] «старообрядцы» и т. д. и т. п., как не составляющие исповедания христианской веры[,] на себя не принимают, а приемлющих почитают за не православных.

21. Ни к какой секте или расколу приписать себя не могут.

22. Исповедуют себя истинными православными хрис­тианами.

23. Паспортъ[,] прикрепляющий к месту жительства и гражданству, по причине отречения от мира не принима­ют и принять не могут.

24. Паспорт не принимали и не принимают еще по причине обозначения в нем вероисповедания, как в роде «раскольник»[,] «сектант»[,] «старообрядец»[,] «часовен­ный»[,] «федосеевец»[,] «поморец» и т. д.

25. Деньги с изображением на них двухглаваго орла при­нимали и принимают**.

26. Приходящих в общество всех[,] за исключением от­ступниковп и раскольников[,] получивших преждер креще­ние в церкви, перекрещивают.

27. Ни к какой политической партии[,] ни к монархи­ческой[,] ни анархической[,] ни демократической и т. п. не принадлежали, не принадлежат и не могут принадлежать. В силу своих чисто релегиозных убеждений не могут быть ни революционерами, ни контр-революционерами.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

 

Находясь почти во всех странах Российского государ­ства[,] крыющиеся православные христиане управляются по примеру одного русскагос прежде бывшаго православного патриархата.

Все общество разделено на пять округов. Каждый округ или область состоит из нескольких пределов. В каж­дом пределе во главе стоит предельный старший с помощ­никами по подобию епископа. Предельные старшие зави­симы от областных старейших[,] избираемых в подобие мит­рополитов. Сами областные вт делах[,] касающихся догма­тов верыу[,] зависимы от преимущаго старейшого, который выбирается в подобие патриарха. Преимущий старейший за­висит от собора. Собор всех странф и пределовх старейших является высшей инстанцией церковной власти. Таким образ[ом] четыре областных состоят главами своих округов в подобие митрополитов, а пятый преимущий старейший в подобие патриарха имеет свою область и является главою областных старейших и вообще всего общества.

Внутреннеец управлениеч.

В мужских келиях главенствует старец игумен, а в жен­ской старица — заслуживающие по качественному достоин­ству уважения.

По случаю отлучкиш из предела в предел или другие кельи пощ надобностиъ каждый рядовой христианин или хри­стианка должны иметь от своего настоятеля или настоятель­ницы за их подписью уволнительную записку-удостовере­ние: в которой обозначается[,] состоит или нет такой-то хри­стианин[,] -ка в полном общении с православными христи­анами.

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ.

 

Образ жизни странствующих православных христиан преимущественно келейный на коммунальных началах. До­пускается и частная собственность. Совместное прожитие мужщин с женщинами не допускаются.

 

ТРУД.

 

Труд членов общества состоит и происходит смотря по условиям и благоприятствующим обстоятельствам жизни. Все трудоспособные мужщиныы кроме изучения и выполнения христианских уставов[,] если позволяют условия[,] как на- пр[имер][,] когда нет преследований и ущерба веры от ок­ружающей мiрской среды[,] выполняют всевозможные ра­боты. Плотничают, столярят, слесарят, портничают, чебота­рят, переплетают книги, пишут иконы, помогают странноп- риимцам пахать, сеять, жать, косить, обрабатывать огоро­ды, рубить лес, дрова и т.д. Словом все, кто, что умеет и может и что служит предметом обезпечения жизни челове­ка. Не лишаются труда и женщины-старицы. Где нет пре­следований[,] они выполняют все те же крестьянские поле­вые иь домашниеэ работы. Во время преследований те и дру­гие[,] т. е. мужщины и женщины[,] выполняют рукодель­ные работы келейным образом. Лица обоего пола[,] не мо­гущие заниматься физическим трудом[,] исполняют те ра­боты, которые подсильны. Напр[имер]: следят за внутрен­ним хозяйством по келии, приготовляют потребное, ухажи­вают за больнымию, шьют, вяжут, занимаются перепиской крюковых книг для пения и т.д. Всякия праздность строго преследуется[,] «ибо не делаяй да не яст»[,] учит слово Божие.

 

КАССА.

 

Все предельные старшие, областные и преимущий от поступающих пожертвований могут составлять и иметь кас­су и по своему усмотрению расходовать ее на помощь бед­ной и немощной братии. Если пожертвование поступило не именословно, то оно распределяется пропорционально по­требности нуждающихся по усмотрениюя старейшагоIII,а. Из общаго фонда, который вверяется преимущему старей­шему[,] денежная сумма выдается им первым долгом на те пределы христиан, которые нуждаются в обязательной по­мощи.

Отчеты по кассе каждый старейший обязан давать пе­ред той инстанцией церковной власти, которой подчиняют его каноническия постановления.

 

КЛЕВЕТЫ НА ОБЩЕСТВО.

 

До сих пор в народной массе ходит молва о существо­вании у крыющихся христиан так называемой «красной смер­ти» и «причащениив человеческой кровью». Онаг состоитд в том[,] что якобые заболевшаго «странники» христианина убивают посредством удушения «красной подушкою» илиж [«]закал[ыв]аютз под какое то по счету ребро, колют не столько взрослых[,] сколько детей, добытой кровью кото­рых и причащаются». Не смотря на всю безобразную и не­лепую молву, о немыслимой у христиан «красной смерти»[,] вопрос о ней однакои охотно записывается на страницы гла­големымик историками и казенными «миссионерами[»]л до наших дней. Правда[,] более или менее сознательные из них давно уже заявили, что этот вопросм, как ни чем не доказан­ный[,] должен остаться открытым. Ибо нет ни одного до­казательства[,] который бы подтвердил этон. [(]Проф[ессор] Ивановск[ий]о внутр[еннее] устройство веры странников стр. 96. Его же Два чтения по раск[олу]. стр. 67—8; Пятницк[ий]. стр. 160—61. Лопух[ов]. православная] энцикл[опедия], прилож[ение] к журн[алу] странник 1903 г. т. 2 стр. 336—7[)].

Но «миссионерам»[,] «боевикам» не желательно — по­мириться с таким заявлением, они до сих пор расписывают о несуществующей у христиан «красной смерти» на страни­цах своих пасквилей (как напр[имер] В. Морозов и А. Куляшов пермск[ие]п наз[ываемые] миссiонерыр в Брошюре вера странников). Их мучает опасение, они боятся чтос с непризнанием у «странников» «красной смерти» ускользнет последнее доказательство[,] дескритирующее «странников[»] пред темными народными массами. Ведь нет же ни одного основания доказать за «странниками[»] неправославие и за­щитить свое положение[,] особенно при полемике с представителями странников. Дай[,] мол, хоть этим кольнем их[,] авось запугаем публикуе, онау неф будетх им доверяться и не пойдет за ними, а странникам то больно будет.

Однакоц странствующие христиане не удивляются, что их враги могут быть так способны на распространение кле­веты. Таким же образом клеветали на христиан первых ве­ков и язычники. Онич тоже распространяли слух, что хрис­тиане поклоняются ослиной голове, закал[ыв]ают детей, едят их мясо и пьют их кровь (Катакомы). Пусть будут компань­онами с язычниками недоброжелатели странствующих хри­стиан[,] если не хотят им верить, но они сош своей сторо­ныщ еще раз заявляют, что никакой насильственой смерти среди их общества не существует. Они знают заповедь Божию «не убий» и соблюдают ееъ нерушимоы, тогда, какь их обвинители иэ клеветники не обходились без...ю

 

Составил 7428 г. месяца мая 19-го дня с[тарого]/ст[иля] в городе москве        П. Морозов.

 

«СТРАННИКИ» НЕ ИСТИННЫЕя.

 

Въ обществе странствующих крыющихсяIV христиан сб начала девятнадцатогов столетия произошло несколько разделении.

1813 году образовался толк безденежников. Основате­лем котораго был Василий Петров. Кроме учения о царских монетах с двухглавым орлом они с вышеописанным обще­ством ист[инных] православных] христиан имеют не соглас­ное учение об антихристе и т.п.

Странники брачники возникли второй половине 19-го столетия. Основателем его был Николай Касаткин и Мирон Васильевич около Пошехонья. Касаткин[,] основав­ши толк, оставил его, а сам поступил в казенные «миссио­неры». Учениег о браке в основе такое же[,] как и у старо­обрядцев.

Савваиты безглавые, основателем которых был Савва Александров[,] образовались под конец 19-го столетия, спус­тя 16-ть лет после написания статей Никитой Семеновичем. Их учение заключается в не признании главенства простеческой церковнойд власти, и проповедании абсолютнаго ра­венства между членами общества. Отрицали выборную власть, проповедывали вольную. Теперь начинают отступать от первоначального ученияе и соглашаются ставить для управления общиной власть чрез избрание[,] но без преимущаго, кото­рый по их учению есть неограниченныйж «папа»з.

Странники корнило-федоравцы образовались лети пять тому назадк не с большим. В основе их учения о преимущей власти тоже, что и у безглавыхл Савваитовм. Для управления обществом они учат быть не одному стоящему во главе ста­рейшемун с областными и предельными старейшимио поп примеру одного патриархатар[,] а пяти преимущим по подо­бию пяти вселенских патриархов. И много др[угих] причин[,] по которым они отлучены от православной] церкви собором[,] бывшим в симбирской стране под председательством преимущаго старейшего Александра Васильевича.

Все вышеперечисленные ответвления выросли на по­чве не подчинения преимущей церковнойс власти и тяготе­нии к личному вольнодумству.

Подробное описание возникновения всех обществ «не истинных странников[»]т и их вероучения ждет своего авто­ра. Краткое надпоминание о них сделано здесь с целью вы­делить их от описанныху истинных христ[иан] странствую­щих и снять с себя ответственностьф за их благонадежность.

ГА РФ, ф. 1235, оп. 56, д. 26, л. 86-104об.

 

Примечания

 

* Доказательствам сему служит то обстоятельство, когда в наше время и на наших глазах фигурируют в руководствах «историйки» о нашем обществе[,] вышедшие из под пера какого либо «знаменитого» профессора или «миссио­нера»[,] переполненные лжи, клеветы. Приурочивании таких обвинений на­шему обществу, которые не мыслимы при наших релегиозных убеждениях[,] и есть сплошной вымысл какого либо клеветника. До сих пор о нашем обще­стве в исторической литературе НЕТ НИ ОДНОЙ истории[,] вполне правиль­но освещающей наше УЧЕНИЕ и жизнь общества. Высказаться на страницах истории и изложить все то[,] как мы веруем[,] как должно быть[,] при монар­хизме мы не имели возможности..." (Прим. автора).

** Существуют называемые] странники «безденежники», к которым мы не принадлежали и не принадлежим. Часто историки, «миссионеры» и старо­обрядческие начетчики стараются с тенденциозной целью навязать нам и на­шему предку старцу Евфимию учение о непринятии царских монет с двухгла­вым орлом. Но ни старец Евфимий[,] не мы такого учения не содержали и не содержим. Приведенная выдержка у Ливанова т. 4 стр. 73, на которой осно­вываются наши обвинители, по которой гласит[,] что старец Евфимий при­знавал «царскiе пенязи печатью антихристовой» — не верна. Ибо цитируемый // (л. 99 об.) Цветник[,] из которого она взята[,] принадлежит не старцу Евфимию, а Василию Гаврилову безденежнику. Сам Ливанов на стр. 108-й своего того же тома опроверг свой довод до основания, а вместе и себя. Он пишет, ч[то| «в отличие от Евфимия и Ирины некто Василий Петров стал учить, что нельзя брать в руки деньги, как заклейменые антихристовой печатью». И дейст­вительно учение о деньгах возникло уже по смерти Евфимия. Евфимий скон­чался 1792 г.[,] а толк безденежниковн основан Василием Петровым 1813 году. [(]Истор[ия| русского] раск[ола] Смирнова стр. 117[)]. Ложь Ливанова и его поклонников изобличенао на лицо! (Прим. автора).

 

I Далее вычищено одно слово; б многоточие в тексте рукописи; в вписано поверх вычищенного; г-д вписано над вычищенными двумя словами; е вписано над строкой; ж исправлено из ранее написанного убегали; з далее зачеркнуто если нельзя было; и вписано над строкой; к далее заштриховано глаголемаго; л исправлено из ранее написанного «бягунства»; м вписано над строкой; н далее заштриховано их; о далее оставлено место для номера страницы; п многоточие в тексте рукописи; р исправлено из ранее написанного попавшая; с далее заштриховано учение; т вписано над строкой; у вписано над строкой; ф далее зачеркнуто Андре[ян]; х исправлено из ранее написанного учению; ц да­лее над строкой вычищено одно слово; ч исправлено из двух последних букв ранее написанного и заштрихованного основателем; далее вычищено одно слово; ш ис­правлено из ранее написанного ни; щ далее оставлено место для номера страни­цы; ъ вписано поверх вычищенного смерти; ы вписано над строкой; ь исправлено из ранее написанного семенович; э-ю ис­правлено в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи отлучили от церкви за новые неправославные учения; я далее отрезана строка текста рукописи из трех слов современные странствующие [христиане?].

II Исправлено из ранее написанного поднявшие; б исправлено из ранее написанного ни; в далее оставлено место для вставки ссылок; г далее вычищено древние; д вписано над строкой; е далее зачеркнуто разум[е­ют]; ж вписано над строкой; з-и вписано поверх вычищенного выразится через; к исправлено из ранее написанного илии; л исправлено из ранее написанного эноха; м далее вычищено а без царей быть [может?]; н далее зачеркнуто обр[азован]; о взято в рамку и исправлено из ранее написан­ного изобличила; п исправлено из ранее написанного отступивших; р вписано на левом поле рукописи; с вписано поверх вычищенного ранее бывшаго; т-у вписано над строкой; ф-х вписано над строкой; ц-ч вписано на свободном месте в после­дней строке предыдущего абзаца; ш вписано поверх вычищенного переезда; щ-ъ вписано над строкой; ы вписано над строкой; ь-э вписано над строкой; ю далее вычищено и т.д.; я-III вписан над строкой; б исправлено из ранее написанного старшего; в далее зачеркнуто кровью; г вписано поверх вычищенного; д далее вычищено одно слово; е вписано над строкой; ж-з вписано поверх вычищенного которая; и вписано на левом поле рукописи; к-л исправлено из ранее написанного глаголемых истори­ков и казенных «миссионеров»; м вписано поверх вычищенного; н-о вписано по­верх вычищенного; п-р вписано над строкой; с вписано над строкой; т далее вычищено и; у далее зачеркнуто не пойдет; ф-х исправлено из ранее напи­санного за ними; ц вписано на левом поле рукописи; ч исправлено из ранее напи­санного и на; ш-щ вписано над строкой; ъ далее вычищено более; ы-ь вписано поверх вычищенного; э вписано над строкой; ю многоточие в тексте рукописи; я исправлено из ранее написанного ИСТИННЫЯ.

IV Вписано над строкой; б вписано над строкой; в вписано поверх вычи­щенного; г исправлено из ранее написанного Ученiе; д вписано поверх вычищенного; е исправлено из ранее написанного ученiя; ж-з исправлено в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи «папа» неограниченный; и-к ис­правлено в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи назад тому лет пять; л-м исправлено в последовательности расставленных над словами номеров, в рукописи Савваитов безглавых; н исправлено из ранее напи­санного старшему; о исправлено из ранее написанного старшими; п-р вписано над строкой; с вписано над строкой; т далее заштриховано одно слово; у вписано на левом поле рукописи: ф далее над строкой вычищено с себя.