Сказание об
одинацети страдальцах 20-го века.
[О страдальцах одинацати писано 7465 г.]
Когда люди не имели писменности, тогда все важные и особенно трагические события у порядочных людей сохранились в памяти, а потом они изустно с большой точностью передавали их последующему поколению. Но когда человечество обогатилось письменостью, тогда вошло в обычай передавать описанию все достойное внимания, а особенно записывались на страницах истории золотыми буквами мужественные, героические подвиги и страдания за веру Божию предков християн, живущих в языческие и безбожные времена.
Если уже самоотверженные герои гражданских войн, отличившиеся в сражениях с врагами, заслужили себе великую славу и их доблесть не забывается во многие века, то неужели мы забудем доблестные дела, подвиги, терпение и страдания за благочестие наших славных духовных героев, гигантов, живших недавно среди нас, братьев наших и сестер?
Когда мы читаем жития и повествования о древних християнских мучениках, пострадавших за Христа, читаем расказы об их терпении и великом мужестве при перенесении ужасных мучений, то у нас иногда возникает сомнение недоверия: не предукрашены ли, мол, жизнеописания и их? Как это подобные нам люди могли переносить такие невообразимые мучения? Думаем — не передается ли все то в предувеличеном виде историками с целью придать большое значение событиям? Но ничего подобного вы, читатель, допустить не можете, когда будите видеть жития страдальцев наших дней, когда мы пишем «о совершенно известных между нами событиях» — как говорил евангелист Лука. Эти люди, о которых я пишу здесь, — братья и сестры наши, о них можно сказать: они дети одного с нами отца и овечки одного двора, а потому о них мы можем написать одну только истину без всяких прикрас и предувеличений.
Описать страдальческие подвиги всех християн нашего века, к сожалению, мы не в состоянии, а остановимся прежде всего на 11-ти мучениках, жизнь и кончина которых мне больше всех известна. Шел 1941-й год по новому счету. В этом году началась 2-я Великая Отечественная война с гитлеровской Германией. В этот же наполненный ужасами год пострадали за веру християнскую наши передовые, ревностные братия и сестры, имена которых еще ранее были записаны в Книге Жизни на небесах. Во главе 11-ти пострадавших стоял Василий Иванович — 70-ти летний старец, подвижник, который по смерти преимущаго ин. о. Арсения занимал его пастырьское место в обществе Истино-Правос. Христ. Странствующих. Второй страдалец-мученик из группы 11-ти был Киприян Федоровичь — молодой, весма талантливый проповедник, отличившийся на суде горячим исповеданием своей веры. Третий — страдальцем сподобился быть Магистриян Федоровичь — человек высоких нравственных качеств. Четвертый в этом ряду мучеников стоял Аполос Трофимовичь — весьма ревностный и даровитый мужщина средних лет. Пятый к лику мучеников присоединен Федор Степановичь — бывший странник и усердный странноприимец. Шестой страдалец за истину был Александр Павлович — ласковый, бесстрашный благодетель-странноприимец.
Далее в состав группы 11-ти входят 5-ть женщин-страдалиц. Благодать Божия укрепила и женские серца к мужественному перенесению всех предсмертных истязаний и небоязненно встретить смерть за имя Христово.
Первая из пяти мучениц была старица ин. Агапия — достойная великих похвал руководительница молодой семьи девушек християнок. Вторая по ней — Феозва Николаевна. Эта более авторитетная християнка, с большими административными способностями. Третья из пострадавших была Евстолия Евстафьевна — девица средних лет. Ее можно назвать еще исповедницей — она на суде горячо обличала безбожническое нечестие. Четвертая в ряду мучениц стояла Хариесса Андреевна, давно желавшая пострадать за имя Христово. Пятая, сподобившаяся пострадать за святую веру Божию, это была смиренная старушка Александра Федоровна, исполняющая кухонное послушание. Все эти одинацеть человек — 6 мужщин и 5-ть женщин, как едиными устами исповедали себя пред безбожными судьями християнами, и не у кого из них не обнаружилось ни малейшаго страха пред угрожающею им смертию.
По выслушанию прочитанного им приговора: «высшая мера социальной защиты — растрел», страдальцы-мученики возблагодарили Бога словами: «Совершилось! Слава Богу за все. Аминь!»
Это мы сделали краткий общий очерк всех 11-ти страдальцев. О них же остановимся на жизнеописании каждаго из них.
О жизни перваго из мучеников и старшаго по летам и достоинству Василия Ивановича следует сказать вот что: этот благообразный и смиренный раб Божий был родом из Оханскаго уезда Перм. губ. из средняцкой крестьянской семьи, с 25 лет возлюбил християнскую жизнь, отрекся суеты мирской и уехал в город Данилов Ярослав. губернии, где в то время было большое християнское центральное общежитие, возглавляемое первым помощником преимущаго Александром Васил. Здесь Василий Ив. отдался под руководство искусных правителей. Сначала прошол трехгодичное послушание, физически трудился в слесарной мастерской, имеющейся при общежитии, и в то же время читал богословско-християнскую литературу и готовился к проповеднической деятельности. После такой подготовки чрез 5-6 лет В. И. стал очень славным проповедником християнской веры. Будучи неусыпным тружеником на проповедническом поприще, В. И. скоро надорвал свое здоровье, а потому ему мало пришлось быть в миссионерских разъездах — он около 35 лет находился при обители в г. Данилов, разделял духовный труд со своим учителем и другими старцами. 8-10 лет своей жизни В. И. проживал около г. Казани и жил за перваго помощника преимущему о. Арсению, а по смерти о. Арсения, последовавшей в 1937 г., В. И. стал крайним верховным пастырем Христовой церкви. Проводя свою земную жизнь в преподобии и правде, без всяких колебаний и предкновений, В. И. был человек высоких нравственных правил, служил примером для подчиненных в кротости и незлобии, за что и сподобился мученической кончины.
2. О Киприяне Федоровиче. Этот молодой, красивый телом и душой юноша родился в Пензинской губ. Отец Киприяна — Гришин Федор Григорьевичь принадлежал к зажиточному классу. По окончании средняго образования молодой Киприян поимел великую веру в Бога и горячее усердие служить Ему одному. Он оставил мирскую прелестную жизнь со всеми ее приманками. Киприян Федорович, побуждаемый ревностью по Бозе, уехал из богатаго родительскаго дома и определился в странническое общежитие в г. Данилове, где в то время (т. е. в 1920 г.) было сосредоточение всей християнской мудрости. Тут юный странник отдался в полное послушание опытным руководителям и, принимая от них уроки благочестия, Киприян Федоровичь в скором времени научился замечательному благонравию, стал идеальным християнином и проповедником истины. На 22 году, за проповедь Христовой веры Киприяна арестовывают и ссылают на Соловки. По отбытии трехгодичной ссылки молодой проповедник снова возвращается в свою прежнюю обитель в Данилов. Там он дополняет свое богословское образование, находясь при ногах преимущаго старшаго о. Арсения и других сильных в слове проповедников. После К. Ф. уже зделался выдающимся проповедником слова Божия, ездил по разным городам со славным в то время оратором Афанас. Иван. И опять, в 1934 г., К. Ф. арестовывают и ссылают в конц-лагерь, сначала на Медвежку (в Карелии), а потом в Марининские лагеря. По отбытии срока наказания Киприян снова возвращается к своим собратиям и своему о. Арсению и был с ним до его кончины (1937 г.), а по кончине отца Киприян Ф. стал первым помощником старцу Василию Ивановичю, занимающему в то время место преимущаго. В продолжении 20 лет состояния на странственном пути этот неусыпный труженик, доблестный проповедник, высоконравственный человек, девственник, безстрашый страдалец и исповедник християнской веры достоин великих похвал: «Несть ин не воста среди х-н нашего времени», яко же Киприян Федоровичь. Вся жизнь этот страдальца была украшена его светлыми деяньми. В промежуточные от тюремных заключений и ссылок годы Киприян вел обширную переписку не только с живущими на воле христианами, но главным образом с братьями, находящимися в сылках и заключениях. Он всем помогал, всех утешал и всех ободрял. Испытавший сам напасти мог напаствованным помогать. О дивный страдалец и мученик! Кто может сравняться с тобой?! 6-г. июля стар. стиля 1942 г. безбожная пуля сразила твое изможденное от поста и молитвы тело, но зато освободила тебя от всех невзгод и трудов земных, а чистая душа твоя вознеслась к престолу Всевышняго.
3. Далее хотя кратко опишем благочестивую жизнь кроткаго, молчаливаго, еще также молодого християнина Магистрияна Федоровича. Бывшая родина этого страдальца — в Ивановской обл. недалеко от села Вичюги. Отец и мать этого мученика издавна были ревностными последователями християнской веры и детей своих воспитали в этом же духе и страхе Божием. Как Магистриян, а также два его брата Василий и Стефан с самых юных лет стали на мироотречную жизнь и потом за свое убеждение были арестованы и мученически скончались в тяжелых концлагерях — Стефан и Василий. А Магистриян Федоровичь уже после пострадал вот с этими, в числе 11-ти мученик. Восхвалить по достоянию этого праведника мы не сможем. Магистриян Фед. был истинный раб Христов. В его лице можно было видеть образ и подобие какого-то небожителя. Благообразный вид его говорил за то, что в его серце обитает Дух Святой. Из кротких кроткий, из смиренных смиреннейший, Магистриян Федоровичь мог служить примером и образом для всякаго хотящаго спастись. Он имел и богатые способности в церковном пении, в художестве иконописания и в поэзии. До своего последняго страдальческаго конца М. Ф. еще ранее перенес 5-ти годичное заключение, но оно нисколько не ослабило его ревность и терпение. Чистая, девственная, светлая, безупречная жизнь сего праведнаго человека да будет в памяти у всех в вечные роды.
Вместе с этими мучениками-страдальцами был осужден и убит Аполос Трофимовичь — прекрасный телом и душой человек, только что достигший возраста Христова, а уже перенесший 5-ти годичное заключение за веру Божию. Родился Апол. Троф. в Пермской обл., Верещагинскаго р-на. Мирское имя его Филипп. Доживши до совершеннолетия в деревенской обстановке, а потом отслуживши в рядах Советской Армии и вернувшись домой, Филипп женился на единоверной девушке, и прожил с ней 2-3 года. Он и жена его, разгоревшись божественною ревностию, они оставили мирскую свободную жизнь и вышли на трудную странническую. И после непродолжительнаго испытания на этом пути Филипп и его быв. помощница были сподоблены св. Крещения. Тогда Филипп получил новое християнское имя Апполос. Крещение было совершено в г. Данилове, где и остался жить под руководством опытных наставников новокрещенный Апполос. Здесь он приобрел духовное ведение и научился християнской проповеди. А по выезде из Даниловской обители в 1927 году Аполос Троф. определился на житье в Пермской обл., поселок Вороновка. По разорении Вороновскаго общежития в 1929 г. вскоре Апол. Троф. был арестован за християнский образ жизни и отбывал 5-ти годичное заключение. Во время пребывания в лагере трудолюбивый страдалец работал вначале санитаром при тюремной больнице, а потом лекпомом. По своем же освобождении от заключения Апол. Троф. много приносил ползы больным единоверцам своим медицинским искуством. За свой терпеливый и благонравный образ жизни Господь сподобил Апол. Троф. мученическаго конца.
Вместе с указанными выше страдальцами-мироотречниками такую же кончину сподобились получить два странноприимца, оба бывшие странники — Федор Степановичь и Александр Павловичь. Сначала вкратце опишем жизнь Алек. Павл., в доме котораго и были арестованы 5-ть человек християн — именно тех, о которых я пишу здесь. Александр Павловичь родился в г. Перми. Мать сего страдальца еще и теперь жива — старушка Марья Андреевна, живет на мироотречьном положении. Достоинства этого ревнастнаго, прекраснаго молодого человека очень велики, и таланты его изумительные. Едва ли не 15-ти лет приветливый, симпатичный паренек от души возлюбил Бога, оставил своих родителей, «мир и яже в нем». Александр уехал в помянутый выше г. Данилов. И прошедши там некоторое испытание под руководством, юноша Александр был сподоблен св. Христ. Крещения. После чего пастыри церкви направили Алек. Павл. под ведение искусных художников-иконописцев, и молодой ученик быстро усвоил это благородное мастерство. В 1933 году Алек. Павл. вместе с единоверными хрис-нами был арестован в г. Казани и сослан в лагерь, в Корелию. А вот в 1941 году, когда повсюду християне преследовались, тогда этот христолюбивый человек, согласившись с одной благочестивой женщиной, приобрели дом в Марийской А. С. С. Р. для странноприимства и пригласили под свой кров 5 человек християн. Советская разветка обнаружила это пристанище странников, арестовала христиан, а вместе с ними и хозяина дома — Алекс. Павл. Таким образом, при исполнении заповеди Христовой «страннаго приими» Алек. Пав. подвергается суровой репрессии от власти за содержание хр-н и умирает исповедником християнской веры. Поскольку мне известно, во время тюремнаго заключения А. П. никогда не унывал, а всегда был бодрым и веселым, даже всегда подбадривал малодушных собратий и всегда им помогал, чем только мог, даже готов был отдать свой малый паек голодающим — таковы высокие добродетели этого молодого страдальца Александра Павловича.
Последним из 6-ти страдальцев мужщин был Федор Степановичь, мирское имя его Степан. Родина Степана Степановича — Пермская губ., Пермско-Илышский р-н, деревня Климята. Отец и мать Степашки были ревностные приверженцы християнской веры. Они имели 3-х сыновей и одну дочь. Всех детей своих родители отправили в странство в самом юном возрасте. Степашка был 2-м их сыном. Живой, смелый мальчик 11-ти лет направляется родителями в пресловутую християнскую Даниловскую школу, куда на два года раньше был отправлен его старший брат 16-ти лет. При Даниловском общежитии бойкий Степан проходил предварительное христианское послушание, работая при бакалейном магазине мальчиком-разнощиком товаров. В свободное время Степан повышал свое светское школьное образование.
Имея от природы острый ум, юноша Степан скоро усвоил хотя среднее образование, а вместе с этим он приобрел сильный навык печатания на машинках всех cистем. Кроме того, он изучал и богословскую, и светскую литературу, приготовляя себя к проповеднической деятельности. Но так как пока еще был слишком молод для благовестническаго дела, то о. Арсений пристроил его к себе на услужение как бойкаго и внимательнаго.
На 22 году уже совершеннолетний Степан принимает христианское крещение в г. Данилове и получает имя Федора. С этого времени Феодор направляется в чтецы — помощником выдающемуся в то время проповеднику Афанасью Иван., будучи и крестником ему. В продолжении не одного года Федор Степановичь ездил со своим учителем по разным городам Сов. Союза, проводя всевозможные диспуты и беседы, а с 1930 г. многолюдные публичные дискуссии были властью запрещены. С тех пор проповедь веры стала замыкаться в небольших неофициальных кругах. А в 1933 году арестовывают проповедника Афанасия Иван. и его помощника. Того и другого осуждают в лагирь на 10 лет.
Афанасий Ивановичь в концлагерях скончался, а Федор Степановичь, не окончивши срок заключения, нелегально освободился и уже с тех пор — с 1936 года обзавелся мирской семейной жизнью. Живя в своем доме, Ф. С. все время содержал у себя странствующих християн. Например, в г. Казани в его доме жили 6-7 человек християн. У него же жил и скончался преимущий о. Арсений, где и погребен был (1937 г.). А за последнее время пред страданием Ф. С. переехал в г. Алатырь и там опять же держал у себя такое же количество християн, за что и был репрессирован властью и принял страдальческую кончину.
Достоинства этого человека — Ф. С., главным образом выражались в его безстрашном странноприимстве. Дверь для христиан у него была всегда открыта, даже в самое опасное, гонительное время, а также к услугам християн он был всегда готов.
После описания житий страдальцев мужщин хотя вкратце опишем житейския поприща 5-ти женщин-мучениц. Точное жизнеописание этих подвижниц я не могу зделать, а коснусь только тех ихних дел, которые были известны многим из наших хр-н. Только славные, богоугодные дела могли привести сих жен к мученичеству.
1. Предпочитая иноческий, ангельский чин прежде других, я опишу об ин. Агапие. Эта смиренная агница Христова, будучи еще очень молодой, выполняя все християнские обязаности, горя ревностью ко Христу воз'имела желание быть инокиней — что было в то время большой редкостью среди христиан, чтобы молодым постригаться в иночество. Пройдя крестоносный евангельский образ жизни, ин. Агапия имела около себя небольшое семейство молодых девушек и была для них хорошим образом в подвижнической жизни. Всегда была тихая, отзывчивая к нуждам не только своих послушниц, но и к другим людям, находящимся вблизи ея. Ин. Агапия имела способность организовать келейный труд для материальнаго обеспечивания своей семьи и для помощи другим. За ее трудолюбивую, чистую жизнь Господь сподобил ин. Агапию мученическаго венца.
2. Вторая, из ряда выходящая — неусыпная труженица, идеальная християнка, истинная раба Божия Феозва Николаевна, с молодых лет прожившая безупречно до 65 годов без всяких колебаний и предкновений. Можно было видеть, что Благодать Божия поддерживала сию святую деву, никакие соблазны ничють не разслабили эту невесту Христову. Находясь в полном послушании весьма требовательных старших и неся всю хозяйственную, келейную тяготу, Феозва Николаевна всегда скрывала свой труд, приписывала его другим, а не себе. Руководя большой християнской семьей в г. Данилове, а потом в г. Казани и в Алатыре, Ф. Н. везде и для всех была лутьше матери родной. Простая, незлобливая, смиренная старица, исполненая благих дел и милостыни, Ф. Н. жертвовала своей жизнью свободной при исполнении Христовых заповедей. Из численных ее добродетелей я хочю указать на одну, превышающую всех: когда в г. Казане в 1933 году происходили массовые аресты хр-н и всем находящимся еще на свободе угрожала опасность, и вот в такое опасное, тревожное время Феозва Николаевна старалась облегчить состояние каждаго арестованнаго, не щадя ничего из своего имения, она оказывала помощь всякому христианину чем только могла: даже сама, лично носила в тюрьму передачю, рискуя своей свободой. И действително, во время одного посещения, принося передачю заключенным, Феозва Никол. была арестована и получила срок — 3 года. Такой самоотверженный, благородный поступок этой старицы говорит о ее великой любви: «как душу положит за ближняго» (Иоан 15:13). А это Феозва Николаевна сделала, и не только это, но и все, что только есть высокаго, святого, все было сосредоточено в этой праведной натуре.
Третья из числа 5-ти страдалиц — християнка средних лет Евстолия Евстафьевна. С самых юных лет эта раба Божия возлюбила мироотречный, страннической образ жизни. Воспитывалась она под руководством авторитетной предельной старшой — старицы Серафимы Кириловны в Сарапульском пределе. Уроки благочестия она получила тут, а потом Евс. Ест. до самаго дня ея ареста жила со своей кресной ин. Емилией, вместе с ней была и арестована. Одаренная от природы смелой натурой и богатой словесностью, Е. Е. превзошла своих сверстниц-сестер в християнском образовании и достигла проповеднической степени. Но, к сожалению, недолго пришлось ей выполнять эту святую обязанность. В самом расцвете сил арест и смерть прекратили ее деятельность. На суде эта смелая проповедница была самой горячей исповедницей и обличительницей безбожных судей. Чрез ее уста видимо говорила сила Божия во время судебнаго процесса. Благонравная и благообразная девица со светлым умом всех могла располагать к слушанию слова Божия, которое она провозглашала. Церьковь Христова никогда не забудет эту славную исповедницу и мученицу. Господь призвал ее к себе — «Да не злоба изменит разум ее!»
4. Четвертая из пострадавших и принявших мученическую кончину была почтенная старица Хариесса Андреевна. Родина ее была в Пермской губ., Димитревской волости небольшая деревушка. Но несмотря на трудную и убогую деревенскую жизнь Хар. Анд. (мирское имя Агрипина) в молодости нашла возможность научиться грамоте, читать Псалтырь и т. п., что в то время было большой редкостью и считалось весьма почетным делом. Потом эта трудолюбивая девушка вышла за достойнаго себе жениха. И проживши с ним около 10 лет, Агрипина познала християнскую веру и мужа своего привела к познанию истины. И когда они оба услышали евангельскую проповедь: «Кто хочет совершен быть, продай имение свое, раздай нищим и иди вслед меня» (Мат. 19:21), так они и сделали — покорившись повелению Господа, Агрипина с мужем ликвидировали свое хозяйство и вышли на странническое положение. Взявши крест свой, они отдали себя в полное послушание духовным руководителям. После некотораго испытания на странственном пути Агрипина приняла св. Крещение, в котором получила новое имя Хариесса. По принятии св. Крещения X. А. вела высоконравственную, богоугодную жизнь, даже удивляла своей ревностью окружающую братию. Видя такое добродетельное житие, церковное руководство поручило X. А. управление над молодыми девицами — она была поставлена келейницей больших образцовых келий в Ильинском пределе, а потом Чердынском и Зырянском на реке Печере. И везде эта почтенная старица оставляла по себе только весьма хорошие отзывы. За свой благочестивый образ жизни X. А. сподобилась мученической кончины.
5. Самая последняя из 11-ти страдальцев была 70-тилетняя старушка Александра Федоровна. Эта безобидная, безграмотная, ничем-ничем не проявившая себя, кроме безпрекословнаго послушания, раба Божия и раба християнская. За что же она растрелена безбожной властью? Приходится думать — если бы эта смиренная послушница не была угодной Богу, то не сподобилась бы мученической кончины с передовыми християнами.
В этом малом очерке мною помянуты только те християне-мученики, день славной кончины которых мне известен — 6-го июля 1942 г. Есть еще живые свидетели, могущие подтвердить мою повесть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Блаженны вы, братие наши, страдальцы и мученики, пролившие кровь свою за Христа. Блаженны вы еще и потому, что серца ваши не подверглись тем диявольским искушениям, которые в наше время ослабляют веру в Творца и загробную жизнь.
Земныя ваши страдания кончились — вы перешли бурное житейское море и достигли тихой пристани. Вас теперь ни каснется никакая неприязнь. Вы, страдальцы,— в чертогах Небеснаго Отца, в немерцающем свете и в непрестанной радости. О, как завидна ваша блаженная участь! Вы, братья-мученики, имеющие дерзновение к Господу, помолитесь же за нас, дабы и нас Христос сподобил части спасаемых чрез мучение ли за веру Божию, или чрез угодную Господу жизнь, а вашу светлую и блаженную память мы будем почитать во все роды родов. Аминь!
6-го июля
На память
страдальцам 1942 г.
В Чебаксарах в большом помещении
Пред лицом областных, безбожных судей
Страдальцы Христовы ждали решение
От Беринских агентов — злых палачей.
Прокуроры и судьи им предлагали
Отречься от веры и Бога забыть,
А страдальцы на то отвечали врагам:
«Возможно ль матерью вместо Бога полюбить?»
И все они с верой живой и глубокой
Стоят пред судом с веселым лицем,
Не боятся страданий и смерти жестокой,
И все им угрозы совсем непочем.
Судите нас строго, тираны!
Оставте попытки у нас веру отнять!
Мучте, стреляйте, давайте нам раны,
Все мы согласны сейчас умирать.
Тут был им зачитан приговор вскоре:
«Одинацеть странников растрелять!»
Спасибо! Довольны! С спокойствием во взоре
Страдальцы сказали: «Нам лутшаго нечего ждать».
После сего их разлучили
По камерам. В тюремных стенах
На два больших замка заключили:
Дабы им нагнать предсмертный страх.
Тут они слезно молились
И днем, и в ночной тишине.
А потом и с тюрьмой распростились —
Поставлены были к оградной стене.
В глухую полночь их всех выводили
Связавши им руки крепко назад.
И в чернаго ворона-бокс усадили,
И быстро раздался вести их наряд.
Тихо машина в просторе гудела,
А потом подвезла к опушке лесной.
Только луна на них с неба глядела,
А от-толь возвращается автобус пустой.
Что с вами было, когда вы стояли
У ямы могильной, сырой?
Пулю веть в серце себе ожидали,
Умом же прощались с дружиной своей.
Вот смертный момент наступает.
Стрелок уж прицелом гремит,
Курок на капсул опускает...
И пуля им в серце летит.
Свершилось!
Тогда они видят небо отверстым
И ангелов сверху парящих на них,
И несут их души к чертогам небесным,
А в телах их навек ужас затих.
Слава на небе вас ожидает,
И сонмы святых вам навстречю идут,
Спаситель с венцом вас встречает,
Небожители в семью свою вас примут.
А где ваши мощи, мы, братья, не знаем,
От нас утаили враги навсегда.
Посетить ваш прах сильно желаем,
Но нет к нему никакого следа.
Страдальцы двацатаго века,
Спите вы тут до Суднаго Дня,
Не забутьте пред Богом того человека,
Кто сложил вам стих сей, любя!